Мартовские календы. Календарь Древнего Рима: Novus annus

Первый известный календарь Древнего Рима – Ромула. Считается, что он появился примерно в VIII веке до н.э. и был назван Ромулой в честь одного из легендарных основателей Рима – Ромула.

Об этом варианте календаря известно следующее:

  1. Согласно первому известному варианту Ромулы в году предполагалось 304 дня.
  2. Год состоял из 10 месяцев.
  3. Первым месяцем в году был март.

При следующей реформе календаря, проведенной наследником Ромула Нумой Помпилием, в него были добавлены 2 месяца. Таким образом, в году стало 12 месяцев.

Месяцы года по Ромуле:

Месяц Комментарий
Martius В честь бога Марса, который считался отцом Ромула.
Aprilis В большинстве источников информация о названии месяца отсутствует или изначально считается малодостоверной.
Имеется вариант образования от «aperire» - открывать, в значении начала весны.
Maius В честь богини Майи (богиня земли, живой природы).
Iunius В честь богини Юноны – верховной богини.
Quintilis Пятый.
Sextilis Шестой.
September Седьмой.
October Восьмой.
November Девятый.
December Десятый.
Januarius Назван в честь бога времени – Януса (В древней мифологии Янус покровительствовал не только времени).
Februarius Назван в честь ритуальных жертвоприношений очищения (februum), которые проводились в Риме в конце года.

Оба календаря были лунными. Из-за несоответствия лунного месяца календарному верховным жрецам время от времени приходилось вносить в календарь поправки, добавлять дни, а также объявлять людям, что наступил новый месяц.

В каждом месяце по представлению данного календаря содержались несколько важных чисел.

  • Первое число каждого месяца – Календы (Kalendae). По лунному календарю совпадает с новолунием.
  • Пятое или седьмое (в марте, мае, июне и октябре) число – Ноны (Nonae). По лунному календарю совпадает с первой четвертью луны.
  • Тринадцатый или пятнадцатый (март, май, июль, октябрь) день – Иды (Idae). Этот день совпадает с полнолунием.

Дни месяца принято было отсчитывать назад от этих чисел. День перед одним из этих дней (канун) - pridie или ante. Все дни месяца между календами и нонами отсчитываются до нон (например, пятый день до нон, четвертый день до нон и т.д.), между нонами и идами – до ид (пятый день до ид, четвертый день до ид и т.д.), далее шел счет до календ следующего месяца.

Этот календарь был изменен в 1 в. до н.э. Юлием Цезарем после путешествия в Египет и знакомства с египетским календарем.

До этого же времени год у римлян обозначался не цифрами, а именами двух консулов, которые как раз и избирались на один год.

До появления деления каждого месяца на недели, месяц делился на части в соответствии с числом базарных и нерабочих дней (они объявлялись верховным жрецом). Они назывались nundinae (нундины).

Сутки делились на 2 части: день и ночь. День и ночь в свою очередь тоже делились на 12 равных часов. Но, поскольку и день, и ночь в понимании римлян были световыми днем (от восхода солнца до заката) и ночью (от заката до восхода), продолжительность дневного и ночного часа были различались и зависели от времени года. В римской армии было принято деление ночи на 4 стражи (vigiliae) по 3 ночных часа.

  • Vigilia prima
  • Vigilia secunda
  • Vigilia tertia
  • Vigilia quarta

Как уже упоминалось ранее, этот календарь был изменен Цезарем в 1 веке до н.э.

Это рассказ понемногу о многом - об истории календаря, об идах и календах, о названиях месяцев и дней недели на разных языках.

История календаря

Сейчас все народы мира пользуются календарем, унаследованным от древних римлян.
Но календарь и счет дней у древних римлян сначала были довольно запутанные и странные…

Вольтер сказал по этому поводу:
Римские полководцы всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой день это случалось…)))

Остальные дни обозначались указанием количества дней, оставшихся до ближайшего главного дня ; при этом в счёт входили и день, который обозначался, и ближайший главный день : ante diem nonum Kalendas Septembres — за девять дней до сентябрьских календ, т. е. 24 августа , обычно писалось сокращённо a. d. IX Kal. Sept.
……………
Календарь древних римлян.

Сначала римский год состоял из 10 месяцев, которые обозначались порядковыми номерами : первый, второй, третий и т.д.
Год начинался с весны - периода, близкого к весеннему равноденствию.
Позже первые четыре месяца были переименованы:


Первый (весенний!) месяц года был назван в честь бога весенних побегов, земледелия и скотоводства, а этим богом у римлян был… Марс ! Это уже потом он стал, как Арес, богом войны.
А месяц был назван мартиусом (martius) - в честь Марса .

Второй месяц получил название априлис (aprilis), которое происходит от латинского aperire - "раскрывать", так как в этом месяце раскрываются почки на деревьях, или от слова apricus -"согреваемый Солнцем". Он был посвящен богине красоты Венере.

Третий месяц в честь богини земли Майи стал называться майус (majus).
Четвертый месяц был переименован в юниус (junius) и посвящен богине неба Юноне, покровительнице женщин, супруге Юпитера.

Остальные шесть месяцев года продолжали сохранять свои числовые названия:

Квинтилис (quintilis) - пятый; секстилис (sextilis) - шестой;

Септембер (september) - седьмой; октобер (october) - восьмой;

Новембер (november) - девятый; децембер (december) - десятый.

Четыре месяца года (мартиус, майус, квинтилис и октобер ) имели каждый по 31 дню , а остальные месяцы состояли из 30 дней.

Поэтому первоначально римский календарный год имел 304 дня .

В VII в. до н.э. римляне произвели реформу своего календаря и добавили к году еще 2 месяца - одиннадцатый и двенадцатый.

Первый из этих месяцев - януариус - был назван в честь двуликого бога Януса , который считался богом небесного свода , открывавшим ворота Солнцу в начале дня и закрывавшим их в его конце. Он же был богом входа и выхода, всякого начинания . Римляне изображали его с двумя лицами: одним, обращенным вперед, бог видит будущее, вторым, обращенным назад, созерцает прошедшее.

Второй добавленный месяц - фебрариус - был посвящен богу подземного царства Фебруусу . Само же его название происходит от слова februare - "очищать", и связано с обрядом очищения.



Год в календаре римлян после реформы стал состоять из 355 дней , и в связи с добавлением 51 дня (почему не 61?) пришлось менять длину месяцев.

Но все равно римский год был более чем на 10 дней короче тропического года.

Чтобы держать начало года вблизи одного сезона, делали вставку дополнительных дней . При этом римляне в каждом втором году между 24 и 25 февраля "вклинивали" попеременно 22 или 23 дня.

В итоге число дней в римском календаре чередовалось в таком порядке: 355 дней; 377 (355+22) дней; 355 дней; 378 (355+23) дней. Вставные дни получили название месяца Мерцедония, иногда называли просто вставочным месяцем - интеркалярием (intercalis).
Слово "мерцедоний" происходит от "merces edis" - "плата за труд": тогда производились расчеты арендаторов с владельцами имущества.

Средняя продолжительность года в таком четырехлетнем периоде была 366,25 дня, то есть на сутки больше, чем в действительности.

Рисунок, выбитый на старинном каменном календаре римлян. В верхнем ряду изображены боги, которым посвящены дни недели: Сатурн — суббота, Солнце — воскресенье, Луна — понедельник, Марс — вторник, Меркурий — среда, Юпитер — четверг, Венера — пятница. В центре календаря — римский зодиак, справа и слева от него — латинские обозначения чисел месяца.

Реформа Юлия Цезаря.

Хаотичность римского календаря стала значительной, и нужна была неотложная реформа. И реформа была произведена в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем (100 - 44 гг. до н.э.). Разработала новый календарь группа александрийских астрономов во главе с Созигеном.

В основу календаря, получившего название юлианского, положен солнечный цикл, продолжительность которого была принята равной 365, 25 суток .

Считали в трех из каждых четырех годов по 365 дней, в четвертом - 366 дней .

Как прежде месяц Мерцедоний, так и теперь этот дополнительный день "упрятали" между 24 и 25 февраля. Цезарь постановил добавлять к февралю второй шестой (bis sextus ) день перед мартовскими календами, то есть второй день 24 февраля . Февраль был выбран как последний месяц римского года. Дополненный год стали называть annus bissextus , откуда и пошло наше слово високосный. Первым високосным годом стал 45 до н. э.

Цезарь упорядочил число дней в месяцах по принципу: нечетный месяц имеет 31 день, четный - 30. Февраль же в простом году должен был иметь 29, а в високосном - 30 дней.

Кроме того, Цезарь решил начать счет дней в новом году с новолуния, которое как раз пришлось на первое января.

В новом календаре на каждый день года было указано, какая звезда или созвездие имеет свой первый утренний восход или заход после периода невидимости. Например, в ноябре отмечалось: 2-го - заход Арктура, 7-го - заход Плеяд и Ориона и т.д. Календарь тесно связывался с годичным движением Солнца по эклиптике и с циклом земледельческих работ.

Счет по юлианскому календарю был начат с первого января 45 г. до н.э. На этот день, с которого, уже начиная с 153 г. до н.э., вступали в свою должность вновь избранные римские консулы, и было перенесено начало года.
Юлий Цезарь является автором традиции начинать отсчет нового года с первого января .

В благодарность за реформу, и учитывая военные заслуги Юлия Цезаря, римский сенат переименовал месяц квинитилис (в этом месяце Цезарь родился) в юлиус .

А через год, в этом же сенате, Цезаря убили…


Изменения в календаре были и позже.

Римские жрецы вновь запутали календарь, объявляя високосным каждый третий, (а не четвертый) год календаря. В итоге с 44 до 9 гг. до н.э. было введено 12 високосных годов вместо 9.

Эту ошибку исправил император Август (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.): на протяжении 16 лет - с 9 г. до н.э. по 8 г. н.э. - високосных годов не было. Попутно он способствовал распространению в Римской империи семидневной недели , которая заменила собой использовавшиеся до этого девятидневные циклы - нундиды .

В связи с этим сенат переименовал месяц секстилис в месяц августус . Но продолжительность этого месяца составляла 30 дней . Римляне считали неудобным, чтобы в месяце, посвященном Августу, оказалось меньше дней, чем в месяце, посвященном Цезарю. Тогда отняли от февраля еще один день и добавили его к августусу . Так февраль остался с 28 или 29 днями .

Теперь получилось, что юлиус, августус и септебер содержат по 31 дню. Чтобы не было подряд трех месяцев по 31 дню, один день септембера передали октоберу . Одновременно перенесли один день новембера на децембер . Тем самым было нарушено введенное Цезарем правильное чередование долгих и коротких месяцев, а первое полугодие в простом году оказалось на четыре дня короче второго.

Римская календарная система широко распространилась в Западной Европе и использовалась вплоть до XVI века . С принятием христианства на Руси также стали пользоваться юлианским календарем, который постепенно вытеснил древнерусский.

В VI веке римский монах Дионисий Малый предложил ввести новую христианскую эру , начало которой идет от Рождества Христова , а не от сотворения мира, и не от основания Рима.

Дионисий обосновал дату от Рождества Христова. По его расчетам она пала на 754-й год от основания Рима или на 30-й год правления императора Августа.
Эра от Рождества Христова прочно утвердилась в Западной Европе только в VIII веке. А на Руси еще несколько веков продолжали считать годы от сотворения мира.

Реформа папы Григория XIII.

В конце III в. н.э. весеннее равноденствие приходилось на 21 марта . Никейский собор , проходивший в 325 г. в городе Никее (теперь это г.Извик в Турции) закрепил эту дату , решив, что весеннее равноденствие всегда будет приходиться на это число.

Тем не менее, средняя продолжительность года в юлианском календаре на 0,0078 суток или на 11 мин 14 с больше тропического года . В результате каждые 128 лет накапливалась ошибка в целые сутки: момент прохождения Солнца через точку весеннего равноденствия передвигался за это время на одни сутки назад - от марта к февралю. К концу XVI века весеннее равноденствие сдвинулось назад на 10 суток и приходилось на 11 марта .

Реформу календаря осуществил папа Григорий XIII на основе проекта итальянского врача и математика Луиджи Лилио .

Григорий XIII в своей булле предписал, что после 4 октября 1582 г. следует 15, а не 5 октября. Так весеннее равноденствие было передвинуто на 21 марта, на свое прежнее место. А чтобы ошибка не накапливалась, было решено из каждых 400 лет выбрасывать трое суток .
Принято считать простыми те столетия, число сотен которых не делится без остатка на 4. В силу этого были не високосными 1700, 1800 и 1900 гг., а 2000 г. был високосным. Расхождение в одни сутки григорианского календаря с астрономическим временем накапливаются не за 128 лет, а за 3323 .



Такая календарная система получила наименование григорианской или "нового стиля ". В противовес ей за юлианским календарем укрепилось название "старого стиля".

Страны, в которых были сильны позиции католической церкви, практически сразу перешли на новый стиль, а в протестантских странах реформа была проведена с опозданием на 50 - 100 лет.

Англия ждала до 1751 г., а затем «одним выстрелом убила двух зайцев»: исправила календарь и перенесла начало 1752 г. с 25 марта на 1 января . Кое-кто из англичан воспринял реформу как грабеж: шутка ли, исчезли целых три месяца жизни!)))

Пользование разными календарями вызывало массу неудобств, а порой и просто курьезных случаев. Когда мы читаем, что в Испании в 1616 году 23 апреля умер Сервантес, а в Англии 23 апреля 1616 года умер Шекспир , можно подумать, что два великих писателя скончались в один и тот же день.
На самом деле разница была в 10 дней! Шекспир умер в протестантской Англии, которая еще жила по юлианскому календарю, а Сервантес — в католической Испании, где уже был введен григорианский календарь (новый стиль).

Одной из последних стран, принявшей григорианский календарь в 1928 г., стал Египет .

В Х веке с принятием христианства на Русь пришло летосчисление , применявшееся римлянами и византийцами: юлианский календарь, римские названия месяцев, семидневная неделя . Но счет годов велся от сотворения мира , которое произошло за 5508 лет до Рождества Христова. Год начинался с 1 марта, а в конце XV века начало года было перенесено на 1 сентября.

Действовавший в России календарь от «сотворения мира» заменил на юлианский Пётр I с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет).

Реформирование календарной системы России было сильно задержано. Православная церковь отказалась ее принять, хотя еще в 1583 г. на Константинопольском соборе признала неточность юлианского календаря.

Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 25 января 1918 г., в России был введен григорианский календарь. К этому времени разница между старым и новым стилем составляла 13 дней. Предписывалось в 1918 г. после 31 января считать не 1 февраля, а 14-е.

Сейчас григорианский календарь стал международным.
…………
Теперь о славянских названиях месяцев.
12 месяцев - любимая сказка

Месяц - промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли, хотя современный григорианский календарь не согласован с изменением фаз Луны.

Издревле отрезки года связывали с теми или иными явлениями природы или с хозяйственной деятельностью.

Не совсем на тему. Из легенды: у славян Месяц был царем ночи, мужем Солнца. Он влюбился в Утреннюю Звезду, и в наказание другие боги раскололи его пополам...



Названия месяцев

Январь . Славянское название "Просинец" - от появляющейся синевы неба в Январе.

Февраль - "Сечень", «Лютень». Сечень - потому что наступало время подсечки деревьев для очистки земли под пашню.

Март
"Сухий" от весенней теплоты, осушающей влагу, на юге - "Березозол", от действия весеннего солнца на березу, которая в это время начинает наливаться соком и пускает почки. "Протальник" - понятно почему.
Апрель
Древнерусские имена апреля: "Березень", "Снегогон". В украинском языке месяц носит название "квiтень" (цветущий).

Май - названия "Травень", "Травный" - природа зеленеет и расцветает.
Июнь.
"Изок". Изок - кузнечик, их в июне было особенно много. Другое название "Червень".

Июль.

"Червень" - название - от плодов и ягод, которые в июле, отличаются красноватостью (червленый, красный). Еще называли "Липец" - липа цветет в июле. «Грозник» - от сильных гроз. И просто - «Макушка лета». «Страдник» - от страдных летних работ.
Август
А у славян все еще страда - "Серпень", "Жнивень", - время косить пшеницу. На севере Август еще назывался «Зарев», «Зорничник» - от сияния зарниц.
Сентябрь
Русским названием месяца был «Рюинь», Ревун - от рева осенних ветров и зверей, особенно оленей. «Хмурень» - погода начинала портиться. В украинском языке месяц - "Вересень" (от цветущего медоноса - вереска).

Октябрь
Чудесное славянское название - "Листопад". Иначе - «Грязник», от осенних дождей и хляби. А еще «Свадебник» - в это время заканчивались основные сельскохозяйственные работы, не грех и свадебку справить, особенно после праздника Покрова.

Ноябрь - "Грудень", от груд замерзшей земли со снегом.

Декабрь - "Студень" - холодно!

Табличка славянских названий месяцев


Неделя и дни недели.

Неделя - это период времени в 7 суток , существующий в большинстве календарных систем мира. Обычай измерять время семидневной неделей пришел к нам из Древнего Вавилона и связан с изменением фаз Луны.
Откуда пошли названия дней недели?

Древневавилонские астрономы обнаружили, что, кроме неподвижных звезд, на небе видны и семь подвижных светил , которые позже были названы планетами (от греческого "блуждающий"). Считалось, что эти светила обращаются вокруг Земли и что их расстояния от нее возрастают в таком порядке: Луна, Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн.

Вавилонские астрологи считали, что каждый час суток находится под покровительством определенной планеты, которая "управляет" им.
Счет часов был начат с субботы : первым ее часом "управлял" Сатурн, вторым - Юпитер, третьим - Марс и т.д., седьмым - Луна. Затем весь цикл снова повторялся.

В итоге получилось, что первым часом следующего дня, воскресенья , "управляло" Солнце , первый час третьего дня доставался Луне, четвертый день - Марсу, пятый - Меркурию, шестой - Юпитеру и седьмой - Венере.

Планета, управляющая первым часом суток, покровительствовала всему дню, и день получал ее название.

Эта система была перенята римлянами - названия планет отождествлялись с именами богов . Они управляли днями недели, которые получили их имена . Римские названия перекочевали в календари многих народов Западной Европы.

"Планетарные" названия дней недели и в английском и скандинавских языках, но названия в них произведены от имени языческих богов германо-скандинавской мифологии.

День Сатурна у Вавилонян считался несчастливым ; в этот день предписывалось не заниматься делами, и сам он получил название "шаббат" - покой . При этом его перенесли в конец недели. Название перешло в еврейский, арабский, славянский (суббота), некоторые западноевропейские языки.

У славян воскресенье называлось "неделя ", "день, в который ничего не делают " (не занимаются делами). А понедельник - это "день после недели», Вторник - "второй день после недели", итд.
Вот какая не деля...)))


Дни недели

Олицетворение дней недели мы видим в названиях, сохранившихся в английском, немецком, французском языках.

Понедельник - Monday (англ.) перекликается с Луной - Moon, ещё нагляднее Lundi (фр.),

Вторник - в названии вторника Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы узнаём планету Марс . В Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу , аналога Марса.

Среда - угадывается Меркурий в le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Miercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана, Одина). Этот же бог скрыт в Onstag (шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.).

Воден - необычный бог, он изображается высоким стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом.

В славянских "среда", "середа ", а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера , дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.).

А вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), и прочие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.).
Английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) от имени скандинавской богини плодородия и любви Фрейи (Фригге ), аналога Афродиты и Венеры. На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.).
Русское название «суббота », el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых".
Lauantai (фин.), Lördag (шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения". На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце).
Domingo (исп.), Dimanche (фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень " и являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством.

Русское "воскресенье " появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя", сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Недiля (укр.), Nedele (чех.). На хинди воскресенье - День Солнца.
……………

И наконец о сутках и часах.

Сутки - единица любого календаря, выделение которой основывается на чередовании дня и ночи. Такое разделение суток зародилось в Древнем Вавилоне, жрецы которого считали, что день и ночь состоят из двенадцати часов. Официально деление суток на 24 часа ввел александрийский астроном Клавдий Птолемей, живший во II в. н.э.

Первый час начинался с рассветом, полдень всегда был шестым часом, а закат - двенадцатым. И длина часа была переменной , зависела от длины светлого времени суток.

Римский календарь и основные праздники

Самый древний римский календарь был аграрным, то есть основывался на сроках проведения сельскохозяйственных работ. Он насчитывал десять неравных месяцев: в некоторых не было и двадцати дней, в некоторых - тридцать пять, а то и больше. Начинался древний римский календарь с марта, когда земледельцы приступали к работе. Двенадцатимесячный лунный календарь ввел легендарный римский царь Нума Помпилий, который добавил два новых месяца: январь и февраль. Ученые расходятся во мнениях, когда начало года было перенесено с 1 марта на 1 января: при Нуме или уже при Юлии Цезаре.

Некоторые месяцы римского года были напрямую посвящены тем или иным богам. Так, январь - месяц Януса, март - Марса, май - богини плодородной земли Майи, июнь - Юноны, супруги Юпитера. Остальные месяцы назывались просто пятым, шестым и так до десятого. Правда, когда начало года было перенесено с марта на январь, все сместилось и март превратился в третий месяц года, а значит, пятый по счету месяц стал седьмым, шестой - восьмым и так далее. Римскими названиями этих месяцев мы пользуемся по сей день: девятый месяц года, сентябрь, мы именуем седьмым (от латинского septem - семь), десятый, октябрь - восьмым (octo - восемь), одиннадцатый и двенадцатый - девятым и десятым соответственно (novem и decem - девять и десять). Слово «февраль» происходит от латинского februare, что означает «очищать», так как февраль считался месяцем религиозного очищения, а «апрель» - от aperire, «открывать», так как именно в апреле появлялись первые побеги растений.

Откуда же возникли названия «июль» и «август»? В древности они назывались просто «пятый» и «шестой», но получили новые имена в честь Юлия Цезаря и его преемника Октавиана Августа. Император Домициан тоже попытался дать месяцам свои имена, назвав сентябрь «германиком», а октябрь «домицианом», но после его смерти к ним вернулись прежние названия.

Числа месяца римляне определяли, отсчитывая их от трех главных дней, первоначально связанных с лунным календарем: это календы, ноны и иды. Календы - первый день месяца, который приходился на новолуние, ноны - день первой четверти луны, а иды - середина месяца, полнолуние. В марте, мае, июле и октябре иды приходились на 15-е, ноны на 7-е число, а в остальные месяцы - иды на 13-е, а ноны на 5-е число.

От календ, нон и ид дни отсчитывались назад, например говорили: «Это было в пятый день перед июньскими календами». Календы принадлежали Янусу, богу всех начинаний, а иды считались днем, посвященным Юпитеру, - в середине каждого месяца жрец Юпитера приносил в жертву овцу. В культурном европейском контексте особую известность получили мартовские иды, став понятием нарицательным, так как в этот день в 44 году до н. э. был убит Юлий Цезарь.

В году римляне отмечали более пятидесяти праздников в честь разных божеств. О некоторых, самых интересных и важных, мы расскажем подробнее.

В поздние времена в январские календы, первого числа, римляне отмечали праздник нового года. В этот день приносили ладан и вино в жертву Янусу, богу начала и конца; принято было желать друг другу добрых начинаний и дарить деньги, так как на медных ассах изображался сам двуликий Янус. Янусу же был посвящен и январский праздник Агоналии, приходившийся на 9-е число, когда богу приносились очистительные жертвы.

Приготовления к празднику. Художник Л. Альма-Тадема

15 февраля справляли посвященный Фавну, покровителю стад, праздник Луперкалии. Церемонию проводили жрецы одной из древнейших коллегий - луперки, которые собирались в пещере Луперкаль у подножия Палатинского холма, в самом древнем святилище Рима, где, по преданию, волчица вы кормила близнецов Ромула и Рема. Там луперки приносили в жертву козу или козла, одного из самых плодовитых животных, а после устраивали пир. На пиру двух юношей из благородных семей подводили к месту заклания животных, и там один жрец касался их лбов окровавленным жертвенным ножом, а второй тут же стирал кровь смоченной в молоке шерстяной тряпицей.

Пан. Художник М. Врубель

Затем луперки нарезали из козьих шкур ремни и, вооружившись этими ремнями, в одних набедренных повязках бежали вокруг Палатинского холма, а после по Священной дороге, главной улице Рима, до основания Капитолия и обратно. Всех встречных луперки били ремнями, и бездетные женщины специально подставлялись под удары луперков, так как считалось, что это поможет им забеременеть.

Существуют различные мнения об истоках и значении этого праздника. Еще в античности знали несколько легенд о происхождении Луперкалий. Согласно одной из них, Ромул и Рем после победы над Амулием с ликованием помчались туда, где их вскормила волчица. Суть праздника - подражание этому бегу, окровавленный нож ко лбам двух юношей прикладывают как напоминание об опасностях и убийствах, окружавших близнецов, а очищение молоком - символ пищи, которой были вскормлены Ромул и Рем.

Античные авторы полагали Луперкалии церемонией очищения, так как весь февраль, последний месяц древнего календаря, считался месяцем очистительных обрядов. Возможно также, что цель обрядов луперков - увеличение плодородия. Еще бытует мнение, что Луперкалии - не что иное, как праздник первого выгона стад на луга, и обряды луперков символизируют защиту скота от волков, поскольку лесной бог Фавн считался покровителем стад и пастухов, а «луперк» переводится как «гонитель волков».

В феврале же проводились и Паренталии, родительские дни, исчислявшиеся с 13-го по 21-й день месяца. Это были дни поминовения умерших, когда у могил родственников или на дорогах оставляли цветы, преимущественно фиалки, фрукты, соль и хлеб. Считали, что праздник этот введен в обиход благочестивым Энеем, который стал ежегодно приносить жертвы своему отцу Анхизу. В поминальные дни закрывались храмы всех богов, запрещалось совершение браков, а римские должностные лица снимали знаки своей власти. Бытовало мнение, что в это время по земле путешествуют души мертвых и вкушают оставленные им приношения. Заканчивались Паренталии большим празднеством, Фералиями, когда на Палатинском холме приносили жертвы манам.

27 февраля и 14 марта отмечали посвященный Марсу праздник Эквирии, предположительно основанный его сыном Ромулом, когда проводились конные состязания на Марсовом поле и ритуальное очищение коней. Праздники предшествовали месяцу бога войны и символизировали начало времени военных походов. Закрывали «военный сезон» октябрьские иды, праздник Октябрьского коня с приношением Марсу жертвенных животных. В марте и октябре проходили и шествия салиев, знаменующие начало и конец времени военных действий.

В мартовские календы римляне праздновали Матроналии, устраиваемые в честь богини Юноны. В нем принимали участие только замужние женщины - свободные жительницы Рима. По преданию, праздник этот был также учрежден Ромулом в знак почтения к римским женам, остановившим битву с сабинянами. В тот же день на Эсквилинском холме был заложен храм Юноны Луцины, покровительницы деторождения, которой женщины молятся в Матроналии, прося безболезненных родов. И в этот день домочадцы преподносят подарки римским матерям и женам.

Приготовления в Колизее (фрагмент). Художник Л. Альма-Тадема

С 19 по 23 марта проводились Квинкватрии в честь Минервы. На второй день празднеств устраивали гладиаторские бои как отражение воинственной натуры этой богини, в остальное же время Квинкватрии справляли те, чьим занятиям Минерва покровительствовала: ученики и учителя, вязальщицы и прядильщицы, различные ремесленники и художники, врачи и поэты. В июне проходили малые трехдневные Квинкватрии, устраиваемые флейтистами.

Весна. Художник Л. Альма-Тадема

В честь Цереры, богини плодородия и земледелия, возник праздник Цереалии, приходящийся на дни с 12 по 20 апреля. В основном Цереру чествовали плебеи, так как культ богини получил наибольшее распространение среди простого народа, особенно в сельской местности. Даже в Риме храм Цереры находился у подножия Авентинского холма, в районе, где жили преимущественно плебеи. В жертву Церере приносили свиней, люди же в эти дни надевали белые одежды, собирали праздничные угощения и посылали друг другу цветы.

В мае проводили Лемурии, призванные задобрить неспокойные души умерших, и Флоралии, торжества в честь Флоры, богини цветения.

С 7 по 15 июня устраивали Весталии в честь Весты, хранительницы очага, а в разгар лета, 23 июля, отмечали Нептуналии, посвященные богу всех потоков Нептуну, прося его предотвратить засуху. О праздновании Нептуналий известно немного: строились хижины из ветвей, в которых, надо полагать, и отмечали торжество, предаваясь обильным возлияниям. Во времена империи в это же время шли игры в честь Нептуна.

Осень в Риме была временем публичных игр, посвященных Юпитеру, - Римских в сентябре и Плебейских в ноябре, в декабре же римляне пышно отмечали праздник Сатурналии.

Сатурналии проходили с 17 по 23 декабря и ознаменовывали окончание всех земледельческих работ. Название праздника связано с тем, что именно Сатурну римляне приписывали изобретение земледелия. Сатурналии носили характер общенародного фестиваля: на это время приостанавливались все государственные дела, нельзя было объявить войну, закрывались суды, прекращались занятия в школах и запрещалось наказывать преступников.

Празднество начиналось с жертвоприношения в храме Сатурна, после чего устраивался пир для сенаторов и всадников. В римских семьях в честь Сатурна закалывали свинью и дарили подарки, среди которых были восковые свечи и выпеченные из теста фигурки. Первые - в честь того, что окончание Сатурналий приходится на зимнее солнцестояние, самую долгую ночь в году, после которой солнечный день начинает прибывать; вторые символически замещали человеческие жертвоприношения, видимо, полагавшиеся Сатурну в древности.

Праздник урожая. Художник Л. Альма-Тадема

В дни Сатурналий улицы Рима были запружены людьми, которые приветствовали друг друга традиционными выкриками: «Io, Saturnalia!» В течение всего фестиваля продолжались пиры, гулянья, различные игры, так что праздник пользовался большой любовью у римского народа. На время Сатурналий рабы уравнивались в правах со свободными людьми - возможно, в память о всеобщем равенстве, царившем на земле в Золотой век Сатурна. Это, пожалуй, самая известная особенность Сатурналий: рабы получали право сидеть за одним столом с хозяевами, свободно распоряжаться собой и даже ругать господ и отдавать им распоряжения.

Этот повторявшийся из года в год распорядок праздников и обрядов составлял неотъемлемую часть жизни римского общества.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

По древнеримскому календарю год состоял из 10 месяцев, первым из которых считался март. На рубеже VII – VI веков до н.э. из Этрурии был заимствован календарь, в котором год состоял из 12 месяцев – январь и февраль следовали после декабря. Месяцы римского календаря назывались прилагательными, согласованными со словом mensis (месяц): mensis Martius – март (в честь бога войны Марса), m. Aprilis – апрель, m. Maius – май, m. Junius – июнь (в честь богини Юноны); остальные названия месяцев происходили от числительных, и называли номер месяца по порядку следования с начала года: m. Quintilis – пятый (позже, с 44 г. до н.э. m. Julius – июль, в честь Юлия Цезаря), m. Sextilis – шестой (позже, с 8 г. н.э. m. Augustus – август, в честь императора Августа), m. September – сентябрь (седьмой), m. October – октябрь (восьмой), m. November – ноябрь (девятый), m. December – декабрь (десятый). Затем следовали: m. Januarius – январь (в честь двуликого бога Януса), m. Februarius – февраль (месяц очищений, от лат. februare – oчищать, приносить искупительную жертву в конце года).

В 46 г. до н.э. Юлий Цезарь по совету египетского астронома Сосигена провел реформу календаря по египетскому образцу. Был установлен четырехгодичный солнечный цикл (365+365+365+366=1461 день), с неравной продолжительностью месяцев: 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), 31 день (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь) и 28 или 29 дней в феврале. Начало года Юлий Цезарь перенес на 1 января, поскольку в этот день консулы вступали в должность, и начинался римский хозяйственный год. Этот календарь назывался юлианским (старый стиль) и он был заменен исправленным новым григорианским календарем (по имени папы Григория XIII, который и ввел его) в 1582 г. во Франции, Италии, Испании, Португалии, позже в остальных странах Европы, и в 1918 г. в России.

Обозначение римлянами чисел месяца основывалось на выделении в месяце трех главных дней, связанных со сменой фаз луны:

1) 1-й день каждого месяца – календы, первоначально – первый день новолуния, о котором возвещает жрец;

2) 13-й или 15-й день каждого месяца – иды, первоначально в лунном месяце середина месяца, день полнолуния;

3) 5-й или 7-й день месяца – ноны, день первой четверти луны, девятый день перед идами, считая день нон и ид.

В марте, мае, июле, октябре иды приходились на 15-е, ноны – на 7-е числа, в остальных месяцах – на 13-е и 5-е соответственно. Дни, предшествующие календам, нонам и идам обозначались словом накануне – pridie (Acc.). Остальные дни обозначались посредством указания, сколько дней осталось до ближайшего главного дня, при этом в счет входили также день, который обозначается, и ближайший главный день (сравните, по-русски – третьего дня).

Неделя

Деление месяца на семидневные недели пришло в Рим с Древнего Востока, и в I в. до н.э. стало в Риме общепринятым. В заимствованной римлянами неделе только один день – суббота – имел особое название, остальные назывались порядковыми номерами; римляне назвали дни недели по семи светилам, носившим имена богов: суббота – Saturni dies (день Сатурна), воскресенье – Solis dies (Солнца), понедельник – Lunae dies (Луны), вторник – Martis dies (Марса), среда – Mercuri dies (Меркурия), четверг – Jovis dies (Юпитера), пятница – Veneris dies (Венеры).

Часы

Разделение суток на часы вошло в употребление со времени появления в Риме солнечных часов в 291 г. до н.э., в 164 г. до н.э. в Риме ввели водяные часы. День, как и ночь, был разделен на 12 часов, продолжительность которых менялась в зависимости от времени года. День – это время от восхода до заката солнца, ночь – время от захода до восхода солнца. В равноденствие день считался с 6 часов утра до 6 часов вечера, ночь – с 6 часов вечера до 6 часов утра (например, четвертый час дня в равноденствие – это 6 часов + 4 часа = 10 часов утра, т.е. 4 часа после восхода солнца).

Ночь делилась на 4 стражи по 3 часа каждая, например, в равноденствие: prima vigilia – с 6 ч. вечера до 9 ч., secunda vigilia – с 9 ч. до 12 ч., tertia vigilia – с 12 ч. до 3 ч., quarta vigilia – с 3 ч. до 6 ч.

4. Календарь Римской империи

Когда римляне вышли за пределы города и положили начало созданию мировой Римской империи, они были отсталыми в культурном отношении людьми. Календарный год в них сначала состоял из 10 месяцев по 36 дней. Новый год они у них начинался с весеннего равноденствия и первый месяц года они назвали Мартом, в честь бога войны Марса (Martus, Marzus); второй Апрелем ); третий - Маем в честь Майи; четвертый - Июнем в а честь богини Юноны; а остальные месяцы - числами за их порядком: Пятый (Quntilius), Шестой (Sextilius), Седьмой (Septembrius), Восьмой (Octembrius), Девятый (Novevmbrius) и Десятый (Decembrius). От римлян эти названия месяцев вошли во все современные германо-латинские языки, в том числе и в русский. Отсчёт годов они начали от основания Рима, что, по их мнению, произошло в 754 году до нашей эры. Между концом предыдущего и началом следующего года были некалендарные дни, которые отводились для празднования и расчетов должников с кредиторами. Начало и конец государственного года официально объявляли жрецы Рима. Очень скоро это “объявление” стало доходным делом, поскольку могло по воле чиновников-жрецов ускорить или продлить срок расчета с долгами. Чтобы избежать этих злоупотреблений, преемник Ромула царь Нума Помпилий (715-673) сделал римские календарные месяцы 30-дневными, а между Декабрем (Децембриусом) и Мартом (Мартусом) ввёл дополнительные по 30 дней два месяце - Февраль (Februarius) и Январь (Januariuus) . Таким образом, календарный год приобрел 12 месяцев по 30 дней, а лишних 5-6 дней оставалось римлянам для зимних

праздников . Расчёты должников и кредиторов должны были производиться в феврале месяце, сразу после декабря.

В 46 году до нашей эры учёный грек Созиген убедил Гай Юлия Цезаря, что занимал на тотчас же должность “Вечного диктатора” (Dictator in perpetuum), осуществить реформу календаря, приведя его в соответствие с солнечным годом. Созигенов календарь, не считаясь с фазами Луны, имел 365 дней году, что только около 6 часов меньше настоящего солнечного года. А Созиген для наверстывания упущенного времени преложил в каждый четвёртый (4х6=24) год вставлять дополнительный один день. “Вечный диктатор” прислушался к советам умного грека и решительно перетряс традиционный для Рима календарь. Он переставил январь и февраль на те места, которые они занимают и сейчас. Исходя из государственных соображений, Цезарь объявил, что Рим было основано 1 января и с 1 марта на 1 января празднования Нового года. Согласно временам года он разделил год на 4 кварталы, в каждом с которых было 91-92 дня. Для дополнения года 365 днями Цезарь добавил в каждый из непарных месяцев (3, 5, 7, 9 и 11) один день, и в них стало считаться 31 день. А каждого четвертого года добавлялся один дополнительный день. Этот дополнительный день вставлялся после 6 февраля и назывался дважды шестой (bis-sextus) , откуда четвёртый год и получил название Високосного. На завершение Гай Юлий Цезарь пятый месяц, Квинтилий, - месяц своего рождения - переименовал на в Юлий. Календарь введено в действие 1 января 709 года от основания Рима; по нашему летоисчислению - 1 января 45 года до нашей эры.

После смерти Гай Юлия Цезаря объявления Нового года осталось в руках официальных жрецов. Последние не вчитались в календарный декрет Цезаря и стали объявлять високосными не каждый четвертый, а каждый третий год. Таким образом за 36 лет календарь ушёл вперёд на 4 дня. В 9 году наше эры, чтобы исправить положение, император Август приказал 12 лет не назначать високосных. По случаю Его Императорское Величество согласился, чтобы шестой месяц календаря, Секстилий, отныне назывался в его часть Августом. А чтобы Август ничьим не был меньший самого Июля (месяца Юлия Цезаря), то от Февраля (Февралия) забрали сначала один день для августа (Августа), а потом еще один - для Января, месяца римского городского Бога Януария. Таким образом февраль остался с 28 днями и в високосный год ему добавляли то же дважды шестое число . За календарем закрепилось название Юлианского и под этим именем в Римской империи и во всех христианизованных странах он действовал до конца 16 столетия. В царской России - до 1918, а в Греции - до 1923 года. Православные церкви России, Грузии, Иерусалиму, Сербии, Украины пользуются юлианским календарем до настоящего времени. Правда, в отличие от декрета Гай Юлия Цезаря православная церковь отмечает Новый год не 1-го января, а 1-го сентября, по её позаимствованному у Византии летоисчислению сейчас завершается 7.5507 год рек от Создания мира.

Календарь Гай Юлия Цезаря не знал семидневной недели. В нём середина, 14-15 числа, каждого месяца назывались Идами. Дни первой половины месяца назывались числом дней в Ид. Например: третий день до мартовских Ид, или одиннадцатый день до октябрьских Ид. Первое число месяца называлось Календою . После Ид дни месяца назывались числом дней до очередной Календы . Так, Гай Юлия Цезаря было убито в 708 году в день мартовских Иды, то есть, - 14 марта 44 года до нашей эры. Особыми празднествами отмечались 9-ые числа каждого месяца - Ноны.

Иды, Календы и Ноны были у римлян днями отдыха и празднования. Из конца 1-го столетия в Римской империи внедряется календарная 7-дневная неделя с названиями дней в честь небесных светил. В 274 году император Аврелиан (270-275) объявляет День бога Солнца (Воскресенье) единым и общим для всей империи праздничным днем. Иды, Ноны и Календы было изъято из юлианского календаря.

Примечания:

Латинское слово “Aprelius” означало “Раскрытие”, “Начало прорастания”.

От римлян к христианизованым народам перешел обычай праздновать несколько дней в конце уходящего и в начале наступающего года. К этим дням христианская церковь впоследствии привязала праздники от рождения (25 декабря) до крещения (6 января) Иисуса Христа. Этот период празднования верующими православной и католической церквей сейчас называется днями “Зимних святок”.

Латинское слово “Februarus” означало “Окончательный (полный) расчет”, “Расплата”, “Искупление”.

Месяц назван на честь двуликого бога Януария, который выходил со своего храма во время похода римских воинов, садился на вратах (на пороге) Рима и внимательно смотрел одновременно в две стороны, оберегая город от внезапных нападений и следя за поведением самих римлян и, особенно, римлянок. После окончания военной компании, или заключения мира, бог Януарий возвращался в свой храм и дверь храма закрывались. 77-летний император Август приказал записать на бронзовой пластине, что от создания Рима и до начало его руководства Римской империей "храм бога Януса закрывался только дважды, а при моём правлении - трижды"! Обычай открывать двери храма Януария во время войны и закрывать их в время мира сохранялся в Римедо 410 года, - до того времени, пока Рим не захватили и не ограбили варвары во главе с королем вестготов Аллларихом.

От латинского слова “Биccектус” происходит наше название года - “Високосный”.

Только значительно позднее, в 1582 году, папа ГригорийXIII своим декретом ликвидировал "Bis-Sextus”, заменив его 29 числом, что добавлялось до месяца февраля в високосный год.

Название этого дня по своему филологическому содержанию связано со словом “Календарь”.

Такой счет и название дней был непривычный для всего греко-римского мира. Отсюда касательно тех событий, которые наступят через долгое время или никогда, говорили, что его надо ожидать “Ad greakas calendas” - до греческих Календ. В греческом календаре не было Календ.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные