Пьер огюстен карон бомарше. Хронология жизни бомарше

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ БОМАРШЕ

Жизнь Бомарше представляет собой тугой клубок из множества переплетенных между собой, а порой и запутавшихся нитей, воспринимать ее в таком виде непросто, поэтому там, где я нашел это возможным, я разделял эти нити, разматывая каждую из них в отдельности. Поскольку этот метод нарушал порой строгую последовательность фактов, для ее восстановления я считаю необходимым закончить свою книгу хронологией жизни Бомарше, что должно облегчить ее чтение.

1732 - Рождение в Париже на улице Сен-Дени Пьера Огюстена Карона, седьмого ребенка в семье часовщика Андре Карона, протестанта, перешедшего в 1721 году в католичество и в 1722-м женившегося на Луизе Пишон, которая родила ему десятерых детей.

1742 - Пьер Огюстен Карон поступает в коллеж Альфора.

1745 - Пьер Огюстен Карон возвращается в часовую мастерскую отца, где постигает тайны его профессии. В этом году он познал свою первую любовь.

1750 - За недостойное поведение отец выгоняет Пьера Огюстена из дома, мать вымаливает ему прощение.

1753 - Пьер Огюстен придумывает систему анкерного спуска для часов, его изобретение присваивает королевский часовщик Лепот. Полемика в «Меркюр де Франс».

1754 - Академия наук разбирает спор и отдает пальму первенства Пьеру Огюстену Карону. Его принимают в члены Лондонского королевского научного общества, он становится часовых дел мастером, а затем королевским часовщиком.

1755 - Пьер Огюстен оставляет свое ремесло часовщика и покупает у Пьера Франке должность контролера-клерка королевской трапезы.

1756 - 27 ноября - Пьер Огюстен женится на вдове Пьера Франке, вступает во владение ее имуществом по брачному контракту и присоединяет к своему имени название земельного участка, принадлежавшего его жене, которое он пишет как Бомарше.

1757 - 30 сентября - Г-жа де Бомарше умирает от лихорадки. Ее родственники обвиняют Пьера Огюстена в присвоении наследства и вымогательстве подписи. Он возвращает им унаследованное имущество, но сохраняет имя де Бомарше.

1758 - Смерть г-жи Карон, матери Бомарше.

1759 - Бомарше становится учителем музыки принцесс - дочерей Людовика XV.

1760 - Бомарше знакомится с банкиром Пари-Дюверне, пользуется его кредитом, оказывая услуги принцессам, становится его компаньоном в финансовых делах и закладывает основы собственного состояния.

1761 - 9 декабря - Бомарше покупает должность королевского секретаря и приобретает, таким образом, дворянское звание.

1762 - Бомарше безрезультатно добивается более высокой должности при дворе. Не сумев стать одним из главных лесничих королевства, он занимает должность старшего бальи Луврского егермейства и Большого охотничьего двора и получает почетное право заседать в королевском суде по браконьерским делам; на этой должности он пробудет двадцать два года.

1763 - Бомарше вынашивает планы женитьбы на Полине Ле Бретон. Переезд в дом номер 26 по улице Конде.

1764 - Поездка в Мадрид по коммерческим делам Пари-Дюверне, а также для того, чтобы урегулировать личную проблему его сестры Лизетты, скомпрометированной литератором Клавихо, которого он дискредитирует.

Ему не удается добиться претворения в жизнь проектов Пари-Дюверне, в числе которых был и проект получения концессии на поставку черных рабов в испанские колонии.

Он укладывает свою мадридскую любовницу маркизу де ла Круа в постель испанского короля Карла III.

1765 - конец марта - Возвращение Бомарше в Париж.

1766 - Разрыв помолвки с Полиной Ле Бретон.

1768 - 11 апреля - Бомарше вновь вступает в брак, его женой становится богатая вдова г-жа Левек, в девичестве носившая имя Женевьева Уотблед.

Совместно с Пари-Дюверне создает компанию по эксплуатации Шинонского леса.

1770 - 13 января - Бомарше представил на суд публики свою новую пьесу «Два друга, или Лионский купец», которая с треском провалилась.

1771 - январь - Реформирование парламентов.

22 февраля - Первый акт судебного процесса с Лаблашем; суд первой инстанции признает притязания графа беспочвенными. 14 марта - Лаблаш подает апелляцию.

1773 -3 января - «Севильский цирюльник» принят к постановке в «Комеди Франсез».

6 апреля - Доклад Гёзмана, из-за которого Бомарше проигрывает дело, возбужденное по апелляционной жалобе Лаблаша.

Сентябрь - Выход в свет первого из четырех мемуаров против Гёзмана.

1774 - январь - Последний мемуар против Гёзмана.

Конец февраля - Встреча с Марией Терезой де Виллермавлаз.

Март - Бомарше отбывает в Лондон в качестве секретного агента. Он вступает в контакт с Тевено де Морандом и выкупает у него памфлет, направленный против г-жи Дюбарри, под названием «Секретные записки публичной женщины».

Июнь - октябрь - Новая поездка в Лондон по поручению короля Людовика XVI с целью выкупа памфлета, порочащего Марию Антуанетту.

Дело Анжелуччи.

Бомарше в Вене; встреча с императрицей Марией Терезией.

Гёте публикует свою пьесу «Клавиш».

1775 - Вопреки желанию Бомарше папаша Карон вступает в новый брак.

Людовик XVI снимает запрет на постановку «Севильского цирюльника»; 23 февраля пьесу представляют парижской публике в пятиактном варианте, и она с треском проваливается; 25 февраля, после доработки, она идет на сцене в четырех актах и имеет ошеломляющий успех.

Май - Поездка в Лондон по делу кавалера д’Эона.

Трудности с д’Эоном, завершившиеся подписанием 4 ноября соглашения, по которому кавалер признавал изменение своего гражданского состояния.

Первое обращение к Людовику XVI с призывом поддержать восставшие американские штаты.

Декабрь - Приговор в пользу графа де Лаблаша объявляется недействительным, дело отправляется на пересмотр в парламент Прованса, что морально реабилитирует Бомарше.

1776 - 10 июня - Бомарше получает от Верженна один миллион ливров на поставки оружия восставшим американцам, которые он начинает осуществлять через созданный им торговый дом «Родриго Горталес».

18 августа - Первое письмо Бомарше американскому Конгрессу. 6 сентября - Парламент выносит решение о реабилитации Бомарше.

Ноябрь - После тридцать второго спектакля «Севильского цирюльника» Бомарше, решивший, что «Комеди Франсез» ущемляет его авторские права, потребовал от пайщиков театра подробного отчета о сборах от постановки пьесы.

Начало любовной связи с г-жой де Годвиль.

3 июля - Бомарше устраивает у себя дома собрание авторов, пишущих для «Комеди Франсез», на котором они учреждают Секцию драматургов, прародительницу Общества литераторов.

Соединенными Штатами.

21 июля - Парламент Прованса выносит приговор в пользу Бомарше в его тяжбе с графом де Лаблашем.

1779 - 15 января - Бомарше получил письмо от Джона Джея, в котором тот обещал, что Америка вернет ему долги.

Бомарше выкупает у издателя Панкука рукописи Вольтера и создает в Келе «Литературное и типографское общество» для их издания.

1780 - 26 августа - Постановление Государственного совета по вопросу об авторских правах.

1781 - 29 сентября - «Женитьба Фигаро» принята к постановке в «Комеди Франсез».

1782 - Бомарше уступает свою должность королевского секретаря Тевено де Франси.

1783 - Версальский договор и прекращение поставок Бомарше американцам.

Выход в свет первых томов полного собрания сочинений Вольтера.

Полемика с Мирабо по делу Компании по распределению воды.

Бомарше вступает в третий брак, он женится на Марии Терезе де Виллермавлаз, которая в течение десяти лет была его любовницей и родила ему дочь Евгению; после заключения этого брака Евгения приобретает статус законного ребенка.

1787 - Появление г-жи Уре де Ламарине.

Мемуар Бергаса против Бомарше и в защиту банкира Корнмана. Война памфлетов.

Приобретение земельного участка рядом с Бастилией и начало строительства особняка.

Июль - Обыск в особняке Бомарше, подозреваемого в сокрытии оружия и продовольственных запасов.

1791 - Окончательный переезд в особняк на бульваре Сент-Антуан.

12 июля - Кельское издание оказывается в кортеже, перевозящем останки Вольтера в Пантеон.

1792 - 13 января - Декрет о литературной собственности - успех, увенчавший старания Бомарше.

3 апреля - Встреча с военным министром по вопросу приобретения 60 тысяч голландских ружей.

Декабрь - Обращение Бомарше к Конвенту. Он едет в Лондон, где попадает в тюрьму за долги.

Март - май - Бомарше возвращается во Францию, где, в ответ на обрушившуюся на него клевету, публикует серию мемуаров под общим названием «Шесть этапов девяти самых тягостных месяцев моей жизни».

Вновь отбывает с поручением за границу и оказывается в списке эмигрантов.

1794 - Г-жа де Бомарше, Евгения и Жюли заключены в тюрьму.

Бомарше мечется между Лондоном, Амстердамом и Базелем, пытаясь завершить операцию по покупке ружей.

1795 - Найдя убежище в Гамбурге, Бомарше влачит там нищенское существование, сближается с Талейраном и аббатом Луи; позже получает кое-какие средства из Америки.

Заключение нового брака Пьера Огюстена с Терезой, с которой его развели из-за его вынужденной эмиграции.

1797 - Возобновление постановки «Преступной матери».

1799 - В ночь с 17 на 18 мая Бомарше умер от апоплексического удара.

Из книги Король тёмной стороны [Стивен Кинг в Америке и России] автора Эрлихман Вадим Викторович

Из книги Думай, как Стив Джобс автора Смит Дэниэл

Хронология выдающейся жизни 1955 – Рождение Стива Джобса и его усыновление Полом и Кларой Джобсами.1971 – Джобс знакомится со Стивом Возом (Возняком).1976 – Основание Apple и первое представление на выставке Apple I.1977 – Запуск Apple II.1978 – У Джобса рождается дочь Лиза от подруги

Из книги Спиноза автора Стретерн Пол

Хронология жизни Спинозы 1632 г.?В Амстердаме родился Спиноза.1646 г.?Родился Лейбниц.1648 г.?Окончание Тридцатилетней войны, разорившей обширные области Германии и Центральной Европы.1650 г.?Смерть Декарта.1654 г.?Смерть отца Спинозы и последовавшая за ней судебная тяжба с

автора Коняев Николай Михайлович

Из книги Генерал из трясины. Судьба и история Андрея Власова. Анатомия предательства автора Коняев Николай Михайлович

Хронология жизни А.А. Власова 1 сентября 1901 года. В селе Ломакине Нижегородской губернии родился Андрей Андреевич Власов.1913 год. Поступил в духовное училище в Нижнем Новгороде.1915 год. Закончил духовное училище и поступил в семинарию.1917 год. Перешел в XI Нижегородскую единую

Из книги Хайдеггер автора Стретерн Пол

Хронология жизни Хайдеггера 1889 г., 26 сентября.?Мартин Хайдеггер родился в Месскирхе на юге Германии.1909 г.?Начинает изучать богословие в Фрайбургском университете.1911 г.?Переходит на философский факультет.1913 г.?Защищает диссертацию «Учение о суждении в психологизме» и

Из книги Гегель автора Стретерн Пол

Хронология жизни Гегеля 1770 г., 27 августа. Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штутгарте.1781 г. Как и другие члены семьи, перенес тяжелую лихорадку. Смерть матери.1788 г. Начинает изучать богословие в Тюбингенском университете, где знакомится с Гёльдерлином и

Из книги Кьеркегор автора Стретерн Пол

Хронология жизни Кьеркегора 1813 г. Сёрен Кьеркегор родился в Копенгагене.1830 г. Кьеркегор начинает изучать теологию в университете Копенгагена.1834 г. Смерть его матери.1837 г. Кьеркегор впервые встречает Регину Ольсен, которой тогда было 15 лет.1838 г. Смерть его отца.1840 г.

Из книги Кант автора Стретерн Пол

Хронология жизни Канта 1724 г., 22 апреля. Иммануил Кант родился в Кёнигсберге, Восточная Пруссия.1737 г. Смерть матери.1740 г. Кант поступает в Кёнигсбергский университет.1746 г. Смерть отца; сам Кант вынужден оставить учебу и зарабатывать на жизнь частными уроками.1755 г.

Из книги Ницше автора Стретерн Пол

Хронология жизни Ницше 15 октября 1844 г. Фридрих Вильгельм Ницше родился в саксонском городе Рёккене.1849 г. Смерть отца Ницше.1850 г. Мать Ницше перевозит семью в Наумбург.1858 г. Ницше поступает в школу-пансион в Пфорте.1864 г. Поступает в Боннский университет.1865 г.

Из книги Шопенгауэр автора Стретерн Пол

Хронология жизни Шопенгауэра 1788 г. В Данциге родился Артур Шопенгауэр.1793 г. Семья Шопенгауэр переезжает в Гамбург незадолго до оккупации Данцига Пруссией.1803–1804 гг. Шопенгауэр сопровождает родителей во время путешествия по Европе.1805 г. Самоубийство отца.1807 г. Переезд

Из книги Аристотель автора Стретерн Пол

Хронология жизни Аристотеля 384 г.?до?н. э.?Аристотель родился в Стагире на полуострове Халкидика в Северной Греции.367 г.?до?н. э.?Аристотель начинает учиться в платоновской Академии в Афинах, где остается на 20 лет.347 г.?до?н. э.?Аристотель покидает Афины, не получив поста

Из книги Деррида автора Стретерн Пол

Хронология жизни Дерриды 1930 г. Родился в г. Алжире.1940 г. Над Алжиром установлен протекторат нацистского Третьего рейха.1942 г. Камю публикует «Постороннего» и «Миф о Сизифе». После введения расовых законов и еврейских квот Деррида исключен из школы. Прогуливает уроки в

Из книги Макиавелли автора Стретерн Пол

Хронология жизни Макиавелли 1469 г. Никколо Макиавелли родился во Флоренции. Власть в городе переходит к Лоренцо Великолепному.1478 г. Неудачный заговор Пацци. Лоренцо чудом остается жив.1492 г. Смерть Лоренцо Великолепного. Колумб открывает Америку. На папский престол

Из книги Платон автора Стретерн Пол

Хронология жизни Платона Около 428 г. до н. э. Рождение Платона на острове Эгина (либо в Афинах).399 г. до н. э. После смерти Сократа Платон бежит из Афин, путешествует по Северной Африке, Ближнему Востоку и Южной Италии.Около 388 г. до н. э. Платон при дворе Дионисия I, правителя

Из книги Фельдмаршал Румянцев автора Замостьянов Арсений Александрович

ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ П.А. РУМЯНЦЕВА 1725, 4 января - в семье дипломата и воина А.И. Румянцева родился сын Пётр. 1735 - Пётр Румянцев записан рядовым в лейб-гвардии Преображенский полк.1739 - назначен на дипломатическую службу и зачислен в состав русского посольства в Берлине.1740 -

Там же) - французский драматург и публицист .

Биография

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже . Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку. Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV , дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дюверне (Duverney) стал обладателем значительного состояния. После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья. Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери » («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дюверне.

1760-1780

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка . Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери , чья опера «Данаиды » с большим успехом шла в Париже . Исключительный успех «Тарара » Сальери укрепил и славу драматурга .

1780-1799

Когда началась Война за независимость США , Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера , очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в году, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем - в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография

Собрания его сочинений изданы: Бокье, «Thêatre de В.», с примечаниями (Пар., 1872, 2 т.), Моланом (Пар., 1874), Фурнье («Oeuvres compl è tes», Пар., 1875). Мемуары его изданы С. Бёфом (Пар., 1858, 5 т.).

  • 1765-1775 - Le Sacristain , интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
  • 1767 - «Евгения» (Eugénie ), драма
  • 1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux .
  • 1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon ), драма
  • 1773 - «Севильский цирюльник » (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile ), комедия
  • 1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman )
  • 1775 - «Скромное письмо о провале и о критике „Севильского цирюльника“» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville» )
  • 1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро » (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro) , комедия
  • 1784 - Préface du mariage de Figaro
  • 1787 - «Тарар» (Tarare ), драма, либретто к опере Антонио Сальери
  • 1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe ), драма, третья часть трилогии о Фигаро
  • 1799 - Voltaire et Jésus-Christ .

Напишите отзыв о статье "Бомарше, Пьер Огюстен Карон де"

Примечания

Литература

  • Фредерик Грандель // Beaumarchais: ou, la calomnie. Paris, Flammarion, 1973; Перевод с французского Л. Зониной и Л. Лунгиной; М., «Книга», 1986. 400 стр.
  • - из «Писатели Франции», М. Издательство «Просвещение», 1964 г.
  • / Борис Кушнер. В защиту Антонио Сальери
  • Лисы в винограднике. Лион Фейхтвангер. Исторический роман.

Тексты

Ссылки

  • Бомарше // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  • (недоступная ссылка с 14-06-2016 (982 дня)) - статья из Литературной энциклопедии (1929-1939)
  • - статья из «История всемирной литературы» (1988)
  • - из «История зарубежной литературы XVIII века»
  • - статья из энциклопедического справочника «Исторический лексикон. XVIII век» (1996)
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Луков Вл. А. . Электронная энциклопедия «Французская литература от истоков до начала Новейшего периода» (2011). Проверено 28 июня 2014. .

Отрывок, характеризующий Бомарше, Пьер Огюстен Карон де

Десаль с удивлением посмотрел на князя, говорившего о Немане, когда неприятель был уже у Днепра; но княжна Марья, забывшая географическое положение Немана, думала, что то, что ее отец говорит, правда.
– При ростепели снегов потонут в болотах Польши. Они только могут не видеть, – проговорил князь, видимо, думая о кампании 1807 го года, бывшей, как казалось, так недавно. – Бенигсен должен был раньше вступить в Пруссию, дело приняло бы другой оборот…
– Но, князь, – робко сказал Десаль, – в письме говорится о Витебске…
– А, в письме, да… – недовольно проговорил князь, – да… да… – Лицо его приняло вдруг мрачное выражение. Он помолчал. – Да, он пишет, французы разбиты, при какой это реке?
Десаль опустил глаза.
– Князь ничего про это не пишет, – тихо сказал он.
– А разве не пишет? Ну, я сам не выдумал же. – Все долго молчали.
– Да… да… Ну, Михайла Иваныч, – вдруг сказал он, приподняв голову и указывая на план постройки, – расскажи, как ты это хочешь переделать…
Михаил Иваныч подошел к плану, и князь, поговорив с ним о плане новой постройки, сердито взглянув на княжну Марью и Десаля, ушел к себе.
Княжна Марья видела смущенный и удивленный взгляд Десаля, устремленный на ее отца, заметила его молчание и была поражена тем, что отец забыл письмо сына на столе в гостиной; но она боялась не только говорить и расспрашивать Десаля о причине его смущения и молчания, но боялась и думать об этом.
Ввечеру Михаил Иваныч, присланный от князя, пришел к княжне Марье за письмом князя Андрея, которое забыто было в гостиной. Княжна Марья подала письмо. Хотя ей это и неприятно было, она позволила себе спросить у Михаила Иваныча, что делает ее отец.
– Всё хлопочут, – с почтительно насмешливой улыбкой, которая заставила побледнеть княжну Марью, сказал Михаил Иваныч. – Очень беспокоятся насчет нового корпуса. Читали немножко, а теперь, – понизив голос, сказал Михаил Иваныч, – у бюра, должно, завещанием занялись. (В последнее время одно из любимых занятий князя было занятие над бумагами, которые должны были остаться после его смерти и которые он называл завещанием.)
– А Алпатыча посылают в Смоленск? – спросила княжна Марья.
– Как же с, уж он давно ждет.

Когда Михаил Иваныч вернулся с письмом в кабинет, князь в очках, с абажуром на глазах и на свече, сидел у открытого бюро, с бумагами в далеко отставленной руке, и в несколько торжественной позе читал свои бумаги (ремарки, как он называл), которые должны были быть доставлены государю после его смерти.
Когда Михаил Иваныч вошел, у него в глазах стояли слезы воспоминания о том времени, когда он писал то, что читал теперь. Он взял из рук Михаила Иваныча письмо, положил в карман, уложил бумаги и позвал уже давно дожидавшегося Алпатыча.
На листочке бумаги у него было записано то, что нужно было в Смоленске, и он, ходя по комнате мимо дожидавшегося у двери Алпатыча, стал отдавать приказания.
– Первое, бумаги почтовой, слышишь, восемь дестей, вот по образцу; золотообрезной… образчик, чтобы непременно по нем была; лаку, сургучу – по записке Михаила Иваныча.
Он походил по комнате и заглянул в памятную записку.
– Потом губернатору лично письмо отдать о записи.
Потом были нужны задвижки к дверям новой постройки, непременно такого фасона, которые выдумал сам князь. Потом ящик переплетный надо было заказать для укладки завещания.
Отдача приказаний Алпатычу продолжалась более двух часов. Князь все не отпускал его. Он сел, задумался и, закрыв глаза, задремал. Алпатыч пошевелился.
– Ну, ступай, ступай; ежели что нужно, я пришлю.
Алпатыч вышел. Князь подошел опять к бюро, заглянув в него, потрогал рукою свои бумаги, опять запер и сел к столу писать письмо губернатору.
Уже было поздно, когда он встал, запечатав письмо. Ему хотелось спать, но он знал, что не заснет и что самые дурные мысли приходят ему в постели. Он кликнул Тихона и пошел с ним по комнатам, чтобы сказать ему, где стлать постель на нынешнюю ночь. Он ходил, примеривая каждый уголок.
Везде ему казалось нехорошо, но хуже всего был привычный диван в кабинете. Диван этот был страшен ему, вероятно по тяжелым мыслям, которые он передумал, лежа на нем. Нигде не было хорошо, но все таки лучше всех был уголок в диванной за фортепиано: он никогда еще не спал тут.
Тихон принес с официантом постель и стал уставлять.
– Не так, не так! – закричал князь и сам подвинул на четверть подальше от угла, и потом опять поближе.
«Ну, наконец все переделал, теперь отдохну», – подумал князь и предоставил Тихону раздевать себя.
Досадливо морщась от усилий, которые нужно было делать, чтобы снять кафтан и панталоны, князь разделся, тяжело опустился на кровать и как будто задумался, презрительно глядя на свои желтые, иссохшие ноги. Он не задумался, а он медлил перед предстоявшим ему трудом поднять эти ноги и передвинуться на кровати. «Ох, как тяжело! Ох, хоть бы поскорее, поскорее кончились эти труды, и вы бы отпустили меня! – думал он. Он сделал, поджав губы, в двадцатый раз это усилие и лег. Но едва он лег, как вдруг вся постель равномерно заходила под ним вперед и назад, как будто тяжело дыша и толкаясь. Это бывало с ним почти каждую ночь. Он открыл закрывшиеся было глаза.
– Нет спокоя, проклятые! – проворчал он с гневом на кого то. «Да, да, еще что то важное было, очень что то важное я приберег себе на ночь в постели. Задвижки? Нет, про это сказал. Нет, что то такое, что то в гостиной было. Княжна Марья что то врала. Десаль что то – дурак этот – говорил. В кармане что то – не вспомню».
– Тишка! Об чем за обедом говорили?
– Об князе, Михайле…
– Молчи, молчи. – Князь захлопал рукой по столу. – Да! Знаю, письмо князя Андрея. Княжна Марья читала. Десаль что то про Витебск говорил. Теперь прочту.
Он велел достать письмо из кармана и придвинуть к кровати столик с лимонадом и витушкой – восковой свечкой и, надев очки, стал читать. Тут только в тишине ночи, при слабом свете из под зеленого колпака, он, прочтя письмо, в первый раз на мгновение понял его значение.
«Французы в Витебске, через четыре перехода они могут быть у Смоленска; может, они уже там».
– Тишка! – Тихон вскочил. – Нет, не надо, не надо! – прокричал он.
Он спрятал письмо под подсвечник и закрыл глаза. И ему представился Дунай, светлый полдень, камыши, русский лагерь, и он входит, он, молодой генерал, без одной морщины на лице, бодрый, веселый, румяный, в расписной шатер Потемкина, и жгучее чувство зависти к любимцу, столь же сильное, как и тогда, волнует его. И он вспоминает все те слова, которые сказаны были тогда при первом Свидании с Потемкиным. И ему представляется с желтизною в жирном лице невысокая, толстая женщина – матушка императрица, ее улыбки, слова, когда она в первый раз, обласкав, приняла его, и вспоминается ее же лицо на катафалке и то столкновение с Зубовым, которое было тогда при ее гробе за право подходить к ее руке.
«Ах, скорее, скорее вернуться к тому времени, и чтобы теперешнее все кончилось поскорее, поскорее, чтобы оставили они меня в покое!»

Лысые Горы, именье князя Николая Андреича Болконского, находились в шестидесяти верстах от Смоленска, позади его, и в трех верстах от Московской дороги.
В тот же вечер, как князь отдавал приказания Алпатычу, Десаль, потребовав у княжны Марьи свидания, сообщил ей, что так как князь не совсем здоров и не принимает никаких мер для своей безопасности, а по письму князя Андрея видно, что пребывание в Лысых Горах небезопасно, то он почтительно советует ей самой написать с Алпатычем письмо к начальнику губернии в Смоленск с просьбой уведомить ее о положении дел и о мере опасности, которой подвергаются Лысые Горы. Десаль написал для княжны Марьи письмо к губернатору, которое она подписала, и письмо это было отдано Алпатычу с приказанием подать его губернатору и, в случае опасности, возвратиться как можно скорее.
Получив все приказания, Алпатыч, провожаемый домашними, в белой пуховой шляпе (княжеский подарок), с палкой, так же как князь, вышел садиться в кожаную кибиточку, заложенную тройкой сытых саврасых.
Колокольчик был подвязан, и бубенчики заложены бумажками. Князь никому не позволял в Лысых Горах ездить с колокольчиком. Но Алпатыч любил колокольчики и бубенчики в дальней дороге. Придворные Алпатыча, земский, конторщик, кухарка – черная, белая, две старухи, мальчик казачок, кучера и разные дворовые провожали его.
Дочь укладывала за спину и под него ситцевые пуховые подушки. Свояченица старушка тайком сунула узелок. Один из кучеров подсадил его под руку.
– Ну, ну, бабьи сборы! Бабы, бабы! – пыхтя, проговорил скороговоркой Алпатыч точно так, как говорил князь, и сел в кибиточку. Отдав последние приказания о работах земскому и в этом уж не подражая князю, Алпатыч снял с лысой головы шляпу и перекрестился троекратно.
– Вы, ежели что… вы вернитесь, Яков Алпатыч; ради Христа, нас пожалей, – прокричала ему жена, намекавшая на слухи о войне и неприятеле.
– Бабы, бабы, бабьи сборы, – проговорил Алпатыч про себя и поехал, оглядывая вокруг себя поля, где с пожелтевшей рожью, где с густым, еще зеленым овсом, где еще черные, которые только начинали двоить. Алпатыч ехал, любуясь на редкостный урожай ярового в нынешнем году, приглядываясь к полоскам ржаных пелей, на которых кое где начинали зажинать, и делал свои хозяйственные соображения о посеве и уборке и о том, не забыто ли какое княжеское приказание.

Август, 18 2011

Пьер Огюстен Карон де Бомарше — выдающийся французский драматург, непревзойденный полемист и острослов, автор великих комедий «Севильский цирюльник» и «Безумный день, или Женитьба Фигаро»

Caron de Beaumarchais

Сочинительство никогда не было главным в его жизни, а талантов и выпавших на его долю приключений с лихвой хватило бы на несколько человек!

Родился Бомарше 24 января 1732 в семье часовщика Андре Шарля Карона в Париже. Сначала он пошел по стопам отца, но одновременно с большим интересом изучал музыку. Музыкальные таланты и великолепный дар оратора открыли молодому Бомарше (тогда еще Карону) доступ в высокое общество. Здесь он приобрел большие связи, пригодившиеся ему впоследствии. Фамилию же «де Бомарше» Карон взял после первого брака. Так называлось поместье, принадлежащее его жене.

Пьер Бомарше «с младых ногтей» делал все возможное, чтобы достичь богатства и высокого положения в обществе. В двадцать один год он создал революционный часовой механизм — анкерный спуск, который обеспечивает равномерный ход часового механизма. А в двадцать два года Бомарше принимают в Лондонское королевское общество (таким образом он становится академиком) и получает место королевского часовщика. При этом занимался обучением музыке принцесс — игре на арфе.

Кроме того Бомарше занимался торговлей с Америкой рабами, создав "португальскую компанию" "Родриго Орталес и Ко", стал снабжать оружием восставшие североамериканские колонии, выполнял секретные миссии королей, одно время считался самым богатым человеком Франции, а потом оказался в тюрьме как должник.

В тюрьму его сажали и при королевской власти, и после её свержения. Благодаря трём выгодным бракам (все три раза он женился на богатых вдовах), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ, Бомарше стал обладателем весьма значительного состояния.

Своего «Севильского цирюльника» Бомарше сначала сочинил как оперу, и лишь через несколько лет (в 1775 году) состоялась его премьера на сцене «Комеди Франсез», завершившаяся оглушительным провалом. Всего лишь за два дня (!) автор полностью переделал пьесу — и второе представление обернулось её триумфом, сделавшим его самым любимым писателем Франции того времени.

Уже через год он написал «Женитьбу Фигаро» — вершину своего творчества, но премьеры пришлось ждать восемь лет. Своему знаменитому герою он дал несуществующее имя Фигаро, под которым скрыл собственное — от Фикаро (сын Каро), как писал в черновиках. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд. Бомарше в этой пьесе — провозвестник революции. Наполеон отзывался о ней как о «революции в действии». А до него король Людовик XVI сказал так: «Если быть последовательным, то, допустив постановку этой пьесы, следует разрушить Бастилию. Этот человек смеётся над всем, что следует почитать при известном образе правления...» Король оказался хорошим предсказателем, а на могиле Бомарше выведены слова:

Простой в повседневной жизни, гордый в несчастье, он никогда не поступался своей свободой

«Главное — захотеть!»

✓ Когда началась война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы.

✓ В 1781 году некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности. Бомарше представлял интересы мадам Корнман и блестяще выиграл дело, хотя представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником.

✓ Когда Бомарше однажды отказали в удовлетворении его собственного иска, он, недолго думая, подал в суд на... своих судей. Поступок был беспрецедентный, скандал — невероятный, публика оказалась всерьёз заинтригована, и, на этом фоне, Бомарше снова выиграл!

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (фр. Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais). Родился 24 января 1732 года в Париже - умер 18 мая 1799, там же. Знаменитый французский драматург и публицист.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше родился 24 января 1732 года в городе Париже. Сын часовых дел мастера Андре Шарля Карона (1698-1775), он сначала пошёл по стопам отца, но одновременно ревностно изучал музыку.

Музыкальные таланты и ораторский дар открыли молодому Карону доступ в высшее общество, где он приобрёл большие связи, очень пригодившиеся ему впоследствии. Он даже ухитрился попасть ко двору Людовика XV, дочерей которого обучал игре на арфе. Благодаря двум выгодным бракам (оба раза он женился на богатых вдовах - Франкё и Левёк - и оба раза скоро овдовел), а также сотрудничеству с банкиром Дювернэ (Duverney) стал обладателем значительного состояния.

После первого брака Карон принял более аристократически звучащую фамилию «де Бомарше», по названию принадлежащего жене поместья.

Смерть первой жены дала повод недоброжелателям обвинять его в её убийстве. Эти слухи спустя много десятилетий отразились в пьесе Пушкина «Моцарт и Сальери» («правда ли, Сальери // что Бомарше кого-то отравил?»), а в ответе Сальери на этот вопрос: «он слишком был смешон // для ремесла такого» - Пушкин цитирует подлинные слова Вольтера о Бомарше по этому поводу. В действительности такие обвинения крайне маловероятны, поскольку смерть супруги была очень невыгодна для будущего драматурга, который остался с огромным количеством невыплаченных долгов; вернуть их он смог лишь гораздо позже при помощи своего друга Дювернэ.

В 1764 году он отправился по семейным делам в Мадрид, чтобы защитить честь сестры, обманутой женихом - испанским писателем Хосе Клавихо и Фахардо.. В Испании Бомарше проявил поразительную энергию, ум и умение налаживать и использовать связи: один в чужой стране, он сумел проникнуть к министрам, а потом и ко двору, понравился королю и добился удаления своего противника от двора и лишения должности. Вернувшись в Париж, Бомарше дебютировал в 1767 г. пьесой «Eugénie» («Эжени»), имевшей некоторый успех. В 1770 г. он выпустил драму «Les deux amis» («Два друга»), которая успеха не имела. В этом же году умер его компаньон и покровитель Дювернэ; его наследники не только отказались выплатить долг Бомарше, но обвинили последнего в обмане.

Бомарше начал тяжбу с наследником Дювернэ, графом Блака, и тут-то ему представился случай выказать в полном блеске свою изумительную изворотливость, а также литературный и ораторский талант. В первой инстанции Бомарше выиграл дело, но во второй - проиграл. По обычаю того времени, он перед разбором своего дела посетил своих судей и поднес подарки жене докладчика по его делу, г-же Гезман.

Когда дело было решено не в пользу Бомарше, г-жа Гезман вернула ему подарки, за исключением 15 луидоров. Бомарше воспользовался этим как поводом, чтобы возбудить дело против своих судей. Судья в свою очередь обвинил его в клевете. Тогда Бомарше выпустил свои «Mémoires» («Мемуары»), где беспощадно обличал судебные порядки тогдашней Франции. Написанные с большим мастерством (к слову, Вольтер был от них в восторге), «Мемуары» имели шумный успех и расположили в пользу Бомарше общественное мнение. 26 февраля 1774 г. процесс окончился: судья Гезман лишился должности, а г-жа Гезман и Бомарше получили «большой выговор». Но в 1776 г. Бомарше был восстановлен в правах, а в 1778 г. выиграл (не без помощи «Suite de mémoires» - «Продолжения мемуаров») дело с наследниками Дювернэ.

Популярность Бомарше выросла ещё больше после появления его комедий «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), которые сделали его самым любимым писателем Франции того времени. В обеих пьесах Бомарше является провозвестником революции, и овации, которые устраивались ему после представлений, доказывали, что народ это очень хорошо сознавал. «Женитьба Фигаро» выдержала 100 представлений подряд, и недаром Наполеон отзывался о ней, что «…это уже была революция в действии»// ...La revolution en action.

Почти одновременно с «Женитьбой Фигаро», в 1784 году, Бомарше написал оперное либретто под названием «Тарар», предназначенное первоначально для К. В. Глюка. Однако Глюк работать уже не мог, и Бомарше предложил либретто его последователю Антонио Сальери, чья опера «Данаиды» с большим успехом шла в Париже. Исключительный успех «Тарара» Сальери укрепил и славу драматурга.

Когда началась Война за независимость США, Бомарше занялся военными поставками Штатам, нажив на этом миллионы. В 1781 г. некий Корнман затеял судебный процесс против собственной жены, обвиняя её в неверности (супружеская неверность в то время была уголовно наказуемым деянием). Бомарше представлял на процессе интересы мадам Корнман и блестяще выиграл процесс, несмотря на то, что представлявший интересы мужа адвокат Баргасс был очень сильным противником. Однако симпатии публики на этот раз оказались по преимуществу не на стороне Бомарше.

Он снова выпустил «Мемуары», но уже без прежнего успеха, а комедия «La mère coupable» (1792), завершившая трилогию о Фигаро, встретила очень холодный приём.

Роскошное издание сочинений Вольтера, очень плохо исполненное, несмотря на потраченные на него громадные средства (Бомарше завёл для этого издания даже особую типографию в Кале), принесло Бомарше почти около миллиона убытка. Значительные суммы он потерял также в 1792, взяв на себя так и не исполненное обязательство поставить 60 000 ружей американской армии. От наказания он избавился только благодаря бегству в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 г. В связи с этим делом Бомарше пытался оправдаться в «Mes six époques», предсмертном сочинении, которое, однако, не вернуло ему симпатий публики. Умер он 18 мая 1799 года.

Библиография Бомарше:

1765-1775 - Le Sacristain, интерлюдия (предшественник «Севильского цирюльника»)
1767 - «Евгения» (Eugénie), драма
1767 - L’Essai sur le genre dramatique sérieux.
1770 - «Два друга» (Les Deux amis ou le Négociant de Lyon), драма
1773 - «Севильский цирюльник» (Le Barbier de Séville ou la Précaution inutile), комедия
1773-1774 - Мемуары (Mémoires contre Goezman)
1775 - «Скромное письмо о провале и о критике "Севильского цирюльника"» (La Lettre modérée sur la chute et la critique du «Barbier de Sérville»)
1778 - «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (La Folle journée ou Le Mariage de Figaro), комедия
1784 - Préface du mariage de Figaro
1787 - «Тарар» (Tarare), драма, либретто к опере Антонио Сальери
1792 - «Виновная мать, или Второй Тартюф» (La Mère coupable ou L’Autre Tartuffe), драма, третья часть трилогии о Фигаро
1799 - Voltaire et Jésus-Christ.

Пьер-Огюстен Карон де Бомарше (24 января 1732, Париж - 18 мая 1799, Париж) - знаменитый французский драматург и публицист.

Крупнейший французский драматург второй половины 18 в. Родился 24 января 1732 в Париже, в семье богатого часовщика. Обучался семейному ремеслу, однако за экстравагантные выходки отец отстранил его от дел. Cтав учителем музыки у дочерей Людовика XV, он позднее приобрел должность секретаря при монархе и благодаря придворным связям принял активное участие в разнообразных финансовых операциях, которые принесли ему громадное состояние и одновременно вовлекли в целый ряд громких судебных процессов. Несколько дней Бомарше пришлось провести в тюрьме; чтобы оправдаться, он издал свои блистательные Мемуары (Mémoires, 1774), где язвительно высмеял судебный произвол.

Гнев добрых людей - это не что иное, как настоятельная потребность прощать.

Бомарше Пьер Огюстен Карон де

Любовь к театру побудила его написать две драмы - Евгения (Eugénie, 1767) была встречена благожелательно, Двух друзей (Les Deux amis, 1770) ожидал сокрушительный провал. Громкий успех Севильского цирюльника (Le Barbier de Séville, 1775) сделал Бомарше лидером национального театра. Поставленная в "Театр Франсе" 23 февраля 1775 пьеса была испанской по антуражу, но совершенно французской по духу. Выдающееся значение она приобрела не столько благодаря искрометному юмору и блестящим диалогам, сколько образу Фигаро - хитроумного, неистощимого на выдумки, проницательного слуги. На ее основе написано либретто оперы Дж.Россини Севильский цирюльник (1816).

Этот же персонаж появится в следующей пьесе Бомарше, Женитьба Фигаро (Le Mariage de Figaro, 1784), где феодальные привилегии подверглись столь яростной атаке, что король не разрешил показывать ее публично. С присущей ему ловкостью Бомарше использовал цензурный запрет короля для того, чтобы возбудить еще больший интерес к пьесе. Когда она была наконец поставлена в "Театр Франсе" 27 апреля 1784, трое человек погибли, задавленные в дверях обезумевшей толпой. Демократизм Цирюльника в Женитьбе наполняется революционным пылом. Фигаро уже не воплощает образ верного слуги, каким его вывел Мольер, - теперь это свободный человек, он соперничает со знатным хозяином и ясно сознает свое место в новых обстоятельствах. Появившись на сцене почти в канун Французской революции, Фигаро символизирует торжество тенденций, вызревавших на протяжении десятилетий в творчестве Вольтера, Руссо, Дидро и других "философов". Хлесткие реплики Фигаро и внятные намеки снискали комедии неувядаемую славу на театральных подмостках. На ее основе было написано либретто оперы Моцарта Свадьба Фигаро (1786). Бомарше попытался использовать те же персонажи в третий раз, однако тяжеловесная мелодрама Преступная мать (La Mére coupable, 1792) не имела успеха.

Если начальник не делает нам зла, то это уже не малое благо.

Бомарше Пьер Огюстен Карон де

Революция внесла в биографию Бомарше очередной штрих: посланный революционным правительством в Голландию, он исполнил ряд поручений, но затем был брошен в тюрьму. Выйдя на свободу, стал агентом Комитета Общественного Спасения и подвергался преследованиям как эмигрант. Имущество его конфисковали, семья была арестована. В 1796 ему разрешили вернуться во Францию. Умер Бомарше в Париже 18 мая 1799.

Пьер Огюстен Карон де Бомарше - фото

Пьер Огюстен Карон де Бомарше - цитаты

В продолжение темы:
Китайские

Введение. Международные связи, которые можно рассматривать под лозунгом «глобализации», влияют на все сферы жизни, где на протяжении многих десятилетий работают преподаватели....

Новые статьи
/
Популярные