Раннее творчество шенберга. Арнольд Шёнберг: биография, интересные факты, видео, творчество

; главный представитель и основатель одного из направлений современной «серьезной» музыки, отличающегося сложностью языка и диссонантностью звучания, – оно известно под названиями «атональной» или «12-тоновой» музыки (применяются также термины «додекафония» и «серийная техника»). Шёнберг родился 13 сентября 1874 в Вене. До 1925 жил в основном в Вене. В 1925 стал профессором композиции в Прусской академии искусств в Берлине и работал там до 1933. Покинув Германию , он переехал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 – в университете Южной Калифорнии, с 1936 – в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе. Умер Шёнберг в Брентвуде (шт. Калифорния) 13 июля 1951.

Шёнберг был замечательным педагогом, что способствовало широкому распространению его идей; он создал целую композиторскую школу (т.н. новую венскую школу), которая объединяла столь выдающихся музыкантов, как А.фон Веберн , А.Берг, Э.Кшенек , Э.Веллес и Г.Эйслер. Известный учебник по гармонии, выпущенный Шёнбергом в 1911 (Harmonielehre ), произвел тем более сильное впечатление, что излагал традиционное учение о гармонии с точки зрения не школьного педагога, а действующего современного композитора.
См. также ГАРМОНИЯ .

Истоки музыки Шёнберга – в позднеромантическом искусстве Р.Вагнера , А.Брукнера , Р.Штрауса и Г.Малера . Подобные влияния столь очевидны, что критики часто не обращают внимания на три других важных качества стиля Шёнберга, которые противоположны романтической традиции. Во-первых, поздние романтики развивали свои музыкальные мысли в плотной, насыщенной гармонической ткани, в то время как Шёнберг, за исключением нескольких ранних сочинений (например, Песен Гурре , Gurrelieder , для солистов, трех хоров и оркестра, 1910–1911), предпочитал лаконичное изложение идеи, без излишних ее повторений, и ясную, насквозь прослушивающуюся фактуру. Во-вторых, Шёнберг обладал позитивным складом мышления, и потому даже наиболее романтические его сочинения (такие, как ранний секстет Просветленная ночь , Verklärte Nacht , ор. 4) отличаются логичностью развития и структурной четкостью. В-третьих, для полифонической техники Шёнберга характерны уверенность и виртуозность, сближающие его не с упомянутыми выше романтиками, а скорее с И.Брамсом .

Хотя весь путь композитора представляет собой последовательное движение в избранном направлении, принято выделять три периода (или стиля) Шёнберга. Сочинения первого периода (ор. 1–10, 12–14) демонстрируют постепенное усложнение языка, рост диссонантности, но в них все же присутствуют традиционная тональность и, до определенной степени, традиционная функциональная гармония. Начиная с фортепианных пьес ор. 11, написанных позже ор. 14, композитор стремился избегать диатонических последований и применял как равные все двенадцать тонов хроматического звукоряда, т.е. не делает ни один из них тональным центром. Третий период начинается с ор. 23: тяготение композитора к четкой организации музыкального материала вызывает к жизни метод более универсальный и жесткий, нежели средства, использовавшиеся им ранее. Метод состоит в организации двенадцати тонов, составляющих октаву, в мелодическую последовательность, где каждый тон употребляется не более одного раза. Такая последовательность называется «рядом», или «серией». Для каждой композиции обычно избирается один «ряд», он может разрабатываться с помощью разного рода перемещений (транспозиций) и вариаций, но все сочинение обязательно выстраивается на основе заданного «ряда».

Остается перечислить принципиально важные сочинения Шёнберга, кроме упомянутых выше, – симфоническая поэма для оркестра Пеллеас и Мелизанда (Pelleas und Melisande ), ор. 5; Камерная симфония (Kammersymphonie ) ор. 9; Пятнадцать стихотворений из книги Стефана Георге «Книга висячих садов» (Fünfzehn Gedichte aus Stefan George"s «Das Buch der hängenden Gärten» ), ор. 15; одноактная опера Счастливая рука (Die glückliche Hand ), ор. 18; Шесть маленьких фортепианных пьес (Sechs kleine Klavierstücke ), op. 19; Лунный Пьеро (Pierrot Lunaire ) – двадцать одно стихотворение для чтеца и восьми инструментов, ор. 21; Пять фортепианных пьес (Fünf Klavierstücke ), ор. 23; Фортепианная сюита , ор. 25; квинтет для деревянных духовых и валторн, ор. 26; вариации для оркестра, ор. 31; Музыкальное сопровождение к киносцене (Begleitungsmusik zu einer Lichtspielszene ), ор. 34; ор. 34; Ода Наполеону (Ode to Napoleon Buonaparte ) для чтеца, струнного квартета и фортепиано, ор. 41; концерт для фортепиано с оркестром, ор. 42; четыре струнных квартета, ор. 7, 10, 30, 37.

Арнольд Шенберг, творчество кратко которого можно охарактеризовать как новаторское, прожил интересную и Он вошел в историю мировой музыки как революционер, совершивший переворот в композиции, создал свою школу в музыке, оставил интересное наследие и целую плеяду учеников. Арнольд Шенберг - один из выдающихся композиторов 20 века.

Детство и семья

13 сентября 1874 года в Вене появился на свет Арнольд Шенберг, биография которого будет непростой, но всегда связанной с музыкой. Семья Шенбергов жила в еврейском гетто. Отец - Самуил Шенберг - был родом из Пресбурга, имел свой небольшой обувной магазин. Мать - Паулина Наход - уроженка Праги, была учителем игры на фортепиано. У Арнольда было обычное детство, ничто не предвещало его великого будущего.

Обретение призвания

С ранних лет мать начала учить Арнольда музыке, он подавал надежды. Но средств для продолжения обучения у семьи не было. Он самостоятельно постигал науку композиции. Несколько уроков по контрапункту ему дал шурин, известный австрийский композитор и дирижер, за которого сестра Шенберга Матильда вышла замуж, - Александр фон Цемлинский. Музыканты очень сдружились, всю жизнь оставались единомышленниками и нередко помогали друг другу советами, спорили об искусстве. Именно Цемлинский настоятельно рекомендовал коллеге стать профессиональным сочинителем музыки. Будущий композитор Арнольд Шенберг уже в подростковом возрасте остро чувствовал свое призвание, и хотя обстоятельства складывались не в его пользу, все свободное время отдавал музыке.

Начало профессионального пути

Семья жила небогато, а когда умер отец, Арнольду в то время было 15, стало и совсем трудно. Юноше приходилось браться за любую работу. Арнольд Шенберг работал банковским клерком, разносчиком покупок, руководил рабочими хорами, писал оркестровки для опереток. Но он не оставлял своих занятий музыкой, в свободное время писал собственные произведения. Уже в 1898 году в Вене были впервые исполнены произведения Шенберга со сцены. В 1901 году он уезжает в Берлин, где зарабатывает уроками музыки, в консерватории Штерна он даже ведет курс композиции.

В это время он знакомится с Густавом Малером, который оказал значительное влияние на мировосприятие Шенберга. В 1903 году возвращается в Вену и начинает работать в музыкальной школе. При этом он успевает писать музыку, в этот период она выдержана в традициях немецкой композиторской школы конца 19 века. Наиболее значительным произведением этого этапа стали: струнный секстет «Просветленная ночь», поэма «Пеллеас и Мелизанда» (1902-1903 гг.), кантата «Песни Гурре» (1900-1911 гг.). Арнольд Шенберг отличался большой работоспособностью, уже в начале пути он одновременно преподавал, писал музыку, давал концерты.

Биография и музыка

В творчестве композитора Шенберга выделяют три периода: тональный (с 1898 г. по 1908 г.), атональный (1909-1922 гг.) и додекафонный (с 1923 г.). Эволюция музыканта связана с его поисками нового пути и новой выразительности. Его судьба связана сначала с экспрессионизмом, на основе которого он позже делает свои революционные открытия. До 1907 года Шенберг движется в традиционном русле классической музыки. Но в этом году происходит радикальное изменение его художественного мировоззрения, он много размышляет о музыке, пишет теоретический труд. Происходит усложнение его музыкального языка, возрастает тяга к диссонансу, но пока сохраняется традиционная гармония.

И в 1909 году начинается новый виток его жизни. В 1911 году Арнольд Шенберг, биография которого набирает обороты в музыкальном мире, вновь едет в Берлин, где в течение 4 лет гастролирует в качестве дирижера. К этому времени он был уже достаточно известным в Европе музыкантом. В 1915 году композитора на два года призывают в армию. Этот атональный период характеризуется отказом от тонального центра произведения, Шенберг старается равноправно применять 12 тонов хроматического звукоряда. В 1923 году он получает звание профессора музыки и приглашение работать в Берлинской школе музыки. С приходом к власти нацистов в 1933 году Шенберга увольняют из консерватории, и он, опасаясь дальнейших гонений как представитель еврейской нации, эмигрирует. Сначала он уезжает во Францию, а позже в США.

Третий период творчества композитора ознаменован его главными открытиями. Он начинает тяготеть к рациональной организации музыкального ряда, композиции строятся из двенадцати тонов, которые не повторяются в одном ряду. Так появляется додекафонная музыка. В творчестве Шенгберга в полной мере отразилась эпоха, полная перемен, а также его субъективно-эмоциональные переживания.

Теория музыки

Композитор всегда старался контролировать формы и выразительные средства своей музыки, приходящие чаще всего бессознательно. Поэтому все его этапные переживания и размышления были изложены в серьезных научных работах. В 1911 году Арнольд Шенберг пишет свой первый большой теоретический труд «Учение о гармонии». Уже в нем он изложил свои представления о тональной гармонии, которые были для него главными всю жизнь. Эта книга стала единственным полностью завершенным трудом композитора. Позже он берется за написание нескольких работ одновременно, постоянно их исправляет и дописывает, при жизни они изданы не были.

Лишь в 1994 году выходят в свет работы, объединенные в один том, - «Взаимосвязь, контрапункт, инструментовка, учение о форме». Эти размышления о музыкальной логике и мысли, об оркестровке, о подготовительных упражнениях в контрапункте и о композиции не были завершены автором, но показывают направление, в котором шли его исследования. «Основы музыкальной композиции» были изданы уже в конце 20 века учениками мастера. Арнольд Шенберг внес значительный вклад в теорию музыки, он сумел увидеть эволюцию музыкальной мысли и предвосхитить ее развитие на годы вперед. В своих трудах Шенберг размышляет о целостности произведения, развитии музыкальной мысли и приходит к идее монотональности.

Педагогическая деятельность

Композитор на протяжении всей жизни занимался преподаванием - сначала в школе, потом в консерватории в Берлине. В эмиграции он работал в университетах Бостона, Южной Калифорнии, Лос-Анджелеса, преподавая теорию музыки и композицию. Арнольд Шенберг создал целую композиторскую школу, которая получила наименование "Новая венская школа". Он воспитывал студентов в духе служения музыке, он им категорически не советовал следовать его примеру, а искать только собственный путь в искусстве. Его лучшими учениками считаются А. Берг и А. Веберн, которые до конца дней сохраняли верность его идеям и выросли самостоятельными композиторами, достойными своего учителя. Шенберг вел все музыкальные предметы, особое внимание уделяя полифонии, которую считал основой мастерства. Со своими учениками композитор продолжал тесно общаться и после их выпуска, он был для них непререкаемым авторитетом. Именно это и позволило сформировать ему целую плеяду единомышленников.

Додекафония Арнольда Шенберга

Арнольд Шенберг, краткая биография которого может описываться одним словом «додекафония», стал идеологом и пропагандистом нового направления в музыке. В своем поиске максимально экономного музыкального письма композитор приходит к идее 12-тоновой системы композиции. Это открытие заставляет композитора учиться заново сочинять музыку, он много экспериментирует с формой, ищет новые возможности своего звукочастотного метода.

Основы новой техники он тестирует на фортепианных пьесах, которых пишет очень много. Позже он переходит к созданию крупных произведений (сюит, квартетов, оркестров) в новом стиле. Его открытия кардинальным образом повлияли на развитие музыки в 20 веке. Его идеи, которые он не до конца развил, были подхвачены последователями, развиты, доведены до совершенства, иногда и до исчерпания. Его вклад в музыку проявился в стремлении к упорядочиванию музыкальной формы.

Основные сочинения

Арнольд Шенберг оставил огромное музыкальное наследие. Но его самым главным произведением является незавершенная опера «Моисей и Аарон», замысел которой появился еще в 20-е годы 20 века и воплотил в себе всю эволюцию и поиски композитора. В опере Шенберг воплотил все свое философское мировоззрение, всю свою душу. Также к значимым произведениям композитора относятся: "Камерная симфония", ор. 9, опера «Счастливая рука», 5 фортепианных пьес, ор. 23, "Ода Наполеону".

Личная жизнь

Арнольд Шенберг, фото которого сегодня можно увидеть во всех учебниках по истории музыки, прожил насыщенную жизнь. Кроме музыки, он много занимался живописью, его работы выставлялись в крупных галереях Европы. Он дружил с Кокошкой, Кандинским, был членом Прусской академии художеств. За свою жизнь написал около 300 работ.

Арнольд Шенберг женился в первый раз довольно рано, для этого он в 1898 году перешел в протестантство. Жена ему изменяла, уходила к любовнику, но затем вернулась в семью, а ее возлюбленный покончил с собой. Его жена Матильда умерла в 1923 году, и этим закончился бурный период личной жизни композитора. Через год он женился на сестре скрипача и счастливо прожил с ней остаток жизни. В 1933 году он решает вернуться в иудаизм и проходит соответствующий обряд в парижской синагоге.

Страхи Арнольда Шенберга

Композитор отличался высоким интеллектом, математическими способностями, но иррациональное начало также было ему не чуждо. Всю жизнь его преследовали странные страхи и предчувствия. Чего панически боялся композитор Арнольд Шенберг? У него была редкая фобия - он панически боялся числа 13. Он родился этого числа, всю жизнь избегал домов и гостиничных номеров под такой цифрой. Так чего боялся Арнольд Шенберг в конечном итоге? Цифры? Нет, конечно, он боялся смерти. Он был уверен, что умрет 13 числа, что цифра 76 - в сумме 13 - принесет ему смерть. Весь год своего грядущего 76-летия он жил в напряжении, пока в один день не лег в кровать с уверенностью, что сегодня смерть придет за ним. Он целый день пролежал в кровати, ожидая последнего часа. К ночи жена не выдержала и заставила его прекратить заниматься глупостями и встать с постели. Но за 13 минут до полуночи он произнес слово «гармония» и покинул этот мир. Так, 13 июля 1951 года мир лишился

Великий австрийский композитор, дирижёр, педагог, музыковед, художник, представитель музыкального экспрессионизма, создатель двенадцатитоновой системы композиции — додекафонии.

Пожалуй, два имени из музыкальной классики XX века получили общенародную известность — как символы «какофонии», «гадости», «мерзости», «несъедобности» современной академической музыки: это Шёнберг и Шнитке. Шёнберг, «шёнберговщина» часто поминаются сквозь зубы и в среде академических музыкантов традиционного направления. Неоднозначно к нему относятся и современные авангардисты: одни преклоняются, другие отрицают.

Сам я считаю себя традиционалистом («расширенным»), отношусь к различным авангардистским течениям достаточно скептически, но в своём концертном зале уделил место Шёнбергу как одному из любимых композиторов (нелюбимых, даже великих, я сюда не помещаю: на своём сайте я имею право делать то, что хочу).

За что же Шёнберга так любят и не любят? За что его люблю я, хотя по идее должен бы отрицать?

Кажется, что личность Шёнберга соткана из противоречий.

Шёнберг — представитель экспрессионизма: направления, исповедующего культ эмоций — тревожных, истеричных, душераздирающих.

Шёнберг — «отец» додекафонии: техники, в которой гармония тотально «поверена алгеброй», следовательно, о каких эмоциях может идти речь?

Вот ранний Первый квартет, написанный ещё до изобретения нового метода: мелодичная, исключительной выразительной силы музыка (этакий «гипермалер», «гиперчайковский»), сделавшая бы великую честь любому современному традиционалисту и неоромантику.

Вот «Уцелевший из Варшавы», одно из последних сочнений Шёнберга: вопли, скрежет, рваная музыкальная ткань (да музыкальная ли?) — как жёсткое документальное кино о зверствах фашизма; единственное, что немного похоже на мелодию — и то цитата иудейского псалма.

На первый взгляд кажется, что это написано разными людьми. Да, Шёнберг противоречив. Но удивительно целен в своих противоречиях. Эту цельность можно услышать и при сравнении упомянутых произведений. «Ключевое слово» — выразительность, предельная выразительность. Шёнберг — наиболее последовательный экспрессионист. И все его формальные поиски, находки, а в чём-то и ошибки — результат стремления максимально раздвинуть рамки музыкальной выразительности.

«Уцелевший из Варшавы» — итоговое произведение, в котором он предстаёт уже не как экспериментатор, а как полный и безраздельный хозяин и повелитель выпестованного метода, творящий этим «математическим» способом чудеса выразительности.

***

Вот несколько высказываний самого Шёнберга, которые проливают свет на его творческую личность:

«Музыка не должна украшать, она должна быть истинной и только…»

«Искусство — это вопль, который издают люди, переживающие на собственной шкуре судьбу человечества…»

«Презрение ко всему устаревшему столь же велико, сколь и необоснованно…»

***

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг родился в Вене 13 сентября 1874 года в еврейской семье владельца небольшого магазина и пианистки. Вскоре отец умер, так ничего и не накопив своей торговлей. Арнольд самостоятельно осваивал теорию музыки, учился играть на скрипке и виолончели, пытался сочинять маленькие струнные дуэты, трио и квартеты для музицирования с друзьями. Услышав, что Моцарт сочинял за столом, мальчик перестал подходить к фортепиано. В результате он так толком и не научился играть на этом инструменте. В истории изредка встречались великие композиторы, практически не владевшие фортепиано. Кроме Шёнберга, таким был Берлиоз.

После смерти отца семья бедствовала. Окончив 6 классов реального училища, Шёнберг вынужден поступить служащим в банк, продолжая музыкальное самообразование. Вскоре он познакомился с композитором и дирижёром Александром Цемлинским, который приходился ему дальним родственником. Цемлинский был на два года старше Шёнберга, но успел получить хорошее музыкальное образование. Он стал не только другом, но и превым (и единственным) учителем, посвятившим Арнольда в тайны контрапункта. Цемлинский увлёк Шёнберга музыкой Вагнера и ввёл его в круг молодых музыкантов.

Благодаря Цемлинскому, устроившему его дирижёром самодеятельного рабочего хора, Шёнберг бросил службу в банке. Пробавлялся он и случайными заработками: был так называемым «негром» (оркестровал оперетты популярных композиторов), дирижировал ресторанными оркестрами, сочинял на заказ легкую музыку. Эта скучная ремесленная работа заменила ему учебный курс консерватории, развивая необходимые любому композитору крепкие технические навыки.

В сезон 1898-1899 годов в Вене были исполнены юношеский квартет и первые песни Шёнберга. Квартет имел успех, но песни вызвали недоумение, почти скандал.

Первой подлинной творческой удачей стал струнный секстет «Просветлённая ночь», написанный осенью 1899 года, но тогда он ещё не был исполнен, партитура пока что пылилась в столе. В 1899–1901 Шёнберг работал над монументальной кантатой «Песни Гурре» (в ней использованы 4 хора!), но работа над инструментовкой растянулась на неопределённое время и была завершена только в 1911 году.

В декабре 1901 года Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде, и молодая семья переехала в Германию, в Берлин, где до 1903 года Шёнберг был дирижёром и преподавателем частной консерватории Штерна.

В 1902–03 годах Шёнберг написал симфоническую поэму «Пеллеас и Мелизанда», отличающуюся изумительной выразительностью музыки (интересно, что в этом же году в Париже состоялась скандальная премьера оперы Дебюсси на этот же сюжет).

Летом 1903 года Шёнберги вернулись в Вену. Его некогда «скандальные» песни получают признание. Был, наконец, исполнен секстет «Просветлённая ночь». Шёнберг знакомится с Малером.

Малер приветствовал первые сочинения Шёнберга, но дальнейшие поиски композитора не вызывали у Малера энткзиазма. Однако он не переставал чувствовать в Шёнберге большое дарование и всячески поддерживал композитора.

Малер стал для Шёнберга идеалом самоотверженного и бескомпромиссного творца.

Музыкант-самоучка, Шёнберг становится незаурядным преподавателем. С зимы 1903/1904 года начинает расти его известность как педагога. Среди первых учеников композитора были Антон Веберн и Альбан Берг, ставшие в дальнейшем его последователями и ставшими вместе с ним классиками «нововенской школы».

Очередной знаменательной вехой в творчестве Шёнберга становится Первый квартет (1905). Прежний юношеский квартет Шёнберг не включил в собрание своих сочинений.

1906 год — Первая камерная симфония. Этим произведением Шёнберг подводит итог первого периода творчества. Выразительные возможности существующей музыки кажутся ему исчерпанными. Начинается поиск новых путей.

***

Позволю себе небольшое отступление для тех читателей, которые смутно представляют себе музыкальную ситуацию рубежа XIX–XX веков.

В XVIII веке в музыке происходила постепенная «тихая» революция, которая привела к созданию новой жанровой системы, новых форм, нового музыкального языка. Гайдн, Моцарт и Бетховен — «венские классики» — достигли в этом новом стиле высочайшего совершенства, которое на долгое время стало эталоном.

Практически весь XIX век — царство музыкальных романтиков, которые искали новые краски и новые формы в рамках системы, оставленной им в наследство. В музыке Вагнера и его последователей эти новые средства настолько подминают под себя классическую систему, что слушателям начинает казаться, будто никакой логики в этой музыке уже нет. Что называется — «революционная ситуация».

***

Именно приверженность Шёнберга к стройной логике побудила его искать новые средства для создания новой логики. Но до изобретения додекафонной техники пройдёт ещё немало лет. Пока что Шёнберг ищет новые возможности в способах инструментовки, необычных приёмах инструментального звукоизвлечения, нетрадиционных формах.

В период 1907–1909 гг. были созданы такие сочинения, как Второй квартет, Пять пьес для оркестра, цикл песен на стихи Стефана Георге, монодрама «Ожидание». В них Шёнберг отказывается от классической тональной организации. Этот его период часто называют «атональным».

В Пяти пьесах для оркестра композитор впервые использует своё новое изобретение — Klangfarbenmelodie, «точечную» темброво «раскрашенную» мелодию, передающуюся по звуку от инструмента к инструменту.

Стремясь к новому, Шёнберг пристально изучает и анализирует классическую систему. В 1910 году он завершает фундаментальный теоретический труд «Учение о гармонии».

В этот период особенно увлекается живописью, в которой он был таким же самоучкой, как и в музыке. Большинство сохранившихся его картин датированы 1910 годом. Картины его отличаются той же странностью, что и музыка, правда, значительно уступают ей по силе выразительности.


В 1911 году скоропостижно скончался Малер. Первое издание «Учения о гармонии» (1911) Шёнберг посвятил его памяти.

В этом же году наконец-то окончена инструментовка кантаты «Песни Гурре», написанной в 1901 году на стихи датского поэта Иенса Петера Якобсена. В основу песен положено датское сказание о тайной любви короля Вальдемара IV Аттердата к девушке Тове, которую королева из ревности повелела убить. Гурре — замок в северной Исландии. Премьера состоялась в Вене в 1913 году, она принесла композитору первый настоящий успех. Но его творческие устремления были уже далеки от этой ранней романтической музыки.

Шёнберг снова переезжает в Берлин. Он много гастролирует как дирижёр. В 1912 году он побывал с концертами в Петербурге, где продирижировал своей симфонической поэмой «Пеллеас и Мелизанда».

Шёнберг получил известность в узком кругу эстетов, которых привлекали лишь необычные внешние черты его музыки — этакие пикантности «странного модерниста». Казалось, что его музыка бесформенна, и в ней отсутствует какая бы то ни было преемственность традиции. Но композитор стремился к совершенно противоположному: он пытался дать музыкальной традиции новую жизнь, вдохнуть в неё более сильное и свежее выражение вечных мыслей и чувств.

В 1912 году создаётся вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро», где Шёнберг впервые применил вокальный стиль sprechgesang — нечто среднее между пением и декламацией.

В 1913 году Шёнберг завершил оперу «Счастливая рука».

Начинается Первая мировая война, с 1915 по 1917 год Шёнберг служит в армии. После демобилизации он снова возвращается в Вену.

В 1917-18 годах композитор делает несколько обработок своих старых сочинений — версию «Просветлённой ночи» для струнного оркестра, новую редакцию «Пеллеаса и Мализанды». Затем — несколько лет творческого молчания.

В 1923 году умерла жена Шёнберга, Матильда.

Шёнберг чувствовал, что все организующие средства, призванные заменить традиционную опору на тональность, всё-таки не давали альтернативной опоры. Из его новой музыки уходила система, а значит, и смысл. В окружающей музыке, как старой, так и новой, он не видел системы, удовлетворившей бы его творческие устремления. Композитор напряжённо искал эту систему в самом себе.

«Порядка требует не объект, а субъект… Порядок, который мы называем художественной формой, не самоцель, но вынужденный выход из положения. Порядок безусловно оправдан, но его необходимо отвергнуть, если он претендует на роль эстетики…»

И выход, как ему казалось, был найден.

***

Ещё одно отступление — о додекафонии.

Додекафония — «двенадцатизвучие».

Октава состоит из 12 полутонов. В традиционной европейской музыке используются лады из 7 звуков, где расстояния между соседними звуками неравны: где-то тон, а где-то полутон. Это неравенство и создаёт определённую иерархию, в которой одни звуки воспринимаются как более устойчивые, притягивающие к себе другие, неустойчивые. (Эта иерархическая семиступенность — не выдумка европейцев. Это общий закон человеческого музыкального восприятия. В индийской музыке, где октава поделена не на 12 полутонов, а на 22 шрути, основные лады базируются на семиступенности, очень близкой к европейской. Китайская музыка от базовой пентатоники тоже пришла к аналогичной семиступенности.)

Использование дополнительных (хроматических) полутонов, не входящих в основной лад, создаёт дополнительное напряжение, эти «левые» звуки тоже интегрируются в общую систему.

Чрезмерное использование хроматических звуков может создать эффект разрушения системы, что и происходило в музыке при жизни Шёнберга.

Итак, если принять тезис, что ладовой иерархии больше не существует, все 12 полутонов равны, то нужно их во что-то интегрировать. А что, если создать последовательность из 12 неповторяющихся звуков и использовать её как некую структуру? Найти такие способы работы с этой последовательностью, которые бы изменяли звучащий ряд, не утрачивая при этом изначальной структурной заданности?

В музыке эпохи Возрождения существовали такие способы работы с короткими музыкальными фразами, как инверсия (интервальное обращение «по вертикали»), ракоход (обращение «по горизонтали» — «задом наперёд») и комбинации обоих способов (ракоход инверсии и инверсия ракохода; отличаются друг от друга только тем, что начинаются с разных исходных звуков, а по структуре идентичны).

Эти старинные способы Шёнберг попробовал применить к ряду (так он называл исходную 12-тоновую последовательность; позже утвердился термин «серия»).

(Моё личное отношение к додекафонии: как к творческому методу — никакое, как к отдельному приёму — очень положительное, если уметь его использовать там, где надо и так, как надо.)

***

Некоторые интуитивные подступы к этой звуковой организации проскальзывали и в сочинениях довоенного, «атонального» периода: Втором квартете, «Лунном Пьеро». Но первым произведением, в котором Шёнберг последовательно применил свой новый метод, стала Сюита для фортепиано (1923).

А. Шёнберг.
Портрет Берга (1910)

Первые додекафонные произведения Шёнберга кажутся мне, всё-таки, «лабораторными работами». На людей, привыкших к «нормальной», традиционной музыке, Сюита и прилегающие к ней Пять пьес op. 23 скорее всего произведут впечатление «типа я так, по клавишам фигачу».

Нотный текст производит сильное впечатление скрупулёзнейшей работы, тончайшей отделки и… абсолютной «нечитабельности» для практикующего пианиста (однако эту музыку играли и иногда продолжают играть, сыграл её даже великий Глен Гульд).

Слуховое впечатление странное: потоки диссонансов, которые в другом стиле были бы восприняты как трагический вопль, звучат эдесь эмоционально-нейтрально: этакие затейливые и по-своему даже красивые, но совершенно холодные «кристаллические решётки» из звуков. Хочется даже съёрничать: «за что боролся, на то и напоролся».

Вскоре на путь такой вот «холодной» додекафонии встал ученик Шёнберга Антон Веберн. После тончайших и по-настоящему красивых произведений Веберна первые шёнберговские попытки кажутся грубоватыми и тяжеловесными.

Другой ученик Шёнберга, Альбан Берг, иногда соединял додекафонию с элементами «консонантной» классической гармонии. В контрастном обрамлении диссонансы вновь обретали свою исконную трагическую напряжённость.

Если Пять пьес по форме так же «абстрактны», как и по технике (за исключением финального Вальса), то в Сюите Шёнберг использует классические формы и типы движения, заимствованные из старинной танцевальной сюиты XVII–XVIII веков. Там есть Гавот, Мюзет, Менуэт и Жига, перемежающиеся «абстрактными» Прелюдией и Интерлюдией. В какоё-то мере это использование традиционных бытовых формул оживляет музыку. Однако к использованию старинных форм Шёнберг подошёл несколько формально: Как и положено было в старину, он повторяет начальные периоды, выстраивает формы da capo — так, после Мюзета снова повторяется Менуэт. Позже Шёнберг поймёт, что в этом стиле повторы не работают «на слушателя», а любые искусственные удлинения этой технике категорически противопоказаны.

Линию использования в додекафонии традиционных бытовых типов движения более органично развил, опять же, Берг.

Вариации для оркестра (1928) уже более интересны. И это понятно: оркестровые средства так же отличаются от фортепианных, как картина маслом от чёрно-белой гравюры. Шёнберг не был пианистом, но обладал великолепным оркестровым чутьём. Он открыл ряд новаторских оркестровых приёмов, которые использовал и в додекафонных сочинениях. Основная тема-серия вариаций хорошо узнаётся в процессе развития, запоминается, «дирижирует» всей формой.

Никакие чувства в музыке не затронут нас, если мы не улавливаем мысль — членораздельную музыкальную «речь». Здесь же всё очень «членораздельно», благодаря внятной и логичной тембровой драматургии. И всё-таки в этой музыке присутствовала некая умозрительность.

Шёнберг стал популярен в основном благодаря своим ранним сочинениям, они создали ему авторитет мастера. В 1925 году самоучка, окончивший только 6 классов реального училища, был приглашён в Прусскую Академию музыки (Берлин) как профессор композиции.

Но через шесть лет — в 1933 году — нацисты изгоняют Шёнберга из Германии. За еврейское происхождение его объявили представителем «большевистского искусства» (такая вот интересная логика). Была у Шёнберга даже шальная мысль эмигрировать в Советский Союз, куда его звали уже перебравшиеся в СССР дирижёры Фриц Штидри и Оскар Фрид. Но, недолго пожив во Франции, в конце концов Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 по 1944 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

***

Если первый, «малерианский» период явился «тезисом», в котором индивидуальность Шёнберга ярко заявила о себе, следующий, «додекафонный» период стал своеобразным «антитезисом», где композитор, казалось, окончательно порывает с «основой основ» всей предыдущей музыки — ладом, то последний, американский период можно назвать «синтезом». Не отказываясь от своих художественных принципов, он всё больше «очищает» свой метод от умозрительности, более свободно использует додекафонию, отходя от строгих правил, которые сам же придумал. Возможно, что идеи его ученика и последователя Альбана Берга оказали обратное влияние на самого учителя. Не под впечатлением ли концертов Берга он впервые обращается к жанру инструментального концерта? В 1936 году появляется Концерт для скрипки с оркестром, а в 1942 — для фортепиано с оркестром.

В этих произведениях, как и в Четвёртом струнном квартете (1936), и во Второй камерной симфонии (1939), музыка полна пронзительного трагизма, они звучат, как летопись страшной эпохи.

И уж совсем особняком стоит загадочная Сюита соль мажор (!) для струнного оркестра (1934) — абсолютно тональная и удивительно светлая музыка, в которой можно услышать родство с Бриттеном или Прокофьевым, а в виртуозной полифонии, пронизывающей всё произведение, слышится старый добрый австро-немецкий почерк.

С 1933 года до конца жизни Шёнберг работал над монументальной оперой на библейский сюжет «Моисей и Аарон». Она так и осталась незавершённой.

В 1947 году появляется небольшая кантата «Уцелевший из Варшавы», которую я считаю подлинным шедевром и венцом творчества Шёнберга. Все новаторские изобретения Шёнберга — и Sprechgesang в партии чтеца (а не певца!), и «рваная», «точечная» оркестровка, и додекафонная серия в основе музыкального материала — всё это сливается воедино и образует тот самый «порядок, который мы называем художественной формой». Произведение абсолютно дисгармоничное по характеру эмоций, в нём выраженных, но абсолютно гармоничное по гениальной точности использования всех средств выразительности.

***

И под конец немного мистики.

Родившийся 13 сентября, Шёнберг всю жизнь боялся числа 13. Оперу «Моисей и Аарон» он назвал «Моисей и Арон» (с одним «а»), потому что немецкое название «Moses und Aаron» составляет 13 букв. Он боялся своего 76-летия (7+6=13), а благополучно отпраздновав его, боялся пятницы 13-го, которая приходилась на 13 июля 1951 года. В этот день он лёг, приготовившись к смерти… и умер в 23:47, то есть за 13 минут до полуночи (а если это представить как 11:47 pm, то ещё и 1+1+4+7=13).

Здесь можно послушать и скачать MP3. Значок ведёт на страницу нотной библиотеки, где можно скачать ноты.

Арнольд Франц Вальтер Шёнберг (нем. Arnold Franz Walter Schoenberg, изначально Schönberg; 1874—1951) — австрийский и американский композитор, педагог, музыковед, дирижёр. Крупнейший представитель музыкального экспрессионизма, автор таких техник, как додекафония (12-тоновая) и серийная техника.

Арнольд Шёнберг родился 13 сентября 1874 года в венском квартале Леопольдштадт (бывшем еврейском гетто) в еврейской семье. Его мать Паулина Наход (1848—1921), уроженка Праги, была учительницей фортепиано. Отец Самуил Шёнберг (1838—1889), родом из Пресбурга (куда его отец перебрался из Сечень), был владельцем магазина. Арнольд был в основном музыкантом-самоучкой, бравшим только уроки контрапункта у своего шурина Александра фон Цемлинского (в 1901 году Шёнберг женился на сестре Цемлинского Матильде). Двадцатилетним молодым человеком, Шёнберг зарабатывал на жизнь оркестровкой оперетт, параллельно трудясь над своими сочинениями в традициях немецкой музыки конца XIX века, наиболее известным из которых оказался струнный секстет «Просветлённая ночь», ор. 4 (1899).

Те же традиции он развивал в поэме «Пеллеас и Мелизанда» (1902—1903), кантате «Песни Гурре» (1900—1911), «Первом струнном квартете» (1905). Имя Шёнберга начинает завоёвывать известность. Его признают такие видные музыканты как Густав Малер и Рихард Штраус. С 1904 он начинает частное преподавание гармонии, контрапункта и композиции. Следующим важным этапом в музыке Шёнберга стала его «Первая камерная симфония» (1906).

Летом 1908 года жена Шёнберга Матильда оставила его, влюбившись в художника Рихарда Герштля (англ.). Несколько месяцев спустя, когда она вернулась к мужу и детям, Герштль покончил жизнь самоубийством. Это время совпало для Шёнберга с пересмотром его музыкальной эстетики и кардинальным изменением стиля. Он создаёт первые атональные сочинения, романс «Ты прислонилась к серебристой иве» («Du lehnest wider eine Silberweide») и наиболее революционное из своих ранних сочинений — «Второй струнный квартет», ор.10 (1907—1908), где в финале добавляет голос, сопрано, положив на музыку стихи Штефана Георге. В «Пяти пьесах для оркестра» ор.16 (1909) впервые применяет своё новое изобретение — метод темброво-раскрашенной мелодии (Klangfarbenmelodie).

Летом 1910 Шёнберг пишет свой первый важный теоретический труд «Учение о гармонии» («Harmonielehre»). Затем создаёт вокально-инструментальный цикл «Лунный Пьеро» («Pierrot Lunaire»), op. 21 (1912) на стихи Альбера Жиро, используя изобретённый им метод Sprechstimme — вокальная речитация, нечто среднее между чтением и пением. В 1910-х годах его музыка была популярна в Берлине в среде экспрессионистов, её исполняли на собраниях литературного «Нового клуба».

В начале 20-х годов он изобретает новый «метод композиции с 12 соотнесёнными между собой тонами», широко известный как «додекафония», впервые пробуя его в своей «Серенаде» ор. 24 (1920—1923). Этот метод оказался самым влиятельным для европейской и американской классической музыки XX века.

До 1925 Шёнберг жил в основном в Вене. В 1925 он стал профессором композиции в Берлине в Прусской академии искусств.

В 1933 (приход к власти нацистов) Шёнберг эмигрировал в США, где преподавал сначала в Консерватории Малкина в Бостоне, с 1935 — в университете Южной Калифорнии, с 1936 — в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе.

Одним из самых значительных достижений Шёнберга стала его незавершённая опера на библейский сюжет «Моисей и Аарон», начатая ещё в начале 30-х годов. Вся музыка оперы строится на одной 12-звучной серии. Главная партия Моисея исполняется чтецом в манере Sprechgesang, роль Аарона поручена тенору.

В течение всей жизни Шёнберг вёл активную педагогическую деятельность и воспитал целую плеяду композиторов. Наиболее выдающиеся из них Антон Веберн, Альбан Берг, Эрнст Кшенек, Ханс Эйслер, Роберто Герхард. Шёнберг создал и возглавил целую композиторскую школу известную под названием «новая венская школа». Хауэр свои ранние произведения писал под влиянием атональной музыки Шёнберга. В 1935 г., уже в Калифорнии, его частным учеником становится Джон Кейдж. Параллельно с преподаванием, сочинением музыки, организацией концертов и выступлением в них в качестве дирижёра Шёнберг был также автором множества книг, учебников, теоретических исследований и статей. Кроме всего прочего он писал картины, отличавшиеся оригинальностью и пылкой фантазией.

В честь Шёнберга назван кратер на Меркурии.

Арнольд Шёнберг страдал трискаидекафобией. Именно поэтому последняя его опера носит название «Моисей и Арон» («Moses und Aron») вместо корректного «Моисей и Аарон» («Moses und Aаron»): число букв во втором названии равно тринадцати. Он родился (и, как выдалось, умер) 13-го числа, что он всю жизнь считал дурным предзнаменованием. Однажды он наотрез отказался взять в аренду дом под номером 13. Композитор боялся того дня, когда ему исполнится 76, потому что в сумме эти цифры составляют пресловутое число 13. Многим известна легенда, согласно которой Шёнберг ужасно боялся своего 76-летия пятницы 13-го, которая приходилась на 13 июля 1951 г. По слухам, тогда он весь день пролежал в постели, готовясь к предполагаемой смерти. Жена пыталась уговорить мужа встать и «прекратить эти глупости», и каково же было её потрясение, когда тот лишь вымолвил слово «гармония» и умер. Арнольд Шёнберг покинул этот мир в 11:47 вечера, за 13 минут до полуночи.

В 1898 г. Шёнберг перешёл в протестантство. В 1933 прошел в синагоге в Париже обряд возвращения в иудаизм.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные