Отцы и дети конфликт двух поколений. Конфликт поколений в романе "отцы и дети" и его разрешение

Главный конфликт романа И. С. Тургенева - противоречия между «отцами» и «детьми». Название романа часто понимается весьма упрощенно: противоречие между поколениями, конфликт между аристократами и разночинцами. Но содержание романа выходит гораздо шире за рамки обозначенных выше проблем. Философские и психологические проблемы также важны для автора.

Конфликт поколений дается Тургеневым как противостояние Николая Петровича Кирсанова и Аркадия, Павла Петровича Кирсанова и Базарова.

Спор между Аркадием и его отцом проходит более мирно. Николай Петрович - семейный человек, его невозможно представить вне семейного круга. Он - отец, который стремится исполнить свой отцовский долг как можно лучше. Именно на нем, по мнению Тургенева, должна лежать ответственность за связь поколений. Во имя отцовской любви Николай Петрович готов многим поступиться. Николая Петровича отличает чуткость, терпение, мудрость. Именно эти качества предотвращают разрыв между отцом и сыном.

Павел Петрович, напротив, высокомерен и горд. Базаров тоже не уступает Кирсанову - он также сильная личность. Оба героя способны подчинять себе других, но сами при этом не попадают под чужое влияние. В чем-то схожи и их биографии: у каждого в жизни была неразделенная, несчастливая любовь. Оба они одиноки, у них нет наследников. Оба героя не умеют слышать других.

Базаров критически относятся к старшему поколению и многое отрицает в нем не потому, что оно старо по возрасту, а потому, что оно старо по духу, по своим жизненным принципам и мировоззрению.

Герои ведут полемику, которая начинается легкими перепалками, затем перерастает в спор, а затем противостояние героев приводит их к барьеру. Очень часто участниками спора движет не стремление к истине, а взаимная нетерпимость, раздражение. Поэтому они не могут справедливо оценить своего оппонента, понять его точку зрения.

Базаров отстаивает теорию «нигилизма»: «...мы действуем в силу того, что признаем полезным...В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем». Базаров подвергает отрицанию все: искусство («Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша ломаного не стоит»), природу как предмет для восхищения («природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), любовь, и даже... Павел Петрович пытается уточнить, насколько далеко господин нигилист зашел в своих отрицаниях. И Базаров приводит в ужас своим ответом обоих старших Кирсановых:

Мы отрицаем.

Как? Не только искусство, поэзию... но и... страшно вымолвить...

Все, - с невыразимым спокойствием повторил Базаров.


Читатель лишь может догадываться, что стоит за этим категоричным «все», это и религия, и вера, и даже смерть.

Несмотря на категоричность суждений героя (Базарова), нельзя не заметить интереса и симпатии со стороны Тургенева к своему герою. Он, конечно же, не разделяет позиций Базарова, но по-человечески некоторые заблуждения Базарова вызывают скорее сочувствие Тургенева, нежели осуждение.

Со своей стороны Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. Павел Петрович уверен, что без «принсипов» могут жить лишь безнравственные люди. Сам он под принципами понимает, во-первых, конституцию, прогресс, во-вторых, аристократизм на английский манер, в-третьих, Павел Петрович открыто ненавидит материалистические идеи, разделяя точку зрения эстетов и идеалистов.

В своем романе автор пытается разрешить вечный конфликт двух поколений. С одной стороны, это конфликт возникает из-за непонимания мировоззрения одного поколения другим. С другой стороны, героям не хватает просто человеческой мудрости, терпения и доброты, а также внимания и открытости. Сам Тургенев утверждает, что жизнь сильнее любой теории, никакая теория не может определять течение жизни. И наконец, автор пытается найти выход из возникшего противостоянии: идеал писателя - жизнь, идущая беспрерывно от прошлого в будущее через настоящее. Самая главная ценность в жизни - любовь отцов к детям. Молодое поколение наследует лучшее от старшего, а старшее более терпимо относится к наследникам. Только в таком случае возможен диалог поколений.

Методическая разработка посвящена анализу художественного произведения И.С. Тургенева "Отцы и дети". В начале занятия был сформулирован проблемный вопрос, на которой обучающие должны совместно преподавателем найти ответ. Работа строилась по определенному алгоритму. В итоге обучающимися был сделан синтез, тем самым они ответили на проблемный вопрос.
Особое место на уроке уделяет рефлексии (составление модели исследования). Это один из интересных этапов. Она предполагает и культуру мысли, и культуру чувств, и самоконтроль. Это также средство развития монологической речи обучающихся.

Методическая разработка урока по теме «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций»

Цели урока:

Создать условия для осознания и осмысления содержания романа Тургенева «Отцы и дети»;

Способствовать осмыслению связи нового материала с жизненным опытом обучающихся.

Способствовать развитию исследовательских умений обучающихся, развитию речевых навыков, навыков формирования собственной точки зрения;

Содействовать формированию коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника, высказать свою точку зрения).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, текст романа (10 глава), тестовый материал, таблица взглядов.

Ход занятия

1. Организационный момент (Проверка готовности обучающихся к уроку).

Преподаватель: Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок мне хотелось начать с мудрой арабской пословицы «Ни один сосуд не вмещает в себя больше своего объема, кроме сосуда знаний, - он постоянно расширяется». Действительно, ребята, знаний никогда не будет достаточно.человек на протяжении своей жизни учится и должен учиться.

2. Проверка домашнего задания

Преподаватель: Расскажите биографию И.С. Тургенева.

Преподаватель: Расскажите о создании романа «Отцы и дети», жанре, композиции, проблематике.

Преподаватель: Выполните тестирование по содержанию 1-10 глав романа «Отцы и дети» (Приложение 1).

(4 обучающихся выполняют тестирование на карточках, остальные слушают биографию Тургенева, дополняют материал, задают вопросы)

3. Подготовка к изучению нового материала

Преподаватель: Весь роман И.С. Тургенева построен на конфликте. Подберите синонимы к этому слову.

Обучающиеся: Поединок, дуэль, столкновение.

Преподаватель: Действительно, ребята, в романе несколько поединков, столкновений. Между какими героями?

Обучающиеся: Между Евгением Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Преподаватель: Скажите, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Обучающиеся: Мы сегодня поговорим о столкновении Е. Базарова и П.П. Кирсанова.

Преподаватель: Ребята мы поговорим об этих героях. И тема нашего урока: «Конфликт «отцов» и «детей» или конфликт жизненных позиций». Запишите в тетрадь число и тему урока (обучающиеся записывают в тетрадь число, тему, эпиграф)

Преподаватель: А что будет целью нашего урока?

Обучающиеся: Выяснить в чем состоит особенность конфликта между Базаровым Кирсановым в романе «Отцы и дети».

Преподаватель: И мы сегодня в конце урока ответьте на такой вопрос: «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» (Новые люди, кто они?)

4. Изучение нового материала

Преподаватель: Базаров и братья Кирсановы – люди разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт. В 10 главе происходит открытый идеологический конфликт. Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование или диалог?

Обучающиеся: Диалог в этой главе и в большинстве других является характерной чертой и особенностью композиции романа.

Преподаватель: Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

Обучающиеся: Это один из способов характеристики героев романа.

Преподаватель: Дома вы должны были прочитать эпизод столкновения Базарова и Кирсанова. Попробуйте сделать вывод о предмете спора.

Обучающиеся: В споре наметились 4 линии спора: 1) отношение к дворянству, аристократии и к ее принципам; 2) отношение к нигилистам; 3) отношение к народу; 4) отношение к природе и искусству.

Преподаватель: А сейчас мы поработаем в группах. Каждой группе дана определенная линия спора, и вопросы, на которые вы должны, посовещавшись, подготовить ответы. На эту работу у вас 15 минут (Работа в группах)

Вопросы для работы в группе.

·Почему Кирсанов П.П. идет на столкновение?

·Почему ни один из участников спора не уступит своих позиций?

·Какие проблемы пытается решить автор в данном споре?

Преподаватель: А теперь, ребята, ваши отчеты. 1 группа расскажет нам об отношении героев к дворянству. А остальные группы в свою таблицу занесите основные моменты.

Обучающиеся: Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и её принципах. Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она в Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения. Их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия давала Англии свободу – «Старая песня», многое изменилось после семнадцатого века, поэтому ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы – основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократии нет никому никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм – бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.

Преподаватель: Каков итог этого спора?

Обучающиеся: Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме.- Тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.

Преподаватель: Вторая группа, расскажите о принципе деятельности нигилистов.

Обучающиеся: Вторая линия спора о принципах нигилистов. Паве Петрович ещё не сложил оружия и не хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?»- спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения. Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «ВСЕ». Базаров замечает, сто свобода, о которой хлопочет правительство, едва ли пойдёт впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.

Преподаватель: Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

Обучающиеся: Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение «всего» в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.

Преподаватель: Об отношении к народу расскажет 3 группа.

Обучающиеся: По мнению Павла Петровича, русский народ – патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умиляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс». У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.

Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок. Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова, использует много иностранных слов.

Преподаватель: О взглядах на искусство и природу сообщит нам 4 группа.

Обучающиеся: Павел Петрович считает, что нигилизм захватил область искусства. Герой понимает, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав в том, что художники - передвижники, по его мнению, абсолютно отказывались от традиций. Новые художники « бессильны и бесплодны до гадости».

Базаров же отрицает и старое и новое искусство: «Рафаэль гроша ломаного не стоит, да и они не лучше его».

Преподаватель: Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова, и Павла Петровича?

Обучающиеся: Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.

Преподаватель: А Павел Петрович?

Обучающиеся: Он либерал и взгляды у него старые либеральные.

6. Итог урока

Преподаватель: А теперь вернемся к проблемному вопросу. «На чьей ты стороне: демократов-революционеров или консерваторов-либералов?» Новые люди, кто они? (ответы обучающихся)

Преподаватель: Итак, у нас есть два противоположных взгляда (вся таблица выводится на экран), а с кем из героев согласились бы вы? Вы верно подметили ограниченность взглядов Базарова и Кирсанова. Они крепко держатся за свои убеждения, не желая уступать. Какой же выход? Как избежать известного Конфликта?

Обучающиеся: Отцам следует быть терпимее ко всему новому, а детям – внимательнее к опыту и мудрости старших.

7. Домашнее задание

8. Рефлексия

Дополните модель взаимоотношений Базарова и П.Кирсанова. Сделайте анализ.

Конфликт «отцов» и «детей». Середина XIX века - время бурных и сложных для России со­бытий. После Крымской войны стало очевидно, что правительство не способно решить поставленные перед ним проблемы. Почти для всех становится очевидным, что крепостное право не может больше существовать.
И в это бурное время появляется роман Тур­генева «Отцы и дети», вызвавший множество оживленных дискус­сий. Центральное место в романе занимает проблема взаимоотно­шений старого и нового, конфликт «отцов» и «детей».
Ярким представителем нового поколения является главный герой романа - Базаров. Он появляется на первых страницах произведения и сразу же привлекает наше внимание своей неза- иисимостью, раскованностью, резкостью и прямотой. Когда он имеете с Аркадием приезжает к Кирсановым, то вызывает нео­днозначное отношение окружающих. Дворовые сразу признают в нем «своего», деревенские ребятишки с интересом расспрашива­ют «дохтура» про лягушек. А вот Павел Петрович Кирсанов с момента появления Базарова в доме испытывает к нему интуи­тивную антипатию.

Павел Петрович чувствует в Базарове врага, идейного против­ника. Рано или поздно эти два человека неминуемо должны схлест­нуться, и это происходит довольно скоро. Павел Петрович и База­ров спорят обо всем: о нигилизме и о реформах, о земле и об отно­шении к народу. Вначале Базаров отвечает неохотно, «сквозь зубы», но постепенно увлекается, и споры перерастают в настоящую идей­ную битву.

Но это не те споры, в которых рождается истина. В конце романа Базаров упрекает Аркадия в пристрастии к употреблению «противоположных общих мест». Но и сам Базаров в полемике с Павлом Петровичем постоянно употребляет «противоположные общие места». Кирсанов говорит о необходимости следовать ав­торитетам и верить в них - это общее место. Базаров отрицает разумность того и другого, но это лишь «противоположное общее место», истины нет ни в одном, ни в другом высказывании. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить только без­нравственные и пустые люди, Базаров называет «принцип» пус­тым, нерусским словом и бесполезным понятием. Павел Петро­вич упрекает Базарова в презрении к народу, нигилист же заявля­ет, что Павел Петрович заслуживает презрения. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Базаров утверждает, что порядочный химик полезнее любого поэта. Но героям вовсе не нужно докапываться до истины. Гораздо важнее установить противоположность пози­ций, ведь это позиции разных поколений. Потому и дуэль между Базаровым и Павлом Петровичем носит чисто символический характер: никто никого не хочет убивать. Ранив Павла Петровича, Базаров приходит лечить его.
Но конфликт поколений не исчерпывается их отношениями. Так, Базаров неприветлив с отцом и матерью, людьми радушными и добрыми, все время стремится уехать от них. Почему? Да потому, что Базаров не может согласиться с их взглядами, а спорить с ними, как с Павлом Петровичем, считает бесполезным.
Конфликт поколений не всегда определяется возрастом. Так, Аркадий Кирсанов по взглядам гораздо ближе к поколению «отцов». Ондворянский сын, воспитанный в традициях этого класса. Есте­ственно, пути Базарова и Аркадия Кирсанова расходятся.
Сегодня в нашей жизни происходят перемены. Новое прихо­дит на смену старому. А потому тема «отцов» и «детей» сейчас осо­бенно актуальна и понятна нам. Думается, что роману предстоит еще долгая жизнь.

Книга «Отцы и дети» была написана в шестидесятые годы девятнадцатого века. Это рассказ о несчастной любви, новых убеждениях и вечной проблеме взаимопонимания разных поколений. Именно последняя тема представлена ​​в романе с различных точек зрения.

Основа разногласий в романе

Тема взаимопонимания родителей и детей - вечная. Особенно удачно ее раскрыл русский классик Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» - это различие взглядов на политическую, культурную и социальную ситуацию в России во второй половине XIX века. Именно 1860 год стал переломным в истории империи. Постоянные восстания недовольных крестьян заставили власть отменить крепостное право. Это разделило людей на два лагеря.

В первом были представители старого мира, дворяне и богачи. Вторая часть - сторонники новой, свободной эпохи, где ценили и уважали человека. Евгений Базаров, герой романа «Отцы и дети», принадлежал к тем, кто хотел революции. Он нигилист, а значит не признает авторитетов и смеется над общепринятыми ценностями. Его идеи разделяют Аркадий и любимая Анна. Но вместе с тем он становится врагом для близкого друга и для своих родителей.

Столкновение взглядов

Наибольшее развитие конфликт приобретает из-за упрямства и недоразумения двух представителей разных поколений и эпох. Это встреча убеждений революционера-демократа в и либерала-дворянина Николая Петровича Кирсанова. Первый пытается работать на благо общества. Второй больше заботится о собственной выгоде. Тем не менее оба они энергичны и уверенно отстаивают свои убеждения. В общем, их разнообразны.

Они касаются религии, философии и даже поэзии. Характеристика романа «Отцы и дети» - это краткое описание событий, которые на самом деле происходили в России в 1860-х годах. Беседы и - это разговоры людей тех переломных для общества лет.

Расхождения в семье Кирсановых

Важно также рассмотреть отношения Аркадия и Николая Петровича. Эти двое, отец и сын, также представители разных поколений. Аркадий - лучший друг Евгения Базарова и по совместительству его послушный ученик. Он стремится познать нигилизм и максимально окунуться в теорию демократии.

Его отец - заядлый либерал, который стесняется своей связи с простым народом. В частности, ему стыдно за любовь к молодой женщине по имени Фанечка. Первый конфликт поколений в романе «Отцы и дети» возникает у отца с Аркадием. Но любовь, которую они лелеют в себе друг к другу, сильнее недоразумения относительно взглядов на общество.

Родство, что сильнее убеждения

Так, со временем Аркадий отказывается от своей теории и прекращает попытки приобщиться к созданию нового мира. Не отстает и Николай Петрович. Он в конце романа женится на простолюдинке Фанечке. А Аркадий выбирает себе в жены скромную и тихую Екатерину. Их конфликт разрешается.

Характеристика романа «Отцы и дети» - анализ тогдашнего общества. Тургенев показывает, что мысли Базарова не прижились, конфликт, который возник в этой семье, замялся, так и не дойдя до логического решения. Но в конце книги, во время двойной свадьбы отца и сына, автор делает незначительный акцент и говорит, что ни один ни другой не выглядит счастливым.

Автор и родители Базарова

Иван Сергеевич Тургенев не скрывает своего отношения к старшему поколению и прививает любовь к этому своему читателю. Его нежные чувства благодарности и уважения можно увидеть в описании Милые, очаровательные супруги с первых строк симпатичны нам теплотой и дружелюбием, которым от них веет.

Конфликт поколений в романе «Отцы и дети» не смог бы быть настолько ярким, если бы автор так четко не раскрыл перед читателем образы стариков. Так, он знакомит нас с Ариной Власьевной и Василием Ивановичем. Матушка - милая старушка, равно верит в Бога и народные суеверия. Она - это воплощение гостеприимства, мира и добра. Отец, почтенный человек, который справедливо заслужил уважение знакомых. Он искренний, сердечный и даже пытается приобщиться к новым идеям поколения.

Единственный сын - самая большая радость в их жизни. Зная о его непростом характере, родители как можно больше стараются ему потакать. Ходят вокруг него на цыпочках и проявляют лишь часть чувства к любимому ребенку. Евгений Базаров, главный герой романа «Отцы и дети», раскрывается для нас с другой стороны в родном доме.

Роль всей жизни Базарова

Неприступное сердце не так уж и неприступно. С первых строк романа читатель наблюдает, как пренебрежительно относится Евгений к старшему поколению. Въедливый, напыщенный, самовлюбленный, он отказывается от любых чужих мыслей. Его высокомерие и холод отталкивают. Он бесчеловечен и равнодушен к старости.

Но стоило ему оказаться в доме родителей, как большая часть его презрения исчезает. Главная тема романа «Отцы и дети», разница поколений, ярко выражается именно в отношениях Евгения и его родителей. Изменение среды меняет образ мыслей Базарова. Он становится мягче, терпимее, нежнее. Несмотря на то что он редко наведывается на родину, он горячо любит близких, хотя и старательно это скрывает за маской рассеянности. Основная его проблема в том, что он так и не научился выражать чувства, особенно если это касается светлых, положительных эмоций. Именно с такой стеной неумения и непонимания столкнулись родители.

Конфликт взглядов

В своем произведение Тургенев раскрыл простую и болезненную истину - разницу поколений. Старомодные родители Базарова только ухудшают, хотя и не специально, отношения с сыном. Все образы романа «Отцы и дети» - очень сильные личности, и для них сломать собственные взгляды в пользу чужих является вещью недопустимой.

Молодой человек не делится с родителями, представителями другого поколения, своей философией. Они набожны, а он - атеист, они люди первой половины века, он - второй. И родители, зная о замкнутости сына, не пытаются влезть в его мир новых принципов. Так, и первые и второй радуются той малой доли близости, которая есть.

Возможно, если бы жизненный путь Евгения был длиннее, он сам стал отцом, то с годами понял бы то, что не открывалось ему - юному мечтателю. И тогда конфликт поколений в романе «Отцы и дети» смог бы найти логичное решение. Но автор решил исправить ситуацию в судьбах своих читателей через горе персонажей.

Мир, который не дорос до взглядов Базарова

События в романе происходят с мая 1859-го до зимы 1860-го. Это знаменательные годы для истории России. Именно тогда зарождались новые идеалы. И первым, кто начал их распространять, был Евгений Базаров. Но мир оказался не готов к его убеждениям, поэтому единственное, что осталось одинокому герою, это оставить свои попытки изменить страну. Но судьба выбрала для него другой путь.

Смерть положила конец страданиям на земле, где никто его не понимал. Вместе со смертью Базарова решились и все конфликты, которые создал автор в произведении. История романа «Отцы и дети» - это рассказ безродного человека. Он был забыт друзьями, сторонниками и любимой. И только престарелые родители продолжали оплакивать свою единственную радость.

Проблема «отцов и детей» возникает во всех сферах человеческой жизни: в семье, в рабочем коллективе, в обществе. Этот вопрос удастся решить, если старшее поколение будет терпимее относиться к младшему, где-то, возможно, соглашаясь с ним, а "дети" при этом будут проявлять большее уважение.

Уже само название произведения наводит на мысль о том, что в нем будет разрешаться извечный вопрос — взаимоотношение поко-лений. В некоторой степени это справедли-во. Но основное внимание автора обращено на конфликт разных мировоззрений — либе-ралов и революционеров-демократов, назы-ваемых нигилистами. Тургенев создал образ нового человека, разночинца по происхожде-нию, демократа по политическим взглядам. В противопоставлении взглядов разночинца и дворянина, демократа и либерала — осно-ва конфликта романа.

Среди героев романа наиболее активны-ми представителями непримиримых миро-воззрений являются Евгений Базаров и «аристократ до мозга костей» Павел Кир-санов. Павел Петрович был типичным пред-ставителем своей эпохи и среды. Он следо-вал «принсипам» везде и во всем, продол-жая даже в деревне жить так, как и прежде. Он сохранил свои привычки неизменными, xoтя c практической точки зрения это было неудобно. А для нигилиста Базарова это вы-глядело попросту смешно.

Павлу Петровичу около сорока пяти лет, он всегда выбрит, ходит в строгом английском костюме, воротничок его рубашки всегда бел и накрахмален. «Весь облик Павла Пет-ровича, изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большей ча-стью исчезает после двадцатых годов». По внешности, по убеждениям Павел Петро-вич — аристократ. Правда, как отмечает Пи-сарев, «убеждений у него... не имеется, но зато есть привычки, которыми он очень дорожит», и он «по привычке доказывает в спорах необходимость «принсипов». В чем же заключаются эти «принсипы»? Прежде всего, это взгляд на государственное уст-ройство. Сам дворянин и аристократ, он придерживается тех же взглядов, что и большинство дворян того времени. Павел Петрович за установившиеся порядки, он монархист.

Павел Петрович не переносит инакомыс-лия и яростно защищает доктрины, кото-рым «постоянно противоречили его поступ-ки». Он любит порассуждать о русских крес-тьянах, но при встрече с ними «морщится и нюхает одеколон». Кирсанов толкует о Рос-сии, о «русской идее», но употребляет при этом огромное количество иностранных слов. Он с пафосом говорит об обществен-ном благе, о служении отечеству, но сам сидит сложа руки, удовлетворившись сытой и спокойной жизнью.

Но, видя, что не может победить нигилис-та в споре, не может поколебать его нравст-венные устои, вернее, отсутствие их, Павел Петрович прибегает к последнему средству решения конфликтов подобного рода. Это — дуэль. Евгений принимает вызов, хо-тя считает это выходкой полоумного «аристократишки». Они стреляются, и Евгений ра-нит Кирсанова. Решить их проблемы дуэль не помогла. С помощью отчасти сатиричес-кого изображения этих событий автор под-черкнул нелепость поведения Павла Петро-вича, потому что смешно и даже бессмыс-ленно полагать, что можно силой заставить молодое поколение думать так же, как поко-ление «отцов». Они расстаются, но каждый из них так и остался при своем мнении. Ба-зарову удалось лишь нарушить душевное равновесие Павла Петровича,

Для молодых нигилизм — определенная политическая и жизненная позиция. Многие воспринимают ее как модное поветрие (Ситников, Кукшина, Аркадий). Отрицать все: авторитеты, науку, искусство, опыт пре-дыдущих поколений и ни к чему не прислу-шиваться — вот их девиз. Но все они рано или поздно повзрослеют, обзаведутся се-мьями и будут вспоминать о своих убежде-ниях как об ошибках юности. А сейчас они только опошляют идеи, которые проповеду-ет Базаров.

Однако главный герой отдает отчет своим мыслям, тверд в своих убеждениях. Он инте-ресуется естественными науками и собира-ется/продолжить дело отца, отставного ле-каря, который и в деревенской глуши не ос-тавляет занятий медициной.

Евгений насмехается над «принсипами» Павла Петровича, считая их ненужными и просто несерьезными. Базаров находит, что лучше отрицать, и он отрицает. На вос-клицание Павла Петровича: «Но надобно же и строить!», — он отвечает: «Это уже не на-ше дело». Евгений язвительно отзывается о романтиках, но, встретив любовь, осозна-ет романтика в себе. Жизнь жестоко обо-шлась с Базаровым. Не верящий в любовь, он полюбил, но его любовь была отвергнута.

Рассматривая альбом Саксонской Швей-царии, Базаров говорит Одинцовой: «Вы не предполагаете во мне художественного смысла — да во мне действительно его нет, но эти виды могли меня заинтересовать с точки зрения геологической». Базаров пыта-ется развенчать бездейственные «принсипы», не принимает иллюзорную мечтатель-ность. Но вместе с тем он отказывается от великих достижений культуры («Рафаэль гроша медного не стоит»), утилитарно вос-принимает природу.

Базаров умирает со словами: «Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто ну-жен?» Таков трагический итог жизни Ев-гения.

Отношение автора к своим героям совсем не простое. Сам писатель принадлежит к поколению, воспитанному в немецких уни-верситетах, он дворянин и либерал. Но ему замечательно удалось показать смену форм сознания, а также неизбежную трагедию людей, первыми делающими шаг вперед, к новому миропорядку.

В продолжение темы:
Птицы

Когда в гадании достается Туз Жезлов Таро - значение этой огненной карты может серьезно обрадовать людей, которые стремятся к успеху. Однако в некоторых случаях и она может...

Новые статьи
/
Популярные