Почему предсказания случайной смерти самые надежные и как побороть судьбу. Предвестники смерти: парапсихолог о том, можно ли избежать собственной гибели

Очень часто после смерти какого-либо человека приходится слышать: «Он не умер, если бы…», «Если в тот день он не вышел из дома/не сел в машину/не пошел по той улице» и т.д. т.д. В такой момент люди забывают одну простую истину – смерть предопределена заранее, и какими бы путями не пошел человек, вышел бы он из дома или нет, она настигнет его только тогда, когда указал Аллах.

Вера в предопределение является важной составляющей ислама, так как подразумевает ничтожность человека в вершении своей судьбы и признает Аллаха Единственным, по указанию которого случается каждая вещь.

Аллах Всевышний сказал в Священном Коране: «Ни одна душа не умирает, кроме как с дозволения Аллаха, в предписанный срок» (3:145).

В другом аяте сказано: «Аллах не предоставит отсрочки душе, если наступил ее срок. Аллах ведает о том, что вы совершаете» (63:11).

Аллах предписал каждому человеку свой удел, и человек не покинет этот мир, пока не использует его. Удел (пропитание, ризк) дается человеку ровно такой, какой предписан Аллахом. Жизнь каждого из нас продлиться ровно столько, сколько предопределено, час последнего вздоха в этом мире не приблизиться и не отдаляется, час приходит ровно тогда, когда это должно произойти. Именно поэтому вера в предопределение является условием веры.

Всевышний сказал: «Для каждой общины есть свой срок. Когда же наступает их срок, они не могут отдалить или приблизить его даже на час» (7:34).

Но этот час, последний для человека час его жизни скрыт для него, он не знает когда, где и при каких обстоятельствах смерть постигнет его. В этом заключается всеобъемлющая мудрость Всевышнего Аллаха. Эта жизнь до последнего вдоха – есть дорога к Аллаху, и каждому уготован разный по длине срок, человек не ответит за длину своей жизни, он ответит за то, как он ее провел. Мы не знаем, когда мы умрем, и в этом мудрость Аллаха и Его милость, что каждый следующий момент – только от Него.

Всевышний сказал: «Он – Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений» (6:61).

В другом аяте говорится: «Смерть настигнет вас, где бы вы ни находились, даже если вы будете в возведенных башнях» (4:78).

Место и время смерти человека и то, при каких обстоятельствах это случиться, заранее предопределено Аллахом. По этому поводу может возникнуть вопрос, не является ли человек лишь марионеткой своей судьбы Конечно же, нет, ведь Аллах своим всеобъемлющим знанием знает все. Аллах знает все, что произошло в прошлом и произойдет в будущем, каждое событие нашей жизни, как мы поступили, как мы поступим, какие решения мы примем, где ошибемся и куда нас этом приведет.

В Коране сказано: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу» (32:11).

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, каждый из вас формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли семени. Затем он столько же пребывает там в виде сгустка и еще столько же – в виде кусочка плоти. После этого к нему направляется Ангел, который вдувает в него дух. И он получает веление записать четыре вещи: удел (материальный достаток человека), срок его (жизни), его дела, а также то, счастливым он будет или несчастным…»

Из вышесказанных аятов Корана и сунны Посланника Аллаха (мир ему) следует то, что точное время, дата и место смерти каждого человека предопределено и установлено Всезнающим Аллахом, еще до того, как душа человека вселена в его тело, еще до того, как он рожден на свет.

В Коране сказано: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Часе, ниспосылает дождь и знает о том, что в утробах. Ни один человек не знает, что он приобретет завтра, и ни один человек не знает, в какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (31:34).

Жизнь — сложная штука, ведь предсказать свою судьбу нельзя… Известные люди часто попадали в свет событий из-за своих невероятных достижений. Но бывали и случаи совсем трагические – это неожиданная и нелепая смерть. Примеры самых странных из них мы приведём ниже.

10 место. Не сходил в туалет

Астроном Тихо Браге, который жил в пятнадцатом веке, умер из-за того, что не сходил по нужде вовремя. Как это произошло? Находясь в гостях у одного известного человека, он был приглашен за праздничный стол. Выпив немало различных напитков, Браге захотел в туалет. Но по старинным традициям, выйти из-за стола до окончания трапезы считалось неимоверной грубостью со стороны гостя.

Воспитанный астроном не смог позволить себе встать и в итоге у него лопнул мочевой пузырь, что повлекло за собой заражение крови. Через десять дней мучений на больничной койке, Тихо Браге умер.

9 место. Замёрз по случайности

Философ и политический теоретик Френсис Бекон умер от переохлаждения, когда пытался проверить свою очередную теорию. Ему пришла в голову идея – хранить мясо не с помощью засола, а с помощью снега. Находясь на улице, он помещал снег в выпотрошенную тушку курицы. Пробыв долгое время на морозе, он перемёрз, заболел простудой и умер.

8 место. Слишком сильно увлёкся работой

Однажды французский король поручил композитору Жану-Батисту Люлли написать музыкальное произведение. Люлли так увлекся работой, что на репетиции перед концертом, с размахом стукнув тростью по полу, угодил себе в ногу и проткнул её. Спустя несколько дней он умер от заражения крови.

7 место. Хвастовство

Гарри Гудини, иллюзионист, умер в больнице от внутреннего кровотечения, после удара в живот. Он предлагал зрителям шоу ударить его в живот, дабы они смогли убедиться в силе его мышц пресса. После одного из таких ударов его госпитализировали в больницу.

6 место. Здоровый образ жизни убил автора одной из программ

Писатель Джим Фикс проповедовал здоровый образ жизни. Книга Фикса «Полная книга о беге» была напечатана в огромных тиражах и раскуплена тут же. Автор умер от приступа, который случился с ним во время бега. Бег трусцой был мега популярен в 70-е годы прошлого века. Парадокс, но Фрика «убило» то, что он пропагандировал.

5 место. Электрика весьма опасна

Все мы знаем, что браться за электрические предметы, когда у Вас мокрые руки категорически нельзя. Французский певец Клод Франсуа пренебрег осторожность и умер от удара током, когда пытался сменить сгоревшую лампочку на новую.

4 место. Держите язык за зубами

Заработал гангрену и умер от нее Аллан Пинкертон, известный детектив. Споткнувшись во время прогулки в парке, он прокусил зубами язык, травма повлекла за собой образование гангрены.

3 место. Недолгое прохлаждение

Американский президент, который руководил государством лишь полтора году, умер от любимого лакомства. Закари Тейлор съел слишком много порций мороженого в знойный день. Это повлекло за собой проблемы с желудочным процессом переваривания пищи. Он умер спустя пять дней, после случившегося.

2 место. Вспыльчивость – порок

Основатель известной алкогольная марки «Jack Daniel’s» Джек Дэниэл, скоропостижно скончался после того, как в духах пнул сейф. Он просто забыл код от двери сейфа. Удар оказался таким сильным, что полученная травма повлекла заражение крови в его организме. В следствии этого он умер.

1 место. Засмеялся до смерти

Философ из Греции Хрисипп стал свидетелем смешного случая, когда осёл, которого напоили – ел инжир. Философ так зашелся смехом, что ему стало плохо и он умер от остановки сердца.

В быту, когда мы разговариваем с кем-то из знакомых, и он говорит: «Ты знаешь, вот такой-то умер», обычная реакция на это вопрос: как умер? Очень важно, как умирает человек. Смерть важна для самоощущения человека. Она имеет не только негативный характер.

Если философски смотреть на жизнь, мы знаем, что нет жизни без смерти, понятие жизни может быть оценено только с позиции смерти.

Мне как-то пришлось общаться с художниками и скульпторами, и я спросил их: «Вы изображаете различные стороны жизни человека, можете изобразить любовь, дружбу, красоту, а как бы вы изобразили смерть?» И никто не дал сразу внятного ответа.

Один скульптор, который увековечил блокаду Ленинграда, обещал подумать. И незадолго до смерти он мне ответил так: «Я бы изобразил смерть в образе Христа». Я спросил: «Христос распятый?» – «Нет, вознесение Христа».

Один немецкий скульптор изобразил летящего ангела, тень от крыльев которого и была смерть. Когда человек попадал в эту тень, он попадал во власть смерти. Другой скульптор изобразил смерть в образе двух мальчиков: один мальчик сидит на камне, положив голову на колени, он весь устремлен вниз.

В руках второго мальчика, свирель, голова его запрокинута, он весь устремлен вслед за мотивом. И объяснение этой скульптуры было таким: невозможно изобразить смерть без сопутствующей жизни, и жизни без смерти.

Смерть – естественный процесс. Многие писатели пытались изобразить жизнь бессмертной, но это было ужасное, страшное бессмертие. Что такое бесконечная жизнь – бесконечное повторение земного опыта, остановка развития или бесконечное старение? Трудно даже представить то мучительное состояние человека, который бессмертен.

Смерть – это награда, передышка, она ненормальна только тогда, когда наступает внезапно, когда человек еще на подъеме, полон сил. А пожилые люди хотят смерти. Некоторые старушки просят: «Вот, зажилась, пора бы и умереть». И образцы смерти, о которых мы читаем в литературе, когда смерть постигала крестьян, носили нормативный характер.

Когда деревенский житель чувствовал, что он уже не может работать, как прежде, что он становится обузой для семьи, он шел в баню, надевал чистую одежду, ложился под образа, прощался с соседями и родными и спокойно умирал. Его смерть наступала без тех выраженных страданий, возникающих, когда человек борется со смертью.

Крестьяне знали, что жизнь – это не цветок-одуванчик, который вырос, распустился и рассеялся под дуновением ветра. Жизнь имеет глубокий смысл.

Этот пример смерти крестьян, умирающих, дав себе разрешение на смерть – не особенность тех людей, подобные примеры мы можем встретить и сегодня. Как-то к нам поступил онкологический больной. Бывший военный, он держался молодцом и шутил: «Я прошел три войны, дергал смерть за усы, а теперь вот наступило ее время подергать меня».

Мы, конечно, его поддерживали, но вдруг однажды он не смог подняться с постели, и воспринял это совершенно однозначно: «Все, я умираю, я уже не могу встать». Мы говорили ему: «Не волнуйтесь, это метастаз, люди с метастазами в позвоночнике живут долго, мы будем ухаживать за вами, вы привыкнете». – «Нет, нет, это смерть, я знаю».

И, представьте себе, через несколько дней он умирает, не имея к этому никаких физиологических предпосылок. Он умирает потому, что он решил умереть. Значит, эта добрая воля к смерти или какая-то проекция смерти совершается в реальности.

Нужно предоставить жизни естественную кончину, ведь смерть запрограммирована еще в момент зачатия человека. Своеобразный опыт смерти приобретается человеком в родах, в момент рождения. Когда занимаешься этой проблемой, видно, как разумно построена жизнь. Как человек рождается, так он умирает, легко рождается – легко умирает, тяжело рождается – тяжело умирает.

И день смерти человека также не случаен, как и день рождения. Статисты первые поднимают эту проблему, открыв частое совпадение у людей даты смерти и даты рождения. Или, когда мы вспоминаем какие-то значимые годовщины смерти наших родных, вдруг оказывается, что бабушка умерла – родился внучок. Вот эта передача в поколения и неслучайность дня смерти и дня рождения – бросается в глаза.

Клиническая смерть или другая жизнь?

Ни один мудрец до сих пор не понял, что такое смерть, что происходит во время смерти. Оставлен практически без внимания такой этап как клиническая смерть. Человек впадает в коматозное состояние, у него останавливается дыхание, сердце, но неожиданно для себя и для других он возвращается к жизни и рассказывает удивительные истории.

Недавно умерла Наталья Петровна Бехтерева. В свое время мы часто спорили, я рассказывал случаи клинической смерти, которые были в моей практике, а она говорила, что это все ерунда, что просто в мозге происходят изменения и так далее. И однажды я привел ей пример, который она потом стала сама использовать и рассказывать.

Я работал 10 лет в Онкологическом институте в качестве психотерапевта, и как-то раз меня позвали к молодой женщине. Во время операции у нее остановилось сердце, его долго не могли завести, а когда она очнулась, меня попросили посмотреть, не изменилась ли ее психика из-за долгого кислородного голодания мозга.

Я пришел в реанимационную палату, она только-только приходила в себя. Я спросил: «Вы можете со мной поговорить?», – «Да, только я хотела бы извиниться перед вами, я причинила вам столько хлопот», – «Какие хлопоты?», – «Ну, как же. У меня же остановилось сердце, я пережила такой стресс, и я видела, что для врачей это было тоже большим стрессом».

Я удивился: «Как вы могли это видеть, если вы были в состоянии глубокого наркотического сна, а потом у вас остановилось сердце?», – «Доктор, я бы вам рассказала гораздо больше, если вы пообещаете не отправлять меня в психиатрическую больницу».

И она рассказала следующее: когда она погрузилась в наркотический сон, то вдруг почувствовала, что как будто мягкий удар в стопы заставил что-то внутри нее повернуться, как выворачивается винт. У нее было такое ощущение, что душа вывернулась наружу, и вышла в какое-то туманное пространство.

Приглядевшись, она увидела группу врачей, склонившихся над телом. Она подумала: какое знакомое лицо у этой женщины! И потом вдруг вспомнила, что это она сама. Вдруг раздался голос: «Немедленно прекращайте операцию, сердце остановилось, нужно заводить его».

Она подумала, что умерла и с ужасом вспомнила, что не попрощалась ни с матерью, ни с пятилетней дочерью. Тревога за них буквально толкнула ее в спину, она вылетела из операционной и в одно мгновение очутилась у себя в квартире.

Она увидела довольно мирную сцену – девочка играла в куклы, бабушка, ее мать, что-то шила. Раздался стук в дверь, и вошла соседка, Лидия Степановна. В руках у нее было маленькое платье в горошек. «Машенька, – сказала соседка, – ты все время пыталась быть похожей на маму, вот я сшила для тебя такое же платье, как у мамы».

Девочка с радостью бросилась к соседке, по дороге задела скатерть, упала старинная чашка, а чайная ложка попала под ковер. Шум, девочка плачет, бабушка восклицает: «Маша, как ты неловка», Лидия Степановна говорит, что посуда бьется к счастью – обычная ситуация.

И мама девочки, забыв о себе, подошла к дочке, погладила ее по головке и сказала: «Машенька, это не самое страшное горе в жизни». Машенька посмотрела на маму, но, не увидев ее, отвернулась. И вдруг, эта женщина поняла, что когда она прикасалась к головке девочки, она не почувствовала этого прикосновения. Тогда она бросилась к зеркалу, и в зеркале не увидела себя.

В ужасе она вспомнила, что должна быть в больнице, что у нее остановилось сердце. Она бросилась прочь из дома и очутилась в операционной. И тут же услышала голос: «Сердце завелось, делаем операцию, но скорее, потому что может быть повторная остановка сердца».

Выслушав эту женщину, я сказал: «А вы не хотите, чтобы я приехал к вам домой и сказал родным, что все в порядке, они могут повидаться с вами?» Она с радостью согласилась.

Я поехал по данному мне адресу, дверь открыла бабушка, я передал, как прошла операция, а затем спросил: «Скажите, а в пол-одиннадцатого не приходила ли к вам соседка Лидия Степановна?», – «Приходила, а вы что, с ней знакомы?», – «А не приносила ли она платье в горошек?», – «Вы что волшебник, доктор?»

Я продолжаю расспрашивать, и все до деталей сошлось, кроме одного – ложку не нашли. Тогда я говорю: «А вы смотрели под ковром?» Они поднимают ковер, и там лежит ложка.

Этот рассказ очень подействовал на Бехтереву. А затем она сама пережила подобный случай. В один день она потеряла и пасынка, и мужа, оба покончили жизнь самоубийством. Для нее это было жутким стрессом. И вот однажды, войдя в комнату, она увидела мужа, и он обратился к ней с какими-то словами.

Она, прекрасный психиатр, решила, что это галлюцинации, вернулась в другую комнату и попросила свою родственницу посмотреть, что в той комнате. Та подошла, заглянула и отшатнулась: «Да там же ваш муж!» Тогда она сделала то, о чем просил ее муж, убедившись, что подобные случаи не выдумка.

Она говорила мне: «Никто лучше меня не знает мозга (Бехтерева была директором Института мозга человека в Петербурге). И у меня ощущение, что я стою перед какой-то громадной стеной, за которой слышу голоса, и знаю, что там чудесный и огромный мир, но я не могу передать окружающим то, что я вижу и слышу. Потому что для того, чтобы это было научно обоснованно, каждый должен повторить мой опыт».

Как-то я сидел около умирающей больной. Я поставил музыкальную шкатулку, которая играла трогательную мелодию, затем спросил: «Выключить, вам мешает?», – «Нет, пусть играет». Вдруг у нее остановилось дыхание, родственники бросились: «Сделайте что-нибудь, она не дышит».

Я сгоряча сделал ей укол адреналина, и она снова пришла в себя, обернулась ко мне: «Андрей Владимирович, что это было?» – «Вы знаете, это была клиническая смерть». Она улыбнулась и говорит: «Нет, жизнь!»

Что это за состояние, в которое переходит мозг при клинической смерти? Ведь смерть есть смерть. Мы фиксируем смерть тогда, когда мы видим, что остановилось дыхание, остановилось сердце, мозг не работает, он не может воспринимать информацию и, тем более, посылать ее наружу.

Значит, мозг только передатчик, а есть нечто в человеке более глубокое, более сильное? И тут мы сталкиваемся с понятием души. Ведь это понятие почти вытеснено понятием психики. Психика – есть, а души нет.

Как бы вы хотели умереть?

Мы спрашивали и здоровых, и больных: «Как бы вы хотели умереть?». И люди с определенными характерологическими качествами по-своему строили модель смерти.

Люди с шизоидным типом характера, типа Дон Кихот, довольно странно характеризовали свое желание: «Мы бы хотели умереть так, чтобы никто из окружающих не видел моего тела».

Эпилептоиды – считали немыслимым для себя спокойно лежать и ждать, когда придет смерть, они должны были иметь возможность каким-то образом участвовать в этом процессе.

Циклоиды – люди типа Санчо Панса, хотели бы умереть в окружении родных. Психастеники – люди тревожно-мнительные, беспокоились, как они будут выглядеть, когда умрут. Истероиды хотели умереть на восходе или на закате солнца, на берегу моря, в горах.

Я сравнивал эти желания, но мне запомнились слова одного монаха, который сказал так: «Мне безразлично, что будет меня окружать, какая будет обстановка вокруг меня. Мне важно, чтобы я умер во время молитвы, благодаря Бога за то, что Он послал мне жизнь, и я увидел силу и красоту Его творения».

Гераклит Эфесский говорил: «Человек в смертную ночь свет зажигает себе сам; и не мертв он, потушив очи, но жив; но соприкасается он с мертвым – дремля, бодрствуя – соприкасается с дремлющим», – фраза, над которой можно ломать голову чуть ли не всю жизнь.

Находясь в контакте с больным, я мог договориться с ним, чтобы, когда он умрет, он попытался дать мне знать, есть ли что-то за гробом или нет. И я получал такой ответ, не один раз.

Как-то я договорился так с одной женщиной, она умерла, и я скоро забыл о нашем договоре. И вот однажды, когда я был на даче, я вдруг проснулся от того, что в комнате зажегся свет. Я подумал, что забыл выключить свет, но тут увидел, что на койке напротив меня сидит та самая женщина. Я обрадовался, начал с ней разговаривать, и вдруг я вспомнил – она же умерла!

Я подумал, что мне все это снится, отвернулся и попытался заснуть, чтобы проснуться. Прошло какое-то время, я поднял голову. Свет снова горел, я с ужасом оглянулся – она по-прежнему сидит на койке и смотрит на меня. Я хочу что-то сказать, не могу – ужас. Я осознал, что передо мной мертвый человек. И вдруг она, печально улыбнувшись, сказала: «Но ведь это не сон».

Почему я привожу подобные примеры? Потому что неясность того, что нас ожидает, заставляет нас возвращаться к старому принципу: «Не навреди». То есть « не торопи смерть» – это мощнейший довод против эвтаназии. Насколько мы имеем право вмешиваться в состояние, которое переживает больной? Как мы можем ускорять его смерть, когда он, возможно, в этот момент переживает ярчайшую жизнь?

Качество жизни и разрешение на смерть

Важно не количество дней, которое мы прожили, а качество. А что дает качество жизни? Качество жизни дает возможность быть без боли, возможность контролировать свое сознание, возможность быть в окружении родственников, семьи.

Почему так важно общение с родственниками? Потому что дети часто повторяют сюжет жизни своих родителей или родственников. Иногда в деталях, это удивительно. И это повторение жизни часто является и повторением смерти.

Очень важно благословение родных, родительское благословение умирающего детям, оно даже потом может спасти их, уберечь от чего-то. Опять-таки, возвращаясь к культурному наследию сказок.

Помните сюжет: умирает старик-отец, у него трое сыновей. Он просит: «После моей смерти три дня ходите на мою могилу». Старшие братья или не хотят идти, или боятся, только младший, дурак, ходит на могилу, и в конце третьего дня отец открывает ему какую-то тайну.

Когда человек уходит из жизни, он иногда думает: «Ну, пусть я умираю, пусть я заболел, но мои родные пусть будут здоровы, пусть болезнь оборвется на мне, я заплачу по счетам за всю семью». И вот, поставив цель, неважно рационально или аффективно, человек получает осмысленный уход из жизни.

Хоспис – это дом, в котором предлагается качественная жизнь. Не легкая смерть, а качественная жизнь. Это место, где человек может завершить свою жизнь осмысленно и глубоко, в сопровождении родственников.

Когда человек уходит, из него не просто выходит воздух, как из резинового шара, ему нужно сделать скачок, ему нужны силы для того, чтобы шагнуть в неизвестность. Человек должен разрешить себе этот шаг. И первое разрешение он получает от родственников, затем – от медицинского персонала, от волонтеров, от священника и от самого себя. И это разрешение на смерть от самого себя – самое сложное.

Вы знаете, что Христос перед страданиями и молитвой в Гефсиманском саду просил своих учеников: «Побудьте со мной, не спите». Три раза ученики обещали Ему бодрствовать, но засыпали, не оказав поддержку. Так вот хоспис в духовном смысле является таким местом, где человек может попросить: «Побудьте со мной».

И если такая величайшая личность – Воплощенный Бог – нуждался в помощи человека, если Он говорил: «Я уже не называю вас рабами. Я назвал вас друзьями», обращаясь к людям, то последовать этому примеру и насытить духовным содержанием последние дни больного – очень важно.

Подготовила текст; фото: Мария Строганова

Если вам не безразличны вопросы жизни и смерти,

Мне довольно часто приходится отпевать после совершения Литургии в кладбищенском храме. Сталкиваешься с разными ситуациями, встречаешься с людским горем, подчас безутешным, по крайней мере, в тот момент, когда они прощаются с усопшим, жизнь которого прервалась в расцвете сил неожиданным образом. Сказать, что в этой смерти явилась воля Божия, у меня язык никак не поворачивается.
Один погибает в автомобильной катастрофе. Другой от врачебной ошибки при операции или установлении диагноза (не от того начали лечить, от чего нужно было). Третьего убивают неожиданным образом, во дворе собственного дома, когда он выходит прогуляться с собачкой, совершенно не знакомые люди, обкуренные, под наркотическим дурманом (чем-то тот 26-летний парень им не приглянулся).
Семилетняя отроковица, не заметив приближающейся электрички и оторвавшись от своей мамы, при переходе через железнодорожные пути прямиком попадает под поезд. Ну и так далее, и так далее (все реальные случаи).
Есть в подобных ситуациях трагическая случайность. И хоть множество верующих говорят, что в мире ничего случайного не бывает, ну никак я с этим утверждением не могу согласиться.

А не могу потому, что если нет случайностей, то все выходит предопределенным и запрограммированным. Если же мир действительно создан по принципу свободы, то в нем непременно будут непредвиденные случайности. Другое дело, что все эти случайности в нашем случае как раз являются следствием падшего его состояния, где господствует грех, время и смерть. И если на грех человека, на любое зло, творимое им, воли Божией нет однозначно, то как можно утверждать, что смерть человека, случившаяся от насилия или от несчастного случая, будет по воле Божией?

Прекрасно, на мой взгляд, написал о. Сергий Желудков в «Литургических заметках»:

«Особая и несравненно более трудная проблема - огласительное слово на погребение младенца, крещеного или некрещеного. Смерть ребенка - в этом событии как нельзя остро ставится вопрос о Промысле Божием. Правильно, православно ли поступаем, когда все, что ни случится, приписываем благой воле Божией? А может быть следует думать, что в бесмысленной смерти ребенка проявилось действие Мирового Зла, Диавола - что это (не без нашей общей вины) есть поражение доброго Промысла? Вот - "нерешаемость" , вечное наше недоумение, на которое мы никогда не получим ответа, ни у какой схоластики. Думается, что только под таким знаком вопроса и может быть сказано слово на Погребение младенца».

Это касается не только детских смертей, но гибели людей вообще от войн и всякого другого рода насилий.
Мне уже приходилось писать о том, что во многих случаях то, что казалось сперва случайностью, впоследствии может осознаться как вовсе не случайный, а даже подчас и ключевой момент или перелом в жизни человека. И это бесспорный и непреложный опыт самых разных людей. Осознанная случайность перестает быть случайностью. Но всякая ли случайность может быть осмыслена таким образом? Нет, далеко не всякая, хотя здесь можно легко впасть в субъективизм в оценках. Который, впрочем, будет неизбежен в подобных ситуациях. Допустим, меня можно здесь упрекнуть в рационализме. Но мне кажется еще более худшим и примитивным рационализмом как раз утверждение, что всякая смерть непременно случается с ведома и по воле Божией. Во всяком случае, из неисповедимости путей Господних данное утверждение вовсе не следует.

Нет одинаковых жизней, но и нет одинаковых смертей. Причины последних могут быть самыми различными. Смерть от болезни, в результате которой человек просветляется и раскаивается в своих прошлых грехах, вполне можно расценить как промыслительную. Смерть внезапную и непредвиденную – скорее как результат случайного стечения обстоятельств или не без влияния злых сил, их временной победы.

Ну и в любом случае, в каком бы возрасте смерть ни случалась и какие бы причины ей ни предшествовали, дух человеческий в целом так или иначе ей противится и до конца ее не принимает.

Только вот сегодня прочитал у архимандрита Виктора Мамонтова:
«Человеческая жизнь возникла в любви. Свойство любви – не стоять на месте, но общаться с другими, распространяться вглубь и вширь. Как писал французский философ Альбер Камю, каждый раз, когда один говорит другому: «Я люблю тебя», он тем самым возвещает: «Я хочу, чтобы ты никогда не умирал, чтобы ты жил вечно». Поэтому в человеке заложено неистребимое желание – жить всегда. Но мы живем под законом земной природы, который не дает нам вечной жизни. Нам остается только желание такой жизни. Два врага нашей высшей природы – грех и смерть – держат человека в своей власти… Две жизни даны нам – временная и вечная. Господь обращается к каждому из нас: «Жизнь и смерть предложил Я тебе… Избери жизнь» (Втор. 30, 19). Предложение смерти не означает, что Бог желает нам плохого. Он этим как бы говорит: «Ты живешь в мире разлияния зла, оно всегда провоцирует, но ты не поддавайся ему. На зло не отвечай злом, а стремись устоять в любви. На всякое понижение нравственного, духовного уровня вокруг тебя старайся отвечать не понижением его, а повышением. Если устоишь – будешь жить, нет – будешь умирать телесно и духовно» .

Это весьма интересная и важная мысль, которую можно продолжить применительно к нашей теме: вокруг нас случается множество разных непредвиденных и нелепых смертей, которые могут сбивать нас с толку, ввергaть в уныние и отчаяние. Мы не можем хотя бы временно таким настроениям не поддаться. Но если остаемся в таком состоянии долго, то лишь даем злу или той же смерти вокруг себя распространиться еще больше, когда они овладевают нами самими, парализуя нашу волю. А Бог нас призывает все-таки быть Его соработниками и дерзновенными служителями, поскольку у Него в этом тварном мире нет других рук, кроме наших…

В продолжение темы:
Как делаются

Время на чтение: 3 мин Петр I - великий русский император и невероятно притягательная и творческая личность, поэтому интересные факты из биографии царя династии Романовых...

Новые статьи
/
Популярные