Опорный конспект по чтению художественной литературы Заучивание отрывка стихотворения А. Прокофьева «Береза». А. Прокофьев одушевляет березу, наделяет ее человеческими качествами

УМК «Гармония» литературное чтение Слайд 1

Класс: 3

Тема урока: « Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»»

Подготовила: Ревтова Любовь Николаевна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели:

1) формировать умение работать с поэтическим произведением – находить эпитеты, олицетворение, прием сравнения научного описания и художественного изображения;

2) совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения;

3) воспитывать нравственные принципы, чувство прекрасного.

Задачи урока:

Предметные УУД

Анализировать текст для определения его эмоционального характера.

Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста.

Анализировать произведение с целью определения авторского отношения к персонажу.

Метапредметные УУД

Личностные:

вырабатывать ответственное отношение к качеству своей устной речи, заботиться о ее правильности;

Формировать интерес к чтению, проявлять интерес поиску способов решения учебных задач.

Формировать нравственно этические ориентиры.

Развивать способность к рефлексии.

Регулятивные:

Развивать склонность к оценке товарищей и к самооценке.

научиться выполнять ту последовательность действий, которая приведет к решению поставленных задач;

учиться осуществлять самоконтроль, как в процессе чтения, так и после его завершения.

Познавательные:

анализировать, обобщать, понимать информацию, представленную в

художественных произведениях;

работать с учебным текстом;

делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

адекватно использовать, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

формулировать собственное мнение и позицию;

участвовать в учебном диалоге.

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения,здоровьесберегающие.

Формы организации познавательной деятельности: диалог, фронтальная работа, групповая работа.

Оборудование: авторский медиапродукт к уроку, учебник « Литературное чтение» часть 3, О.В. Кубасова, рабочая тетрадь, репродукция картины И. Левитана «Березовая роща», интерактивная доска.

Ход урока

I . Мотивирование к учебной деятельности Слайд 2

Учитель: Ребята! Сейчас мы отправимся в путешествие по весеннему лесу. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. Мы идём по лесной тропе, и весенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров. На этом острове стоит тесно несколько берез, под ними мы сядем отдохнуть. Посмотрите: будто девушки, выбежали на берег лесной реки березки. Выбежали и загляделись в синие воды. Как красивы березы в майскую пору цветов, радуг и гроз! (рассматривают репродукцию А.И.Куинджи «Березовая роща»)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: употребляете ли вы, ребята, слово чудо в своей речи? В каких случаях?

А как вы можете объяснить смысл этого слова?

(Ответы детей)

Учитель: Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам!

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Присматривайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам –

Ничто не повторится!

За мигом миг, за часом час

Впадайте в удивленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье!

Л. Демьянова

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: откройте учебник на странице 108. Предположите, что мы будем изучать на этом уроке.

Дети: сегодня начинаем изучение произведений нового раздела учебника «Чудесное – рядом».

IV . Новый материал

1. Чтение стихотворения «Чудо» Р. Сефа.

Учитель: на сколько частей можно разделить произведение?

Дети: на две. Первая завершается словами «Так сходи и посмотри»

Учитель: в первой части подчеркни слова, которые надо выделить голосом, чтобы прочитать выразительно;

- во второй части стихотворения обозначь короткие и длинные паузы:

Слайд 3

Ты ещё /

Не видел/

Чуда? //

Никогда /

Не видел/

Чуда? //

Вот беда – //

Не видел чуда ! //

Так сходи /

И посмотри .//

Ты увидишь /

Просто чудо, //

Удивительное /

Чудо: //

Там, /

Где магазин /

«Посуда», //

Возле дома /

Номер три, //

Сквозь асфальт /

У перекрёстка/

Пробивается

Берёзка. //

Где автор предлагает своим читателям увидеть чудо? А что автор называет чудом?

А видели ли вы, ребята, такое чудо?

Почему автор называет березку чудом?

Прочитайте стихотворение так, будто вы кого-то хотите убедить в том, что березка – это действительно чудо?

Физкультминутка Слайд 4

Шуми, шуми, зеленый лес!
(Руки вверх, наклоны в стороны).
Знаком мне шум твой величавый,
(Рывки руками)

И твой поклон, и блеск небес

(Наклоны вперед)

Над головой твоей кудрявой.

(Шаги на месте).

Учитель: поэты и художники всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. А сколько песен сложено о берёзе народом, сколько этой белоствольной красавице посвящено стихов, картин! Для каждого из нас белоствольная берёза – символ родной земли, частичка Родины.

Поэт Николай Михайлович Рубцов написал: Слайд 5

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

В стихах другого поэта мы читаем:

Берёзка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить.

(Я. Шведов)

V . Первичное усвоение новых понятий

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

2. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом

Как относится автор к берёзе?

Какие слова помогают это понять? Слайд 6

(Олицетворение – литературный приём, когда неживому приписываются признаки живого.)

Дети: поэт олицетворяет берёзу с живым существом, а именно с молодой девушкой.

Учитель: найдите и прочитайте эпитеты, которыми автор наделяет берёзу.

(Эпитет – образное определение предмета). Слайд 6

Дети: светлая, грустная, ясная, кипучая, плакучая.

Учитель: как вы думаете, почему для поэта важны именно эти слова?

(Ответы детей)

3. Словарная работа

Учитель: объясните значение слова: заречная

Дети: (читают сноску 1) находящаяся за рекой.

Учитель: объясните значение слова: оплечье

Дети: (читают сноску 2) старинное слово, обозначающее часть одежды, покрывающей плечи).

VI . Первичное закрепление новых понятий

1.Чтение:

2) парами по строкам;

3) коллективно вместе с учителем;

4) целиком (2–3 ученика).

2. Сравнение научного описания и художественного изображения берёзы

Учитель: послушайте научное описание берёзы.

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение о березе) Слайд 7

Береза относится к деревьям и кустарникам семейства березовых. Кора стволов белая или иной окраски, вплоть до черной. Листья простые, чешуйчатые. Цветет береза ранней весной. Плод – орешковидный, плоский, двукрылый. Семена созревают летом или осенью.

Учитель: сравним описание поэтической и научной речи. Для этого заполним таблицу, отметив особенности двух произведений

(стихотворение – 1, статья – 2)

(Выполняют на интерактивной доске, и в рабочих тетрадях) Слайд 8

Особенности

Передает чувства

Излагает сведения

Используются образные языковые средства

Используются термины (слова, обозначающие строго определенные понятия в какой – либо области знания)

Вывод: поэтическая речь поэта передает чувства человека по отношению к березе с помощью образных языковых средств – эпитетов, олицетворения.

Учитель: наше виртуальное путешествие закончилось, пора возвращаться из весеннего леса. Запомните свои ощущения, чтобы передать их в домашнем сочинении.

VII . Итог урока

Изучение какого раздела учебника начали сегодня на уроке?

Какие произведения читали? Что их объединяет?

Почему эти произведения размещены на страницах раздела «Чудесное – рядом»?

VIII . Рефлексия

Учитель: итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: что нового узнал на уроке? Доволен ли я своей работой? Заполните лист самооценки. Слайд 9

Домашнее задание: выполнить задания учебника № 4 и № 5 (сочинение) с. 111.

Какой русский человек

не любит

красавицу- березу.

И часто задается

вопросом:

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот,
С той самой березки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растет.
А, может, она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной,
Которой не видно конца.

(М.Матусовский)

Русь моя! Люблю твои березы!

Спервых лет я с ними рос и жил.

Потому и набегают слезы

на глаза, отвыкшие от слез.

(Николай Рубцов)

ГУЛЯЛ Я У БЕРЕЗ

Решил среди лесных чудес,
На чистом воздухе весны,
В откровение небес
Увидеть радужные сны.

Забыть печали, раствориться
Среди невест - берез,
Сока березового напиться,
Отдаться воле грез!!!

Мне прекрасен мир вокруг!!!

Радость мыслей, чувств поток.

Сложились рифмы вдруг,

Я ищу моей любви исток!!!

За дорогой берез полосы
И аромат медовых трав,
Нежно мне сережек косы
Цепляют за рукав.

О любви к белоствольной
Много стихов сложено,
Как самой чудесной
Верно всё изложено!!!

(Петр Трапезников)

Береза с кленом подружились,
Друг друга листья полюбив!
В нарядной листве - лето кружились,
Ветвями друг друга обняв...

Осень... пришла пора расстаться,
С нарядом летним. Им остался как экстаз
Друг другом любоваться.
Приближался расставанья час!

Мужчина - клен наряд свой
Первым березке отдает,
А она красавица,
Все чего то ждет!

(Петр Трапезников)

Берёзка, милая, родная,
Ветвями нежно шелестишь.
В беде к тебе я припадаю,
Но ты растерянно молчишь.

Под ветром гнёшься и страдаешь,
Не церемонятся дожди.
Ты будто их не замечаешь
И целомудренно стоишь.

Тебя и солнышко ласкает
Пригревшим радостным лучом.
Листва неслышно опадает
Осенним и прохладным днём.

Но несмотря на дождь осенний,
Прижмусь к стволу и прошепчу.
-Берёзка, подари мне песню,
А я тихонько подпою.

Освещена лучистым светом,
Подружки тянутся к тебе...
Уходит солнечное лето,
Кочуя и в твоей судьбе.

По осени ты сбросишь платье,-
Так происходит каждый год.
С тобой уютно мне общаться,
Уйдя от дел и от забот.

(Мариана Бажанова)

Песни народные и пословицы

о березке.
Береза моя, береза.
Береза моя белая,

Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки.
На тебе, березонька,
Листья зеленые;
Под тобой, березонька,
Травка шелковая.
Где береза взросла,
Там она и красна
(И на эти слова А.Безыменский написал вальс)

Разбежались по опушке
В белых платьицах подружки.
Стоят в поле сестрицы:
Платья белены, шапочки зелены.
Хоть малая, хоть большая,
Где стоит, там и шумит.
Стоит Алена, платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан.

Зелена, а не лук,
Бела,а не снег,
Кудрява, а без волос.

Русская красавица стоит на поляне,
Стоит в белой одежде, свесив сережки.

В белом сарафане
Стоит на поляне
Летели синицы,
Сели на косицы.

Летом цветет,
зимой греет,
Настанет весна -
потечет слеза.

Клейкие почки.
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.

Русскую березку запечатлели
на своих картинах
художники Пластов и Левитан,
Куинджи и Саврасов.

Картина А.Пластова "Березы"

Писатель В.М.Гаршин,
глядя на картину А.К. Саврасова
«Грачи прилетели»,
сказал: « Я бы назвал
эту картину «Чувства Родины.»

И действительно,
когда вы смотрите на это полотно,
то испытываете до боли
пронизывающее вас чувство
слитности со своим Отечеством.
И весенняя звонкая капель,
и дымка, и тонкие березки -
все это такое знакомое и такое родное.
И эта удивительная картина
рождает любовь к Родине.

Ты до того березонька красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя не мыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.

Перед картиной «Березовая роща» А.И Куинджи
испытываешь особую радость.

Так бывает когда в летний день
входишь в березовую рощу и
ощущаешь красоту своей Родины.
Вокруг стоят зелено-кудрявые,
тихие и молчаливые березки,
напоенные ее соками.
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокрылые березки-
Символ Родины моей.
Ты так мила мне
До любой росинки.
В твоих просторах
Дремлет тишина,
Березовая, русская Россия
Ромашковая, добрая страна.

А. Прокофьев.
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!

Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!

Г. Н. Ужегов.

Белоснежным символом Росси и
Вдоль дорог стоят ряды берез,
Днем над нами - купол неба синий,
Ночью - трепетанье ярких звезд.
Светлые березовые тени,
С детства на судьбу мою легли,
Как ложится легкий лист осенний
На ладони теплые земли.

И. Бунин.
И весел звучный лес,
и ветер меж берез
Уж веет ласково,
а белые березы
Роняют тихий дождь
своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.

С. Есенин.
Белая береза
Под моим окном
Приоткрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Стоит березка
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Земная прическа,
Девичья грудь,
О, тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок?
Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил печальный
Твой предосенний шум.

Темна ноченька, не спится,
Выйду к речке на лужок.
Распоясала зарница
В пенных струях поясок.
На бугре березка-свечка
В лунных перьях серебра
Выходи, мое сердечко,
Слушать песни гусляра.

Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет
на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»

Опять о них, кудрявых и белесых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются березы,
Хоть день, хоть год, хоть вечность-колеси.
«Россия», - шепчут мне березки,
«Россия», - шепчут камыши,
«Россия», - ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: Русь!
Мне не трудны твои нагрузки;
Я в поле рос, я чубом рус.
И я люблю тебя по-русски,
Моя березовая Русь

    Методы

    Оборудование

    Ход урока

    1.Организационный момент.

    Прозвенел сейчас звонок.

    Начинаем наш урок.

    На уроке не скучать,

    Друг на друга посмотрели

    И тихонечко все сели.

    Проверка рабочих мест.

    1. Что видим на картинах?

    (Дети называют времена года.)

    .

    Проверка д/з.

    У меня длинней иголки,

    Чем у ёлки.

    Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    Я из крошки-бочки вылез,

    Корешки пустил и вырос,

    Стал высок я и могуч,

    Не боюсь ни гроз, ни туч.

    Я кормлю свиней и белок —

    С моего цветка берёт

    Пчёлка самый вкусный мёд.

    А меня все ж обижают,

    Русская красавица

    Стоит на поляне,

    В зелёной кофточке,

    В белом сарафане. (Берёза)

    (Кадры на слайде меняются)

    В чём признался Прокофьев?

    На доску вывешиваются слова:

    На доску вывешиваются слова:

    грустную

    плакучую

    На доску вывешивается:

    нарядную

    ненаглядную

    в белёном сарафанчике

    с зелёными серёжками

    с платочками в карманчиках

    Объяснить выражения.

    Как понимаете «она всегда с подружками» ?

    5.Физкультминутка.

    7.О пользе берёзы.

    Чтение все вместе.

    9.Д/з - выр.чт. «Берёзка» А.Прокофьев (индивидуальные задания)

    10.На доске:

    Что вы узнали нового?

    Что понравилось на уроке?

    Оценки учащимся.

    Учитель читает:

    Наряд её лёгкий чудесен,

    Нет дерева сердцу милей,

    И столько задумчивых песен

    Поётся в народе о ней.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения "Берёзка" А.Прокофьев »

КГ СОУ ВО «Ратисловская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат VIII вида”

УРОК ЧТЕНИЯ

В 5 классе

«Берёзка» А.Прокофьев

Подготовила и провела учитель первой

2014 – 2015 уч.год

Тема: «Берёзка» А.Прокофьев.

Цель: Познакомить детей с описанием берёзки в произведении

А.Прокофьева.

Задачи:

    Обучать детей выразительному чтению стихотворений.

    Коррегировать и развивать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении через отгадывание загадок.

    Коррегировать и развивать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание.

    Коррегировать и развивать общую моторику через выполнение физкультминутки.

    Коррегировать и развивать умение отвечать на вопрос, оргументировать мнение, умение выражать свои чувства.

    Воспитывать любовь к берёзе и бережному отношению к ней.

Методы : словесные, наглядные, практические.

Оборудование : демонстрационный и дидактический материал, компьютер, проектор.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

На уроке не скучать,

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Проверка рабочих мест.

Слайд 2. (картины времён года)

2. Что видим на картинах?

(Дети называют времена года.)

Что изображено на всех картинах? (Лес)

А сколько в лесу разных деревьев!

Каждый из вас подготовил загадку .

Проверка д/з.

По очереди учащиеся зачитывают загадки, остальные отгадывают.

Слайд 3 (После отгадки появляются изображения деревьев)

У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту. В высоту. (Сосна)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ёлка)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

С моего цветка берёт

Пчёлка самый вкусный мёд.

А меня все ж обижают,

Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

Русская красавица

Стоит на поляне,

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёза)

Посмотрите, как хороша берёза в разные времена года!

(Кадры на слайде меняются)

Берёзу называют символом России.

В старину в июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки. Утром все шли к берёзовой роще. Выбирали одну из берёзок и девушки украшали её лоскутками, верёвочками, конфетами, пряниками. Вокруг водили хоровод, пели, веселились. Сколько о ней сложено песен.

Слайд 5 (Звучит мелодия «Во поле берёзка стояла»)

А писатели и поэты посвящали ей самые тёплые слова.

Так и поэт А.Прокофьев (на доске портрет поэта).

3. Выразительное чтение стихотворения учителем.

Что вы представили, слушая стихотворение?

Какое стихотворение по настроению?

4.Чтение стихотворения учащимися.

В чём признался Прокофьев?

Какую берёзку он любит? (Зачитываются отрывки)

Как хорошо вы подметили, что Прокофьев пишет и о радостной берёзке, и о грустной.

Какие слова из стихотворения передают радость?

На доску вывешиваются слова:

Какие слова из стихотворения передают грусть?

На доску вывешиваются слова:

грустную

плакучую

Какая ещё берёза? (Красивая)

На доску вывешивается:

нарядную

ненаглядную

в белёном сарафанчике

с зелёными серёжками

с платочками в карманчиках

Объяснить выражения.

На кого похожа берёзка в таком описании? (На девушку)

Как понимаете «она всегда с подружками» ?

5. Физкультминутка.

Под музыку дети выполняют упражнения.

6.Работа над выразительностью чтения.

Чтение по цепочке и вместе. Чтение отдельными учащимися.

7.О пользе берёзы.

А кто из вас знает, чем полезна берёза человеку?

Слайд 7 (Слайды меняются по мере беседы с детьми)

Как ласково можно назвать берёзу? (Берёзка, берёзонька, берёзочка)

Вот с такой любовью прочитаем всё стихотворение.

Чтение все вместе.

9.Д/з – выр.чт. «Берёзка» А.Прокофьев (индивидуальные задания)

10.На доске:

И у берёзы слёзы текут, когда с неё кору дерут.

Как надо относиться к березке?

(Ученик зачитывает отрывок стихотворения)

Какое произведение сегодня читали? Кто автор?

Что вы узнали нового?

Что понравилось на уроке?

Оценки учащимся.

На доске изображена берёза. Дети прикрепляют листочки на дерево, если урок понравился, под дерево, если не понравился.

Учитель читает:

Наряд её лёгкий чудесен,

Нет дерева сердцу милей,

И столько задумчивых песен

Поётся в народе о ней.

Слайд 8 (Звучит отрывок песни «Берёзы» гр. «Любе»)

)

Светло в России от берёз

Светло в России от берёз.
И санный след,
И след колёс
И в полночь разглядел бы я:
Светло в России от берёз,
Светло от снега белого.
От меловых заречных круч
И вишен цвета спелого.
От новых срубов,
Белых туч,
Плывущих над Россиею.
И счастлив я, что здесь я рос,
И то мне сердце радует,
Что снежный свет
Родных берёз
На всю планету падает.

(А. Екимцев)

Белая подруга

Береза, белая подруга
Весенних зорь, прозрачных рек,
Скажи, скажи, какая вьюга.
Тебе оставила свой снег?


Ветвями тянешься за мною,
На плечи руки мне кладешь
И шелестящею листвою
Без слов, без музыки поешь.


О чем поешь, моя береза.
Качаясь тихо, как во сне?
И почему, не знаю, слёзы,
Приходят, светлые, ко мне?
(Л. Овсянникова)

Без берёзы не мыслю России...

Без березы не мыслю России, –
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От берёзы – вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили.
Выбирали коней на торгах;
Дорогих матерей хоронили
Так, чтоб были берёзы в ногах.
Потому, знать, берёзы весною
Человеческой жизнью живут:
То смеются зелёной листвою,
То серёжками слёзы прольют.
(О. Шестинский)

Полюбил берёзу ветер...

Полюбил берёзу ветер
И унёс в заморский край.
Посадил там, где наметил:
Свет, тепло - древесный рай.
Но три дня ломала руки
И бледнела добела -
И не вынесла разлуки
С отчим лесом - умерла.

(Н. Зиновьев )

Берёзка

Чуть солнце пригрело откосы
И стало в лесу потеплей,
Берёзка зелёные косы
Развесилa с тонких ветвей.


Вся в белое платье одета,
В серёжках, в листве кружевной,
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.


Наряд её легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней!


Он делит с ней радость и слёзы.
И так уж она хороша,
Что кажется – в шуме берёзы
Есть русская наша душа.

(В. Рождественский)

Русская берёзка

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, но не ломится!
(А. Прокофьев)

Русские берёзы

Упрекают критики всерьёз
В том, что много мной посажено берёз,
И не только по цветным моим лугам,
А по песням, по частушкам и стихам.
«Ну и что ж, – я отвечаю, – ну и что ж!
Ведь красивы так, что глаз не отведёшь!
Ведь в России где-то часом родились,
Ведь в России побелились, завились!
И проходят то суглинком, то песком,
А на Север, а на Крайний – лишь ползком!
Перед ними только камень, только лёд,
Мёртвый холод подниматься не даёт,
А берёзка, белой смерти вопреки,
Проползает, хоть на шаг, из-за реки!»
(А. Прокофьев)

Берёзы России

Березы в ночи – как улыбки…
Вот так улыбается Русь
Сквозь беды свои и ошибки,
Сквозь майские грозы и грусть.

Березы – как давние даты,
Что все еще в сердце остры.
Похожи на русских солдаток
Березы военной поры.

Светлы, величавы и строги,
С Россией сроднившись судьбой,
Стояли у каждой дороги,
Солдат провожая на бой.
Бежали за поездом следом,
В снегу утопая по грудь…

Зимою бежали и летом.
И был нескончаем их путь.

Собой партизан укрывали,
Плечом подпирали жилье.
Бойцам на коротком привале
Тепло отдавали свое.

Березы – разлуки и встречи,
Печаль над безмолвием трав…
Люблю ваши сильные плечи
И тихий приветливый нрав.

Березы, березы России –
Вы все вместе с нами прошли.
И нету конца вашей силе,
Идущей от русской земли.

(А. Дементьев)

Белая берёзарусская земля


Белая берёза, милая сестра.
Ты расти, не бойся злого топора.
Белая берёза – птицы по ветвям,
Я тебя в обиду никому не дам.


Белая берёза, дует ветерок,
Он к тебе заглянет в синий вечерок.
Белая берёза, он к тебе с высот
Из-за синя-моря песню принесет.


Белая берёза, мой поклон тебе,
Ты – в судьбе России и в моей судьбе.
Белая берёза – русская земля,
И печаль, и радость, и любовь моя.
(П. Кудрявцев)

Берёзы


Туманы над Карелией
Студёней с каждым днём.
Стоят берёзы белые
Под ледяным дождём.
И заморозки ранние
Им ноги холодят,
И листья, словно, странники,
Срываются летят.


Зима идёт с морозами,
А с ней метелей рать.
Не зябко, вам, берёзоньки,
На холоде стоять?
Зима заколобродила,
Погасла листьев медь.
Кто корнем связан с Родиной,
Тому не улететь.

(В. Вальякка)

Берёзовый сок

Лишь только подснежник распустится в срок,
Лишь только приблизятся первые грозы,
На белых стволах появляется сок
То плачут берёзы, то плачут берёзы.

Как часто, пьянея средь ясного дня,
Я брел наугад по весенним протокам,
И Родина щедро поила мен
Берёзовым соком, берёзовым соком.

Заветную память храня обо всем,
Мы помним холмы и просёлки родные,
Мы трудную службу сегодня несём
Вдали от России, вдали от России.

Где эти туманы родной стороны
И ветви берёз, что над заводью гнутся,
Туда мы с тобой непременно должны
Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, Отчизна, просторы свои,
Заветные чащи открой ненароком
И так же, как прежде, меня напои
Березовым соком, березовым соком!

( М. Матусовский)

Берёзовые слёзки


По капельке, по капельке,
По маковой росинке
Берёзы в роще плакали,
Роняли вниз слезинки.

Стволов белёсых, сладостных
Касаюсь я губами,
Мне сок прозрачной радости
Деревья дарят сами.

И сердце оживляется,
Нектар дарует силы.
Берёзоньки-красавицы
Мне душу воскресили.
(Т. Лаврова )

Весна в России

В подснежниках полянка

Сверкает рябью голубой,

Как будто скатерть-самобранка
С зелёной шёлковой каймой.

Звенят ручьи, не умолкая,

И стайка тоненьких берёз,

Весну торжественно встречая,

Счастливых не стыдится слёз.

(Д. Попов)

Стыдливая берёзка

Стоит берёзка-скромница,
Поникла от стыда:
Растаяли на солнышке
На веточках снега.

И ветки оголённые,
Как плечики, дрожат,
Ведь март, шалун и ветреник,
Не сшил ещё наряд.

Стоит берёзка-скромница,
Портняжит дождик-пан:
Из почек уж раскроенный
Берёзкин сарафан.

Лучи – иголки с нитками,
Сошьют её наряд.
И листики зелёные
Шелками зашуршат:

Берёзка станет радостней
И краше во стократ!
(Н. Самоний )

Берёзы белые России

Твои берёзы белые, Россия,
Твоё хранят тепло и доброту,
И только здесь могу я быть счастливым,
И только здесь любимым быть могу...

Разбудит утром солнца луч игривый –
Я уходил, покинув отчий дом,
Берёзки ждут по-женски, терпеливо,
И машут мне листвою, как платком.

Но я вернусь зимой, весной и летом,
И к ним, родимым, тихо подойду,
И перед этим чистым нежным светом –
Покой в душе и сердце обрету...

Я обниму берёзку, как невесту,
Щекой прижмусь к прохладной бересте,
Земля моя, с тобой навеки вместе –
Я остаюсь и в счастье, и в беде!
(И. Чабан)

Северная берёза

Есть на севере берёза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.
На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально берёзка,
Чуть качаясь на скале.
Так ей хочется “Счастливо!”
Прошептать судам вослед
Но в просторе молчаливом
Кораблей всё нет и нет...
Спят морские перекрёстки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой берёзке
На обветренной скале.
(Н. Рубцов)

Под большим шатром...


Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.

Встать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову.

( И. Никитин)

Поле


Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним;
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело во ржи золотистой шумит.
Один я... И сердцу и думам свобода...
Здесь мать моя, друг и наставник
природа.
И кажется жизнь мне светлей впереди,
Когда к своей мощной, широкой груди
Она, как младенца, меня допускает
И часть своей силы мне в душу вливает.
(И. Никитин, 1849)

Русское поле

Поле русское, сердцу близкое,
Куликово ли, Бородинское…
Ты впитало дожди небывалые:
То соленые, то кровавые.

Где пролился пот – полынок седой,
Кровь солдат спеклась киноварью зорь,
Сумрак черных туч – не идиллия,
Грозовые пейзажи Васильева.

И крестьянский труд,
И солдатский гнев,
И вобравший боль
Вековой напев.

Запах свежих трав,
Тропка узкая –
В вечной памяти
Поля русского.
(Л. Алёшина)

Лес


Шуми, шуми, зеленый лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык
Твое молчание немое
И твой таинственный язык
Как что-то близкое, родное.

Как я любил, когда порой,
Краса угрюмая природы,
Ты спорил с сильною грозой
В минуты страшной непогоды,
Когда больших твоих дубов
Вершины темные качались
И сотни разных голосов
В твоей глуши перекликались...

Или когда светило дня
На дальнем западе сияло
И ярким пурпуром огня
Твою одежду освещало.
Меж тем в глуши твоих дерев
Была уж ночь, а над тобою
Цепь разноцветных облаков
Тянулась пестрою грядою.

И вот я снова прихожу
К тебе с тоской моей бесплодной,
Опять на сумрак твой гляжу
И голос слушаю свободный.
И может быть, в твоей глуши,
Как узник, волей оживленный,
Забуду скорбь моей души
И горечь жизни обыденной.
(И. Никитин, 1849)

Вечер ясен и тих...

Вечер ясен и тих;
Спят в тумане поля;
В голубых небесах
Ярко пышет заря.

Золотых облаков
Разноцветный узор
Накрывает леса,
Как волшебный ковер;

Вот пахнул ветерок,
Зашептал в тростнике;
Вот и месяц взошел
И глядится в реке.

Что за чудная ночь!
Что за тени и блеск!
Как душе говорит
Волн задумчивый плеск!

Может быть, в этот час
Сонмы светлых духов
Гимны неба поют
Богу дивных миров.
(И. Никитин, 1851)

Я покинул родимый дом...

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.


Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.


Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.


И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

(С. Есенин)

Русская природа


Ты у моей стояла колыбели,
Твои я песни слышал в полусне,
Ты ласточек дарила мне в апреле,
Сквозь дождик солнцем улыбалась мне.

Когда порою изменяли силы,
И обжигала сердце горечь слез,
Со мною, как сестра, ты говорила
Неторопливым шелестом берез.

Не ты ль под бурями беды наносной
Меня учила (помнишь те года?)
Врастать в родную землю, словно сосны,
Стоять и не сгибаться никогда?

В тебе величье моего народа,
Его души бескрайные поля,
Задумчивая русская природа,
Достойная красавица моя!

Гляжусь в твое лицо - и все былое,
Все будущее вижу наяву,
Тебя в нежданной буре и в покое,
Как сердце материнское, зову.

И знаю - в этой колосистой шири,
В лесных просторах и разливах рек -
Источник сил и все, что в этом мире
Еще свершит мой вдохновенный век!
(В. Рождественский)

Леса Руси

(С. Багрову)

Сапоги мои – скрип да скрип
Под березою,
Сапоги мои
скрип да скрип
Под осиною,
И под каждой березой
гриб,
Подберёзовик,
И под каждой осиной
гриб,
Подосиновик!
Знаешь, ведьмы в такой глуши
Плачут жалобно.
И чаруют они, кружа,
Детским пением,
Чтоб такой красотой в тиши
Все дышало бы,
Будто видит твоя душа
сновидение.
И закружат твои глаза
Тучи плавные
Да брусничных глухих трясин
Лапы, лапушки...

Таковы на Руси леса
Достославные,
Таковы на лесной Руси
Сказки бабушки.
Эх, не ведьмы меня свели
С ума-разума
песней сладкою
Закружило меня от села вдали
Плодоносное время
Краткое...
Сапоги мои
скрип да скрип
Под березою,
Сапоги мои
скрип да скрип
Под осиною,
И под каждой березой
гриб,
Подберезовик,
И под каждой осиной
– гриб.
Подосиновик:
(Н. Рубцов)

В лесу

1
В лесу,
под соснами,
На светлых вырубках
Все мысли слёзные
Сто раз я выругал.
А ну поближе-ка
иди к сосне!
Ах, сколько рыжиков!
Ну как во сне...
Я счастлив, родина,
Грибов не счесть
Но есть смородина,
малина есть.
И сыплет листья лес,
Как деньги медные,

Спасибо, край чудес!

Но мы не бедные...
А чем утешены,
что лес покинули
Все черти, лешие
И все кикиморы?

2
Ах, вот
колодина!
Я плакал здесь.
От счастья, родина.
Ведь счастье есть.
И счастье дикое,
И счастье скромное,
И есть великое.
Ну, пусть
огромное.
Спасибо, родина,
что счастье есть...

3
А вот болотина.
Звериный лес.
И снова узкие
дороги скрещены,
О, эти русские
Распятья вещие!
Взгляну на ворона

И в тот же миг
Пойду не в сторону,
а напрямик...
Я счастлив, родина.
Спасибо, родина.
Всех ягод лучше

красная смородина.
(Н. Рубцов)

Псковский бор

Вдали темно, и чащи строги.
Под красной мачтой, под сосной
Стою и медлю на пороге
В мир позабытый, но родной.
Достойны ль мы своих наследии?
Мне будет слишком жутко там,
Где тропы рысей и медведей
Уводят к сказочным тропам.
Где зернь краснеет на калине,
Где гниль покрыта красным мхом
И ягоды туманно-сини,
На можжевельнике сухом.

(И. Бунин)

Ива


Сядем здесь, у этой ивы,
Что за чудные извивы
На коре вокруг дупла!
А под ивой как красивы
Золотые переливы
Струй дрожащего стекла!

Ветви сочные дугою
Перегнулись над водою,
Как зеленый водопад;
Как живые, как иглою,
Будто споря меж собою,
Листья воду бороздят.

В этом зеркале под ивой
Уловил мой глаз ревнивый
Сердцу милые черты...
Мягче взор твой горделивый...
Я дрожу, глядя, счастливый,
Как в воде дрожишь и ты.
(А. Фет)

Прозрачная чистота России

Прозрачно Подмосковье, как росинка
на крохотном березовом листе.
В росинке отражается Россия
во всей своей прозрачной чистоте.

Прозрачно елок синее сиянье.
Проталины прозрачны и ручьи.
И песни, что слагают россияне.
И первые весенние грачи.

Идешь ли по грибы или на лыжах,
прямым путем или тропинкой вкось,-
рябинника, снежинка, каждый рыжик
просвечивают стеклышком насквозь.

И человек, что был глухим, незрячим,
становится вдруг светел и прозрачен.
И я сама былинкою свечусь,
бесстрашию открытости учусь.

Гляжусь, как в речку дерево,
в Россию,
где у лугов и вод - как у огня,
где я пройду сквозь каждую осинку
и каждая осинка - сквозь меня.

И, словно это я леса растила,
луга косила, ставила дома,
во мне Россия, будто я - Россия,
и я в России - как она сама.
(Р. Казакова)

Подмосковный рассвет
Кристине Асадовой

До чего рассвет сегодня звонок
В пенисто-вишневых облаках.
Он сейчас, как маленький ребенок,
Улыбнулся радостно спросонок
У природы в ласковых руках.

А внизу туман, то валом катится,
То медведем пляшет у реки,
Ежится рябинка в тонком платьице,
Спят, сутулясь клены-старики.

Яркая зарянка в небо прямо
Золотую ввинчивает трель,
И с болот, как по сигналу, с гамом
Вскинулась гусиная метель.

Ни страшинки, а сплошная вера
В солнце, в жизнь и доброту лесов.
И нигде ни пули браконьера,
Л лишь чистый, без границ и меры,
Густо-пряный аромат лугов.

И бежит по дачному порядку
Физкультурно-резвый ветерок,
То подпрыгнет, то пойдет вприсядку,
То швырнет, как бы играя в прятки,
В занавеску сонную песок.

Дверь веранды пропищала тонко,
И, сощурясь, вышла на крыльцо,
Как букетик, крошечка девчонка,
В солнечных накрапушках лицо.

Вдоль перил две синие букашки
Что-то ищут важное, свое.
А у ног - смеющиеся кашки,
Огненные маки да ромашки,
Как на новом платьице ее!

И от этой буйной пестроты
Девочка смешливо удивляется:
То ль цветы к ней забрались на платьице,
То ли с платья прыгают цветы?

Бабочке панамкою маша,
Девочка заливисто смеется.
Аистенком тополь в небо рвется.
Отчего же словно бы сожмется
Вдруг на краткий миг моя душа?

Что поделать. Память виновата.
Словно штык царапнула она,
Что в такой вот день давно когда-то
(Не избыть из сердца этой даты!)
Черным дымом вскинулась война...

Не хочу, не надо, не согласен!
Этого не смеют повторить!
Вон как купол беспредельно ясен,
Как упруга солнечная нить.

Новый день берет свои права,
Мышцами веселыми играя.
А за ним цветущая Москва,
Шумная и солнцем залитая.

Не вернутся дымные года,
Вырастай и смело к счастью взвейся,
Смейся, моя маленькая, смейся,
Это все навечно, навсегда!
(Эдуард Асадов)

Дым Отечества


Как лось охрипший, ветер за окошком
Ревет и дверь бодает не щадя,
А за стеной холодная окрошка
Из рыжих листьев, града и дождя.

А к вечеру ведь есть же чудеса
На час вдруг словно возвратилось лето.
И на поселок, рощи и леса
Плеснуло ковш расплавленного света.

Закат мальцом по насыпи бежит,
А с двух сторон, в гвоздиках и ромашках,
Рубашка-поле, ворот нараспашку,
Переливаясь, радужно горит.

Промчался скорый, рассыпая гул,
Обдав багрянцем каждого окошка.
И рельсы, словно "молнию"-застежку,
На вороте со звоном застегнул.

Рванувшись к туче с дальнего пригорка,
Шесть воронят затеяли игру.
И тучка, как трефовая шестерка,
Сорвавшись вниз, кружится на ветру.

И падает туда, где, выгнув талию
И пробуя поймать ее рукой,
Осина пляшет в разноцветной шали,
То дымчатой, то красно-золотой.

А рядом в полинялой рубашонке
Глядит в восторге на веселый пляс
Дубок-парнишка, радостный и звонкий,
Сбив на затылок пегую кепчонку,
И хлопая в ладоши, и смеясь.

Два барсука, чуть подтянув штаны
И, словно деды, пожевав губами,
Накрыли пень под лапою сосны
И, "тяпнув" горьковатой белены,
Закусывают с важностью груздями.

Вдали холмы подстрижены косилкой,
Топорщатся стернею там и тут,
Как новобранцев круглые затылки,
Что через месяц в армию уйдут.

Но тьма все гуще снизу наползает,
И белка, как колдунья, перед сном
Фонарь луны над лесом зажигает
Своим багрово-пламенным хвостом.

Во мраке птицы словно растворяются.
А им взамен на голубых крылах
К нам тихо звезды первые слетаются
И, размещаясь, ласково толкаются
На проводах, на крышах и ветвях.

И у меня такое ощущенье,
Как будто бы открылись мне сейчас
Душа полей и леса настроенье,
И мысли трав, и ветра дуновенье,
И даже тайна омутовых глаз...

И лишь одно с предельной остротой
Мне кажется почти невероятным:
Ну как случалось, что с родной землей
Иные люди разлучась порой,
Вдруг не рвались в отчаянье обратно?!

Пусть так бывало в разные века.
Да и теперь бывает и случается.
Однако я скажу наверняка
О том, что настоящая рука
С родной рукой навеки не прощается!

И хоть корил ты свет или людей,
Что не добился денег или власти,
Но кто и где действительное счастье
Сумел найти без Родины своей?!

Все что угодно можно испытать:
И жить в чести, и в неудачах маяться,
Однако на Отчизну, как на мать,
И в смертный час сыны не обижаются!

Ну вот она прекраснее прекрас,
Та, с кем другим нелепо и равняться,
Земля, что с детства научила нас
Грустить и петь, бороться и смеяться!

Уснул шиповник в клевере по пояс,
Зарницы сноп зажегся и пропал,
В тумане где-то одинокий поезд,
Как швейная машинка, простучал...

А утром дятла работящий стук,
В нарядном первом инее природа,
Клин журавлей, нацеленный на юг,
А выше, грозно обгоняя звук,
Жар-птица - лайнер в пламени восхода.

Пень на лугу как круглая печать.
Из-под листа цыганский глаз смородины.
Да, можно все понять иль не понять,
Все пережить и даже потерять.
Все в мире, кроме совести и Родины!
(Э. Асадов)

Я видел Русь...

Я видел Русь у берегов Камчатки.
Мне не забыть, наверно, никогда:
Холодным взмывом скал земля кончалась,
А дальше шла солёная вода.

Я видел Русь в её степном обличье:
Сурки свистели, зной валил волов,
На ковылях с эпическим величьем
Распластывались тени от орлов.

Я видел Русь лесную, боровую,
Где рыси, глухари-бородачи,
Где с ружьецом идут напропалую
Охотники, темней, чем кедрачи.

Я видел Русь в иконах у Рублёва -
Глаза, как окна, свет их нестерпим,
Я узнавал черты лица родного,
Как матери родной, был предан им.

Ни на каких дорогах и дорожках
Я, сын Руси, забыть ее не мог!
Она в меня легла, как гриб в лукошко,
Как дерево в пазы и мягкий мох.

( В. Боков)

Всё в тающей дымке...

Всё в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озёры,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

(Н. Рыленков)

Летняя сказка России

Ива косы развесила длинные,
Наклонилась над зеркалом вод,
И увидела диво в нём дивное –
Неземной красоты небосвод.

Заворожена летнею сказкою,
Ива плачет над тихой рекой.
Ветер иву заметил и ласково
Потрепал её косы рукой.
(Н. Радченко )

Зимний сон

Накинув шапки набекрень,
Зарылись в синий снег избушки,
Глядят сквозь редкую вуаль
Курчавые берез верхушки.

И пахнет свежий снег арбузом,
А чистота – ну хоть молись…
Из труб лиловые спирали
Лениво уплывают ввысь.

Все спит под снежным одеялом,
Природа мудрая молчит.
Один трудолюбивый дятел
Забыв про сон, сосну долбит.
(Л. Алёшина)

Русское раздолье

Люблю я русское раздолье,
когда береза
не спеша
выводит
в клеверное поле
своих зеленых
малышат.
Шумят,
кудряшками копнятся
и не рискуют
в дальний путь,
боясь от мамы
оторваться
и заблудиться где-нибудь.
А рядом бойко и крылато
над нивами
усатой ржи
с зари до самого
заката
сверкают молнии-стрижи.
Все это с детства
мне знакомо...
Куда б дороги ни вели,
себя я чувствую
как дома
в краях
березовой земли.

(Л. Шкавро)

Русская ширь

Гляжу на степь –
границ ей нету!
Она в раздольности своей
качает океаны
света
на мягких гривах ковылей.
И, точно бочки,
в хмурой сини
медлительно катает гром...
И чудится
по всей России
лишь только степь
да степь кругом.

(Л. Шкавро)

Полевые Цветы

В блеске огней, за зеркальными стеклами,
Пышно цветут дорогие цветы,
Нежны и сладки их тонкие запахи,
Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,
Их привезли из-за синих морей;
Их не пугают метели холодные,
Бурные грозы и свежесть ночей...

Есть на полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
(И. Бунин)

Российские цветы

Российские цветы
На утренних лугах!
Вы – скромные мечты
О тихих летних днях.

Ваш аромат вдыхать
На счастье довелось
И с туфелек сбивать
Смешинки ваших рос...

Луг от зари блестит
И, взгляд куда ни кинь,
Узор полей бежит
За горизонта синь.

А рядом в парах вы,
Доверчиво-просты,
Подружки синевы,
Российские цветы.

Качаясь с вами в такт,
Рассвета вздох летит.
Как в струнах, в стебельках
Мелодия звучит.

И смысл цветочных слов
Пойму я без труда:
С изящных лепестков
Струится доброта.

Над росами склонюсь,
Возьму прохлады всласть,
Царевной обернусь
Пером не описать.

Да упрошу века
Беречь клад красоты:
Широкие луга,
Российские цветы!

(М. Ромашкинская )

Иван-чай

Ничего я не знаю нежней иван-чая!
Своего восхищенья ни с кем не делю.
Он стоит, потихоньку головкой качая,
Отдавая поклоны пчеле и шмелю.

Узнаю его розовый-розовый конус,
Отличаю малиновый светлый огонь.
Подойду, осторожно рукою дотронусь
И услышу мольбу: "Не губи и не тронь!

Я цвету!" Это значит, что лето в разгаре,
В ожидании благостных ливней и гроз,
Что луга еще косам стальным не раздали
Травяной изумруд в скатном жемчуге рос.

Он горит, иван-чай, полыхает, бушует,
Повторяет нежнейшие краски зари.
Посмотри, восхитись, новоявленный Шуберт,
И земле музыкальный момент подари!

(В. Боков)

Ландыш

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.

Бутонов круглые бубенчики
Еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики
У колокольчиков весны.

Природой бережно спеленатый,
Завернутый в широкий лист,
Растет цветок в глуши нетронутой,
Прохладен, хрупок и душист.

Томится лес весною раннею,
И всю счастливую тоску,
И все свое благоухание
Он отдал горькому цветку.
(С. Маршак)

Ландыш

Лесное чудо - майский ландыш
На ножке тоненькой стоит
И источает нежный запах,
А если вслушаться - звенит.

Цветок - природы совершенство,
Бубенчиков белейших ряд
И лицезреть одно блаженство
Их ненавязчивый наряд.

Но вольный ветер очень скоро
Домчит нас до грибной поры,
И вместо чашечек жемчужных
Повиснут красные шары.

Потом листва на землю ляжет
И эти шарики прижмет,
Глядишь, сквозь зимние сугробы
Здесь новый ландыш прорастет.

Я забреду на ту поляну,
Куда спешу не первый год,
И там, где цвел душистый ландыш,
Белеет целый хоровод.
(Л. Алёшина)

Полынь

О, замри, мое сердце!
Застынь,
Слышишь,
Ветер качает полынь?..

Занимается свет.
Умирает роса.
И росинки блестят,
Словно чьи-то глаза.

Слышу будто бы плач,
Слышу будто бы стон.
Это тонкий полынный
Серебряный звон.

Это всё, что когда-то
Случилось со мной,
Тихо шепчет полынь
У дороги степной.

Горьковатая,
Близкая сердцу трава
На холодную землю
Роняет слова...

Всё, что в жизни узнать
И увидеть пришлось,
Всё на этом рассвете
Сошлось:

И печаль, и тревога,
И зябкая стынь -
Всё - как эта дорога,
Как эта полынь.
( А. Жигулин)

Журавли

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий...
Вот наступит октябрь, – и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные крики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали...

Широко по Руси предназначенный срок увяданья
Возвещают они, как сказание древних страниц.
Все, что есть на душе, до конца выражает рыданье
И высокий полет этих гордых прославленных птиц.

Широко по Руси машут птицам согласные руки.
И забытость болот, и утраты знобящих полей –
Это выразят все, как сказанье, небесные звуки,
Далеко разгласят улетающий плач журавлей...

Вот летят, вот летят... Отворите скорее ворота!
Выходите скорей, чтоб взглянуть на высоких своих!
Вот замолкли – и вновь сиротеет душа и природа

Оттого, что молчи! так никто уж не выразит их...
(Н. Рубцов)

Дергач

Зацвели над Вологдою ивы,
Вскрылась полноводная Шексна.
В эти дни меня зовёт призывно
В отчий край раздольная весна.

В тонкий ствол оттаявшей рябины
Прянул сок могучею струёй,
Из Египта устремились клином
Журавли горластые домой.

И бежит через края чужие
Всё пешком домой дергач, пешком,
По земному шару всё, в Россию -
Тонкий, голенастый, хвост торчком…

(С. Орлов)

(Дергач, или коростель – небольшая птица семейства пастушковых.)

Верность

Я снова слышу гвалт сорочий...
А он бывает неспроста:
должно быть,
дождь ворваться
хочет
в сорочьи бойкие места.
Шуршит листвою лес
угрюмо
над многоверстною рекой
и заполняет полушумом
неустоявшийся покой.
Сороки –
чуткие радистки:
ступи в их зону

в тот же миг
по всей округе
разлетится
сигнал,
взлетающий от них.
Они встречают на полянах

гостеприимен
птичий дом.
Не трогай их,
пускай помянут
тебя когда-нибудь
добром.
Кому-то нравится,
как мерно
взлетают лебеди во тьму...
А я люблю сорок
за верность
родному дому своему.

(Л. Шкавро)

УМК «Гармония» литературное чтение Слайд 1

Тема урока: « Р. Сеф «Чудо»; А. Прокофьев «Люблю берёзку русскую...»»

Подготовила: Ревтова Любовь Николаевна

Тип урока: урок открытия новых знаний.

1) формировать умение работать с поэтическим произведением - находить эпитеты, олицетворение, прием сравнения научного описания и художественного изображения;

2) совершенствовать навык выразительного чтения стихотворения;

3) воспитывать нравственные принципы, чувство прекрасного.

Задачи урока:

Предметные УУД

Анализировать текст для определения его эмоционального характера.

Анализировать прочитанное с целью выявления подтекста.

Сравнивать иллюстрации с содержанием текста.

Анализировать произведение с целью определения авторского отношения к персонажу.

Метапредметные УУД

Личностные:

♦ вырабатывать ответственное отношение к качеству своей устной речи, заботиться о ее правильности;

♦ Формировать интерес к чтению, проявлять интерес поиску способов решения учебных задач.

♦ Формировать нравственно этические ориентиры.

♦ Развивать способность к рефлексии.

Регулятивные:

♦ Развивать склонность к оценке товарищей и к самооценке.

♦ научиться выполнять ту последовательность действий, которая приведет к решению поставленных задач;

♦ учиться осуществлять самоконтроль, как в процессе чтения, так и после его завершения.

Познавательные:

♦ анализировать, обобщать, понимать информацию, представленную в

художественных произведениях;

♦ работать с учебным текстом;

♦ делать выводы на основе обобщения.

Коммуникативные:

♦ адекватно использовать, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

♦ формулировать собственное мнение и позицию;

♦ участвовать в учебном диалоге.

Используемые технологии: ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие.

Формы организации познавательной деятельности: диалог, фронтальная работа, групповая работа.

Оборудование: авторский медиапродукт к уроку, учебник « Литературное чтение» часть 3, О.В. Кубасова, рабочая тетрадь, репродукция картины И. Левитана «Березовая роща», интерактивная доска.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности Слайд 2

Учитель: Ребята! Сейчас мы отправимся в путешествие по весеннему лесу. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. Мы идём по лесной тропе, и весенний лес нам становится как море, а полянка в лесу - как остров. На этом острове стоит тесно несколько берез, под ними мы сядем отдохнуть. Посмотрите: будто девушки, выбежали на берег лесной реки березки. Выбежали и загляделись в синие воды. Как красивы березы в майскую пору цветов, радуг и гроз! (рассматривают репродукцию А.И.Куинджи «Березовая роща»)

II. Актуализация опорных знаний

Учитель: употребляете ли вы, ребята, слово чудо в своей речи? В каких случаях?

А как вы можете объяснить смысл этого слова?

(Ответы детей)

Учитель: Не привыкайте к чудесам!

Дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам!

Глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам,

Присматривайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам -

Ничто не повторится!

За мигом миг, за часом час

Впадайте в удивленье.

Все будет так и все не так

Через одно мгновенье!

Л. Демьянова

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: откройте учебник на странице 108. Предположите, что мы будем изучать на этом уроке.

Дети: сегодня начинаем изучение произведений нового раздела учебника «Чудесное - рядом».

IV. Новый материал

1. Чтение стихотворения «Чудо» Р. Сефа.

Учитель: на сколько частей можно разделить произведение?

Дети: на две. Первая завершается словами «Так сходи и посмотри»

Учитель: в первой части подчеркни слова, которые надо выделить голосом, чтобы прочитать выразительно;

- во второй части стихотворения обозначь короткие и длинные паузы:

(Выполняют на интерактивной доске, и в рабочих тетрадях) Слайд 3

Не видел/

Никогда /

Не видел/

Вот беда - //

Не видел чуда! //

Так сходи/

И посмотри.//

Ты увидишь /

Просто чудо, //

Удивительное /

Где магазин /

«Посуда», //

Возле дома /

Номер три, //

Сквозь асфальт /

У перекрёстка/

Пробивается

Берёзка. //

Где автор предлагает своим читателям увидеть чудо? А что автор называет чудом?

А видели ли вы, ребята, такое чудо?

Почему автор называет березку чудом?

Прочитайте стихотворение так, будто вы кого-то хотите убедить в том, что березка - это действительно чудо?

Физкультминутка Слайд 4

Шуми, шуми, зеленый лес!
(Руки вверх, наклоны в стороны).
Знаком мне шум твой величавый,
(Рывки руками)

И твой поклон, и блеск небес

(Наклоны вперед)

Над головой твоей кудрявой.

(Шаги на месте).

Учитель: поэты и художники всегда чувствовали поэтическое очарование берёзы. А сколько песен сложено о берёзе народом, сколько этой белоствольной красавице посвящено стихов, картин! Для каждого из нас белоствольная берёза - символ родной земли, частичка Родины.

Поэт Николай Михайлович Рубцов написал: Слайд 5

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз.

В стихах другого поэта мы читаем:

Берёзка, солнце и Россия

Живут и вечно будут жить.

(Я. Шведов)

V. Первичное усвоение новых понятий

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.

2. Обсуждение прочитанного, перечитывание и работа с текстом

Как относится автор к берёзе?

Какие слова помогают это понять? Слайд 6

(Олицетворение - литературный приём, когда неживому приписываются признаки живого.)

Дети: поэт олицетворяет берёзу с живым существом, а именно с молодой девушкой.

Учитель: найдите и прочитайте эпитеты, которыми автор наделяет берёзу.

(Эпитет - образное определение предмета). Слайд 6

Дети: светлая, грустная, ясная, кипучая, плакучая.

Учитель: как вы думаете, почему для поэта важны именно эти слова?

(Ответы детей)

3. Словарная работа

Учитель: объясните значение слова: заречная

Дети: (читают сноску 1) находящаяся за рекой.

Учитель: объясните значение слова: оплечье

Дети: (читают сноску 2) старинное слово, обозначающее часть одежды, покрывающей плечи).

VI. Первичное закрепление новых понятий

2) парами по строкам;

3) коллективно вместе с учителем;

4) целиком (2-3 ученика).

2. Сравнение научного описания и художественного изображения берёзы

Учитель: послушайте научное описание берёзы.

(Заранее подготовленный ученик делает сообщение о березе) Слайд 7

Береза относится к деревьям и кустарникам семейства березовых. Кора стволов белая или иной окраски, вплоть до черной. Листья простые, чешуйчатые. Цветет береза ранней весной. Плод - орешковидный, плоский, двукрылый. Семена созревают летом или осенью.

Учитель: сравним описание поэтической и научной речи. Для этого заполним таблицу, отметив особенности двух произведений

(стихотворение - 1, статья - 2)

(Выполняют на интерактивной доске, и в рабочих тетрадях) Слайд 8

Особенности

Передает чувства

Излагает сведения

Используются образные языковые средства

Используются термины (слова, обозначающие строго определенные понятия в какой - либо области знания)

Вывод: поэтическая речь поэта передает чувства человека по отношению к березе с помощью образных языковых средств - эпитетов, олицетворения.

Учитель: наше виртуальное путешествие закончилось, пора возвращаться из весеннего леса. Запомните свои ощущения, чтобы передать их в домашнем сочинении.

VII. Итог урока

Изучение какого раздела учебника начали сегодня на уроке?

Какие произведения читали? Что их объединяет?

Почему эти произведения размещены на страницах раздела «Чудесное - рядом»?

VIII. Рефлексия

Учитель: итак, достигли ли мы целей урока? Задайте себе вопросы: что нового узнал на уроке? Доволен ли я своей работой? Заполните лист самооценки. Слайд 9

Домашнее задание: выполнить задания учебника № 4 и № 5 (сочинение) с. 111.

В продолжение темы:
Цветы

Еще в начале ноября аналитики убеждали всех, что победа Трампа на выборах заставит Федеральную резервную систему пересмотреть планы по повышению ставки, но на деле все вышло...

Новые статьи
/
Популярные