Исаак дунаевский - биография, информация, личная жизнь. Внебрачные дети советских актеров Исаак дунаевский и его женщины

Исаак Дунаевский

Кто из россиян старшего и среднего поколения не знает жизнерадостной музыки классика советской песни и оперетты композитора Исаака Осиповича Дунаевского, которая из кинофильмов "Весёлые ребята", "Дети капитана Гранта", "Цирк", "Моя любовь", "Светлый путь", "Кубанские казаки" и оперетт "Вольный ветер", "Белая акация" на всю жизнь запала в наши души. Но что, кроме чудесной музыки вызывало у меня особый интерес к Исааку Дунаевскому? Его имя и личность. Всю мою почти тридцатилетнюю службу советского офицера с "пятой графой" я начисто отвергал советы "доброжелателей" изменить моё имя, Исаак, "более благоприятным" для наиболее успешной военной карьеры, и оставался его тезкой. Был также его земляком: будущий композитор родился и рос в уездном городке Лохвица на Полтавщине, а я, правда, на треть века позже – в областном центре Полтаве, где посчастливилось встречаться с его родной сестрой Зинаидой Осиповной Дунаевской.

Увидеть Исаака Дунаевского довелось лишь однажды, когда в 1945 году в разрушенную фашистами Полтаву приехал выступать руководимый им Ансамбль песни и танца Центрального Дома железнодорожников. Его концерт состоялся в актовом зале чудом уцелевшей школы. Да ещё какой концерт! Все его номера были связаны темой недавней Победы. А в моей памяти остался небольшого роста грустный дирижер в черном костюме. Но когда он поднял свои трепетные руки, вмиг началось подлинное волшебство Искусства. Затаив дыхание полтавчане, недавно пережившие гитлеровскую оккупацию и возвратившиеся из эвакуации, слушали фронтовые советские песни, песни американских и английских солдат: "Путь далёкий до Типперери", "Зашел я в чудный кабачок"… Тогда впервые я услыхал потрясающую душу песню Дунаевского о Москве ("Я по свету немало хаживал…"). С тех пор о советской, а ныне российской столице написано немало песен, но эта остается лучшей.

В конце сороковых годов прошлого века я, старшеклассник русской мужской школы (в то время образование было раздельное) после уроков часто перебегал через улицу Шевченко к дверям соседней украинской женской средней школы № 1, где преподавала физику Зинаида Осиповна. Хотелось хотя бы взглядом проводить спешащую домой с большим портфелем в руках сестру любимого композитора. Тогда, в то нелёгкое и смутное время она смотрелась очень пожилой женщиной, хотя ей было лишь около пятидесяти, и была одета, как большинство полтавчан, довольно бедно. А когда, случалось, попадался ей (она знала нашу семью) на глаза, останавливала и строго спрашивала о моих оценках…

В те годы мы, городские подростки, завороженные музыкой Исаака Дунаевского, Гленна Миллера, Бенни Гудмена, по многу раз бегали в кинотеатр на "Весёлых ребят", восхищались зарубежными музыкальными фильмами "Джордж из Динки – джаза", "Серенада Солнечной долины"… И "заболели" джазом. Руководитель школьного духового оркестра, стараясь поддержать юных "трубачей", набрался смелости и добился разрешения у директора школы организовать небольшой джаз-оркестр, куда бы, кроме духовых инструментов, вошли скрипка и мой аккордеон, на котором я учился в музыкальной школе. После долгих совещаний было дано "добро". И вскоре зазвучала в джазовой обработке популярная мелодия Дунаевского из кинофильма "Моя любовь", в которой мне было доверено сыграть сольную партию. Зная, что я немного знаком с Зинаидой Осиповной, новоиспеченные джазисты ("лабухи", как мы себя называли) снарядили меня в соседнюю школу, чтобы она согласилась прослушать в нашем исполнении произведение своего брата. После неоднократных хождений и просьб, она обещала прийти на репетицию. И зашла. А наша игра "Песни о любви" ("Звать любовь не надо…") так понравилась Зинаиде Осиповне, что она расчувствовалась, пожала каждому руку и искренне поздравила с успехом. Вскоре эту лирическую мелодию, щедро "оснащённую" синкопами, мы "слабали" на городском смотре художественной самодеятельности. Весь зал нам бурно аплодировал. И мы с нетерпением ожидали решения жюри. Но через несколько дней в областной партийной газете "Заря Полтавщины" наше выступление было охарактеризовано "космополитическим", "низкопоклонством перед Западом", а джаз-оркестр был немедленно распущен.

В 40-х – начале 50-х годов в стране, особенно на Украине, разразился открытый "шабаш" государственного и бытового антисемитизма. О жизни и творчестве Исаака Дунаевского ни в книжках, ни в газетах ничего не писали. Более того, по указке Кремля в центральной прессе появились статьи, порочащие популярного в народе композитора. Даже бывшие коллеги начали травлю, обвиняя его в космополитизме, отрыве от жизни, пропаганде джаза и преклонении перед Западом. Но когда кольцо травли вокруг беспартийного Дунаевского сжалось до предела, открыто и смело поддержал и защитил его председатель Союза композиторов СССР Тихон Хренников. Он пошел в ЦК партии и рискнул сказать в лицо главному партийному идеологу Жданову такие слова: "Я говорю… о первом композиторе, который приблизил советскую музыку к народу, я говорю об Исааке Дунаевском…". Сравнительно недавно стало известно содержание тогдашнего телефонного разговора Зинаиды Осиповны с братом: – "В период этой кутерьмы я позвонила Исааку из Полтавы и спросила его о самочувствии. – Зиночка, – ответил он мне, – я отвык молиться. Если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона – я ему обязан честью и жизнью".

Встречая Зинаиду Осиповну, я ловил каждое её слово о знаменитом брате. Однажды спросил: – "На каком языке в детстве Исаак общался дома и знал ли он еврейский язык"? Зинаида Осиповна взмутилась неуместному, на её взгляд, вопросу. – "Он свободно разговаривал и читал на идиш, хорошо знал Библию, даже знал наизусть молитвы на древнееврейском языке. А когда в 1934 году в Харькове умер наш папа, Исаак приехал из Ленинграда на похороны и читал "Кадиш" (поминальную молитву И.Т.) по отцу". Однако, если в наших беседах заходила речь о личной жизни брата, отделывалась репликами типа: "Ну что Исаак, он работает в Москве, я – здесь…". Теперь, спустя много лет, думается, Зинаида Осиповна, хорошо понимая влюбчивый характер брата и возвышенные чувства ко многим женщинам, знала о сложностях его семейной жизни и частых любовных увлечениях, которые ей, провинциальной учительнице, были не по нутру.

Лишь через десятилетия после смерти композитора в моей домашней библиотеке появились первые статьи, воспоминания, брошюры, сборник "Избранные письма И.О. Дунаевского". В конце 80-х увидела свет обстоятельная книга о творчестве композитора его биографа Наума Шафера, а недавно, к 50-летию со дня смерти Дунаевского, этот же автор выпустил в издательстве "ЭКО" книгу "Если вам нужны мои письма…". Со всех уголков страны любимому композитору шли сотни взволнованно-благодарных писем (особенно женских!), и на каждое, а они вдохновляли его на создание новых замечательных песен, он непременно отвечал. Но о детстве и юности Исаака Дунаевского, то есть об истоках его творчества, в письмах, статьях, воспоминаниях и книгах тогда можно было узнать очень немного. В этом, признаюсь, частично я виню и себя. В шестидесятых годах я активно увлёкся журналистикой, которая затем стала частью моей жизни. И очень жалею, что ежегодно приезжая в отпуск к родителям в Полтаву, у меня ни разу не возникло желание сесть в рейсовый автобус и поехать на родину Исаака Дунаевского в Лохвицу, чтобы своими глазами увидеть дом его родителей (если он уцелел) и, если повезет, поговорить с оставшимися в живых после войны его старыми приятелями по школе, соседями… Казалось, что эта возможность упущена безвозвратно. Но нет…

Летом 2008 года в американском городе Саутфилд (штат Мичиган), я беру интервью у бывшего офицера–подводника Балтийского флота, Лазаря Львовича Селектора. Оказалось, что он родился в Лохвице. Мой восторг легко представить!

– Скажите, может быть, вы знали Исаака Дунаевского?

– Как композитора? Конечно, кто его не знал. А лично, к сожалению, нет. Я родился в 1921 году, семья Дунаевских к тому времени переехала в Харьков. Но мой отец, Лейвик Иосифович, рассказывал мне, что хорошо знал эту большую еврейскую семью.

– Если можно, расскажите, пожалуйста, подробней о ней.

– В маленькой тихой Лохвице в то время дружно жили украинцы, евреи, поляки. Летом по воскресеньям в городском саду играл духовой оркестр. Мой отец работал приказчиком в хозяйской лавке и часто общался с главой зажиточной семьи Дунаевских, Цали Симоновичем, который работал кассиром в местном "Обществе взаимного кредита" и владел небольшим цехом по выпуску фруктовых вод. В их семье было шестеро детей (пять сыновей и дочь). Их мама, Розалия Исааковна, которую дети очень любили, хорошо пела, играла на фортепиано и скрипке. А её брат, дядя Самуил, считался местным композитором и здорово играл на гитаре и мандолине. Летом из распахнутых окон их дома всегда слышалась музыка. Всё это, наверное, и повлияло на выбор детьми профессии. Мальчики впоследствии стали музыкантами, композиторами, дирижерами, а девочка – учительницей. Маленький Исаак (после рождения его полное еврейское имя Исаак Беру Иосиф Цалиевич. И.Т.) уже в раннем детстве проявил себя как настоящий вундеркинд, подбирал по слуху на рояле еврейские и украинские песни. Их он слышал дома, на улице, в городском саду. Будущий композитор с раннего детства был особенно пленен задушевными еврейскими и украинскими песнями, которые он слышал в исполнении своей матери. Она пела, аккомпанируя себе на фортепиано. О том, насколько сильны были детские впечатления у Исаака, можно судить по поздравительной телеграмме, которую он послал много лет спустя своей любимой 80-летней маме: "Сердечно поздравляю тебя, дорогая мамочка, крепко обнимаю, целую, желаю только одного: чтобы мы ещё много лет слышали твоё пение украинских песен и видели, как ты танцуешь мазурку. Твой сын". После того, как семья Дунаевских покинула Лохвицу и переехала в Харьков, мой отец продолжал работать в хозяйской лавке, и за товаром (одеждой, обувью, предметами домашней утвари) часто ездил в Харьков. А на ночлег обычно останавливался в доме у старых знакомых, в тогда уже обедневшей семье Дунаевских.

Во время Гражданской войны на Украине было неспокойно. Деникинцы и местные банды совершали грабежи и убийства. Однажды, закупив товар и беспокоясь за его сохранность в дороге, отец попросил Цали Симоновича Дунаевского дать ему в помощь кого-либо из сыновей. Среди них самым самостоятельным и равнодушным к каким-либо удобствам был худенький, невысокого роста и очень впечатлительный гимназист Исаак. Он также обучался в консерватории игре на скрипке, и никогда не разлучался с ней. Студент без уговоров согласился во время каникул сопровождать вместе с моим отцом хозяйский товар в родной город, где остались друзья детства. Приходилось ночью сторожить тюки, с железнодорожных вагонов грузить их на подводы. А, прибыв на место, и не успев как следует отдохнуть от опасной и утомительной дороги, Исаак брал свою скрипку, выходил на улицу и начинал играть веселые и грустные еврейские и украинские мелодии. Собирались девчата и ребята, бывшие соседи. Восхищаясь игрой знакомого с детских лет "парубка", они пели песни, танцевали, а после импровизированных концертов сердечно благодарили скрипача за его талант и доброту, обнимали, целовали, предлагали зайти в хату отобедать, приглашали остаться на ночлег. Исаак с радостью направлялся туда, где его ждали молодые, "гарные девчата"… Летние вояжи юного Исаака в родной городок, его уличные "концерты" и любовные увлечения продолжались до окончания учебы в консерватории, где, как говорили, каждой хорошенькой студентке он посвятил любовный романс".

Я поблагодарил Лазаря Львовича за интересные, ранее неизвестные воспоминания, которые пролили новый свет на юные годы и истоки творчества Исаака Дунаевского. Да, с юношеских лет его любили женщины. Но не за внешность. Ведь он не был ни высок, ни красив. Любили за его талант, доброту и, наверное, за неизменное восхищение женской красотой… Однолюбом он не был. Окончив в Харькове с золотой медалью гимназию, а через год и консерваторию, Исаак влюбился, женился, и тут же развелся. И где бы он в дальнейшем ни работал, в театрах и на эстраде Харькова, Ленинграда, Москвы, этот грустный и светлый композитор, сочинявший гениальную жизнерадостную музыку, везде по-настоящему влюблялся. Свои романы "на стороне" он называл поисками маленькой красоты. В каждой женщине Исаак видел только прекрасное и радостное, а женская красота вдохновляла его на создание множества таких же красивых мелодий.

В Москве молодой композитор влюбился в красавицу – балерину Зиночку Судейкину. Она писала стихи, пела, увлекалась живописью, и он был от неё без ума. Вскоре они поженились. Как обещали друг другу, навсегда.

Однако новобрачным жить в столице было негде, и они отправились "на заработки" в Крым. Как молодые супруги жили в Симферополе, видно из письма Дунаевского: "Бобочка" (так он её называл) сейчас лежит в постели (уже двенадцать часов) и болтает без конца, декламирует какие-то свои стихи. Занимается вышиванием и дошла до высокой степени художества. Рисует пейзажи у меня на столе, за что ей достается. Какое светлое создание!"

В Симферополе денег на жилье они не заработали, и пришлось мужу возвратиться в Москву, где его пригласили возглавить музыкальную часть в Театре сатиры, а "Бобочку" отправить к ее родственникам в деревню Андреевку. Супруга в деревне узнала, что в столице Исаак увлекся какой-то дамочкой. Но муж писал жене: "Есть во мне жизнерадостность и, естественно, доза молодой ветрености. Ну, какое это имеет значение, что одинокий мужчина иначе проводит время, чем в присутствии жены. Твои слова о том, что нам все труднее становится расставаться, я целиком разделяю". Это он писал от чистого сердца!

Когда в Москве о Дунаевском стали говорить, как о талантливом композиторе, Леонид Утесов приглашает его в Ленинград на должность музыкального руководителя и главного дирижёра мюзик-холла. Утесов, узнав о семейных проблемах Исаака, срочно "выписал" его красавицу-жену из деревни Андреевка в город на Неве, устроил ей шумную встречу на вокзале – с пролеткой и музыкантами... Зиночка была счастлива, а вскоре, в 1932 году "подарила" любимому мужу сына – Евгения, будущего известного художника.

В одной компании Исаак познакомился и влюбился в танцовщицу, такую же высокую и яркую блондинку, как и его жена, Наталью Гаярину. Зинаида Сергеевна об этом узнала. И в течение пяти лет Дунаевский буквально разрывался между двумя любимыми женщинами.

Потом, наконец, перестал Наталье звонить, а жене написал записку: "Никакая сила новой страсти не в состоянии отвратить мои чувства от тебя".

Сколько новых влюблённостей было у Исаака Осиповича никто не знает… Но известно, что одной из них была и очень популярная советская киноактриса Лидия Николаевна Смирнова. Героиней фильма "Моя любовь" он был очарован. Каждый день отправлял ей телеграммы и цветы! Притом требовал, чтобы она откликалась на каждую его весточку: "Ты должна знать все, все мое, что рождается во мне, что живет, дышит, хорошее это или плохое".

Он даже предложил Лидии Смирновой стать его женой. Но она отказала: у нее была своя судьба. При следующей встрече Исаак Осипович жестко сказал ей: "Я вас больше не люблю!".

По-настоящему он любил только свою жену, Зинаиду Сергеевну, любил всю жизнь. Она это понимала, хотя и страдала. И он тоже страдал, страдал… и вновь влюблялся и постоянно заводил романы платонические, и не только платонические… Это была тоже танцовщица (солистка балета столичного военного Ансамбля песни и пляски имени А.В. Александрова) и тоже красавица, Зоя Ивановна Пашкова. Она была моложе Дунаевского на 24 года. В начале победного 1945 года в этой любви рождается сын Максим. Отец по тогдашнему закону не мог дать ему ни своего отчества, ни своей фамилии. Только после его смерти ныне известный композитор обрел отчество– Исаакович и фамилию – Дунаевский.

Зоя Ивановна посещала дом Дунаевских, и у неё даже сложились добрые отношения с Зинаидой Сергеевной. И сыновья Евгений и Максим тоже сдружились. Но во всем этом явно чувствовалась нервозность и безысходность. В последний год своей жизни Исаак Дунаевский буквально метался между двумя семьями. В одном из писем он писал своей знакомой: "Выдержу ли собственные терзания? Хватит ли сил?". В конце концов ему удалось выхлопотать для себя и гражданской жены квартиру на улице Огарёва и купить ей дачу в Снигерях… Но до новоселья ему дожить не пришлось. В такой, с самой юности до самой смерти, бурной даже горькой, но любви, и в постоянной потребности сочинять волшебные мелодии прошла его жизнь. Исаак Дунаевский – автор 11 оперетт, 3 балетов, изумительной музыки к 18 кинофильмам и более 100 песням умер 25 июля 1955 года на подмосковной даче от сердечного приступа во время работы над завершением музыки к оперетте "Белая акация". Ему было пятьдесят пять лет. Вот как описывал прощание с ним известный московский журналист Эдуард Графов: "Хорошо помню ясный солнечный день 1955 года. Большой зал консерватории, ряды кресел убраны. Посреди зала на постаменте гроб, в нем покинувший нас композитор. Вокруг стояли женщины, красивые женщины, известные певицы, артистки. Они очень плакали. А поодаль сидела на стуле маленькая старушка, вся в черном, безмолвствовала. Вдруг она встала, воздела руки, черная шаль крыльями опала по ее рукам. И она, эта птица, нет, не зарыдала, она невыносимо застонала... Это была главная, самая любимая женщина в его жизни – мама Розалия Исааковна, женщина бесконечно добрая и набожная".

Прошли годы. В конце 60-х годов я, кадровый офицер, приехал из высокогорного гарнизона в очередной отпуск к родителям. Отдыхал, прогуливаясь по утопающим в зелени полтавским улицам. У Центральной почты навстречу мне, прихрамывая, шла старушка. Пригляделся и с трудом узнал сестру любимого композитора, Зинаиду Осиповну. Поздоровался. Представился. Удивительно, но она меня вспомнила. Спросил об её здоровье.

– Честно говоря, паршивое.

– Может быть, хоть чем-нибудь могу помочь?

– Не в этом дело. Недавно приехала из Москвы, была на Ново – Девичьем кладбище, на могиле Исаака. И то, что увидела, до глубины души покоробило: несмотря на лето, его могила и памятник оказались всеми забыты: ни веночка, ни цветочка… А ведь своим женам и детям Исаак оставил на долгие годы немалые средства, московские квартиры, машины, дачи… Не верится, что забыли его они, друзья и многочисленные поклонники…

Вразумительного ответа на беспокойство этой старой заслуженной пенсионерки я тогда дать не мог. Лишь подумал, чем её успокоить, и вдруг в ушах зазвучал великолепный "Школьный вальс", музыку которого, думаю, Исаак Осипович не мог сочинить, не вспоминая любимую сестру-учительницу. Я ласково обнял Зинаиду Осиповну и, несмотря на недоумённые взгляды прохожих, тихонько пропел:

Промчались зимы с вёснами,
Давно мы стали взрослыми,
Но помним наши школьные деньки.
Летят путями звёздными,
Плывут морями грозными
Любимые твои ученики…

Его любимая жена Зинаида Сергеевна Судейкина после смерти мужа тяжело заболела и находилась без движения до кончины в 1979 году. Гражданская жена Зоя Ивановна Пашкова, мать сына Максима, погибла в автомобильной катастрофе 30 января 1991 года – в день рождения Исаака Дунаевского. В 2000 году умер его старший сын замечательный художник Евгений. Именно он был хранителем и наследником всего того, что было связано с именем отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". Его похоронили на Ново-Девичьем кладбище, где покоится его отец (на фото: памятник И.О. Дунаевскому, 2000 г.). Его младший сын, Максим Дунаевский, по его же выражению, "взял от его отца его влюбчивость", и в этом отношении пошёл ещё дальше: приобрёл привычку "очень часто жениться (имел шесть жён, живёт с седьмой)", что не помешало ему в конце ХХ века также стать в России известным композитором. Памяти отца он посвятил свой новый мюзикл "Весёлые ребята". Но популярности папы он всё же не достиг…

В дни 100-летнего юбилея об Исааке Дунаевском и его музыке лучше всех сказал режиссер театра и кино Александр Белинский: "…ещё раз хочу напомнить, какого замечательного, бессмертного соловья из Лохвицы имело наше Отечество. Музыка его будет звучать всегда…".

Памятник Дунаевскому (2000 г.), фото Ю. Медведева

Герой статьи - Максим Дунаевский, биография, личная жизнь, дети, фото которого интересны всем любителям музыки. Сын непревзойдённого Исаака Дунаевского и балерины Зои Пашковой своим творчеством опроверг известную пословицу о том, будто природа на детях гениев отдыхает. 15 января Максиму Исааковичу исполнилось 72 года.

Происхождение

Его отец до конца жизни был официально женат на балерине Судейкиной, что не мешало ему черпать вдохновение в романах с другими женщинами. От официального брака он имел сына Евгения, ставшего художником, а в 40-е годы во фронтовой бригаде познакомился с 19-летней Зоей Пашковой. В 1945 г. у них появился сын Максим, что заставило композитора метаться уже не между двумя женщинами, а между двумя семьями. Выхлопотав для гражданской жены квартиру и купив ей дачу в Снегирях, не дожил до новоселья Исаак Дунаевский.

Максим Исаакович, биография которого изменилась со смерти отца (1955), в возрасте 10 лет принял решение заняться музыкой. До этого он писал стихи и считал своим призванием литературу. Носивший ранее фамилию матери, юноша захотел стать Дунаевским. Во время судебных разбирательств за авторское наследие Исаака Осиповича Зинаида Судейкина отрицала, что Максим - сын её законного супруга. Важную роль сыграло письмо, где тот признавал этот факт. Окончательное решение принимал Совет Министров. В 16 лет юноша официально взял фамилию великого отца. Отныне он Дунаевский Максим Исаакович.

Биография краткая: путь в профессию

С 5 лет Максим учился в музыкальной школе, а затем - в музучилище, поступив в консерваторию на факультет композиции. На классическом отделении его наставником был Дмитрий Кабалевский, не простивший юноше отступления от предназначения. Для студенческого театра МГУ тот написал мюзикл на стихи Сергея Кирсанова. Мэтр не только не одобрил это произведение, но и поставил под сомнение возможность продолжения обучения. По счастью, за начинающее дарование вступились другие педагоги: Альфред Шнитке и Тихон Хренников.

В 1965-м которого тесно связана с драматургией, окончил консерваторию, продолжив сотрудничество с режиссёром театрального коллектива МГУ Одновременно он пробует себя в кино, написав музыку к фильму В. Аксёнова «Синие зайцы». Опыт оказался удачным, и в начале 70-х приглашает композитора для работы в «Автомобиль, скрипку и собаку Кляксу». Фильм имеет успех, сделав Дунаевского востребованным автором в кинематографе.

«Три мушкетёра»

Визитной карточкой Исаака Осиповича являются «Весёлые ребята». Познал ли аналогичный успех младший Дунаевский? Максим Исаакович, биография которого подробно описана журналистами, считает наиболее удачным проектом в кино «Трёх мушкетёров» с известным хитом. Совместная работа с режиссёром Юнгвальд-Хилькевичем в 1978 году сделала его мегапопулярным. Композитор к тому времени научился выбирать талантливых соавторов и работать внутри драматургии, сохраняя определённую свободу для творчества.

Сегодня мало кто знает, что своим появлением на экране в образе Д"Артаньяна М. Боярский обязан Дунаевскому. Ему было уже 30, и режиссёр видел в роли главного героя более молодого Абдулова или Харатьяна. Но в музыкальном фильме важно было хорошо петь, поэтому композитор настоял на кандидатуре Михаила Сергеевича. Боярский, в свою очередь, сделал многие хиты автора популярными на эстраде.

Максим Дунаевский: биография и работа в кино

В сложные 90-е авторы возобновили работу над продолжением фильма, отсняв ещё две части. Всего в активе композитора более 60 фильмов, каждый из которых является музыкальным шедевром. «Ах, водевиль, водевиль» собрал у телеэкранов всё население страны, восхищённое не только игрой выдающихся актёров (О. Табаков, М. Пуговкин, Г. Беляева), но и голосом Жанны Рождественской, моментально ставшей популярной (1979). Среди наиболее значительных работ в кино - «Карнавал» (1981) с его хитом «Позвони», «Зелёный фургон» (1983), раскрывший вокальный талант Д. Харатьяна, «В поисках капитана Гранта» (1985), интересный своей параллелью, ибо к «Детям капитана Гранта» музыку писал гениальный отец.

А какой фильм считает наиболее успешным сам Максим Дунаевский, биография, и творчество которого являются достоянием общественности? Все музыкальные стили и умения он воплотил в работе, которую можно считать мюзиклом на киноэкране, - «Мэри Поппинс». Режиссёр планировал снять в роли Леди Совершенства Анастасию Вертинскую, но той не понравился музыкальный материал. Так в картину попала Наталья Андрейченко, на тот момент главная женщина в жизни маэстро.

Первый брак

Андрейченко была четвёртой женой композитора и единственной, оставившей его ради другого мужчины - знаменитого Влюбчивый по натуре, Дунаевский не разрывался в отношениях, предпочитая быть честным до конца. Именно поэтому в его жизни было семь только официальных браков. И все они, за исключением последнего, были непродолжительными. В знак благодарности композитор оставлял жёнам недвижимость и иные ценности, уходя в никуда с одним чемоданом. С кем впервые связал свою жизнь Дунаевский Максим Исаакович?

Жена маэстро Наталья Леонова была дочерью члена ЦК КПСС. Когда отношения изжили себя и встал вопрос о разводе, тесть пообещал бывшему зятю перекрыть кислород и не пускать на телеэкраны. Это не остановило свободолюбивого композитора. Было сделано всё, чтобы воплотить угрозу в реальность, хотя жене супруг оставил квартиру, доставшуюся ему от отца.

Наталья Андрейченко

Непродолжительными оказались браки с Региной Темирбулатовой и танцовщицей Еленой, которую Дунаевский оставил ради Натальи Андрейченко. Известная актриса была влюблена в творчество композитора, поэтому роман был скоропалительным. Супруги жили в небольшой квартире Зои Пашковой и её нового мужа. Энергичная Наталья и спокойный Максим казались неподходящей парой, но совместная работа в «Мэри Поппинс» и рождение ребёнка (1982) сблизили их. Дмитрий - единственный сын, которым по-настоящему гордится Максим Дунаевский (фото в молодости представлено в статье). Сейчас юноша - преуспевающий финансист, живёт в США.

В 1985-м Андрейченко на съёмках познакомилась с М. Шеллом, австрийским актёром и режиссёром, и приняла решение расстаться с мужем. Композитор понимал, что в Голливуде для Натальи больше возможностей, а его сын с именитым отчимом ни в чём не будет нуждаться, но этот разрыв был одним из самых тяжёлых для него.

Внебрачная дочь

Позже стало известно, что после заключения брака с Андрейченко маэстро продолжал встречаться с администратором гостиницы «Космос» по имени Нина, с которой прежде у него были отношения. Молодая женщина не знала об изменениях в личной жизни возлюбленного и забеременела. В 1983-м на свет появилась Алина, их внебрачная дочь. Сегодня сам Максим Дунаевский, биография, личная жизнь, дети композитора - предмет обсуждения журналистов в связи с преданием данного факта широкой огласке.

Нина Спада появилась на телеэкранах, выступив в ряде ток-шоу. Композитор не отказывался от дочери, но их общение на время прерывалось, когда женщина уехала во Францию, выйдя замуж за иностранца. С трёх лет девочку воспитывал другой отец, после смерти которого Алина узнала тайну своего рождения. Сегодня девушка живёт в Париже, занимается музыкой, создав собственную группу.

Сложные 90-е

После Андрейченко Дунаевский создал новую семью с манекенщицей Ольгой Даниловой, которая вскоре распалась. В киноиндустрии наступил кризис, и телефон композитора надолго замолчал. На 9 лет он отправился в Америку, пытаясь как-то реализовать себя в профессии. Написав музыку к двум фильмам, зарабатывал на радио и в местной прессе. Счастливый случай подарил ему возможность поработать над фильмом «Запах женщины», но маэстро был в Европе, а ждать его возвращения продюсер не стал.

Остался ли верен себе Максим Дунаевский? Биография свидетельствует, что в Лос-Анджелесе композитор вновь женился на певице Ольге Шероновой. Этот союз был недолгим, потому что женщина осталась в Штатах, а музыкант решил вернуться на родину. Чтобы как-то заработать, маэстро привёз товары, пробуя реализовать в Москве через розничную сеть. Но в столице его по-прежнему любили и узнавали зрители, что заставило вновь вернуться к профессии.

Знакомство с Мариной Рождественской

В 1999 году Дунаевский на одной из закрытых вечеринок познакомился со своей последней женой. Она младше на 28 лет и на момент знакомства уже имела дочь Марию. По профессии Марина Рождественская - дирижёр-хоровик, поэтому великолепно знала творчество маэстро, а вот про его бурную личную жизнь наслышана не была. Их отношения развивались постепенно. На момент знакомства оба были в активном поиске. Их сблизил совместный отдых на даче в Снегирях, где Марина искренне поделилась событиями личной жизни. Композитор захотел познакомиться с её дочерью, и с этого времени пара больше не расставалась.

Максим Дунаевский, биография, личная жизнь которого сегодня на виду, через 3 месяца сделал предложение и повёл будущую жену под венец, подчёркивая её особый статус в своей жизни.

Личная жизнь: день сегодняшний

Семье пришлось пройти через трудности, так как жить пришлось вместе с отчимом, не относившимся серьёзно к жёнам пасынка (мама погибла в автокатастрофе в 1991-м). Для женщины было важно, как у Дунаевского сложатся отношения с её старшей дочерью. Но брак оказался на редкость прочным. Композитор принял девочку как родную. Ныне Мария - студентка театрального училища. Через три года жена подарила мужу дочь Полину, которую он приобщил к своему любимому занятию - игре в теннис.

Максим Дунаевский, фото которого в кругу семьи можно видеть в статье, по-прежнему нуждается во вдохновении, ибо его творческая жизнь не стоит на месте. Марина Рождественская, невзирая на разницу в возрасте, не скрывает, что до сих пор ревнует своего мужа.

Творчество: день сегодняшний

В одном из интервью М. Боярский назвал отца и сына Дунаевских «джентльменами мелодии», что сближает их творчество. Дунаевский-младший мечтает о собственном музыкальном театре. Помимо фильмов и сериалов, последнее время он уделяет огромное внимание мюзиклам. Его работа «Алые паруса» - одно из лучших произведений последнего десятилетия. Для театральной постановки он доработал «Весёлых ребят», где, наряду с известными мелодиями великого отца, звучат и его собственные.

Максим Дунаевский (биография представлена в статье) с 2006 года является народным артистом и может позволить себе не зависеть от конъюнктуры, занимаясь собственными проектами, влияющими на развитие музыкальной культуры в стране.

Умер Евгений Дунаевский, замечательный художник, старший сын великого композитора Исаака Дунаевского. По необъяснимому стечению обстоятельств это произошло в дни столетнего юбилея его знаменитого отца. Последними его словами были: "Папа, я скоро к тебе приду". 45 лет назад в день смерти своего отца, тогда еще студент художественного института имени Сурикова, Евгений Дунаевский в далекой северной экспедиции провалился под лед, и странным, необъяснимым образом был вытолкнут кем-то или чем-то из пучины вод на поверхность. Ровно в это время за много тысяч километров от него в Москве разорвалось сердце его отца, а Евгений, как он рассказывал, именно в этот момент увидел на небе яркое сияние. Только внешне его жизнь была легкой и приятной, обусловленной его положением - талантливый сын великого композитора. Однако на самом деле именно Евгению Исааковичу пришлось вынести всю тяжесть нелепейших слухов, обрушившихся на него буквально с ранней юности. Возможно, именно это повлияло на то, что широкая публика так и не узнала, сколь талантливым и самобытным художником был Евгений Исаакович, замечательный "станковист" с редким образным дарованием. Об этом знали только его ближайшие друзья. Именно благодаря ужасным слухам, преследовавшим художника, при жизни Евгения не было устроено ни одной его крупной персональной выставки. Последняя его работа - символическая картина "Современники", на которой изображены три гения, на взгляд художника, определивших облик и судьбу Серебряного века: Блок, Ахматова и Мейерхольд. Огромное монументальное полотно - уникальный труд Евгения Дунаевского, над которым он трудился более 10 лет. Именно эта программная работа стала его художественным подвигом и крестом. По складу своего характера Евгений Исаакович сам принадлежал к героям Серебряного века - внешне мягкий, изумительно обаятельный, он был человеком очень твердого характера и неиссякаемого оптимизма. Уже зная, что обречен, и тяжело страдая, он ни разу не пожаловался на сильнейшие боли. Врачи говорили, что первый раз сталкиваются с такой сильной личностью и такой тягой к жизни. Буквально последние силы он отдал тому, чтобы юбилей его отца прошел достойно. И чтобы неизвестная музыка композитора Дунаевского зазвучала вновь. Именно Евгений оказался хранителем и наследником всего того, что было связано с жизнью и творчеством композитора Дунаевского. Теперь сын и отец соединились. Похоронят Евгения Дунаевского на Новодевичьем кладбище, там, где покоится его отец. Отпевание художника состоится в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке в четверг, 3 февраля, в 12 часов.

Федор Раззаков
Исаак Дунаевский
Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в небольшом тихом украинском городке Лохвица. В семье Дунаевских было шестеро детей (пятеро сыновей и дочь), и все они посвятили себя музыке: Зинаида (1898) стала педагогом, Борис (1896), Михаил (1904) и Семен (1906) - дирижерами, Исаак и Зиновий (1908) - композиторами.
Уникальные музыкальные способности Дунаевский начал проявлять еще в раннем детстве. В четыре с половиной года подбирал по слуху на рояле мелодии вальсов и маршей, которые он слышал в небольшом оркестре, игравшем по воскресеньям в городском саду. В восемь лет нашего героя стали серьезно обучать музыке, для чего пригласили ему в учителя чиновника акцизного ведомства Г. Полянского. Он первым приобщил мальчика к серьезной игре на скрипке. Первые музыкальные сочинения юного Дунаевского были печальны и грустны. Он назвал их "Тоска", "Слезы" и так далее.
В 1910 году семья Дунаевских переехала в Харьков. Исаака отдали учиться в гимназию и консерваторию (тогда училище), где он занимался у двух преподавателей: И. Ахрона (скрипка) и С. Богатырева (композиция). Закончив гимназию в 1918 году с золотой медалью и консерваторию в 1919 году, Исаак Дунаевский одно время учился в местном университете на юридическом факультете, но вскоре понял, что эта профессия не для него. Он выбрал музыку. Время было тяжелое, полыхала гражданская война, и, чтобы прокормить себя и семью, Исааку Дунаевскому приходилось подрабатывать в оркестре Харьковского русского драматического театра в роли пианиста и скрипача. Вскоре молодой талантливый музыкант обратил на себя внимание режиссера театра Синельникова, и тот предложил Дунаевскому написать музыку к одному из своих спектаклей. Дебют молодого композитора был удачным, и вскоре ему предложили работать в театре сразу в нескольких должностях: заведующего музыкальной частью, композитора и дирижера. С этого момента началось восхождение Дунаевского к вершине музыкальной славы.
В 20-е годы Дунаевскому приходилось сочинять самую разнообразную музыку: увертюры, песни, танцы, пародии. Любой другой музыкант, получивший классическое образование в солидной консерватории, посчитал бы за оскорбление работать в этих жанрах, но Дунаевский думал иначе. Он работал с упоением, даже сочиняя музыку для "теревсатов" - театров революционной сатиры. Много позднее Дунаевский сам будет удивляться такому своему перевоплощению и напишет в одном из писем: "Могли ли бы вы тридцать пять лет тому назад думать, что маленький музыкант, поклонник Бетховена, Чайковского, Брамса и Бородина, сможет стать мастером легкого жанра? Но именно моя солидная музыкальная закваска помогла мне и помогает творить легкую музыку серьезными средствами".
В 1924 году композитор переехал в Москву и был приглашен на работу в эстрадный театр "Эрмитаж" заведующим музыкальной частью. Вместе с ним в столицу приехала и его жена - Зинаида Судейкина. С ней Дунаевский познакомился в Ростове, где он работал концертмейстером в мюзик-холле, а она там же прима-балериной. В 1925 году они официально расписались. (Стоит отметить, что у Дунаевского это был уже второй брак: в первый раз он женился по молодости, но прожил с женой недолго). Жили молодые в небольшой комнатке в коммунальной квартире, которую снимали за небольшую плату.
В 1926 - 1929 годах Дунаевский работал в Московском театре сатиры, на сцене которого были поставлены его первые оперетты: "Женихи" и "Ножи". Однако в 1929 году талантливого композитора пригласили работать в Ленинград, в только что открывшийся эстрадный театр "Мюзик-холл".
В 1932 году у Исаака Дунаевского и З. Судейкиной родился мальчик, которого назвали Евгением.
В том же году Дунаевский впервые соприкоснулся со звуковым кино, написав музыку к фильму режиссера Корша "Первый взвод". Затем была работа над картинами "Дважды рожденный" и "Огни", которые сегодня никто уже не помнит.
Всесоюзная слава пришла к Дунаевскому в 1934 году, после того как на экраны вышел фильм "Веселые ребята" с его музыкой. Затем последовали фильмы "Цирк" (1936) и "Волга-Волга" (1938). За музыку к этим фильмам композитор был удостоен Сталинской премии. Позднее "Литературная газета" писала: "Случалось, что в песнях Дунаевского слова лгали, но музыка - никогда. Она выжила благодаря своему благородству". Его песни любил и ценил Михаил Булгаков, а Федор Шаляпин мечтал исполнить "Песню о Родине". Был ли Дунаевский "прославителем"? Безусловно. Но прославлял он не тоталитарный режим, как думают некоторые, а романтическую веру в добрую сказочную страну, где люди молоды, здоровы, счастливы.
В конце 30-х годов Дунаевский был уже известным культурным и общественным деятелем СССР. В 1936 году ему было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. От Ленсовета ему была выделена роскошная четырехкомнатная квартира в центре города. С 1937 по 1941 год он возглавлял Ленинградский союз советских композиторов, в 1938 году стал депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1941 году его удостаивают звания лаурета Сталинской премии 1-й степени.
Став к концу 30-х годов чиновником и общественным деятелем высокого ранга, Дунаевский старался во всем соответствовать своему положению. В те годы, например, он активно боролся с любыми нетрадиционными направлениями в советской музыке. Приведу лишь небольшой отрывок из его статьи за 1939 год, в котором он писал: "Уместно упомянуть о сильно размножившихся дансингах. Меня не тревожат эти дансинги как места, где наша молодежь может потанцевать. Но какой музыкой кормят танцующих? Их кормят "Утомленным солнцем", "Черными глазами", и это "Утомленное солнце", эти "Черные глаза" и прочие душещипательные танго и фокстроты - низкого музыкального пошиба...
И до создания советской массовой песни существовала обширная песенная "литература", имевшая чрезвычайно большое распространение. Сюда входили так называемые "блатные" песни, то есть песни, которые рождала улица, и в частности - одесская улица (образцы подобных песен - "Кичман", "Я и моя Маша", "Малина" и проч.). Существовали "жестокие" романсы, всякого рода псевдоцыганские песни - "Джон Грей", "Кирпичики", "Шахты" и прочая пошлятина.
Вся эта "литература" пользовалась огромным успехом в среде отсталых слоев населения в период нэпа.
Творческой работой советских композиторов и поэтов наш музыкальный быт очищен от "Кичманов" и ноющих у самоваров Маш. У нас поют бодрые, боевые советские песни".
Во время войны Дунаевский был художественным руководителем ансамбля песни и пляски железнодорожников и в одном вагоне со своим коллективом исколесил почти всю страну. Что касается его близких, то жена и сын с 1941 года жили на даче во Внукове, но в октябре того же года эвакуировались в Сибирь. В столицу они вернулись в 1944 году и одно время жили в кабинете Исаака Дунаевского в Центральном доме железнодорожников. Лишь в 1945 году им наконец дали отдельную квартиру на Кутузовском проспекте.
Находясь на вершине славы и успеха, он и внешне излучал творческую удачу и оптимизм. Дунаевский и в личной жизни был победителем. Несмотря на свою неброскую внешность, ему удавалось покорять сердца самых красивых женщин. Например, в 1934 году он влюбил в себя красавицу Наталью Гаярину. А через пять лет то же самое проделал с восходящей звездой советского кино Лидией Смирновой. Они познакомились во время съемок фильма "Моя любовь". Их роман длился более года и вполне мог завершиться законным браком. Однако на предложение руки и сердца со стороны Дунаевского Смирнова ответила отказом, и композитор тут же прервал с нею всякие отношения. (Более подробно об этом романе читатель узнает в главе "ЛИДИЯ СМИРНОВА").
После разрыва с Л. Смирновой Дунаевский внезапно влюбился в 19-летнюю танцовщицу ансамбля имени Александрова Зою Пашкову. Он увидел ее во время одного из концертов и тут же прислал ей за кулисы записку, в которой признавался в любви с первого взгляда. Девушка ответила взаимностью и вскоре была зачислена Дунаевским в его ансамбль железнодорожников. Затем она танцевала в Театре оперетты. В этом гражданском браке у Дунаевского в 1945 году родился еще один мальчик - Максим. Стоит отметить, что появления этого ребенка Дунаевский не ждал, да, видимо, и не хотел особенно (например, когда он узнал о том, что Зоя беременна, он порвал с ней всякие отношения, но ненадолго - как только она родила, он вновь к ней вернулся).
Между тем после рождения незаконнорожденного ребенка ситуация для Дунаевского еще более усложнилась. Он буквально разрывался между двумя женщинами и никак не мог выбрать окончательно одну из них. В одном из писем своей жене З. Судейкиной, которая знала об увлечении мужа на стороне, он писал: "Я не могу принять новой любви с той радостной удовлетворенностью, какая в этих случаях заставляет забыть все на свете. Я не могу! Мне порой кажется, что я трагически и безнадежно запутался. Никакая сила новой страсти, оказывается, не в состоянии отвратить мои чувства от тебя... И я чувствую себя глубоко несчастным человеком".
Но не только личная жизнь удручала известного композитора. Несмотря на свою всенародную популярность, он был "невыездным". За границу его выпустили только один раз: в 1946 году он съездил на короткое время в Чехословакию на съемки фильма "Весна". Затем он собирался поехать в Берлин на фестиваль молодежи, уже упаковал чемоданы, однако эту поездку в самый последний момент ему запретили.
В октябре того же года состоялся пленум Союза композиторов СССР. С его высокой трибуны звучала критика в адрес многих известных композиторов, но я приведу лишь один пассаж, касаемый Исаака Дунаевского. Его коллега по ремеслу Д. Кабалевский заявил: "Товарищ Дунаевский должен был вспомнить и свои ошибки. Ведь он все же был, пожалуй, первым композитором, попытавшимся форму западноевропейской джазовой музыки приспособить для выражения чувств и мыслей советских людей.
Он справедливо обвинял Блантера и других композиторов в том, что с их стороны было бестактным чистейший блюз делать формой выражения заветных чувств и мыслей советского бойца, но я думаю, что было не менее бестактно со стороны И. О. Дунаевского делать такой же чистейший блюз формой выражения сокровенных мыслей советской девушки в песне из фильма "Моя любовь" или в песне "Сердце, тебе не хочется покоя...".
Как и всякий творческий человек, Дунаевский пробовал себя в разных музыкальных театрах. Он стал автором целого ряда оперетт, которые стали классикой советского искусства: "Вольный ветер", "Белая акация", "Женихи". Однако в 1948 году, когда обвиняли в космополитизме С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, досталось и Исааку Дунаевскому. Один композитор, упоминая оперетту "Вольный ветер", заявил, что в ней "глаза и слуха советского человека не чувствуется, а видна попытка втиснуть чувства и мысли нашего современника в чужие, западные сюжеты".
2 сентября 1950 года в одном из своих писем Дунаевский писал: "Нам все время тычут в пример Толстого, Чехова, Чайковского и Глинку, Репина и Сурикова. Но забывают, что нам не дают писать так, как писали они..."
В другом письме, от 27 декабря того же года, находим такие строки: "Меня просил Большой театр написать балет "Свет". Но как писать о колхозной электростанции? О колхозной электростанции написано 16 повестей, имеются кинофильмы и т. д. Сколько можно?"
Читая сегодня строчки из этих писем, невольно ловишь себя на мысли, что творческое вдохновение, кажется, навсегда покинуло этого гениального композитора. Но нет. В том же году, когда писались эти горькие строки, на экраны страны вышел новый фильм с музыкой Исаака Дунаевского: фильм И. Пырьева "Кубанские казаки". Как вспоминают современники, песня "Каким ты был" из этого кинофильма стала всенародным шлягером тех лет. Сам композитор и его родственники (они проживали в Москве на Малой Бронной) вынуждены были чуть ли не ежедневно закрывать наглухо окна: отовсюду неслись звуки этой модной песни. В такие минуты Дунаевский, видимо, проклинал свое творчество.
Однако песни Дунаевского из "Кубанских казаков" были почитаемы не только в среде московских обывателей. Их с удовольствием слушали и в Кремле. Поэтому в 1951 году режиссер фильма и композитор были удостоены Сталинской премии. Для Дунаевского это была вторая Сталинская премия.
Как и подавляющее большинство советских людей, Дунаевский был фанатично предан И. Сталину. В 30-е годы, еще на заре своей популярности, Дунаевский попытался было написать произведение, посвященное вождю. Так появилась "Песня о Сталине". Однако самому Сталину эта песня не понравилась. Когда он ее услышал, произнес такую фразу: "Эту песню мог написать только человек, который не очень меня любит..." Больше попыток прославить вождя Дунаевский в своем творчестве не предпринимал, но Сталина любил беззаветно. В одном из своих писем 1950 года он, к примеру, писал: "Не надо здесь никаких романтических взглядов, чтобы сказать, что Сталин является величайшим человеком не только нашей эпохи. В истории человеческого общества мы не найдем подобных примеров величия и грандиозности личности, широты, популярности, уважения и любви. Мы должны гордиться, что являемся его современниками и пусть крохотными сотрудниками в его деятельности. Как часто мы (особенно молодежь) забываем, что одним воздухом дышит с нами, под одним с нами небом живет Сталин. Как часто у нас кричат: "Дорогой, любимый Сталин", а потом уходят в свои дела и пакостят на работе, в жизни, в отношениях к людям, друзьям, товарищам. Сосуществование со Сталиным требует от его современников безграничной чистоты и преданности, веры и воли, нравственного и общественного подвига. Сама жизнь Сталина является примером такого подвига во имя лучшей жизни на всей земле".
Напомню, что это не строки из какого-нибудь доклада на торжественном собрании, а отрывок из частной переписки Дунаевского. Своего мнения о вожде композитор не изменил даже тогда, когда в 1952 году, по "делу врачей-вредителей", был арестован его двоюродный брат - профессор-уролог Лев Дунаевский. После этого в МГБ вызывали и самого Дунаевского, и какое-то время над ним висела вероятность ареста. Однако в дело вмешался тогдашний первый секретарь Союза композиторов СССР Т. Хренников (Исаак Дунаевский был в его подчинении и возглавлял в союзе секцию легкой музыки). После вмешательства Т. Хренникова популярного композитора оставили в покое.
Между тем, окрыленные успехом, Пырьев и Дунаевский в 1953 году приступили к новой совместной работе - фильму "Испытание верности". Однако повторить успех "Кубанских казаков" им так и не удалось.
В повседневной жизни Дунаевский был довольно общительным человеком. Было у него и хобби - он собирал долгоиграющие пластинки, которые ему привозил из Греции его друг Костаки. К середине 50-х у Дунаевского была одна из самых обширных коллекций во всем СССР. Кроме этого, семья Дунаевских была почти единственной, у кого были собственные телевизор и магнитофон. По тем временам это была неслыханная роскошь.
В последний год своей жизни Дунаевский буквально метался между двумя семьями. В одном из писем он писал своей знакомой: "Выдержу ли собственные терзания? Хватит ли сил?.. Безволен я и слаб". В конце концов ему удалось выхлопотать для себя и молодой любовницы квартиру в композиторском кооперативе на улице Огарева, купить ей дачу в Снегирях. Вскоре должно было состояться новоселье, однако Дунаевский внезапно скончался. Вот что вспоминает об этом его сын Максим Дунаевский: "После возвращения с гастролей из Риги, с триумфальными проводами (отец в купе поезда признался: "Это мое последнее выступление, чувствую"), 25 июля 1955 года его унес сердечный приступ. У него всегда была сердечная недостаточность, развился тромбоз. (В медицинском заключении было записано, что смерть наступила "от коронаросклероза и гипертрофии сердца". - Ф. Р.). К тому же за неделю до смерти он перенес ангину, у него были сильные боли в ногах и левом плече. И вот в тот момент, когда мы с матерью были на даче, шофер отца нашел его мертвым в квартире на улице теперь его имени (между Кутузовским проспектом и Резервным проездом)".
Последние несколько часов жизни Дунаевского известны чуть ли не по минутам. В то утро он проснулся рано и сел писать письмо своей давней корреспондентке Л. Вытчиковой. Приведу лишь отрывок из этого письма: "Здоровье мое стало здорово пошаливать. Сердце перестало быть паинькой, болят ноги, болит левая рука. Настроение в связи с этим сильно падает, так как надо лечиться, а лечиться не люблю, ибо не верю всем медицинским наставлениям. Может быть, не столько не верю, сколько из-за эгоизма и любви к жизни не хочу подчиняться врачам. Заканчиваю новую оперетту "Белая акация", которая уже репетируется полным ходом. Это моя единственная работа, и ничем, кроме нее, не занимаюсь.
Выезжал только на авторские концерты в Ленинград и Ригу. Это так, для встряски. Именно в Ленинграде я и простудился, в результате чего у меня стало воспаление левой плечевой сумки..."
Буквально через несколько минут после написания этого письма - в 11 часов утра - Дунаевский скончался. В свидетельстве о смерти, выданном Киевским райбюро загса города Москвы, говорилось: "Причина смерти: коронаросклероз. Гипертрофия сердца".
Между тем сразу после внезапной смерти Дунаевского в народе стали упорно распространяться слухи о том, что композитор ушел из жизни не естественным путем, а якобы покончил с собой из-за какой-то темной истории, связанной с его старшим сыном Евгением. Что же это была за история? Послушаем самого Е. И. Дунаевского:
"После окончания художественной школы в 1951 году я поступил во ВГИК на художественный факультет. И 7 ноября поехал со своими сокурсниками отмечать праздники на дачу во Внуково. А там - ночью, пока я спал, - так называемые друзья выкрали у меня ключи от машины, сели в нее и поехали кататься. А был гололед, ездили они плохо, машина соскользнула с шоссе и разбилась, при этом погибла девушка. (Это была дочь бывшего министра иностранных дел СССР Максима Литвинова. - Ф. Р.).
Поскольку машина была оформлена на меня, мне, как морально ответственному, и пришлось за все отвечать - меня исключили из ВГИКа, где я не проучился и двух месяцев.
А на следующий год я поступил в Суриковский институт, и после третьего курса в числе лучших студентов поехал от Академии художеств на практику в Сибирь. Мы должны были на ледоколе пройти по Северному морскому пути и отобразить жизнь и быт моряков в своих картинах. Родители провожали меня в конце июня - это были мои последние минуты с отцом, а через месяц он умер. В это время наш корабль затерло во льдах, и, получив радиограмму, выбраться оттуда я не мог. Меня и гидросамолетом пытались снять, но ничего не получилось. Так я не попал на похороны отца. А в Москву вернулся только через две недели после его смерти.
Отсюда и пошел слушок о том, что, раз сына на похоронах нет, значит, где-то на Севере срок отбывает. От кого-то я слышал версию, будто меня даже расстреляли! А отец, безумно любивший меня, якобы так переживал и хлопотал, что не выдержал и застрелился! И вот с тех пор я так и хожу под этой сплетней. Всю свою жизнь..."
В заключение отмечу, что в июле 1955 года опубликовать некролог на смерть Дунаевского власти разрешили только двум центральным газетам: "Советскому искусству" и "Литературной газете". В остальных изданиях появились только традиционные маленькие "квадратики".
Р. S. После смерти композитора мать его второго ребенка Зоя Пашкова обратилась к родственникам покойного (его матери и четырем братьям) с просьбой официально признать Максима сыном Исаака Дунаевского и дать ему отчество отца. Так как те были прекрасно осведомлены о том, чей это сын, отказа в этой просьбе не последовало. Стоит отметить, что вскоре после этого З. Пашкова наконец вышла замуж официально.
Жена Исаака Дунаевского З. С. Судейкина прожила после смерти мужа более двадцати лет: сначала - в 1969 году - ее сразил инсульт, после которого ее парализовало, а в 1979 году она скончалась.
Два сына Исаака Дунаевского - Евгений и Максим - при жизни отца друг с другом не общались. Однако после его смерти они стали друзьями. Встречались чуть ли не каждый день. Даже когда в конце 80-х М. Дунаевский уехал в США, он периодически звонил брату в Москву, интересовался, как дела. Но, вернувшись в 1994 году обратно, отношения с братом внезапно прервал.
Что касается Исаака Дунаевского, то он оставил после себя богатое как личное, так и творческое наследие. С первым он поступил так: завещал все свои денежные сбережения жене, сыну Евгению и Зое Пашковой (причем, ей оставил больше всего, так как знал, что в случае его смерти она не будет являться правонаследницей).
Творческое наследие композитора включает в себя: 11 оперетт, 3 балета, музыку к 30 драматическим спектаклям, 28 кинофильмам и более 100 песен, среди которых такие шлягеры, как: "Песня о Родине", "Марш энтузиастов", "Песня о Каховке", "Песня о веселом ветре", "Песенка о капитане", "Сердце, тебе не хочется покоя...", "Каким ты был", "Ой цветет калина" и многие другие. Права на все произведения Исаака Дунаевского теперь принадлежат двум его сыновьям: Евгению и Максиму.

Исаак Дунаевский - человек, творчество которого можно смело назвать классикой советской песни. «Сердце, тебе не хочется покоя», марш «Веселый ветер», «Школьный вальс», «Каким ты был, таким ты и остался» - эти песни знала наизусть вся страна, да и сейчас уже новое поколение меломанов напевает душевные мелодии Исаака Осиповича Дунаевского.

Детство и юность

Биография будущего композитора началась в городе Лохвице, что на Украине. Исаак Осипович родился 30 января 1900 года. Отец мальчика был обеспеченным человеком, владеющим собственной компанией, производящей фруктовые напитки. В семье Дунаевских воспитывалось пятеро сыновей и дочь.

Музыкальный талант Исаака Дунаевского проявился с раннего детства. Мальчик с легкостью воспроизводил сложные мелодии, поражая родственников чистотой голоса. Там же, в Лохвице, маленький Исаак начал учиться в музыкальной школе.


В 1910-м семья Дунаевских перебралась в Харьков, где Исаак уже оканчивал обычную гимназию и одновременно - консерваторию по классу композиции и скрипки. После окончания гимназии и консерватории Исаак Дунаевский также окончил университет, выбрав юридическую специальность.

Музыка

К счастью для поклонников, юриспруденция не стала главным делом в жизни Исаака Дунаевского. Молодой человек сделал выбор в пользу музыки, устроившись работать в оркестр драматического театра в Харькове. Там юное дарование произвело впечатление на Синельникова, режиссера театра. Исааку Дунаевскому предложили написать музыкальное сопровождение для одной из постановок.


Недолго думая, Исаак Осипович согласился. Это стало первым профессиональным успехом композитора. Спустя некоторое время Исаак Дунаевский дослужился до должности заведующего музыкальной частью. В 1924 году Исаак Осипович перебрался в Москву, полагая, что столица подарит гораздо больше интересных возможностей. Молодой человек не прогадал: действительно, московские театры оказались рады талантливому композитору, наперебой предлагая Исааку Дунаевскому присоединиться к коллективу.


Первые два года столичной жизни Исаак Дунаевский посвятил театру «Эрмитаж», затем перешел на службу в московский Театр сатиры. Спустя еще пять лет, в 1929-м, Исаак Осипович снова сменил место жительства. На этот раз композитора пригласили в Северную столицу, предложив работу в театре под названием «Мюзик-холл».

Именно там Исаак Дунаевский познакомился с . Знакомство это привело к созданию комедийного фильма «Веселые ребята», который полюбился зрителям на долгие годы. Утесов сыграл в картине главную роль.

«Веселые ребята» даже побывали на кинофестивале в Венеции, очаровав иностранных судей. После столь грандиозного успеха Исаак Осипович продолжил сочинять музыку для кинокартин. «Цирк», «Волга-Волга», «Весна», «Дети капитана Гранта» - мелодии из кинофильмов, сочиненные Дунаевским, на десятилетия оставались в душах и сердцах зрителей.


Оперетты «Белая акация» и «Вольный ветер» до сих пор остаются актуальными, а трогательная увертюра «Летите, голуби!», исполненная детскими голосами, стала, пожалуй, самым ярким моментом картины о приключениях бесстрашных подростков. Спустя много лет , решивший снять сериал по мотивам романа Жюля Верна, оставил музыкальное сопровождение Дунаевского неизменным.

С 1937 года Исаак Осипович руководил Союзом композиторов в Ленинграде. Спустя год композитора Дунаевского выбрали депутатом Верховного Совета страны. Позже, во время Великой Отечественной войны, Исаак Осипович руководил музыкальным ансамблем, разъезжая по стране с концертами.

Произведения Исаака Дунаевского, а также русская народная музыка, исполнявшаяся ансамблем, помогали людям не терять душевные силы и веру в победу в то сложное и страшное время. Песня «Моя Москва» написана Исааком Дунаевским в 1942 году, в самый разгар войны. В 1950-м Дунаевский получил заветное звание народного артиста, что являлось высшей наградой для творческого человека в то время.

Личная жизнь

Личная жизнь Исаака Дунаевского всегда была наполнена влюбленностями, взаимными и нет. Дело в том, что Исаак Осипович был очень пылким молодым человеком. В 16 лет юноша впервые влюбился в Евгению Леонтович, известную харьковскую актрису. Женщина даже не подозревала о чувствах Дунаевского.


Спустя три года сердце Дунаевского снова затрепетало, на этот раз от чувства к сорокалетней актрисе Вере Юреневой. Женщине льстило обожание юноши, но вскоре Дунаевский наскучил замужней Юреневой. Это настолько расстроило Исаака Осиповича, что тот решил немедленно жениться. Избранницей Дунаевского стала студентка университета, в котором юноша учился. Разумеется, подобный брак, заключенный сгоряча, быстро распался.

Уже в Москве, в 1924-м, Исаак Осипович познакомился с очаровательной балериной Зинаидой Судейкиной. Влюбленные поженились. Вскоре Зинаида подарила супругу первенца - сына Евгения. Евгений Дунаевский также выберет творческую профессию, однако, в отличие от отца, предпочтет живопись.


Несмотря на официальный матримониальный статус, Исаак Осипович постоянно влюблялся вновь и вновь. Наталья Гаярина, танцовщица, долго владела сердцем композитора. Еще одной музой и предметом обожания для Исаака Осиповича являлась актриса

Ни муж Смирновой, ни жена Дунаевского не удержали влюбленных и не ослабили страсти. Исаак Осипович каждый день отправлял Смирновой телеграммы, подписываясь, как мальчишка, чужим именем. Вскоре композитор, не выдержав накала страстей, предложил красавице актрисе руку и сердце, однако женщина отказала Дунаевскому, сославшись на то, что больше не питает к нему никаких чувств.


Переживания Исаака Осиповича оказались велики, но вскоре композитор утешился творчеством и новыми влюбленностями. В начале 1940-х у Дунаевского сложился серьезный роман с Зоей Пашковой, тоже танцовщицей. Спустя несколько лет, в 1945-м, женщина подарила Исааку Осиповичу второго сына, которого назвали Максимом. пошел по стопам отца, став известным композитором.

Смерть

В 1955 году, 22 июля Исаак Осипович Дунаевский ушел из жизни. Обнаружил композитора шофер, больше никого в тот момент не было дома. Смерть известного композитора моментально обросла слухами и домыслами. Озвучивались версии о самоубийстве и даже об убийстве Дунаевского, однако ни одна из них не нашла официального подтверждения.


Было объявлено, что жизнь Исаака Осиповича подкосила сердечная недостаточность. Могила маэстро находится на Новодевичьем кладбище, что в Москве. Фото и грампластинки с записями великого композитора до сих пор можно найти в коллекциях меломанов.


В память о таланте Исаака Дунаевского именем композитора в столице названа улица, на которой располагалась его квартира. Есть такие улицы и переулки и в Новосибирске, Алма-Ате, Липецке, Ростове-на-Дону. Также памяти Дунаевского посвящены две мемориальные доски. Одна расположена в Харькове, на стене дома, в котором жила семья Дунаевских. Вторую мемориальную доску Исааку Дунаевскому можно увидеть в Санкт-Петербурге, на нынешней Гороховой улице.

Фильмография

Картины, в которых прозвучала музыка Дунаевского:

  • 1933 - «Первый взвод»
  • 1934 - «Весёлые ребята»
  • 1935 - «Путь корабля»
  • 1935 - «Три товарища»
  • 1936 - «Вратарь»
  • 1936 - «Дети капитана Гранта»
  • 1936 - «Искатели счастья»
  • 1936 - «Цирк»
  • 1938 - «Волга-Волга»
  • 1940 - «Моя любовь»
  • 1940 - «Светлый путь»
  • 1947 - «Весна»
  • 1949 - «Кубанские казаки»
  • 1957 - «Белая акация»
  • 1961 - «Вольный ветер»
В продолжение темы:
Цветы

Еще в начале ноября аналитики убеждали всех, что победа Трампа на выборах заставит Федеральную резервную систему пересмотреть планы по повышению ставки, но на деле все вышло...

Новые статьи
/
Популярные