Якутские украшения: не ради красоты. Очаровательная и привлекательная: Зима по-якутски

Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




Танцевальный костюм

Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


Представительская модель одежды "Туйарыма".


Представительская модель одежды "Айыы Куо".

Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



Обувь

Унты и торбаса.





Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



Торбаза




Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.

Девушка-Зима! Обворожительный образ, безапелляционно дающий фору скучным глянцевым журналам. А что такое образ Зимы? Это яркая сверкающая девушка, которая пленит вас своим холодным и уверенным взглядом, наверное как-то так… Зима начиналась с Якутии и она до сих пор не уступает весне в Европейской части России и странах Восточной Европы… ну и отлично! Я люблю зиму, мне больше по душе холод и мороз, чем жара и вспотевшие комары. Сегодня я приглашаю вас взглянуть на Зиму от ведущего дизайнера и модельера Якутии - Августины Филлиповой. Интереснейший человек и невероятные костюмы, которые существуют в единственном экземпляре и на создание некоторых из них уходят годы! А в роли модели сегодня одна из участниц конкурса "Мисс Якутия" - Карина Кардашевская!


Августина Николаевна Филиппова - художник-модельер, ведущий и самый востребованный дизайнер республики Саха (Якутия).

Училась в художественном училище, кроме этого посещала режиссерские курсы. Августина Николаевна рисовала с раннего детства, однако художественное образование получила только к 27 годам. Место, где я побывал, называется "Учебно-научная лаборатория инновационного технологического образования при кафедре технологии предпринимательства Педагогического института северо-восточного Федерального Округа им.Аммосова".

Главный источник вдохновения Августины Николаевны - это природа, общение с ее духами и ощущение природы как живого существа. Лаборатория Августины Николаевны находится в небольшом поселке в Горном улусе, причем в стороне от его центра в окружении волшебного зимнего леса. Ну как такая картинка вокруг может не вдохновлять?

Костюмы Августины Николаевны - это современная интерпретация образов природы и национального этноса. Практически все костюмы эксклюзивны. Ориентировочная стоимость свадебного платья, к примеру, может стоит от 200тыс рублей.

Все элементы декора отрисовываются вручную, затем оцифровываются и изготавливаются в Китае. "Я даю задания ученицам - придумайте свой узор, нарисуйте и сделайте.

Все узоры в якутской одежде строго симметричны. Это как бы повторяет симметрию человеческого тела. Левая сторона, где расположено сердце, считается женской, правая, соответствующая рабочей руке, – мужской. Из этих соображений подбираются и аксессуары.

Якутский узор всегда состоит из непрерывной разветвленной линии. Таким образом, предки хотели напомнить своим потомкам, что их род не должен прерываться. Чем больше ответвлений, тем больше детей у того человека, кто носит этот узор. Древние якуты проделали долгий путь из далеких земель, прежде чем расположиться там, где они сейчас живут. Вся история долгих скитаний также передается в длинных извилистых завитках.

Ее костюмы очень востребованы в Якутии, абсолютно индивидуальны и эксклюзивны. Недовольных клиентов или тех, кто долго определяется с выбором - не бывает. Ведь предлагается не просто костюм, а полноценный законченый образ.

Из книги «Фантазии от Августины Филипповой»: "Используя дорогие ткани, декорируя их кожей, мехом, бисером, миниатюрой из мамонтовой кости, берестой, конским волосом, Августина вторгается в мир современной высокой моды. Оригинальные модели якутского кутюрье дефилируют на подиумах Москвы, Парижа, в Каннах, в Риме, в странах Скандинавии, вызывая искреннее восхищение взыскательной публики. Хотя ее искусство питается фольклорными образами, дизайнер-стилист не делает «живые иллюстрации» к мифам и сказкам."
Наталья Прокофьевна, ведущий специалист лаборатории:

Чысхаан. Властитель Холода земли, исполин. Ассоциируется с популярным фольклорным образом Быка Зимы, насылающим мороз и вьюги. Как и во всех моделях автора, идейную нагрузку несет головной убор. Высокую конусообразную шапку, опушенную пушистым мехом белого песца, украшают рога на каркасе, форма которых повторяет излюбленный лирообразный орнамент кегёр ойуу. Нарядная парчовая шуба оторочена белым мехом песца. Под шубой надевается передник эвенского типа, расшитый сакральным якутским орнаментом кегёр ойуу и завершается бахромой. Вышивка бисером бело-голубого цвета украшает рукавицы и наножники. Коса и борода из конского волоса, трость - деревянная.
16.

Но перейдем к образу Зимы, который Августина Николаевна создала несколько лет назад. Зимой будет Карина Кардашевская - финалистка конкурса "Мисс виртуальная Якутия", студентка автодорожного факультета. Ее рост, вес, параметры:174 см, 51 кг, 89-61-90.

Ушки на шапке означают связь человека с космосом. Это своего рода антенны. В последнее время их принято украшать бисером. Есть и более прозаическое объяснение этого необычного элемента. Когда предки якутов осваивали север, вместо шапок они надевали шкурку с лисьей головы.

Якуты старались, чтобы в их костюме сочетались все цвета года. Черный символизирует землю и весну, зеленый – лето, красный и коричневый – осень, а серебряные украшения – звезды, снег и зиму.

А молодой человек слева - это Алексей Толстяков tolstyakov :

С Августиной Николаевной:

Зима-Якутия:

Поездка состоялась при поддержке Министерства по федеративным отношениям и внешним связям республики Саха (Якутия) при поддержке Министерства предпринимательства и туризма республики Саха (Якутия).


Глава 1. Орнамент

Орнамент (лат. ornamentum -- украшение) -- узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.

1.1 История возникновения орнамента

Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.

Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Орнамент -- один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую функцию. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражали чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он возник уже в верхнепалеолитическую эпоху (15--10 тыс. лет до н. э.). Основанный на неизобразительной символике, орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, «елочный» орнамент, плетеночный («веревочный») узор.

Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг -- солнце, квадрат -- земля, треугольник -- горы, свастика -- движение солнца, спираль -- развитие, движение и т. Д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов -- днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась -- украшать. В трудах современных исследователей истории появления, бытования и использования орнамента особое внимание уделяется мотиву спирали. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий, и спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних. …В 1698 году швейцарский математик Якоб Бернулли произвел над спиралью… хирургическую операцию: разрезал ее пополам, через центр, выпрямил получившиеся отрезки и получил некую гармоническую шкалу, поддающуюся математическому анализу! Так родился знаменитый закон «Золотого сечения», или, как его называют математики, «Закон Золотого числа»». Один из крупнейших чешских исследователей народной культуры Йозеф Выдра выделяет четыре главные функции орнамента: 1) конструктивную -- она поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие; 2) эксплуатационную -- она облегчает пользование предметом; 3) репрезентационную -- она увеличивает впечатление ценности предмета; 4) психическую -- она действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его. «Орнамент в народном творчестве и народном искусстве был всегда на пользу делу, и его трактовка, в сущности, соответствует принципам современной эстетики». Одной из сложных проблем в изучении орнамента является трудность в его расшифровке и датировке первоначального происхождения, а также принадлежности тому или иному этносу. За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. Д., от простых сочленений до сложных хитросплетений. Орнамент может состоять из предметных и беспредметных мотивов, в него могут входить формы человека, животного мира и мифологические существа, в орнаменте переплетаются и сочленяются натуралистические элементы со стилизованными и геометризированными узорами. Ранние формы орнамента -- геометрические. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Художники Древнего Египта соединили изображения с иероглифической системой письма в форму линейного орнамента. По всей вероятности, линейное расположение орнаментальных элементов представляло египетскую идею бесконечности жизни. Декорирование предметов имело и знаковый смысл. Величайшая культура античного мира внесла в искусство декора много новых элементов и композиционных решений. Одним из важных в орнаменте Древней Греции был ясно выявленный ритм, построенный на чередовании одинаковых элементов, на основе их равенства между собой.

«Этот орнамент словно бы движется перед зрителем равномерно, постоянно, в ритме, исполненном поистине космического звучания. Он всегда замкнут в круг -- круг бытия, -- обегая фриз здания, тулово сосуда, четырехугольное поле ткани» Как считают, в этом узоре заложена глубокая идея вечного движения, бесконечного повторения. Основные римские элементы орнаментики -- это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги, колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. Д. Часто они имеют реальную форму.

1.2 Виды орнамента

На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.

Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте - это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.

Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.

Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, геометрическим, растительным. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.

Стиль в искусстве различных периодов - это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.

Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию. Воспользовавшись такой классификацией, орнамент можно разделить на следующие виды.

Технический орнамент. Возникновение форм данного орнамента произошло, благодаря трудовой деятельностью человека. Например, поверхности предметов из глины, изготовленных на гончарном круге, рисунок простейших клеток ткани при выработке ее па первобытном ткацком станке, спиралевидные витки, получаемые при плетении веревок, и т. п.

Символический орнамент. Формированию символического орнамента способствовала единство природы символических изображений произведений орнаментального искусства. Образы этого вида орнамента, в основном, представляют собой символы или систему символов. Символистический орнамент появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока.

Геометрический орнамент. Этот орнамент возник путем совмещения технического и символического орнаментов. Благодаря такому слиянию двух орнаментов получились более сложные варианты изображений, лишенные сюжетного значения. Отказ от сюжета позволил сделать акцент на чередовании отдельных природных мотивов. Постепенное развитие основных геометрических форм привело к тем формам, которыми пользуется современное искусство и которые отличаются особым разнообразием и изяществом в произведениях арабо-мавританского и готического декоративного искусства.

Растительный орнамент. Является самым распространенным орнаментом, после геометрического. Для него характерны свои мотивы, которые могут различаться в разных странах, в разные времена. Растительный орнамент использует разнообразные части растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. Это художественная переработка различных форм растительного мира, где первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются, усиливаются все типические особенности растения. Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальная форма становится неузнаваемой. К наиболее распространенным растительным формам с относятся: акант, лотос, папирус, пальмы хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Эпиграфический (каллиграфический) орнамент. Этот орнамент состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси, играя важную роль в декорировании различных изделий декоративно-прикладного искусства.

Фантастический орнамент. В основе этого вида орнамента лежат изображения воображаемого, не существующего. Особенное распространение фантастический орнамент с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае и Индии). В эпоху средневековья он приобрел особую популярность в связи с религиозными запретами (в странах Западной Европы, в Византии эпохи иконоборчества, в мусульманских странах Ближнего и Среднего Востока).

Астральный орнамент (от слова «астра» - звезда). Основными элементами являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Наиболее распространен в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент. Главные объекты этого орнамента - природные мотивы: горы, деревья, скалы, водопады, иногда встречаются в сочетании с архитектурными мотивами и элементами животного орнамента. Особенно большое развитие получил в декоративно-прикладном искусстве Японии и Китая.

Животный орнамент. Основан на изображениях птиц и зверей, как близких к реалистическим, так и условных. В последнем случае орнамент несколько приближается к фантастическому.

Предметный, или вещный, орнамент. Возник в античном Риме и широко использовался во все последующие эпохи. Содержание предметного орнамента составляют изображения военной геральдики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.

Глава 2. Якутский орнамент

Якутский орнамент включает в свой состав как прямолинейные, так и сложно-криволинейные мотивы, нередко в соединении друг с другом. Простейшие прямолинейно-геометрические узоры состоят из полос (простых или покрытых вертикально или наклонно расположенными линиями), ромбов, квадратов, прямоугольников, треугольников, зигзага, вписанных треугольников, светлых и темных квадратов, расположенных в шахматном порядке, шестиугольников, диагонально пересеченных квадратов и прямоугольников, крестов, составленных из ромбов, сетки и тому подобных фигур. К криволинейным орнаментам относятся лировидные узоры, различного вида спирали (одиночные, парные и S-видные), рогообразные фигуры, кресты, (разветвленные на концах или имеющие на них ромбообразные утолщения), «волна», фигура, похожая на сердце, с ромбиком или крестом наверху, дуга, дуги с крестами на месте соединения, пальметки, миндалевидные фигуры, четырехлепестковые розетки и циркульный узор. Криволинейные мотивы нередко образуют довольно сложные композиции и в вышивке отличаются яркостью цветов. Орнамент встречается на одежде, обуви, рукавицах, шапках, меховых ковриках, чепраках, мешках, колчанах, на разнообразных изделиях из бересты, дерева и металла, на предметах из кости. Для орнаментации применяются цветные сукна, бисер, металлические бляшки, цветные нитки. Многие простейшие геометрические узоры сходны с таковыми же эвенкийско-юкагирскими, сложно-криволинейные узоры во многом сближаются с саяно-алтайскими, а также с орнаментом народов Средней Азии -- казахов, киргизов, горных таджиков. Орнамент состоятельных якутов отличался прежде пышностью и богатством своих форм, но каких-либо новых его типов верхушка якутского общества не создала. Широко используя орнаментальные мотивы, разработанные народными мастерами и мастерицами, якутские тойоны, кулаки и торговцы в отличие от бедноты применяли их для украшения бытовых предметов из серебра, покупали серебряные нитки, сукна и другие дорогостоящие материалы для отделки одежды и конской упряжи.

2.1 Виды якутских орнаментов

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия.

Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.

Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов.

Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Рисунок в виде цветов. "Цветочный рисунок" встречается в деревянных изделиях, в Х1Х-ХХ вв. Простой вид цветка с четырьмя лепестками в XIX в. применялся в почерненных сундуках, в коробках для мелких принадлежностей. В чоронах конца XIX века вместо орнамента "тоногос" использованы "цветочные рисунки", что является нарушением традиции орнаментики якутской деревянной посуды.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Кроме того, в произведениях якутского прикладного искусства вместе с орнаментами изображают различные сюжетные рисунки с геральдическими значениями: конечеловек-единорог, лев, лошадь, фольклорное святое дерево Аал-Луук Мас, птицы (орел, лебедь, кукушка, гоголь).

2.2 Классификация якутских орнаментов

Проблема классификации орнамента, как и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства, неоднозначна и дискуссионная. Классификацией орнамента достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Существующие обобщения орнаментального материала связаны с различными принципами и направлениями его классификации: по хронологическому признаку (орнамент ХVIII, ХIХ, ХХ веков), историческим периодам и эпохам (орнамент древнего мира, средних веков, эпохи Возрождения), региональному признаку (орнамент Поволжья, Средней Азии, Сибири), этнонациональному (русский, чувашский, якутский), по назначению (архитектурный), технике исполнения (орнамент в вышивке, резьбе по дереву, кости), материалу (орнаментация серебра, дерева, меха), семантике и содержанию (солярный, небесный), композиционным особенностям (розетки, бордюры), характеру симметрии (симметричный, асимметричный), ритму (прерывный, частый, редкий), цветопластическим свойствам (полихромный, рельефный), стилевым признакам (орнамент барокко, рококо, классицизма, ампира, модерна), по местным названиям и общему характеру узоров (геометрический, растительный, зооморфный).

Обзор литературы по русскому народному искусству и искусству народов бывшего СССР убеждает в отсутствии единого критерия классификации народного орнамента. Неудивительно, что при слабой разработке общей теории орнамента и проблем его классификации, систематизация мало коснулась якутского орнамента, не изученного искусствоведами, недостаточно исследованного этнографами.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые шаги в изучении якутского орнамента.

В основе классификации якутского орнамента, разработанной немецким этнографом У. Йохансен, предложено деление его на две группы: геометрический и спиральный. Формально-сравнительный метод этнографического исследования У. Йохансен подчинен установлению параллелей между якутской орнаментикой и орнаментом других народов с целью выявления культурного взаимодействия этносов на разных этапах исторического развития.

Археологу А.И. Гоголеву принадлежит попытка классификации орнаментального материала по этапам этнической истории якутов с выделением основных этногенетических слоев якутского орнамента.

Классифицируя якутский орнамент по традиционному и наиболее употребительному принципу, исследователи выделяют в его структуре две основные группы: геометрический и растительный. Зооморфные (со стилизованным изображением животных), антропоморфные (со стилизованным изображением человека), орнитоморфные (со стилизованным изображением птиц) мотивы не всегда достаточно четко читаются в структуре якутского орнамента и часто сливаются с группой геометрических по начертанию узоров. Поэтому в геометрическом орнаменте выделяются две подгруппы: простые геометрические узоры и геометризованные мотивы. Подобная классификация позволяет выявить и подчеркнуть стилистические особенности якутского орнамента.

якутский орнамент мотив спиральный

Заключение

Орнамент -- это особый вид художественного творчества, который, как считают многие исследователи, не существует в виде самостоятельного произведения, он лишь украшает собой ту или иную вещь, но, тем не менее, «он... представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства. Среди них -- цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции -- ритм, симметрия; графическая экспрессия орнаментальных линий, их упругость и подвижность, гибкость или угловатость; пластика -- в рельефных орнаментах; и, наконец, выразительные качества используемых натурных мотивов, красота нарисованного цветка, изгиб стебля, узорчатость листа...». Термин орнамент связан с термином декор, который «никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого; в основе лежит функциональность, красота приходит вслед за ней». Декор обязан поддержать или подчеркнуть форму изделия.

Якуты испокон веков украшали орнаментами свои строения, сэргэ, атрибуты ысыаха, домашнюю утварь, свою одежду, различную посуду. Для каждого предмета использовались орнаменты различного содержания, основанные в духе эстетических требований народа, его философских взглядов.

Языком орнамента создавались художественные образы, понятные широкой массе населения. С течением времени содержание многих орнаментов забылось и современным исследователям потребуется много кропотливой работы для разгадки содержания хотя бы их части. Некоторые орнаменты стали традиционными без всякого разъяснения.

Таким образом, орнаменты художественно-изобразительными средствами раскрывают действительную жизнь народа.

Современные якутские украшения: красота со смыслом

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог)

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы.

Якутский орнамент в ювелирных изделиях
Символизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры : круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента .

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка».

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

«Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

Якутские узоры и орнаменты являются своеобразным показателем якутской культуры. Прослеживая изменения в самой орнаментации, технике нанесения и интерпретации, можно говорить об изменениях, происходящих и в обществе. В якутской культуре можно выделить три последовательных этапа развития:

  1. Кулун-атахская культура XIV- XVI вв., когда на территории Якутии формировались якутский этнос и основы его культуры;
  2. Период архаичной якутской культуры XVII-середины XVIII вв., когда влияние европейской (русской) культуры еще не было столь ощутимым;
  3. Период традиционной этнографической якутской культуры второй половины XVIII- начала XX вв.

Взаимовлияния культур оставляли свой след, в том числе и в орнаментальных традициях. По этой причине для каждого этапа якутской культуры характерны отдельные виды орнаментов.

Так, в самом начале формирования якутской культуры были распространены геометрические орнаменты и узоры в виде линий, елочки, арочные мотивы и ногтевые вдавления. К сожалению, на данный момент образцы орнаментальных традиций наших предков эпохи Кулун-атах сохранились только в виде фрагментов глиняных, костяных и берестяных изделий. В декоре глиняной посуды встречаются солярные знаки в виде крестов, антропоморфные изображения.

Так же немногочисленны образцы материальной культуры периода архаики. Судя по сохранившимся примерам костюма, утвари, конского снаряжения, распространенными были также различные геометрические орнаменты в виде косых линий, ромбов и кругов. Одежда украшалась металлическими нашивками типа «кымырдаҕас» (с якут. муравей), подвесками в виде колец с удвоенными конскими головами, солярными знаками. Также встречаются бисерные нашивки в виде «ынах ойуу» — орнамент в виде рогатого скота.

Прекрасным примером эстетики тех времен являются богато украшенные металлическими нашивками безрукавки «таҥалай» (с якут. нёбо), рогатые шапки «муостаах бэргэһэ». Одежда богато декорировалась аппликацией и вышивкой с прорезным орнаментом в виде круга, полумесяца и фигурной скобки. Вышивкой бежево-коричневыми и синими нитками украшались колчаны, налучи, торбаза. Преобладающее значение приобретает растительный орнамент в виде побегов, появляется лировидный мотив.



Со второй половины XVIII в. якутская культура начинает приобретать всем нам известные черты: массивные серебряные украшения, длинные покрытые сукном и парчой шубы, шапка-дьабака, платья-халадаай и т.д. Благодаря развитию торговли становятся более разнообразными как цвет одежды и деталей конского убранства, так и орнаментация всего комплекса якутского костюма, в особенности женского наряда — от навершия шапки-дьабака до носков обуви.

К началу XX в. по всей Якутии становится популярным костюм городского стиля. Это более облегченный вариант традиционного костюма, в котором уже мало используются массивные серебряные украшения, тяжелые суконные шубы на меху.

Значения якутских узоров и орнаментов

Лировидный орнамент — «Көҕүөр ойуу»


Лировидный мотив — король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов, имеющее глубочайшее символическое значение.

В своем чистом виде без разветвлений и корней — единоличный символ женского начала, по очертаниям напоминающий фигуру женщины в расцвете ее красоты и молодости.

Женский оберег. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Возможно, это модификация некоторых видов растительной фауны Якутии.
Расцветшая лира «Ийэ Kөҕүөp» (с якут. ийэ — мать, көҕүөр — лира) с разветвлениями «oҕo көҕүөр» (с якут. оҕо — ребенок), растущими от нее в четыре стороны вверх и вниз — символ материнства, продолжения рода, семейного счастья, благополучия и богатства нескольких поколений определенного рода. Внутренние малые кеҕүөр повествуют о потомстве, внешние малые көҕүөр рассказывают о ближней и дальней родне, сородичах.

  • По одной из версий «Ийэ көҕүөр» — символ создателя жизни в Срединном мире.
  • По мнению якутского модельера Августины Филипповой, лира — код общения для всего человечества, символизирующий творческое начало.

Использование лировидного орнамента.
Основа среднего лировидного мотива — мировое дерево «Аал Кудук Мас». Применяется с целью показать крепкие корни, серьезную опору, подпитываемую соками Матушки земли. Верхушка «Аал Кудук Мас» — «Yc салаалах үнүгэс» выступает знаком благословления всех поколений семьи на процветание и плодородие, открывающим дорогу молодым.



Обязательной традицией изображения этого узора на чепраке является его симметричность, вертикальность, непрерывность «дабы не прерывался род», а также окаймление тройными линиями и полосками «Күрүө» (с якут. изгородь), «чтобы не проник злой дух, не продуло сквозняком, недобрым ветром».


Наиболее часто использовался в местах, где развито коневодство. Поэтому является основным рисунком при украшении верховой упряжи, тебеньков и чепрака.

Важно!
Изображение орнамента «Көҕүөр» перевернутым считалось недопустимым, за исключением случаев изображения лиры подобным образом с целью произведения эффекта разнообразия узоров или украшения обуви (только в сочетании с традиционным «Көҕүөр»).

Лировидный орнамент в основном предназначался женщинам детородного возраста, замужним женщинам, невестам.

Группа растительных узоров — «Эрэдэһин, эрбэлдьин ойуулар. Үүнээйи ойуу»

Растительные узоры универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства.



Оберегают «кут-сүр» (духовная опора), повышают настроение «сүргэ» (радость, веселье, довольство).

Благопожелание — алгыс женскому роду.



Основной декор нагрудного и наспинного женского украшения, символизирующий плодородие, достаток и согласие. Используются для украшения одежды, посуды и верховой упряжи.

Орнамент в виде рогатого скота, коровы — «Ынах ойуу»

Узор напоминает своими очертаниями лежащую скотину: голова, уши, зародыш в утробе. Символ плодородия рогатого скота, достатка, благополучия и богатства.



Узор получил развитие в изделиях из бересты, позже использовался на крышках коробок для рукоделия, неглубокой посуде, предметах обихода.

Важно!
Используется только в женской одежде. Другой канон нанесения этого орнамента — быть украшением посуды, предназначенной только для молочной пищи.

Ломаные линии (вид урасы) — «Уpаһa ойуу»

Орнамент, свидетельствующий о происхождении из знатного рода. Образ Среднего мира, цветущей земли, дарующей добро и благо людям. В ломаных линиях есть влияние ободочного шва берестяной посуды.



Это геометрический орнамент со своей длительной историей. Сохранился вследствие непрерывного развития и применяется сейчас в народном творчестве всех этносов Сибири. Узор «Уpaha ойуу» используется в декоре берестяных сосудов и чороонов (с якут. кубок для кумыса).

Узор «Муравьи» — «Кымырдаҕас ойуу»

Орнамент «Кымырдаҕас ойуу» благословляет нас быть сильными, трудолюбивыми и плодовитыми, как муравей (муравей, оса, паук — особо почитаемые якутами насекомые), символизирует трудолюбие, упорство, сплочение.



В основном использовался в XIX — начале XX веков при украшении домашней утвари и обстановки. Издревле являлся популярным декором одежды, верховой упряжи. В изделиях из дерева широко не применялся.

Арочные узоры — «Биэ эмийэ, сарбынньах, тыҥырах ойуулар»

Якутские узоры, имеющие глубокое содержание, воспетые в песнях, поговорках и пословицах народа саха, снискавшие большую популярность и славу. Одежда, посуда, предметы обихода без этих орнаментов считались незаконченными. Встречаются в керамике, изделиях из дерева, бересты, в вышивке бисером, аппликации.



По мнению исследователя орнаментального искусства Уллы Йохансен, арочный узор является «изображением небесного свода со звездами, орнаментом, славящим красоту мироздания».

Орнамент «Круг» — «Күн ойуу»

Орнамент круга в качестве изображения солнца «Күн ойуу», ласково называемый якутами «Ытык күөрчэх күн ойуу» (с якут. узор мутовки взбитых сливок керчеха), является самым почитаемым орнаментом народа саха, так как связан с его верованием и поклонением солнцу. Символика солнца изображается на украшениях, одежде и других предметах: «солнце пояса», «солнце нагрудного и наспинного женского украшения», «солнце шапки дьабака», «бляшке».



Круг с точкой в центре, так называемая розетка, являет собой олицетворение Космоса, «мира, сжатого до точки». Другая версия — знак трех миров (по якутским верованиям Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего), символ создания и бытия, связи с природой.

Символ счастья, богатства, непоколебимого желания достижения цели и жизненной силы человека.



«Күн ойуу» — оберег духа и души девушек, женщин от злых сил, неприятностей и недугов в женском украшении «илин кэбиһэр» (нагрудное) и «кэлин кэбиһэр» (наспинное).

Серебряный круг «туоһахта» на головном уборе человека:

  • символ человека, обитателя Срединной земли, мира под солнцем. Знак, возвышающий самосознание и самопознание человека. Еще одно предназначение «туойахта»;
  • служить связующей нитью между людьми и высшими силами.

Орнамент в виде трав и листьев — «От-мас, сэбирдэх ойуу»

Якутские оранменты в виде трав и листьев представляют собой группу, которая широко не применялась в изделиях из дерева. Обычно они служили украшением для различных коробок и принадлежностей женского обихода.



Орнамент благопожелания алгыс, символ новой жизни, развития и роста.
Используется как узор-изгородь для более крупных орнаментов, дабы «не сквозило недобрым ветром, не проник злой дух».

Сердцевидный узор — «Сүрэх ойуу»

Символ вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. В данном контексте используется в качестве украшения чепрака и «кычыма» (тебенёк — кожаная лопасть седла) невесты.



Сердцевидным якутским узором украшают одежду и берестяную посуду. Также данный узор можно видеть на якутских кубках для молочной посуды — чоронах и кумысных воронках XIX-XX веков.

Орнамент в виде нёба — «Таҥалай ойуу»

Самый древний вид орнамента, символизирующий лестницу в небеса, божественную тропу к Верховным божествам, благословение на правильный путь. Применяется в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером.



Ведущий орнамент на спинке ритуальной шубы «таҥалай» (от названия орнамента и произошло название шубы).

Важно!
Вышивка «Таҥалай» используется только по нижней части одежды и в качестве күрүө (с якут. изгородь) орнамента «Ийэ Көҕүөр».

«Таҥалай ойуу» в древности применялся в украшении одежды. Начиная с XVIII века им стали украшать посуду для кумыса и молочных продуктов, например, рукояти чепраков, ковшей и мутовок для кумыса, изделий из бересты.

Стреловидный мотив — «Айа ырбата»

Орнамент, имеющий оберегающую, предупреждающую от различных несчастий и бед функцию. Символ удачи, достижения целей.


Важно!
Используется только по краям одежды (рукава, подол) и в канте других изделий (посуда, украшения, резьба по дереву).

Крестовидный узор — «Кириэс ойуу»

Особый якутский узор, символ отражения четырех сторон света, целостности Космоса.



Оберег жилища человека «дабы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей».

Пятиглазый оберегающий узор — «Биэс харах»

Крест из ромбов «Биэс харах» — сильнейший оберег человека от злых духов, болезней, защита рода от сглаза, символ предупреждения опасности.



Символ благополучия и счастья, указывающий на совершенство — гармонию пяти элементов жизни человека: воды, воздуха, дерева, огня и металла.

Кыл-сиэл. Современная интерпретация использования якутских узоров в технике плетения из конских волос

Плетение из конского волоса (кыл-сиэл) — одна из древних техник изготовления плетеных изделий. Искусство увлекательное, но довольно сложное и трудоемкое. Современный интерес к плетению из конских волос и изделиям, сделанным из них, связан в первую очередь с их целебными свойствами. Конский волос — полностью натуральный и экологически чистый материал. Обладает согревающим эффектом, нейтрализует отрицательные электрические заряды человеческого тела и снимает боли и напряжение. Другое достоинство данного рукоделия — развитие мелкой моторики рук и массаж точек рук, связанных с внутренними органами человека.



Конский волос у якутов имеет большое сакральное значение. Подношения из конского волоса даруются верховным божествам Айыы в самые важные моменты человеческой жизни — в момент рождения, на свадебную церемонию и т.п. Белый конский волос традиционно считается благословением на долгую и счастливую жизнь, черный — оберегом от зла и темных сил.

Трафареты якутских узоров и орнаментов

Ниже представлены трафареты якутских узоров и орнаментов для тех, кто занимается декорированием и шитьем. Их вы можете распечатать прямо с нашего сайта в формате А4. Для увеличения, кликните по рисунку.



































В продолжение темы:
Цветы

Вариаций на тему, как снять стрессы мужчине, сегодня насчитывается достаточно много, и правильное решение подбирается в строго индивидуальном порядке. Несмотря на внешнее...

Новые статьи
/
Популярные