Периодизация истории России: ключ к решению тестов ЕГЭ! Исторические эпохи по порядку: хронология

В зависимости от точки зрения на объект исследования и происходящие процессы, исторические эпохи по порядку могут располагаться совсем не в той последовательности, к которой привыкли обыватели. Мало того, даже нулевую точку отсчёта, можно поставить в совсем необычном месте.

Начало отсчёта

Что такое «История»? История, это то, что записано. Если какое-либо событие не записано, а передаётся устно, то это предание. Соответственно, разумно будет предположить, что исторические эпохи, касаются только того периода существования человеческой цивилизации, когда уже была изобретена письменность. Это один из важных факторов, которые отделяют исторические эпохи, от геологических.

Следуя этим рассуждениям, начало отсчёта исторических эпох, будет стартовать от момента изобретения письменности. Но при этом традиция письменности не должна прерываться.

В частности, есть образцы письменности, которые датируются возрастом 8 и 7,5 тысяч лет. Но они не получили продолжения, а были всего лишь локальными проявлениями мощи человеческого интеллекта. И эти письмена до сих пор не расшифрованы.

Первые записи расшифрованные к настоящему времени, появились в Египте, приблизительно 5,5 тысяч лет назад. Это глиняные таблички, которые находились в захоронениях. На них были записаны имена умерших.

Эта письменность уже не прерывалась во времени.

Вот с этого момента, и начинается порядок отсчёта исторических эпох.

Исторические эпохи в хронологическом порядке

В каждом обособленном регионе Земли, письменность появлялась в свой исторический период. Мы будет анализировать наиболее близкую к нам культуру – европейскую. А её истоки, через Критскую цивилизацию, восходят к Древнему Египту.

Обратите внимание, что рассматривая Древний Египет как прародину европейской культуры, мы обособляемся от географических ориентиров. Согласно «Теории Цивилизаций» проф. А. Д. Тойнби, эти структуры обладают способностью развиваться, давать жизнь другим цивилизациям, в некоторых случаях угасать или перерождаться в иные культуры.

А значит, началом хронологии исторических эпох будет середина энеолита.

1. Древний мир, общей продолжительностью приблизительно 3000 лет, в том числе:

· Медный век, закончившийся приблизительно 3700 лет назад.

· Бронзовый век. Закончился 3100 лет назад.

· Железный век. Длился до 340 г. до нашей эры.

· Античность. С падением Рима в 476 году, завершилась эпоха Древнего мира.

2. Средневековье. Продолжалось приблизительно до 1500 года (длительность ≈1000 лет). Начало конца эпохи Средневековья было ознаменовано:

· Массовым переселением образованной части населения из Византии в Европу.

· Падение Царьграда в 1453 году.

· Возникновение Ренессанса. Пожалуй именно этот фактор, явился фундаментом, на котором сформировалась современная капиталистическая цивилизация, с её пороками.

3. Новое время. Эта эпоха продолжалась около 400 лет, и окончилась в конце 1917 года Октябрьской Социалистической революцией. За это время, культурно-нравственное состояние общества претерпело невероятные метаморфозы.

Если в начале Нового времени в центре мировоззрения обычного человека был Бог, который сотворил человека, весь мир, и вообще, являлся мерилом всех вещей. То пройдя эпоху

· Возрождения, трудами Фомы Аквинского, богословие стали воспринимать как обычную научную дисциплину, не привязанную к Богу. Затем, поборник Рационализма Декарт, провозгласил постулат: «Мыслю – следовательно существую». И в финале Г. Чербери сделал вывод, что христианство, это обычное философское учение. Тем самым было положено начало Деизму. Затем последовала

Каплю масла в огонь переформатирования сознания добавил Вольтер, который утверждал, что не Бог создал человека, а человек придумал бога. Это положило начало шизоидному расколу в умах целой цивилизации. Ведь по воскресеньям все ходили в церковь, и там признавались, что они грешные и недостойные. Но в остальные дни, они были равны богу.

И хотя теперь мерилом всех вещей стали считать человека, но люди стали ощущать нехватку духовно-мистической компоненты в своей жизни. И на пороге появилась

· Эпоха Романтизма. Разум был подвинут на обочину, а главенствовать стали чувства и эмоции, которые подменили духовность. Отсюда неудержимость, стремление к риску. Почти легализовались дуэли. Сформировался образ «благородного дикаря».

Окончил этот период Феербах, с постулатом: «Чувства ничто, главное вкусно и сытно кушать». А затем настал черёд раскрепощения женщин. А они меж тем, онтологически являются хранителями традиционных ценностей.

4. Новейшее время. Этот период продолжается до сих пор, без малого сто лет.

Любопытные закономерности

Согласно расчётам видных учёных, за время каждой из вышеописанных эпох, на планете успело прожить ≈ 10 млрд. человек. Но феномен сжатия исторического времени, с каждой эпохой уменьшал её продолжительность в 2,5-3 раза.

Есть предположения, что для перехода человечества в новую формацию, должен накопиться определённый багаж знаний и технологических инноваций, которые в свою очередь приводят к качественному скачку.

Проф. С. Капица, вывел формулу роста населения для всей планеты: N(t)=200 млрд /(2025-t). Где N– количество населения в данный момент времени, а t– данное время. Две константы: 2025 год и 200 млрд. человек, были получены несколькими учёными независимо друг от друга.

Эта формула, позволяет построить такой график прироста населения на Земле:

И он совпадает со сведениями о численности населения, которые с той или иной точность предоставляют историки.

Согласно данной концепции, С. Капица утверждал, что приблизительно в 2025 году, должен наступить некий фазовый переход в развитии человеческой цивилизации, который будет сопровождаться глобальными изменениями во всех сферах жизни.

Вид работы: Контрольная работа

Тема: Этапы изучения и периодизация российской истории

Дисциплина: История

Скачивание: Бесплатно

Дата размещения: 14.12.14 в 13:08

Контрольный теоретический вопрос

Этапы изучения и периодизация российской истории.

Этапы изучения российской истории. Летописный период. Нестор. Зарождение исторической науки. В.Н. Татищев. Норманнская теория и ее критика М.В. Ломоносовым. Расцвет истории в XIX в. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука и ее выдающиеся имена. Периодизация истории России.

Этапы изучения российской истории.

Историография делится на несколько периодов. Первый из них - донаучный. В этом периоде стоит изучить средневековую философию, восприятие человеком времени, традиций, функций истории. Отметим, что в этот период, который длился до начала 18 века, сформировались основные формы исторического повествования, такие как летописи - ведение записей по годам. Именно этот источник стал основным, именно его штудировала историография отечественной истории. При изучении летописей необходимо обратить внимание на принципы, по которым они писались, формы и стиль, в которых выдерживались произведения. Особенно важен принцип хронографии, который позволяет сопоставлять события, относить их к определенным датам, связывать в понятии «раньше» - «позже». Второй источник в этот период, которым занимались историографы, это жития святых. Здесь важно отметить, что жития святых имеют более сильные субъективные оттенки, чем летописи - они превращаются в своего рода сказания и повести. Еще одна форма выражения исторического сознания, которой интересуются ученые, - фольклор. Именно из него можно узнать о представлениях народа о своих героях и врагах.

Второй период историография истории России начинает в восемнадцатом веке и длится он до начала двадцатого века. Это время качественно отразилось на становлении истории как науки и изучении источниковой базы. Сюда стоит отнести такие перемены, как секуляризация науки и развитие не церковного, а светского образования. Впервые начинают обрабатываться переводные источники, завезенные из Европы, исторические исследования как таковые выделяются самостоятельно, а вместе с тем - формируются и вспомогательные дисциплины, которые помогают изучать историю. Качественно новый этап в этом периоде - начало издания первоисточников, что во многом перевернуло отношение к истории своей страны, и в первую очередь для российской интеллигенции. Именно она, интеллигенция, инициирует исторические экспедиции, исследования. Третий этап - развитие историографии во второй трети девятнадцатого века. Здесь изучаются такие проблемы, как отношения Российского государства и западных стран, возникают первые концепции развития отечественной истории.

Четвертый этап - вторая половина девятнадцатого - начало двадцатого века. В это время формируются методологические основы историографии. Историография отечественной истории ощущает на себе и позитивизм, и материализм, и неокантианство. Расширяется спектр исследований, особенно внимание уделяется социально-экономическим проблемам в истории. На четвертом этапе возникает вопрос о профессиональной подготовке исторических кадров.

Пятый этап - советская историография отечественной истории, которая основана на классовом подходе к развитию общества, что, в свою очередь, отразилось и на научном подходе.

Летописный период.

Самым замечательным явлением древнерусской литературы были летописи. Первые погодные записи относятся еще к IX в., их извлекли из более поздних источников XVI в. Они весьма кратки: заметки в одну, две строки.

Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI в. Летописцами становились люди разных возрастов, и не только монахи. Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А.А.Шахматов (1864-1920) и А.Н.Насонов (1898 - 1965). Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в 997 г. Его составители описали события IX-X вв., старинные легенды. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Свод и был создан.

К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к 1113 г. закончил свой труд «Повесть временных лет» и составил обширное историческое введение к нему. Нестор прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу, будучи человеком очень образованным. Он использовал в своем труде более ранние Своды 997, 1073 и 1093 гг., а события рубежа XI-XII вв. освещал как очевидец. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении 500 лет. Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов.

Летописанием занимались и светские люди. Например, великий князь Владимир Мономах. Именно в составе летописи до нас дошли такие прекрасные его произведения, как «Поучение к детям» (ок. 1099; впоследствии дополнено, сохранилось в списке 1377 г.). В частности, в «Поучении» Владимир Мономах проводит мысль о необходимости отпора внешним врагам. Всего «путей» - походов, в которых он участвовал, было 83.

В XII в. летописи становятся очень подробными, и так как они пишутся современниками, то в них очень ярко выражаются классовые и политические симпатии летописцев. Прослеживается социальный заказ их покровителей. Из наиболее крупных летописцев, писавших после Нестора, можно выделить киевлянина Петра Бориславича. Самым загадочным автором в XII-XIII вв. был Даниил Заточник. Считают, что ему принадлежат два произведения - «Слово» и «Моление».

Очень интересна «житийная» литература, так как в ней, кроме описания жизни канонизированных лиц, давалась правдивая картина жизни в монастырях. Описывались, например, случаи взяточничества за получение того или иного церковного сана или места и др. Здесь можно выделить Киево-Печерский патерик, представляющий собой сборник рассказов о монахах этого монастыря.

Всемирно известным произведением древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве», дату написания которого относят к 1185 г. Этой поэме подражали современники, ее цитировали псковичи уже в начале XIV в., а после победы на Куликовом поле (1380) в подражание «Слову...» была написана «Задонщина». «Слово...» создано в связи с походом северского князя Игоря против половецкого хана Кончака. Игорь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, не стал объединяться с великим князем Всеволодом Большое Гнездо и был разбит. Идея объединения накануне татаро-монгольского нашествия проходит через все произведение. И вновь, как и в былинах, здесь речь ведется об обороне, а не об агрессии и экспансии.

Со второй половины XIV в. все большее значение приобретает московское летописание. В 1392 и 1408 гг. создаются Московские летописные своды, носящие общерусский характер. А в середине XV в. появляется «Хронограф», представляющий, по сути, первый опыт написания всемирной истории нашими предками, причем в «Хронографе» была дана попытка показать место и роль Древней Руси во всемирно-историческом процессе.

Летописание как ведущий жанр исторической литературы просуществовало в России до конца XVII — начала XVIII вв. Оно не могло не испытывать на себе воздействия отдельных сторон европейской общественной мысли. В русском летописании XV — XVII вв. усилилось внимание к человеческой личности, мотивам деятельности людей, появляются исторические сочинения, не связанные с формой изложения по годам. Наблюдаются попытки выйти за рамки литературного этикета.

Нестор

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет".

"Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Зарождение исторической науки.

История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в. Но в России она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский университет появился в XII в., а в России Академия наук открылась лишь в 1725 г., первый университет (московский)—в 1755 г. Первым русским исследователям пришлось столкнуться и с фактическим отсутствием источниковой базы, которая является фундаментом исторической науки. Когда Петр 1 издал указ о необходимости написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их было представлено лишь 40, причем из них лишь 8 исторического характера.

Первая попытка написать систематизированный обзор принадлежала не академикам, и даже не историку по образованию. Автором его стал В. Н. Татищев (1686—-1750 гг), который был государственным служащим и широко образованным человеком. Это был первый систематизированный труд по отечественной истории. Кроме того, Татищевым была создана инструкция по собиранию географических и археологических сведений о России, принятая Академией наук. Вместе с тем, оценивая вклад Татищева в становление исторической науки, отметим, что ему не удалось осмыслить собранный материал, связать его концептуальной идеей. Его история России представляла собой сборник летописных данных. Отсутствие же литературной обработки и тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его современниками.

Татищев В.Н.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) не был профессиональном историком. Он не получил исторического образования, ибо таковою в России еще не существовало. Как писал В.О.Ключевский, "он для самого себя стал профессором истории". Татищев родился в семье псковского помещика. Среди его родственников была царица Прасковья — жена Ивана V. Окончил в Москве Инженерную и Артиллерийскую школу. "Птенец гнезда Петрова", он был участником Великой Северной войны, выполнял самые различные поручения императора. Бывал по его заданиям в Германии и Швеции, дважды (1720-1722 и 1734-1737) управлял казенными заводами на Урале, основал там Екатеринбург, активно участвовал в дворцовой борьбе при воцарении Анны Иоанновны в 1730 г., был астраханским губернатором (1741 -1745).

Татищев в 1719 г. получил задание Петра I составить географическое описание России. С тех пор он начал собирать материалы по русской истории. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Российский", доведенный до буквы "к". Перу Татищева принадлежит также первый научный обобщающий труд по истории нашей страны — "ИсторияРоссийская с самых древнейших времен". Он начал писать ее в 20-х годах XVIII столетия. Изложение доведено до 1577 г. Татищев стоял на позициях рационалистического объяснения истории. Он впервые сделал попытку выявить с точки зрения науки закономерности русского исторического процесса. "Науки главное есть, чтобы человек себя познал", — писал Татищев. Он полагал, что знания, просвещение определяют ход истории.

Татищев первым предложил периодизацию истории России с точки зрения развития государства: 1) "совершенное самовластительство" (862-1132); 2) "аристократия, но беспорядочная" (1132-1462); 3) "восстановление единовластия" (с 1462).

Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Труд Татищева во многом еще напоминает летопись, материал в нем расположен в соответствии с правлениями князей. До сих пор сохраняют ценность попытки Татищева критически относиться к источникам, многие из которых, утерянные впоследствии, сохранились только в изложении историка. Спор об их достоверности продолжается и сегодня.

Норманнская теория и ее критика М.В.Ломоносовым

Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Широкую известность в России норманнская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.

Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). Один из первых русских историков середины XVIII века В. Н. Татищев, исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но предпринял попытку объединения противоположных воззрений. По его мнению, основанному на «Иоакимовской летописи», варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла.

Расцвет истории в 19 веке Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) по праву признан крупнейшим русским дворянским историком. Сын помещика Симбирской губернии, Карамзин учился дома, затем в частном пансионе в Москве, посещал лекции в Московском университете. После путешествия по Европе издавал "Московский журнал" (1791-1792), "Вестник Европы" (1802-1809), где выступал как писатель-сентименталист.

В 1801 г. он получил от Александра 1 официальный заказ — написать историю России и должность историографа. Замечательный писатель на всю оставшуюся жизнь "постригся в историки". Оказавшись на государственной службе, Карамзин получил доступ к государственным архивам, хранилищам летописей и других источников по русской истории. Опираясь на труды предшественников (В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова и др.), Н.М.Карамзин создал 12-томную "Историю государства Российского". Изложение в ней доведено до 1612г.

"Появление "Истории государства Российского"..., — писал А.С.Пушкин, — наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Светские люди бросились читать историю своего отечества. Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили".

"История государства Российского" была написана для широкого круга читателей. Поступки и дела реальных исторических деятелей Карамзин оценивал с позиций здравого смысла, объясняя их психологией и характером каждого персонажа.

Как правило, материал в карамзинском труде располагается по княжениям и царствованиям. Новой была периодизация русской истории. По Карамзину, она делилась на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III), характерной чертой которой была система уделов. Среднюю (от Ивана 111 до Петра I) с единовластием и Новую (от Петра I до Александра I), когда резко менялись гражданские обычаи.

Такая периодизация во многом объясняется концепцией историка. Главная мысль, пронизывающая труд, — необходимость для России мудрого самодержавия. "Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием", — писал Карамзин в другом своем сочинении — "Записке о древней и новой России". Следует отметить, что не всякое самодержавие Карамзин считал благом для России. Народ, по его мнению, имел право на восстание против князей и царей, нарушавших принципы мудрой самодержавной власти. Карамзин осуждал тиранию Ивана Грозного, деятельность Анны Иоанновны, Павла I.

"История государства Российского" стала на многие годы настольной книгой по отечественной истории. Труд Карамзина был написан на уровне мирового исторического знания той эпохи.

С.М.Соловьев

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) по праву признан самым выдающимся русским историком XIX в. Он сформировался как исследователь в эпоху, когда решался вопрос об отмене крепостного права. Тогда же развернулась полемика между западниками и славянофилами о путях развития России.

По своим убеждениям и взглядам С.М.Соловьев принадлежал к числу западников. Он родился в Москве в семье священника. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он прошел путь от студента до ректора. Академик С.М.Соловьев был также директором Оружейной палаты, председательствовал в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете, был учителем истории будущего императора Александра III.

По своим убеждениям С.М.Соловьев был умеренным либералом. Как ученый он сложился под влиянием гегелевской диалектики и идеи об "органическом", т.е. объективном и закономерном характере развития исторического процесса. Он считал, что историк должен " уяснить... постепенный ход истории, преемство явлений, естественный, законный выход одних явлений из других, последующих из предыдущих".

Главный труд всей жизни С.М.Соловьева— "Истории России с древнейших времен" в 29 томах.

Опираясь на идеи гегелевской диалектики, С.М.Соловьев видел причины движения русской истории во взаимодействии трех объективно существовавших факторов. В качестве таковых он выдвигал "природу страны", "природу племени" и "ход внешних событий". Придерживаясь сравнительно-исторического метода, С.М.Соловьев видел своеобразие истории России и Западной Европы, но не их противоположность. По его мнению, природа для Запада была матерью, для России — мачехой. На востоке Европы отсутствуют естественные рубежи в виде горных хребтов и морских берегов, здесь мало населения, постоянно ощущается угроза кочевых вторжений, климат носит резко-континентальный характер. На территории Восточной Европы происходила многовековая борьба "леса" и "степи", шел процесс освоения (колонизации) новых территорий, перехода от родовых к государственным началам.

По мнению С.М.Соловьсва, в истории России огромную роль играло государство — "высшее воплощение народа". Объективно действовавшие географический и этнический факторы привели к возникновению в Восточной Европе крупнейшей державы. "Огромная равнина предопределила образование оного государства", — писал Соловьев. Ход внешних событий диктовался, таким образом, реальными объективными задачами.

Важнейшей вехой в истории России С.М.Соловьсв считал петровские преобразования. Именно с Петра I он начинал новую русскую историю. Ученый показал органическую связь, жизненную необходимость, закономерность и преемственность петровских преобразовании с предшествующим ходом развития страны.

С.М.Соловьев с позиции своего времени создал выразительную, цельную и наиболее полную картину истории России. До сих пор "История России с древнейших времен" сохраняет значение как общепризнанная энциклопедия русской истории.

В.О.Ключевский

Василии Осипович Ключевский(1841-1911) происходил из семьи священника Пензенской губернии.

Вся его жизнь, как и жизнь С.М.Соловьева, была связана с Московским университетом, который он закончил в 1865 г. Ключевский стал преемником Соловьева на кафедре русской истории. Его блестящие, полные остроумия, яркие по форме и образности лекции снискали ему огромную популярность.

По своим убеждениям Ключевский был умеренным либералом. Революционные взгляды он не принимал и на первое место ставил науку, "которая вечно пребывает и никогда не падает".

Наряду с лекциями известность и славу В.О.Ключевскому принесли его исторические труды, среди которых итог его исследовательской и лекционной деятельности — "Курс русской истории", пользовавшийся огромной популярностью при жизни автора и не утративший значения и в наши дни. Изложение в нем доведено до крестьянской и земской реформ 1860-х гг.

По своим философским взглядам В.О.Ключсвский стоял на позициях позитивизма. Позитивизм (от латинского positivus — "положительный") стремился выявить всю совокупность конкретных знаний, фактов, внутренних и внешних факторов, сочетание которых определяет ход исторического процесса.

Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках "общих законов строения человеческого общества". В то же время для каждой страны, для каждой "местной истории" характерны особенности, обусловленные сочетанием географического, этнического, экономического, социального, политического факторов. Причем для каждого периода истории сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена этих идей и мировоззрений составляет движущую силу истории. Исходным моментом истории каждой страны является природно-географический фактор. В.О.Ключсвский считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории.

В. О. Ключевский создал новую общую концепцию русской истории, разделив её на периоды, каждый из которых представлял собой определенный этап в жизни страны. VIII — XIIIвв. В.О.Ключевский характеризовал как Русь Днепровскую, городовую, торговую. XIII — первую половину XV вв. — как Русь Верхне-Волжскую, удельно-княжескую, вольно-земледельческую. Вторая половина XV — начало XVII вв. — это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. Время после смуты и до великих реформ В.О.Ключсвский называл "новым периодом русской истории", всероссийским, императорско-дворянским периодом крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского.

В.О.Ключевский и его коллеги дали яркую и многогранную картину русской истории. Впоследствии их будут упрекать в непонимании закономерностей развития России. А последний этап развития дореволюционной историографии (конец XIX — начало XX вв.) получит название эпохи кризиса буржуазной науки, не сумевшей увидеть в истории страны закономерности ее социалистического преобразования.

Советская историческая наука и её выдающиеся имена.

Советская историография

Советская историческая наука в сложных для развития историографии условиях послереволюционной России в целом успешно выполняла свои общественные функции. Выявлялись и собирались новые исторические материалы, делались попытки нового прочтения прошлого, велись дискуссии. Создавались новые архивы, музеи, научные центры. Особенно успешно изучались социально-экономическая проблематика, движения народных масс.

Однако господство в теоретической сфере только одной концепции существенно сковывало творчество ученых. Легче было тем, кто занимался более древними этапами развития страны. Что же касается советской истории, то здесь не могли не торжествовать декретированные сверху оценки. Исторический материализм стал единственной философией истории.

В основе материалистического понимания истории лежит учение о социально-экономических формациях. Движущей силой истории признавалась классовая борьба.

Общество в своем развитии проходит через последовательную, закономерную смену определенных стадий и фаз, складывающихся на основании определенного уровня развития экономики. К.Маркс и Ф.Энгсльс называли эти стадии общественно-экономическими формациями. Общественно-экономическая формация — это исторически определенный тип общества, представляющий особую ступень в его развитии (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Экономический базис каждой формации определяется господствующим способом производства материальных благ. Однако абсолютно чистых формаций нет. В каждой из них наряду с господствующим способом производственных отношений сохраняются остатки старых и возникают зачатки новых производственных отношений. Их обычно называют укладами. Например, при господстве феодальных производственных отношений сохраняются первобытнообщинные и рабовладельческие отношения (уклады) и зарождается на определенном этапе капиталистический уклад хозяйства. Общественно-экономические формации дают возможность проследить поступательное развитие человечества со ступени на ступень в целом.

Периодизация истории России.

1. Древнерусское государство (IX—XIII века)

2. Удельная Русь (XII—XVI века)

Новгородская республика (1136—1478)

Владимирское княжество (1157—1389)

Княжество Литовское и Русское (1236—1795)

Московское княжество (1263—1547)

3. Русское царство (1547—1721)

4. Российская империя (1721—1917)

5. Российская республика (1917)

6. РСФСР (1917—1922)

7. СССР (1922—1991)

8. Российская Федерация (с 1991)

Контрольные тестовые задания

1. Соотнесите имена российских историков с их главными произведениями:

1. В.Н. Татищев А. История Российская

2. М.В. Ломоносов Б. Древняя Российская история

3. Н.М. Карамзин В. История государства Российского

4. С.М. Соловьев Г. История России с древнейших времен

  1. Первенство в деле сбора и критического анализа исторических источников в России принадлежит историкам:
  1. В.Н. Татищев.
  2. Г.Ф. Миллер.
  3. М.В. Ломоносов.
  4. Н.М. Карамзин.

3. Соотнесите историков и эпоху, в которой они жили:

1. В.Н. Татищев А. Эпоха революционных потрясений

2. С.М. Соловьев Б. Эпоха Петра Великого

3. М.В. Ломоносов В. Эпоха «дворцовых переворотов»

4. М.Н. Покровский Г. Эпоха буржуазных реформ

Контрольное аналитическое задание

Прокомментируйте главную идею текста, принадлежащего Г. В.Плеханову:

«Когда люди начинают вдумываться в свой собственный общественный строй, вы можете с уверенностью сказать, что этот строй отжил свое время и готовится уступить место новому порядку, истинный характер которого опять станет ясен людям лишь после того, как сыграет свою историческую роль. Сова Минервы вылетит опять только ночью».

Главная идея текста заключается в том, что все достоинства и недостатки общественного строя общество познает только тогда, когда ему на смену придет другой строй и что нет смысла искать идеальное законодательство или общественную систему, которые станут применимы во все времена и для всех народов. У всего есть срок годности. Всё меняется и хорошо на своём месте в своё время.

Литература

1. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. 464 с

2. Владимирова О.В. История: полный справочник / О.В. Владимирова.- М.:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2012.-318

3. Зиборов В. К. Русское летописание XI—XVIII веков. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.

4. Киреева Р.А. Изучение Отечественной историографии в дореволюционной России с сер. XIX века до 1917 года. М., 1983

5. Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости?. — М., 2005. — С. 33-40. — 119 с.

6. Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М.: Наука, 1979.

7. Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х—начале 30-х годов XVIII в / Отв. ред. докт. ист. наук А. А. Преображенский.. — М.: Наука, 1985. — 368 с.

8. http://www.konspektov.net/question/636007 (интернет ресурс, дата обращения:23.11.14)

9. http://s1921687209.narod.ru/1sem/history/int.htm (интернет ресурс, дата обрашения:23.11.14)

10. http://days.pravoslavie.ru/Life/life4600.htm (интернет ресурс, дата обращения:23.11.14)

Не подходит Контрольная работа? Вы можете заказать у наших партнеров написание любой учебной работы на любую тему.

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Тема 11

Периодизация истории

По словам знаменитого английского мыслителя XX в. Альберта Тойнби, «история существует там и только там, где есть время». Действительно, в ходе времени происходит смена состояний человеческих обществ, а через эту смену в свою очередь проявляется содержание истории. Чтобы разобраться в этом бесконечном потоке времени и событий, их надо как-то упорядочить.

Проблема критериев периодизации. Одним из способов осмыслить историю является ее периодизация. Периодизация - это условное деление истории на отдельные хронологические периоды, которые отличаются друг от друга какими-то особенностями. Для того, чтобы выявить эти особенности, ученые разрабатывают систему критериев, на основе которых они и выделяют периоды. Такими общими критериями чаще всего выбирают культуру, религию и формы ее организации, экономику, производительные силы или иногда даже как часть производительных сил - природные условия.

Среди ученых до сих пор нет согласия в вопросе о том, какие из критериев поставить на первое место. Более того, недостаточно выделить и расставить критерии, нужно еще договориться о том, что понимать, например, под словом «культура», поскольку этот термин имеет очень много определений.

Периодизации в первую очередь подлежит общая, или гражданская, история, причем в ее разных масштабах, начиная от глобальной, всемирной и заканчивая локальной, местной. Внутри периоды делятся на подпериоды, которым дается определенное название. На периоды могут быть поделены и отдельные области общественной жизни, например, развитие экономики, науки, развитие техники, искусства. История искусств - это отдельная история, подлежащая своей периодизации, не связанной напрямую, например, с экономической историей. Выработать общенаучную периодизацию всемирной истории - задача, пожалуй, невыполнимая. В разные эпохи, в разных исторических условиях философы исходили из характерных для своего времени представлений о мире, о времени, о ходе истории, о судьбах человечества.

Образы времени и эпох прошлого. В Древней Греции была обоснована циклическая концепция развития или иначе - теория круговорота. Один из учеников Платона объяснял это так: движение времени соединяет конец с началом и это происходит бесконечное число раз. К такому выводу древнегреческие историки пришли, наблюдая круговое движение небесных тел. Определяемая движением небесных тел сменяемость времен года и соответственно сельскохозяйственных циклов вполне согласовалась с этой теорией в представлениях обывателей того времени.

С возникновением и распространением христианства появилось представление о линейности времени от сотворения Господом Богом мира до страшного суда и конца света. Концепцию линейного времени в конце I – начале V в. обосновал Блаженный Августин - один из отцов церкви, заложивший основы христианского вероучения . Средневековые ученые выделили особую частицу времени, которую назвали сакральным временем, то есть священным. Это время земной жизни и деятельности Христа и его учеников. Оно, с одной стороны, принадлежит к божественному, но поскольку жизнь Христа протекала на Земле, то она причастна к земному времени. Богослужения или литургии, в которых символически постоянно воспроизводилась жизнь Христа, тоже становились частью сакрального времени. Такие представления господствовали в Средние века во всем христианском мире, в том числе и на Руси. А распоряжалась этим сакральным временем исключительно Церковь.

В эпоху Возрождения с подъемом наук и опытного знания появились новые представления о времени. Натурфилософы - философы, изучавшие явления природы, - выдвинули концепцию объективного и абсолютного времени. Главное свойство такого времени знаменитый астроном Джордано Бруно определил как бесконечную длительность. Абсолютность времени в понимании натурфилософов означала, что оно не зависит от движения, а существует само по себе. Эту теорию впоследствии развил английский ученый Исаак Ньютон.

Такое представление о времени легло в основу восприятия времени современным человеком. Окончательно оно оформилось в XIX в., получив выражение в идее непрерывности общественного развития. На этих меняющихся воззрениях на время и его природу строилась и периодизация исторического процесса.

В Средние века очень распространенной была периодизация по возрастам мира. Согласно этой концепции возраст мира соответствовал человеческому возрасту: детству, юности, зрелости, старости. Мир, как и человек, дряхлеет и движется к своему концу. В этой теории начало и конец человеческой истории согласуется с библейской концепцией начала и конца мира. Так смотрели на мир монахи, составлявшие в монастырях хроники, которые они, как правило, начинали от Адама, независимо от того писали ли они историю франков или венгров. С этой периодизацией мировой истории прекрасно согласовалась другая периодизация по империям или монархам, династиям. В период заката Западно-римской империи философы, пытаясь осмыслить мировую историю, дали ее первую универсальную периодизацию, выделив четыре периода в истории Империи: ассиро-вавилонскую державу, мидо-персидскую, греко-македонскую и римскую, причем как последнюю, завершающую. В Средние века христианские философы придумали теорию трансляции империи. Согласно ей Римская империя не погибла, она уже как христианская империя должна была переходить от народа к народу, от государства к государству.

Некоторые монархи, например, Карл Великий пытались воплотить эту идею в жизнь, создав свои монархии, которые они возводили к римской. Теория «Москва - Третий Рим» также восходит к этой идее трансляции империи и к этой периодизации мировой истории.

Но более практично периодизация истории привязывалась к правлению какого-либо царства или династии, а в центр внимания попадал какой-либо монарх. Состояние общества при таком подходе не учитывалось, и в этом как раз и состоит важное отличие понимания истории учеными сегодня и тогдашними людьми.

Возрождение открыло новую страницу в периодизации истории и приблизило ее к нашему времени. Ученые-гуманисты, открывшие для себя и для мира греко-римскую античность, придумали термин Средние века, точнее Средний век. Этот Средний век отделял время гуманистов от Античности, а критерием для такого отделения сделали чистую латынь, на которой говорил Цезарь, писал Цицерон. Средний век с этой точки зрения был временем кухонной латыни, т. е. временем варварства и упадка культуры.

В XVII в. всемирная история была поделена на Античность, Средние века и Новое время. Эта периодизация прижилась в науке, и она принята до сих пор, хотя конечно с некоторыми изменениями, поскольку и время тоже не остановилось.

Современные представления об исторических периодах. В современной исторической науке периодизация всемирной истории выглядит так: Античность, Средние века, Новое и Новейшее время. Нередко после Средних веков особым периодом выделяют Возрождение. Но признание такой периодизации не означает, что все споры о ней закончены. Среди ученых нет согласия о границах этих периодов. Границу между Античностью и Средневековьем условно определяют падением Западной Римской империи в 476 г., а вот по поводу разграничения Средних веков и Нового времени мнения ученых сильно расходятся. Новое время начинают иногда в XIII в., когда поднимаются города и торговля, иногда во время Великих географических открытий, то есть с конца XV в., а иногда первыми буржуазными революциями, то есть с середины XVII в. В последнее десятилетие в науке ввели понятие «раннее Новое время» для обозначения переходного исторического периода между Средневековьем и Новым временем, и хронологические рамки этого периода определяют XVI– концом XVIII в.

Причины этих разногласий между учеными кроются в разном понимании ими содержания исторического процесса и, соответственно, выделением разных критериев развития исторического процесса. В современной науке под Античностью чаще всего понимается время, когда господствовал рабовладельческий строй, Средние века отождествляются с господством феодальных отношений, а Новое время - с господством капиталистических отношений. Но как понимать феодализм? Как политический строй, как особый экономический строй или как систему особых межличностных связей? Тут общего понимания у историков нет.

В XIX в. в общественных науках были разработаны и получили широкое распространение два подхода к истории, что отразилось на ее периодизации. Это формационный подход и цивилизационный подход. Первый был разработан выдающимся экономистом Карлом Марксом. Под формацией он понимал деление исторического процесса на крупные периоды на основе господствовавших внутри них отношений собственности и отношений производства. Кому принадлежало главное богатство, - допустим, земля при феодализме? Кто непосредственно трудился на этой земле? И как распределялись результаты труда между собственниками земли и работником на этой земле? Основное внимание при таком подходе сосредоточено на экономике. Маркс различал пять формаций или способов производства: первобытнообщинная формация, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Каждая из них пережила период становления, расцвета и упадка. Исчерпав свои возможности, она уступала дорогу следующей.

Цивилизационный подход основан на территориальном разграничении человеческих обществ, которые сохраняют свое особое лицо на протяжении всего периода существования. Цивилизации обычно понимаются как замкнутые общества, которые характеризуются общими чертами, такими как природные условия, быт, нравы, религия, культура, историческая судьба. Цивилизации, хотя и представляют собой некоторую замкнутую целостность, чаще всего связаны между собою во времени и в пространстве.

В XX в. особенно в последнее его десятилетие понятие цивилизация и основанная на этом понятии периодизация получили особенно большое значение в исследованиях философов, историков, социологов и в т. ч. в нашей стране.

Формационный подход к истории строится на признании непрерывного поступательного хода развития истории. Однако в настоящем виде она не дает ответа на вопрос: какая же формация следует за коммунистической? И тогда проблема непрерывности развития ставится под вопрос.

Цивилизационный подход дает простор для различных циклических теорий развития, одни из которых признают, а другие отрицают поступательность исторического развития. В современной науке помимо деления истории на античную, средневековую и т. д. есть и другие подходы. Так, широко распространено выделение традиционных и модернизированных обществ. Под первыми понимается период исторического развития, когда господствовала аграрная экономика, основанная на ручном труде мелких работников. Это время включает в себя и античную древность и Средневековье. Социальная структура в этих обществах неподвижна, она представляется сословными группами. Такие общественные группы, которые на юридической основе пользуются определенными правами или выполняют определенные обязанности и занимают четко определенное место в обществе и переход из одного сословия в другой крайне затруднен.

Эпоха модерна и постмодерна. Проблема периодизации затрагивает и современность: ее делят на эпохи модерна и постмодерна или индустриального и постиндустриального обществ. Хронологические рамки между ними приходятся на десятилетия, которые последовали за окончанием Второй мировой войны. Эпоха модерна в общих чертах соответствует традиционным хронологическим рамкам Новой истории, то есть конец XVIII– начало XX в. и соответствует, названию модернизированное общество. С хозяйственной точки зрения она отмечена двумя промышленными революциями и превращением аграрного общества в индустриальное. В этот период была создана крупная промышленность, массовое потребление. С социальной точки зрения для эпохи модерна характерно новое деление общества преимущественно на основе экономических интересов. Социальная структура такого общества подвижна, довольно легко можно перейти из одного социального слоя в другой, причем исходя из собственных талантов и опираясь на собственные способности в отличие от, допустим, феодальной эпохи.

И, наконец, эпоха постмодерна. Она характеризуется в первую очередь результатами научно-технической революции, т. н. третьей революции. В результате этой революции резко возрастает роль потребительского сектора экономики. И индустрия, основанная на производстве машин и станков, отходит на задний план. Сейчас есть машины, при помощи которых одной кнопкой можно управлять целым производством с пульта, который удален от самого этого производства. Поэтому производство больших станков и машин отходит на задний план не по только сути, а даже в менталитете людей. Первое место занимает потребительский сектор. И интересно то, что массовое производство и потребление в этом обществе перерастают рамки национальной экономики и происходит та самая глобализация , вызывающая широкий общественный протест.

Развиваются высокие технологии, окончательно складывается общество потребителей. С социальной точки зрения это общество отличается широчайшими возможностями коммуникаций. Культурная жизнь постмодерна определяют средства массовой информации и поп-культура. Человечество получило необычайно широкий доступ к информации. В общественном движении особое место сейчас занимает защита природы и антивоенные выступления - это, пожалуй, наиболее яркие явления в общественной жизни.

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня поговорим о том, как эффективно систематизировать свои знания по истории России, чтобы эффективно решать тесты ЕГЭ на высокие баллы.

Начать изучение истории России рекомендуется с периодизации истории России. Периодизация помогает разобраться, какие события после каких наступают, уяснить породившие их причины и последствия, к которых эти события привели. Периодизация также помогает избавиться от мусора и каши в голове, которая неизбежно наступает, если события не привязывать к какому-либо периоду отечественной истории. Если Вы не в курсе про структуру событий в истории, то рекомендую свой пост о том, как запомнить .

Как же систематизировать в голове столько имен, событий и дат? Ответ прост — моей авторской методике (читайте дальше!).

Итак, что же это за методика?
Когда я прихожу к ученику на первое занятие, то сразу объясняю, что вся история России делится на пять периодов. Я требую, чтобы ученик умел в них ориентироваться, то есть знать, какие события в каком периоде происходили. Во эти периоды:


Итак раскроем каждый из них.

I период охватывает временные рамки с IX по XIII вв. То есть от образования Древнерусского государства и до нашествия монголо-татар.

II период — с XIII по начало XVI вв. Этот период охватывает события, связанные с образованием Московского государства, которое следует после периода раздробленности. Завершение объединения, как известно, завершилось в 1521 году с вхождением Рязани в состав Московского государства. Кроме того, на этот же период приходится освобождение от Монголо-татарского ига (1240 — 1480 гг.)

III период охватывает события XVI и XVII вв. - дальнейшего развития Московского государства, которое ещё называли «Московией». Ключевое событие — Смутное время (1598 — 1613 гг.)

IV период — эпоха Империи, которая началась с эпохи Петра I Великого и завершилась февральской революцией 1917 гг. Это самый большой период отечественной истории, здесь крайне много ключевых событий и процессов!

Последний V период — Советский, который начинается с октября 1917 г. и завершается 8 декабря 1991 г., то есть от Октябрьской Революции до Распада СССР (Беловежских соглашений).

Таким образом, я вам крайне рекомендую прежде чем приступать к выучить эти периоды, чтобы потом все новые события и процессы укладывались в эту схему. «А где же, — спросите вы, — период с февраля 1917 г. по октябрь 1917?». Этот период многие именуют переходным — от царизма к большевизму через буржуазное «правление» Временного правительства.

Итак, дорогие друзья, в следующих постах и статьях мы выложим ещё несколько видеоуроков по подготовке к егэ по истории и обществознанию в рамках цикла постов бесплатного онлайн репетитора. Не пропустите, следите за новыми постами! А также сайт!

В продолжение темы:
Цветы

Вариаций на тему, как снять стрессы мужчине, сегодня насчитывается достаточно много, и правильное решение подбирается в строго индивидуальном порядке. Несмотря на внешнее...

Новые статьи
/
Популярные