Карпаты население. Население закарпатья

Уникальная, непохожая на другие украинская культура соткана из множества ярких явлений. Часть из них привнесли самобытные народы, и сегодня проживающие на территории страны.

По северным и южным карпатским склонам в долинах рек Лимница, Сан и Уж раскиданы села бойков. О том, кто были далекими предками современных бойков, гадают до сих пор, иронично замечая, что чернил на бойков потрачено уже больше, чем осталось их самих. Кто же они: потомки ушедших на запад сербов или древнего славянского племени белых хорватов? А, может, их предками были кельты из племени бойев? Вопрос остается открытым. Сами бойки нередко называют себя «верховинцами».
У них всё по-бойковски необычно. Говорят на бойковском наречии (северокарпатский диалект украинского языка). Часто употребляют частицу «бойе» - значит «только, так». Гостей потчуют печеным картофелем, солеными огурцами, капустой, салом, холодцом, и непременно подносят рюмку Криивки.

Бойки строят монументальные и простые хаты: стены складывают из массивных еловых бревен, крыши кроют преимущественно «кытыцями» (связанными соломенными снопами). Окна, двери, ворота расписывают диковинными орнаментами. Одним из важных элементов росписи является, кстати, «древо жизни». Радуешься, увидев такой дом: веселый, с настроением! А если взгрустнется, бойки всегда готовы вспомнить о старинном бойковском танце Битля, который исполняется попарно, стоя на бочке.

Их называют украинскими горцами. Гуцулы вольнолюбивы и независимы. Гостям рады, но чужих в родню записать не торопятся. Люди-фейерверки, - это, пожалуй, о них. Огромное внимание гуцулы уделяют одежде: любят наряжаться, причем даже мужские куртки киптары расшиты золотом и украшены помпонами.

У многих гуцулов и дома им подстать: кругом расшитые полотенца, ковры. Мебель украшена замысловатой резьбой. Кроме нарядов любят гуцулы оружие. Издавна считалось: два пистоля за широким поясом имеет только бедный гуцул. А еще они стремятся показать себя всему миру: вот мы какие, статные, нарядные, ловко танцуем и умело работаем.

Гуцулы весьма горячий народ, но при этом умеют сдерживать свой буйный нрав. Дабы не сорваться, гуцулы якобы почти не пьют спиртное: на две сотни гостей, пришедших на свадьбу, могут выставить бутылку водки.
Гуцулы живут в Ивано-Франковской, Закарпатской и Черновицкой областях Украины. О значении слова «гуцул» до сих пор ведутся споры. Одни ученые считают, что этимология слова восходит к молдавскому «гоц» или «гуц», что значит «разбойник», другие – к слову «кочул», что значит «пастух».

Как бы то ни было, но гуцулы всегда считались умелыми чабанами. Для передачи сигналов во время своего пребывания в горах пастухи-гуцулы использовали длинную деревянную трубу – трембиту (она же выступала в роли музыкального инструмента).

А еще здесь по-прежнему сильны традиции шаманизма. Если повезет, можно повстречать гуцульского мольфара. В древности их называли «земными богами», а сегодня - знахарями, колдунами, целителями (это зависит от того, белый мольфар или черный). Мольфары пользуются непререкаемым авторитетом: их пророчества сбываются, известны также случаи исцеления безнадежно больных людей.

80-90-е годы прошлого века часто называют началом возрождения народности лемков. По одной из версий, предками лемков были древние племена белых хорватов, проживавшие по склонам Карпатских гор. Много трагедий пришлось пережить лемкам: уничтожение в Талергофском концлагере, насильственное переселение в рамках спецоперации «Висла». Сегодня часть лемков живет в Украине, другая часть – на территории Польши, третья – в Словакии.
Живущие в Украине лемки преимущественно считают себя частью украинского народа, хотя можно встретить и тех, кто выступает за «одрубность» (национальную самодостаточность).

Лемки пытаются сохранить свои национальные особенности, в первую очередь, язык. Речь лемков просто отличить по постоянному ударению на предпоследнем слоге (в отличие от подвижного ударения в речи восточных славян), твердому «ы» и частому употреблению слова «лем» («лишь», «только»).

Составитель лемковского букваря Дмитрий Вислоцкий писал следующее: «…наша лемковска бесЪда - коренна бесЪда всего русского народа. Слова у насъ коренны русски, а акцентъ словацкiй и польскiй. Пришолъ отъ того, что мы слухаме много польской и словацкой бесЪды, бо зме съ ними въ сусЪдствЪ».
Традиционные наряды лемков легко узнаваемы. Мужчины носили суконное пальто чуганю, необычное для украинцев, женщины – белые косынки и широкое узорчатое монисто «силянку». Сегодня на базарах Западной Украины можно встретить взлетающих деревянных орлов и оплетенные проволокой тарелки – образцы традиционного ремесла лемков, именуемого «дротярство».

К лемкам причисляли себя многие известные личности, но самым известным лемком был, пожалуй, Энди Уорхол (настоящее имя Андрей Варгола) – культовая личность в мире поп-арта.

Буковинцы

Буковинские села в Черновицкой области узнаются сразу: дома расположены плотно друг к другу, и каждая хата словно соревнуется с соседской нарядом и опрятностью. Буковинцы непременно белят свои дома и украшают их двумя цветными полосами.

Верхняя, расписанная орнаментами, идет под кровлей и зрительно соединяет крышу со стеной; нижняя, - ярко красная или синяя, - выполняет практическую функцию: защищает низ дома от грязи. Некоторые хозяева украшают дома пилястрами с причудливыми капителями и красят стены между окнами в яркие цвета. Рядом с каждой хатой – опрятный дворик с такими же яркими и аккуратными постройками.

Особенные у буковинцев и храмы: они состоят из квадратных срубов и издалека очень похожи на хату. Такова, например, церковь св. Николая в Берегомете, построенная в 1786 году. На внутренних стенах храма сохранились редчайшие образцы буковинской живописи, в том числе фрагменты «Страшного суда». Огромную роль в формировании культуры и традиций буковинцев сыграли русские старообрядцы-лилованы, которые начали переселяться на территории современной Черновицкой области в 20-е годы XVIII века.

Подоляне

Подолье – историческая местность на юге Украины в междуречье Днестра и Южного Брута. Предки современных подолян начали заселять эти территории предположительно в 4-3 веке до н.э. Много позже здесь была возведена крепость Клипедава, вокруг которой со временем вырос город Каменец-Подольский.

Самобытная культура подолян претерпела множество влияний: и русские староверы, и поляки, и евреи, и армяне по крупицам обогащали их быт и традиции. Потому-то и можно встретить в этих местах католические костелы, православные храмы, мусульманские минареты.

Вся эклектичность культурных традиций подолян, как в зеркале, отражается в их декоративно-прикладном творчестве – гончарстве, ткачестве, вышивке и лозоплетении. Традиционная одежда богато декорирована, украшена вышивкой и мережкой. Подольские женские рубашки, рукава которых вышиты замысловатыми узорами, известны далеко за пределами Украины. Не меньшей популярностью пользуются и самотканые ковры с «говорящими» растительными или геометрическими орнаментами.

Мазаные стены подольских хат слегка подсинены, отдельные фрагменты подведены красной глиной, внутренний интерьер щедро украшен расшитыми полотенцами. Даже печи – священный домашний очаг - подоляне расписывают «сосенками» и «хвощами».

Интересно, что у древних подолян был широко распространен культ земли: копать, «бить» ее без нужды считалось недопустимым. До наших времен дошли сведения о так называемой «Клятве землей», когда человек опускался на колени и набирал в рот землю. Считалось, что чудодейственная сила земли исцеляла от ран и ожогов. Подоляне также верили, что «родная земля» в качестве амулета способна защитить солдата от пули врага.

То, что Украина является многонациональным государством - неоспоримый факт. Однако Украинцы как нация также являются многогранными и богатыми на этнические особенности. Так исторически сложилось, что на протяжении веков различные обстоятельства способствовали появлению между украинцами своеобразных субэтнических групп, которые часто приобретали довольно конкретных и четких черт. Однако сегодня говорим именно о Карпатский регион, ведь Ваша путешествие туда так или иначе, заставит вас столкнуться с особенностями этнических культур, которые являются неповторимыми, самобытными и, конечно, интересными для путешественников и туристов.

class="eliadunit">

Бойки

Очевидно, наше путешествие начнем с Львовской области (Сколевский, Турковский, Дрогобычский, Самборский и Старосамборский районы). Здесь доминирующей этногрупп в Карпатах есть Бойки. Большая народная община, состоящая более чем с несколько тысяч представителей, и отличается от других культурными особенностями, диалектом, традициями. Ученые утверждают, что и она не является монолитной: в ее составе выделяют примерно 14 субэтносов. Если вы посещаете львовскую область - увидеть и почувствовать особенности данного этноса можно в деревянной архитектуре, иконописи, народных промыслах, а также в народных и религиозных традициях. Кроме этого бойков встретить можно на большой части Ивано-Франковской области (Богородчанский, Рожнятинского и Долинский районы), и в Закарпатской области (Воловецкий, Межгорский и Великоберезнянский районы).

Лэмки

Еще один этнос, который был когда-то горным - Лэмки. К сожалению из-за репрессивной политики СССР и депортации, они потеряли свою родину и сегодня маленькими группами разбросаны по всей территории Украины. Но этнос остался и за последние годы проводит активную работу по сохранению своего этнического наследия. Сегодня лэмковские села можно встретить в предгорье Карпат, куда они были переселены после второй мировой. Они резко выделяются от близлежащих населенных пунктов наречием и бытом.

Гуцулы

Если лэмки и бойки комфортно себя чувствуют, как в горах так и в низменности, этнос Гуцулов можно считать 100% горным народом, сформировавшим свои традиции, быт и культуру на высокогорье. Гуцульский край - это часть Ивано-Франковской (Верховинский район), Закарпатской (Раховский район) и Черновицкой областей (Путильский и Вижницкий районы). Известными гуцульскими центрами являются Верховина, Шешоры, Ясиня и др. ... Проживание среди гор отразилось в способе ведения хозяйства гуцулов. Это в основном разведение овец и деревообработка. Поэтому народные промыслы, традиции, архитектура так или иначе завязаны на этих видах деятельности. Гуцулы отличаются от других этносов ярким нарядом, говором, яркими аутентичными элементами в архитектуре и промыслах. За время формирования этноса Гуцульщина обросла и немаленькой историей. Среди ярких исторических событий является опришковское движение (Олекса Довбуш, Лукьян Кобылица и др..), которое сегодня является интересной туристической достопримечательностью, что отразилось в памятниках и экспонатах многих местных музеев.

Особенности Закарпатья

Уже с вышеизложенной информации понимаем, что на Закарпатье представлены все этнические группы карпатского региона. Но это еще не все сюрпризы: Закарпатье чрезвычайно многонационально, поэтому лэмки, бойки, гуцулы, или проще Украинцы составляют там только какую-то часть. Здесь есть большие группы венгров, румын, словаков, цыган, русских, белорусов и других национальностей. И все это функционирует в очень тесном и сложном етносплетинни, что делает Закарпатья просто таки уникальным центром карпатского региона. Бывают ситуации, когда соседние села не могут общаться, поскольку говорят на очень контрастных диалектах. Такое положение дел вызвано историческими и стратегическими обстоятельствами Транскарпатии (как иногда называют Закарпатье). Рассказывают, что на Закарпатье есть село, где жители в течение 20 века 7 раз меняли свое гражданство, при том оставаясь на месте. Как результат: разительное отличие от остальных областей Карпатского региона. Это проявляется как в архитектуре, так и в очень большой и богатой коллекции диалектов.

Что обещает туристам этническая многогранность Карпат

Кажется на первый взгляд этническая составляющая, имеет очень маленький влияние на туристическую привлекательность Карпатского региона, однако на практике видим что это не так. Она играет едва ли не главную скрипку в этом процессе. Как подтверждение - существующие ассоциации и образы, с которыми асоциируются Карпаты или его конкретные территории. В качестве примера возьмем музыкальный инструмент Трембита, который можно услышать только в Карпатах и до сих пор вокруг него идет много дискуссий и витает много легенд. А вот полный набор образов: трембита - Олекса Довбуш - деревянная карпатская церковь - гражда - карпатская шерстяное одеяло и пр. Или скажем закарпатский ассоциативный ряд: швабликы - породичка - путята и пр. Все эти объекты и явления которые для многих стали визитной карточкой карпатского региона, так или иначе созданы именно этносами этого края. Поэтому, находясь на отдыхе в Карпатах и ​​регионе, рекомендуем хотя бы небольшую частичку своего времени затратить на ознакомление с народностями края. Это можно сделать достаточно просто, посетив музей или этнофестивале. Например, с народной архитектурой можно ознакомиться в Скансенах - музеях под открытым небом. Такие есть почти в каждом областном центре. Скажем во Львове это «Шевченковский гай». Можем заверить, познания Карпат через его этносоставляющую обещает вам очень много интересных открытий и незабываемое проведение отдыха в Карпатах.

Население столицы Закарпатья, города Ужгорода, насчитывает до 120 тысяч человек. Средняя густота населения колеблется в пределах 98,3 чел. на 1 кв.км. Доминирует сельское население - 754.400 чел. (58%), а городское население насчитывает 522.300 чел. (42%). Кстати, приблизительное половое разделение жителей края таково: 665.000 женщин на 621.000 мужчин. За период с 1959 г. по 2000 г. численность населения Закарпатья возросла в 1,4 раза. Наибольший прирост населения зафиксирован в Ужгородском, Тячевском, Мукачевском, Хустском и Виноградовском районах. Население каждого из них превышает 100 тысяч человек. Наименьший прирост - в горном Великоберезнянском районе и равнинном Береговском районе.

В крае в настоящее время насчитывается 712 тысяч трудоспособных людей, 540 тысяч человек работают в области, 80 тысяч потенциальных отходников, 573 тысячи неработоспособных людей, 17 тысяч безработных. Кроме того, 240 тысяч пенсионеров, 36 тысяч многодетных, 44 тысячи людей с физическими недостатками, 40 тысяч престарелых и одиноких.

На территории закарпатского региона проживают представители около 76 различных национальностей:
1. УКРАИНЦЫ - 78,4% или 976.479: большинство населения Закарпатья. Закарпатские украинцы делятся на 4 специфические этнографические группы: Бойки - Воловецкий, Межгорский районы, Лемки - Великоберезнянский район, Гуцулы - Раховский район, Долиняне - низинные и предгорные районы.
2. ВЕНГРЫ - 12,5% или 155.711: Береговский, Виноградовский, Ужгородский, Хустский районы.
3. РУССКИЕ - 4% или 49.458: Ужгород, Мукачево, Свалява, Чоп.
4. РУМЫНЫ - 2,4% или 29.485: Солотвинский регион.
5. ЦЫГАНЕ - 1% или 12.131: Ужгород, Берегово, Свалява, Королево, Мукачево, Вилок.
6. СЛОВАКИ - 0,6% или 7.329: Ужгородский, Свалявский и Перечинский районы.
7. НЕМЦЫ - 0,3% или 3.478: Павшино, Паланок, Синяк, Усть-Черная, Тячево, Немецкая Мокрая.
8. ЕВРЕИ - 0,2% или 2.639: Ужгород, Мукачево, Хуст.
9. БЕЛОРУСЫ - 0,2% или 2.521: Ужгород, Мукачево.
10. ЧЕХИ, ПОЛЯКИ, ИТАЛЬЯНЦЫ, АРМЯНЕ, АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ и другие национальности - 0,6% или около 2.000: Ужгород, Мукачево, Хуст, Рахов.

Следует упомянуть и о тех исторических племенах и народностях, которые проживали на территории нашего края в течение многих прошедших веков. Среди них, в частности, такие: Скифы - VII в. до н.э., Кельты - V-I в. до н.э., Сарматы - I в. н.э., Даки - I в. до н.э.- I в. н.э., Римляне - II в. н.э., Готы - II в. н.э., Бургунды - III в., Вандалы - III в., Готы - IV-VI в., Гунны - VI в., Авары - VI-VII в., Болгары - ІХ в., Моравы - ІХ в.

Как известно, на протяжении двух веков из нашего края выехало (эмигрировало) более 400 тысяч человек. Ныне представители закарпатского региона и их потомки живут почти на всех материках и континентах мира. Ниже приводятся приблизительные данные (взятые из зарубежных справочников) об украинцах-русынах из Закарпатья, которые проживают за границей: ЕВРОПА (Венгрия - 3.000, Словакия - 30.000, Чехия - 12.000, Польша - 60.000, Хорватия - 5.000, Сербия - 25.000, Румыния - 20.000), большое количество выходцев из Закарпатья проживает также в таких европейских странах, как Австрия, Германия, Молдова, Белоруссия, Россия. АЗИЯ: немало выходцев из Закарпатья проживает в Израиле. АМЕРИКА: США - 620.000, Канада - 20.000, большое количество выходцев из Закарпатья проживает в таких американских странах, как Аргентина, Бразилия. АВСТРАЛИЯ: Австралия - 2.500.

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) - уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь - всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище - змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь - детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

В школе нас учили, что славянские народы делятся на три группы — западную, южную и восточную. В группу восточных славян входят три народности — украинцы, белорусы и русские. Но, как особенно стало ясно в последние недели, все не так просто. Забыли про русинов! Судя по количеству современных спекуляций, самый таинственный из восточнославянских народов.

Откуда они?

Предки русинов — славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами. Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов — предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане — все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины — это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины — отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка — территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин — руснак — это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины — это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины — это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии — после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины — например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины — это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории — это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы — вот неполный список карпатских украинских субэтносов — так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Украинские Карпаты великодушно вознаграждают всех, кто приехал в эти края, потрясающей картиной природных ландшафтов, красотою , радостью, здоровьем. Каждый уголок украинских Карпат самобытен и неповторим. Тут радуют глаз растущие на склонах гор сады, леса нетронутые луга. Зимой Карпаты особенно посещаемы и привлекательны для любителей активного горнолыжного отдыха.

Географическая справка

Огромная горная система Карпатских гор начинается неподалеку от Братиславы (Словакия) и заканчивается на юго-востоке Румынии. Общая протяженность Карпат приблизительно 1600 км. Большой дугой окружают они Среднеевропейскую низменность с трёх сторон. На северо-западном отрезке их ширина составляет 250 км, а на юго-западном – 350 км, на юго-восточном, где и размещены украинские Карпаты, он сужается до 100-130 км.
В зависимости от размещения и биогеографической структуры Карпаты разделяют на Южные, Восточные, Западные. Западные Карпаты локализированы на территории Польши, Чехии, Словакии и частью в Венгрии, где и расположена самая высокая гора Карпат – Герлах (2665 м). Северные – экваториально разместились на территории Румынии, восточные в Словакии и Польше, а также на территории Западной Украины.
Высота украинских Карпат в среднем - 1000 м. Карпаты это 3,5% территории всей Украины. Протянулись они с северо-запада на юго-восток почти на 290 км при средней ширине 110 км.
Карпаты разместились на территории 4 областей Украины: Черновицкой, Ивано-Франковской, Закарпатской, Львовской.
Карпаты символически делятся на 2 части – Закарпатье и Прикарпатье. Прикарпатье - это Львовская, Ивано-Франковская и Черновицкая области, Ужгородская область и Закарпатская это Закарпатье. Карпаты невысокие, вулканического происхождения, средней высотой около 1300-1500 метров. Самая высокая гора находится в районе села Яблуница – это гора

Флора и фауна Карпат

Карпаты – горная полоса примечательная тем, что на ее территории сохранились редкостные для Европы нетронутые леса. Карпатские горы представляют собой в основном "мягкие", без скальных выступлений округлые горные вершины. На плоскогорье растут Несколько ниже, на склонах гор, часто можно наткнуться на заросли ежевики. Теплым летом горные пейзажи дополняют большие стада, коров и овец.
Основная часть Карпат покрыта буковыми и
Кроме елей и бука в Карпатских горах также растут .
В состав буковых лесов также входят ясень обычный, клен остролистный, и ильм горный, они почти исчезли в Карпатских горах если и встречаются, то лишь в труднодоступных местах.
На верхних склонах Карпатских гор – раскинуты "альпийские" луга, богатые и сегодня очень редкими видами флоры. В частности, удивительным растением - восточнокарпатским рододендроном. Его в Карпатах называют "альпийской розой" благодаря ярко розовым цветкам. Здесь же высоко в горах находятся и истоки многих рек Западного региона Украины: Прут и Черемош их по праву считают одними из самых чистых рек Восточной Европы.
В горных массивах Карпат много тысяч лет тому назад образовались соленые пещеры, а также плотные залежи каменной соли. Как правило, над такими пещерами расположены соляные озера, по химическому составу похожие на "Мертвое море" в Израиле. Эти озера существенно меньше по площади, но целебными свойствами не уступают.

Украинских Карпат очень разнообразна. Основным фактором разделения является резкое изменение горных высот - от 160 м до 2081 м. Параллельно с высотой изменяются температурный режим и режим влажности.
Климат в основном умеренно континентальный, теплый, с циклоническими интервенциями атлантического воздуха. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) в предгорьях от +19 до +22°С, в высокогорном поясе от +9 до +12°С, самого холодного в январе от -5 до -15°С.
летом из каждых семи дней - два дождевые. В общем, для Карпатских гор очень характерны неустойчивая весна, не очень горячее лето, теплая, сухая осень и мягкая зима. Образно Карпаты можно разделить на ряд горных климатических зон:
Зона Высокогорья это зона довольно холодного и очень влажного климата.
Зона Среднегорья это зона умеренно холодного, влажного климата
Зона Прикарпатья это зона теплого и умеренно влажного климата.
Зона Низкогорья это зона очень влажного климата.
Зона Закарпатья это зона изрядно теплого, в меру влажного климата.
Климат внутри описанных зон на везде однороден. C запада на восток усиливается его континентальность.
В Закарпатье на общем температурном фоне довольно резко выделяется южный район. Лето здесь часто бывает знойным. Часто случаются засухи. Очень сильно на климат влияет горный рельеф. Каждая речная долина, склоны гор часто имеют свой особый индивидуальный микроклимат.

Население Карпат


Лемки живут на склонах , между реками Сян и Попрад, в Перечинском и Великоберезнянском районах Закарпатья. Впервые упоминания о них в письменных источниках появляются в шестом веке до нашей эры. Бойки живут во Львовской, Закарпатской и Ивано-Франковской областях.
«Русская троица» - Яков Головацький, Иван Вагилевич, Маркиан Шашкевич считали бойков отпрысками кельтских племен, которые с шестого века до нашей эры жили в Центральной Европе, а ближе к первому веку переселились на Балканы.
Гуцулы живут в Закарпатской, Черновицкой, Ивано-Франковской.
В 17-18 веке среди гуцул было немало повстанцев, опришков - народных мстителей.

Культура Карпат

Даже в течение продолжительного времени, находясь в структуре разных государств, , хотя и не смогли уберечься от слияния с поляками, венграми, словаками. Именно жители горных регионов Карпат сохранили самые архаичные особенности культуры, которые хоть немного, но отличались от полесских.
Кажется, что в горах, почти каждый человек - певец, художник, яркая творческая личность. И именно руками таких людей были сооружены в горах красивейшие деревянные храмы, которые строились без единого гвоздя... Главным украшением этих храмов были неповторимые иконы, написанные на стекле.
Основная их масса, на сегодня, хранится в музейных коллекциях.
Сегодня, как и многие сотни лет, назад, население Карпат украшает свою одежду яркими вышивками.
Буковинская, покутская, закарпатская,... Любая из них - неподражаема и неповторима и все они похожи на яркий цветник.
Цветет он красивыми узорами на подушках, полотенцах, рубахах.
Из рода в род передают в Карпатах и древнее искусство писанкарства (ритуальная роспись пасхальных яиц). В Карпатах знают, что писанки помогают в разных жизненных ситуациях: их знаки-символы несут людям благосостояние, здоровье и любовь, а земле карпатской - плодородие.

Карпатские национальные особенности

В горной карпатской местности являются проводы пастухов в горную долину, карпатская свадьба и религиозные, церковные праздники, например Рождество с рождественскими колядками и щедривками, «Василия» (старый Новый год), «Водокрещенья», «Меланки», и, конечно же, Пасха с пасхальными "гаивками".
Большим праздником - карнавалом для местных карпатских жителей являются на дальние горные луга для выпаса скота. Выпас происходит с начала мая и длится до середины сентября. Условия жизни пастухов в горной долине трудные,
трудятся они от рассвета до заката, и все же каждый карпатский житель не против стать высокогорным пастухом.
Три детали, которые характеризуют жизнь карпатских пастухов - это ватра, трембита и брынза. , как сказка.
Даже сегодня жители Карпат придерживаются своих традиций. До сих пор наряжаются в национальную вышитую одежду, украшают своих коней. Свадьба полна веселых и красочных забав, танцев, песен, игр, острот, шуток. Ни одна из свадеб не обходится без калачей и каравая, вышитых, рукотканых полотенец, букетов.
Приготовления к начинаются заранее.
Все карпатские хозяйки ранним утром шестого января зажигают «живой огонь» из двенадцати поленьев в печах и готовят
Среди блюд Святого Ужина Рождества на главном месте стоит кутья
(отварная пшеница с добавлением меда, мака и орехов.)
Праздник Пасхи в Карпатах отличается обилием обрядовых обычаев и действий. В Вербное воскресенье жители Карпат приносят из церкви освященную вербную ветвь (шутку) ударяют ею слегка каждого члена своей семьи, приговаривая: «Не я тебя бью, это шутка бьет - отныне через седмицу Пасха!»
Освященная вербная ветвь в понятии предков карпатских жителей владеет целебными свойствами. Конец Большого поста - это время расписывания крашанок. В каждом карпатском селе есть свои уникальные мастера.

Карпатская кухня

Отличают три особенности: натурально, сытно, вкусно. Ее стоит употреблять хотя бы на время отдыха в Карпатах. Жители Карпат, которые питаются натуральными экологически чистыми продуктами, живут очень долго. Молоко с карпатских высокогорных лугов ничуть не хуже альпийского. с белыми грибами, разнообразные каши здесь готовят уже несколько сотен лет и, конечно же, овладели этим кулинарным искусством в совершенстве. После карпатского завтрака сил вам хватит даже для длительного пешего горного перехода. Большинство традиционных карпатских блюд прекрасно гармонируют с домашним самогоном, впрочем, как и с дорогими спиртными напитками.
Особого внимания заслуживают древние хмельные карпатские напитки, например
Они и сегодня широко используются в национальной карпатской кухне.

Все рестораны и кафе в Карпатах обязательно предложат Вам традиционные блюда карпатской кухни: блинчики, борщ, вареники деруны, . Конечно же, предложат и широкий ассортимент блюд европейских кухонь.
Карпатские блюда оригинальны и в тоже время очень просты в приготовлении. Главными ингредиентами карпатской кухни есть пшеничная и кукурузная мука, картофель, грибы, свиное или говяжье мясо, рыба.
давно известна изобилием домашними копченостями.
Эпохальным жильем карпатских пастухов на летних пастбищах есть колыба - самобытная деревянная постройка обычно, круглой формы, как правило, с высоко возведенной крышей, обычно в форме конуса или треугольника. Сегодня каждый турист сможет посетить колыбу, даже не поднимаясь высоко в Карпаты, поскольку сегодня колыбы - это, как правило, небольшие частные ресторанчики и магазины построенные, зачастую у дороги.

Безопасность и правила поведения

1. Осторожно разжигайте и внимательно следите за разжиганием походных примусов и костров.
Всегда необходимо окопать место разведения костра, чтобы искры не попали в сухую траву вокруг. Уходя с места стоянки, не забудьте залить водой место, где был костер. Часто в популярных местах туристических стоянок есть уже подготовленные места, где можно и желательно разводить костер. Всегда при возможности лучше сначала поискать такое место.
Тем более что, как правило, это идеальные места для стоянок.
. Лучше поискать сухие ветки.
3. Если после отдыха, стоянки у Вас остались ненужные полиэтиленовые мешки и бумага - сожгите их в огне костра.
4.Оставшиеся после отдыха в Карпатах и еды, жестяные емкости и банки – лучше обжечь в огне до чёрного цвета, раздавить их топором или камнем, после чего обязательно закопать, на поверхности земли они могут быть причиной серьезных травм.
5. Никогда не оставляйте после отдыха в Карпатах мусор.
6. Никогда не разрушайте построенные кем-то до Вас места для отдыха или питья воды.
7. Не загрязняйте ручьи, родники, минеральные источники. Вам же и другим из них пить.
8. Не рвите без нужды ягоды и цветы, не ломайте ветки зеленых живых деревьев.
9. Не пугайте пасущихся коров, овец, коз
10. возникли трудности с направлением движения, всегда лучше уточнить у местного населения. Обычно местные жители измеряют расстояния временем в пути.
11. Собираясь в поход на , по или , оденьтесь в соответствующую походным условиям одежду.

Карпатский климат, чистый и создают благодатные условия для оздоровления организма. Как правило, туристские базы, дома отдыха и санатории в Карпатах расположены в живописных уголках, вблизи горных озер, в долинах рек, у основания гор и на горных склонах, в окружении густых карпатских лесов.
Целебные природные богатства Карпат и современная лечебно техническая база позволяют получить существенный эффект при лечении заболеваний печени и желчевыводящих путей, желудочно-кишечного тракта, нарушения обмена веществ, дефекты опорно-двигательного аппарата, нарушения сердечнососудистой и нервной деятельности.

В продолжение темы:
Китайские

Введение. Международные связи, которые можно рассматривать под лозунгом «глобализации», влияют на все сферы жизни, где на протяжении многих десятилетий работают преподаватели....

Новые статьи
/
Популярные