Сэмюэль хантингтон. Столкновение цивилизаций

ХАНТИНГТОН, ФИЛЛИПС СЭМЮЭЛЬ (Huntington, Samuel P.) (1927-2008) – американский политолог, создатель геополитической концепции «столкновения цивилизаций».

Получил хорошее образование, изучая политическую философию. В 1946 получил степень бакалавра в Йельском университете, в 1948 – степень магистра в Чикагском университете. Отслужил в армии. В 1951 получил степень доктора философии в Гарвардском университете.

Биография Хантингтона типична для современных высококвалифицированных западных интеллектуалов, сочетающих преподавание, научную работу, деятельность в правительственном аппарате и руководство научными центрами.

В 1950–1958 преподавал в Гарварде, затем в 1959–1962 работал заместителем директора Института изучения войны и мира в Колумбийском университете. В этот период выходит его первая монография, вызвавшая очень неоднозначные оценки, – Солдат и государство: теория и практика взаимоотношений гражданских властей и военных (The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations , 1957).

Зарекомендовав себя как квалифицированный специалист-теоретик, Хантингтон начал активно работать в аппарате правительства США. В 1967–1969 и в 1970–1971 он возглавлял кафедру политологии в Гарвардском университете.

В этот период большую известность приобрела его монография Политический порядок в меняющихся обществах (Political Order in Changing Societies , 1968), ставшая одной из классических работ, посвященных анализу политических систем развивающихся стран. Стремясь консолидировать сообщество американских политологов, он основал в 1970 журнал «Foreign Policy» («Внешняя политика»). До 1977 Хантингтон являлся соредактором журнала, ставшего одним из наиболее авторитетных мировых политологических изданий.

В 1973 работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977–1978 – координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США; в 1978–1989 – директором Центра международных отношений.

С 1989 Хантингтон возвращается к преимущественно научной и научно-административной работе, заняв пост директора Института стратегических исследований им. Джона Олина при Гарвардском университете. С 1996 возглавил Гарвардскую Академию международных и региональных исследований.

Сфера его основных интересов включает вопросы национальной безопасности, стратегии, взаимоотношений между гражданским населением и военными, проблемы демократизации и экономического развития развивающихся стран, культурные факторы в мировой политике, проблемы американской национальной идентичности.

Среди политологов 21 в. Хантингтон известен, прежде всего, как автор концепции «столкновения цивилизаций», полемизирующей с концепцией «конца истории» Ф.Фукуямы . Свой взгляд на геополитические социально-политические проблемы Хантингтон впервые изложил в 1993 в статье Столкновение цивилизаций? Опубликованная в «Foreign Policy», она вызвала всемирный резонанс и легла в основу книги Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового порядка (The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order , 1996), ставшей мировым научным бестселлером.

Если Фукуяма предлагал считать главным фактором, определяющим современную мировую политику, полную победу либеральной идеологии, то Хантингтон счел такой подход чрезмерно оптимистичным. По его мнению, в конце 20 в. геополитический расклад сил определяется идеологиями, выходящими за рамки традиционного противостояния либерализма и авторитаризма. Главными противоборствующими силами становятся цивилизации, объединяющие группы стран со схожими ментальными ценностями.

Вслед за А.Тойнби Хантингтон утверждает, что «человеческая история – это история цивилизаций». По Хантингтону, в современном мире происходит столкновение 7 или 8 цивилизаций – китайской, японской, индуистской, исламской, православной, западной, латиноамериканской и, возможно, африканской. Внутри цивилизации обычно есть стержневая страна, которая организует единую политику всей группы стран со схожими культурными нормами (как, например, США в современной западной цивилизации). Каждая цивилизация стремится расширить свое влияние или, по крайней мере, сохранить свою самобытность от давления со стороны других цивилизаций. Вместо идеологического противостояния 20 в. в 21 столетии главную роль будут играть межкультурные конфликты.

В 16 – первой половине 20 вв. главной доминирующей силой была западная цивилизация, навязывавшая всем остальным свои ценности. Однако в 20 в. мир становится сначала двухполюсным (противостояние Запада и Советской России), а затем постепенно формируется многополярность. Западная цивилизация постепенно теряет свое лидерство, зато растет самостоятельность дальневосточных цивилизаций и цивилизации ислама. В современном мире главным стало разделение на «Запад и всех остальных», причем наиболее агрессивную антизападную борьбу ведет исламская цивилизация. Конфликты нарастают по «линиям разломов», где идут затяжные локальные войны (как, например, на Ближнем Востоке). В этом новом мире Запад должен отказаться от претензий на универсальность своих ценностей и попыток насаждать их силой в неевропейских странах.

После событий 11 сентября 2001 Хантингтона стали называть «провидцем», предсказавшим обострение исламского экстремизма. Следуя своей концепции, он протестовал против вторжения США в Ирак в 2004, считая, что это приведет лишь к повсеместному обострению отношений между Западом и исламским миром.

Если в Столкновении цивилизаций Хантингтон анализировал межцивилизационные конфликты в основном как противоборство групп государств, то в монографии Кто мы? Вызовы американской национальной идентичности (Who Are We? The Challenges to America"s National Identity , 2004) он обратил основное внимание на проблемы, связанные с международной миграцией. По Хантингтону, потоки мигрантов из развивающихся стран создают в развитых странах Запада анклавы иной культуры. В результате «столкновение цивилизаций» происходит уже не только между странами, но и внутри многоэтничных стран, которые подвергаются угрозе потери своей культурной идентичности. Так, для США наибольшую опасность, полагает Хантингтон, представляет поток латиноамериканских мигрантов, в большинстве своем не разделяющих базовые ценности протестантской англо-саксонской культуры.

Идеи Хантингтона пользуются большой популярностью не только среди обществоведов, но и среди широких кругов общественности. Этому во многом способствует намеренная полемичность и популярный стиль изложения его научных работ, часто вызывающих своего рода научные скандалы и вызывающие ожесточенные дискуссии.

Автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций?» (The Clash of Civilizations? ), опубликованной в 1993 году в журнале «Foreign Affairs », а затем в 1996 году в книге «Столкновение цивилизаций ».

Сэмюэл Филлипс Хантингтон
англ. Samuel P. Huntington
Имя при рождении англ. Samuel Phillips Huntington
Дата рождения 18 апреля (1927-04-18 )
Место рождения
  • Нью-Йорк , Нью-Йорк , США
Дата смерти 24 декабря (2008-12-24 ) […] (81 год)
Место смерти
  • Мартас-Винъярд , Массачусетс , США
Страна
Род деятельности философ , геополитик , политолог , писатель , преподаватель университета , социолог , экономист
Награды и премии
Медиафайлы на Викискладе

Биография

Получил высшее образование в Йельском университете , в 1948 году - степень магистра в Чикагском университете , защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете , где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала Foreign Policy .

В 1973 году работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977-1978 годах - координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США ; в 1978-1989 годах - директором Центра международных отношений.

Основные работы и воззрения

Другая известная теоретическая разработка Хантингтона - концепция «волн демократизации ».

Критика

Доктор политических наук В. С. Малахов называет статью «Столкновение цивилизаций?» «гротескным примером риторики идентичности, систематически продуцируемой культурцентризмом». Малахов пишет, что Хантингтон не учитывает социально-экономический фактор, пытаясь свести всё к «культурным различиям», и упрощает политическую картину мира, деля его на «добрую» (западную) и «злую» (не-западную, прежде всего исламскую) половины. В концепцию Хантигтона при этом не укладывается противостояние между Ираком и Ираном или между Египтом и Сирией (как мусульманские страны они должны по Хантингтону демонстрировать единство). Успех концепции Хантингтона, согласно Малахову, объясняется тем, что она возвращает Западу идентичность .

По данным этнолога В. А. Шнирельмана , цивилизационная теория Хантингтона не поддерживается и опровергается в западной академической литературе, хотя распространена в общественном дискурсе [ ] .

Сэмюэл Филлипс Хантингтон (Samuel Phillips Huntington, 18 апреля 1927, Нью-Йорк, США — 24 декабря 2008, Мартас-Винъярд, Массачусетс, США) — американский социолог и политолог.

Автор концепции этнокультурного разделения цивилизаций, обнародованной им в статье «Столкновение цивилизаций», опубликованной в 1993 году в журнале «Форин афферс», а затем в 1996 году в книге «Столкновение цивилизаций».

Получил высшее образование в Йельском университете, в 1948 году — степень магистра в Чикагском университете, защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете, где и преподавал до конца жизни. В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами и теории модернизации. Основатель и главный редактор журнала Foreign Policy.

В 1973 году работал заместителем директора Центра международных отношений; в 1977-1978 годах — координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США; в 1978-1989 годах — директором Центра международных отношений.

Книги (4)

Кто мы?

Вызовы американской национальной идентичности.

Новая книга Самюэля Хантингтона посвящена анализу ключевой для современного общественного сознания проблемы — определения идентичности.

Приоритет общенационального самосознания особенно важен для страны, которую принято называть «плавильным тиглем народов», — Соединенных Штатов Америки. Однако сегодня в США набирают силу дезинтеграционные процессы, ставящие под сомнение сам факт дальнейшего существования феномена американской идентичности.

Америка, как убедительно доказывает профессор Хантингтон, находится на переломе — и оттого, в какую сторону в конце концов качнется маятник, зависит будущее не только Соединенных Штатов, но и всей мировой системы в целом.

Политический порядок в меняющихся обществах

Исследование Сэмюэла Хантингтона, ведущего американского политолога, посвящено политическим и социальным особенностям процессов модернизации традиционных обществ.

Автор подробно рассматривает типы исторически складывающихся политических институтов, роль политических лидеров, социальную структуру меняющихся обществ, значение политических партий в современном обществе.

Книга С. Хантингтона признана одной из наиболее значительных работ в области политической науки.

Третья волна. Демократизация в конце XX века

В книге, вышедшей в серии лекций имени Дж. Ротбаума, речь идет о глобальном политическом процессе конца двадцатого столетия: переходе примерно тридцати стран от недемократических к демократическим политическим режимам.

Ключевая мысль книги заключается в том, что третья волна демократизации отлична от более ранних. Будучи написана в 1989-1990 годах, когда рассматриваемый в ней класс явлений еще разворачивался, книга является предварительной оценкой и предварительной попыткой объяснения транзитов, о которых идет речь.

Столкновение цивилизаций

Книга Самюэля Хантингтона «Столкновение цивилизаций» — один из самых популярных геополитических трактатов 90-х годов.

Возникшая из статьи в журнале Foreign Affairs, которая вызвала наибольший резонанс за всю вторую половину XX века, она по-новому описывает политическую реальность наших дней и дает прогноз глобального развития всей земной цивилизации.

Книга содержит также знаменитую статью Ф. Фукуямы «Конец истории».

Сэмюэл Филлипс Хантингтон (Samuel Phillips Huntington) (1927-2008)

Сэмюэл Филлипс Хантингтон - один из наиболее влиятельных американских ученых в области политических наук и международных отношений. Он получил степень бакалавра в Йельском университете (в 1946 г.), степень магистра - в Чикагском университете (в 1948 г.). С. Хантингтон защитил докторскую диссертацию в Гарвардском университете в 1951 г., в возрасте 24-х лет, где в дальнейшем занимался исследованиями и преподавал (с некоторыми перерывами) до конца жизни. Он был директором центра международных исследований Гарвардского университета (1978 - 1989 гг.) и руководителем Гарвардской академии международных и региональных исследований (1996-2004 гг.).

В начале научной карьеры получил известность, прежде всего, как исследователь гражданского контроля над вооружёнными силами, опубликовав в 1957 году книгу «Солдат и государство: теория и политика гражданско-военных отношений» 319 . Он основатель и главный редактор журнала «Foreign Policy». Родился в Нью-Йорке, его отец был журналистом, мать - писателем.

С 1959 по 1962 годы С. Хантингтон работал исполнительным директором Института войны и мира Колумбийского университета. В 1977-1978 годах был координатором отдела планирования в Совете национальной безопасности США (в период президентства Дж. Картера).

С. Хантингтон - автор многочисленных работ в области политической модернизации, международных отношений, теории демократии и иммиграции. В его активе книги ««Политический порядок в изменяющихся обществах» (1968 г.); Американская политика: обещание дисгармонии (1981 г.), «Кто мы? Изменение американской интернациональной идентичности» (2004 г.) .

Большую известность получила созданная им концепция «столкновения цивилизаций», описывающая динамику современных международных отношений сквозь призму конфликтов на цивилизационной основе. Свой взгляд на геополитические социально-политические проблемы С. Хантингтон впервые изложил в 1993 году в статье «Столкновение цивилизаций?» . Она была опубликована в журнале «Foreign Policy» и почти сразу же появилась на русском языке в журнале Института социологии РАН «Политические исследования» . Она вызвала всемирный резонанс и легла в основу книги «Столкновение цивилизаций и переосмысление мирового порядка», ставшей мировым научным бестселлером .

Если Ф. Фукуяма предлагал считать главным фактором, определяющим современную мировую политику, полную победу либеральной идеологии, то С. Хантингтон счел такой подход чрезмерно оптимистичным. По его мнению, в конце XX века геополитический расклад сил определяется идеологиями, выходящими за рамки традиционного противостояния либерализма и авторитаризма. Главными противоборствующими силами становятся цивилизации, объединяющие группы стран со схожими ментальными ценностями.

Вслед за А. Тойнби С. Хантингтон утверждает, что «человеческая история - это история цивилизаций». В современном мире происходит столкновение семи или восьми цивилизаций: китайской, японской, индуистской, исламской, православной, западной, латиноамериканской и, возможно, африканской.

Карта этнокультурного разделения цивилизаций, построенная по концепции Хантингтона, выглядит следующим образом:


  • 1 - западная культура; 2 - латиноамериканская культура;
  • 3 - японская культура; 4 - синская культура; 5 - культуры Индии; б - исламская культура; 7 - православная культура;
  • 8 - буддийская культура; 9 - африканская культура

Внутри цивилизации обычно есть стержневая страна, которая организует единую политику всей группы стран со схожими культурными нормами (например, США в современной западной цивилизации). Каждая цивилизация стремится расширить свое влияние или, по крайней мере, сохранить свою самобытность от давления со стороны других цивилизаций. Вместо идеологического противостояния XX века в XXI столетии главную роль будут играть межкультурные конфликты.

В XVI - первой половине XX веков главной доминирующей силой была западная цивилизация, которая определяла международный климат. Однако во второй половине XX века мир становится сначала двухполюсным (противостояние Запада и СССР), а затем постепенно формируется многополярность. Западная цивилизация постепенно теряет свое лидерство, зато растет само- стоятельнось дальневосточных цивилизаций и цивилизации ислама. В современном мире главным стало разделение на «Запад и всех остальных», причем наиболее агрессивную антизападную борьбу ведет исламская цивилизация. Конфликты нарастают по «линиям разломов», где идут затяжные войны (как, например, на Ближнем Востоке). В этом новом мире Запад, по мнению С. Хантингтона, должен отказаться от претензий на универсальность своих ценностей и попыток насаждать их силой в неевропейских странах.

С. Хантингтон высказал предположение о неизбежности в недалёком будущем противостояния между исламским миром и западным миром, которое будет напоминать советско-американское противоборство во времена холодной войны. Эти его построения приобрели особую популярность на Западе после трагических событий 11 сентября 2001 года.

Другая известная теоретическая разработка С. Хантингтона - концепция «волн демократизации», которые проявлялись в разные периоды в различных группах стран. Первая волна возникла под влиянием американской и французской революций и была самой продолжительной - с 1828 по1926 годы, после чего начался ее спад (в 1922-1942 годах) под влиянием установления и укрепления тоталитарных режимов (прежде всего в Италии и Германии). Вторая, более короткая волна демократизации, согласно периодизации С. Хантингтона, происходила в 1943-1962 годах (создание демократических институтов в Европе, странах Азии, Африки), а ее откат - в 1958-1991 годах (установление авторитаризма во многих странах Латинской Америки и диктаторских режимов в освободившихся от колониального господства странах Африки). Третья волна демократизации датируется 1975-1991 годами (ознаменовалась падением диктатур в Португалии, Испании, ряде стран Азии и Латинской Америки и распадом коммунистического лагеря в Восточной Европе и развалом СССР). Значительно увеличилось количество демократических государств. Однако в дальнейшем и эта волна демократизации стала сменяться обратной (реверсной) волной 324 .

В продолжение темы:
Как делаются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»УТВЕРЖДАЮЗав. кафедрой пищевой инженерииС.Ю....

Новые статьи
/
Популярные