Урок-экскурсия "Полюбуйся, весна наступает! План-конспект проведения экскурсии с детьми подготовительной к школе группы «Весна пришла, Весне дорогу….
ранней весной (средний возраст)
ЦЕЛЬ : Ознакомление детей с изменениями в природе ранней весной и связью с этими изменениями в целом.
Задачи :
Образовательные
закрепить представления у детей,что всё в природе взаимосвязано;
формировать знания детей о временах года, о деревьях и кустарниках, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам.
определить признаки наступления весны в живой и неживой природе;
Развивающие
развивать навыки наблюдения за изменениями в природе,вызвать желание на самостоятельные исследования;
развивать умения строить причинно- следственные связи;
Воспитательные
способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций;
формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах;
вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой поселок чище и краше;
Ход:
(воспитатель предлагает детям отправиться на прогулку в сад). Ребята, мы с вами несколько раз зимой ходили в сад, наблюдали за природой, кормили птиц, Зима закончилась, а как называется это время весны? (ранняя весна)
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в наш любимый сад и понаблюдать, что же там происходит ранней весной, а заодно и проверим наши кормушки, т.к. птицы все-таки еще нуждаются в нашей помощи (почему?)
Назовите, какие правила надо соблюдать на прогулке в саду.
Находясь в саду нельзя портить деревья и кустарники.
Ходить только по дорожкам и тропинкам, чтобы не погибла трава от вытаптываний.
Нельзя громко кричать и разговаривать, чтобы не пугать птиц, живущих в саду;
Нельзя бросать мусор.
Правильно, молодцы, ребята! Теперь я уверена в том, что вы во время прогулки не нарушите ни одно из этих правил.
Вот мы и пришли в сад. Полюбуйтесь как здесь хорошо.
…сугроб уже ссутулился от солнечных лучей
и побежал по улице сверкающий ручей…
О каком времени года говорится в этом четверостишии?
Перечислите все весенние месяцы?
А какой самый первый месяц весны?
А после какого зимнего месяца он наступает?
А кто мне скажет, какое время года у нас сейчас?
Да, ребята, сейчас у нас наступила ранняя весна.
А по каким признакам можно определить наступление ранней весны?
1.Снег потемнел и стал ноздреватым, днём солнце светит всё ярче и теплее снежинки на поверхности снега тают и превращаются в капельки воды, которые протекают вниз сквозь толщу снега, а в снегу остаются дырочки. При таянии снега становится видна грязь и пыль, которые снег выбрал из воздуха, пролетая к земле. Зимой этой пыли не было видно, т.к.снега было много и он был пушистым, а весной снег тает, проседает и пыль становится видимой.
2.Изменилось солнце, оно стало светить ярче и дольше, день становится длинней. Повышение температуры воздуха вызывает таяние снега.
3.В небе образуется большое количество облаков. Из-за обильного таяния снега образуется много воды, которая, испаряясь, образует облака.
Ребята, а мы сейчас перечислили изменения, происходящие в живой или в неживой природе? Давайте сейчас рассмотрим эти изменения своими глазами.
Посмотрим на снег. Что вы можете о нём сказать? (да, действительно, он уже выглядит не таким аппетитным ). Посмотрите, уже начинают появляться первые проталины (это места где снег уже стаял, и появилась земля). Давайте найдём такие места. Как они называются? Где больше таких мест ? (У стволов деревьев, т.к. стволы тёмные, а солнечный свет поглощает лучше предметы тёмного света , стволы нагреваются быстрее, чем сугробы, поэтому снег вокруг деревьев тает быстрее . В этом вы можете убедиться, если потрогаете руками пальто тёмного и светлого цвета).
Возможно ли рассмотреть солнце? (конечно же трудно, ведь солнце стало светить под другим углом, как бы обхватывая землю, грея её ).
А кто может сказать, почему солнце весной более тёплое по сравнению с зимой?
Да, правильно, весной солнце находится ближе к Земле, чем зимой и на Землю попадает больше солнечных лучей.
А облака когда появляются? (во второй половине дня) Понаблюдайте за облаками, пофантазируйте, на что они похожи.
А что же ещё происходит в неживой природе в марте? Конечно, мы забыли про весенние ручейки и лужицы, которые они образуют.
Откуда берутся эти ручейки?
Снег – это замёрзшая вода, и при таянии он снова превращается в воду. Вода течёт с возвышенных мест вниз, образуя ручейки.
Вот видите, сколько признаков ранней весны мы выделили в неживой природе, молодцы!
Кто мне ответит на вопрос что можно отнести к живой природе? (деревья, кустарники, птиц, насекомых, животных)
А как вы думаете, затронули их изменения происходящие в неживой природе?
Начнём свои наблюдения. Только в начале ответьте мне на вопрос: чем отличаются деревья от кустарников?
Оказывается и на кустиках и на деревьях набухают почки, они становятся толще. Срываем по одной почки с дерева и кустарника и разрываем почку пополам.
Что мы наблюдаем на месте разлома?
Внутри почки видим маленький крошечный как будто много раз сложенный листочек.
А почему почки набухают именно весной?
Конечно же, весной появляются все необходимые условия для роста растений.
Напомните, мне, пожалуйста, условия необходимые для роста и развития растений.
(солнечный свет, тепло, влага).
Оглядитесь по сторонам и назовите деревья, которые вы можете узнать по внешнему виду. (берёзу, тополь, липу, клён). Что же разного у этих деревьев? (почки у берёзы маленькие, у тополя длинные и острые, у клёна большие и более овальные, у берёзы ствол белый с черными чёрточками, у тополя светлее, чем у клёна), (взять несколько веточек для опыта, поставить в воду)
Д\И «Всё наоборот» (не называя, пытаюсь перепутать название и описание деревьев)
Теперь пройдём по нашему саду и полюбуемся его красотой. Каких деревьев больше в саду? (лиственных) А каких именно? Посмотрите в каком состоянии в нашем саду деревья? (некоторые деревья нуждаются в помощи людей: побелка, подрезка, лечение ран на коре).
Посмотрите ещё более внимательно, что мы видим на деревьях? (гнёзда).
А как вы думаете, они пустые или их кто-то уже заселил?
Какие птицы прилетают к нам весной? (перелётные).
Каких перелётных птиц вы знаете? (грачи, скворцы, ласточки, журавли)
Какие птицы прилетают к нам первыми?
Конечно же, грачи. Грач-это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.
А как вы думаете, нужны ли грачу гнёзда?
Из какого материала грач строит гнездо? (из веток)
Пройдите по парку и посмотрите, может, мы увидим грачей.
Чем питаются грачи? (насекомыми).
Оглянитесь вокруг: проснулись ли насекомые? (нет).
Попробуем догадаться, для чего у грача такой большой клюв? (оказывается грачам достаточно проталинки, чтобы разыскать себе корм - выкопать из земли личинки).
Вернёмся к проталинкам и рассмотрим, не поработал ли на них грач, разыскивая себе корм?
Так почему же ещё нет ранней весной других птиц? (нет ещё насекомых)
А как ведут себя наши зимующие птицы? (снегири улетели поближе к северу, т.к. любят холодный климат, а вороны, воробьи, галки летают парами в поисках мест для гнёзд и громко кричат). Посмотрите, наши кормушки пусты, давайте наполним их кормом, птицы все еще ослаблены зимовкой, и некоторым трудно добывать корм самим.
Давайте поиграем в Д/И «Перелётные птицы», я описываю птиц, а вы по описанию пытаетесь угадать, что это за птица?
Птицы, как и люди, ждут приход весны.
Обратите внимание, как стали одеваться люди?
Ребята, можно сделать вывод пришла ли весна к нам в сад?
По каким признакам можно узнать о приходе ранней весны? Как здесь хорошо и уютно, что не хочется уходить. Помните, как весной мы с вами убирали сад от мусора?
А кто знает пословицу о порядке? (чисто и красиво не там где метут, а там где не сорят)
Среди просторов нашей страны есть край, где вы живёте, где ваш родной дом, ваша родная земля. Мы сегодня узнали много нового и интересного, прошлись по всем уголкам этого замечательного сада и сделали для себя вывод - чтобы наш сад, наш поселок был красивым и любимым, нужно заботиться о нём всем жителям и взрослым и детям.
Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.
Программные задачи:
Образовательные
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Способствовать формированию интереса детей к природе.
- Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий) , применения приёмов моделирования.
- Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.
Развивающие
- Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
- Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
- Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
- Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
Воспитательные
- Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
- Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
- Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
- Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
- Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
- Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
Интеграция Образовательных Областей:
- познавательное развитие;
- социально-коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- физическое развитие.
Материал:
Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.
Предварительная работа:
Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» . Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.
Ход прогулки-экскурсии:
Организационный момент
Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.
Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.
В нашем домике живет удивительный народ.
О природе много знает, все на свете примечает.
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, -
Значит к нам пришла... весна (говорят дети) .
Правильно наступила ВЕСНА.
предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:
Какая сегодня погода? (ответы детей)
Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?
Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?
Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?
Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»
Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.
Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта) .
Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны» , «утром года» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.
Другое народное название марта - «капельник» . От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.
Я в полдень слушаю капель,
Она журчит, как птичья трель.
Звенит хрустальным бубенцом,
Сбегая с крыши над крыльцом.
Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.
Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.
Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
Почему грача называют «вестником весны» ?
Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает» . Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе» .
Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?
Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды» .
Воспитатель: А как называют май? (травень)
Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.
Дети с воспитателями отправляются в городской парк.
Основная часть
Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) . Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты) .
Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них) .
Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.
Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.
Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.
По тропинке мы пойдем,
Лужу мимо обойдем.
(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)
Ребята, нас с вами встречает аллея.
Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)
Значит, как называется аллея? (кленовая) . Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу) . - В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу) .
Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)
Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь Ты... (березку) !
Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)
Что произошло с почками?
Что вы знаете о березе?
(Дети подходят к дубу)
А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб) .
Какую пользу приносит дерево человеку?
Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?
Как узнали?
Чем отличается кора?
Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)
Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается) .
Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)
Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)
Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)
Отгадайте загадку:
Сдвинув шапку набекрень,
Распевает целый день!
Дети: Скворец.
Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники) .
А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)
Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?
(Воспитатель показывает экологические знаки)
Упражнение «Отгадай и присядь»
Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.
Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)
Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.
На берёзовую ветку
Кто сушить
Повесил сетку? (паук)
Летит - жужжит,
Сядет - молчит (жук) .
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)
Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»
(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)
(дети перебирают пальчиками) .
Дождик закапал (встряхивают кистями рук) ,
паучка смывает (движения рук вниз) .
Солнышко встало (разводят руки в стороны) ,
лужи высыхают (движения рук внизу) .
Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками) .
Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук) . Почему?
Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение) .
Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)
Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.
Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами) . Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей) .
Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.
Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают) .
Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )
Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.
Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»
«Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глядь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят»
Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?
Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии) .
На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны» .
Дети:
- Вода с гор течет, весну за собой ведет.
- Апрель с водой, май с травой.
- Весна красна делами, осень пирогами.
- Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.
Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.
КОНСПЕКТЫ ЭКСКУРСИЙ В ПРИРОДУ
Экскурсия в парк (весна)
Цель: уточнить и систематизировать представления детей о парке в весенний период (солнце светит и греет сильнее; удлиняются дни, укорачиваются ночи; на деревьях и кустарниках распускаются почки, появляются листья (первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем у черемухи и березы, последними распускаются почки клена, яблони, дуба и липы). Расцветает много травянистых растений: первыми зацветают мать- и-мачеха и подснежники (ветреница, фиалка, гусиный лук), позже - одуванчик и ландыш. Пробуждаются насекомые: выползают из зимних убежищ гусеницы, появляются майские жуки; возвращаются из теплых краев перелетные птицы, наступает период строительства гнезд для многих птиц (стрижи, ласточки, мухоловки).
Перед началом экскурсии дети получают письмо по экологической почте, в котором один из сыновей Старика Годовика, месяц Май, приглашает ребят на экскурсию в парк, чтобы показать, какие изменения произошли в парке с его приходом. К письму прилагается схема маршрута, по которому дети должны пройти, чтобы попасть в гости к месяцу Маю. Совместно с воспитателем обсуждается маршрут путешествия, воспитатель предлагает взять экологическую аптечку на случай, если понадобится помощь. Перед входом в парк детей встречает экологический светофор.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какой необычный светофор! Это светофор экологический:
красный цвет - предупреждает об осторожности;
желтый цвет - обрати внимание;
зеленый цвет - разрешаются действия, помогающие растениям и животным.
Вот как нас встречает месяц Май, он хочет, чтобы мы все смогли увидеть и многое узнать. А вот и указательный знак ->. Что он обозначает? (Дети отвечают, что это знак движения вперед.)
Дети идут по тропинке и видят знак «солнышко».
Воспитатель: Ребята, посмотрите на этот знак, что он обозначает? (Дети отвечают.)
Воспитатель: Какие слова можно подобрать, чтобы охарактеризовать майское солнышко? (Теплое, оно согревает землю; солнце светит сильнее, поэтому всюду появилась зеленая травка). Ребята, а каким становится световой день? (Он более длинный по времени, чем осенью и зимой). Если день удлиняется, то каким становится ночь? (Короткой). Посмотрите, рядом со знаком «солнышко» стоит желтый знак. Вы помните его значение? (Обрати внимание). Месяц Май говорит нам о том, что с его приходом изменяется световой день. Каким он становится? (День длиннее, ночь короче).
Воспитатель предлагает детям посмотреть, что в конверте. В конверте нарисованы листья деревьев ольхи, черемухи, березы, клена, дуба, липы, там же лежит желтый круг. Обсуждают вместе с детьми, что может обозначать содержание конверта, и листья каких деревьев нарисованы на карточке. Дети высказывают свои предположения, воспитатель подводит итог высказываний.
Воспитатель: Месяц Май предлагает нам обратить внимание на листочки этих деревьев. Я предлагаю поиграть в игру «Найди дерево» по листочкам, которые даны в задании. Но нужно не просто найти деревья, но и определить, распустились на них листочки или нет.
Воспитатель предлагает детям разбиться на подгруппы и определить дерево. Затем совместно с другими детьми (экспертами) определяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Теперь скажите, пожалуйста, на каких деревьях распустились почки? У каких деревьев уже большие листочки?
Дети отвечают, что большие листочки у ольхи, появились листочки у черемухи и березы, набухли почки, но листочки еще не распустились у клена, дуба и липы.
Воспитатель: Я очень рада за вас! Вы правильно справились с заданием. Первыми распускаются почки у ольхи, орешника и вербы, затем - у черемухи и березы, и вы их увидели, а вот у клена, яблони, дуба и липы почки распускаются последними, поэтому вы еще листочков не смогли увидеть, но увидели набухшие почки. О чем это говорит? (Скоро появятся листочки.)
Из зеленой почки выросли листочки,
Оглянулись, улыбнулись и сказали:
«Мы проснулись!»
Посмотрите, в какой зеленой дымке стоит эта полянка? Что это за дымка? (Это светлая, молодая зелень распустившихся листочков.) Мы прощаемся с этой полянкой и отправляемся дальше.
Дети идут по указательным знакам, обозначенным стрелочками, и подходят к лужайке, на которой стоят два знака: красный и желтый.
Воспитатель: О какой осторожности предупреждает нас месяц Май? И на что он обращает наше внимание?
Дети говорят о том, что месяц Май показывает нам цветы на лужайке и предупреждает, что их рвать нельзя.
Воспитатель: Как называются цветы, которые вы видите на полянке?
Дети перечисляют названия цветов: мать-и-мачеха (объясняют, почему она так называется), фиалка, ветреница.
Воспитатель: А это листья какого растения?
(Дети отвечают.)
Воспитатель рассказывает о том, что в мае появляется много травянистых растений. Первой зацветает мать-и-мачеха и подснежники: ветреница, фиалка, гусиный лук. А вот одуванчик и ландыш зацветают позднее, поэтому мы увидели только листья этих растений, они еще даже не набрали бутоны.
Воспитатель: Еще я хочу, чтобы вы внимательно посмотрели на лужайку. Кроме растений здесь еще кто-то живет? Вы догадались, о ком я говорю? (Это насекомые.) Посмотрите, вовсю бегают муравьи, торопятся, спешат, им нужно поправить свой муравейник. Перезимовали гусеницы и выползают из своих домиков, им есть чем полакомиться, посмотрите, сколько вокруг зелени. А в воздухе с шумом над головой, как маленькие моторчики, летают... кто это? (Майские жуки.)
Дети изображают жуков: летают, опускаются на листья; по сигналу воспитателя «сачок» должны вернуться в домики.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что май считается месяцем пения птиц. Посмотрите, месяц Май приглашает нас туда, где хорошо слышно пение птиц.
Дети переходят в отдаленный уголок парка. Располагаются на скамейках или одеялах.
Воспитатель предлагает послушать, как поют птицы.
Воспитатель: Ребята, а почему весной у птиц очень много дел? (Наступает период строительства гнезд.)
Воспитатель: Для чего птицам нужны гнезда? (Чтобы откладывать яйца и выводить птенцов.)
Воспитатель загадывает детям загадки:
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
На дереве в лукошке подрастают крошки. (Птенцы)
На шесте дворец, во дворце певец, а зовут его... (Скворец)
Кто без нот и без свирели лучше всех выводит трели, голосистей и нежней? Кто же это? (Соловей)
Спереди шильце, сзади вильце, на груди - белое полотенце. (Ласточка)
В начале мая строят гнезда стрижи, ласточки, мухоловки. А какая птица гнезда не вьет? (Кукушка)
Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Птицы и кукушка».
На слова: «Птицы по лесу летают, материал для гнезд собирают» - дети бегают, на слова: «Все в гнезда!» - дети стараются занять свое гнездо; оставшийся без гнезда становится кукушкой. Гнезда можно обозначить с помощью условных ориентиров.
Воспитатель: Вот и заканчивается наша экскурсия в парк. Попрощаемся с нашим добрым другом - парком. А то интересное, что мы с вами увидели и узнали, зарисуем в нашем экологическом дневнике.
Дети прощаются с парком, возвращаются в детский сад.
Экскурсия в парк «Золотая осень»
Цель: обобщить и конкретизировать представления детей о парке в период «золотой осени»: стоят теплые и ясные дни, но солнце светит и греет меньше, температура воздуха понижается. Листья деревьев и кустарников изменяют свою окраску. С понижением температуры травянистые растения желтеют, вянут, уменьшается число насекомых, начинается отлет птиц. Развивать умение устанавливать связь между изменениями в неживой природе и состоянием (приспособлением) растений и животных к этим изменениям. Развивать потребность передавать свои впечатления в образной речи. Воспитывать интерес к явлениям, происходящим в природе.
Воспитатель: Ребята! Куда мы с вами пришли? (Ответы детей.) Мы снова встретились с нашим старым добрым другом. Я предлагаю вам поприветствовать парк.
(Приветствие парку.)
Воспитатель : Ребята! Вспомните, на что похож парк? (На многоэтажный дом.)
Перечислите, какие этажи парка вы знаете и какие растения располагаются на этих этажах (На первом этаже находятся трава и цветы, на втором - кустарники, на третьем - деревья.)
Я предлагаю вам стать юными исследователями и определить, какие изменения произошли в парке на каждом его этаже. Для этого нужно быть очень внимательными, чтобы увидеть изменения, а самое главное - ответить на вопрос: почему эти изменения произошли?
Дети проводят наблюдения за растительным миром парка. Можно предложить детям объединиться в микрогруппы и выбрать для наблюдения объект.
Воспитатель: Что изменилось на самом верхнем этаже парка? (Пожелтели листья на деревьях, деревья начали сбрасывать листву, начался листопад.)
Воспитатель: Как вы думаете, почему листья становятся желтыми? Вот посмотрите на этот листочек (Рассматривают лист, в котором есть и зеленый и желтый пигмент.) В листьях содержится зеленое и желтое вещество. Его называют пигментом. С наступлением осени, когда заметно холодает, зеленое вещество в листьях разрушается. Однако желтому веществу холод не страшен, поэтому листья постепенно меняют свою окраску с зеленой на желтую. А иногда вместо желтой окраски появляется красная или малиновая, как у рябины.
Обратите внимание: каких листьев больше на деревьях - зеленых или желтых? Почему? (На деревьях больше зеленых листьев, потому что на улице еще не холодно, сейчас - теплая пора осени.)
Что изменилось на втором этаже? (На кустарнике также появились желтые листья, кустарники, как и деревья, начинают сбрасывать листву.)
Какие изменения произошли на самом нижнем этаже леса? (Трава покрывается желтыми опавшими листьями, постепенно увядает и засыхает.)
Ребята, вы увидели цветущие растения? (Цветущих растений не видно.)
Как вы думаете, с чем это связано? (Меньше стало тепла, сократился световой день.)
Воспитатель предлагает детям сравнить траву под деревьями и луговую полянку и отметить, чем они отличаются друг от друга.
(Сравнение травы, расположенной в разных местах парка.)
Воспитатель: Посмотрите на траву под деревьями? Что вы можете о ней сказать? (Траву не видно, она покрыта слоем листьев; трава пожелтела.)
А если обратить внимание на луг? Что можно сказать о цвете травы на лугу? (Трава зеленая, но видна и желтая травка, листьев значительно меньше.)
Почему трава такая разная? Как вы думаете? (Под деревьями трава засыпана листьями, ей нет света, и она засыхает и увядает; на лугу меньше листьев, траве достаточно света и тепла, поэтому она стоит зеленая.)
Как попали листья на луг, ведь деревья расположены достаточно далеко? (На луг листья принес ветер.)
Вы знаете, ребята, как называют листья, которые лежат на земле? (Листья называют «золотым ковром».)
Почему опавшие листья назвали ковром? (Ковром листья называют потому, что их много, они мягкие, пружинистые и очень красивые.)
Почему назвали не просто ковром, а золотым ковром? (Листья желтого цвета, похожие на золото.)
Ребята, мы с вами увидели удивительную и необычную осень в парке. Как называют такую осень? (Осень называют золотой.)
Почему осень золотая? (Много желтого цвета: деревья стоят с золотыми листьями, под ногами золотой ковер, светит теплое осеннее солнце и добавляет желтого цвета.)Ребята, у каждого из вас есть любимое дерево в парке. Подойдите к нему, побеседуйте с ним.
(Общение детей с любимым деревом.)
Воспитатель: Ребята, какие добрые слова вы сказали дереву? (Дети говорят эти слова.) Вы заметили, как отреагировало дерево на ваши слова? (Закачались веточки, зашелестели листочки.) Вы знаете о моем важном открытии: каждый из вас похож на любимое дерево.
Детям предлагается изобразить свое любимое дерево в осеннюю пору: когда светит солнышко, и тихо и плавно падают листочки; когда дует сильный ветер и идет осенний холодный дождик.
Воспитатель: Мы с вами гуляли по парку, разговаривали со своими любимыми деревьями. А каких насекомых вы увидели? (Насекомых стало еще меньше, их почти не видно.)
С чем это связано? (Насекомые спрятались, многие уже заснули до будущей весны.)
Почему насекомые прячутся? (Стало холодно, уменьшился световой день.)
Я вам предлагаю прислушаться к звукам парка. Что вы слышите? (Слышны звуки машин, голоса прохожих, совсем не слышно голосов птиц.)
Воспитатель: Почему не видно и не слышно птиц? (Птицы улетают в теплые края.)
Зачем птицы улетают так далеко? (Становится холодно, корма все меньше.)
Заканчивается наша экскурсия в парк. Каким вы увидели парк «золотой осенью»?
(Дети обмениваются впечатлениями.)
Воспитатель: Мы прощаемся с парком. Вы увидели много интересного. Осень подарила нам красивые краски, недаром осень называют «очей очарованье». Еще раз обратите внимание на красоту парка и постарайтесь запомнить. В детском саду мы с вами, кто захочет, превратимся в художников и попробуем нарисовать картину «Краски осени».
План - конспект прогулки «В гостях у березы» в подготовительной к школе группе
Цель: расширить представления детей о сезонных изменениях в природе, учить замечать изменения в жизни растений в осеннее время.
- 1. Продолжать формировать представления детей об изменениях в природе в разные сезоны года.
- 2. Закрепить знания о характерных признаках березы осенью.
- 4. Вызвать интерес к процессу наблюдения и исследования объектов природы.
- 5. Активизировать двигательную активность детей.
- 6. Воспитывать бережное отношение к деревьям как живым объектам природы.
- 7. Воспитывать умение видеть красоту осенних берез, восхищаться ими.
- 8. Воспитывать трудолюбие, умение оказывать помощь взрослым.
Словарная работа: листопад, опад.
Материал и оборудование: выносной материал (машины, песочные наборы, скакалки, обручи, мячи); лупы по количеству детей, ленточка; канат, мячи, кегли, силуэты листьев разных деревьев; детские грабли, ведерки, лопатки.
Предварительная работа:
- - беседы об осени, сезонных изменениях в природе;
- - наблюдения за деревьями, кустарниками;
- - экскурсии в парк;
- - рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Золотая осень», «Осень».
- - чтение художественной литературы: И.Соколов-Микитов «Листопадничек», В. Бианки «Синичкин календарь»;
- - заучивание наизусть: К.Бальмонт «Осень», А. Плещеев «Осень наступила»;
- - загадки о деревьях, о временах года;
- - дидактические игры «С какой ветки детки?», «С какого дерева лист?»;
- - продуктивная деятельность по тематике «Осень»;
Ход прогулки
Воспитатель. Ребята! Напомните мне, какое сейчас время года? (Осень). А какая именно: ранняя, «золотая» или поздняя? (Золотая). Почему это время года так называется? Что в ней особенного, что все люди восхищаются «золотой» осенью?
В это время листья на деревьях становятся разноцветного цвета.
Листья переливаются на солнце как золото.
Это очень красивое время года.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас я хочу проверить вашу смекалку. Послушайте загадку:
Стоишь на белой ножке,
На веточках сережки.
Нас соком угощаешь,
Тебя всегда узнаешь
Дети. Это береза.
Воспитатель. Правильно! Давайте поздороваемся с ней: «Здравствуй, береза!»
- - Полюбуйтесь, какая она красивая, стройная, высокая.
- - Как можно березу назвать ласково? (Ответы детей: березонька, березка).
- - Назовите все части березы? (Ответы детей: корень, ствол, ветви, листья, сережки).
- - Какого цвета ствол у березы? (Ответы детей: белый с черными пятнами).
- - Какого цвета сейчас листья на березе? (Желтые, золотистые, желтые в крапинку).
- - Какого цвета они были летом? (Зеленые).
- - Так почему же сейчас они золотисто-желтые?
Дети: Наступила осень.
- - Так береза готовится к зиме.
- - Листья пожелтели потому, что им не хватает солнца и тепла.
Воспитатель: Мне, кажется, листочки как будто переговариваются друг с другом. Давайте послушаем их шелест:
Ребята! Березу мы легко найдем по белому стволу с черными пятнами. А вы знаете, что черные пятна это «рот» березы, через который она дышит. Я предлагаю подойти к березе и погладить ее кору.
- - Какая она? Твердая или мягкая, мокрая или сухая, гладкая или шероховатая? (Ответы детей)
- - Посмотрите, на березе есть трещины? Давайте их рассмотрим через лупу. (Дети с помощью лупы рассматривают ствол березы).
- - Как вы думаете, может ли кто-нибудь жить в этих трещинах? (Насекомые).
- - Вы их сейчас увидели? (Нет). Где же они?
Дети: Насекомые спрятались от холода в щели коры.
Насекомые заснули до весны.
Воспитатель: Можно сказать, что береза дом для насекомых? (Да).
А какую пользу приносит она людям?
- - Летом защищает нас от солнца, ветра,
- - Из березы делают мебель, посуду, игрушки, бумагу.
Воспитатель: Правильно! Береза нам дарит свою целительную силу: лечит людей от многих болезней, успокаивает, снимает усталость. Недаром в народе ее называют «деревом доброты». Но не каждый человек может получить от нее помощь, а только тот, кто ее любит, верит ей и относится к ней с лаской. Нужно быть добрым и щедрым и береза полюбит вас.
Вы хотите подружиться с березой? (Да). Тогда погладьте ее кору, прижмитесь к ней щекой, обнимите.
Ребята! Береза считается одним из самых красивых деревьев. Вокруг нее водят хороводы. А сколько песен, стихов сложено о ней. Послушайте стихотворение. (Е.Трутневой «Улетает лето».)
Стало вдруг светлее вдвое
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем --
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят!
Должно быть, это
Улетает наше лето.
Воспитатель: Березу еще называют деревом исполнения желаний. Я предлагаю вам прикоснуться к ленточке и загадать желание, только о нем не рассказывайте не кому, иначе оно не сбудется. (Дети загадывают желание)
- - А теперь я завяжу ее к веточке березы. Очень надеюсь, что береза исполнит ваши желания, вы вырастете добрыми и чуткими, здоровыми и сильными.
- - Дети! Где бы не росла береза, она всюду приносит людям радость, а мы как должны относиться к ней? (Ответы детей: бережно, нельзя ломать ветки, срывать листья и т.д).
Воспитатель: Ребята, скажите, почему листья опадают? (Деревья готовятся к зиме).
- - Что означает слово «листопад»? (Ответы детей.)
- - А опавшие листья нужны растениям? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, опавшие листья перегнивают за зиму, удобряют почву и дают деревьям питание, а также полезные вещества для роста.
Давайте с вами выкопаем ямку и соберем с дорожек опавшие листья, а потом засыплем ее. А зачем мы это делаем, как вы думаете? (Ответы детей).
Воспитатель: Вы хорошо потрудились, молодцы! Теперь пора поиграть в интересную игру, которая называется «Такой листок, лети ко мне». Возьмите каждый по листочку и будьте очень внимательны. У кого будет листочек клена (березы, рябины) - летите ко мне.
Дети разбегаются и говорят слова:
Мы листочки, мы листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали.
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок -
Мы присели все в кружок.
Индивидуальная работа по развитию движений:
- - прокатывание мяча между предметами;
- - ходьба по канату приставным шагом.
Самостоятельная деятельность детей.
Подведение итогов прогулки.
Экскурсия - наблюдение за берёзой
Природоведение в средней школе призвано выполнять связующую роль между первыми представлениями о материальности мира, усвоенными учащимися в начальных классах, с систематическим изучением природы в цикле естественнонаучных дисциплин. Сделать процесс познания природы реальным, развивающим, непрерывным представляется только через включение детей в учебную экскурсионную деятельность с использованием метода наблюдения. Природоведческие экскурсии как в начальной, так и в средней школе направлены на обогащение памяти ребенка знаниями о многообразии живой и неживой природы, овладение умениями устанавливать в ней взаимосвязи, пробуждению интереса к изучению природных явлений, любви и бережного отношения к всему окружающему.
К сожалению, приходится констатировать, что природоведческие знания у школьников поверхностные, формальные, неосновательные и легко ускользают из памяти, что существенно сказывается на эффективности обучения учащихся биологии, физике, химии и географии.
Низкая подготовленность детей по природоведению связана с отсутствием начального этапа по формированию умений наблюдать природные явления в усложняющейся системе их самостоятельной деятельности. Это реально только при включении в учебный процесс по природоведению форм и методов активного обучения - экскурсий, наблюдений, экспериментов.
Наблюдения на экскурсиях позволяют на основе предметно-чувственного восприятия объектов природы осмыслять окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями, познание которых для учащихся пятого класса имеет естественную потребность, без принуждения. К дедуктивному подходу в изучении природных объектов на экскурсиях призывал учителей известный натуралист, ученый - методист К.П. Ягодовский.
Исходя из дедуктивного подхода, целевые установки должны включать следующие умения:
- устанавливать характерные особенности местной природы на основе наших представлений о сезонных изменениях в окружающей среде;
- бережно относится к окружающей среде на основе знаний о взаимоcвязях и взаимоотношениях в живой и неживой природе;
- самостоятельно формулировать учебно-исследовательскую цель;
- устанавливать причинно-следственные связи на основе знаний о строении и жизнедеятельности растений и животных;
- оценивать влияние человека на природу;
- делать выводы и оформлять результаты наблюдений.
Учитывая сокращение выходов в природу в средней школе по сравнению с начальной школой, учитель должен обеспечить поэтапное формирование знаний и умений школьников с учетом сезонности и многоплановости целевых установок.
Осенняя экскурсия проводится в начале учебного года, а весенняя - в конце. Они существенно различаются по содержанию, уровню базовой подготовки учащихся, степени учебных, интеллектуальных и практических умений, а также физических и психических качеств. Различие не предполагает их противопоставление, а наоборот, только усиливает их значимость как составной части единого учебного процесса. Поэтому между ними должна соблюдаться последовательность и преемственность.
На первом уроке по природоведению в пятом классе вводятся три группы понятий: субстанциональные, структурные и функциональные. Однако без опорных знаний они остаются для учащихся непонятными. Существенную помощь в их раскрытии играет проведение осенней экскурсии, которую лучше всего проводить сразу же после вводного урока. Она помогает не только составить перечень объектов и установить происходящие процессы в природе, но и определить причины их изменений. На осенней экскурсии формируются умения ориентирования на местности.
На весенней экскурсии получает дальнейшее развитие понятии о воде, воздухе, горных породах, растениях и животных, что помогает подвести учащихся к пониманию конкретных ситуаций, создаваемых в окружающей среде при различных видах деятельности человека. В процессе экскурсии формируется понятие и умение сравнивать состояние природы в разные сезоны года.
Цели и задачи осенней и весенней экскурсии предполагают разные организационные подходы и методические решения, хотя остановки на маршрутах могут быть одни и те же. В маршрут экскурсии необходимо включить места с ярко выраженной хозяйственной деятельностью человека, с уголками природы для отдыха или мест, не подверженных систематическому использованию человеком. Объектами наблюдений могут быть здания и материал, из которого они сделаны, растения и животные. Протяженность экскурсионного маршрута не должна превышать 1 км.
Осенняя экскурсия по природоведению в пятом классе должна проводится в специально отведенное для этой цели время, на второй неделе сентября.
Отсутствие экскурсии или ее более позднее проведение формирует у детей барьер между содержанием изучаемого материала по учебнику и объектами природы, познание которых нельзя ограничивать только уроком. Это может привести к большому расхождению между пониманием окружающей среды и содержанием того материала, который они изучают на уроке. Вводный характер первой экскурсии способствует формированию у детей интереса к предмету, что в свою очередь повышает силу восприятия, стимулирует мысль ученика. Экскурсии целесообразно проводить в учебное время.
Использование для этой цели внеурочного или воскресного времени недопустимо. Дети, привыкшие к прогулкам на природе в начальной школе, будут думать что эта экскурсия не урок, а прогулка. Давая определенную систему наблюдений в заданиях, учащиеся прикладывают усилия к их выполнению, проявляя самостоятельность и умение контролировать внимание на определенных объектах, находящихся в разных связях с другими объектами или подвергающихся целенаправленному или случайному воздействию. Более того, у детей 10-11 лет имеется естественная потребность осмыслять всякое природное явление, которое быстро проходит, если его систематически не развивать.
Вводная экскурсия переводит житейские впечатления увиденного, услышанного об окружающей природной среде в русло научного понимания. Дети только что вернулись с летних каникул и находятся под впечатлением общения с природой своего края и новых мест. В это время еще много цветущих растений, особенно на клумбах. Их нарядный вид благотворно влияет на психику ребенка. Мальчики в этом возрасте тоньше подмечают цветовую гамму природы, подолгу задерживаются, всматриваются в особенности строения живых организмов. Важно при этом показать переходы от лета к осени на примере поведения муравьев, птиц, зверей.
Подготовка к экскурсии начинается с формирования звеньев по 5-6 человек. Звеньевому выдается схема маршрута экскурсии. По этой схеме в классе подробно объясняются места остановки, обращается внимание на объекты наблюдений для каждого звена. К схеме прилагается памятка правил поведения в природе. В начальной школе правила поведения составляются в виде опознавательных знаков. Для учащихся пятого класса целесообразно записать перечень правил, указать что “разрешается” и “запрещается”. Все что разрешается записывается зеленым цветом, а что запрещается - красным.
Разрешается:
- ходить по тропинкам и дорогам;
- отдыхать в специально отведенных местах;
- фотографировать интересные объекты природы;
- рисовать их;
- собирать листья, семена, плоды для коллекции и поделок;
- измерять температуру воздуха, почвы;
- определять облачность, направление ветра;
- наблюдать за жизнью растений и животных;
- собирать растения для гербария по совету учителя.
Запрещается:
- собирать в большом количестве дикорастущие растения;
- вытаптывать их и уплотнять почву;
- вырывать растения с корнями;
- ломать ветки;
- собирать сок;
- включать громко музыку;
- пугать птиц, особенно сидящих на гнездах;
- разводить костры в неустановленных местах.
На экскурсиях учащиеся выполняют задания с различной степенью самостоятельности. Задания предусматривают выполнение трех видов работ. Первый вид работ направлен на ознакомление учащихся с многообразием тел и веществ, выявление объектов живой и неживой природы, выделение явлений в природе. Он выполняется учащимися каждого звена, находящегося в определенном месте стоянки. После коллективного обсуждения результат наблюдений заносится в таблицу.
Второй вид работы предполагает выявление особенностей приспособления растений и животных к осенним явлениям. Эту работу выполняет каждый ученик. Задания формулируются на карточке, например записать в блокнот признаки осени; отметить характерные осенние явления живой и неживой природы; сравнить с прошлым годом; описать характерные признаки приспособлений у растений и животных, встречаемых на экскурсии в осенний период.
Третий вид работ направлен на развитие эмоционально-эстетических чувств с учетом индивидуальных особенностей учеников. Задание: зарисовать наиболее понравившиеся объекты наблюдений. Затем ответить на вопрос: какое влияние оказывает человек на живую и неживую природу?
На первой остановке учитель проводит беседу о признаках осени и производит расстановку детей по объектам наблюдений для самостоятельной работы. Установлено, что учащиеся пятого класса работают по заданиям, не мешая друг другу, с интересом первые 10-15 минут. Затем, когда их внимание рассеивается, им предлагают перейти на новое место. Важно, чтобы учащиеся закончили работу без принуждения. По окончании работы учитель должен предложить подвести итоги и помочь им занести записи в блокнот по наблюдениям. Неумение оформить записи приводит к разочарованию, вызывающему, как правило, нарушение дисциплины на экскурсии.
На второй остановке учащиеся продолжают наблюдения, собирают материал для поделок. При подведении итогов требуется сравнивать увиденное на двух остановках, обращая внимание на различия в количестве встречаемых объектов, их состояния.
Положительный эмоциональный настрой у ребят создается при сравнении природно-климатических условий настоящего и прошлого данного района, села или жилого массива города. Учитель должен обратить внимание на изменение природы данного места, сделать ссылку на краеведческую литературу, посоветовать прочитать о прошлом своего города; обратить внимание на роль человека в благоустройстве, например, на красивую набережную, перевозку грузов по реке. Историко-краеведческий подход на экскурсии вызывает стойкий интерес к природным явлениям и их вызывающим причинам.
После проведения экскурсии учащиеся вычерчивают схему маршрута в тетраде по природоведению и описывают свои впечатления, пользуясь вопросами задания.
На последующих уроках учитель неоднократно возвращается к результатам экскурсии. Так, в теме “Воздух” целесообразно вспомнить о различных запылениях и загазованности воздуха у дороги и в парковой зоне. В теме “Горные породы” - показать образцы обломочных материалов (щебень, галечник, гравий, песок, глина), собранных на экскурсии; обсудить вопрос о применении их в строительном деле. В теме “Живые организмы и среда обитания” - вспомнить встреченных животных и растений.
Весеннюю экскурсию учитель биологии проводит совместно с учителями литературы и изобразительного искусства. В межпредметной комиссии или на педсовете необходимо обсудить дату, продолжительность, цели, план и маршрут экскурсии. Время ее проведения должно совпадать со сроками изучения темы “Живые организмы и среда обитания”. Учитель природоведения продумывает маршрут, оборудование и ряд заданий.
Примеры заданий:
- перечислить объекты живой и неживой природы, встреченные на пути к первой остановке;
- записать в блокнот;
- перечислить вещества, входящие в них;
- используя календарь природы, сравнить весну с осенью по погодным условиям и живым объектам;
- данные наблюдений занести в таблицу;
- зарисовать понравившиеся объекты наблюдений, выделив линию горизонта;
- написать сочинение на тему “Весенние мотивы в природе”.
Состояние живой и неживой природы в разных сезонах года
Весенняя экскурсия носит повторительно-обобщающий характер. Свежие, яркие впечатления служат основой для написания учащимися интересных и содержательных изложений. Через конкретные знания объектов природы, видение красоты в ней пробуждает у школьников сопереживание и развивает ответственность за свои поступки.
Экскурсии по природоведению в сочетании с другими формами учебного процесса призваны воспитывать наблюдательность, оценку и самооценку деятельности человека по отношению к природе.