Экологическая викторина по экологии " Экологический эрудит. Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины.

До начала игры - на лесную поляну (имитация) - прибывают дети. Пропуском на нее служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе.

Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры.

Далее ведущие знакомят детей с условиями игры, раздают путевые листы для маршрутов: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Бюро погоды». Количество маршрутов можно сократить.

На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п.

Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют на поляне игры. Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН.

1. Зеленый друг.

1) Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.)

2) Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.)

3) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.)

4) Почему у сосны нижние ветки отмирают, а у ели нет? (Сосна - светолюбивое дерево.)

5) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.)

6) Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.)

7) Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом.)

8) Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.)

9) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.)

10) Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят.)

11) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.)

12) Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз, волчье лыко.)

13) Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику.)

2. Лесная аптека.

1) Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.)

2) Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.)

3) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфангол.)

4) Какая ягода может заменить лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.)

5) Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина, шиповник.)

6) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев - хорошее средство от кашля.)

7) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.)

8) Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное и желчегонное средство.)

9) Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки - в начале цветения; листья - перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору - весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.)

10) Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом или на чердаке, избегая прямого света, разложив тонким слоем. Листья кладут черенками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса на солнце.)

3. Остроглаз.

1) Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье - лотком, сорочье - круглое с крышей.)

2) Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.)

3) Какие птицы прилетают весной раньше - стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых У земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появятся позднее.)

5) У птенцов рот ярко-красный или оранжевый? Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги), птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.)

6) На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дя, тел весной пил березовый сок.)

7) Кто кукует у кукушки? (Самец.)

8) Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие, гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонница, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.)

9) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.)

10) Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.)

11) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха в апреле.)

12) Какое растение называют цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.)

13) Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.)

14) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита деревьев от поломок.)

15) У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.)

16) Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.)

17) Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб.)

18) У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.)

19) Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.)

4. Маленькие тайны природы.

1) Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожие на слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки - пенницы или слюнявицы. Она высасывает сок из растений, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.)

2) «Летят паутины над сонным жнивьем» (М. Исаковский). Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летающие нити - это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.)

3) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.)

4) Какое дерево «переодевается», становясь то серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.)

5) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие кремнезем стенки волосков делают ранку на коже, жидкость выливается на ранку и вызывает жжение.)

6) Известно, то новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез - они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.)

7) Зайчиха может приносить приплод три раза в год. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка- «настовники», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата - «колосовики» и «травники»; осенние - «листопадники».)

9) Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет - глубокие ямки - барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстку от прилипшей к ней земле, распрямляет примятые в норе волоски.)

11) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.)

12) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.)

13) Почему луговую герань называют журавельником? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.)

5. Охрана природы.

1) Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.)

2) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой может быть 300-500 лет.)

3) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.)

4) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.)

5) Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры. (Шум, запах дыма пугает лесных обитателей, заставляет птиц бросать гнезда, а зверюшек - искать укромные места.)

7) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно, выпущенный на волю, он будет беспомощным.)

8) Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.)

9) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный кос- тер, окурок, молния.)

Ю) Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.)

11) Какая охота разрешается в лесу в любое время? (Фотоохота.)

6. Бюро погоды.

Какая будет погода?

Признаки ухудшения погоды:

Рыба не клюет - она сыта;

Пчелы сидят в улье и громко гудят;

Муравьи не спешат на работу, закрыты все ходы;

Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки;

Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации;

Ласточки летают над самой землей, кричат кулики;

Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились;

Возле цветов желтой акации кружится много насекомых;

Крот нагребает высокие холмики;

Одуванчик складывает свой пушистый зонтик.

Признаки хорошей погоды:

Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы;

Ласточки и стрижи летают высоко;

Комары-толкуны толкутся столбом;

Поздно вечером сильно трещат кузнечики;

Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает;

Соловей поет всю ночь;

Птицы весело поют;

Раскрыты цветки кувшинки;

Голуби разворковались;

Паук усиленно плетет сети (к сухой погоде).

Любовь Душебаева
Экологическая викторина «Путешествие в природу» для детей старшего дошкольного возраста

Цель :

Обобщить знания детей об окружающем мире , в форме проведения экологической викторины , опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.

Задачи :

Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе . Расширять представления о способах правильного взаимодействия с расте-ниями и животными.

Упражнять в умении различать насекомых, деревья ближайшего ок-ружения.

Узнавать и называть птиц, животных по их изображению.

Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление.

Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уваже-ние к партнёрам и соперникам по игре.

Воспитывать любовь к природе , формировать заботливое отношение к ней.

Предшествующая работа :

Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе ; рассматривание иллюстраций природоведческого характера ; дидак-тические и развивающие игры; чтение художественной литературы.

Материал :

Аудиозапись пения птиц, рисунки с графическим изображением правил поведения в лесу, карточки по количеству детей (для жеребьёвки, магнитная доска с магнитами, кубики с буквами для выкладывания ответов на загадки, карточки с вопросами для конкурса, «загадочные объявления» , наглядно-дидактическое пособие : «Мир в картинках : «Птицы средней полосы» , «Жи-вотные средней полосы» «Грибы» , корзина с шишками, призы.

Ход викторины : (звучит запись пения птиц)

Воспитатель : Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивитель-ный мир природы . Где бы вы ни были : в лесу, на лугу, на берегу реки – по-всюду нас окружают загадки и таинства. Ребята, мы с вами оказались на лес-ной поляне. Посмотрите, какая красота вокруг. Как красиво поют птицы. Сейчас я вас, ребята, познакомлю с лесными правилами : «Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не за-бывай, что в лесу нельзя шуметь. Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай : мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать. Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают? Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»

Мы сегодня с вами проведём викторину : «Путешествие в природу » . При помощи жеребьёвки мы разделимся на две команды. Правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку, если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды; каждый правиль-ный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.

1 команда «Подснежники» .

2 команда «Ландыши»

1 задание. Дидактическая игра «Угадай правило» .

Воспитатель. Ребята, вы должны описать поведение человека по отно-шению к объектам природы , объяснить эти действия по рисункам с графиче-ским изображением правил. Если мы не будем выполнять эти правила, то можем нанести вред окружающей природе .

Рис. 1. Береги муравейники. Помни : муравьи – санитары леса!

Рис. 2. Не подходи близко к гнёздам птиц. По твоим следам их могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, иначе птицы-родители могут насовсем покинуть гнездо. Не разоряй птичьих гнёзд!

Рис. 3. Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков!

Рис. 4. В лесу старайся ходить по тропинкам , чтобы не втаптывать тра-ву в почву. От этого погибают насекомые и растения!

Рис. 5. Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны природе !

Рис. 6. Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остают-ся в природе !

Рис. 7. Не лови бабочек, кузнечиков и других насекомых!

Рис. 8. Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников !

Рис. 9. Не разжигай костёр. От огня погибают и задыхаются многие растения и насекомые!

Рис. 10. Не лови и не уноси с собой птиц и детёнышей зверей!

Задание 2. «Угадай дерево» .

Воспитатель. Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.

Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает бе-лыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью об-сыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы : снегири, свиристели. (Рябина) .

Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сло-жено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поник-шими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) .

Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает : «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Силь-ный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микро-бов. (Черёмуха) .

Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета за-цветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа) .

Задание 3. Конкурс капитанов.

Воспитатель. Капитаны команд, вам нужно отгадать загадку и выло-жить из кубиков с буквами отгадку.

Рыжая плутовка с пушистым хвостом, живёт под кустом. (Лиса) .

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (Волк) .

Воспитатель : Мы с вами поиграем в игру : «Назови лишнее слово»

Клён, липа, берёза, тюльпан, рябина.

Стрекоза, комар, щука, муха, муравей.

Лиса, корова, ёж, заяц, волк.

Сорока, воробей, паук, синица, дятел.

Физкультминутка

Воспитатель :

Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .

Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .

Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .

Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .

Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .

Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .

Задание 4. «В мире природы » (ответы на вопросы) .

Какое растение может вас обжечь? (Крапива) . Вы натёрли ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник) .

Время года, когда просыпается природа ? (Весна) . В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .

Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел) . Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .

Домашний родственник зайца? (Кролик) . Дикий родственник свиньи. (Ка-бан) .

Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет) . Готовят ли запасы еды белки? (Да) .

Зимняя квартира медведя? (Берлога) . Где живет белка? (Дупло) .

Верхняя сторона листьев этих растений холодная, как злая мачеха в сказке, а нижняя – нежная и теплая, как родная мама (Мать-и-мачеха) . Гирлянды ма-леньких, беленьких колокольчиков висят весной между большими остроко-нечными листьями. А летом на месте цветков – красная ядовитая ягода. Что за растение? (Ландыши) .

Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики) . Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики) .

Музыкальная пауза : песня «Грибочки»

Задание 5. Загадки о птицах.

Воспитатель. Ребята, нужно разгадать загадки о птицах, найти нужную картинку - отгадку на столе и вывесить на мольберте.

Я в берете ярко-красном, в серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель, а зовут меня все (Дятел) .

Непоседа пёстрая, птица длиннохвостая,

Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока) .

Эта птица никогда для птенцов не вьёт гнезда,

Сядет где-то на суку и кричит ку-ку, ку-ку. (Кукушка) .

Маленький певец лесной, лучше всех поёт весной. (Соловей) .

Всю ночь летает, мышей добывает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова) .

Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собира-ет. (Воробей) .

Задание 6. «Раздели на слоги»

Воспитатель : Нужно разгадать загадку и ответить из скольких слогов состоит отгадка.

Сок с цветов душистый пьёт, дарит нам и воск и мёд. (Пче-ла) .

Не зверь, не птица; а нос как спица; летит-кричит.

Сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Ко-мар) .

У неё четыре крыла, тело тонкое, как стрела,

И большие, большие глаза, назовём её… (Стре-ко-за) .

Она легка, красива, изящна, легкокрыла,

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Ба-боч-ка) .

Воспитатель : Послушайте стихотворение об одном очень трудолюби-вом насекомом :

Вот в лесочке, на пенёчке выросла большая кочка :

Муравьиный это дом и жильцов без счёту в нём;

Муравьи спешат, снуют по дорожкам там и тут.

То травинку, то личинку вместе тащат по тропинке.

Этот город муравьиный, охранять должны мы с вами.

Музыкальная пауза «песня «Не обижайте муравья» .

Задание 7. «Сказочные объявления»

(Вы должны догадаться, какое животное написало это объявление, и изобра-зить его).

- «Друзья, кому нужны иголки, обращайтесь ко мне» . (Ёж)

- «Что-то очень скучно одному, скучно одному, выть на луну. (Волк) .

- «Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (Лиса) .

- «Кто любит погрызть орешки, приходите ко мне в гости. Я живу в лесу на дереве». (Белка) .

- «Я очень люблю мед. Угостите меня, ребята, медом» . (Медведь) .

- «Кто хочет со мной попрыгать наперегонки? Победителя я угощу морков-кой» .

Воспитатель подводит итоги викторины . Награждение команд.

Воспитатель :

Мы любим все лес в любое время года,

Мы слышим ручеек медлительную речь.

Все это называется природа ,

Давайте же, всегда ее беречь!

В лучах ромашки солнечного света,

Такие, что светлей, на свете нет.

Природой называется все это ,

Дружить с ней будем много лет.

Музыкальная пауза «песня «В траве сидел кузнечик» .

Воспитатель : Ну вот, ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в свою группу, но мы с вами еще раз обязательно придем в гости на эту лесную поляну.

Экологическая викторина »Экологический эрудит»

Цель: расширять и углублять природоведческие знания учащихся, воспитывать бережное

отношение к природе.

Оборудование: карточки с заданиями, сигнальные флажки

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Для того чтобы узнать, хорошо ли наш класс знает различных животных, мы проведем небольшую викторину. Вы сидите за 5 столами и представляете собой 3 группы. Сейчас за 1 минуту придумаете название своей команде, выбрать капитана.

Через 1 минуту команды представляются, и названия команд записываются на доске. После жеребьевки очередности команды отвечают на поставленные вопросы.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей природы.

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

2. В И К Т О Р И Н А

1 этап. Вопрос - ответ

    Зачем улитке рога? (оказывается, это не рога, а щупальца, которыми она ощупывает, пробует на вкус, обнюхивает и рассматривает все вокруг, на концах расположены крошечные глазки)

    В чем свинья спаниелю конкурент? (свинью обучают как собаку – ищейку на поиски наркотиков; у нее это получается быстро и точно)

    Встречается ли в природе “водяная свинья”? (встречается; так называется карп – одна из важных пресноводных рыб. Он может жить более 70 лет, достигая 69 кг, очень мясист, жирен – чем не свинья)

    Вкусны ли птичьи гнезда? (В юго-восточной Африке живут стрижи-саланганы, которые вьют гнезда из слюны. Местные жители их собирают, отваривают в курином бульоне или кипятке. Говорят, что это очень питательно и напоминает белок куриного яйца)

    Можно ли хвостом напиться? (оказывается, можно. Так поступают африканские обезьяны – бабуины. Когда они хотят пить, а до воды руками не дотянуться, они опускают в воду хвост, а затем его облизывают. Так они проделывают несколько раз).

(Анашкина Е.Н. 300 вопросов и ответов о домашних животных. – Ярославль: Академия развития, 1997).

    Зачем в клетку с попугаем помещают зеркало? (попугай – подвижная птица, не любит оставаться в одиночестве, от скуки может заболеть или травмироваться. “Друга” попугайчику может заменить его собственное отражение в зеркале. Около зеркала попугай может сидеть часами, общаясь с себе подобным.)

    В какой стране корова считается священным животным? (в Индии. Там запрещено религиозным законом убивать коров на мясо. А когда корова перестает давать молоко, ее выгоняют со двора. Если на улице идет дождь или холодно, корова может зайти в магазин или аптеку – ее никто не выгонит.)

8. Что такое панты:

а) рога оленя

б) часть упряжи

в) лосиные рога

9. (панты – это неокостеневшие рога пятнистых оленей и маралов, которые

используются в медицине. Из шкуры пантовых оленей изготовляют замшу)

10. Почему свиньи валяются в грязи:

а) от скуки

б) с определенной целью

в) так они играют

12. Левретка – это:

а) часть женской одежды

б) собака

в) головной убор

(это короткошерстная борзая; этих собак разводили еще при дворе египетских фараонов, т.к. мумии собак обнаружены при раскопках многих гробниц. Изображение левреток встречается на древних папирусах)

(Алексеев В.А. 300 вопрос и ответов о животных океана. – Ярославль: Академия развития, 1997).

2 этап Загадки

А сейчас я выдам каждой команде листочки с загадками. За 3 минуты команда должна отгадать её и объяснить, чем руководствовались при ответе.

1. Голубой кит

Я самое большое животное из всех, которые когда-либо жили на Земле. Я больше трёх доисторических динозавров и вешу столько, сколько весят 33 африканских слона.

Я слышу и разговариваю с себе подобными на расстоянии до 60 км. Это происходит потому, что в воде звук распространяется лучше, чем в воздухе. Я также использую «локатор» – как и летучая мышь.

Моё тело имеет очень толстый слой жира, который согревает меня в ледяных водах океана. Благодаря этому жиру моё тело очень гладкое и красивое. Я – теплокровное животное. Самки нашего вида – живородящие и выкармливают своих детёнышей молоком. Мои дети рождаются живыми – я не откладываю яиц. Я дышу через два отверстия в голове. Один из моих родственников, у которого в голове только одно отверстие, может задерживать дыхание на полтора часа и нырять на глубину до двух км. Из-за чрезмерной охоты на нас сейчас из каждой сотни моих сородичей осталось в живых только шесть.

2. Лягушка

У меня есть четыре ноги, два глаза и позвоночник. Я – зелёного цвета и могу жить в воде и на суше. Мой язык находится на кончике рта. Я выстреливаю языком, чтобы поймать насекомых – мою основную еду. Я – холоднокровное животное, хорошо плаваю и откладываю яйца в воду. Зимой я сплю, зарывшись в грунт на дне пруда. Я спасаюсь в воде от тех, кто хочет меня съесть. В детстве я питаюсь растениями, но когда вырастаю, начинаю поедать насекомых.

3. Белый гриб

Люди очень уважают меня и никогда не говорят: собрал столько-то килограмм. Про другие говорят, а вот про меня: собрал столько-то штук. Я не расту в глухомани, но и в молодых лесах меня не найдешь. Лесу, в котором я расту, должно быть не меньше 60-70 лет. Но мое царство из года в год, становится все меньше, потому что многие из людей не умеют собирать правильно грибы.

4. Верблюд

Он отлично переносит суровый климат, морозы и засуху. Летом он выдерживает без воды 5 дней, а зимой – 20. После столь продолжительной жажды он выпивает до 120 литров воды.

5. Жираф

Это самое высокое животное в мире. Но в его шее находится всего 7 позвонков, как в шее человека. Ест он преимущественно листья. Если он хочет достать траву, ему нужно широко расставить ноги, чтобы достать головой до земли.

3 этап Экспресс-опрос

1.) Кто тяжелее слона?

Муравей

Бегемот

Акула

Жираф

2.) Какая птица выводит птенцов зимой?

Снегирь

Клёст

Воробей

Кукушка

3.) Кого считают предком собак?

Лису

Гиена

Медведь

Волк

4.) Кто спит головой вниз?

Летучие мыши

Морской конёк

Слизняк

Бабочка

5.) Какие млекопитающие откладывают яйца?

Скунс

Ехидна

Морская свинка

Пингвин

6.) Какое дерево считается символом России?

Дуб

Тополь

Кедр

Берёза

7.) Где раки зимуют?

В Караганде

В иле

В своём гнезде

В песке

8.) Для чего нужны бивни моржам?

Копать картошку

Добывать пищу

Драться

Грести в воде

9.) Какое насекомое слышит ногами?

Жук – навозник

Сороконожка

Кузнечик

Лягушка

10.) Какие птицы не летают?

Страусы

Утка

Жаворонок

Ворон

11.) Как называется детёныш овцы?

Козлёнок

Жеребёнок

Ягнёнок

Телёнок

12.) Кто дышит хвостом?

Водный скорпион

Карась

Белка

Павлин

13.) Сколько ног у паука?

Три

Одна

Восемь

шесть

14.) Самое большое животное на Земле?

Слон

Муха

Тритон

Синий кит

15.) Как узнать возраст рыбы?

По чешуе

По цвету

По хвосту

По плавникам

16.) Зачем некоторым бабочкам узор на крыльях в виде глаз?

Для привлечения самцов

Чтобы лучше видеть

Для защиты

Для красоты

17.) Для чего зебра полосатая?

Чтобы труднее распознать

Испачкалась грязью

Родители разных цветов: мама – белая, папа – чёрный

Ошибка природы

18.) Кто на себе лес носит?

Верблюд

Ёжик

Олень

Свинья

19.)Каких животных в Индии считают священными?

Тигр

Корова

Скунс

Горилла

20.)Какие зверьки, в Австралии, являются злейшими врагами фермеров?

Кролики

Кенгуру

Обезьяны

Жук

4 этап Загадки об окружающем мире

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночь (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

5 этап Конкурс капитанов

1. Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

2. Любимое лакомство аистов. (Лягушки.)

3. Какая птица носит фамилию известного русского писателя? (Гоголь.)

4. Какую птицу называют «лесной кошкой»? (Сову. За ее способность охотиться

ночью.)

5. Зимуют ли птицы в скворечнике зимой? (Нет.)

6. Птица-гадалка. (Кукушка.)

7. Пингвин относится к отряду птичьих или млекопитающих? (Птичьих.)

8. Где находится ухо у кузнечика? (На ноге.)

9. Из нее выводятся головастики… (Икра.)

10. В народе этот цветок называют «цветком солнца». (Подсолнух.)

11. Какую хищную птицу можно назвать «санитаром»? (Черного коршуна. Он

питается не только грызунами, но и поедает падаль.)

12. Кто часто меняет одежду, не раздеваясь? (Хамелеон.)

13. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

14. Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым? (Бабочка.)

15. Чем питается зимой жаба? (Ничем. Жаба вынуждена сидеть на «диете», так как

обычно в это время года она крепко спит.)

16. Какая ягода бывает белой, черной, красной? (Смородина.)

17. Какая лесная птица считается самой болтливой? (Сорока.)

18. Кого по праву в народе называют «лесным доктором»? (Дятла.)

19. Какие птицы прилетают на юг первыми? (Грачи.)

20. Что подразумевается под термином «тихая охота»? (Сбор грибов.)

21. Какая птица «коллекционирует» блестящие предметы? (Сорока.)

22. Из какого дерева делают спички? (Из осины.)

24. Какое дерево по праву считается символом России? (Береза.)

25. Какая птица не желает «исполнять свой родительский долг» по отношению к

своему будущему потомству, подбрасывая яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

26. Трава, которую можно узнать даже с закрытыми глазами. (Крапива.)

27. Какая птица круглый год ходит во фраке? (Пингвин.)

28. Эта птица стоит на первом месте по скорости полета среди всех птиц. (Стриж.)

29. Самая маленькая птичка планеты. (Колибри. Ее размер не превышает полутора-

двух сантиметров.)

30. Наука о животных. (Зоология.)

31. Кто из лесных зверей меняет свой «гардероб» два раза в год? (Заяц, белка, лиса.)

32. Самый чистоплотный зверек. (Барсук)

33. Какую рыбу зовут «речным санитаром»? (Щуку. Ослабленную и больную рыбу она

поедает в первую очередь.)

34. Инженер-строитель» дома на реке. (Бобер.)

35. Какой зверь по праву считается самым быстрым? (Гепард.)

36. Животное наших лесов, похожее на кошку в увеличенном виде?
(Рысь.)

37. Какое животное во время бега выставляет вперед задние лапы?

(Заяц.)

38. Какое животное собирает яблоки спиной? (Еж.)

39. Когда ежи не колются? (Едва родившись.)

40. Какое животное в народе прозвали «косым»? Почему?

(Зайца. За его необычную – раскосую – форму глаз.)

41. Какое животное является обладателем самого громкого голоса?

(Крокодил.)

42. Какую коровку «доят» муравьи? (Тлю-коровку.)

43. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние?

(Все ноги у жирафа одинаковой величины.)

44. Какого насекомого в народе прозвали «глазастым охотником»?

(Стрекозу.)

45. Какая рыба названа именем человека? (Карп.)

46. Детеныши каких животных питаются молоком чужой матери?

(Зайчата.)

47. Сколько ног у паука? (Восемь.)

48. А сколько ног у жука? (Шесть.)

49. Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»?

(Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога.)

50. Какое животное любит спать вниз головой? (Летучая мышь.)

51. Какого животного называют «санитаром» леса? (Волка.)

52. Какой зверь считается самым маленьким?

(Землеройка. Ее рост – 3,5 см.)

53. Какому насекомому мы вынуждены хлопать в ладоши отнюдь не в знак своего

восхищения и одобрения? (Моли, когда хотим ее убить.)

54. Какая лесная птица считается долгожительницей?

(Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

55. Какое хорошо всем известное и ужасно надоедливое насекомое может передвигаться

вниз головой и пробовать еду лапками? (Муха.)

    Подведение итогов викторины.

Определение, награждение победителей.


Сегдня мы проведем викторину «Экологическое ассорти». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».

У нас четыре команды (представляет команды) и жюри:

Наталья Анатольевна – заместитель директора прогимназии.

Юлия Михайловна – дизайнер, оформитель.

И ТАК НАЧИНАЕМ!!!


Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

Приветствие команд

1 конкурс «Экопроблемы»

Выдаются конверты. Дети составляют из фраз текст экологической проблемы.

1. Катастрофически сокращаются леса во многих местах, некогда сплошь покрытых лесами, к настоящему времени они сохранились на 1/3 территории.

2. Каждый год во в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

3. Озеро Байкал, которое содержит треть мировых запасов пресной воды, потеряло способность самоочищаться.

4. За последние 60 лет на планете исчезли множество видов животных, сотни видов растений, птиц.

2 конкурс

Составить из букв название науки, которая изучает нарушение взаимосвязей в природе (Кубики с буквами)

Экология

Ведущая:Чтобы не разрушались связи в природе нужно беречь и сохранять животных, и растения, и реки, и озера, и моря. Все, что создала природа, нуждается в нашей с вами защите.

3 конкурс « Заморочки»

«Заморочки»- деревянные бочонки с числами от 1 до 16. Каждой команде предназначено по четыре вопроса. Достают «заморочки» по очереди: сначала первый игрок одной команды отвечает на вопрос, затем первый игрок другой команды и т.д. если 1 из игроков достаёт бочонок с надписью «счастливый случай», то получает 2 балла.

1. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный).

2. Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза).

3. Состояние реки, когда вода заливает большие территории.

(Половодье).

4. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые. (Крапива).

5. На стволе берёзы появился кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дятел пил берёзовый сок).

6. Кустарник с розовыми цветами от сорока болезней. (Шиповник).

7. Назовите главного коварного врага леса. (Пожар в лесу).

8. Дерево – символ нашей Родины. (Берёза).

9. Почему зимой нужно делать кормушки для птиц и подкармливать их? (Зимой птицам страшен не холод, а голод: найти корм под снегом трудно.)

10. Как можно помочь дереву, если на стволе рана? (Замазать глиной, чтобы не попали болезнетворные микробы.)

11. Почему нельзя трогать руками яйца птиц в гнёздах? (Многие птицы после этого бросают своё гнездо.)

12. Как погасить костёр в лесу? (Залить его водой или засыпать землёй.)

13. Кто о себе так говорит?

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

14. Свежие листья, какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Подорожника.)

15. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

16. «Счастливый случай»

«Надо всем беречь природу»

Коль беречь ее не будем –

Сами мы себя погубим.

4 -й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).

Миутка отдыха «Травы, кустарники, деревья»

(Травы – топают. Кустарники – хлопают. Деревья - машут руками над головой).

Тополь, черёмуха, клевер, осина, шиповник, кедр, крапива. Боярышник, камыш, берёза, малина, сосна, смородина, чеснок.

5-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
2 команда

1. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
2. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
3 команда
1. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
2. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
4 команда

1. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
2. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

6-й конкурс. Капитанов . 7 -й конкурс. «Экологические пословицы».
Кто больше назовет та команда и выиграла

8-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.

А пока команды готовятся, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.

Поиграем «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.

Награждение

Завершающие слова

1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!

3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

Экологическая викторина для учащихся начальной школы «Природа и мы»

Цель: Обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи: Продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и животном мире нашего края. Упражнять в умении различать деревья нашего края на слух по описанию. Узнавать и называть птиц, дикорастущие и культурные растения, грибы по их изображению. Развивать память, быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление. Воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре. Воспитывать любовь к родной природе.
Участники делятся на две команды
«Разминка» . Командам по очереди задаются вопросы.
Вопросы «РАЗМИНКИ»
1. Каркуша - это: (ворона) 2. Какая змея самая большая? (анаконда) 3. Самое быстрое морское животное (дельфин, касатка) 4. Какому дереву дети очень радуются зимой? (ель) 5. Какие камни в море? (мокрые) 6. Целый день летает, всем надоедает (муха) 7. В пруду купался, а сух остался. (Гусь) 8. Какие животные вылезают из кожи вон (змея) 9. Рыжая плутовка (лиса) 10. Он начинает неделю (понедельник) 11.Первый весенний цветок (подснежник) Какая рыба напоминает шахматную фигуру? (морской конёк) 12. Какого цвета хамелеон? (разного, в зависимости от температуры, влажности, освещения) 13.Ветки каких деревьев можно встретить в бане? (берёза, дуб) 14. Что есть у сосны, тополя, осины, а у берёзы нет? (буква о) 15. Какой зверь в лесу знает, где находится мёд? (медведь) 16. Какую часть дерева в старину очень боялись ученики в школе? (ветки, из которых делали розги) 17. В названии какой птицы есть цифра 3? (стриж) От чего утки плавают? (от берега)
18. Сколько ног у паука? (8) 19. Первые весенние птицы (грачи) 20. Что делает ёж зимой? (спит)

«Животные заповедника». (по 6 вопросов каждой команде)
1.Какое животное строит хатку? (бобр)
2.В лесу зимой много сугробов. А из сугробов пар идет. Почему? (в берлоге спит медведь)
3.Что кормит волка? (волка кормят ноги)
4. Кого называют великаном заповедных лесов? (лося)
5. У каких животных есть рога и копыта? (у зубра, лося, коровы, быка, яка, оленя)
6. Какое животное в заповеднике самое крупное? (зубр)
1.Какого животного называют санитаром леса? (волка)
2. Какая кошка бегает зимой по лесу? (рысь)

3. Назовите современника мамонта и саблезубого тигра? (выхухоль)
4. Какие животные охраняются в заповеднике (зубр, рысь, выхухоль, бобр, куница)
5. Каким животным помогает хвост? (лисе, белке)
6. Почему медведь зимой не может поймать лося? (потому что зимой он спит)

Загадки (Задаются по очереди каждой команде)

Голубой шатёр весь мир накрыл (небо)

Что видно только ночь (звёзды)

Без рук, без ног, а дерево гнёт (ветер)

По синему морю белые гуси плывут (облака)

Без рук, без ног, а рисовать умеет (мороз)

Скатерть белая весь свет одела (снег)

Рыжая шалунишка грызёт ловко шишки (белка)

Стоит Егорка в красной ермолке кто ни пройдёт, всяк поклон отдаёт (земляника)

Зимой и летом одним цветом (ёлка)

Днём спит, ночью летает и мышей пугает (сова)

«Мир животных» (по 10 вопросов каждой команде)
1.У кого ухо на ноге?(У кузнечика)
2.Какие птицы ночуют зимой, зарывшись в снег головой? (Тетерев, Рябчик)
3.Какая рыба вьет гнездо? (Колюшка)
4.Умеют ли слоны плавать?(Да, и даже полностью погружаются в воду)
5.Какая из птиц нашей страны летает быстрее всех? (Стриж)
6.Какая самая большая птица в мире? (Африканский страус)
7.Что происходит с пчелой после того, как она ужалит свою жертву? (Гибнет)
8.У кого самое плохое зрение? (У крота)
9.Какое животное хорошо бегает, прыгает, да еще и боксирует? (Кенгуру)
10.Она похожа на тетрадь в линию? (Зебра)
11.Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)
12.Самый крупный хищник? (Белый медведь)
13.У каких птиц крылья покрыты чешуей? (У пингвинов)
14.Птица- подражатель, пародист других пернатых? (Скворец)
15.Самый маленький зверёк в лесу? Очень полезен, его иногда принимают за мышонка?(Землеройка)
16.В названии этого животного есть продукт, производимый пчелами? (Медведь)
17.След какого хищника очень похож на след человека? (медведь)
18.Что страшней для птиц: зимний холод или голод? (Голод)
19.Сколько ног у паука? (Восемь)
20.Какая рыба называется так же, как и река, в которой она обитает? (Амур)

«Мир растений» (по 10 вопросов каждой команде»)
1.Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственница)
2.В каком лесу более влажная почва – там, где больше брусники или черники? (Черника более влаголюбивая, чем брусника)
3.Какая сосна имеет более крепкую древесину- растущая быстро или медленно? (Самая крепкая часть кольца древесины позднелетняя. Чем медленнее растет дерево, тем ближе один к другому позднелетнее слоиии, тем крепче дерево).
4.Что можно использовать в лесу для заварки чая?(Листья земляники, малины, черники..)
5.Почему лесные дороги после дождя дольше по сравнению с полевыми не просыхают? (В лесу нет ветра, а без ветра процесс испарения замедляется)
6.Из древесины какого дерева делают спички? (Осина)
7 . Какая ягода может заменить лимон? (Клюква)
8.Какое дерево цветет позднее всех? (Липа цветет летом)
19.Какие ягоды можно собирать зимой? (Клюква, брусника)
10.Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина,брусника)
11.Весной или летом цветет сирень? (Весной)
12.Какой лист шумит, а какой шелестит? Чем вызваны эти звуки? (В ЛИСТВЕННОМ ЛЕСУ ШЕЛЕСТ СЛАБЫЙ ИЛИ СИЛЬНЫЙ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ВЕТРА. Вызывается он трением листьев друг о друга.А в хвойном лесу струи воздуха при ветре огибают ветки и иголки хвои, при этом за ними образуется маленькие вихри, издающий слабый шипящий звук. Сливаясь вместе, эти звуки создают шум леса)
13.Почему в сосновом лесу мы видим много сосновых сучьев, а у деревьев зеленеют только верхушки? (Сосна светолюбивое растение. Если ее сучья получают мало света, они отмирают. Верхушки зеленеют потому, что получают много света)
14.Почему у елей в лесу зеленеют не только верхушки, но и нижние ветки до самой земли?(Ели не светолюбивое растение, ее хвоя может жить и при некотором затемнении)
15.Почему под соснами в лесу можно увидеть молодые елочки, а под елями сосенку не увидишь? (Сосна не может расти под тенистой елью)
16.Почему у ели всегда острая верхушка? (потому, что ель всегда растет в высоту, а другие деревья, достигшие определенного возраста, перестают расти вверх)
17.почему на коре деревьев с течением времени образуются толщины? (Древесина нарастает в ширину быстрее чем кора)
18.Почему листья с верхушек деревьев опадают последними? (Они моложе)
19.Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (Лиственница)
20.Древесина какого дерева используется для кораблестроения? (Сосна)

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные