Какой климат в лесной зоне России? Естествознание: Зона лесов.

1. Географическое положение зоны лесов
2. Тайга
3. Смешанный лес
4. Широколиственный лес
5. Животный мир лесной зоны
6. Традиционные занятия населения
7. Экологические проблемы

1. Географическое положение зоны лесов

Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена темно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее. Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, тем природные условия становятся мягче.

Располагаются леса южнее тундры. Начинают они расти постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири, и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы поднимемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

2. Тайга

Тайга – это хвойный лес. он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна.

  • Ель - всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели - долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
  • Сосна - хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.
  • Пихта - отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
  • Лиственница- единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.
  • Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена - кедровые орешки.

Тайге свойственно отсутствие или слабое развитие подлеска (так как в лесу мало света), а также однообразие травяно-кустарникового яруса и мохового покрова (зелёные мхи). Виды кустарников (можжевельник, жимолость, смородина, ива и др.), кустарничков (черника, брусника и др.) и трав (кислица, грушанка) немногочисленны

3. Смешанный лес

К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут ольха, берёзы, осины. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

  • Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни у одного дерева, размножающегося семенами.
  • Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
  • Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета.
4. Широколиственный лес

Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут крупные деревья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

  • Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
  • Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком.
  • Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие”, одна половинка больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы.
  • Клён бывает остролистный, татарский и американский. Плоды у всех видов клёна крылатые.
5. Животный мир лесной зоны

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, взлезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Животный мир тайги богаче и разнообразнее, чем животный мир тундры: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых Многочисленны и широко распространены: рысь, норка, росомаха, бурундук, куница, соболь, белка, летяга и др. Из копытных встречаются северный и благородный олени, лось, косуля; многочисленны грызуны: бурозубки, мыши. Из птиц обычны: глухарь, рябчик, кедровка, клесты и др.

В таёжном лесу по сравнению с лесотундрой благоприятнее условия для жизни животных. Здесь больше оседлых животных. Нигде в мире, кроме тайги, не водится столько пушных зверей.

Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.

6. Традиционные занятия населения

Традиционные занятия населения - охота на пушного зверя, сбор лекарственного сырья, дикорастущих плодов, орехов, ягод и грибов, ловля рыбы, лесопромысловое хозяйство, (строительство домов), скотоводство.

7. Экологические проблемы
  • лесовосстановительные работы;
  • создание заповедников, заказников и других охраняемых территорий,
  • рациональное использование древесины

У нас в стране создано множество охраняемых лесных территорий.

В тайге сосредоточены запасы промышленной древесины, открыты и разрабатываются крупные месторождения полезных ископаемых (уголь, нефть, газ и др.). также много ценной древесины

Объемы лесовосстановительных работ в результате экономического кризиса сократились.

Не решена проблема с рациональным использованием древесины. В России используется всего 50-70% биомассы деревьев.

Главная >  Wiki-учебник >  География > 8 класс > Лесные зоны России: широко- и мелколиственные леса, тайга и лесотундра

Вам также могут быть интересны темы:

Широколиственные леса

Зоны лиственного леса представлены в центральных регионах европейской части России: Самара, Уфа и частично Орловская область.

Здесь встречаются также безлесные зоны, однако они созданы искусственно с целью сельскохозяйственных работ.

В полосе, которая охватывает 55° и 50° с. ш. растут преимущественно дубовые и липовые рощи. Ближе к югу черемухи, рябины и березы. Широколиственные леса также характерны для Дальнего Востока, в частности в долине реки Амур.

Такие леса появились здесь вследствие близкой расположенности одновременно двух климатических направлений: холодной Сибири и теплого Китая.

Главным условием для распространений широколиственных лесов является умеренный климат с теплыми, мягкими зимами и высокой влажностью воздуха летом.

Мелколиственные леса

Такие массивы представлены совокупностью деревьев, листовая пластина которых довольно узкая по сравнению с пластинами дуба и клена. Зона мелколиственных лесов охватывает Восточно Европейские равнины и некоторые территории Дальнего Востока.

Полоса мелколиственных лесов тянется от Енисея до Урала.

К мелколиственным деревьям относят березу, осину и серую ольху.

Такие деревья обладают прочностью к резким сменам температурного режима: им не навредит ни жара, ни морозы.

Мелколиственные леса быстро растут и отличаются высокими темпами восстановления.

Тайга

Таежная лесная зона представлена хвойными деревьями, которые создают базу биологической системы региона. Таежная зона в России разделена на три основных вида: светлохвойная (сосны обыкновенные), темнохвойная (ели и пихты) и смешанная.

Подлески таежной лесной зоны часто представлены кустарниками, высокими травами и мхами. К таежным лесам относятся уральские, дальневосточные, алтайские, колымские, забайкальские, сахалинские лесные горные массивы.

Тайга занимает более 80% лесов Российской Федерации.

Лесотундра

Эта зона располагается в субарктическом поясе, и охватывает территорию от Кольского полуострова до побережья реки Индигирки. Из-за низкой температуры и малого количества осадков, которые не смотря на это не успевают испаряться, лесотундра весьма заболоченная.

Деревья здесь растут благодаря рекам, которые питаются за счет талых снегов.

Леса здесь расположены небольшими островками на пустынных территориях. Характерными для этой зоны являются ель, пихта, сосна и множество разнообразных кустарников.

Лесные зоны России необычайно разнообразны и богаты

Однако повсеместная вырубка лесных ресурсов в хозяйственных и экономических целях наносит непоправимый ущерб окружающей среде.

Поэтому государством, с инициативы природоохранных обществ, было создано множество заповедников, в которых лесные богатства охраняются от браконьерских рук.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Природные зоны России: арктика, тундры, лесотундры, тайга, пустыни
Следующая тема:   Безлесные зоны юга России: степь, полупустыни, пустыни, флора и фауна

Реферат на тему:

Лес

План:

    Введение
  • 1Лес как исторический фактор
  • 2Лес как географический фактор
  • 3Значение леса для жизнедеятельности человека
  • 4Значение леса для здоровья человека
  • 5Классификация лесов
    • 5.1В зависимости от широты
  • 6Параметры леса
  • Примечания
    Литература

Введение

Лес - часть поверхности Земного шара, покрытая древесными растениями.

В настоящее время леса занимают около трети площади суши. Общая площадь леса на Земле составляет 38 млн км². Половина этой лесной зоны принадлежит тропическим лесам, четвёртая часть расположена в северном полушарии.

Площадь леса в России составляет 8 млн км².

1. Лес как исторический фактор

Наличие или отсутствие леса нередко оказывало непосредственное влияние на ход исторических процессов и судьбы этносов.

Среди некоторых экономистов было высказано мнение, что жизнь первобытного человека в лесах, где происходило собирательство даров леса, производимое преимущественно женщинами, и охота и рыбная ловля, чем занимались преимущественно мужчины, стала базой для разделения труда, как одной из важнейших черт человеческого общества.

Дальнейшее же развитие орудий и средств производства, связанное с освоением скотоводства и земледелия, означавших существенный прогресс в общественных отношениях, связано с выходом человека из сильной зависимости от леса.

Об основании поселений на месте лесов, выкорчеванных и тем самым давших место для жизни и сельскохозяйственной деятельности, говорят, например, топонимы немецкой географии: Friedrichroda, Gernrode, Osterode, Rodach, Walsrode, Wernigerode, Zeulenroda и др..

Некоторые из этих населённых пунктов ориентировочно находятся на территории протяженного Герцинского леса, приблизительно совпадавшего с местом проживания германских племён гермундуров, гермионов и маркоманов

С другой стороны лес, его близость к жилью существенно влияли на исторически складывающийся образ жизни людей, в частности, на национальную архитектуру.

Так, типичным видом жилья для восточных славян были бревенчатые постройки. Даже в том случае, когда первый этаж здания строился из камня (кирпича), второй этаж и более высокие этажи были деревянными.

Этому способствовало убеждение, что жизнь в деревянной постройке полезнее для здоровья, чем в каменной.

Впервые историческая роль леса документально отражена в записках Юлия Цезаря (около 100-44 до Р.

Х.) о Галльской войне - De bello Galliko , который между 58 и 51 годами вступил в контакт с германскими племенами, населявшими покрытые лесами земли по правому берегу Рейна. Свой отказ распространить экспансию и на эти земли Цезарь объяснил тем, что эти леса населены единорогами и другими мифическими животными, и потому эти земли никогда не могут быть колонизованы, и целесообразнее их просто игнорировать.

Скорее всего, причина заключалась в ясном представлении Цезаря о бесполезности применения в лесной местности тактики римских легионов, на открытых пространствах приносящей верную победу.

И это опасение подтвердилось в 9 году, когда херуск Арминий в Тевтобургском лесу наголову разбил войско римского военачальника Публия Квинтилия Вара. В результате в начале нашей эры лесистая область, населённая германцами, даже носила у римлян название «Свободной Германии» (Germania libera )

Для основной части человечества, живущей в областях с умеренным климатом, леса издавна перестали быть местом проживания достаточно крупных сообществ, однако их функция как убежища от противника, а также от чрезмерной регламентации со стороны общества сохранялась на протяжении всей человеческой истории.

Лес всегда ассоциировался с местом обитания маргинальных личностей, что нашло своё отражение в художественной литературе (Робин Гуд из Шервудского леса) или в национальном русском эпосе - «Соловей-разбойник» из Муромского леса.

Во время Второй мировой войны обширные леса в Литве и Белоруссии носили название «Партизанский край». Здесь, несмотря на оккупационный режим, продолжали существовать органы советской власти.

После войны эти леса служили убежищем националистических отрядов, называвшихся «лесными братьями».

В лесных районах оккупированной Югославии партизанское сообщество имело даже характер государственного образования со своими дифференцированными по родам войск вооружёнными силами.

После Второй мировой войны обширные лесные районы Южной Америки также были местами действия крупных партизанских соединений (Че Гевара).

2.

Лес как географический фактор

Леса оказывают заметное влияние на погоду, климат и процессы, происходящие на земной поверхности и на некоторой глубине под нею.

Лес взаимодействует со следующими компонентами окружающей среды:

  • Лес участвует в круговороте кислорода в природе наиболее активным образом.

    Благодаря огромной массе леса значение процессов фотосинтеза и дыхания лесов имеет огромное влияние на газовый состав атмосферы Земли. Солнечная энергия служит одним из главных источников существования леса. Благодаря солнечной энергии лес может осуществлять процесс фотосинтеза, способствующего выделению кислорода, необходимого для жизнедеятельности субъектов животного и растительного мира.

  • Гидросфера.

    Лес непосредственно участвует в круговороте воды в природе и таким образом взаимодействует с гидросферой. Лес задерживает почвенные воды от их ухода с реками в крупные водоёмы. Хищническое сведение леса по берегам рек приводит к их катастрофическому обмелению, что ведёт к ухудшению водоснабжения населённых пунктов и снижению плодородия сельскохозяйственных угодий.

  • В зимнее время долго не тающие под покровом леса массы снега задерживают воду и тем самым ослабляют интенсивность нередко разрушительных весенних паводков.
  • Атмосфера.

    Велико влияние леса и на атмосферные процессы.

    Известна практика создания ветрозащитных лесных полос, также способствующих снегозадержанию, а также ослабляющих силу ветра, ведущего к уносу плодородного слоя почвы, лишённой вследствие её обработки под посевы, растительного покрова.

  • Животный мир.

    Лес служит средой обитания для многих животных. Животные в свою очередь часто играют в лесу санитарную роль.

  • Человек. Лес имеет огромное значение для здоровья и жизнедеятельности человека.

    Жизнедеятельность человека в свою очередь влияет на лес.

  • Литосфера. Состав верхних слоёв литосферы связан с произрастанием леса в соответствующих областях

3. Значение леса для жизнедеятельности человека

В старину на Руси говорили: «Рядом с лесом жить - голодному не быть.

Лес - богаче царя. Лес не только волка, но и мужика досыта кормит».

Можно выделить следующие основные направления использования леса в хозяйственных целях:

  • Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд)
  • Источник энергии (дрова)
  • Строительный материал
  • Сырьё для производства (производство бумаги)
  • Регулятор природных процессов (лесопосадки для защиты почвы от выветривания)

К сожалению, сегодня объём вырубки леса нередко в несколько раз превышает объём его естественного восстановления.

В связи с этим в цивилизованных странах уделяется много внимания воспроизводству леса, как путём его восстанавливающих количество деревьев лесопосадок, так и полного запрещения в некоторых лесах любой хозяйственной деятельности.

Благодаря этому в этих районах обеспечивается естественное воспроизводство лесов, а в некоторых странах существуют в небольшом количестве лесные участки, где никогда не имело места вмешательство человека в жизнь леса. В Германии эти леса называются «урвальд» - первобытный или древний лес. В них даже хвойные деревья (ель) доживают до возраста 400 лет.

4. Значение леса для здоровья человека

Лес имеет огромное санитарно-гигиеническое и целебное значение. В воздухе природных лесов присутствует более 300 наименований различных химических соединений.

Леса активно преобразовывают атмосферные загрязнения, особенно газообразные. Наибольшей окисляющей способностью обладают хвойные (сосна, ель, можжевельник), а также некоторые сорта лип, берёз.

Лес активно поглощает промышленные загрязнения, в частности пыль, углеводороды.

Леса, особенно хвойные, выделяют фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидными свойствами.

Фитонциды убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах они благотворно влияют на нервную систему, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность. Многие из них являются врагами возбудителей инфекционных заболеваний, но только если их немного.

Фитонциды почек тополя, антоновских яблок, эвкалипта губительно действуют на вирус гриппа. Листья дуба уничтожают бактерии брюшного тифа и дизентерии.

5. Классификация лесов

Существует несколько классификаций леса, в зависимости от места распространения, возраста деревьев, их вида.

5.1. В зависимости от широты

В зависимости от широты, в которой находится лес, различают:

  • Влажные тропические леса (сельва, гилея, джунгли) - экваториальные вечнозелёные леса: имеет большое видовое разнообразие флоры и фауны.

    Большая ярусность позволяет проникать внутрь (на нижние ярусы) лишь очень малому количеству света. Более половины всех тропических лесов уже уничтожены.

    Классическим примером служат леса Амазонии, джунгли Индии и бассейна реки Конго.

  • Каатинга - сухие листопадные тропические леса, опадают в период засухи.
  • Эвкалиптовые рощи Австралии - вечнозелёные субтропические леса.
  • Листопадные леса (широколиственные и мелколиственные): находятся главным образом в Северном полушарии.

    Благодаря проникновению света, жизнь на нижних ярусах более активна. Древние леса умеренных широт представлены лишь разбросанными остатками.

  • Тайга - хвойный лес: наиболее обширный ареал. Включают леса более 50 % Сибири, Аляски, Скандинавии и Канады. Существуют также араукариевые рощи в Южной Америке.

    Флора представлена преимущественно хвойными вечнозелёными деревьями и растениями.

  • Смешанные леса - леса, в которых растут как лиственные, так и хвойные деревья. Ареал простирается почти на всю Центральную и Западную Европу.

6. Параметры леса

6.1. Оценка

Примечания

  1. Энгельс Фридрих. Происхождение семьи, частной собственности и государства. 1884 г.
  2. 1 2 Baedecker.

    Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. ISBN 3-8297-1004-6

  3. Weltatlas. Printed in Spain-2002. ISBN 3-85492-743-6
  4. Феллер, В. В. Германская Одиссея. Научно-популярное издание. - Самара: Самар. Дом печати. 2001. - 344 с. ISBN 5-7350-0325-9
  5. Спегальский Ю. П. Псков.

    Художественные памятники. - Лениздат, 1971.

  6. Андреев В. Ф. Северный страж Руси: Очерки истории средневекового Новгорода. - 2-е изд., доп. и перераб. - Л.: Лениздат, 1989. - 175 с. ISBN 5-289-00256-1
  7. Разгонов С. Н. Северные этюды. М.: Молодая гвардия, 1972. 192 стр., с илл.
  8. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей «О Галльской войне». - М., 1991
  9. Dr.

    Fritz Winzer Weltgeschichte Daten Fakten Bilder. Georg Westermann Verlag. 1987. ISBN 3-07-509036-0

  10. 1 2 . Martin Kitchen. The Cambridge Illustrated History of Germany. Cambridge University Press, 1996. ISBN 0-521-45341-0
  11. Reinhard Pözorny (Hg) Deutsches National-Lexikon. DSZ-Verlag, ISBN 3-925924-09-4

Литература

  • Атлас лесов СССР.
  • Леса. - М., Мысль, 1981. - 316 с. - (Природа мира).
  • Бразильская Амазония вырублена на 70 % — zelenyshluz.narod.ru/articles/amazonia.htm
  • В Бразилии запретили вырубку лесов в 36 районах Амазонии — zelenyshluz.narod.ru/articles/amazon2.htm
  • Сокольский И. Целебный красный лес // Наука и жизнь : журнал.

    2008. - № 2. - С. 156-160.

Широколиственный (бук) лес в Словении

Хвойный (сосна) лес

Хвойный лес

Лес на острове Сан Хуан, Вашингтон

Вальдивские леса на острове Чилоэ

Зимний лес.Пинежье

Весенний лес.Слобожанщина

Мачтовый лес (Линдуловская корабельная роща под Петербургом)

Урвальд по берегам озера Арберзее

Секреты флоры

Для разных деревьев требуется различное количество тепла, еще один — еще один. Хвойные породы — ель , сосна , лиственница , ель , кедровая сосна (часто называемый кедром) — менее требовательный к теплу. В северной части леса они хорошо растут.

Эти деревья состоят из хвойных пород — тайги. Тайга занимает большую часть лесной площади.

хвойные

Лето в таджге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже вечная мерзлота.

Правда, летом поверхность земли опускается глубже, чем в тундре. Это очень важно для деревьев с сильными корнями.

Флора смешанных и широколиственных лесов

К югу от тайги зима довольно мягкая.

Здесь нет вечной мерзлоты. Эти условия более благоприятны для лиственных. Вот почему они находятся на юге Тадж-Махала смешанных лесов. Здесь, как будто смешанные с хвойными деревьями и лиственными деревьями. Больше юга растянулось Широкополосные леса . Они сформированы термальными деревьями с широкими большими листьями.

Эти деревья дуб , кленовый , липа , пепелище , Брест .

Эти породы называются широкими раковинами, в отличие от небольших листьев, которые включают березу, осину.

Октябрьские деревья

Животный мир лесов

На этой странице мы поговорим о некоторых животных, живущих в лесу.

Вопросы и задания

первый

Природные районы России:
а) тундра, арктическая зона, лесная зона
б) Арктическая зона, лесная зона, тундра
в) Арктическая зона, тундра, лесная зона.

второй

На тайском они растут:
а) ель, ель, лиственница
б) дубы, сосны, ель
в) береза, известь и лиственница.

3. В лесах живет …
а) песцы, лемминги, волки.
б) Соболь, белки, белки.
c) пломбы, мокрые, киты.

4. Где находятся смешанные леса?
а) к югу от тайги
б) к северу от тайги

5. Какое из деревьев лиственное?
а) клен, лиственница, сосна
б) ель, ель, лиственница
в) брест, ясень, известь




ответить

первый

Работа выполнена
Учитель начальной школы
Школа МКО. 4
Расположение Минеральные Воды
Журавлева Наталья Николаевна

второй

Лесная зона расположена к югу от тундровой зоны, отмечена на карте зеленым
цвет.

Лесная зона расположена в умеренной зоне, что означает, что они различны
все четыре сезона, холодные зимы и жаркое лето. Площадь лесов больше
часть расположена на восточной и западно-сибирской равнинах,
а также на среднем сибирском плато.

Эта природная территория является самой большой.
В этой природной зоне есть три части: наибольшая часть — тайга, цветная
Темно-зеленый, они все еще смешанные леса — также зеленые, но
светлее, а другая часть — широкополосные леса, зеленый цвет еще светлее.

третий

леса
тайга
Смешанный лес
широкополосный
леса

четвёртая

пятые

Тайга — хвойная, она сидит много
часть лесной площади.

Зима в тайге — мороз и
летом он теплее, чем в тундре, поэтому здесь они растут,
деревья, которые не очень требовательны
тепло, они хвойные.

В хвойных
деревья — листья — это иголки и всегда
зеленый. Это большие деревья с сильными
корни.
На тайском они растут:

шестые

седьмые

восьмых

Macesen —
только
хвойный
которые на зиму
перезагрузите иглы.

девятую

десятые

11

12

13-й

четырнадцатый

На юге таеза — смешанный лес.
Он растет вместе с хвойными
березы, осины, ольхи. Зима в таком лесу
мягче.

Октябрьские деревья маленькие
листья, которые разливаются на зиму.

пятнадцатый

Мы можем распознать березу с корой, поэтому она белая
В любом дереве нет коры,
распространение семян.

шестнадцатый

Аспен имеет округлые листья, и каждый момент попадает
Ветренная, осиновая осина зеленоватая, но весной она выглядит как длинный пушистый
серьги.

семнадцатый

У Джоджи маленькие, темные руки на ветвях,
Багажник черный или серый.

В черных листьях ольхи
они имеют острый наконечник.

восемнадцатый

Ближе к югу область становится еще теплее, и
смешанные леса меняются
Широкополосная связь, в которой растет дуб,
клен, осень, брест, липа. Эта теплая любовь
деревья, поэтому у них большие
листья, для зимней отброшенной листвы,
умножить на семена.

девятнадцатый

Дуб можно распознать
могущественному
ствол и резные
листья
дубовые фрукты
это желудь.

двадцатый

Клен — падуб (с большими резными листьями), татарский
(листья овальные с небольшими выпячиваниями) и американские
(каждый лист содержит три или пять отдельных листовок),
и плоды всех типов клена крылатые.

двадцать первый

двадцать второй

Плата может быть распознана из списка
и фрукты: листья на дне
кобосокие, половина
более разные, фрукты —
крылатые грецкие орехи округлые
форма.

двадцать третий

Известь имеет сердцевидные листья.

Летом, когда он расцветает, известь распространяется
замечательный аромат. Плоды липы — темные орехи, которые сидят на нескольких кусках
под одним крылом.

Лесная зона расположена в умеренной зоне

English РусскийРули

Где растет лиственница?

Лиственница, несмотря на свое название, является хвойным растением из семейства сосновых. У нее у единственной хвоя опадает на зиму, так что вечнозеленой ее не назовешь. Только у сеянцев лиственницы хвоя сохраняется на протяжении всего года.

Это наводит на предположение, что способность сбрасывать иголки была приобретена растением вследствие адаптации к изменяющимся условиям климата.

В какой природной зоне растет лиственница?

На вопрос, где и в каких лесах растет лиственница в природе, обобщенно ответить можно так: она любит леса смешанного типа, расположенные в Западной и Северной Европе вплоть до Карпат.

Вообще, есть много разновидностей дерева, ареал которых немного различается.

Где растет лиственница в России: чаще всего его можно встретить в Сибири и на Дальнем Востоке. Растение требовательно к освещению. На затененных участках оно не растет.

На каких почвах растет лиственница: дерево совершенно нетребовательно к почве. Его можно повстречать как на болотах, так и на сухих почвах и даже в условиях вечной мерзлоты.

Однако лучшая почва для лиственницы – достаточно увлажненная и хорошо дренированная.

Отличия лиственницы от сосны

В первую очередь, лиственница сбрасывает иголки на зиму, а сосна – нет. Сосна – вечнозеленое хвойное дерево, меняющее оттенок хвои в разные времена года.

У лиственницы хвоя мягкая и не длинная – до 4,5 см. Расположена она спирально на побегах пучками по 20-40 иголок. При этом иголки ее совсем не колются. У сосны хвоя достигает 5 см, расположена по всему стволу пучками по 2 штуки.

У лиственницы ствол более мощный, иногда в диаметре он достигает 1,8 м. Да и живет она вдвое дольше сосны. Крона у нее более прозрачная, тогда как у сосны – густая и более пушистая.

Шишки на лиственнице очень красивые, округлой формы.

У сосны они конусовидные.


План описания природной зоны

1.Географическое положение зоны.

2. Климатические условия.

3. Растительность.

4. Животный мир.

5. Занятия населения


В направлении с севера на юг

сменяются несколько природных зон:

ледяная зона, зона тундры, зона лесов,

зона степей, зона пустынь.


Зона лесов

Русский лес -

одна из великих и животворных стихий нашей природы!

Зона лесов занимает больше половины территории России. Здесь много водоёмов, лугов. Немалую часть лесов люди вырубили, чтобы построить города и поселки, шоссейные и железные дороги, создать поля и сады






Климат

Зона лесов занимает больше половины территории России.

По всей этой полосе благоденствуют самые могучие и многолетние формы растительного мира - деревья. Зона лесов - это очень широкая полоса и климат здесь разный.




Растительный мир

В тайге:

  • хвойные деревья - ель, сосна, лиственница, пихта;
  • кустарнички: брусника, черника;
  • травы: кислица, майник, седмичник;

В смешанных лесах:

  • кустарники: орешник, бересклет, жимолость.
  • травы: сныть, копытень, зеленчук, медуница

В широколиственных лесах:

теплолюбивые растения, деревьями с широкими, крупными листьями - дуб, клён, липа.



Кустарники

жимолость


Кустарнички и травы

брусника

медуница


  • Птицы тайги.
  • Животные тайги.
  • Животный мир смешанного и широколиственного леса.

Животные

птицы

звери

насекомые

земноводные


  • Богат животный мир лесной полосы. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев и кустарников, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых, мелких зверей.
  • Звери и птицы находят себе в лесу не только корм, но и укрытие. Среди густой зелени не сразу заметишь гнездо птицы или нору зверька. Строят птицы свои гнёзда и в дуплах деревьев. В таком укрытии и тепло и безопасно.

  • Под корягами, валежником делают себе норы барсуки, лисицы, в глухих местах находят убежища волки.
  • Жизнь многих лесных зверей связана с деревьями. В дуплах поселяются часто белки, куницы. Они легко перепрыгивают с дерева на дерево.
  • Куницы и горностаи питаются в основном мышами. Рыси- мелкими зверьками, особенно зайцами. Это - животные-хищники.
  • В лесах живут не только звери, птицы, насекомые. Но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж).

горностай



В лесах живут жабы, лягушки, змеи - гадюки и ужи. В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.


Рысь

Бурый медведь

Заяц-русак


кедровка

клёст

соловей

зяблик


Мохноногий сыч

Тетерев

Глухарь

Черный дятел



Дом для растений,

животных,

Защитник воздуха,

водоемов

Значение леса

Источник

древесины

источник ягод, грибов,

лекарственных растений

Место отдыха

для человека


Использование древесины

Из древесины получают строительные материалы, бумагу, искусственные ткани и кожу, фотоплёнку и киноплёнку, лаки и краски, пластмассы и много-много других необходимых изделий



  • Лес теряет свою красоту, если он захламлен! Об острое стекло или консервную банку может пораниться человек или даже животное. К тому же осколки стекла как бы собирают солнечные лучи, и от этого могут вспыхнуть сухие листья или травинки. Тогда в лесу начнется пожар.
  • Очень опасны в лесу костры. Одна маленькая искра или тлеющий уголек могут вызвать пожар.

Охрана леса

Человек - часть природы. В природе все тесно связано между собой. Жизнь леса, его обитателей зависит от каждого, кто бывает в лесу. Человек стремится не причинять вред природе, чтобы она как можно меньше страдала от его вмешательства, так как он понимает значение леса в его жизни и жизни планеты. Поэтому люди стали создавать заповедники и принимать участие в охране природы.


Охрана животных и растений

В лесной зоне встречаются редкие растения и животные. Многие из них занесены в Красную книгу. На территории зоны лесов существует много заповедников и заказников, ведется борьба с браконьерами


Заповедники

На конец 2002 г. в России действовало 100 государственных природных заповедников во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 69 субъектах Российской Федерации. Одними из самых известных заповедников являются Баргузинский, Курильский, Комсомольский-на-Амуре.


  • Заповедник расположен в Бурятской АССР, на западном склоне Баргузинского хребта, включая северо-восточное побережье Байкала и часть акватории озера.
  • Создан в 1916 году для сохранения и увеличения численности баргузинского соболя. Охраняются горно-таёжные ландшафты этого района. Обитают: лось, кабарга, бурый медведь, черношапочный сурок, каменный глухарь, у побережья - лежбища нерпы. В реки заходят на нерест омуль, сиг, осётр, хариус, таймень, ленок.

Курильский заповедник

Заповедник находится на Дальнем

Востоке, в Сахалинской области. Он

расположен на острове Кунашир и ещё

нескольких находящихся рядом

островах Малой Курильской гряды.

Заповедник разделен на три участка.

Целью создания заповедника является

сохранение и изучение природных

процессов и явлений, генетического

фонда растительного и животного мира,

отдельных видов и сообществ растений

и животных, типичных и уникальных

экологических систем южных

Курильских островов.

Природные комплексы заповедника

являются уникальными и аналогов в мире не имеют.


Комсомольский-на Амуре заповедник

Обширная и во многом своеобразная территория Нижнего Приамурья обладает лишь единственным заповедником, где охраняется участок Амурской поймы. Он расположен на гористом левобережье Амура, приблизительно посредине расстояния от устья Уссури до впадения Амура в море.

В настоящее время в заповеднике описано 12 видов земноводных и пресмыкающихся, 236 птиц, 45 млекопитающих. Многие из них занесены в Красную книгу Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Комсомольского заповедника являются научно-исследовательские работы, природоохранные и экологические мероприятия.


  • В зону лесов входят хвойные леса (тайга), смешанные и широколиственные леса.
  • Леса очищают воздух, поддерживают полноводность рек, защищают почвы от ветра и потоков воды.
  • Люди любуются красотой леса, отдыхают в нем, собирают грибы, ягоды, лекарственные растения.
  • Растения и животные лесов очень разнообразны. Многим грозит исчезновение.
  • Леса нужно беречь!

http://www.photokonkurs.com/uploads/img/2007-03-21/LANDSCAPES/125477.jpg слайд 1

http://www.bankoboev.ru/oboi_leto_v_lesu.s.htm слайд 5

http://foto.mail.ru/mail/aleks50_50_50/6520/6790.html тайга

http://www.wallon.ru/photo/nature/smeshannye_gustye_lesa/22-0-15712 смешанный лес

http://www.ecosystema.ru/08nature/world/fe/04.htm

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed =

http://www.samara-photo.ru/browse/mode.visits.cat.3.p.222.html дубрава слайд 9

http://www.interesplus.ru/gallery/postcards.php?image_id=727&mode

=search&sionid= тайга слайд 9

http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%D0%BB%D0

%B5%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D0%B0&p=1&img_url

=www.dombayinfo.ru%2Fimg%2Ffoto_arkhiz19.jpg&rpt=simage слайд 11

слайд12

слайд13

  • http://club.foto.ru/gallery/photos/author.php?page=1&author_id=201967&sort=comments слайд12 http://www.blikst.ru/nat/nature.html слайд13

http://www.photosight.ru/photos/category/3/?pager=2338 сосны слайд 15

http://www.playcast.ru/?module= берёза

http://www.ua.allbiz.info/g653834/ ель

http://www.roslist.ru/kuplyaprodazha/id_158714 пихта

http://www.rasteniya-tatarstan.ru/lekarstvennye-rasteniya/dikorast-lekarstv/derevya-kustarniki/ дуб

http://slaviy.ru/facts/rodnoverie/page/28/ клён

http://batfx.com/lofiversion/index.php/t2555.html липа

http://www.westernhorse.ru/php/vet/kislitza.php кислица

http://justsite.wordpress.com/2009/10/19/таинство-деревьев/ орешник

http://travi.ucoz.ru/blog/2010-11-30 брусника



http://www.photosight.ru/photos/2087430/ зяблик

http://gorinov.spb.ru/15solovey07v.htm соловей

http://nayki.ru/news69084.html пчела

http://someideas.ru/2009/07/06/%D0%B

F%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0/ муравейник

http://www.photosight.ru/photos/1068861/божья коровка

http://ppcsoft.narod.ru/mobilewallpapers/animals/index3.htm бабочка

http://www.lookandtravel.ru/?page_id=1850&show=gallery барсук

http://www.goodfon.ru/wallpaper/117286.html волк

http://dirty.ru/comments/225875 горностай

http://copypast.ru/2007/10/26/zabavnye_belki_49_foto.html белка

http://www.zooclub.ru/wild/hish/100.shtml куница

http://www.sniper.ru/i/img_doc/los2.jpg лось

http://fotopets.ru/publ/foto_gryzunov/porody_gryzunov_v_foto/foto_bobra/34-1-0-79 бобр

http://victoria.gorod.tomsk.ru/index-1307867204.php

http://oopt.info/kuril/photo/01.html Курильский заповедник

http://ru.wikipedia.org/wiki информация о Курильском заповеднике

http://russia.rin.ru/guides/6420.html информация о Комсомольском-на-Амуре заповеднике

Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Природные зоны России. Зона лесов» подготовлен с применением кейс - технологии. Кейс - метод - это разновидность интерактивных методов обучения создаёт на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией; позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушивать альтернативную точку зрения и аргументированно высказать свою. Использование этого метода помогает увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни и развивает важные для дальнейшей жизни качества, такие как: умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого, коммуникабельность, социальная активность. Класс разбивается на группы, каждая группа работает над своим кейсом (набором материалов) и выполняет предложенные задания. Впоследствии каждая группа отчитывается о проделанной работе. Роль учителя: п омочь детям в поиске источников информации, быть самому источником информации, поощрять активность учащихся на уроке.

Методы, используемые на уроке: разбор деловой корреспонденции, проигрывание ролей, групповая дискуссия, ситуативные упражнения.

Вид кейс-метода: информационный.

Тема урока «Природные зоны России. Зона лесов".

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне лесов.

Задачи урока: познакомить с лесной зоной, её географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: развивать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; умение принимать самостоятельные решения, выдвигать идеи и отстаивать свои суждения; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Коммуникативные УУД: учиться работать в группе, сотрудничать в совместном решении задачи; формулировать собственное мнение и позицию; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводя аргументы; учиться с уважением относиться к позиции другого, уметь договариваться.

Познавательные УУД: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации; добывать новые знания, извлекая информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.); перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, делать выводы на основе обобщения знаний; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание.

Предметные УУД: получить представление о лесной зоне; познакомиться с ее географическим положением и климатическими условиями; узнать особенности растительного и животного мира зоны лесов, хозяйственной деятельности населения.

Оборудование: карта природных зон, иллюстрации с изображением арктической зоны, тундры, кейсы с материалами и заданиями, гербарий растений леса, атласы-определители «От земли до неба».

Ход урока

    Организационный момент. (Слайд 2)

Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок наш пошёл каждому впрок,
Активно включайся в работу дружок!

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь, ощутите поддержку друг друга и пожелайте себе и другим хорошей плодотворной работы.

2. Актуализация знаний.

Сегодня мы продолжаем путешествие по родному краю. У нас определён чёткий маршрут, мы с вами путешествуем, изучая природные зоны России. В ходе наших исследований мы с вами познакомились с двумя зонами России. Назовите зоны в порядке, их изучения. (Зона арктических пустынь, тундра.) (Слайд 3)

Как вы думаете, почему изучение природных зон начинается с самой северной зоны- зоны Арктики? (Возможность проследить взаимосвязь живой природы от положения солнца, сравнивая с более южными зонами.)

Вспомните, какую составили схему влияния? (С олнце - климат - почва - растения – животные)

Узнайте по описанию изученные зоны и соотнесите с соответствующими фото. (Слайд 4)

    Зима в этой природной зоне длится около полугода. Уже в октябре морозы достигают -40 градусов С. Лето короткое. Ветер пахнет цветами. Над цветами басом гудят шмели, а над головою воют тучи комаров. Можно увидеть и лес - высотой по колено? Деревья в нем толщиной с карандаш стелятся по земле Оленеводство, охота, рыболовство, добыча полезных ископаемых - занятия населения.

    Летом - полярный день. Лето очень короткое. Вся природа преображается, прилетают тысячи птиц. Селятся они на скалах, свободных ото льда. Гомон стоит невообразимый. Кроме птиц на лето приплывают огромное количество ластоногих: сивучи, морские львы, моржи, котики. Человек в таких условиях очень ограничен в хозяйственной деятельности - рыбная ловля, охота на морского зверя.

3. Создание проблемной ситуации.

Послушайте ещё одно описание. (Слайд 5)

    Зима здесь суровая, с морозами до – 40 градусов С и ниже, но лето теплее и продолжительнее, чем в тундре. Здесь могут вырастать не только кустарники и травы, но и большие деревья с глубокой и мощной корневой системой.

Занятия населения: охота, лесозаготовка, изготовление товаров на фабриках и заводах.

Как вы думаете, можно ли отнести это описание к одной из изученных зон?

А есть ли общее? (с тундрой)

Следует вывод, что с этой зоной мы не знакомы, и нам сегодня предстоит познакомиться.

(Слайд 6)

5. П остановка цели урока.

Как вы думаете, а что нам сегодня предстоит выяснить? (Климат, почвы, растительный и животный мир, экологические проблемы лесной зоны ) (Слайд 7)

6. Работа над новой темой по группам с использованием кейсов.

Работа по группам. Материал самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует.

А сейчас наши географы, ботаники, зоологи и экологи получат кейсы с материалами и вопросами и приступят к изучению новой природной зоны.

Кейс № 1 для географов (Слайд 8)

1) Где протянулась зона лесов?

2) Назовите форму земной поверхности, занимаемой природной зоной: равнина, горы, возвышенность.

3) Климатические условия (зима, лето, их продолжительность, температура, осадки, ветры).

4) Какая там почва? Почему?

Источник 1.

У чебник О.Т. Поглазова "Окружающий мир" (стр.124).

Источник 2.

Иллюстрации с изображением леса.

Источник 3.

Карта природных зон.

Источник 4.

Южнее зоны тундры находится лесная зона. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов находится в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Эта самая крупная зона раскинулась на Восточно- Европейской и Западно- Сибирской равнинах, прихватила немного и Средне- Сибирское плоскогорье. В этой зоне три части: самая большая часть – тайга , она закрашена тёмно- зелёным цветом. Тайга составляет почти 90% площади всей лесной зоны, которая занимает более 1/3 территории России. Климат тайги характеризуется сравнительно теплым и довольно влажным летом и прохладной, а местами холодной зимой. Температура воздуха летом нередко превышает +30 °С; зимой морозы достигают 30... 50°С. В Восточной Сибири наблюдается жаркое и сухое лето, суровая и малоснежная зима.

Смешанные и широколиственные леса закрашены более светлым зелёным оттенком. Смешанные и широколиственные леса занимают в лесной зоне значительно меньшую территорию, чем тайга. Они произрастают в западной части нашей родины и на юге Дальнего Востока. По сравнению с тайгой климат смешанных и лиственных лесов менее суровый. Зима не такая долгая и морозная, лето тёплое. Снежный покров менее мощный, чем в тайге, слоем от 20-30 (на западе) до 80-90 см (на востоке). Держится он в среднем 140-150 дней в году, в южных районах - 30-60 дней.

Источник 5.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк...

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол - гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна.

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

И. Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

И.Бунин

Кейс №2 для ботаников: (Слайд 9)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Как выглядит лес в разное время года? Почему?

2) Какие бывают леса? Какие растения растут в лесу?

3) Рассказать о корнях, стеблях листьях растений леса.

4) Почему в лесу снег тает позже, чем на открытой местности?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.126-127).

Источник 2.

Тексты с описанием леса.

В летнюю пору в лесу стоит настоящая благодать. Деревья одеты в ярко-зеленое убранство, мягкая трава стелется по земле. Воздух напоен запахом трав и разогретой солнцем древесины. А если очутиться в лесу ранним утром, можно наблюдать, как на траву выпадает свежая роса, как распускается множество лесных цветов.

Осенний лес – это удивительное зрелище! Деревья ещё не до конца сбросили умершую листву и стоят, окаймленные кронами цвета заходящего солнца. Если на минуту остановиться и перестать шуметь ботинками по оранжевому покрывалу, то можно услышать, что лес наполняют тысячи звуков. Это прощальный «концерт» из птичьих голосов, суетливого шуршания насекомых и прочих маленьких обитателей, дуновения последнего теплого ветра. Совсем скоро лес погрузится в зимнюю дремоту и его окутает звенящая морозная тишина.

Зимой лес замирает. Не слышно щебетания птиц, шелеста листвы и звуков животных, обитателей леса. На деревьях большими сугробами лежит снег, который падает от легкого вздрагивания птицы, сидевшей на ветке. Тишина. Ничто не может нарушить покой зимнего леса. А какая красота, когда нетронутый снег переливается на занесенных им тропинках!

Весной лесные деревья и кусты надевают новый наряд. Свежая зеленая листва снова шелестит на ветвях. Земля под деревьями покрывается травкой и мягким мхом. Всё в лесу обновляется весной. Белые берёзки, например, украшаются пахучими «серёжками». Даже вечнозеленые сосны и ели в мрачном бору не остаются в стороне от весны. Они меняют свою темную хвою на новую, светлую и нежную. По стволам деревьев бегут свежие соки, обновляется даже кора. Яркое весеннее солнце освещает стволы, и они как будто тоже светятся янтарным светом.

В какое время года лес особенно прекрасен? Почему?

Источник 3.

Гербарий растений лесов.

Источник 4.

Атлас "От земли до неба"

Источник 5.

Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поверхность земли получает меньше тепла. Поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это ель, сосна, пихта, лиственница, кедр.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Она светолюбивое растение. Крона сосен всегда поднимается высоко в небо. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. В сосновом лесу светло, воздух напоен чудесным ароматом, полезным для здоровья человека. Сосна – одно из древнейших деревьев. Росла сосна, когда не было ещё на земле зелёных лиственных лесов. Недаром жёсткой хвоей сосны питаются глухари, тоже древнейшая на земле птица. Из сосновых брёвен строили и строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола сосны, которую собирают, надрезая сосновую кору.

Ель влаголюбива, растёт на влажных почвах. Еловые леса тёмные, так как кроны деревьев мало пропускают солнечный свет. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены поодиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы.

Лиственница отличается от всех остальных наших хвойных деревьев тем, что каждую осень полностью сбрасывает хвою. Перед опадением хвоя желтеет, и дерево становится очень красивым. Хвоя лиственницы мягкая, нежная. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых побегах они собраны в пучки. В каждом пучке 20-60 хвоинок.

Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Хвоя пихты - хорошее средство для ванн и бани. Пихтовый веник обладает большей целебной силой. Хвоинки из живицы пихты получают лечебный бальзам, который в научную медицину был введён профессором А.В. Вишневским

Кедр – красавец сибирских лесов, могучее дерево с тёмной хвоей. Хвоинки кедра длинные, мягкие отходящие от стебля пучком в 5 хвоинок, а семена - кедровые орешки, из которых изготовляют кедровое масло.

Кейс №3 для зоологов: (Слайд10)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка- опора с вопросами:

1) Какие группы животных обитают в лесу? Почему среди них нет земноводных?

2) Как животные приспособились к жизни?

3) Чем питаются лесные животные?

4) Какие животные взяты под международную охрану?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.128-129)

Источник 2.

К

артинки с изображением животных лесной зоны.

Источник 3.

Бурый медведь. С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит по лесу осторожно и почти бесшумно. В спокойное время шагает медленно, ставя ноги немного внутрь, оправдывая народное название «косолапый». Другое название «медведь» связано с тем, что этот зверь очень любит мед и ведает (знает), где его искать. За ним он залезает на высокие деревья в дупла с сотами диких пчел, нередко делает набеги на пасеки. Лес доставляет медведю обильную и разнообразную пищу.

К осени медведи жиреют, накапливая в организме питательные вещества на период зимней бескормицы. Большинство медведей в берлоге впадают в состояние зимнего сна, не нуждаясь в пище и питье. Однако распространено представление о том, будто бы медведи, находясь в берлоге без пищи, сосут лапы, чтобы извлечь из них питательные соки и утолить голод. В действительности это недоразумение, здесь причина другая. У медведей примерно в феврале происходит отслаивание с поверхности подошв старой, огрубевшей за лето кожи. Молодая, нежная кожица на лапах зудит и мерзнет, поэтому медведь облизывает подошвы горячим языком, причмокивая при этом губами. Вот почему со стороны кажется, что медведь сосет лапу. Человека медведи боятся и, почуяв его запах, уходят в глухую чащу. Случаи нападения на человека очень редки

Тигр - один из самых красивых зверей на земле. Люди любуются тигром, восхищаются им и даже боятся его – ведь это самый крупный из всех кошачьих и самый свирепый хищник. Амурские тигры самые крупные. Вес взрослого самца достигает до 400кг. Амурские тигры уникальны еще и тем, что в отличие от своих собратьев, живущих в жарких тропиках, облюбовали для себя таёжные леса. Добычей таежных тигров становятся кабаны, лоси и благородные олени.

Лось , прозванный сохатым – один из самых знаменитых обитателей таёжных и смешанных лесов. Неуклюжие, длинноногие, горбоносые, лоси мало напоминают изящных оленей. Тем не менее, лось- это олень, причём самый крупный. Летом лось чувствует себя почти в безопасности. В это сытное время его основные враги – волки и медведи - могут найти более лёгкую добычу. А вот зимой лосям приходится туго. В эту пору голодные волки сбиваются в стаи и медведь – шатун рыщет в поисках любой добычи. К тому же зимой лоси сбрасывают рога. Правда, рога служат лосю не только средством защиты, сколько турнирным оружием в поединках за самку. Но и безрогий, лось не так уж беззащитен - мощный удар большого переднего копыта вполне способен раскроить череп волку.

Кедровки. Эти птицы особенно многочисленны в хвойных лесах Сибири. По размерам они немного меньше галки. Держатся стаями и ведут оседлый образ жизни. До созревания шишек кедровки питаются лесными насекомыми, их личинками, ягодами, позже - кедровыми орехами и семенами ели. На зиму они устраивают кладовые, разыскивая их затем под снегом даже на полуметровой глубине. В гнездовой период забираются в глухую чащу, устраивая гнезда на высоте 4-6 м. Кладка состоит обычно из 3-5 яиц. Насиживание длится более полумесяца. Птенцы через 3-4 недели могут уже покинуть гнездо. Кедровки приносят большую пользу, способствуя расселению кедра на больших территориях.

Кукушка. Эта небольшая птица, несколько меньше голубя. Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукуют только самцы! Самки куковать не умеют. Кукушка не строит гнезда. В течение весны самка сносит 10-20 яиц, причём с большими промежутками во времени, и подбрасывает их в чужие гнезда. Интересно, что по цвету, величине и форме яйцо кукушки очень похоже на яйцо той птицы, в гнездо которой она его подбрасывает. Взрослые и молодые кукушки питаются насекомыми, поедая, в частности, множество волосатых гусениц, которых другие птицы избегают. Кукушка в день съедает 39 кузнечиков, 43 гусеницы бабочки- капустницы, 5 личинок майского жука, 4 паука, 3 куколки бабочки.

Источник 4.

А знаете ли вы?

Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна, значит, одна сова спасёт в год 1т хлеба!

У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может съесть сто гусениц. Если в лесу появляется большое количество насекомых-вредителей, то она расправляется с ними в течение нескольких дней.

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров.

У тигров, оказывается, полосатый не только мех, но и кожа. И, между прочим, рисунок этих полос уникален у каждой особи, как отпечатки пальцев у человека. А на каждой из передних лап этого хищника пять пальцев, в то время как на задних – только по четыре. Кстати, ночное зрение этих могучих хищников в 6 раз лучше, чем у человека, благодаря механизму отражения.

Источник 5.

Из жизни животных. Инсценировка «Почему ёж всю зиму спит, а зайка - нет».

Позавидовал я Мишке, -

как-то ёж сказал зайчишке ,

В лютый холод, в снег, в пургу

Спит себе и не гу-гу!

Чепуха, - сказал зайчишка.

Спать всю зиму – это слишком!

И к тому же, ты заметь,

Спит не кто-нибудь – медведь!

А усну -ка я надолго,

Так проснусь в зубах у волка.

Нет уж, мне дороже жизнь,

Да и ты, брат, не ложись.

Кейс №4 для экологов: (Слайд 10)

Ваша задача, работая в группе выяснить:

Карточка - опора с вопросами:

    Какие экологические проблемы есть в лесной природной зоне?

    Кто может уничтожить лес? Чтобы этого не произошло, что необходимо выполнять?

3) Что делается для охраны природы?

Источник 1.

У чебник О.Т.Поглазова "Окружающий мир" (стр.130-131)

Источник 2.

Есть много замечательных стихов о добром, трепетном отношении человека к лесу, что свидетельствует о любви русского человека к родной природе. Но, к сожалению, приметой сегодняшнего дня становится появление вот таких стихов:

Леса уходят, жалко мне леса.

Уходят ели, сосны и березы,

Рябины гасят пламенные гроздья,

Когда- то жили в тех лесах дубы

И ясени, и золотые клёны

Куда им деться от такой судьбы?

Лес вырубают океан зелёный!

Причины сведения лесов на нашей планете: рубка, пожары, загрязнение воздуха, захламление лесов, влияние отдыха и туризма.

Тропические леса, наиболее значимые для биосферы, уже уничтожены на 40%, а оставшиеся вырубаются со скоростью 20 га в минуту.

В результате аварии на Чернобольской АЭС поражено 2,1 млн. га лесных массивов.

В результате массовых вырубок и пожаров в 17 веке лесистость уменьшилась до 53%, в 18 веке - до 30%, в 19 веке -до 30%, в 20 веке -до 24%. Что же нас ждёт в 21 веке? Как можно этого избежать?

Забывчивый охотник на привале

Не разметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны.

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И как, снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

Страшен пожар в лесу. Гибнут растения, звери, птицы. Иногда пожары сами возникают в лесу от ударов молнии, но чаще причина их возникновения - человек, точнее неосторожное обращение человека с огнём.

Человек является не только причиной пожаров. Наши братья меньшие ежедневно гибнут под выстрелом ружья.

Стреляют по птице, стреляют по зверю,

И с выстрелом каждым все меньше зверья...

Природа приносит нам с детским доверьем

Не только добычу, приноси себя.

Стреляет добытчик, и меры не знает,

Вот снова к ружью потянулась рука.

Не слышит, как лис по лисице рыдает.

Зайчиха уже не увидит сынка,

Как лось протрубит нам прощальную песню

И как застонал каждой веткою лес.

Частички природы уже не воскреснут,

В крови запечётся на сердце порез.

Источник 3.

К нам поступили жалобы. Разберитесь, кто жалуется, чем помочь.

Я живу в тропической степи, не умею летать, хотя и птица, зато я умею быстро бегать. Длина моего шага 2 метра, но все равно нас догоняют и истребляют. Всему виной наши драгоценные перья. Пожалейте нас, пожалуйста.

Летом мы любим греться на солнышке. Совсем безопасны для человека. Питаемся насекомыми или мелкими животными. Обладаем удивительной особенностью – оставляем свой хвост в руках “ напавшего” на нас. Интересно? А они нас палкой по голове

Мы всем мешаем. Вот я – всего 16 кг зерна припас в норку и сплю, никого не трогаю. А меня вредителем и расхитителем называют. Несправедливо!

На кого жалуются эти животные? Как следует называть таких людей?

Источник 4.

Экологические проблемы лесной зоны:

исчезновение животных и растений;

браконьерство;

загрязнение окружающей среды;

разрушение почвы техникой;

вырубка лесов;

пожары;

Выход из проблем: создание заповедников

запрещение охоты

ограничение ловли рыбы

бережно относиться к природным богатствам

восстановление вырубленных участков

предупреждение пожаров

Источник 5.

Растения и животные лесов, занесённые в Красную книгу. (Приложение 1)

    Закрепление.

Показ вариантов дискуссии. Выступления групп (географов, ботаников, зоологов и экологов).

1. Выслушать вариант решения проблемы каждой группы.

2. При этом полученные знания корректируются, уточняются, дополняются.

3. Нахождение оптимального решения экологической проблемы лесной зоны.

    Рефлексия. Итог урока.

Какое у нас сейчас время года?

Мы скучаем по летнему, осеннему лесу, когда лес «одет листвою». Давайте на миг превратимся в волшебников и подарим дереву его листву:

Если вам было интересно, если вы многое узнали и активно работали – зелёный листик.

Если желаете себе быть более активным на уроке – то жёлтый.

Если вам было не интересно, то веточку оставляете без листика.

Выслушав утверждения, ответьте на них знаками +, если согласны и -, если нет.

    Зона лесов протянулась с запада на восток России.

    В лесной зоне холодное лето и жаркая зима.

    В лесной зоне обитает бурый медведь.

    Растения лесов травянистые растения, кустарники, деревья.

    У растений лесной зоны корень представлен длинным корневищем, корнями пучками.

    Окраска животных лесов яркая, броская, заметная издали.

    Кукушка – лесная птица.

    В Красную книгу занесены: амурский тигр, речной бобёр, журавль.

    В лесу нет экологических проблем.

Кто может подвести итог урока и сделать вывод? Зона лесов находится южнее тундры, на карте окрашена в зелёный цвет, климат влажный…

9. Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим разговор о взаимоотношениях леса и человека.

Домашнее задание страница 130-131, рабочая тетрадь страница 34,задание № 8, №9, со звездочкой по желанию.

Приложение 1.

Растения и животные лесной зоны, занесённые в Красную книгу

Назовите животных.


Амурский тигр

Распашка лесных участков и луговых массивов приводит к созданию здесь обширных культурных площадей, что оказывает, конечно, влияние на ее животный и растительный мир. Несмотря на существенные отличия между лесами и лугами, для лесной зоны в целом характерно наличие условий, дающих возможность укрываться многим животным, кормящимся на открытых участках. Так, серая цапля, гнездящаяся на высоких деревьях, кормится по берегам водоемов. Лисица, укрывающаяся в лесных массивах, выходит на охоту на открытые места и т. д. В лесной зоне в связи с более благоприятными климатическими и кормовыми условиями менее резки, чем в тундре, различия в зимнем и летнем составе животного населения.
Однако и здесь все же наблюдаются перемещения растительноядных, особенно семеноядных, видов животных и птиц из одного района в другой и даже за пределы зоны. Иначе, чем в тундре, воздействуют животные на растительный покров в зимнее и летнее время. Сезонные изменения отличаются в характере питания лишь некоторых зверей и птиц: зайцев, беляков и лосей, белок, тетеревов и других видов четвероногих и птиц.

В лесной зоне разнообразны кормовые ресурсы.

К числу основных кормов относятся: плоды и семена деревьев и кустарников, количество которых резко возрастает к югу, веточные корма, зеленые травы (особенно злаки и бобовые на лугах), ягоды в лесах и на болотах, грибы, листва и хвоя деревьев. Многообразны и потребители растительных кормов. В первую очередь следует отметить большое количество видов насекомых, питающихся листвой деревьев (непарный шелкопряд, монашенка, листовертки, листоеды, в южной части - плодожорки и многие другие). Некоторые из них размножаются в таких количествах, что могут опустошить значительные участки леса.
Много первичных (нападающих на здоровые деревья) и вторичных (развивающихся на больных деревьях) вредителей древесины. Разнообразен состав растительноядных птиц, потребляющих как грубые растительные корма, так семена и зерно. Часть этих птиц питается лишь определенным кормом: клесты - только семенами хвойных, дубонос - семенами косточковых плодов и проч.
В зоне лесов отсутствуют обширные, поросшие травою пространства, поэтому здесь нет стадных копытных животных. Из грызунов встречаются полевки, питающиеся преимущественно грубыми растительными кормами, мыши - потребители семян и многие другие.

Жизнь на лугах

Ha лугах растительноядных животных сравнительно немного, так как на поемных (часто или ежегодно заливаемых) лугах происходит обновление животного населения. Суходольные (материковые) луга молодые. Они возникли на месте лесных участков, обычно малоурожайны, состав их растений в общем мало пригоден для прокормления грызунов и насекомых. Если леса обладают прекрасными защитными свойствами и для млекопитающих и для птиц, то луга с точки зрения укрытия животных мало благоприятны. Поэтому жизнь на лугах концентрируется у опушек.

Грызуны в лесной зоне

Численность грызунов лесной зоны более постоянна, чем, например, в степях. При этом потери зеленой травянистой массы в лесах и на лугах относительно низки. Зато семена и плоды деревьев в некоторые годы поедаются почти полностью. В их истреблении принимают участие и грызуны и землеройки. В такие годы семенное возобновление древесной растительности оказывается почти невозможным. Среди землероев в лесной зоне чаще встречается крот, питающийся некоторыми видами насекомых. Животных, употребляющих в пищу растения, в лесах почти не водится. Луга представляют собой более подходящие условия для жизни землероев - позвоночных животных, а также дождевых червей и роющих муравьев. Однако их деятельность приводит лишь к разрыхлению земли и ее удобрению; изменение химизма почвы, производимое ими, незначительно.

Роль насекомых-опылителей в лесной зоне

В лесу повышается роль насекомых-опылителей и животных - переносчиков семян, так как резко снижена возможность переноса пыльцы и семян растений ветром. Многие растения, приспособившись к такому способу распространения, обладают сочными плодами, семена которых сохраняют всхожесть даже после прохождения через кишечник птицы или зверя. Большую роль в распространении некоторых растений играют муравьи. Семена таких растений имеют небольшие придатки, богатые питательными веществами, ради которых их и растаскивают муравьи. Нередко вокруг муравейников и вдоль муравьиных дорожек можно заметить густые заросли таких растений. Лес накладывает характерный отпечаток на образ жизни своих обитателей. Обильная лесная подстилка, глубокий снеговой покров и наличие различных укрытий (валежник и пни) не способствуют развитию у животных инстинктов, связанных с рытьем, а богатство наземных кормов приводит к распространению животных, питающихся надземными частями растений, другими животными или насекомыми.
Далее мы рассмотрим

В продолжение темы:
Уголовные

Ната Карлин О людях, рожденных в сочетании этих знаков сказать можно многое. От Тельцов эти люди получают тонкий эстетический вкус, возможность видеть красоту даже в самых...

Новые статьи
/
Популярные