Звезда из двух треугольников. О христианстве

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих "крестов" также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый - Последний, Альфа - Омега, Начало и Конец, Корень Давида - потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря :

Гексаграмма (греч. hex - шесть; gramma - черта, линия) - шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) - условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками <...> и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды - это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус - обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

Здравствуйте, Батюшка!

Здравствуйте, батюшка. одна из моих знакомых привезла в подарок из Святой Земли крест с высеченной звездой Давида. Крест был приобретен в храме гроба Господня, подскажите, как Православное Христианство относится к такой символике. Спаси Господи.

Ответ:

Здравствуйте Елена!

Скажите, пожалуйста, почему на крестах храма Христа Спасителя изображены шестиконечные звезды (12 штук на каждом кресте)? Ведь их можно принять за звезды Давида, т.е. символ иудеев? Насколько знаю из Апокалипсиса, Иисус говорит, что утренняя звезда дается пастырям (в переносном смысле царям), т.е. тем христианам, которые выстояли все испытания, и, если понимать буквально, то значит и воскресшим со своих «крестов» также, как и Сам Иисус Христос. Еще Сам Иисус говорит, что он звезда Светлая и Утренняя. Скажите еще, пожалуйста, что означают эти Светлая звезда и Утренняя звезда по православной символике? А также: Первый — Последний, Альфа — Омега, Начало и Конец, Корень Давида — потомок Давида? И как эти звезды изображаются?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

Гексаграмма (греч. hex – шесть; gramma – черта, линия) – шестиконечная звезда, составленная из двух равносторонних треугольников, имеющих общий центр. Она не является особым символом иудаизма. Гексаграмма встречается за много веков до Р. Х. в Индии, Месопотамии, Британии и др. странах. Она широко использовалась как элемент декора в средние века в арабских странах. Изображение ее можно встретить на старых мусульманских кладбищах. До конца 18 века к гексаграмме лишь эпизодически обращались представители иудаизма. Только с начала 19 века евреи начинают принимать ее как национальную эмблему. В последние два века она часто изображается на синагогах, в еврейских изданиях, на могильных памятниках. С образованием еврейской государственности шестиконечная звезда изображается на израильском флаге. Выбор этого знака не имеет опоры в религиозной или исторической традиции иудаизма. Названия «щит Давида» (маген Давид) и «печать Соломона» (sigillum Solomonis) — условны. Связь гексаграммы с этими двумя великими царями библейской истории никак не прослеживается. У древнееврейских воинов было два вида щита: большой продолговатый для защиты всего тела (евр. цинна) и небольшой круглый (евр. маген). Нет никаких свидетельств, что у Давида был не круглый щит, а шестизубчатый. Вряд ли и у царя Соломона могло быть начертание гексаграммы. Синайское законодательство запрещало делать изображение «того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли» (Исх.29:4). Евреи понимали это предписание предельно широко. Шестиконечная звезда могла восприниматься как изображение того, «что на небе вверху».

Иногда ссылаются на то, что с конца 17 века гексаграмму использовали каббалисты. На это надо решительно сказать, что нет ни одной геометрической фигуры, которая за долгую человеческую историю не была бы предметом философско-космологических и оккультно-мистических спекуляций. Если мы, отвергая разные лжеучения, не воспринимаем их символические истолкования, они для нас будут лишь геометрическими формами, взятыми из сотворенной Богом природы. Мы не должны абсолютизировать знаки, чтобы не допустить в свое сознание элементы магизма.

В храме Христа Спасителя гексаграмма присутствует в декоративно-эстетических целях.

Господь Иисус Христос после данных тайновидцу откровений, подтверждая Свое Мессианское достоинство, называет Себя: Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. С помощью первой и конечной букв греческого алфавита Он указывает на заключенную в Нем полноту. Такое образное выражение применялось и еврейскими книжниками: «от Алефа до Тава». Выражение Альфа и Омега означает, что Христос есть истинный Бог. Ранее в тексте этот образ дважды применялся к Богу Вседержителю (ср. Отк.1:8; 21:6). Тождественно по смыслу выражение Первый и Последний. Оно встречается и в Ветхом Завете: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис.44:6; Ис.48:12). На абсолютную полноту Бога указывает так же соединение слов «начало и конец».

Продолжая подтверждать Свое Божественное достоинство, Иисус Христос применяет к Себе образы и выражения, которые указывают на древние пророчества о Нем: «Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Числ.24:17). Св. апостол Петр подтверждает, что это выражение относится именно к Христу: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2 Пет.1:18-19). Спаситель называет Себя утренней звездой, потому что она предвещает восход солнца, который прогонит мрак ночи, тьму греха и смерти. «Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками и дам ему звезду утреннюю (Откр.2:26,28). Обетование утренней звезды — это обетование Самого Христа.

Выражение «корень и потомок Давида» тесно связано с пророчеством Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис.11:1-2; ср. «Дух Господень на Мне», Лк.4:18). Иессей был отцом Давида. Слова корень Иессея, также как и корень Давида, указывают, что Иисус – обетованный Богом через пророков Мессия, Который произойдет из царственного рода Давида. Он не только является исполнением пророчества, но и одновременно есть тот вечный корень, из которого произошел Давид.

В Православии нет специального изображения утренней звезды.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, Батюшка!

Читая о небесной иерархии не нашел ответа на вот какой вопрос. Как представить себе небесные чины — Начала, Престолы, Господства, Силы, Власти? С Ангелами и Архангелами все понятно — кто они и что из себя представляют можно понять, посмотрев хотя бы на иконы — это приближенные к Богу существа, крылатые, с нимбом, в остальном — с внешним обликом, схожим с человеческим. А вот другие чины небесные представить себе не могу. Помогите, пожалуйста разобраться.

Храни Вас Бог. Сергей.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

Не разделяю Вашего оптимизма, что Вы представляете, как выглядят ангелы и архангелы. Действительно, есть их иконописное представление и тексты Священного Писания, передающие их облик, но это касается того их облика, в котором они являются людям. Ангельские силы имеют тонкое материальное тело, а, значит, имеют форму и облик, но их можно узреть только духовным зрением. Телесными очами можно их видеть только в особых редких случаях по промыслу Божиему, когда Господь посылает их к человекам.

Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Бестелесным и невещественным называется Ангел по сравнению с нами. Ибо все, в сравнении с Богом, единым несравнимым, оказывается грубым и вещественным. Одно только Божество в строгом смысле невещественно». «Они – невидимы. Впрочем, и сие свойство принимается ограниченно: Ангел, душа, демон, — говорит святой Дамаскин, — хотя и не имеют грубости телесной, но также имеют вид и ограниченность, свойственные своей природе».

Ангелов – бесчисленное множество, человеческий ум теряется в бесчисленном сонме их. Пророк Даниил в видении своем видел, что, когда «поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями…тысячи тысяч служили Ему, и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 9-10). «Представь, говорит св. Кирилл Иерусалимский, как многочислен народ римский; представь, как многочисленны другие народы грубые, ныне существующие, и сколько их умерло за сто лет; представь, сколько погребено за тысячу лет; представь людей, начиная от Адама до настоящего дня: велико множество их, но оно еще мало в сравнении с ангелами, которых более».

В Священном Писании упоминаются: ангелы, архангелы, силы, господства, начала, власти, престолы, херувимы, серафимы (см, например, Кол. 1, 16; Еф. 1, 21; Пет. 3, 22). Святой Дионисий Ареопагит и другие учители Церкви разделяют ангелов на девять ликов, а эти девять ликов – на три чина. К первому чину относятся престолы, херувимы, серафимы; ко второму — власти, господства, силы; к третьему — ангелы, архангелы, начала. Вообще, древние пастыри считали учение о небесной иерархии таинственным и непостижимым для разума. «Сколько чинов небесных существ, разсуждает св. Дионисий Ареопагит, какие они и каким образом у них совершаются тайны священноначалия, — в точности знает один Бог, виновник их иерархии; знают также и они сами свои собственные силы, свой свет, священное их и премирное чиноначалие. А нам можно сказать об этом столько, сколько Бог открыл нам чрез них же самих, как знающих себя». «Что есть, говорить также блаж. Августин, престолы, господства, начальства и власти в небесных обителях, непоколебимо верую и, что они различаются между собою, содержу несомненно; но каковы они и в чем именно различаются между собою, не знаю». «Есть, говорит Златоуст, по истине есть и другие силы, которых даже имен мы не знаем… Не одни ангелы, архангелы, престолы, господства, начала и власти суть обитатели небес, но и бесчисленные иные роды и невообразимо – многие классы, которых не в состоянии изобразить никакое слово».

Из этого следует, что не надо стремиться представить себе внешний облик ангельских сил. Это выше меры человеческой. Исключения составляют только их иконописные изображения, т.е. те случаи, когда ангелы видимым образом посылались к людям. Даже читая тексты Священного Писания чрезвычайно трудно, а, скоре, невозможно представить образ ангелов, например, пророк Иезекиль, глава 1 (животные, которые упоминаются в этой главе, суть живые существа, т.е. ангелы).

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Здравствуйте, Батюшка.

Помогите, пожалуйста разобраться в термине «Православные поместные церкви, представляющие собой единую Церковь» Этот термин я услышал в контексте евхаристического общения РПЦ с другими церквями. Что это за поместные церкви? Только те, что находятся под эгидой Московского Патриархата, или какие-то другие?

И еще один вопрос. Представители каких конфессий допускаются на явление чуда «Благодатного огня» в Иерусалиме?

Храни Вас Бог.

Ответ:

Здравствуйте Сергей!

В настоящее время к поместным православным Церквям относятся следующие:

Константинопольская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Архиепископ Константинополя – Нового Рима и Вселенский Патриарх Варфоломей (Архондонис)

К юрисдикции Константинополя относится и Финляндская Автономная Православная Церковь (Предстоятель: Лев, Высокопреосвященнейший Архиепископ Карельский и всей Финляндии)

Александрийская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор (Хорефтакис)

Антиохийская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Антиохийский и всего Востока Игнатий (Хазим)

Иерусалимская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Патриарх Святого Града Иерусалима и всея Палестины

Автономной частью Иерусалимской Церкви является Синайская Архиепископия с монастырем святой великомученицы Екатерины на Синайской горе (Предстоятель: Дамиан, Высокопреосвященнейший Архиепископ Синайский, Феранский и Раифский)

Грузинская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший и Блаженнейший Католикос – Патриарх всей Грузии Илия (Гудушаури–Шиолашвили)

Сербская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Патриарх Сербский, Митрополит Белградо–Карловацкий Павел (Стойчевич)

Румынская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Бухарестский, Митрополит Мунтенский и Добруджийский, Патриарх Румынский Феоктист (Арэпашу)

Болгарская Православная Церковь

Предстоятель: Святейший Патриарх Болгарский, Митрополит Софийский Максим (Минков)

Кипрская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Новой Юстинианы и всего Кипра Хризостом (Киккотис)

Элладская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул (Параскеваидис)

Албанская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий (Яннулатос)

Польская Православная Церковь

Предстоятель: Блаженнейший Митрополит Варшавский и всей Польши Савва (Грыцуняк)

Православная Церковь Чешских земель и Словакии

Предстоятель: Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Николай (Коцвар)

Православная Церковь в Америке

Предстоятель: Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады Герман (Свайко)

Японская Автономная Православная Церковь

Предстоятель: Даниил, Высокопреосвященнейший митрополит Токийский и всей Японии.

Более подробную информацию по каждой из вышеперечисленных Поместных Православных Церквей Вы сможете найти в Православном церковном календаре на 2006 год (Издательский Совет Русской Православной Церкви) на стр. 161.

Как Вы понимаете, они не подчиняются Московскому Патриархату и находятся между собой в евхаристическом общении.

Что касается второй части Вашего вопроса, то не могу ответить точно, т.к. лично я никогда не был в Иерусалиме. Думаю, что инославным христианам и даже верующим других конфессий, с благоговением находящимся в Иерусалимском храме, не возбраняется присутствовать при нисхождении благодатного огня. Церковный устав строго воспрещает быть участниками Церковных Таинств для неправославных. Возбраняется также общая молитва православных с еретиками. Но с благоговением относящимся к христианской вере, не возбраняется присутствовать во время православного богослужения. Даже некрещеные могут присутствовать на первой половине Божественной Литургии – самого сокровенного Таинства Церкви.

С уважением,
протоиерей Сергий Демьянов.

Звезда Давида - модель мироздания или число зверя?

В индийской культуре, в частности в тантре и йоге, шестиконечная звезда была и остается янтрой - графическим символом одной из семи чакр человека, а именно - Анахаты, сердечного центра. Эта чакра находится в позвоночнике на уровне сердца и отвечает за преданность, любовь, сострадание и радость. В янтре треугольник, направленный вниз, символизирует небо, а треугольник вершиной вверх - земное начало. Поэтому шестиконечная звезда выражает человеческую сущность, пребывающую в вечном союзе и борьбе духовной и плотской составляющих.

Другие древние источники связывали гексаграмму с четырьмя стихиями, четырьмя сторонами света, гармоническим союзом мужчины и женщины и даже Ангела и Демона. Каббалисты считали, что магендовид отражает семь нижних Сефирот - эманации Бога. А согласно эсхатологическому толкованию, гексаграмма символизирует число Зверя - 666, поскольку имеет шесть углов, шесть малых треугольников и шесть сторон внутреннего гексагона.

Представители каждого религиозного или эзотерического течения видели в шестиконечной звезде что-то свое. Например, в раннем христианстве гексаграмма ассоциировалась с Вифлеемской звездой или с шестью днями творения. С появлением алхимии символ стал графическим изображением философского камня. В масонстве магендовид являлся эмблемой транцедентальной мудрости.

Заслуживает отдельного упоминания толкование этого символа немецко-еврейским философом Францем Розенцвейгом. По его мнению, магендовид олицетворяет отношения между творцом, людьми и реальностью. На вершинах треугольника, лежащего в основании, находятся Бог, Человек и Мироздание. А другой треугольник выражает позицию иудаизма по отношению к этим элементам. Сложение треугольников образует «Звезду спасения».
Символ свободы

Наиболее прочная связь у шестиконечной звезды установилась с иудаизмом. Большинство еврейских общин по всему миру признали магендовид одним из своих главных символов. А немецкий поэт еврейского происхождения Генрих Гейне с 1840 года ставил его вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Поэтому не удивительно, что в XX веке символ появился на антисемитских карикатурах, а затем нацисты выбрали в качестве отличительного знака еврея магендовид на желтом фоне. Такую унизительную повязку должны были носить все еврейские жители гетто во время Второй мировой войны. Но не прошло и десяти лет, как звезда с шестью лучами из клейма превратилась в символ свободы. 28 октября 1948 года был официально утвержден флаг Израиля с голубой шестиконечной звездой на белом фоне.

Примечательно, что самые большие друзья Израиля - США - тоже имеют в своей символике гексаграмму. Звезда Давида изображена на Большой печати Соединенных Штатов. Также Звезда Давида отчетливо видна в орнаменте стен храма Христа Спасителя в Москве и в кресте центрального купола. Присутствует она и на иконах. Символ можно сегодня встретить на гербах немецких городов Гербштед и Шер, а также украинских - Конотопа иТернополя.

Как только не называют символ в форме звезды с шестью лучами.

Говорят, что это знак колдунов, евреев.

Но что из этого правда?

Какое имеет звезда Давида значение в христианстве?

Очень много вопросов. Постараемся найти на них ответы.

Истоки символа

Исследователями установлено, что в Индии звезда появилась раньше, чем в Европе и на Ближнем Востоке. Даже из этого факта уже видно - звезда Давида не являлась изначально символом иудаизма и евреев, коим она считается теперь.

Но об использовании знака этим народом издревле говорит тот факт, что на еврейской печати, относящейся к седьмому веку до нашей эры, в Сидоне была обнаружена гексаграмма.

А название "звезда Давида" происходит из истории о щите, который был сделан в виде этого символа и защищал известного царя и все его войско.

В 1354 году евреи из Праги получили возможность иметь свой флаг, представлявший собой шестиконечную звезду на красном полотнище, а также печать с тем же знаком.

Изначально же звезда Давида изображалась цельной, разделение на два наложенных друг на друга треугольника произошло позднее.


Русские корни

Значение символа звезда Давида понять можно лучше, если разобраться в том, где и когда впервые его начали использовать люди.

В научных кругах известны разные факты использования знака с шестью лучами.

Например, исследователь русского Севера Вячеслав Мещеряков в своей публикации писал о находке в тех местах, где, помимо других интересных вещиц, обнаружили шестиконечную звезду из серебра на каменной подставке. Ученый уверен в том, что во времена до ледникового периода на севере России климат был теплее.

И территория была заселена древними ариями - высокоразвитой цивилизацией.

Пока рано делать вывод о том, откуда, из Индии или с территории русских земель, пришла в культуру других стран звезда Давида. Ведь точка в этом вопросе еще не поставлена.

Звезда Давида: символика, значение

Эта тема также имеет разногласия.

Сам символ состоит из двух треугольников, совмещенных друг с другом. Так вот, вероятнее всего, что один из них означает небо, второй - Землю, или Бога и человека, или мужчину и женщину, а еще, возможно, четыре стихии (огонь, вода, земля, воздух), - в разных культурах по-своему. Но смысл в любом случае - соединение начал, из которых состоит Вселенная.

В Индии этот символ означает человеческую сущность, вечную борьбу духовного и плотского начал.

Шестиконечная звезда и сегодня в йоге является янтрой - знаком чакры, отвечающей за сердечный центр.


Символ звезда Давида, значение которого не так просто понять, чаще используется в христианстве, чем в иудаизме. Его можно встретить в масонстве, магии, алхимии, в практике колдунов и др.

Звезда Давида: значение в христианстве

Каждое направление человеческой деятельности толкует значение звезды по-своему. Есть даже мнение, что гексаграмма означает число зверя - 666.

Во времена раннего христианства знак с шестью лучами означал Вифлеемскую звезду, а также был символом шести дней творения.

Есть причина, по которой этот символ вписан в крест православной веры. Считается, что звезда Давида значение имеет очень важное - соединение Божественной природы с человеческой во Христе. Это символ Иисуса.

Следует заметить, что в христианстве звезда Давида стала использоваться гораздо раньше, чем в иудаизме.

Поэтому утверждать, что православные верующие не имеют права использовать ее в украшении храмов, в иконописи и на крестах, венчающих купола, было бы неправильно.

Хотя это вопрос спорный, и лишь Господу известен верный ответ.

Главное - как относишься к этому символу сам, а не то, что говорят про него другие.

Почему звезда Давида ассоциируется в первую очередь с иудаизмом и евреями?

На это повлиял период господства нацистов.

Для того чтобы отличить евреев от местных жителей, в городах Европы фашистами использовалась желтая звезда Давида. Фото, значение символа раскрывающее, можно увидеть в этой статье.

Такое клеймо, но с треугольниками разных цветов, иногда использовалось нацистами в концлагерях как отличительный знак определенных категорий заключенных. Политические - красный треугольник, эмигранты - синий, люди нетрадиционной ориентации - розовый, лишенные права на профессию - зеленый, асоциальные элементы - черный.

В этот же период жители Великобритании и США на могилах солдат еврейской национальности из армий стран-союзников изображали звезду Давида, считая ее символом иудаизма. Это делалось так же, как христиане отмечают надгробья умерших крестом.

Звезда Давида значение в Израиле имеет огромное. Ее используют на государственном флаге, на эмблемах организаций (например, Скорая медицинская помощь) и армии. Но все же нельзя утверждать, что это всецело символ иудаизма и евреев.

Другая версия

О другом варианте начертания символа упоминалось выше. Он был цельным без разделения на треугольники. Есть мнение, что подмена первоначальной звезды на ту, которую сегодня используют повсюду, произошла по внушению Сатаны и означает его мнимую победу над Богом. Такого мнения придерживается и священник Олег Моленко. Еще он пишет, что пришествие Антихриста будет сопровождаться печатью в виде этого символа.

Истинная звезда Давида значениеимела следующее: пять лучей - пять чувств человека, а шестой луч, направленный вверх, символизировал стремление к Отцу Небесному, которому и должно все подчиняться. Именно такое цельное изображение встречается на старинных иконах. Эта звезда и является истинно христианской.

Звезда Давида в оккультизме

Не секрет, что символ, применяемый даже в христианстве, используют маги и колдуны. Звезда Давида значение в магии имеет другое: сочетание повернутых в разные стороны треугольников понимается как взаимодействие двух противоположностей. Оно необходимо для продолжения жизни.

У евреев звезда Давида значениеимела далекое от магии. Воздействие каббалы привело к приданию символу оккультных свойств. Гексаграмма используется для гадания в картах Таро, а также в различных магических предметах. Кроме того, звезду Давида приверженцы оккультизма широко применяют в ритуалах для вызова демонов.

В связи со всем вышесказанным отец Олег Моленко настоятельно рекомендует не носить этот символ ни в каком виде.

Конечно, понимание знаков христианства всегда переиначивается, особенно противниками веры. И на сегодняшний день символ звезда Давида, значениекоторого в христианстве велико (ведь это тождество Иисуса), похоже, не тот, что использовался первоначально верующими. Но все же не нужно осуждать церковь за использование гексаграммы.

Главное помнить - на все воля Божья.

Пользоваться вещами с изображением звезды надо осторожно, но не ходить в храм, где присутствует этот символ, вряд ли можно назвать разумным решением.

В продолжение темы:
Как делаются

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»УТВЕРЖДАЮЗав. кафедрой пищевой инженерииС.Ю....

Новые статьи
/
Популярные