Упражнения развития воображения и ясновидения. Практики

Альберт Эйнштейн сказал, что воображение является величайшей творческой силой. Почему бы такому великому человек говорить то, что звучит так глупо и тривиально? Взгляните на эти слова снова: «большая творческая сила». Воображение? Не образование? Ни деньги? Не удача?

Наполеон Хилл, автор книги «Думай и богатей», говорит, что фантазия является самой удивительной, чудотворной, непостижимо мощной силой в мире. Перед тем, как отбросить эту мысль как сумасшедшую, следует знать, что г-н Хилл был советником двух американских президентов, получил заказ от богача Эндрю Карнеги, о том, чтобы научить людей осуществлять свои мечты, и получил множество благодарностей от величайших людей во всём мире, которым он помог добиться успеха.

Воображение является силой, которая приведёт вас к местам, где вас никогда не было.

Генри Форд полагался на воображение и веру. Уолт Дисней сказал, что если бы он не видел Диснейленд в своём разуме, остальной мир не увидел бы его на Земле. Бил Гейтс представил себе его продукцию, прежде чем она стала настоящим программным обеспечением, на котором мы работаем. Следует помнить, что многие из великих людей в мире начали с нуля и построили империи. Они мечтали. И вселенная воплощала опыт из их воображения. Вселенная всегда создаёт настоящий опыт из воображения, чем бы это ни было.

Библия говорит, «Как человек думает, тем он и станет». В ней же говорится, «Без видения мы погибнем».

Изображения в вашем разуме – буквально план создания мира.

Ваш разум бесконечен. Есть ли в вас пределы? Что ограничено, а что реально? Почему двое разных людей имеют разные пределы?

Жизнь – выражение картинок в вашем разуме. Что означает, что источником вашей жизни являются ваши мысли, ваши психические образы. Жизнь использует их в качестве инструкций, с помощью которых можно создать реальность в материальном мире. Сила жизни узнаёт ваши мысли, создавая из них реальный опыт и предметы, в физическом мире. Вы первый, через кого проходят ваши мысли и ментальные образы, и вы можете знать, какие из них подходят, а какие нет. Так, вы знаете, какой опыт вы приобретаете, и как вы «растёте».

Жизнь не выбирает, какие из ваших образов следует воплощать, а какие нет. Она воплощает все мысли в той степени, в какой они есть у вас, и насколько вы верите в них. Не зависимо от того, полезны они или нет, жизнь не фильтрует ваши мысли. Она создаёт реальность не зависимо от времени и места, это происходит постоянно.

Ваши идеи, взгляды и чаяния, какими бы они ни были, являются предсказаниями того, что будет совершено. Можно предсказать вашу жизнь завтра, глядя на то, что происходит в вашем разуме сегодня. Вы можете изменить своё завтра, изменяя свой разум сегодня.

Что вы думаете, то вы и получаете. Вы привлекаете людей, мысли которых находятся в соответствии с вашими мыслями, и отталкиваете тех, кто не думает, так как вы. То же самое можно сказать о местах, условиях и ситуациях.

Многие вещи влияют на ваше воображение – прошлые страхи, желания, плохое психическое состояние, отсутствие знаний, отсутствие цели. Но, всё, что влияет на ваше воображение, находится под вашим контролем. Вы можете остановить его, просто зная о нём, и освобождая его. Это осознание становится ключом к очистке вашего разума от мусора, который приносит вам страдания и саботирует ваш успех.

«То, что теперь доказано, раньше существовало лишь в воображении». - Блейк.

Что есть воображение? Игра разума, внутреннее видение или и то и другое? Есть ли сходство в мечтательности и фантазии?

Помогает воображение конкретному человеку в его жизни или создаёт значительные трудности?

Нужно ли развивать воображение или учиться его контролировать?

На все эти вопросы нет единого ответа, ибо воображение подобно водной стихии, которая может в одно мгновение превратить штиль в девяти бальный шторм.

И всего-то навсего для этого нужно дуновение шального ветерка мысли.

«Видел он немало, но воображение уносило его ещё дальше, ему казалось, что за гребнями гор скрыты волшебные страны, полные удивительнейших существ. И многие годы спустя он избегал тех мест, сознавая, что мечта не выдержит столкновения с действительностью». Так ли это на самом деле, как это описывает Артур Кларк в книге «Свидание с Рамой»?

СУТЬ ВООБРАЖЕНИЯ

Как бы мы не рассматривали воображение, оно является областью, в которой вряд ли можно поставить точку, лишь многоточие…

«Воображение - это могущественная помощь во всяком событии в нашей жизни, действующее на веру, и обе они являются чертёжниками, которые приготовляют наброски для воли, чтобы запечатлеть их, более или менее глубоко, на скалах трудностей и препятствий, которыми усыпан жизненный путь». - Е. П. Блаватская.

В этом смысле - это не что иное, как воодушевлённо-отражённый образ внутренней картины мира, естественно инспирируемый различными уровнями сознания человека.

Если же рассмотреть воображение, как качественный инструмент разворачивания определённого образа, то здесь представляется важным отметить его границы: от мечты, фантазии и грёз до сумасбродных начертаний на внутреннем мыслительном экране. И здесь воображение может принимать всевозможную искажённую и даже болезненную форму.

«Половина если не 2/3 наших болезней и недомоганий, являются плодом нашего воображения и страхов. Разрушьте последние и придайте иное направление первому — и природы доделает остальное». - Е. П. Блаватская.

И эти утверждения не плод воображения великого теософа, ибо находят подтверждения уже сегодня.

«Боязнь увечья, потери, болезни, неудачи и т.п. порой так овладевает воображением человека, что он подсознательно, несмотря на все усилия воли, тянется к объекту страха. Более того, чувство страха приводит в действие биохимический механизм стресса, ослабляющий щитовидную и другие железы, сводя до минимума сопротивление организма инфекциям, болезням и даже «несчастным случаям». Ослабляя волю, страх воздействует и на мышцы; он вызывает также нарушение равновесия между двумя полушариями головного мозга, что в свою очередь нарушает координацию и дееспособность». - Доктор Поль Вайнцвайг.

Градации воображения не имеют чётких и установленных пределов, и могут варьировать в зависимости от индивидуальных талантов человека, так и его восприятия, а также способности мышления завершать, продуцировать или изменять действительность.

Приукрашивая что-либо, наделяя тот или иной объект определенными несуществующими или не совсем соответствующими качествами, мы выводим воображение на предполагаемые уровни иллюзорности и эфемерности, которые не способны стать реально воплощаемыми или осуществимыми.

А это уже не просто фантазии, а нечто другое - создание параллельной действительности, которая при определённых условиях может не только продолжать существовать, но и изменять наличествующую реальность.

ВООБРАЖАРИУМ ИЛИ ВООБРАЖЕНИЕ И ФАНТАЗИЯ

Такой инструмент, как контроль над производимыми мыслительными движениями очень важен и воистину значим в свете того факта, что строить заведомо ложное, никому ненужное и ветхое здание мыслеобраза дело не только бесполезное, но и вредное. Ибо, уводя нас с нужной тропинки исканий в заведомо глухой и непроходимый лес мечтательности, мы ослабляем не только , но и теряем эту силу незаметно и с подвохом.

Мечта уносит нас так далеко, как только возможно, постоянно видоизменяясь, преобразовываясь и не задерживаясь подолгу на одном объекте. Она рассеивает нашу устремлённость, распыляет осознанную концентрированность, выбивая с седла уверенности.

Такая мечтательность есть пассивным, суррогатным воображением, так никогда и не реализуясь в конкретной жизни.

Но это не относится к детской мечте, ненавязчивой и глубокой, яркой и насыщенной, ибо это уже ви дение возможного и действительного будущего. В детской мечте нет места воображению в его неукротимой и необузданной форме. Тут есть чистота мотива и ясное принятие, глубокое чувствование и непосредственное рассматривание.

Детская мечта это, поистине, воображение в его первозданном виде с неискажённым восприятием и отчётливым образом. Это простая истина в лёгкой дымчатой облачности детских представлений. Но сохранить это детское построение образа внутреннего мыслителя задача сложная, даже практически неосуществимая, но отнюдь не бесполезная.

Мы сохраняем зачатки детского, творческого и живого воображения в скрываемых образах подсознательного и закромах неосознанного. И при наличествующих событиях и благоприятных факторах жизни эти образы могут развернуться с новой силой, необычайной яркостью и обогащенной значимостью. И тогда, детская фантазия и мечтательность перестанут быть ничего не значащими, а наоборот, окажутся фундаментом будущей творческой наполненности и осуществимости.

Согласно закону реальности чувств, «все фантастические и нереальные наши переживания, в сущности, протекают на совершенно реальной эмоциональной основе».

Данное подтверждение мы встречаем у русского философа Э. В. Ильенкова, в его труде «Диалектическая логика»: «Традиционное понимание воображения отражает только его производную функцию».

Известный отечественный психолог Лев Семёнович Выготский считал, к примеру, что фантазия является центральным выражением эмоциональной реакции. С усилением и усложнением фантазии как центрального момента эмоциональной реакции её периферическая сторона (внешнее проявление) задерживается во времени и ослабевает в интенсивности.

Таким образом, воображение позволяет получать разнообразный опыт переживаний и оставаться при этом в рамках социально приемлемого поведения. Каждый получает возможность прорабатывать излишнее эмоциональное напряжение, разряжая его с помощью фантазий, и компенсируя, таким образом, неудовлетворенные потребности.

«Кто одарён сильной фантазией и достаточно созерцает через неё, может скорее обходиться без действительности, а также без общества». А. Шопенгауэр. Новые паралипомены…

Духовная / эзотерическая наука также делает различие между воображением и фантазией:

«В оккультизме не следует смешивать воображение с фантазией, так как оно является одной из послушных сил высшей Души и памятью о предшествующих воплощениях, которая, как бы не была искажена низшим манасом (авт. — умом), всё же всегда основывается на истине».- Е. П. Блаватская. Теософский словарь.

ВООБРАЖЕНИЕ КАК СНОВИДЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

«Как продолжительна ночь бесконечного времени в сравнении с коротким сновидением жизни!» - А. Шопенгауэр.

А теперь остановимся на той части воображения, которая затрагивает сон. И в данном случае идёт речь не только о физическом процессе, но и астрально-эмоциональном мире наваждения или иллюзии, в котором пребывает большая часть народонаселения планеты.

В рассмотрениисон - это состояние ночного отделения / отрешённое сознание / ночное сознание / ноуменальное состояние . В случае осознанных сновидений сон предстаёт перед нами, как свет ночного осознания .

Как может воображение живо и с мельчайшими деталями и подробностями воспроизводить то, чего ты никогда не делал?

Как утверждал Пифагор: «Воображение - это не что иное, как память о предшествующих рождениях».

Это высказывание имеет ныне множество подтверждений, благодаря трудам Майкла Ньютона («Предназначение души», «Путешествие души»), Яна Стивенсона и его последователя Джима Такера («Жизнь после жизни»), Джины Серминара («Обителей много») , 25 тысяч чтений Эдгара Кейси, а также 2500 свидетельств детей (от 5 до 8 лет), указавших точное место предыдущего рождения, имена близких и родных, а также другие подробности предыдущего воплощения.

Кроме того, многие дети практически до 5-7 лет дети не утрачивают непосредственной связи с высшим «Я» через канал духа посредством душевных впечатлений. Происходит же это посредством сличения и соизмерения изначальной информации — через сны, хорошее воображение и даже эфирное видение. Так дети сопоставляют увиденное и прочувствованное с преподносимой родительской информацией.

Как писал пресбитер Ориген: «У души нет ни начала, ни конца… Души приходят в этот мир, укреплённые победами или ослабленные поражениями предыдущих жизней…»

Воображение, усиленное внутренней потребностью в целостности, и снятию завесы, скрывающей действительный и неискаженный образ собственной индивидуальности — необходимое свойство, позволяющее и взрослым и детям обрести душевное равновесие и мощную поддержку.

Установив однажды контакт со своей незримой частью, мы совершаем процесс единения, называемый

«Причиной неспособности человека понять собственную природу, является его неумение уйти от самого себя, бесстрастно, так сказать, со стороны, оценить личные качества. В попытке проанализировать и изучить высшее, он должен использовать те самые способности, которыми его на протяжении веков учили пренебрегать, а именно, воображение и интуицию. Он похож на муху, ползающую по руке и убеждённую, что весь мир и есть эта рука». - Теогенезис. Древние Станцы Дзиан.

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ. ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию». - Альберт Энштейн.

Развитие воображения - как описывает его психология, есть «целенаправленный процесс, преследующий задачи развить яркость воображаемых образов, их оригинальность и глубину, а также плодотворность воображения».

Если же отстраниться от академической науки и пересмотреть все взгляды о мышлении, рассудке, ментальном программировании через закреплённые социальные образы и стереотипы, то представляется следующая картина.

Вначале ребёнка всячески втискивают в «рамки» и «нормы» взрослого мира потребления, а затем он уже сам, повзрослев, пытается возродить первичные способности через самовоспоминание, осознанные сновидения, интуицию и другие жизненные катализаторы.

«Идея вбивания ребёнка в шаблон, желанные родителям или учителю, есть варварское и невежественное суеверие. Это эгоистическая тирания над человеческой душой. Нужно помочь растущей душе раскрыть то, что в ней самой есть лучшее и сделать её совершеннее для ценного использования». - Шри Ауробиндо.

Другими словами, парадокс воображения всё ещё не преодолён нашим обществом, которому куда легче признать воображение, как фантазию, чем исследовать сверхсознательную область, не контролируемую умом.

Когда мы говорим о развитии творческого воображения, мы, прежде всего, подразумеваем работу над воображением или воображение, которое кроме мыслительных операций, принимает деятельные и реализуемые формы.

«Не подлежит, что в обеих областях - суждении и действии воображение играет роль посла, или посредника. Ведь чувство передаёт воображению все виды образов, о которых затем выносит суждение разум, а разум в свою очередь, отобрав и приняв те или иные образы, возвращает их воображению ещё до того, как принятое решение будет исполнено». - Френсис Бэкон. Здесь всё более-менее понятно.

Но есть ещё и воображение, которое, к примеру, связано с религиозным чувством и вообще верой в Вышнее. В нём как раз воображение выступает основной движущей силой веры в незримое и неосязаемое.

«В вопросах веры и религии воображение берёт верх над самим разумом и выходит на передний план, потому что милосердие божье использует движения фантазии как орудие просветления, точно также как оно использует движения воли в качестве орудия добродетели. Именно поэтому религия всегда искала себе путь к человеческому уму, прежде всего, через сравнения, образы притчи, видения, сны». - Ф. Бэкон. Сочинения.

Идём дальше. А как не похоронить те зачатки воображения, которые довольно сложно осуществить в действительности, но которые, тем не менее, создают картину представлений, свойственных миру горнему или предыдущим воплощениям?

На мой взгляд, ответ прост и сложен одновременно.

Простота его в том, что если в каждом таком детском воспоминании находить ростки любви, сострадания, красоты и показывать на личном примере как все эти качества реализовать в данной жизни, то воображение, как память прошлого или даже будущего (так как время не линейно) будет иметь продолжение в действии.

Кроме того, если любые негативные воспоминания рассмотреть через символ, ассоциацию, как указание на необходимость обращения пристального внимания на тему страхов, сомнений и других негативных реакций, то тогда они не станут импринтами и ограничивающими целостное развитие программами.

Сложность же заключается в том, что, как правило, у родителей нет чётких инструментов для распознавания у ребёнка воображения и фантазии, желаемого и действительного в его системе жизненных координат.

Для взрослых людей, динамика изменений несколько другая. Ибо для использования внутреннего потенциала души им требуется главное и непременное усилие - успокоение или отвлечение рассудочного и логичного мышления.

Могу, правда, предложить несколько полезных действий, которые помогут не только раскрыть потенциал воображения, а и активировать шестое чувство - интуицию.

СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ И КОНТРОЛЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Мы все хоть раз в жизни сетовали на память и на то, что неплохо бы заняться её укреплением. Я не стану здесь вдаваться в подробности, скажу лишь, что дело совсем не в ней, а в отсутствии должного внимания, концентрации, сосредоточения и даже банального отсутствия интереса.

«Тренировка памяти неразрывно связана с тренировкой воображения, с чьей помощью воспроизводятся те ситуации, в которых и на которые наша память должна реагировать». - Ю. Орлов.

Чтобы тренировать данную способность нужно понять, в чём её сильные и слабые стороны.

Итак, предлагаю нехитрые, но действенные способы по развитию и контролю воображения:

  1. Не всегда, как вы уже поняли, уместно, когда следуют навязчивые образы или вы слишком мечтательны. И в том и другом случае существует неконтролируемый вами поток. Поэтому важно научиться выходить из него подобно воздушному судну, которое отделяется от заправщика или космического корабля от станции, или более простой аналогии - выхода из реки. Проделайте это в вашем уме, ибо он как раз служит источником наваждения. Можете мысленно создать представление - фантом вашего физического мозга - энергетический аналог и «выделить» область в нём, которая отвечает за автоматизм и беспрерывность потока и затем мысленно «удалить» её энергетическим лазером.
  2. Затем заполните это удалённое место энергией воображения, которое будет активироваться только тогда, когда вам это будет нужно и только тогда.
  3. Управление воображением способствует управлению нашими влечениями, а также потребностями. К ним можно отнести всё, что угодно - пищевое поведение (скажем во время поста или лечебного голодания, диеты). К примеру, вы можете представить себя солнцеедом и напитывать себя энергией солнца во время вынужденных, вышеописанных перерывов в еде. Для этого недостаточно впустить в своё сознание данную мысль, ибо ей должно поверить и ваше тело. Его голодные спазмы легко устраняются питьём и расслабляющим дыханием, а также концентрации на солнечном сплетении и ощущением разлития солнечных лучей по всему животу. Кроме того, любой человек, образ или ситуация, который занимает наше воображение и служит источником негативных эмоций или разбалансированных/хаотичных или дезорганизующих мыслей должен быть мысленно «выброшен» из нашего энергетического поля или отрезаны пути сообщения с ним - вербальные, визуальные и мысленные через голову и шею, на уровне чувств - из грудной клетки и солнечного сплетения; эмоциональной и сексуальной вовлечённости/зависимости - с низа живота.
  4. То есть, при всех этих способах мы не убиваем мысль и не пытаемся избавиться от назойливого и доминирующего влияния мышления. Но заменяем нежелательные образы, к примеру, которые связаны с одним объектом или стихией. Так, к примеру, в медитации, мы вместо убегания от назойливого мысленного потока концентрируемся и визуализируем стихию огня и всё, что с ней связано. Чем дольше мы удерживаем образ, тем качественнее визуализация/концентрация и тем однонаправленнее наша мысль (как в медитации, так и за обычными повседневными делами).
  5. Развивать воображение легко и непринуждённо можно также с помощью чтения. Но не обычного пробегания глазами, а представления образов высокохудожественных произведений. Так расширяется не только кругозор, а и раздвигаются границы образов и ассоциаций их сопровождающих.
  6. Ну и конечно же, любое воображение получит должный импульс развития тогда, когда оно как уже я писал ранее, подкреплено действием. То есть получает практическое развитие. В этом случае незримый мир не только тонко встраивается в мир видимый, но и выполняет свою главную «роль» — , восприятие и способность рассматривать природу Единства в конкретных жизненных реалиях.

СИЛА ВООБРАЖЕНИЯ

«Часто говорят, что воображение правит людьми. Но вернее было бы сказать, что людьми правит недостаток воображения».- Уолтер Бейджхот.

И действительно представить современные ноу хау и прогресс человечества без развитого воображения - весьма проблематично. «Стремление к новому есть первая потребность человеческого воображения». - Стендаль.

Очень важно, на мой взгляд, именно сейчас вывести воображение из тени ума. Ибо оно по праву должно занять своё законное место архитектора соответствующей реальности.

И в этом смысле, со всей силой божественной мысли, пробивающейся через Завесу, воображение несёт нам энергию Дома, воодушевляя и вдохновляя нас.

«Воображенье! Ты сильнее всех
Ты землю облетаешь без помех
Нет для тебя покровов и завес,
Твой дом - Олимп, слуга тебе - Зевес…
Воображенье! Только повели, -
Как птица, оторвусь я от земли
Туда, где на зелёный небосклон
Спешит аврора, — и закон времён
Бессилен изменить старик Титон
Туда, откуда повелитель дня

С незримых круч приветствует меня» . - Филис Уитли.

Использование данного материала разрешается только с индексируемой гиперссылкой на автора и на сайт:

И неприятности.

Воображение присуще каждому человеку. Правда, мы не всегда все его проявления осознаем именно как ресурс личности и далеко не всегда осознанно используем поистине безграничные его возможности.

Воображение - это способность представлять образы, символы, фантазии, грезы. Это «внутренние фильмы» и разворачивающиеся сюжеты, которые мы переживаем во сне или наяву, задумавшись или замечтавшись.

Во время таких периодов внимание переключается с внешнего мира на внутренний. И наше сознание изменяется - мы как будто погружаемся в себя. И оказываемся во внутреннем мире, в пространстве воображения. А пока происходит это «мысленное проживание» историй, нечто неуловимо меняется внутри нас, открываются источники новых ресурсов, улучшается состояние, сбрасывается напряжение и тревога.

Пространство воображения - совершенно особенное пространство, в котором есть свой собственный ландшафт, свои дороги и свой язык.

Это пространство целительно и для тела, и для психики. Ведь в нем каждый человек может встретиться со своей Душой, услышать голос и желания своего сердца.

Современная психотерапия хорошо знакома с воображением и законами его пространства. Это и работа с метафорическими картами, и кататимное переживание образов, и работа со снами в юнгианском подходе или при помощи dreamtending и многое другое. Со времен К. Г. Юнга проведено множество научных исследований и создано много эффективных практик и направлений для исцеления, основанных на силе и пространстве

Очень важно понимать, что простое фантазирование не является работой с управляемым воображением (!)

Для того, чтобы решить серьезную проблему, недостаточно просто фантазировать о том, как все само собой разрешается. К сожалению, само собой вообще крайне редко что-то происходит. Все изменения и трансформации становятся результатом усилий. Внутренняя работа, грамотно и серьезно проделанная в пространстве воображения, может дать значительные результаты.

Это и снятие тревоги и напряжения, и выход из стресса, и разрешение конфликтов, и выстраивание нового сценария жизни, гармонизация отношений в семье, и исцеление телесных заболеваний, и многое-многое другое.

Как правило, работа с образами включает в себя:

Представление некоторого образа, отражающего актуальную ситуацию или проблему человека;

Осознание связей этой ситуации с прошлым опытом человека и с системами, в которые он включен (семейная система, родовая система, культурная система);

Выявление сценариев развития событий, паттернов поведения, блоков и ограничений, которые удерживают человека внутри травматичной ситуации;

Коррекцию состояния, ситуации.
Условно можно выделить три ключевых шага в этой работе.

1). Осознание, что происходит и как человек создает эту ситуацию в своей жизни.

Часто бывает так, что в ситуации стресса человек не всегда видит, что происходит в его жизни на самом деле. В моменты сильных переживаний он склонен либо отстраниться от происходящего, либо закрывать глаза на какие-то важные аспекты, либо вытеснять происходящее в бессознательное. Так срабатывают защитные реакции, предохраняющие от восприятия, справиться с которым внутри человека не хватает ресурсов.

Работа с управляемым воображением позволяет на символическом или архетипическом уровне осознать и увидеть связи происходящего. При этом «взламывания» защиты не происходит, и работа идет абсолютно безопасно на том уровне, который подходит здесь и сейчас конкретному человеку.

С этой точки зрения работа с образами, символами и архетипами наиболее экологична и комфортна.

2). Понимание связей ситуации с другими областями жизни

Не бывает ситуаций, которые возникают в жизни из ниоткуда. Каждый человек является частью своей семейной системы, своей родовой системы, частью культуры. А также – частью своего опыта, своих переживаний травм, ошибок, побед и успехов.

Все события взаимосвязаны и являются одновременно следствием и причиной для всего происходящего. Для того, чтобы изменить сценарий, практически всегда важно обнаружить и скорректировать те связи, которые привели к негативной ситуации.

3). Исправление или изменение того, что необходимо изменить

Очень важно, чтобы все корректирующие воздействия проводились на необходимом и достаточном уровне с точки зрения готовности конкретного человека к таким изменениям. Профессиональный терапевт всегда будет выяснять, какие именно изменения человек готов принять в свою жизнь , какова цель данной конкретной работы.

Коррекция – изменение и гармонизация происходящего – будет происходить при помощи специальных методик, которые порекомендует психолог. Это может быть и прямая работа с телесными реакциями, и работа с рисунками, с метафорическими картами. Это может быть создание историй и сказок. А может быть – прямое изменение событийного ряда в тех образах, которые разворачиваются в воображении.

Почему при работе с управляемым воображением

Изменения потом происходят в реальной жизни?
Открытые в начале 90-х годов зеркальные нейроны помогают объяснить с точки зрения науки механизм того, каким образом и почему наш мозг не различает событий, реализовавшихся в реальности, от событий, происходящих в воображении.

Для человеческого сознания одинаково реальными будут и события в воображении, и события в той реальности, которую мы привычно считаем «настоящей».

Благодаря нейронным механизмам и особенностям функционирования мозга человек может учиться через подражание действиям других людей, мгновенно распознавать эмоции и правильно реагировать на них и так далее. И эту же способность мозга мы можем использовать для того, чтобы при помощи управляемого воображения корректировать сценарии собственной жизни:

Завершать конфликты, которые трудно или невозможно разрешить в реальности;

Прощаться и прощать тех, кого больше нет в нашей жизни;

Выстраивать сценарии гармоничных отношений;
- создавать карьерный успех;
- прорабатывать внутренние барьеры и самоограничения.

Два стереотипа мешают эффективной работе с управляемым воображением.

Стереотип о том, что «воображение – это несерьезно». Часто с работой воображения связывают сказки и истории.

Это не совсем так. В наши дни истории часто становятся частью успешной терапевтической практики. Ведь сколько существует человеческая раса, столько существуют и истории, которые люди рассказывают себе и другим.

На самом деле сказкам 2 миллиона лет. А образам, символам, которые приходят к нам во снах и грезах – еще больше.

Доктор Стивен Айзенстат, архетипический психолог, ученик Д. Хиллмана, считает, что сновидит все живое на планете. Не только люди видят сны, но и все растения, животные, ландшафты и планета Земля встречаются в общем пространстве образов, в пространстве сновидений. Можно сказать, что искусству рождения образов в сновидениях – 2 миллиарда лет. Настолько древняя история у воображения и образов…

Каждая судьба – это история жизни. В ней спрессован опыт человека, его эмоции, чувства, переживания. И – его преображение. И от того, как рассказать эту историю жизни, зависит, что будет происходить в ней дальше.

Именно поэтому так эффективно работают методики со сказками и с метафорическими картами, в которых люди создают свои истории. Они помогают примириться с потерями, почувствовать новый вызов, увидеть новую мечту и найти смысл двигаться дальше.

А еще такие истории дают надежду.

Согласитесь, часто именно надежды нам не хватает, чтобы взять себя в руки и изменить то, что отравляет жизнь изо дня в день…

Сказки и истории, которые мы рассказываем о себе и для себя, помогают преодолеть чувство беспомощности.

Ведь создавая историю своей жизни – совместно с терапевтом или самостоятельно – человек ощущает себя творцом. И видит, как нить истории рождается его волей и намерением. И этот опыт можно перенести в реальную жизнь – создавая события в жизни так же, как и историю о ней.

Так что, работа с воображением, с образами и снами – вовсе не открытие наших дней.

Остальное находится в так называемой области бессознательного. Там хранятся наши инстинктивные реакции, ассоциативные связи, травмы, установки, эмоциональные заряды. Там же находятся наши ресурсы.

Бессознательное – это огромный склад ресурсов, знаний, это инстанция, которая нас охраняет, работает круглосуточно, хранит весь наш опыт и интуицию и все наши способности . На каждую ситуацию у человека всегда есть ресурс, чтобы с нею справиться.

Если сознание общается с нами на уровне речи – мысли и слова, то бессознательное общается с нами на уровне образов, символов, ощущений, эмоций. Мы получаем доступ туда при помощи своего воображения.

Стереотип о том, что трансы, измененные состояния сознания – это нечто «пугающее и непонятное, этим занимаются маги, шаманы и гипнотизеры».

В этом, конечно, есть доля истины. Но шаманский транс сильно отличается от так называемых бытовых трансов. И никакой магии в четко выстроенных алгоритмах работы с архетипами, со снами, с управляемым воображением и кататимным переживанием образов, нет.

Это – эффективные, последовательные стратегии, которые помогают получить доступ к 100% своих внутренних ресурсов, синхронизировать работу обеих полушарий мозга. И именно за счет этого достичь исцеления или решения сложной жизненной ситуации.

Традиционно процессы логики и сознания связывают с левым полушарием, а процессы бессознательные, эмоции, принятие решений – связывают с правым полушарием. Каждое полушарие человека специализируется на своих видах восприятия, воспринимает мир по-своему.

Левое полушарие работает со словами и числами. Ему свойственно аналитическое мышление, линейные рассуждения. А правое полушарие – это наши образы и воображение, это предчувствия, интуиция, фантазии и способность к творчеству. Там живет наше воображение.

Для того, чтобы оба полушария работали синхронно и человек получил доступ ко всем своим ресурсам и возможностям на 100%, необходимо перейти в особое состояние. Такое состояние иногда называется трансовым.

Транс - состояние предельной концентрации внимания, максимальное погружение во внутренний мир и во внутренние процессы. Транс - это инструмент, который делает доступными ресурсы бессознательного.

Трансовые состояния являются частью природных, биологических ритмов, естественным образом встроенных в функционирование организма в процессе эволюции.

В повседневной жизни нам хорошо знакомы такие состояния.

Это и грезы наяву, и просоночное состояние, в котором мы находимся перед тем, как уснуть.

Это состояние, в котором мы иногда смотрим на мелькающий за окнами автомобиля или поезда пейзаж.

Это состояние молитвы или медитации.
Это инсайты и озарения, вдохновение и знаменитое «состояние потока», о котором писал М. Чиксентмихайя.

Это наблюдение за пламенем, повторяющиеся ритмичные действия (например, шитье, вязание).

Это состояние задумчивости во время фильма или чтения.

В науке существует понятие 90-минутного ритма активности, в течение которого примерно 80 минут – это обычное функционирование, а 10 минут – спонтанный транс.

В этом биоритме каждое полушарие по очереди достигает пика активности, а затем наступает момент синхронизации, в этот момент исчезает межполушарная ассиметрия.

И именно в этот момент синхронизации все ресурсы организма становятся доступны. Этот цикл продолжается и во время сна, и во время бодрствования, он похож на внутренние биологические часы человека, которые помогают наилучшим образом работать всему организму.

Некоторые виды работы с воображением связывают с измененными состояниями сознания и иногда называют трансами. Как правило, такие состояния характеризуются:

Расслаблением тела;
- спокойным и глубоким погружением в свой внутренний мир;

Яркостью и значимостью переживаемых образов и историй, которые рождаются в воображении;

Концентрации внимания на внутренних образах;
- снижением остроты восприятия внешних объектов.

Они полностью безопасны и целительны для всей телесной системы человека.

Расслабление – это не какое-то занятие. Расслабление – естественная реакция, которой Вы просто позволяете происходить. Когда Вы перестаете напрягаться – остается расслабление.

Джоэль и Мищель Леви. «Медитация без мистификаций»
При работе с кататимным переживанием образов, с медитативными трансами, при работе с управляемым воображением клиенты в 99% случаев отмечают снижение тревожности и напряжения, состояние внутреннего покоя и гармонии. Часто во время такой работы они получают инсайты, лучшее понимание происходящего в их жизни и осознание верных решений.

Психотерапия дает нам все больше подтверждений воздействия внутренних образов на нашу физическую оболочку.

Рудигер Дальке. «Чудо воображения»

По мнению С. Гиллигена, одного из учеников М. Эрикссона, в этом состоянии наши самопроявления не требуют усилий – образы и решения приходят как будто сами собой. А мы находимся в состоянии переживающего участия, когда мы погружены в свои реальные ощущения, а не в идеи о них. Именно этот момент и позволяет нам изменять свои паттерны поведения, убирать блоки и мешающие установки из подсознания.

Фактически, во время такой работы терапевт предлагает клиенту сосредоточить внимание на своем внутреннем мире. И посредством символов и образов совершить путешествие в своем воображении. При такой работе мозг перестает обрабатывать миллионы сигналов от внешнего мира, переключается от «мыслеговорилки» на решение актуального вопроса. И эта сосредоточенность на главном, на том, что волнует человека, приводит к тому, что находится наилучшее решение именно для него.

Как считает Дэниэл Гоулман, внимание – это мускул, который требует постоянной тренировки. Работа с воображением обеспечивает такую тренировку.

Измененные состояния сознания и работа с воображением помогают быстро восстановить силы после высоких нагрузок и в состоянии стресса, ускорить выздоровление после операций и тяжелых соматических заболеваний, выходить из тяжелых психологических состояний.

Кроме того, состояние отдыха и расслабления, состояние полноты жизненных сил и внутренней энергии чрезвычайно приятно само по себе. Немного найдется таких медицинских препаратов и психологических инструментов, которые были бы одинаково эффективны и приятны.

ВООБРАЖЕНИЕ = УДОВОЛЬСТВИЕ + РЕШЕНИЕ

Тренируя свое воображение, осваивая методы управляемого воображения при помощи психотерапевта или самостоятельно, Вы будете значительно улучшать качество Вашей жизни и приближать свою мечту к реальности.

Воображение традиционно считают неотъемлемой частью творческих людей.

И как-то так сложился стереотип о том, что «люди серьезные и успешные фантазиями не увлекаются».

Однако, как показывает практика, именно люди успешные и серьезные обязаны своим успехам отлично развитому воображению,
которое интуитивно находит выход в самых сложных ситуациях,
помогает им принимать верные решения,
находить подход к людям
и предотвращать конфликты и неприятности.

Воображение присуще каждому человеку. Правда, мы не всегда все его проявления осознаем именно как ресурс личности и далеко не всегда осознанно используем поистине безграничные его возможности.

Воображение - это способность представлять образы, символы, фантазии, грезы. Это «внутренние фильмы» и разворачивающиеся сюжеты, которые мы переживаем во сне или наяву, задумавшись или замечтавшись.

Во время таких периодов внимание переключается с внешнего мира на внутренний. И наше сознание изменяется - мы как будто погружаемся в себя. И оказываемся во внутреннем мире, в пространстве воображения. А пока происходит это «мысленное проживание» историй, нечто неуловимо меняется внутри нас, открываются источники новых ресурсов, улучшается состояние, сбрасывается напряжение и тревога.

  • Пространство воображения - совершенно особенное пространство,
    в котором есть свой собственный ландшафт, свои дороги и свой язык.

Это пространство целительно и для тела, и для психики. Ведь в нем каждый человек может встретиться со своей Душой, услышать голос и желания своего сердца.

Современная психотерапия хорошо знакома с воображением и законами его пространства. Это и работа с метафорическими картами, и кататимное переживание образов, и работа со снами в юнгианском подходе или при помощи dreamtending и многое другое. Со времен К. Г. Юнга проведено множество научных исследований и создано много эффективных практик и направлений для исцеления, основанных на силе и пространстве

  • Очень важно понимать, что простое фантазирование
    не является работой с управляемым воображением (!)

Для того, чтобы решить серьезную проблему, недостаточно просто фантазировать о том, как все само собой разрешается. К сожалению, само собой вообще крайне редко что-то происходит. Все изменения и трансформации становятся результатом усилий. Внутренняя работа, грамотно и серьезно проделанная в пространстве воображения, может дать значительные результаты.

Это и снятие тревоги и напряжения, и выход из стресса, и разрешение конфликтов, и выстраивание нового сценария жизни, гармонизация отношений в семье, и исцеление телесных заболеваний, и многое-многое другое.

Как правило, работа с образами включает в себя:

  • представление некоторого образа, отражающего актуальную ситуацию или проблему человека;
  • осознание связей этой ситуации с прошлым опытом человека и с системами, в которые он включен (семейная система, родовая система, культурная система);
  • выявление сценариев развития событий, паттернов поведения, блоков и ограничений, которые удерживают человека внутри травматичной ситуации;
  • коррекцию состояния, ситуации.

Условно можно выделить три ключевых шага в этой работе.

1). Осознание , что происходит и как человек создает эту ситуацию в своей жизни.

Часто бывает так, что в ситуации стресса человек не всегда видит, что происходит в его жизни на самом деле. В моменты сильных переживаний он склонен либо отстраниться от происходящего, либо закрывать глаза на какие-то важные аспекты, либо вытеснять происходящее в бессознательное. Так срабатывают защитные реакции, предохраняющие от восприятия, справиться с которым внутри человека не хватает ресурсов.

Работа с управляемым воображением позволяет на символическом или архетипическом уровне осознать и увидеть связи происходящего. При этом «взламывания» защиты не происходит, и работа идет абсолютно безопасно на том уровне, который подходит здесь и сейчас конкретному человеку.

С этой точки зрения работа с образами, символами и архетипами наиболее экологична и комфортна.

2). Понимание связей ситуации с другими областями жизни

Не бывает ситуаций, которые возникают в жизни из ниоткуда. Каждый человек является частью своей семейной системы, своей родовой системы, частью культуры. А также - частью своего опыта, своих переживаний травм, ошибок, побед и успехов.

Все события взаимосвязаны и являются одновременно следствием и причиной для всего происходящего. Для того, чтобы изменить сценарий, практически всегда важно обнаружить и скорректировать те связи, которые привели к негативной ситуации.

3). Исправление или изменение того, что необходимо изменить

Очень важно, чтобы все корректирующие воздействия проводились на необходимом и достаточном уровне с точки зрения готовности конкретного человека к таким изменениям. Профессиональный терапевт всегда будет выяснять, какие именно изменения человек готов принять в свою жизнь, какова цель данной конкретной работы.

Коррекция - изменение и гармонизация происходящего - будет происходить при помощи специальных методик, которые порекомендует психолог. Это может быть и прямая работа с телесными реакциями, и работа с рисунками, с метафорическими картами. Это может быть создание историй и сказок. А может быть - прямое изменение событийного ряда в тех образах, которые разворачиваются в воображении.

  • Почему при работе с управляемым воображением
    изменения потом происходят в реальной жизни?

Открытые в начале 90-х годов зеркальные нейроны помогают объяснить с точки зрения науки механизм того, каким образом и почему наш мозг не различает событий, реализовавшихся в реальности, от событий, происходящих в воображении.

Для человеческого сознания одинаково реальными будут и события в воображении, и события в той реальности, которую мы привычно считаем «настоящей».

Благодаря нейронным механизмам и особенностям функционирования мозга человек может учиться через подражание действиям других людей, мгновенно распознавать эмоции и правильно реагировать на них и так далее. И эту же способность мозга мы можем использовать для того, чтобы при помощи управляемого воображения корректировать сценарии собственной жизни:

  • завершать конфликты, которые трудно или невозможно разрешить в реальности;
  • прощаться и прощать тех, кого больше нет в нашей жизни;
  • выстраивать сценарии гармоничных отношений;
  • создавать карьерный успех;
  • прорабатывать внутренние барьеры и самоограничения.

Два стереотипа мешают эффективной работе с управляемым воображением.

    Стереотип о том, что «воображение - это несерьезно». Часто с работой воображения связывают сказки и истории.

    Это не совсем так. В наши дни истории часто становятся частью успешной терапевтической практики. Ведь сколько существует человеческая раса, столько существуют и истории, которые люди рассказывают себе и другим.

    На самом деле сказкам 2 миллиона лет. А образам, символам, которые приходят к нам во снах и грезах - еще больше.

    Доктор Стивен Айзенстат, архетипический психолог, ученик Д. Хиллмана, считает, что сновидит все живое на планете. Не только люди видят сны, но и все растения, животные, ландшафты и планета Земля встречаются в общем пространстве образов, в пространстве сновидений. Можно сказать, что искусству рождения образов в сновидениях - 2 миллиарда лет. Настолько древняя история у воображения и образов…

    Каждая судьба - это история жизни. В ней спрессован опыт человека, его эмоции, чувства, переживания. И - его преображение. И от того, как рассказать эту историю жизни, зависит, что будет происходить в ней дальше.

    Именно поэтому так эффективно работают методики со сказками и с метафорическими картами, в которых люди создают свои истории. Они помогают примириться с потерями, почувствовать новый вызов, увидеть новую мечту и найти смысл двигаться дальше.

    А еще такие истории дают надежду.

    Согласитесь, часто именно надежды нам не хватает, чтобы взять себя в руки и изменить то, что отравляет жизнь изо дня в день…

    Сказки и истории, которые мы рассказываем о себе и для себя, помогают преодолеть чувство беспомощности.

    Ведь создавая историю своей жизни - совместно с терапевтом или самостоятельно - человек ощущает себя творцом. И видит, как нить истории рождается его волей и намерением. И этот опыт можно перенести в реальную жизнь - создавая события в жизни так же, как и историю о ней.

    Так что, работа с воображением, с образами и снами - вовсе не открытие наших дней.

    Остальное находится в так называемой области бессознательного. Там хранятся наши инстинктивные реакции, ассоциативные связи, травмы, установки, эмоциональные заряды. Там же находятся наши ресурсы.

    Бессознательное - это огромный склад ресурсов, знаний, это инстанция, которая нас охраняет, работает круглосуточно, хранит весь наш опыт и интуицию и все наши способности. На каждую ситуацию у человека всегда есть ресурс, чтобы с нею справиться.

    Если сознание общается с нами на уровне речи - мысли и слова, то бессознательное общается с нами на уровне образов, символов, ощущений, эмоций. Мы получаем доступ туда при помощи своего воображения.

    Стереотип о том, что трансы, измененные состояния сознания - это нечто «пугающее и непонятное, этим занимаются маги, шаманы и гипнотизеры».

    В этом, конечно, есть доля истины. Но шаманский транс сильно отличается от так называемых бытовых трансов. И никакой магии в четко выстроенных алгоритмах работы с архетипами, со снами, с управляемым воображением и кататимным переживанием образов, нет.

    Это - эффективные, последовательные стратегии, которые помогают получить доступ к 100% своих внутренних ресурсов, синхронизировать работу обеих полушарий мозга. И именно за счет этого достичь исцеления или решения сложной жизненной ситуации.

Традиционно процессы логики и сознания связывают с левым полушарием, а процессы бессознательные, эмоции, принятие решений - связывают с правым полушарием. Каждое полушарие человека специализируется на своих видах восприятия, воспринимает мир по-своему.

Левое полушарие работает со словами и числами. Ему свойственно аналитическое мышление, линейные рассуждения. А правое полушарие - это наши образы и воображение, это предчувствия, интуиция, фантазии и способность к творчеству. Там живет наше воображение.

Для того, чтобы оба полушария работали синхронно и человек получил доступ ко всем своим ресурсам и возможностям на 100%, необходимо перейти в особое состояние. Такое состояние иногда называется трансовым.

Транс - состояние предельной концентрации внимания, максимальное погружение во внутренний мир и во внутренние процессы. Транс - это инструмент, который делает доступными ресурсы бессознательного.

Трансовые состояния являются частью природных, биологических ритмов, естественным образом встроенных в функционирование организма в процессе эволюции.

В повседневной жизни нам хорошо знакомы такие состояния.

  • Это и грезы наяву, и просоночное состояние, в котором мы находимся перед тем, как уснуть.
  • Это состояние, в котором мы иногда смотрим на мелькающий за окнами автомобиля или поезда пейзаж.
  • Это состояние молитвы или медитации.
  • Это инсайты и озарения, вдохновение и знаменитое «состояние потока», о котором писал М. Чиксентмихайя.
  • Это наблюдение за пламенем, повторяющиеся ритмичные действия (например, шитье, вязание).
  • Это состояние задумчивости во время фильма или чтения.

В науке существует понятие 90-минутного ритма активности, в течение которого примерно 80 минут - это обычное функционирование, а 10 минут - спонтанный транс.

В этом биоритме каждое полушарие по очереди достигает пика активности, а затем наступает момент синхронизации, в этот момент исчезает межполушарная ассиметрия.

И именно в этот момент синхронизации все ресурсы организма становятся доступны. Этот цикл продолжается и во время сна, и во время бодрствования, он похож на внутренние биологические часы человека, которые помогают наилучшим образом работать всему организму.

Некоторые виды работы с воображением связывают с измененными состояниями сознания и иногда называют трансами. Как правило, такие состояния характеризуются:

  • расслаблением тела;
  • спокойным и глубоким погружением в свой внутренний мир;
  • яркостью и значимостью переживаемых образов и историй, которые рождаются в воображении;
  • концентрации внимания на внутренних образах;
  • снижением остроты восприятия внешних объектов.

Они полностью безопасны и целительны для всей телесной системы человека.

Расслабление - это не какое-то занятие. Расслабление - естественная реакция, которой Вы просто позволяете происходить. Когда Вы перестаете напрягаться - остается расслабление.
Джоэль и Мищель Леви. «Медитация без мистификаций»

При работе с кататимным переживанием образов, с медитативными трансами, при работе с управляемым воображением клиенты в 99% случаев отмечают снижение тревожности и напряжения, состояние внутреннего покоя и гармонии. Часто во время такой работы они получают инсайты, лучшее понимание происходящего в их жизни и осознание верных решений.

Психотерапия дает нам все больше подтверждений воздействия внутренних образов на нашу физическую оболочку.
Рудигер Дальке. «Чудо воображения»

По мнению С. Гиллигена, одного из учеников М. Эрикссона, в этом состоянии наши самопроявления не требуют усилий - образы и решения приходят как будто сами собой. А мы находимся в состоянии переживающего участия, когда мы погружены в свои реальные ощущения, а не в идеи о них. Именно этот момент и позволяет нам изменять свои паттерны поведения, убирать блоки и мешающие установки из подсознания.

Фактически, во время такой работы терапевт предлагает клиенту сосредоточить внимание на своем внутреннем мире. И посредством символов и образов совершить путешествие в своем воображении. При такой работе мозг перестает обрабатывать миллионы сигналов от внешнего мира, переключается от «мыслеговорилки» на решение актуального вопроса. И эта сосредоточенность на главном, на том, что волнует человека, приводит к тому, что находится наилучшее решение именно для него.

Как считает Дэниэл Гоулман, внимание - это мускул, который требует постоянной тренировки. Работа с воображением обеспечивает такую тренировку.

Измененные состояния сознания и работа с воображением помогают быстро восстановить силы после высоких нагрузок и в состоянии стресса, ускорить выздоровление после операций и тяжелых соматических заболеваний, выходить из тяжелых психологических состояний.

Кроме того, состояние отдыха и расслабления, состояние полноты жизненных сил и внутренней энергии чрезвычайно приятно само по себе. Немного найдется таких медицинских препаратов и психологических инструментов, которые были бы одинаково эффективны и приятны.

ВООБРАЖЕНИЕ = УДОВОЛЬСТВИЕ + РЕШЕНИЕ

Тренируя свое воображение, осваивая методы управляемого воображения при помощи психотерапевта или самостоятельно, Вы будете значительно улучшать качество Вашей жизни и приближать свою мечту к реальности.

В продолжение темы:
Китайские

Введение. Международные связи, которые можно рассматривать под лозунгом «глобализации», влияют на все сферы жизни, где на протяжении многих десятилетий работают преподаватели....

Новые статьи
/
Популярные