Весенняя экскурсия в природу.

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Оборудование :

  • термометр,
  • лупа,
  • блокнот и карандаш для каждого учащегося,
  • карточки с заданиями для наблюдения.

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе.

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Ранняя весна». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам понадобятся термометр, лупа, блокнот и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(Учитель делит детей на микрогруппы по 5-6 учащихся)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна).

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  • Зима весну пугает, да сама тает.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Весною день упустишь – годом не вернешь.

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в блокнотах.

Определим цвет неба, облачность. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

С помощью термометра определим температуру воздуха, и результат запишем в блокнот.

Есть ли сегодня ветер? Какой он по силе?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Рассмотри поверхность почвы. Какая она? Чем она покрыта? Сделайте соответствующие записи в блокноте.

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце поднимается выше, температура воздуха выше нуля, осадки в виде снега с дождем или дождя, почва в некоторых местах покрыта снегом, но уже появляются проталины).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений.

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Можем ли мы назвать деревья голыми? Почему? Что мы можем увидеть в это время года на деревьях?

Давайте рассмотрим одну из почек, используя лупу, и зарисуем ее внешний вид.

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Каждая из микрогрупп характеризует свое растение для других микрогрупп.

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (Ранней весной на деревьях и кустарниках нет листьев, но можно заметить набухшие почки, а также плоды и семена. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами. Травы не наблюдается.)

3. Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми).

Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в блокноте.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем?

4. Экологическая стоянка.

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе .

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Домашнее задание.

Возьмите ветку с почками любого дерева, опустите в банку с водой и поставьте на подоконник. Понаблюдайте, что произойдет. Сделайте зарисовки или фотографии.

Цель: учить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе.

Программные задачи:

Образовательные

  1. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  2. Способствовать формированию интереса детей к природе.
  3. Закреплять знания детей о живой и неживой природе, способствовать развитию основ экологического воспитания, посредством экологических игр (дидактических, игр – путешествий) , применения приёмов моделирования.
  4. Способствовать усвоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета.

Развивающие

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учетом избирательности и предпочтения детей.
  2. Развивать способность наблюдать, всматриваться в явления природы, замечать их изменения.
  3. Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи в природе.
  4. Развивать умение дошкольников участвовать в коллективных разговорах, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Воспитательные

  1. Обеспечить высокую умственную и речевую активность детей, используя разнообразные приемы (вопросы поискового характера, работу с моделями, упражнения в обобщениях и доказательствах) .
  2. Упражнять детей в умении согласовывать речь и движения.
  3. Способствовать получению детьми ощущения бодрости, счастья, тепла, положительных эмоций.
  4. Формировать представления у детей о правильном поведении в общественных местах.
  5. Вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
  6. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Интеграция Образовательных Областей:

  • познавательное развитие;
  • социально-коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Материал:

Модели правил поведения в природе, лупы, фотоаппараты, скворечники.

Предварительная работа:

Беседа о правилах поведения в парке. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию в парк?» (Из множества предметов дети самостоятельно выбирают то, что будет полезно и необходимо для экскурсии. Дать возможность доказать, почему выбрал именно этот предмет.) Для наблюдений сделать фотоаппараты (оригами) . Игра «Кто быстрее соберет рюкзак для экскурсии» . Повторение правил дорожного движения. Наблюдения в природе, чтение художественных произведений о весне.

Ход прогулки-экскурсии:

Организационный момент

Воспитатель: Дорогие, ребята! Сегодня с нами на прогулке будут наши гости.

Добрый день! Мы предлагаем вам вместе с нами легко и весело соприкоснуться с миром природы, вспомнить и узнать ее тайны.

В нашем домике живет удивительный народ.

О природе много знает, все на свете примечает.

Если речка голубая пробудилась ото сна

И бежит в полях, сверкая, -

Значит к нам пришла... весна (говорят дети) .

Правильно наступила ВЕСНА.

предлагает детям посмотреть вокруг и говорит:

Какая сегодня погода? (ответы детей)

Как вы узнали, что сегодня хорошая погода?

Посмотрите, какое небо, какие облака. На что они похожи?

Как вы думаете, в такую хорошую, солнечную погоду мы можем пойти на экскурсию?

Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо от Весны. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте дорогие ребята! Вот и закончилась холодная зима, пришло время с ней попрощаться и дружно встречать меня – Весну-Красну. Но Зиме так понравилось в ваших краях, что она не торопится уходить, а меня, что бы я ей не мешала, она заколдовала и по ночам еще морозит. Ребята, помогите, расколдуйте меня, а то я так и не смогу к вам придти!»

Как расколдовать весну? Как помочь ей? В конверте с письмом, ребята, я нашла ещё записку от Зимы. В ней говорится, что если мы хотим расколдовать Весну, то должны отыскать весенние следы в парке. Ребята, ну что, поможем Весне? Сможем справиться с её заданиями? Тогда отправляемся в парк искать шаги (приметы) Весны. Но чтобы, я была уверена, что вы поможете Весне, хочу проверить ваши знания.

Сколько вы знаете месяцев весны? С какого месяца начинается весна? (с марта) .

Дети: Март - первый весенний месяц. Его называют «утром весны» , «утром года» , «солнечником» . Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее. Небо кажется синим-синим. На сугробах лежат голубые тени от деревьев.

Другое народное название марта - «капельник» . От солнечных лучей снег становится рыхлым, сугробы оседают, сосульки падают и разбиваются. В полдень поет звонкую песенку мартовская капель.

Я в полдень слушаю капель,

Она журчит, как птичья трель.

Звенит хрустальным бубенцом,

Сбегая с крыши над крыльцом.

Воспитатель: Расскажите, что делают в марте птицы: синицы, воробьи и вороны.

Дети: В марте оживляются звери и птицы. Весело тенькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а вороны строят гнезда и откладывают в них яйца.

Воспитатель: Отгадайте, какая птица прилетает в конце марта?

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица... (грач)

Почему грача называют «вестником весны» ?

Дети: В конце марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят: «Грач зиму ломает» . Есть еще и такая пословица: «Если грач на горе, то весна во дворе» .

Воспитатель: Какой месяц сейчас по календарю?

Дети: Апрель - середина весны. Повсюду тает снег, бегут бурные звонкие ручьи. Апрель называют «месяцем живой воды» .

Воспитатель: А как называют май? (травень)

Вижу, вы действительно готовы помочь Весне. Тогда отправляемся в путь.

Дети с воспитателями отправляются в городской парк.

Основная часть

Воспитатель: Вы узнали это место? Помните мы приходили сюда осенью и зимой? Какие перемены вы заметили теперь? (ответы детей) . Чтобы мы ни чего не пропустили, предлагаю вам делать во время экскурсии интересные снимки на память (детям раздаются фотоаппараты) .

Но Зима не пустит нас в парк, пока мы не назовем весенние признаки. Для этого я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них) .

Дети: Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.

Воспитатель: С первыми лучами весеннего солнца природа преображается. Весна приглашает вас на прогулку, чтобы вы могли увидеть все её следы.

Но будьте внимательны, весной много лужиц, ручейков и чтобы не промочить ноги надо перепрыгнуть через них или обойти. В путь. Становитесь друг за другом.

По тропинке мы пойдем,

Лужу мимо обойдем.

(Дети перепрыгивают ручейки или обходят их, по пути пытаются найти признаки весны)

Ребята, нас с вами встречает аллея.

Какие деревья растут вдоль дорожки? (клены)

Значит, как называется аллея? (кленовая) . Давайте подойдем к клену и поздороваемся с ним (дети гладят кору дерева, рассматривают через лупу) . - В каком состоянии находятся сейчас деревья? Что изменилось? (Набухают почки, рассмотреть через лупу) .

Что вы знаете об этом дереве? (дети делятся знаниями)

Отгадайте, к какому дереву мы сейчас подойдем?

Она весну встречает,

Сережки надевает,

Накинута на спинку

Зеленая косынка,

А платьице в полоску.

Узнаешь Ты... (березку) !

Что это за дерево? (дети подходят к березе, рассматривают почки)

Что произошло с почками?

Что вы знаете о березе?

(Дети подходят к дубу)

А что вы знаете о дубе? Как в старину говорили о сильном, крепком человеке? (Могуч, как дуб) .

Какую пользу приносит дерево человеку?

Обнимите это дерево. Оно толще или тоньше?

Как узнали?

Чем отличается кора?

Как человек использует древесину этого дерева? (дети делятся знаниями)

Почему одни деревья гладкие, а другие шероховатые? (Кора – кожа дерева. Дерево растёт, кора трескается) .

Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать? (воспитатель показывает экологические знаки - не ломать ветки, не портить кору дерева знаки)

Воспитатель: Давайте посмотрим в воображаемую подзорную трубу. Что необычного мы увидели в весеннем парке? (муравья, пчелу, паучка, сережки березы, набухшие почки и т.д.)

Воспитатель: Нас окружает множество звуков, запахов, шорохов… Давайте послушаем их. Какие звуки вы слышите? (пение птиц)

Отгадайте загадку:

Сдвинув шапку набекрень,

Распевает целый день!

Дети: Скворец.

Воспитатель: Правильно. А какие ещё птицы возвращаются весной? Как назвать их, одним словом? (Перелётные) Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники) .

А сейчас побродите по дорожкам парка и понаблюдайте за птицами. (Самостоятельное наблюдение детей)

Каких птиц вы заметили? Как они называются? Как вы догадались, что это скворцы и др.? Почему они такие оживлённые? Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя?

(Воспитатель показывает экологические знаки)

Упражнение «Отгадай и присядь»

Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить? (воспитатель демонстрирует экологические знаки)

Воспитатель: Я загадаю загадки, узнайте о ком они.

На берёзовую ветку

Кто сушить

Повесил сетку? (паук)

Летит - жужжит,

Сядет - молчит (жук) .

Над цветком она летала,

И пыльцу из цветка собирала.

Полосатая она.

И зовут её... (пчела)

Пальчиковая игра «Вимси-вимси паучок»

(Дети выполняют движения руками в соотвествии с текстом)

(дети перебирают пальчиками) .

Дождик закапал (встряхивают кистями рук) ,

паучка смывает (движения рук вниз) .

Солнышко встало (разводят руки в стороны) ,

лужи высыхают (движения рук внизу) .

Вимси-вимси паучок вверх ползёт, играет (дети перебирают пальчиками) .

Воспитатель: - О каком насекомом можно сказать ЖЕСТКОКРЫЛОЕ? (жук) . Почему?

Давайте внимательно поищем и сфотографируем насекомых, которые уже появились (свободное наблюдение) .

Воспитатель: А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)

Воспитатель: Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений.

Воспитатель: Ребята, как выглядит земля? (она покрыта свежей травой и цветами) . Давайте назовем, какие цветы вы узнали? (ответы детей) .

Воспитатель предлагает подойти к ним поближе, рассмотреть, понюхать. Рассматривая мать-и-мачеху, спрашивает, почему этот цветок так назвали.

Воспитатель: Найдите лист одуванчика. Давайте сравним листья этих цветов, рассмотрим их через лупу (рассматривают) .

Можем ли мы собирать эти цветы в букет? (воспитатель показывает модель «Цветы не рвать!» )

Срывая цветы первоцветов, человек уничтожает не только красоту, но и лишает корма проснувшихся после тяжелой зимы насекомых.

Педагог предлагает поиграть в игру «Горелки»

«Гори, гори ясно.

Чтобы не погасло.

Глядь на небо

Птички летят

Колокольчики звенят»

Воспитатель: У нас было настоящее путешествие, мы услышали пение птиц, увидели разные цветы и деревья. Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки?

Попрощаемся с нашим парком и оставим всем, кто приходит сюда гулять, правила друзей парка (палочки с напоминающими знаками, изготовленные детьми заранее, в ходе подготовки к экскурсии) .

На прощание давайте вспомним пословицы, поговорки о весне и выйдем из парка через «Ворота Весны» .

Дети:

  1. Вода с гор течет, весну за собой ведет.
  2. Апрель с водой, май с травой.
  3. Весна красна делами, осень пирогами.
  4. Что весной посеешь, то осенью и пожнешь.

Детям предлагается «сфотографировать» картинку весеннего парка и в группе сделать поделку или нарисовать рисунок, используя различные материалы.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(

III. Работа на местности

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Весенняя экскурсия в природу"

Место проведения: ближайшие окрестности школы.

Цель : познакомить учащихся с изменениями в неживой и живой природе, происходящих ранней весной.

Оборудование :

Тетрадь и карандаш для каждого учащегося,

Карточки с заданиями для наблюдения.

Ход урока

I. Организация учащихся в начале урока.

Перемена пролетела,
Дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс
И урок начнем сейчас.

II. Вводная беседа в классе. (слайд №2)

Ребята, сегодня мы идем на экскурсию в природу, которая будет проходить на пришкольном участке. Тема нашей экскурсии «Пришла красавица весна!». На этой экскурсии мы должны решить определенные задачи (учитель заранее записывает на доске основные задачи экскурсии).

Давайте прочитаем, какие задачи мы сегодня попробуем решить во время экскурсии в природу.

На экскурсии нам тетрадь и карандаш.

Ребята, а как нужно вести себя во время экскурсии?

Правильно, нельзя шуметь, громко разговаривать, распугивать птиц. Нужно бережно относиться к окружающим нас растениям.

(Учитель делит детей на 2 группы)

III. Работа на местности

1. Наблюдение за изменениями в неживой природе.

Какое сейчас время года? Ответить на этот вопрос вам поможет загадка.

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (весна). (слайд № 3)

А какие стихотворения вы можете вспомнить, чтобы передать сегодняшний весенний день? (Перед проведением экскурсии учитель просит учеников выучить стихотворения о весне).

К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под ее ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Видно очень теплые
Ноги у весны.
(И.Токмакова)

Ласточка примчалась
Из-за бела моря,
Села и запела:
Как февраль не злися,
Как ты, март, не хмурься,
Будь хоть снег, хоть дождик –
Все весною пахнет!
(А.Майков) (слайд № 4)

Ребята, а теперь посмотрите вокруг на то, как красива природа весной. Солнышко светит ярче и становится теплее и радостнее. Но не только у нас поднимается настроение. В затишье, на укромных лесных полянах, солнышко припекает, как летом. Подставишь ему одну щеку, хочется подставить и другую – приятно. Греется на солнышке и ель рогатая, густо, от маковки до подола, обвешанная старыми шишками. Греются березы – ластовицы, греется лесная детвора – верба.

(слайд № 5)

Я знаю, что некоторые из вас приготовили пословицы о весне. Давайте их послушаем.

  • Зима весну пугает, да сама тает.
  • Весною сверху печет, а снизу морозит.
  • Красна весна, да голодна.
  • Весною день упустишь – годом не вернешь. (слайд № 6)

Итак, ребята, мы с вами смогли заметить, что природа ранней весной имеет свои достоинства, а также мы немного полюбовались окружающим нас пейзажем.

А теперь перейдем к наблюдению за изменениями, которые происходят с приходом весны в неживой природе. Посмотрите на небо. Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце. Как оно расположено относительно этого дома? Давайте выполним зарисовку в тетрадь.

Определим цвет неба. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Есть ли сегодня ветер?

Есть ли сегодня какие-либо осадки? (Если да, то назвать какие).

Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Небо голубого цвета, солнце поднимается выше, а осадков нет).

2. Наблюдение за изменениями в жизни растений. (слайд № 7)

А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора? Есть ли листья? Какого цвета листья? (слайд №8, 9, 10, 11,12)

Давайте рассмотрим листочек березки и зарисуем его внешний вид.

А теперь разделимся на группы, и каждая из групп получит отдельной задание, записанное на карточке.

Каждая из групп характеризует свое растение для других групп.

Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступлением весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий, по сравнению с другими сезонами.)

3 . Наблюдение за изменениями в жизни животных. (Наблюдение за птицами и насекомыми) . (слайд №13)

Рассмотрите внешний вид птицы, ее размер, форму, окраску. Сделайте соответствующие записи в тетради.

Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? (слайд №14, 15)

4. Экологическая стоянка. (слайд №16, 17,18, 19)

А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого давайте соберем мусор на территории пришкольного участка.

IV. Подведение итогов в классе. (слайд № 20)

Ребята, после нашей экскурсии, давайте сделаем общие выводы о том, как изменилась природа весной. На карточке отметьте, какие изменения в неживой и живой природе мы наблюдали на экскурсии.

Затем учащиеся вместе с учителем проверяют правильность выполнения задания.

V. Итог экскурсии.

Молодцы, ребята. Мне очень понравилось как вы работали сегодня на уроке.

Весенняя экскурсия «Разгулялся день весенний...» для детей старшего дошкольного возраста

Цель — уточнение и расширение первичных естественнонаучных представлений (времена года. Ранняя весна. Признаки ранней весны).

Оборудование : секатор.

Предварительная работа

Разучивание подвижных игр «Ой, беда!» и «На опушке», стихотворений «Ранняя весна» и «Верба».

Проведение бесед «Деревья ранней весной», «Наши пернатые друзья весной», «Дикие животные весной».

Ход экскурсии

Педагог приглашает детей на прогулку в ближайший парк или сквер, в рощу или на опушку леса. По дороге он обращает внимание детей на то, что солнце светит ярко и начинает пригревать, началось таяние снега, на крышах появились длинные сосульки.

В парке педагог собирает детей вокруг себя и предлагает одному из детей прочитать заранее разученное стихотворение.

Ранняя весна

На снегу косые тени.

Разгулялся день весенний.

Тени длинными шагами

По сугробам ходят с нами.

Вдруг глубокие следы

Стали полными воды.

Солнце топит снег и лед,

А сосулька слезы льет.

Стужа кончилась. Ура!

Нам весну встречать пора.

Педагог. О каких признаках ранней весны говорится в стихотворении?

Дети. В стихотворении говорится о том, что светит солнце. Оно топит снег и лед. В следах на снегу собралась вода. На снегу длинные тени. С сосулек падают капли, началась капель.

Педагог . Верно. Какие из этих признаков мы можем наблюдать сегодня?

Дети . Сегодня ярко светит и пригревает солнце. На снегу мы видим тени от деревьев и кустов. Вокруг стволов деревьев образовались круглые проталины. В них стоит вода. Когда мы шли в парк, мы видели на крышах домов сосульки, слышали, как звенит капель.

Педагог . Все правильно, но как мы можем проверить, что солнце не только ярко светит, но еще и греет?

Дети. Можно повернуться лицом к солнцу, поднять голову и закрыть глаза. Мы почувствуем тепло солнца на лице.

Педагог. Давайте попробуем сделать это.

Педагог и дети проводят опыт.

Педагог. Вы почувствовали, что солнце пригревает?

Дети. Да, солнце грело лицо.

Педагог . Вы заметили, что на снегу появились проталины, например вот эти круги у стволов деревьев. Почему они появились?

Дети. Эти круги говорят о том, что деревья начинают просыпаться после зимнего сна. Скоро начнется движение сока по стволам и веткам, набухнут почки, а потом появятся листья.

Педагог подводит детей к одной из проталин.

Педагог . Вот какая проталинка появилась на пригорке. Как вы думаете, от какого слова образовано слово «проталинка»?

Дети . Слово «проталинка» образовано от слова «таять».

Педагог. Правильно. Присядьте и рассмотрите, как тает снег вокруг проталинки. Какой снег по краям проталинки?

Дети. Снег вокруг проталинки серый, мокрый, весь в дырочках.

Педагог. Про такой снег говорят — «ноздреватый». А что вы видите на проталинке?

Дети. На проталинке много сухих травинок, но уже появились первые зеленые травинки. Из земли показались первые цветки мать-и-мачехи. Они еще не поднялись, не раскрылись. Пока показались только их головки.

Педагог. Потрогайте землю на проталинке. Какая она?

Дети трогают землю руками.

Дети . Земля влажная и теплая.

Педагог. Понюхайте, чем пахнет проталинка?

Дети нюхают землю.

Дети. Проталинка пахнет сыростью, свежестью, влажной землей.

Педагог. Это запах ранней весны. А теперь давайте сделаем упражнение.

Упражнение «Ой, беда!»

Ой, беда! Ой, беда!

(Дети бегут по кругу, руки на поясе.)

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

(Идут по кругу, высоко поднимая колени, руки на поясе.)

На снегу проталинки.

Побежал в саду ручей,

(Бегут на носочках, руки на поясе.)

Прилетели сто грачей,

(Бегут на носочках. Машут руками, как крыльями.)

А сугробы тают, тают,

(Встают лицом в круг. Медленно приседают.)

И цветочки подрастают.

(Медленно встают. Поднимают руки, тянутся вверх.)

Педагог. Продолжим нашу экскурсию и посмотрим на дерево, которое растет вон на той полянке.

Педагог подводит детей к дереву.

Педагог. Вы знаете, как называется это дерево?

Дети . Это верба.

Педагог. Вспомните стихотворение о вербе.

Дети.

Самый первый день весны,

Самый-самый первый.

На опушке у сосны

Распустилась верба.

Педагог. Расскажите о том, как выглядит верба.

Дети. Верба — это дерево. У вербы толстый изогнутый ствол и ветви, которые наклоняются к земле. Ветви темно-бордового цвета. На ветвях мы видим серебристо-белые овальные барашки. Они распускаются на вербе в самом начале весны.

Педагог. Давайте аккуратно срежем несколько тонких веточек, поставим их в воду и будем наблюдать за тем, как будут изменяться барашки, как появятся листики. А когда веточки дадут корни, мы посадим их в землю и будем растить несколько молодых деревьев.

Педагог срезает веточки вербы секатором. Далее экскурсанты направляются к водоему.

Педагог. А что происходит на пруду? Посмотрите и расскажите.

Дети. Лед на пруду начинает таять. Он потемнел. Около берегов на льду стоит вода.

Педагог. Можно ли выходить на такой лед?

Дети. Нет. На такой лед выходить нельзя. Можно провалиться и утонуть.

Педагог. Я надеюсь на то, что вы никогда не выйдете на такой весенний лед. А теперь давайте послушаем весенний лес. Что вы слышите?

Дети. Мы слышим пение птиц.

Педагог. Какое пение?

Дети. Пение птиц звонкое, радостное, веселое.

Педагог. Почему птицы поют так радостно?

Дети . Они вернулись на родину из теплых стран, где провели зиму.

Педагог. Что они делают сейчас?

Дети. Они строят гнезда, а потом будут выводить птенцов.

Если есть возможность, педагог организует наблюдение за прилетевшими грачами.

Педагог. А что происходит весной с дикими животными?

Дети . Просыпается и выходит из берлоги медведь, просыпаются ежи, все животные начинают линять — менять зимнюю теплую шубу на летнюю легкую. Медведица выходит из берлоги с медвежатами, которые родились зимой, скоро появятся детеныши у других животных.

Педагог . Отлично! Вы много знаете о диких животных. А теперь давайте поиграем в игру «На опушке».

Игра «На опушке»

Цель — развитие грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

Предварительная работа: разучивание текста игры.

Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в новую игру.

На опушке елки,

(Дети стоят лицом в круг. Показывают ладошки.)

А за ними ушки.

(Показывают «ушки» из указательного и среднего пальцев на обеих руках.)

Спрятались зайчата

В елках на опушке.

(Прыгают на носочках, сделав «ушки» из ладошек на голове.)

На опушке елки,

(Показывают ладошки.)

А под ними ежик —

(Делают «ежика» из переплетенных ладоней.)

Острые иголки,

(Топают, стоя на месте. Руки на поясе.)

Топот быстрых ножек.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А на елке белка —

Кисточки на ушках,

(Показывают «белку», сложив ладони и сделав «ушки» из больших пальцев.)

Вверх взлетает стрелкой.

(Встают на носочки, тянутся вверх.)

На опушке елка,

(Показывают ладошки.)

Перед ней лисята.

(Выполняют ритмичные приседания.)

Вылезли из норки

Рыжие ребята.

Елка на опушке,

(Показывают ладошки.)

А над елкой небо,

(Запрокидывают головы. Разводят руки в стороны.)

Облака- подушки,

(Кладут ладони под щеку.)

Педагог. Откуда торчат ушки зайчат? (Из-за елок.)

Где спрятались зайчата? (За елками.)

Где спрятался ежик? (Под елкой.)

Где спряталась белка? (На елке.)

Где играют лисята? (Перед елкой.)

Откуда они вылезли? (Из норки.)

Где небо? (Над елкой.)

После игры педагог задает детям обобщающие вопросы.

Педагог. Мы с вами многое увидели сегодня, учились наблюдать за весенними изменениями в природе. Что вы знаете о природе весной?

Дети. Весной солнце ярко светит и пригревает. Начинают таять снег и лед. На крышах появляются сосульки. Начинается весенняя капель. На снегу появляются проталинки, а на проталинках пробивается первая травка, показывается мать-и-мачеха. Распускается верба. Просыпаются деревья. Скоро на них начнут набухать почки. Прилетели и начали строить гнезда перелетные птицы. Начинают линять дикие животные.

Педагог. Замечательно. Я горжусь вами!

Педагог и дети возвращаются в детский сад.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21» г. Калуги

Экскурсия

«Весенние изменения в природе»

Подготовила

учитель начальных классов

Сальникова Юлия Игоревна

г. Калуга

2014

Экскурсия на тему: «Весенние изменения в природе»

2 класс

Цели:

I . Образовательные:

1. Формирование представлений о весенних изменениях в природе.

2. Формирование представления о признаках наступления весны.

II . Развивающие:

1. Развитие наблюдательности

2. Развитие логического мышления на основе отработки логических операций.

3. Развитие самостоятельности при выполнении индивидуально – групповых заданий.

III . Воспитательные:

1. Воспитание бережного отношения к природе.

2. Воспитание культуры поведения в природе.

Оборудование:

Для учителя : савок для выкапывания первоцветов, термометр, иллюстрации (птиц (грач, жаворонок), растений (гусиный лук, тополь, осина), насекомых (бабочка крапивница, бабочка траурница, оса лесная)), коробки для собранного материала.

Для учащихся : блокнот с твердой обложкой, простой карандаш, цветные карандаши.

ХОД ЭКСКУРСИИ:

I . ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Выставление книжки – раскладушки:

Гусиный лук – травянистое луковичное растение. Высота растений - от 3 до 35 см. У растений может быть одна или несколько луковиц. У некоторых видов имеются корни двух типов: идущие от середины донца вертикально вниз, и идущие от края донца сначала вниз, а затем горизонтально и вверх. Цветки небольшие, жёлтые, звёздчатые. Опыление происходит с помощью насекомых, которых привлекает нектар. Растет на влажных почвах: по лесам, кустарниковым зарослям. Распространен в Европе и Азии.

Мать-и-мачеха – многолетнее растение, растёт на глинистой почве, на полях и оврагах. Изнанка листьев мать-и-мачехи испаряет воду слабее их лицевой стороны, а потому нижняя поверхность их теплее верхней - отсюда русское название растения. Подземное ветвистое ползучее корневище ранней весной выпускает надземные стебли, покрытые буроватыми, чешуйчатыми листьями. На этом стебле развивается жёлтый цветок Распространена в европейской части, на Кавказе, в Сибири до Байкала, в городах Средней Азии.

Оса лесная – насекомое, величиной 15-20 мм, живет семьями в гнездах, подвешенных на ветвях деревьев, под крышами домов и других построек. Окраска желто-зеленая.

Траурница – Бабочка довольно крупная: размах крыльев до 7,5 см. Окраска крыльев самца тёмно-коричнвая, вишнёво-коричневая, самки - светло-коричневая. Крылья с широкой светло-желтой каймой и рядом синих пятен перед ней. На переднем крае крыльев по 2 крупных желтовато-белых пятна. Нижняя сторона крыльев темная. Более светлая кайма крыльев у зимующих особей связана с выцветанием за время зимовки. Бабочек этого вида можно увидеть около луж на дорогах, а также на деревьях с вытекающим соком. Траурницы большие любители соков и нередко скапливаются для совместной трапезы. Ее первый вылет можно наблюдать ранней весной. Новое поколение появляется в конце июля и летает до поздней осени, когда уходит на зимовку. Самка откладывает до 100 яиц плотными кладками в виде кругов на ветви растений. Гусеницы развиваются с июня по июль. свободная и прикрепляется головой вниз. Стадия куколки - около11 дней. За год бывает одно поколение. Зимует в дуплах и других укромных местах.

Грач – Грач очень похож на черную ворону и отличить его можно по голой окружности вокруг клюва, простирающегося до самых глаз. Также можно его заметить по очень вытянутому клюву и по мелким перьям на голове и шее, имеющим круглые края, чего нет у черной вороны. Оперение грача красивое, черно-синее с фиолетовым блеском, длина 43 сантиметра. живет в аллеях, парках и больших садах вблизи полей, лугов, выгонов, а также в небольших рощах, в степях и по берегам рек. Гнезда свои грачи устраивают на высоких деревьях, часто вблизи жилья, он гнездо грача так рыхло, что, упав на землю, оно разваливается, чего не случается с гнездами других птиц того же рода. В апреле появляются в гнездах яйца. Гнездуются эти птицы большими колониями.

Жаворонок полевой - оперение жаворонка очень скромное, сверху бурое, снизу белое, светлое, даже беловатое, обыкновенно с темными пятнышками и полосками.Жаворонок встречается у нас везде, за исключением крайнего севера. Водится он повсеместно и на хлебных полях, и на пустырях, поросших лишь вереском на почве сухой, бесплодной, также и на почве жирной, на пастбищах, выгонах, на альпийских логах и даже на островах и по берегам морей.

Гнездится жаворонок всегда на земле и вообще прекрасно и быстро бегает, при чем на бегу, он подымает перья на темени. Улетает жаворонок от нас на юг в сентябре и перед отлетом собирается в громадные стаи. Возвращается к нам ранней весной, смотря по климату, в феврале или марте месяце. Так как жаворонок питается насекомыми его надо ценить, не только как веселого, приятного певца наших полей, но и как полезную птичку, уничтожающую различных вредных насекомых с наших посевов.

2. Подготовка детей к рассказу стихотворения о весне и народных примет.

II . ВЫЯВЛЕНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ребята, послушайте стихотворение, которое вам расскажет Оксана.

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

Тютчев. Ф

О каком времени года говориться в этом стихотворении?

О весне

Сегодня у нас урок-экскурсия и мы с вами отправимся в парк, чтобы пронаблюдать какие изменения произошли в живой и неживой природе с приходом весны.

Какие времена года вы знаете?

Какое время года сейчас?

Какое время года предшествует весне?

Когда длиннее день весной или зимой?

Когда теплее весной или зимой?

Какие признаки наступления весны вы уже могли наблюдать?

Молодцы, а сейчас откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и тему (на доске: Экскурсия. Весенние изменения в природе).

Карточка №1

1. Найдите ель. Рассмотрите ее. Выдели признаки, по которым вы узнали, что это ель (ствол, ветви, хвоя). Выделите, что изменилось во вешнем виде по сравнению с зимой.

2. Зарисуйте ветку ели. Постарайтесь отобразить произошедшие изменения.

К
арточка №2

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Найдите вербу. Рассмотрите ее. Выделите произошедшие по сравнению с зимой изменения.

2. Зарисуйте ветку вербы. Постарайтесь в рисунке отобразить произошедшие изменения.

Карточка №3

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Каких насекомых можно увидеть весной. Где их можно увидеть? Чем они заняты?

2. С помощью сачка поймайте бабочку крапивницу.

Карточка №4

Экскурсия. Весенние изменения в природе.

1. Рассмотрите внешний вид грача. Какого он размера? Какого цвета оперение головы, туловища, крыльев, хвоста? Опишите поведение. Чем занят грач?

2. Зарисуйте грача.

Ребята, мы с вами пришли в гости к природе. Давайте вспомним как с ебя нужно вести, чтобы не навредить природе. (Дети перечисляют правила поведения в природе).

Люди издавна замечали изменения, происходящие в природе в разные времена года, сопоставляли их. Эти наблюдения нашли отражения в приметах, поговорках. Кто – нибудь знает примеры таких примет?

Грач на горе – весна на дворе.

Ласточка прилетела – скоро гром загремит.

Длинные сосульки к долгой весне.

Как вы понимаете эти пословицы?

Молодцы. Сегодня и мы с вами понаблюдаем за произошедшими изменениями и выясним, как они между собой связаны.

Обратите внимание на небо. Какого оно цвета? А какого цвета оно было зимой?

Ребята, встаньте так, чтобы солнце освещало вашу правую руку. Что вы чувствуете?

Солнце весной становится выше над горизонтом, день становится длиннее, поэтому на землю попадает больше тепла и температура воздуха весной больше, чем зимой. Давайте измерим температуру и сравним ее с температурой зимой (измеряют и помечают у себя в блокноте).

Чем была покрыта земля зимой? Есть ли снег сейчас? Во что он превратился?

Как вы думаете, куда могло исчезнуть столько воды?

Большое количество талой воды стекает в водоемы, поэтому весной можно увидеть такое явление, как половодье – подъем воды в водоемах.

Но не вся вода стекает в водоемы, часть ее впитывается почвой, откуда ее могут всасывать корнями растения.

Что происходило с растениями зимой?

Посмотрите, что изменилось во внешнем виде у деревьев?

На первый взгляд кажется, что в жизни деревьев не произошло никаких изменений с приходом весны. Давайте подойдем поближе к березе и посмотрим, может, мы заметим какие-нибудь, изменения.

На ветках березы почки стали больше - набухли и приоткрыли свои защитные чешуйки, из–под которых можно увидеть зеленые листочки.

Молодцы. Что же позволило произойти этим изменениям?

Внешне деревья и кустарники изменились, хотя они уже давно «почувствовали» приход весны. Почва оттаяла, что позволило деревьям и кустарникам всасывать из нее воду и питательные вещества, которые поднимаются вверх по стволу к почкам, растворяя запасы сахаров. Это явление получило название сокодвижения. Если в стволе дерева в это время сделать отверстие, то из него пойдет сок. Многие птицы питаются соком деревьев, например дятел, но отверстия, которые они проделывают, добывая сладкий сок, очень маленькие и не причиняют вреда дереву. А вот зарубки, которые делают люди, собирая сок, могут привести к гибели дерева. Если вы увидите, гуляя по лесу, такую зарубку, то помогите дереву, для этого замажьте рану пластилином или глиной.

Посмотрите на вербу, какие изменения по сравнению с зимой вы наблюдаете?

Появились пушистые почечки.

Ребята это цветки вербы. Многие деревья и кустарники зацветают весной: ива, ольха, орешник, тополь, клен (показываю иллюстрации цветущих деревьев).

Мы с вами посмотрели на произошедшие изменения в жизни деревьев и кустарников, у них набухли почки, у некоторых показались зеленые листочки, многие из них цветут. Чтобы пронаблюдать, какие изменения будут происходить с ними дальше, мы возьмем в класс несколько веточек ивы, березы и поставим их в воду. Так же вы должны будете продолжать наблюдения за растениями в природе по плану:

1. Начало сокодвижения (у клена и березы).

2. Набухание почек (появление у почек более светлых внутренних частей).

3. Распускание почек (становятся видны зеленые кончики молодых листочков).

4. Начало развертывания листьев

5. Зацветание раннецветущих деревьев и кустарников (ива, лещина и т. д.).

А какие изменения произошли в жизни травянистых растений (Учитель показывает на раннецветущее растение)? Кто-нибудь знает, как называется это растение?

Мать-и-мачеха

Что интересного вы можете про нее рассказать? Какие еще цветущие рано весной растения вы знаете? (показываю хохлатку и гусиный лук) Сейчас мы аккуратно выкопаем несколько раннецветущих растений, чтобы изучить их более подробно в классе, а одно растение мы посадим в горшок и пронаблюдаем, как оно будет развиваться, и какие изменения с ним еще произойдут.

Посмотрите на цветки мать-и-мачехи, кого вы можете на них увидеть?

Насекомых.

Каких насекомых мы можем наблюдать рано весной? Что вы можете рассказать о них?

Молодцы. Прислушайтесь, какие звуки вы услышали?

Пение птиц?

Слышали ли вы его зимой? Каких птиц нельзя было увидеть зимой, а сейчас можно? Есть ли такие птицы, которые с приходом весны исчезли? Какие? С чем связаны такие изменения в поведении птиц?

А вы заметили, чем сейчас заняты птицы?

Строят гнезда.

Из каких материалов они строят гнезда?

И так ребята, какие же изменения в природе мы с вами уже смогли выделить?

III . ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А сейчас каждая группа должна будет выполнить задания, которые даны на карточках. При их выполнении не забываем о правилах поведения в природе. На это вам 10 минут.

IV . ОБОБЩЕНИЕ.

- Какие признаки наступления весны мы с вами наблюдали?

Каких животных и растения мы с вами наблюдали?

А теперь возвращаемся в класс.

V. КАМЕРАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА.

Откройте тетради, в которых вы записывали число и тему. Сейчас мы зафиксируем результаты наших наблюдений.

Какая была погода во время проведения экскурсии? Какая была температура? Было солнечно или пасмурно, ветрено или нет? Запишите у себя в дневниках наблюдений, а дежурные запишут еще и в календарь природы и труда.

Какие изменения произошли в жизни растений с приходом весны?

Какие изменения произошли в жизни насекомых и птиц весной?

Вы выполняли задания по карточкам, сейчас каждая группа расскажет остальным, что они наблюдали.

Какие изменения произошли в жизни хвойных растений (на примере ели)? Записываем

Что наблюдала 2 группа? Какие изменения заметили? Записываем

Что наблюдала 3 группа?...

Мы с вами выкапывали раннецветущие растения, а 4 группа поймала бабочку крапивницу, сейчас мы должны с вами подготовить все для гербария.

Итак, все сегодня молодцы. Полученные сегодня наблюдения пригодятся нам на следующих уроках.

Список литературы:

    Плешаков А.А. Атлас – определитель «От земли до неба». Пособие для учащихся общеобразовательных школ.: Просвещение, 2009 – с.222

    Киселева К.В. А тлас-определитель «Флора и фауна средней полосы России».:Фитон, 2010 – с.544

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные