Урок-экскурсия "Полюбуйся, весна наступает! План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу….

ранней весной (средний возраст)

ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.

Задачи :

    Образовательные

    закрепить представления у детей,что всё в природе взаимосвязано;

    формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.

    определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;

    Развивающие

    развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,вызвать желание на самостоятельные исследования;

    развивать умения строить причинно- следственные связи;

    Воспитательные

    способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;

    формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;

    вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;

Ход:

(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)

Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)

Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.

Находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.

Ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.

Нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;

Нельзя бросать мусор.

Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.

Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.

сугроб уже ссутулился от солнечных лучей

и побежал по улице сверкающий ручей…

О каком времени года говорится в этом четверостишии?

Перечислите все весенние месяцы?

А какой самый первый месяц весны?

А после какого зимнего месяца он наступает?

А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?

Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.

А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?

1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.

2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.

3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.

Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.

Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным ). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест ? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света , стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее . В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).

Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).

А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?

Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.

А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.

А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.

Откуда берутся эти ручейки?

Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.

Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!

Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)

А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?

Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?

Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.

Что мы наблюдаем на месте разлома?

Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.

А почему почки набухают именно весной?

Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.

Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.

(солнечный свет, тепло, влага).

Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)

Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)

Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей: побелка, подрезка, лечение ран на коре).

Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).

А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?

Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).

Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)

Какие птицы прилетают к нам первыми?

Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.

А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?

Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)

Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.

Чем питаются грачи? (насекомыми).

Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).

Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).

Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?

Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)

А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.

Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?

Птицы, как и люди, ждут приход весны.

Обратите внимание, как стали одеваться люди?

Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?

По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?

А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)

Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий) , применения приёмов моделирования.
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» . Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, -

Значит к нам пришла... весна (говорят дети) .

Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта) .

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны» , «утром года» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта - «капельник» . От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

Почему грача называют «вестником весны» ?

Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает» . Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе» .

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды» .

Воспитатель: А как называют май? (травень)

Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в городской парк.

Основная часть

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) . Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты) .

Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них) .

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем.

(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)

Ребята, нас с вами встречает аллея.

Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)

Значит, как называется аллея? (кленовая) . Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу) . - В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу) .

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку) !

Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб) .

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

Как узнали?

Чем отличается кора?

Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)

Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается) .

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Дети: Скворец.

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники) .

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук)

Летит - жужжит,

Сядет - молчит (жук) .

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»

(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)

(дети перебирают пальчиками) .

Дождик закапал (встряхивают кистями рук) ,

паучка смывает (движения рук вниз) .

Солнышко встало (разводят руки в стороны) ,

лужи высыхают (движения рук внизу) .

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками) .

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук) . Почему?

Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение) .

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами) . Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей) .

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают) .

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )

Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии) .

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны» .

Дети:

  1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
  2. Апрель с водой, май с травой.
  3. Весна красна делами, осень пирогами.
  4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.

КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ

Экскурсия в парк (весна)

Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиня­ются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках рас­пускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже - одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; воз­вращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухо­ловки).

Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологи­ческой почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Пе­ред входом в парк детей встречает экологический светофор.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:

красный цвет - предупреждает об осторожности;

желтый цвет - обрати внимание;

зеленый цвет - разрешаются действия, помогающие растени­ям и животным.

Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак ->. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения впе­ред.)

Дети идут по тропинке и видят знак «солнышко».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозна­чает? (Дети отвечают.)

Воспитатель: Какие слова можно подобрать, чтобы охаракте­ризовать майское солнышко? (Теплое, оно согревает землю; солнце светит сильнее, поэтому всюду появилась зеленая травка). Ребята, а каким становится световой день? (Он более длинный по време­ни, чем осенью и зимой). Если день удлиняется, то каким стано­вится ночь? (Короткой). Посмотрите, рядом со знаком «солныш­ко» стоит желтый знак. Вы помните его значение? (Обрати внима­ние). Месяц Май говорит нам о том, что с его приходом изменя­ется световой день. Каким он становится? (День длиннее, ночь короче).

Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В кон­верте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, кле­на, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья ка­ких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои пред­положения, воспитатель подводит итог высказываний.

Воспитатель: Месяц Май предлагает нам обратить внимание на листочки этих деревьев. Я предлагаю поиграть в игру «Найди дерево» по листочкам, которые даны в задании. Но нужно не просто найти деревья, но и определить, распустились на них листочки или нет.

Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и опре­делить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.

Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?

Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились ли­сточки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.

Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вер­бы, затем - у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)

Из зеленой почки выросли листочки,

Оглянулись, улыбнулись и сказали:

«Мы проснулись!»

Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся лис­точков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.

Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочка­ми, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.

Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?

Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.

Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?

Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясня­ют, почему она так называется), фиалка, ветреница.

Воспитатель: А это листья какого растения?

(Дети отвечают.)

Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснеж­ники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и лан­дыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.

Воспитатель: Еще я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на лужайку. Кроме растений здесь еще кто-то живет? Вы догада­лись, о ком я говорю? (Это насекомые.) Посмотрите, вовсю бе­гают муравьи, торопятся, спешат, им нужно поправить свой му­равейник. Перезимовали гусеницы и выползают из своих доми­ков, им есть чем полакомиться, посмотрите, сколько вокруг зе­лени. А в воздухе с шумом над головой, как маленькие моторчи­ки, летают... кто это? (Майские жуки.)

Дети изображают жуков: летают, опускаются на листья; по сигналу воспитателя «сачок» должны вернуться в домики.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.

Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.

Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.

Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)

Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы отклады­вать яйца и выводить птенцов.)

Воспитатель загадывает детям загадки:

Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)

На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его... (Скворец)

Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)

Спереди шильце, сзади вильце, на груди - белое полотенце. (Ласточка)

В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы и ку­кушка».

На слова: «Птицы по лесу летают, материал для гнезд собира­ют» - дети бегают, на слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо; оставшийся без гнезда становится кукушкой. Гнезда можно обозначить с помощью условных ориентиров.

Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. По­прощаемся с нашим добрым другом - парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологиче­ском дневнике.

Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.

Экскурсия в парк «Золотая осень»

Цель: обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени»: стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет меньше, температура воздуха понижается. Листья деревьев и кустарников изменяют свою окраску. С понижением тем­пературы травянистые растения желтеют, вянут, уменьшается чис­ло насекомых, начинается отлет птиц. Развивать умение устанавли­вать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Раз­вивать потребность передавать свои впечатления в образной речи. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.

Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предла­гаю вам поприветствовать парк.

(Приветствие парку.)

Воспитатель : Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На мно­гоэтажный дом.)

Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором - кустарники, на третьем - деревья.)

Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть измене­ния, а самое главное - ответить на вопрос: почему эти измене­ния произошли?

Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Мож­но предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.

Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать ли­ству, начался листопад.)

Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся жел­тыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступле­нием осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэто­му листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малино­вая, как у рябины.

Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях - зеле­ных или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас - теплая пора осени.)

Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также по­явились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбра­сывать листву.)

Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)

Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)

Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, со­кратился световой день.)

Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.

(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)

Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы мо­жете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)

А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)

Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)

Как попали листья на луг, ведь деревья расположены доста­точно далеко? (На луг листья принес ветер.)

Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на земле? (Листья называют «золотым ковром».)

Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья на­зывают потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)

Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)

Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)

Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.

(Общение детей с любимым деревом.)

Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на люби­мое дерево.

Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают лис­точки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.

Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)

С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже засну­ли до будущей весны.)

Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился све­товой день.)

Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слыши­те? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)

Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)

Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)

Заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели парк «золотой осенью»?

(Дети обмениваются впечатлениями.)

Воспитатель: Мы прощаемся с парком. Вы увидели много ин­тересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром осень называют «очей очарованье». Еще раз обратите внимание на кра­соту парка и постарайтесь запомнить. В детском саду мы с вами, кто захочет, превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени».

План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе

Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.

  • 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
  • 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
  • 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
  • 5. Активизировать двигательную активность детей.
  • 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
  • 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
  • 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.

Словарная работа: листопад, опад.

Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.

Предварительная работа:

  • - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
  • - наблюдения за деревьями, кустарниками;
  • - экскурсии в парк;
  • - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
  • - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
  • - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
  • - загадки о деревьях, о временах года;
  • - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
  • - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;

Ход прогулки

Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?

В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.

Листья переливаются на солнце как золото.

Это очень красивое время года.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:

Стоишь на белой ножке,

На веточках сережки.

Нас соком угощаешь,

Тебя всегда узнаешь

Дети. Это береза.

Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»

  • - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
  • - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
  • - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
  • - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
  • - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
  • - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
  • - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?

Дети: Наступила осень.

  • - Так береза готовится к зиме.
  • - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.

Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:

Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.

  • - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
  • - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
  • - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
  • - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?

Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.

Насекомые заснули до весны.

Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).

А какую пользу приносит она людям?

  • - Летом защищает нас от солнца, ветра,
  • - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.

Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.

Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.

Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)

Стало вдруг светлее вдвое

Двор, как в солнечных лучах.

Это платье золотое

У березы на плечах...

Утром мы во двор идем --

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят...

Пролетают паутинки

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Пролетели журавли.

Все летят!

Должно быть, это

Улетает наше лето.

Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)

  • - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
  • - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).

Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).

  • - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
  • - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)

Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.

Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.

Дети разбегаются и говорят слова:

Мы листочки, мы листочки,

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели.

Мы летали, мы летали.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок -

Мы присели все в кружок.

Индивидуальная работа по развитию движений:

  • - прокатывание мяча между предметами;
  • - ходьба по канату приставным шагом.

Самостоятельная деятельность детей.

Подведение итогов прогулки.

Экскурсия - наблюдение за берёзой

Природоведение в средней школе призвано выполнять связующую роль между первыми представлениями о материальности мира, усвоенными учащимися в начальных классах, с систематическим изучением природы в цикле естественнонаучных дисциплин. Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным представляется только через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием метода наблюдения. Природоведческие экскурсии как в начальной, так и в средней школе направлены на обогащение памяти ребенка знаниями о многообразии живой и неживой природы, овладение умениями устанавливать в ней взаимосвязи, пробуждению интереса к изучению природных явлений, любви и бережного отношения к всему окружающему.

К сожалению, приходится констатировать, что природоведческие знания у школьников поверхностные, формальные, неосновательные и легко ускользают из памяти, что существенно сказывается на эффективности обучения учащихся биологии, физике, химии и географии.

Низкая подготовленность детей по природоведению связана с отсутствием начального этапа по формированию умений наблюдать природные явления в усложняющейся системе их самостоятельной деятельности. Это реально только при включении в учебный процесс по природоведению форм и методов активного обучения - экскурсий, наблюдений, экспериментов.

Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения. К дедуктивному подходу в изучении природных объектов на экскурсиях призывал учителей известный натуралист, ученый - методист К.П. Ягодовский.

Исходя из дедуктивного подхода, целевые установки должны включать следующие умения:

  • устанавливать характерные особенности местной природы на основе наших представлений о сезонных изменениях в окружающей среде;
  • бережно относится к окружающей среде на основе знаний о взаимоcвязях и взаимоотношениях в живой и неживой природе;
  • самостоятельно формулировать учебно-исследовательскую цель;
  • устанавливать причинно-следственные связи на основе знаний о строении и жизнедеятельности растений и животных;
  • оценивать влияние человека на природу;
  • делать выводы и оформлять результаты наблюдений.

Учитывая сокращение выходов в природу в средней школе по сравнению с начальной школой, учитель должен обеспечить поэтапное формирование знаний и умений школьников с учетом сезонности и многоплановости целевых установок.

Осенняя экскурсия проводится в начале учебного года, а весенняя - в конце. Они существенно различаются по содержанию, уровню базовой подготовки учащихся, степени учебных, интеллектуальных и практических умений, а также физических и психических качеств. Различие не предполагает их противопоставление, а наоборот, только усиливает их значимость как составной части единого учебного процесса. Поэтому между ними должна соблюдаться последовательность и преемственность.

На первом уроке по природоведению в пятом классе вводятся три группы понятий: субстанциональные, структурные и функциональные. Однако без опорных знаний они остаются для учащихся непонятными. Существенную помощь в их раскрытии играет проведение осенней экскурсии, которую лучше всего проводить сразу же после вводного урока. Она помогает не только составить перечень объектов и установить происходящие процессы в природе, но и определить причины их изменений. На осенней экскурсии формируются умения ориентирования на местности.

На весенней экскурсии получает дальнейшее развитие понятии о воде, воздухе, горных породах, растениях и животных, что помогает подвести учащихся к пониманию конкретных ситуаций, создаваемых в окружающей среде при различных видах деятельности человека. В процессе экскурсии формируется понятие и умение сравнивать состояние природы в разные сезоны года.

Цели и задачи осенней и весенней экскурсии предполагают разные организационные подходы и методические решения, хотя остановки на маршрутах могут быть одни и те же. В маршрут экскурсии необходимо включить места с ярко выраженной хозяйственной деятельностью человека, с уголками природы для отдыха или мест, не подверженных систематическому использованию человеком. Объектами наблюдений могут быть здания и материал, из которого они сделаны, растения и животные. Протяженность экскурсионного маршрута не должна превышать 1 км.

Осенняя экскурсия по природоведению в пятом классе должна проводится в специально отведенное для этой цели время, на второй неделе сентября.

Отсутствие экскурсии или ее более позднее проведение формирует у детей барьер между содержанием изучаемого материала по учебнику и объектами природы, познание которых нельзя ограничивать только уроком. Это может привести к большому расхождению между пониманием окружающей среды и содержанием того материала, который они изучают на уроке. Вводный характер первой экскурсии способствует формированию у детей интереса к предмету, что в свою очередь повышает силу восприятия, стимулирует мысль ученика. Экскурсии целесообразно проводить в учебное время.

Использование для этой цели внеурочного или воскресного времени недопустимо. Дети, привыкшие к прогулкам на природе в начальной школе, будут думать что эта экскурсия не урок, а прогулка. Давая определенную систему наблюдений в заданиях, учащиеся прикладывают усилия к их выполнению, проявляя самостоятельность и умение контролировать внимание на определенных объектах, находящихся в разных связях с другими объектами или подвергающихся целенаправленному или случайному воздействию. Более того, у детей 10-11 лет имеется естественная потребность осмыслять всякое природное явление, которое быстро проходит, если его систематически не развивать.

Вводная экскурсия переводит житейские впечатления увиденного, услышанного об окружающей природной среде в русло научного понимания. Дети только что вернулись с летних каникул и находятся под впечатлением общения с природой своего края и новых мест. В это время еще много цветущих растений, особенно на клумбах. Их нарядный вид благотворно влияет на психику ребенка. Мальчики в этом возрасте тоньше подмечают цветовую гамму природы, подолгу задерживаются, всматриваются в особенности строения живых организмов. Важно при этом показать переходы от лета к осени на примере поведения муравьев, птиц, зверей.

Подготовка к экскурсии начинается с формирования звеньев по 5-6 человек. Звеньевому выдается схема маршрута экскурсии. По этой схеме в классе подробно объясняются места остановки, обращается внимание на объекты наблюдений для каждого звена. К схеме прилагается памятка правил поведения в природе. В начальной школе правила поведения составляются в виде опознавательных знаков. Для учащихся пятого класса целесообразно записать перечень правил, указать что “разрешается” и “запрещается”. Все что разрешается записывается зеленым цветом, а что запрещается - красным.

Разрешается:

  • ходить по тропинкам и дорогам;
  • отдыхать в специально отведенных местах;
  • фотографировать интересные объекты природы;
  • рисовать их;
  • собирать листья, семена, плоды для коллекции и поделок;
  • измерять температуру воздуха, почвы;
  • определять облачность, направление ветра;
  • наблюдать за жизнью растений и животных;
  • собирать растения для гербария по совету учителя.

Запрещается:

  • собирать в большом количестве дикорастущие растения;
  • вытаптывать их и уплотнять почву;
  • вырывать растения с корнями;
  • ломать ветки;
  • собирать сок;
  • включать громко музыку;
  • пугать птиц, особенно сидящих на гнездах;
  • разводить костры в неустановленных местах.

На экскурсиях учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение трех видов работ. Первый вид работ направлен на ознакомление учащихся с многообразием тел и веществ, выявление объектов живой и неживой природы, выделение явлений в природе. Он выполняется учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу.

Второй вид работы предполагает выявление особенностей приспособления растений и животных к осенним явлениям. Эту работу выполняет каждый ученик. Задания формулируются на карточке, например записать в блокнот признаки осени; отметить характерные осенние явления живой и неживой природы; сравнить с прошлым годом; описать характерные признаки приспособлений у растений и животных, встречаемых на экскурсии в осенний период.

Третий вид работ направлен на развитие эмоционально-эстетических чувств с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задание: зарисовать наиболее понравившиеся объекты наблюдений. Затем ответить на вопрос: какое влияние оказывает человек на живую и неживую природу?

На первой остановке учитель проводит беседу о признаках осени и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Установлено, что учащиеся пятого класса работают по заданиям, не мешая друг другу, с интересом первые 10-15 минут. Затем, когда их внимание рассеивается, им предлагают перейти на новое место. Важно, чтобы учащиеся закончили работу без принуждения. По окончании работы учитель должен предложить подвести итоги и помочь им занести записи в блокнот по наблюдениям. Неумение оформить записи приводит к разочарованию, вызывающему, как правило, нарушение дисциплины на экскурсии.

На второй остановке учащиеся продолжают наблюдения, собирают материал для поделок. При подведении итогов требуется сравнивать увиденное на двух остановках, обращая внимание на различия в количестве встречаемых объектов, их состояния.

Положительный эмоциональный настрой у ребят создается при сравнении природно-климатических условий настоящего и прошлого данного района, села или жилого массива города. Учитель должен обратить внимание на изменение природы данного места, сделать ссылку на краеведческую литературу, посоветовать прочитать о прошлом своего города; обратить внимание на роль человека в благоустройстве, например, на красивую набережную, перевозку грузов по реке. Историко-краеведческий подход на экскурсии вызывает стойкий интерес к природным явлениям и их вызывающим причинам.

После проведения экскурсии учащиеся вычерчивают схему маршрута в тетраде по природоведению и описывают свои впечатления, пользуясь вопросами задания.

На последующих уроках учитель неоднократно возвращается к результатам экскурсии. Так, в теме “Воздух” целесообразно вспомнить о различных запылениях и загазованности воздуха у дороги и в парковой зоне. В теме “Горные породы” - показать образцы обломочных материалов (щебень, галечник, гравий, песок, глина), собранных на экскурсии; обсудить вопрос о применении их в строительном деле. В теме “Живые организмы и среда обитания” - вспомнить встреченных животных и растений.

Весеннюю экскурсию учитель биологии проводит совместно с учителями литературы и изобразительного искусства. В межпредметной комиссии или на педсовете необходимо обсудить дату, продолжительность, цели, план и маршрут экскурсии. Время ее проведения должно совпадать со сроками изучения темы “Живые организмы и среда обитания”. Учитель природоведения продумывает маршрут, оборудование и ряд заданий.

Примеры заданий:

  • перечислить объекты живой и неживой природы, встреченные на пути к первой остановке;
  • записать в блокнот;
  • перечислить вещества, входящие в них;
  • используя календарь природы, сравнить весну с осенью по погодным условиям и живым объектам;
  • данные наблюдений занести в таблицу;
  • зарисовать понравившиеся объекты наблюдений, выделив линию горизонта;
  • написать сочинение на тему “Весенние мотивы в природе”.

Состояние живой и неживой природы в разных сезонах года

Весенняя экскурсия носит повторительно-обобщающий характер. Свежие, яркие впечатления служат основой для написания учащимися интересных и содержательных изложений. Через конкретные знания объектов природы, видение красоты в ней пробуждает у школьников сопереживание и развивает ответственность за свои поступки.

Экскурсии по природоведению в сочетании с другими формами учебного процесса призваны воспитывать наблюдательность, оценку и самооценку деятельности человека по отношению к природе.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные