Символом чего стала шестиконечная звезда у христиан. О христианстве


Шестиконечную звезду невозможно рассматривать без конкретной привязки к «Треугольнику», ибо они взаимосвязаны самым тесным образом.



В настоящее время считается, что шестиконечная звезда – это сакральный знак весьма абстрактных евреев, конкретных сионистов и таинственных масонов. Но следует, наверное, напомнить, что потомки Авраама в мучительных умственных потугах этот знак не рожали. Скорее всего, они его самым банальным образом «унесли» с берегов Нила три тысячелетия назад, где не очень добросовестно служили рабами белых фараонов. Собственно, шестиугольник был ими лишь позаимствован у древних мудрецов из большого и тайного списка магических знаков.

В нынешнем политизированном научном мире замалчивается много информации, в частности, о находках на нашем Русском Севере, где, по утверждению исследователей, существовала высокоразвитая цивилизации носителей будущей индоевропейской культуры- Древних Ариев. Вот что на сей счёт пишет В. Мещеряков в своей публикации «Шестиконечная звезда Заполярья»:

«… Часа через два-три самозабвенной работы мы обнаружили: пару изображений человека-лося, мелкую пластику в виде прекрасно выполненной птицы и… серебряную шестиконечную звезду на каменной плите-подставке. Звезда, размером сантиметров двадцать, была усыпа shy;на крупными камнями зелёного и тёмно красного цветов…"



Речь идёт о раскопках, которые проводились в «Большеземельской тундре», где-то между Нарьян-Маром и Воркутой в нескольких десятках километров от Северного Ледовитого океана. Возраст обнаруженного древнего поселения, по всей видимости, доледниковый. Откуда бы взялась «еврейская" звезда на Русском Севере задолго до появления на южных благодатных землях таких великих культур, как шумерская и египетская? По одной из самых вероятных версий, именно наш Север является прародиной белых индийских брахманов и египетских фараонов.



Более десяти тысяч лет назад племена северной Белой Расы, гонимые надвигающимся ледником, покинули родные земли, и ушли на юг. Белые переселенцы посеяли великую «индоевропейскую» культуру на обширной территории от Индии до Египта. Существуют источники, которые подтверждают, что первые четыре династии египетских фараонов были белыми людьми. Великая культура погибла, но остались её следы… Отчасти этот магический иероглиф – шестиконечная звезда, которая сегодня официально присутствует на флаге государства Израиль, на ритуальных атрибутах масонов и разного рода сионистов.

Сергей Нилус поясняет, что ныне шестиконечная звезда – это «Символ или печать «тайны беззакония» – богоборства дьявола… Их печать будет печатью и царя их и бога-антихриста… Шестиконечная звезда, составленная из двух взаимопересекающихся треугольников… носит название в ритуале еврейского богослужения – «Маген-Давид» , что значит «Щит Давидов».

Один из треугольников (темный) обращен вершиной вверх, а другой (светлый) вершиной вниз. Первый на вершине своей носит букву А, а второй – Q (греческие; остальные буквы еврейские. Буква А в греческом алфавите первая, буква Q - последняя. – «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний" Ап. 22, 13).

Равносторонним треугольником, пишет Сергей Нилус, изображается Триипостасный Бог. Христианский бог для масоно-еврейства есть "бог зла» Он тёмный и его вершина обращена «до времени» вверх. Светлый треугольник -олицетворение масоно-еврейского -«бога добра» – обращен вершиной вниз, тоже «до времени». Первый есть Альфа, т.е., тот, кто прежде; второй -Омега, т.е., тот, кто после.

"Такова кощунственная тайна печати синагоги дьявола и грядущего её ставленника, антихриста. Погляди кругом себя, читатель: не видно ли уже стало тебе печати этой почти на каждом шагу твоей повседневной жизни?.."

У масонов и у отпрысков масонского дерева эта печать имеет другое название: каббалистическая «гексаграмма». По уверению каббапистов гексаграмма эта есть последнее слово магии и означает: «Он тот, кем он будет».



На рисунке 1 теософами и оккультистами изображен всё тот же «Маген-Давид», всё та же антихристова печать.



Окружает её кольцо «Символического Змия», о котором нам поведали «Протоколы Сионских мудрецов»;

«Сегодня могу вам сообщить, что наша цель уже в нескольких шагах от нас. Остаётся небольшое пространство, и весь пройденный нами путь готов уже сомкнуть свой цикл Символического Змия, каковым мы изображаем наш народ. Когда этот круг сомкнётся, все Европейские Государства будут им замкнуты, как крепкими тисками…» (ПСМ. Пр №3).

На рисунке 1 мы видим, что голова « Змия» уже сомкнута с хвостом и что вершина тёмного треугольника опущена вниз, а вершина светлого поднята кверху. Путь Змия, стало быть, можно считать пройденным и то, «что было ниже», «стало выше», и то, «что было прежде, стало после».

Это – древняя каббала. Только вот каббала, как учение, имеет Ведическую основу, написана она была не буквами, а символами магов и приписывается белокурому гиганту Гермесу Трисмегисту, который пришёл в долину Нила из далёкой северной страны. Возможно, с того самого поселения, в раскопках которого участвовал в наши дни упомянутый выше Вячеслав Мещеряков.



Размышления Сергея Нилуса о смысловом наполнении известных знаков и символов, хоть и опутаны прежним христианским догматом, всё-таки достойны детального рассмотрения, ведь не редко под толстым слоем свежей краски старые полотна хранят шедевры великих мастеров прошлого.

Из оккультных книг католического расстриги-священника Элифаса Левита следует, что Гермес, Люцифер и Дьявол – это одно лицо. Есть версия, что Гермес Трисмегист вообще имеет неземное происхождение. Но это вовсе не повод для паники, ибо на палитре Природы присутствуют все краски, ответы на этот и многие другие вопросы пока находятся под замком. Мы найдём к нему заветный ключик.



Кстати, Сергей Нилус обнаружил на рисунке 2 в центре гексаграммы магический Анх и назвал его «Ключиком Соломона» – "daviculum Salomoni, раскрывающим тайны глубин сатанинских. Но ключик «Анх» на несколько тысячелетий древнее Соломона, а Сатана и есть Дьявол, Люцифер, Гермес, египетский Тот и славянский Бог Света и Знаний – Велес. Остаётся выяснить, что же собой представляют «тайны глубин сатанинских», в которые упорно пытаются проникнуть многие мистики и маги.

Следует полагать, что каббала -Предание – это своего рода тайное завещание голубоглазого Гермеса доброму и справедливому племени явного Мира. Но нынешняя каббала по Папюсу – это лишь незначительная часть философских сочинений для любопытных профанов. Ведь Предание – это знания и сверхзнания. А сверхзнания – это сверхсила, сверхоружие, которое в добрых руках обладает огромной созидательной силой (египетские пирамиды, колосс Родосский, висячие сады Семирамиды, Александрийский маяк…), а в недобрых – разрушительной.



Вспомним-ка Русские сказки: …тёмной ночью зпые и коварные люди похит или волшебный меч…

Сорок лет Моисей водил евреев по пустыне, чтобы сменилось поколение свидетелей и соучастников кражи. Египетский фараон действительно посылал своё войско в погоню за евреями, только не для того, чтобы вернуть опостылевших рабов, а чтобы не допустить утечки священных знаний. Итог описан в Ветхом Завете.

И ещё небольшой штрих о магическом «ключике».

– Горе вам, законникам, что вы взяли ключ разумения: сами не вошли и входящим воспрепятствовали"

(Евангелие от Луки 11:52)



Эти слова принадлежат Иисусу из Назарета и обращены к еврейской жреческой верхушке. Во время длительного путешествия по ветхозаветным землям, Иисус познал Истину и принёс «ключ разумения» соплеменникам. Но хитрые жрецы, обладавшие древней мудростью (или её частью), уже поделили «богоизбранное» племя на «простых евреев» и «посвященных», даже определили круг допустимого уровня Знаний, то есть создали Талмуд – не Закон, а лишь толкование Закона (Торы), обозначив таким образом себя высшей привилегированной кастой. Но чтобы соблюсти свои интересы на огромных просторах трёх континентов, следовало сохранить тайну «глубин сатанинских».

Заветный «ключик» пришлось спрятать, а Иисуса уничтожить, кстати, как всегда, – чужими руками.

Не обошёл стороной вопрос магии шестиугольника и Владимир Истархов в своей книге «Удар Русских Богов», которая в хорошем смысле и по праву стала учебником для юных волхвов.

"Первоначально шестиконечная звезда своё магическое значение заимствовала из египетских иероглифов, в которых придаётся огромное значение пяти- и шестиконечным звёздам.

Оккультисты и каббалисты, взяв за основу шестиконечную звезду, сделали из неё звезду Давида и заложили в этот символ сатанинский смысл. И именно в этом сатанинском смысле шестиконечная звезда Давида стала официальным символом государства Израиль.

Осмысление шестиконечника каббалисты начали, украв языческий символ триединого бога (Триглава) – треугольник с вершиной вверх. Треугольник с вершиной вниз – символ Сатаны.

В язычестве человек, как подобие Божие, также изображался в виде треугольника, и его стороны означали части человека – материю, энергию и дух».

Особое место В. Истархов отводит философии толпо-элитарной модели общества. Основой её являются знания и сверхзнания. А сама модель применима для любого общества и, что характерно, тоже состоит из двух треугольников.

Первый треугольник представляет собой структуру общества: нижняя (широкая) его часть – толпа, средняя – элита, а верхушка треугольника – жречество. Кстати, отмечает Истархов, люди элиты, занимающие порой высокие посты, по уровню своего мышления нередко являются заурядными людьми толпы. И не выше.

Второй треугольник – качество и количество знаний.

Итак, чем ниже ступень первого треугольника, тем она шире, и тем, следовательно, больше представителей общества её занимают. А на их уровень знаний указывает другой треугольник, который, по старой офицерской поговорке, «идёт на конус». В казарме говорят: «Зад для пинков становится шире, а грудь для медалей – уже». Если же объединить оба треугольника, получится знак, символизирующий механизм управления толпой в частности, и обществом в целом, – «Кто владеет знаниями, тот владеет миром». Ведь для того, чтобы красиво обмануть жителей целой страны, надо, как минимум, знать психологию толпы.

Масонская иерархическая пирамида также представляет собой треугольник… как, собственно, и финансовая пирамида Мавроди. Верхушку своего треугольника масоны часто украшают «недреманным оком» Архитектора Вселенной. Несомненно, второй (перевёрнутый) треугольник гексаграммы в последних двух случаях тоже должен обозначать качество и количество знаний.

В. Емельянов, автор книги «Десионизация», тоже даёт объяснение шестиконечной звезде. «…В два взаимопересекающихся неразъёмных треугольника,образовавших звезду Давида, была заложена идея мирового господства евреев над всеми гоями мира: абстрактный символ «союза» всадника (иудеев) и лошади (эксплуатируемых гоев)…

Это, конечно же, современная интерпретация знака, но коли уж есть песня, то есть и слова. Здесь следует заметить, что племя, изображаемое в виде «Символического Змия» (читай ПСМ) и взявшее в качестве своего символа шестиконечную звезду, за два с лишним тысячелетия исторического пути так умуд shy;рилось наследить во всём Мире, что «гексаграмма» теперь представляется нам чем-то неприятным.



Однако исследователи Славянской Ведической культуры утверждают, что шестиконечная звезда несёт а себе более широкую смысловую нагрузку, ибо она также является символом Знаний, Света, и богатства. Но за Знания, Свет (в высшем смысле этого слова) и распределение богатства на земле несёт ответственность тот самый Сатана (Гермес, Шайтан, Дьявол и Славянский Велес), от общения с которым мы напрочь отказались. Можно предположить, что Сатана – производное от Сет. Ведическая Русская Троица – Боги Высшего Круга: Сварог, Перун и Велес – была взята за основу и в религии Древнего Египта.



В обоих случаях существует философия противостояния высших божественных сил. У славян непримиримыми соперниками являлись Перун и Велес, а у древних египтян Гор и Сет, хотя, первый и второй представляли собой единое целое – две стороны Единой Сущности.

«Велес – великий властитель, – пишет А. Асов в книге «Славянские Боги и рождение Руси», – основа веры, третий лик Славянской Ведической Троицы. В начале он явился как сын Рода и коровы Земун. Потому его видят быкоглавым (слово «бык" – cnocoб произношения слова «бог»)…"

Два скрещенных треугольника – шестиконечная звезда – древний символ постоянного великого противостояния (сосуществования) двух могучих сил.

В мифологии народов, носителей арийской культуры, Велес имел множество разных имён, но непременно обладал способностью принимать облик быка. В Древнем Египте существовал культ священных животных. Египетские жрецы считали быка божеством Солнц и золота одновременно. Почитание «золотого тельца» и есть почитание Бога Велеса. Известно, что Моисей, выведший свой народ из Египта и повелевший почитать в качестве единственного бога евреев Яхве, наказывал плетьми соплеменников за тайное поклонение быку – «золотому тельцу».

У «простых» библейских евреев поклонение ведическим богам было наказуемо, но поощрялось раньше и поощряется ныне поклонение золоту, как металлу. Эту идеологию подверг сомнению Иисус Назарей и был распят. Понятие «золотой телец» с тех пор потеряло первоначальный божественный и философский смысл, остался только меркантильный. Поэтому, знак Русского Бога Велеса – символ богатства – присвоили себе торгаши, менялы, кидалы и ростовщики. Позже он был назван Звездой Давида, А „золотой телец», благодаря Ильфу и Петрову, стал «Золотым телёнком»…

И всё же, у знака есть более глубокий философский смысл. Шестиконечная звезда, состоящая из двух взаимопроникающих треугольников, это идеальный символ устройства мира. Символ будет полным, если его вписать в круг – КОЛО. Треугольник, повёрнутый вершиной вверх – ЯВЬ. А повёрнутый вершиной вниз – НАВЬ. Эти два мира, видимый – явный, и невидимый – параллельный или зеркальный, находятся в вечном противостоянии, противоборстве. Верхний мир – ЯВЬ олицетворяет строгий Бог Перун, а НАВЬ – мудрый Бог Велес. ПРАВЬ, изображённая в виде круга – КОЛО, опоясывающая оба треугольника, представлена Великим Сварогом и осуществляет постоянный, во времени и в пространстве, контроль за равновесием всей системы мироздания. Она же символизирует бесконечность Вселенной. Два «борющихся» старца, которых олицетворяет гексаграмма, – есть альфа и омега, что было и что будет, жизнь и иной, другой, неведомый мир, куда мы обязательно уйдём. Здесь же можно представить магическое число «перевёртыш» – 999-666, но об этом позже.



КСТАТИ, пирамиду можно встретить не только в Египте. Так, однодолларовая купюра США содержит недвусмысленные символы и лозунги, подтверждающие, что идеологией государства является «новый мировой порядок» под гегемонией доллара, на основе учения каббалы. Особое внимание привлекает повторяющееся каббалистическое число 13.

На купюре изображена пирамида из 13 ступеней, её верхушка – треугольник с оком Великого Архитектора Вселенной. В правой части помещен орел и щит с 13 полосами. В одной его лапе ветка с 13 листьями и 13 цветками, в другой – символ войны – пучок из 13 стрел. В клюве пента с каббалистической надписью: "Единство в многообразии". Над орлом – шестиконечная звезда, составленная из 13 пентаграмм.

Дизайн купюры выполнен во второй половине 30-х годов XX века эмигрантом из России С .Макроновским. Но символика, несомненно, имеет далекие египетские корни, а орел со всей масонской атрибутик ой был изображён также на серебряном долларе ещё в 1798 году.

Которая же из представленных расшифровок таинственного смысла «гексаграммы» более достоверна? Да, конечно же все, ибо это есть трансформация знака во времени. А знаку уже более десяти тысяч лет, как минимум. Следует, наверное, в обозримом будущем очистить от вульгарных наслоений и вернуть себе свою шестиконечную звезду – символ устройства Мира, Мудрости и богатства.



Российская императрица, немецкая принцесса Софья-Августа Ангальт-Цербстская (известная Екатерина II), разрешившая своим придворным бесконтрольно баловаться масонскими учениями, в 1766 году учредила отличительный знак для депутатов от различных сословий вверенного ей государства. Знак этот представляет собой овал, на одной стороне которого изображена египетская пирамида с императорской короной на вершине.

А после разгрома и изгнания из России войск Наполеона, Барклай-де Толли подписал указ "о раздаче" новой медали в память о 1812 годе. Медаль сначала предполагалось выполнить с профильным портретом императора Александра I. На сей счёт нынешние источники пишут так: "…по каким-то неведомым причинам вместо этого изображения медаль была отчеканена с лучезарным -всевидящим оком" всевышнего…» Надо полагать, сегодня и ребёнку известно, что ""настоящая власть живёт за троном", и она отнюдь не является «неведомой причиной".

Пирамида с недрёманным оком Великого Архитектора Вселенной и далее регулярно изображалась на последующих российских медалях, вплоть до1905 года. Может поэтому, помазанников божьих уж нет, а доллар с масонской символикой – вот он…

Здравствуйте, Батюшка!

Здравствуйте, батюшка. одна из моих знакомых привезла в подарок из Святой Земли крест с высеченной звездой Давида. Крест был приобретен в храме гроба Господня, подскажите, как Православное Христианство относится к такой символике. Спаси Господи.

Ответ:

Здравствуйте Елена!

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих «крестов» также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый — Последний, Альфа — Омега, Начало и Конец, Корень Давида — потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) — условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды — это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус – обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, Батюшка!

Читая о небесной иерархии не нашел ответа на вот какой вопрос. Как представить себе небесные чины — Начала, Престолы, Господства, Силы, Власти? С Ангелами и Архангелами все понятно — кто они и что из себя представляют можно понять, посмотрев хотя бы на иконы — это приближенные к Богу существа, крылатые, с нимбом, в остальном — с внешним обликом, схожим с человеческим. А вот другие чины небесные представить себе не могу. Помогите, пожалуйста разобраться.

Храни Вас Бог. Сергей.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

Не разделяю Вашего оптимизма, что Вы представляете, как выглядят ангелы и архангелы. Действительно, есть их иконописное представление и тексты Священного Писания, передающие их облик, но это касается того их облика, в котором они являются людям. Ангельские силы имеют тонкое материальное тело, а, значит, имеют форму и облик, но их можно узреть только духовным зрением. Телесными очами можно их видеть только в особых редких случаях по промыслу Божиему, когда Господь посылает их к человекам.

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Бестелесным и невещественным называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно». «Они – невидимы. Впрочем, и сие свойство принимается ограниченно: Ангел, душа, демон, — говорит святой Дамаскин, — хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные своей природе».

Ангелов – бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их. Пророк Даниил в видении своем видел, что, когда «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями…тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 9-10). «Представь, говорит св. Кирилл Иерусалимский, как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более».

В Священном Писании упоминаются: ангелы, архангелы, силы, господства, начала, власти, престолы, херувимы, серафимы (см, например, Кол. 1, 16; Еф. 1, 21; Пет. 3, 22). Святой Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют ангелов на девять ликов, а эти девять ликов – на три чина. К первому чину относятся престолы, херувимы, серафимы; ко второму — власти, господства, силы; к третьему — ангелы, архангелы, начала. Вообще, древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным и непостижимым для разума. «Сколько чинов небесных существ, разсуждает св. Дионисий Ареопагит, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает один Бог, виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя». «Что есть, говорить также блаж. Августин, престолы, господства, начальства и власти в небесных обителях, непоколебимо верую и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю». «Есть, говорит Златоуст, по истине есть и другие силы, которых даже имен мы не знаем… Не одни ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти суть обитатели небес, но и бесчисленные иные роды и невообразимо – многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово».

Из этого следует, что не надо стремиться представить себе внешний облик ангельских сил. Это выше меры человеческой. Исключения составляют только их иконописные изображения, т.е. те случаи, когда ангелы видимым образом посылались к людям. Даже читая тексты Священного Писания чрезвычайно трудно, а, скоре, невозможно представить образ ангелов, например, пророк Иезекиль, глава 1 (животные, которые упоминаются в этой главе, суть живые существа, т.е. ангелы).

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, Батюшка.

Помогите, пожалуйста разобраться в термине «Православные поместные церкви, представляющие собой единую Церковь» Этот термин я услышал в контексте евхаристического общения РПЦ с другими церквями. Что это за поместные церкви? Только те, что находятся под эгидой Московского Патриархата, или какие-то другие?

И еще один вопрос. Представители каких конфессий допускаются на явление чуда «Благодатного огня» в Иерусалиме?

Храни Вас Бог.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

В настоящее время к поместным православным Церквям относятся следующие:

Константинопольская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей (Архондонис)

К юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь (Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии)

Александрийская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор (Хорефтакис)

Антиохийская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий (Хазим)

Иерусалимская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины

Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Феранский и Раифский)

Грузинская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Католикос – Патриарх всей Грузии Илия (Гудушаури–Шиолашвили)

Сербская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо–Карловацкий Павел (Стойчевич)

Румынская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский Феоктист (Арэпашу)

Болгарская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Максим (Минков)

Кипрская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом (Киккотис)

Элладская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул (Параскеваидис)

Албанская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос)

Польская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк)

Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Предстоятель: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Николай (Коцвар)

Православная Церковь в Америке

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман (Свайко)

Японская Автономная Православная Церковь

Предстоятель: Даниил, Высокопреосвященнейший митрополит Токийский и всей Японии.

Более подробную информацию по каждой из вышеперечисленных Поместных Православных Церквей Вы сможете найти в Православном церковном календаре на 2006 год (Издательский Совет Русской Православной Церкви) на стр. 161.

Как Вы понимаете, они не подчиняются Московскому Патриархату и находятся между собой в евхаристическом общении.

Что касается второй части Вашего вопроса, то не могу ответить точно, т.к. лично я никогда не был в Иерусалиме. Думаю, что инославным христианам и даже верующим других конфессий, с благоговением находящимся в Иерусалимском храме, не возбраняется присутствовать при нисхождении благодатного огня. Церковный устав строго воспрещает быть участниками Церковных Таинств для неправославных. Возбраняется также общая молитва православных с еретиками. Но с благоговением относящимся к христианской вере, не возбраняется присутствовать во время православного богослужения. Даже некрещеные могут присутствовать на первой половине Божественной Литургии – самого сокровенного Таинства Церкви.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Связь с иудейской культурой впервые была обнаружена на еврейской печати седьмого века до нашей эры, найденной в Сидоне, которая принадлежала некоему Йеошуа бен Йешаяу. А название «магендовид» впервые упоминается в раннем Средневековье в связи с легендарным «щитом царя Давида», о котором писал в своей работе по каббале внук мудреца Рамбана в 14 веке. Утверждалось, что щит в виде гексаграммы защищал самого царя и его воинов во всех победоносных сражениях. По другой версии, свое название магендовид получил благодаря лжемессии Давиду Алрою, который повел войска на Иерусалим, чтобы отбить город у властвовавших там крестоносцев. Колдун и мистик, Алрой сделал шестиконечную звезду символом своего рода и, возможно, назвал в свою честь.

Как бы там ни было, уже с 13-го века звезда Давида появляется на стенах германских синагог, ею начали украшать мезузы и амулеты, а в дальнейшем - и каббалистические тексты. Однако исследователи полагают, что магендовид имел в то время исключительно декоративное значение. Первое же свидетельство использования магендовида в качестве специфического символа датируется 1354 годом. Именно тогда император Священной Римской империи Карл IV пожаловал пражским евреям привилегию иметь собственный флаг, который представлял собой красное полотнище с нарисованной на нем шестиконечной звездой. С тех пор магендовид стал основным символом еврейской культуры.

Тайны русского севера

Так звучит официальная версия происхождения шестиконечной звезды, однако в научном сообществе озвучиваются и другие. Например, Вячеслав Мещеряков в публикации «Шестиконечная звезда Заполярья» приводит отчет о своих исследованиях на русском Севере:«.. .мы обнаружили пару изображений человека-лося, мелкую пластику в виде прекрасно выполненной птицы и... серебряную шестиконечную звезду на каменной плите-подставке. Звезда размером сантиметров двадцать была усыпана крупными камнями зеленого и темно-красного цветов...» Ученый уверен, что во времена доледникового периода, когда климат в тех местах был значительно теплее, здесь существовала высокоразвитая цивилизация древних ариев, прародителей будущей индоевропейской культуры. Так, может быть, гексаграмма пришла в Индию с Севера? Однозначно на этот вопрос ответить пока невозможно.

Что касается самой геометрии символа, то и здесь нет единого мнения, как нет его в отношении любого древнего знака. С большой долей вероятности можно утверждать лишь то, что два совмещенных треугольника обозначают небо и землю, Бога и человека - словом, единство начал, из которых состоит мироздание. Так он интерпретируется в большинстве культур. Но, например, израильский исследователь Ури Офир предполагает, что происхождение гексаграммы связано с храмовой менорой - светильником с семью лампадами. Под каждую лампаду клали цветок белой лилии, который, как известно, имеет шесть лепестков треугольной формы. Получалось, что огонь лампады горел как бы в центре шестиконечной звезды.

Звезда Давида - модель мироздания или число зверя?

В индийской культуре, в частности в тантре и йоге, шестиконечная звезда была и остается янтрой - графическим символом одной из семи чакр человека, а именно - Анахаты, сердечного центра. Эта чакра находится в позвоночнике на уровне сердца и отвечает за преданность, любовь, сострадание и радость. В янтре треугольник, направленный вниз, символизирует небо, а треугольник вершиной вверх - земное начало. Поэтому шестиконечная звезда выражает человеческую сущность, пребывающую в вечном союзе и борьбе духовной и плотской составляющих.

Другие древние источники связывали гексаграмму с четырьмя стихиями, четырьмя сторонами света, гармоническим союзом мужчины и женщины и даже Ангела и Демона. Каббалисты считали, что магендовид отражает семь нижних Сефирот - эманации Бога. А согласно эсхатологическому толкованию, гексаграмма символизирует число Зверя - 666, поскольку имеет шесть углов, шесть малых треугольников и шесть сторон внутреннего гексагона.

Представители каждого религиозного или эзотерического течения видели в шестиконечной звезде что-то свое. Например, в раннем христианстве гексаграмма ассоциировалась с Вифлеемской звездой или с шестью днями творения. С появлением алхимии символ стал графическим изображением философского камня. В масонстве магендовид являлся эмблемой транцедентальной мудрости.

Заслуживает отдельного упоминания толкование этого символа немецко-еврейским философом Францем Розенцвейгом. По его мнению, магендовид олицетворяет отношения между творцом, людьми и реальностью. На вершинах треугольника, лежащего в основании, находятся Бог, Человек и Мироздание. А другой треугольник выражает позицию иудаизма по отношению к этим элементам. Сложение треугольников образует «Звезду спасения».

Символ свободы

Наиболее прочная связь у шестиконечной звезды установилась с иудаизмом. Большинство еврейских общин по всему миру признали магендовид одним из своих главных символов. А немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил его вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Поэтому не удивительно, что в XX веке символ появился на антисемитских карикатурах, а затем нацисты выбрали в качестве отличительного знака еврея магендовид на желтом фоне. Такую унизительную повязку должны были носить все еврейские жители гетто во время Второй мировой войны. Но не прошло и десяти лет, как звезда с шестью лучами из клейма превратилась в символ свободы. 28 октября 1948 года был официально утвержден флаг Израиля с голубой шестиконечной звездой на белом фоне.

Примечательно, что самые большие друзья Израиля - США - тоже имеют в своей символике гексаграмму. Звезда Давида изображена на Большой печати Соединенных Штатов. Также Звезда Давида отчетливо видна в орнаменте стен храма Христа Спасителя в Москве и в кресте центрального купола. Присутствует она и на иконах. Символ можно сегодня встретить на гербах немецких городов Гербштед и Шер, а также украинских - Конотопа иТернополя.

Звезда Давида - модель мироздания или число зверя?

В индийской культуре, в частности в тантре и йоге, шестиконечная звезда была и остается янтрой - графическим символом одной из семи чакр человека, а именно - Анахаты, сердечного центра. Эта чакра находится в позвоночнике на уровне сердца и отвечает за преданность, любовь, сострадание и радость. В янтре треугольник, направленный вниз, символизирует небо, а треугольник вершиной вверх - земное начало. Поэтому шестиконечная звезда выражает человеческую сущность, пребывающую в вечном союзе и борьбе духовной и плотской составляющих.

Другие древние источники связывали гексаграмму с четырьмя стихиями, четырьмя сторонами света, гармоническим союзом мужчины и женщины и даже Ангела и Демона. Каббалисты считали, что магендовид отражает семь нижних Сефирот - эманации Бога. А согласно эсхатологическому толкованию, гексаграмма символизирует число Зверя - 666, поскольку имеет шесть углов, шесть малых треугольников и шесть сторон внутреннего гексагона.

Представители каждого религиозного или эзотерического течения видели в шестиконечной звезде что-то свое. Например, в раннем христианстве гексаграмма ассоциировалась с Вифлеемской звездой или с шестью днями творения. С появлением алхимии символ стал графическим изображением философского камня. В масонстве магендовид являлся эмблемой транцедентальной мудрости.

Заслуживает отдельного упоминания толкование этого символа немецко-еврейским философом Францем Розенцвейгом. По его мнению, магендовид олицетворяет отношения между творцом, людьми и реальностью. На вершинах треугольника, лежащего в основании, находятся Бог, Человек и Мироздание. А другой треугольник выражает позицию иудаизма по отношению к этим элементам. Сложение треугольников образует «Звезду спасения».
Символ свободы

Наиболее прочная связь у шестиконечной звезды установилась с иудаизмом. Большинство еврейских общин по всему миру признали магендовид одним из своих главных символов. А немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил его вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Поэтому не удивительно, что в XX веке символ появился на антисемитских карикатурах, а затем нацисты выбрали в качестве отличительного знака еврея магендовид на желтом фоне. Такую унизительную повязку должны были носить все еврейские жители гетто во время Второй мировой войны. Но не прошло и десяти лет, как звезда с шестью лучами из клейма превратилась в символ свободы. 28 октября 1948 года был официально утвержден флаг Израиля с голубой шестиконечной звездой на белом фоне.

Примечательно, что самые большие друзья Израиля - США - тоже имеют в своей символике гексаграмму. Звезда Давида изображена на Большой печати Соединенных Штатов. Также Звезда Давида отчетливо видна в орнаменте стен храма Христа Спасителя в Москве и в кресте центрального купола. Присутствует она и на иконах. Символ можно сегодня встретить на гербах немецких городов Гербштед и Шер, а также украинских - Конотопа иТернополя.

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих "крестов" также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый - Последний, Альфа - Омега, Начало и Конец, Корень Давида - потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Гексаграмма (греч. hex - шесть; gramma - черта, линия) - шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками <...> и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды - это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус - обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

В продолжение темы:
Как делаются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»УТВЕРЖДАЮЗав. кафедрой пищевой инженерииС.Ю....

Новые статьи
/
Популярные