Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Анализ примерной основной образовательной программы дошкольного образования (пооп)

Раздел Стр.
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы 4
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы 5
1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста 6
1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде целевых ориентиров 8
II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях 10
2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 11
2.3. Модель поддержки детской инициативы и формирование культурных практик 13
2.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 14
2.5. Иные характеристики содержания Программы 19
III. Организационный раздел
3.1 Материально-техническое обеспечение Программы 25
3.2. Методическое обеспечение Программы, средства обучения и воспитания 26
3.3. Формы работы с участниками образовательных отношений 32
3.4. Организация образовательного воспитательного процесса 33
3.5.. Организация режима пребывания в ДОУ 35
3.6. Годовой календарный график МКДОУ 36
3.7. Особенности традиционных событий и праздников 49
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 52
3.8. Комплексно-тематическое планирование 61
IV. Дополнительный раздел
4.1. Краткая презентация Программы 95
V. Контроль за реализацией программы 108
VI. Механизм реализации программы 112
Приложение 115

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.

Обязательная часть

Основная образовательная программа Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей села Некрасовка Хабаровского муниципального района Хабаровского края разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по

основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (приказ МО и науки РФ от 30 .08.2013 г. № 1014);

ФГОС дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17. 10. 2013 г. № 1155)

- «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.10.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН» 2.4.3049-13);

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство», под. редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

Программа включает в себя 2 части: основную и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

Каждая часть Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный .

1.1.1. Цели и задачи по реализации Программы

  • Обязательная часть

Цель программы : создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации. Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Задачи Программы :

Развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств детей; создание благоприятных условий для гармоничного развития детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого ребенка;

Формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;

Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового образа жизни, предпосылок учебной деятельности, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции;

Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;

Воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

Объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

Обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни человека.

Цель и задачи деятельности ДОУ по реализации ООП определены на основе анализа ФГОС, программы «Детство», предшествующей педагогической деятельности, потребностей детей и родителей, социума, в котором находится ДОУ.

Цель ООП – разностороннее и целостное развитие ребенка, обеспечение формирования общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств.

Задачи реализации ООП :

  • Обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоциональное благополучие.
  • Создать благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих возможностей детей, для формирования предпосылок к учебной деятельности.
  • Обеспечить равный доступ к образованию всех воспитанников ДОУ с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
  • Формировать интеллектуальный потенциал детей, развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному познанию и размышлению через реализацию парциальных программ и технологий.
  • Синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их взаимодополняющими, обогащающими физическое, социально-личностное, интеллектуальное и художественно-эстетическое развитие детей.

1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы:

  • Обязательная часть

Принципы и научные основы программы «Детство» (с.9)

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса .

Принципы формирования ООП

  1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитие человека (самоценность детства – понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду)
  2. Личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
  3. Уважение личности ребенка.
  4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Основными подходами к формированию Программы являются

- системно-деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

- культурно-исторический подход, предполагает переход от одного качественного состояния к другому в направлении совершенствования.

1.1.3. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Сведения об учреждении.

Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №1 с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей с. Некрасовка Хабаровского района Хабаровского края.

Адрес электронной почты :

Сайт :

Контактные телефоны :

Режим работы ДОУ 10 часов 30 минут при пятидневной рабочей неделе, с 7ч.30 мин до 18.00 часов.

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации (на русском языке).

Дошкольное образование в казенном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида №1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - ДОУ) осуществляется в соответствии с настоящей образовательной программой дошкольного образования.

ДОУ осуществляет свою образовательную, правовую, хозяйственную деятельность на основе законодательных нормативных документов:

  • Лицензия на образовательную деятельность №
  • Лицензия на дополнительную образовательную деятельность №
  • Свидетельство о государственной аккредитации№
  • Устав ДОУ

Анализ педагогического коллектива

Детский сад полностью укомплектован кадрами. Коллектив педагогов ДОУ составляет 24 человека:

заведующая – 1

старший воспитатель – 1

музыкальный руководитель – 2

педагог-психолог – 1

учитель-логопед – 1

инструктор по физической культуре – 1

воспитатели – 18

В учреждении работает более 50% педагогов со стажем работы свыше 20 лет, прошли основные этапы становления детского сада, являются инициаторами инноваций в ДОУ.

Наши педагоги:

Имеют звание «Почетный работник общего образования - 2 человека

- «Отличник народного просвещения» - 1 человек;

Награждены Почетной грамотой Министерства образования - 2 человека;

Отличительной особенностью дошкольного учреждения является стабильность педагогических кадров и обслуживающего персонала.

Все педагоги своевременно проходят курсы повышения квалификации. 100 % педагогов прошли курсы повышения квалификации по введению ФГОС ДО, имеют образование по специальности «Дошкольная педагогика», 92% педагогов владеют навыками пользователя ПК. Также педагоги повышают свой профессиональный уровень через посещения районных методических объединений, прохождение процедуры аттестации, самообразование, участвуют в конкурсах различных уровней, что способствует повышению профессионального мастерства, положительно влияет на развитие ДОУ.

Анализ контингента детей

В ДОУ функционируют группы общеразвивающей направленности.

В дошкольном учреждении функционирует 12 групп, все группы укомплектованы по одновозрастному принципу. Разделение на возрастные группы осуществляется в соответствии с закономерностями психического развития ребенка, имеющими в целом сходные возрастные характеристики, и позволяет более эффективно решать задачи по реализации программы

1-я младшая группа – 2 (50 детей)

2-я младшая группа – 2 (54 ребенка)

Средняя группа – 3(66 детей)

Старшая группа – 2 (51ребенок)

Подготовительная группа – 3 (63 ребенка)

«Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста» (с. 13. Программы «Детство»)

1.2. Планируемые результаты освоения программы в виде

целевых ориентиров.

  • Обязательная часть:

Планируемые результаты освоения программы «Детство» (ст.42).

  • Часть, формируемая участниками образовательного процесса.

Дети . Целостное и разностороннее развитие – интеллектуальное, физическое, эмоционально-личностное, социальное, художественно-эстетическое; социализация, освоение общечеловеческих ценностей, любовь к родному селу.

Педагоги . Повышение педагогического мастерства; овладение педагогическими технологиями; ориентирование в образовательном пространстве.

Родители . Активное участие в образовательном и воспитательном процессе ДОУ.

Детский сад . Повышение качества педагогического процесса, имиджа в селе.

Система педагогической диагностики

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)

Результаты педагогической диагностики могут быть использованы исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализация образования (в том числе поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития);
  2. Оптимизация работы с группой детей;

Воспитатели и специалисты ДОУ проводят педагогическую диагностику 2 раза в год на основе методики диагностики педагогического процесса Н.В.Верещагиной, по итогам диагностики проводятся педагогические советы. На основе полученных результатов выстраивается индивидуальный маршрут ребенка.

Полную версию работы можно .

Анализ Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (ПООП)

ПООП дошкольного образования (далее Программа) разработана

    с учетом культурно-исторических особенностей современного общества, вызовов неопределенности и сложности изменяющегося мира и наметившихся рисков для полноценного развития и безопасности детей;

    в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС, Стандарт).

Стандарт определяет инвариантные цели и ориентиры разработки основных образовательных программ дошкольного образования, а Программа предоставляет примеры вариативных способов и средств их достижения. Программа является документом, с учетом которого организации, осуществляющие образовательную деятельность на уровне дошкольного образования самостоятельно разрабатывают и утверждают основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

По своему организационно-управленческому статусу данная Программа, реализующая принципы Стандарта, обладает модульной структурой.

Рамочный характер примерной Программы раскрывается через представление общей модели образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях, возрастных нормативов развития, определение структуры и наполнения содержания образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях. Образовательные области, содержание образовательной деятельности, равно как и организация образовательной среды, в том числе предметно-пространственная и развивающая образовательная среда, выступают в качестве модулей, из которых создается основная общеобразовательная программа Организации. Модульный характер представления содержания Программы позволяет конструировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации на материалах широкого спектра имеющихся образовательных программ дошкольного образования.

Данная Программа опирается на междисциплинарные исследования природы детства как особого культурно-исторического феномена в развитии человечества, на историко-эволюционный подход к развитию личности в природе и обществе, культурно-деятельностную психологию социализации ребенка, педагогическую антропологию, педагогику достоинства и педагогику сотрудничества.

Согласно историко-эволюционному, культурно-деятельностному подходам к развитию ребенка накопленные в опыте предыдущих поколений знания не просто передаются напрямую от взрослого к ребенку; ребенок сам активно приобретает собственный опыт, творчески созидает собственные знания и смыслы, строит взаимодействия в совместно-разделенной деятельности и в общении с другими детьми и взрослыми. Таким образом, знания и смыслы не механически усваиваются, но активно создаются (конструируются) самим ребенком в процессе взаимодействия и диалога с природным и социальным миром.

Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.

Социальная ситуация развития определяется местом ребенка в обществе; общественными требованиями и ожиданиями относительно возрастных норм поведения детей, соответствующими исторически сложившемуся образу детства; интересами самого ребенка, характером и содержанием его активности.

На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.

Такая среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей, администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.

Программа определяет примерное содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:

игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),

коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),

познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними),

а также такими видами активности ребенка , как:

восприятие художественной литературы и фольклора,

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

изобразительная (рисование, лепка, аппликация),

музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),

двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Задачи:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

Принципы и подходы к формированию Программы.

1. Поддержка разнообразия детства .

2. Сохранение уникальности и самоценности детства

3. Позитивная социализация ребенка

4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей

5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых , признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений .

6. Сотрудничество Организации с семьей.

7. Сетевое взаимодействие с организациями

8. Индивидуализация дошкольного образования

9. Возрастная адекватность образования.

10. Развивающее вариативное образование.

11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей

12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы.

Планируемые результаты.

Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства.

    младенческий (первое и второе полугодия жизни),

    ранний (от 1 года до 3 лет)

    и дошкольный возраст (от 3 до 7 лет).

Система мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений через:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;

детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности;

карты развития ребенка;

различные шкалы индивидуального развития.

Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.

В соответствии с положениями Стандарта и принципами Программы Организации предоставлено право выбора способов реализации образовательной деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического коллектива Организации и других участников образовательных отношений, а также с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их индивидуальных потребностей и интересов. При организации образовательной деятельности по направлениям, обозначенным образовательными областями, необходимо следовать принципам Программы, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования и другим. Определяя содержание образовательной деятельности в соответствии с этими принципами, следует принимать во внимание разнообразие интересов и мотивов детей, значительные индивидуальные различия между детьми, неравномерность формирования разных способностей у ребенка, а также особенности социокультурной среды, в которой проживают семьи воспитанников, и особенности места расположения Организации.

Примером вариативных форм, способов, методов организации образовательной деятельности могут служить такие формы как : образовательные предложения для целой группы (занятия), различные виды игр, в том числе свободная игра, игра-исследование, ролевая, и др. виды игр, подвижные и традиционные народные игры; взаимодействие и

общение детей и взрослых и/или детей между собой; проекты различной направленности, прежде всего исследовательские; праздники, социальные акции т.п., а также использование образовательного потенциала режимных моментов.

Все формы вместе и каждая в отдельности могут быть реализованы через сочетание организованных взрослыми и самостоятельно инициируемых свободно выбираемых детьми видов деятельности.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников.

Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития.

Работа строится в режиме диалога, основанного на уважении, сопереживании и искренности.

Планирование образовательной деятельности.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей предметно-пространственной среды.

Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Режим дня и распорядок.

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня , устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч. программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно - эпидемиологических требований.

Старший воспитатель И.В. Ануфриева,

МДОУ «Детский сад «Колокольчик»

р.п. Духовницкое Саратовской области

К будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающий степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. В. А. Сухомлинский

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Одним из положений Плана действий по обеспечению введения ФГОС ДО является положение о введении Федерального реестра примерных основных образовательных программ, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. На сегодняшний день федеральный реестр примерных основных общеобразовательных программ находится в стадии разработки. Сайт реестра: fgosreestr.ru

Проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования размещены на сайте федерального государственного автономномного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») : www.firo.ru . Однако, официальный статус эти программы получат только после включения в реестр. На нашем сайте мы публикуем список этих программ со ссылками на издательства, которые их выпускают. На сайтах издательств Вы можете ознакомится с проектами, презентациями программ, сопутствующей методической литературой.

Образовательные программы дошкольного образования, соответствующие ФГОС ДО:

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы » / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Материал nsportal.ru

Гризик Т. И. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС» | Образование ДОШКОЛЬНИКА

Данный товар является частью учебно-методического комплекта (УМК) «Программа «Радуга»»

Нет в продаже

Программа «Радуга» разработана по заказу Министерства образования РФ и используется в дошкольных образовательных учреждениях более 20 лет, прошла апробацию в разных регионах России и подвергалась независимой экспертизе.

Программа адресована массовому детскому саду и одновременно позволяет реализовать индивидуальный потенциал каждого ребёнка.

В 2014 году примерная основная образовательная программа «Радуга» была переработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Обновлённая «Радуга» предназначена для работы с детьми в возрасте от 2 месяцев до 8 лет и направлена на реализацию всех пяти образовательных областей, определённых Стандартом, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств ребёнка.

Она обеспечивает позитивную социализацию детей, сохранение и укрепление их здоровья, а также формирование предпосылок учебной деятельности. Программа реализует принципы полноценного проживания ребёнком дошкольного периода детства, индивидуализации образовательного процесса, поддержки детской инициативы в различных видах деятельности. Программа поможет педагогам организовать работу в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования и обеспечить системную подготовку к последующей ступени образования – школе.

Переработанная программа позволит практическим работникам дошкольного образования в переходный период в отсутствие экспертизы примерных образовательных программ дошкольного образования начать внедрять в практику работы дошкольной организации Стандарт дошкольного образования и скорректировать основную образовательную программу дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО.

Предисловие к книге Гризик Т. И. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС»

Примерная основная образовательная программа как средство реализации ФГОС дошкольного образования

Утверждение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО, Стандарт) является следствием принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором за дошкольным образованием впервые закрепляется статус уровня общего образования в системе непрерывного образования Российской Федерации.

В новом законодательстве Российской Федерации об образовании образование декларируется как общественно значимое благо, осуществляемое в интересах человека, семьи, общества и государства, рассматривается как важнейшая социальная деятельность общества и как ресурс его развития.

Стандарт дошкольного образования принимается в России впервые. Он является наукоёмким и отражает современные достижения отечественной и мировой психологической и педагогической науки и практики. Стандарт позволяет, с одной стороны, утвердить и защитить специфику дошкольного детства как психологически особого периода развития ребёнка, а с другой - обеспечить целостность и преемственность системы российского образования.

Цель ФГОС ДО - выразить запросы, предъявляемые к образованию государством, обществом и семьёй в интересах растущей и развивающейся личности. В самом общем виде они выглядят так:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
  • обеспечение вариативности содержания программ дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования фиксирует совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В его основе лежат следующие принципы:

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека; самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни, значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребёнком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) , педагогических и иных работников организации) и детей;

3) уважение к личности ребёнка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Стандарт направлен на решение следующих задач:

1) охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) ;

3) обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования) ;

4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5) объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

6) формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

7) обеспечения вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

9) обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре основной образовательной программы дошкольного образования, разрабатываемой и утверждаемой дошкольной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учётом Примерных основных образовательных программ, и её объёму;
  • условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
  • результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.

ФГОС ДО является также основой для разработки вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования, которые, в свою очередь, используются дошкольными организациями в качестве обязательной части своей образовательной программы.

Таким образом, следуя положениям Стандарта дошкольного образования и нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», примерная основная образовательная программа должна соответствовать ФГОС ДО и обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, а также должна быть направлена на решение задач, установленных Стандартом, и на:

  • создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности;
  • создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Примерная основная образовательная программа «Радуга» (далее - Программа «Радуга») создана как психологически ориентированная программа. Перечисленные выше принципы были положены в её основу при создании, и в настоящий момент новая редакция Программы «Радуга» использует многолетний продуктивный опыт реализации на практике этих принципов во всех регионах России (Краснодар, Ставрополь, Мурманск, Пермь, Вологда, Вятка, Псков, Нижний Новгород, Великий Новгород, Тольятти, Челябинск, Лангепас, Нижневартовск, Тюмень, Уфа, Нефтекамск, Красноярск, Комсомольск-на-Амуре, Рязань, Тула, Тверь, Москва, Когалым, Якутск, Екатеринбург, Сочи, Курск, Орёл и др.) в самых разнообразных условиях. Программа «Радуга» полностью методически обеспечена и предоставляет педагогу поддержку в виде комплекта, включающего в себя:

  • описание педагогической работы по реализации в образовательном процессе содержания всех образовательных областей - социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие;
  • описание взаимодействия педагогов с детьми в основных формах детской деятельности - игровой, творческой изобразительной, речевой, музыкальной, театральной, исследовательской; общении; познании; начальных формах трудовой и учебной деятельности;
  • формы организации жизни детей в детском саду и систему планирования образовательной деятельности по всем возрастным группам;
  • комплект пособий для детей по всем возрастным группам;
  • описание системы управления образовательной организацией, которая позволяет обеспечить создание в образовательной организации требуемых Стандартом психолого-педагогических условий.

Вместе с тем данная редакция Программы «Радуга» представляет актуальные результаты работы авторского коллектива, которые отражают требования ФГОС дошкольного образования, потребности семьи и общества в развитии дошкольного образования, особенности социокультурной ситуации развития современного ребёнка.

«Радуга» - примерная основная образовательная программа, соответствующая ФГОС дошкольного образования и направленная на развитие ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет во всех образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках в условиях детского сада.

Иллюстрации к книге Гризик Т. И. «Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Проект. ФГОС»

Материал edu.shopping-time.ru

должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека плана по физической культуре к примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В картотеке представленны программные задачи и основные движения для дошкольников на весь учебный год....

Картотека ОРУ к примерной основной образовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

В картотеке представлены общеразвивающие упражнения для физкультурных занятий на весь год....

Отчет об организации развивающей предметно - пространственной среды группы в соответствии с учетом ФГОС ДО и примерных основной образовательной программой дошкольного образования. »

Отчет об организации развивающей предметно-пронстранственной среды группы для аттестации...

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100»

При организации развивающей предметно-пространственной среды в групповом помещении я учитываю максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, что способствует развитию личности каждо...

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года) . представлен на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образован

Проект рабочей программы педагога ДОУ с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (первая младшая группа, 2-3 года) . представлен на основе примерной основ...

ПАМЯТКА для педагогов и родителей. "ИНФОРМАЦИЯ О ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 20.05.2015г."

ИНФОРМАЦИЯО ПРИМЕРНОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол №2/15 от 20.05.2015г.) ...

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) , разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Под ред. / Т. И. Бабаева, А. Г. Гого

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста (шестого года жизни) ,разработана на основе примерной основной образовательной программы дошкольного обра...

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа педагога ДОУ с учетом Федерального государственного стандарта дошкольного образования (подготовительная группа, 6-7 лет) составлена на основе примерной основной образовател...

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100»

Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», «Детский сад 2100»...

Рабочая программа на первую младшую группу...

Боякова Е.В.,
канд. пед. наук, старший научный сотрудник Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, Москва

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (далее — Примерная программа) одобрена решением федерального учебно-методического объединения 20 мая 2015 г. и размещена в Реестре примерных основных образовательных программ. ФГОС ДО, следуя Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», предписывал создание нескольких примерных программ. Это повлекло за собой переработку существующих комплексных программ, созданных разными авторскими коллективами. И практики, и разработчики ФГОС ДО, и авторы программ осознавали важность сохранения ценного и уникального опыта вариативности организации и содержания дошкольного образования, накопленного за предыдущие 20 лет.

В общеобразовательной школе складывалась несколько иная ситуация. В ней на основе одной примерной программы существовали программы разных авторов по всем учебным предметам. Основным их воплощением стали учебники. Приведем пример с начальной школой: в федеральном перечне учебников, рекомендуемых к применению при обучении по образовательным программам начального общего образования в 2014/15 уч. г., к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы по математике допускались 11 завершенных предметных линий (11 авторских учебников для 1—4-х классов). По русскому языку — 13, по музыке — 8. Именно за счет учебников поддерживается вариативность образования.

Основной посыл к регламентации содержания образования появился с первыми государственными программами . До 1990-х гг. роль стандартов выполняла программа воспитания и обучения, в которой прописывалось всё: цели, задачи, образовательная нагрузка на неделю, задачи по кварталам, репертуар и перечень литературы.

В 1990-е гг. предпринималась попытка создания стандартов. Их назвали Временные требования. Их разработка была связана, в первую очередь, с появлением нескольких вариативных программ вместо одной единственной. И, во-вторых, с намерениями вступления в Болонский процесс. За 20 лет детские сады приобрели бесценный опыт свободного педагогического творчества и работы в полипрограммной среде. Развивались новые формы дошкольного образования. Например, разработан и внедрен опыт вариативной организации дошкольных групп: группы кратковременного пребывания, центр игровой поддержки, консультационный пункт, семейный детский сад, группы ранней помощи и др.

В 2013 г. принят стандарт дошкольного образования, который теперь определяет требования к организации, содержанию и качеству работы детского сада.

Примерная программа как документ вызывает многочисленные вопросы у педагогов. Попробуем ответить на некоторые их них.

Что такое примерная программа?

В пункте 10, ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что примерная основная образовательная программа — это учебно-методическая документация, определяющая «рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат ока-зания государственных услуг по реализации образовательной программы».

На основании каких документов разрабатывается примерная программа дошкольного образования?

Примерная программа разрабатывается на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Где найти утвержденную примерную программу?

Одобренные примерные программы обнародуются Минобрнауки России на сайте «Реестр примерных основных образовательный программ» (http://fgosreestr.ru). Реестр примерных программ является общедоступной государственной информационной системой.

Из каких частей (компонентов) состоит примерная основная образовательная программа дошкольного образования?

Примерная основная образовательная программа имеет сложную структуру, описывающую все составляющие образовательного процесса .

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка. Разъясняет цели, задачи примерной программы, принципы и подходы к ее формированию.
1.2. Планируемые результаты в виде целевых ориентиров (младенческий, ранний и дошкольный возраст).
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности.
2. Содержательный раздел
2.1. Общие положения.
2.2. Описание образовательной деятельности по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие) в младенческом, раннем и дошкольном возрасте.
2.3. Взаимодействие взрослых с детьми.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников (в виде целей и задач сотрудничества с родителями или законными представителями).
2.5. Программа коррекционно-развивающей работы с деть-ми с ОВЗ (основные задачи и установки составления адаптированной образовательной программы).
3. Организационный раздел
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка.
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
3.3. Кадровые условия.
3.4. Материально-техническое обеспечение.
3.5. Финансовые условия.
3.6. Планирование образовательной деятельности.
3.7. Режим и распорядок дня.
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания примерной программы.
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов.
3.10. Литература .

Следуя специфике дошкольного образования, в примерной программе отсутствуют примерный учебный план, примерный календарный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей). Структура Примерной программы отличается от требований к структуре основной образовательной программы, декларируемых стандартом. ДОО должны принимать во внимание ее рекомендации. Основным же документом, регламентирующим структуру основной образовательной программы, служит образовательный стандарт.

Что такое развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Примерной программе?

«Оценивание качества, т.е. оценивание соответствия образовательной деятельности, реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы* в дошкольном образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в процессе образовательной деятельности.

Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой, предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых Организаций, включая психолого-педагогические, кадровые, материально-технические, финансовые, информационно-методические, управление Организацией и т.д.

Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы» .

В Примерной программе, вслед за стандартом, подчеркивается, что достижение целевых ориентиров не может оцениваться, не служит критерием уровня развития детей, не может являться основанием оценки качества образования в конкретной ДОО.

Как же отслеживать качество?

Примерной программой пре-дусмотрена система мониторинга динамики развития детей, их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и педагогической диагностики. Оцениваются не дети, а действия педагога. Эффективность педагогической деятельности устанавливается для ее корректировки с целью создания оптимальных условий для развития всех воспитанников.

Приводятся примеры возможного способа регистрации наблюдений и педагогической диагностики: фиксация достижений детей в портфолио, карте развития ребенка, шкалах индивидуального развития.

Дошкольной организации предоставляется право «самостоятельного выбора инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики» .

В Примерной программе заложены три уровня оценки качества образовательной деятельности: диагностика ребенка (для корректировки педагогических воздействий и планирования индивидуальной работы), внутренняя (в том числе самооценка ДОО), внешняя (в том числе профессиональная и общественная независимая экспертиза).

В Примерной программе подробно прописаны задачи оценки качества, решаемые в ДОО, критерии (психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы, уровень образовательного процесса и др.) и участники реализации системы оценки качества (педагоги, администрация ДОО, родители и др.) .

На что ориентирована система оценивания качества образования на уровне дошкольной организации?

В первую очередь, на оценку условий реализации основной образовательной программы по пяти образовательным областям. Система оценки качества должна обеспечивать открытость, учитывать предпочтения семей воспитанников и их удовлетворенность дошкольным образованием, иметь единые критерии и условия для самоанализа и внешней экспертной оценки. Деятельность организации не может оцениваться на основе данных об индивидуальном развитии ее воспитанников. В Примерной программе подчеркивается, что исключается унификация. Система оценки качества дошкольного образования должна поддерживать «вариативность программ, форм и методов дошкольного образования» .

Что такое рамочный характер Примерной программы?

Примерная программа представляет модули, из которых каж-дая дошкольная образовательная организация составляет свою основную образовательную программу. Основная программа разрабатывается самостоятельно с учетом специфики каждого детского сада.

Может ли организация составить основную программу без использования комплексной программы?

В пункте 6 ст. 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» записано: «Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования» . Такое же требование прописано в п. 2.5 ФГОС ДО . В комментариях к стандарту (письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 № 08-249) уточнено, что термин «с учетом» означает право, а не обязанность .

Таким образом, обязательным является следование образовательному стандарту. Примерная программа выступает моделью разработки и применения целей, содержания, условий и результатов, указанных в стандарте. Образовательная организация может составить свою программу на основе ФГОС ДО и с учетом примерной программы. Однако этот процесс очень трудоемкий и предполагает наличие не только практических педагогических умений, но и владение навыками ведения научной работы, написания документов. Для ДОО удобнее и привычнее использовать комплексные программы. Они, как правило, составляются авторскими коллективами, где каждый разрабатывает ту образовательную область (или ее часть), которой он посвятил многие годы своей педагогической и научной деятельности. Они создаются в помощь педагогам. В качественных современных программах всегда заложена возможность педагогического творчества.

Реализовать свои творческие возможности в полной мере педагоги могут в части основной программы, формируемой участниками образовательных отношений. Здесь можно использовать как уже существующие парциальные программы по всем линиям развития, так и разработанные в образовательной организации.

Что необходимо учитывать при составлении основной образовательной программы?

В первую очередь — особенности конкретного детского сада. Ведь каждая образовательная программа уникальна, как уникален каждый детский сад. Программа должна учитывать условия, уже созданные в ДОО, тот опыт, который хорошо себя зарекомендовал и принес положительные результаты работы. Важно осознать и сформулировать цели, которых хочет достичь педагогический коллектив в будущем с опорой на имеющийся опыт, сложившиеся традиции, кадровый потенциал и возможности педагогов.

При составлении раздела, описывающего материальные условия, необходимо проанализировать те, что есть на сегодняшний день, и возможности развития материальной базы, которые реально реализовать при кратко- и долгосрочном планировании.

Для повышения качества образования учитываются условия социального окружения. Безу-словно, возможности больших городов и поселков различаются. В городе значительно лучше развита инфраструктура, но мобильность детей во время нахождения в детском саду ниже. Существуют ограничения на вывоз организованных групп. Поэтому выездная часть культурно-досуговой деятельности переносится в семью. В небольших городах инфраструктура скромнее, но есть возможности выходить за пределы ДОО организованной детской группой.

Образовательная программа составляется с учетом мнения родителей. И их контингент, готовность участвовать в работе детского сада, потребности должны учитываться. Кому-то важно, чтобы ДОО была рядом с домом и ребенка научили читать. Другому хочется, чтобы ребенок занимался в детском саду искусством, музыкой, театром, получал как можно больше разнообразных впечатлений. Такой детский сад должен развивать спектр дополнительных образовательных услуг, комплектовать парциальные программы в части, реализуемой организацией, с учетом пожеланий родителей. При составлении образовательной программы рекомендуется учитывать региональную и национальную специфику, имеющийся опыт инновационной работы организации.

Разработчики примерной программы предлагают учитывать размер образовательной организации. Хотя этот параметр в большей степени скажется на размерах государственного задания и материальном обеспечении образовательного процесса.

При содержательном наполнении программы, выборе направлений, предоставляемых в рамках 40%, формируемых ДОО по своему усмотрению, надо учитывать интересы всех участников образовательного процесса: детей, родителей; не забывать интересов педагогов. Если воспитатель увлекается экологией, не стоит навязывать ему углубленную работу по развитию математических способностей. Пусть он занимается математическим развитием детей на достаточном, но не повышенном уровне. Если музыкальный руководитель не работает углубленно с фольклором или не является последователем системы К. Орфа, а руководителю организации хочется, чтобы все обязательно играли на блок-флейте, получить высокие результаты педагогической работы по навязанной программе будет невозможно. Менять педагога под программу — не лучший выход. Нельзя забывать, что его личность имеет огромное значение. Передачу знаний и опыта от мастера к ученику «глаза в глаза» нельзя снимать со счетов.

Примерная программа служит моделью образовательного процесса. Основная программа каждого детского сада конструируется с использованием материалов вариативных программ дошкольного образования. В п. 1.1.1 примерной программы сказано, что детские сады при разработке основной образовательной программы «смогут выбрать и использовать в своей работе образовательные программы, ... а также подобрать необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту» .

Как выбрать комплексную и парциальные программы?

Нужно руководствоваться теми же принципами, что и при составлении основной образовательной программы. Все авторы комплексных программ понимают, что если их творческий продукт не будет соответствовать ФГОС ДО и Примерной программе, по ней никто работать не будет. Поэтому можно выбирать любую. Если она еще и прошла независимую профессиональную экспертизу, такой программе можно доверять. Важно, чтобы выбранная программа соответствовала возможностям дошкольной организации, поставленным целям и задачам.

К сожалению, еще сохранилась традиция навязывания программ вышестоящими органами образования. Детским садам говорят, что они должны работать по «такой-то» программе, поскольку она лучшая. Эти действия не соответствует ни требованиям времени, ни законодательству. От того, насколько педагогический коллектив готов реализовывать ту или иную комплексную программу, зависят качество педагогического труда и достижения образовательной организации. Унификация содержания образования облегчает образовательный аудит, но не улучшает качество.

В методических рекомендациях к Примерной программе приводится иной алгоритм ее применения и выбора комплексных и парциальных программ. Предлагается исходить из принципа, по которому обычно формулируются задачи годового плана. В конце учебного года анализируются результаты, находятся уязвимости и формулируются задачи будущего учебного года, которые помогут улучшить результаты.

Основная образовательная программа — документ, который не составляется заново ежегодно, а только корректируется. Поэтому она не должна ставить мелких задач, которые формулируются и решаются с помощью годового плана. Если есть недостатки в работе по каким-то направлениям, нужно направить педагогов на курсы повышения квалификации, пригласить в детский сад специалистов, которые помогут качественно преодолеть пробелы, организовать обмен опытом педагогов-наставников с испытывающими трудности коллегами, провести семинары-практикумы и др.

Могут ли разные группы детского сада работать по разным комплексным программам?

Согласно п. 2.2 ФГОС ДО, «структурные подразделения одной Организации (далее — Группы) могут реализовывать разные Программы» . (В данном случае имеются в виду основные программы.)

Если организация имеет кадровый и материальный потенциал для работы по разным комплексным программам, нормативные документы это позволяют. Сложность заключается в том, что придется составлять несколько основных образовательных программ или разрабатывать разделы основной программы с учетом каждой комплексной программы. Такой подход усложняет организацию воспитательно-образовательного процесса, методическую работу и увеличивает количество оформляемых документов.

Если в детском саду есть коррекционные группы, группы кратковременного пребывания и др., для них в обязательном порядке пишется своя основная образовательная программа.

Как планировать образовательную работу ДОО?

Примерная программа оставляет за педагогами и образовательной организацией право гибкого планирования. Каждый детский сад составляет план работы на базе основной образовательной программы и в соответствии с наличными материально-техническими условиями, возможностями и потребностями детей, педагогов и родителей.

Планирование должно опираться на результаты экспертизы качества (внутренней и внешней). Важно создать условия для развития каждого ребенка.

Составители примерной программы в п. 3.6 подчеркивают: «Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы» .

Такие рекомендации можно найти, например, в журнале «Управление ДОУ» (№ 3, 4, 5 за 2015 г.). Несколько номеров посвящено содержанию работы по образовательным областям: социально-коммуникативное (№ 1/2015), речевое (№ 7/2015), художественно-эстетическое (№ 8/2014), физическое развитие (№ 1/2016). Глубокая проработка разных аспектов воспитательно-образовательной работы детского сада в соответствии со ФГОС ДО и современными тенденциями развития отрасли присутствует в тематических номерах журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ», в приложениях к журналу. Интересные материалы с опытом работы приходят из регионов. Региональные номера — уникальное явление, воплощение вариативности, учета региональных и национальных особенностей, копилка, которая открыта для всех.

Какой распорядок и режим дня устанавливает Примерная программа?

В Примерной программе рекомендуется составлять распорядок и режим дня исходя из санитарно-гигиенических требований, потребностей участников образовательных отношений, используемых авторских программ, основной образовательной программы организации.

Каждая организация устанавливает режим дня и распорядок работы самостоятельно. Еще раз обратим внимание на то, что в первую очередь необходимо учитывать санитарные нормы, так как сохранение здоровья детей — задача первостепенной важности. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки для детей от 1 года до 7 лет указан в п. 11.9—11.13 -СанПин 2.4.1.3049-13 (см. таблицу).

Должна ли ДОО включать в основную образовательную программу литературу, которая дается в Примерной программе?

Разработчики Примерной про-граммы привели список той литературы, на основе идей которой разрабатывалась программа. В основной образовательной программе каждый детский сад указывает свой список в соответствии с выбранной комплексной программой и программами, используемыми в части, формируемой им самостоятельно. Этот список должен быть предельно конкретным. Он составляется не для проверяющих, а для повседневной работы педагогов ДОО. В соответствии с лицензионными требованиями «возраст» основной литературы в гуманитарных отраслях, к которым относится дошкольное образование, — не старше 5 лет с даты последнего издания. Дополнительной любой год выпуска. В перечень дополнительной литературы целесообразно включать статьи из журналов. Например, из журнала «Методист ДОУ», пользующегося популярностью у педагогов за его практическую направленность и жизненность публикуемых материалов.

В советское время все педагоги подписывались на газеты и единственный профессиональный журнал. Сегодня подписка на журналы — уникальная возможность постоянного повышения квалификации. Профессия педагога обязывает учиться всю жизнь. Нужно всегда быть в курсе новых технологий, держать руку на пульсе.

Ежемесячно читать профессиональный журнал, знакомиться с чем-то новым — это характеристика профессионального и культурного уровня. Сведения из Интернета еще очень долго не заменят печатные издания. Как написал Умберто Эко: «Не надейтесь избавиться от книг». Во-первых, электронные научно-практические журналы по педагогике и психологии у нас не очень широко распространены. Наиболее доступна электронная версия печатного издания. Во-вторых, печатный вариант журнала или книги удобнее использовать в работе. Хотя бы потому, что далеко не все рабочие места педагогов и руководителей ДОО укомплектованы компьютером (тем более планшетом) с бесплатным подсоединением к «всемирной паутине». В-третьих, «конспектики» и другие разработки, почерпнутые с общедоступных интернет-сайтов, не проходят экспертной оценки, а значит, не могут гарантировать качество.

Соответствуют ли статьи журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ» ФГОС ДО?

Введению ФГОС ДО в практику работы дошкольных организаций журналы посвятили несколько специальных выпусков. В каждом номере «Управления ДОУ» публикуются статьи, относящиеся непосредственно к работе по ФГОС ДО. Каждая поступающая на рассмотрение статья анализируется с точки зрения актуальности, научной обоснованности, соответствия ее содержания требованиям нормативных правовых документов. Только после этого принимается решение о допуске материала к печати. Поэтому на поставленный вопрос о соответствии статей в указанных журналах ФГОС ДО можно дать утвердительный ответ.

Задаваясь вопросом о соответствии статей ФГОС ДО, необходимо понимать специфику научно-практического журнала вообще и этапы прохождения научного знания в целом. Самое новое научное знание, как правило, докладывается на научно-практических конференциях и публикуется в их тезисах. После научной проверки всех полученных результатов и формулировки выводов материал исследования публикуется в научных статьях. При накоплении значительного научного опыта, его обобщении и методологическом осмыслении он попадает в научную монографию. Проверенное научное знание составляет основу учебников для вузов. И только те сведения, которые прошли многолетние испытания и не вызывают дискуссий, попадают в школьные учебники. Пошаговые методические разработки публикуются в методических рекомендациях и пособиях.

Из этой цепочки видно, что содержание журнала прежде всего направлено на трансляцию нового знания. Хороший журнал обеспечивает зону ближайшего развития педагога или даже горизонты профессионального развития. Читать то, о чем всем известно, не интересно. Педагогический журнал должен распространять передовой опыт. На этот принцип ориентируется редакция журналов «Управление ДОУ» и «Методист ДОУ».

Какими нормативными правовыми и нормативно-методическими документами регулируется работа ДОО по Примерной программе?

Перечень документов приведен в п. 3.9 Примерной программы . Список можно дополнить следующими источниками:

— Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена 20.05.2015);
— Методические рекомендации по использованию Примерной основной образовательной программы дошкольного образования при разработке образовательной программы дошкольного образования в образовательной организации , можно использовать иные сборники документов .

Основная образовательная программа дошкольного образования – это нормативно-управленческий документ дошкольной образовательной организации, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации воспитательно-образовательного процесса. Программа разрабатывается, утверждается и реализуется образовательной организацией в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной образовательной программы дошкольного образования.

Программа должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое.

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании», каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).



Парциальные (специализированные, локальные)- включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. Васильевой

Программа «Радуга»

Программа «Из детства в отрочество»

Программа «Детство»

Программа «Истоки»

Программа «Развитие»

Программа «Кроха»

Парциальные программы дошкольного образования

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

Программы экологического воспитания

Программы художественно-эстетического цикла

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программы физического развития и здоровья дошкольников и др.

О современных программах для дошкольных образовательных учреждений

Программы, разработанные авторскими коллективами в нашей стране или заимствованные из зарубежной педагогики, имеют несомненные достоинства, оригинальность подходов к построению педагогической работы и разнообразие взглядов на ребенка и его развитие. Вместе с тем каждая программа может содержать такие особенности, которые не всегда бесспорно могут быть приняты каждым педагогом. Необходима большая внутренняя оценка того, близка ли теоретическая концепция той или иной программы мировоззрению педагога. Формальное перенесение любой самой замечательной программы в существующую педагогическую ситуацию не сможет привести к положительному эффекту. Поэтому знание разнообразных подходов в организации педагогического процесса весьма полезно и перспективно для будущих педагогов.

Многие программы были разработаны серьезными учеными или большими научными коллективами, которые в течение многих лет апробировали экспериментальные программы на практике. Коллективами дошкольных учреждений в содружестве с квалифицированными методистами тоже создавались авторские программы.

С целью защиты ребенка от некомпетентного педагогического воздействия в условиях вариативности образования Минобразованием России в 1995 г. было подготовлено методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации», где указывалось, что комплексные и парциальные программы должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и должны обеспечивать:

Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Интеллектуальное развитие ребенка;

Создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;

Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

В рекомендациях говорится, что программы должны предусматривать организацию детской жизни на занятиях, в нерегламентированных видах деятельности и в свободное время, предусмотренное для ребенка в детском саду в течение дня. При этом должно быть заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей в разных ее видах (игре, конструировании, изобразительной, музыкальной, театрализованной и других видах деятельности).

В настоящее время опубликованы и распространены через разнообразные педагогические семинары всевозможные программы и руководства по воспитанию и обучению детей в дошкольном учреждении. Ряд программ - результат многолетней работы научных и научно-педагогических коллективов. Все эти программы показывают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду. Именно педагогическому коллективу предстоит выбрать ту программу, по которой данное дошкольное учреждение будет работать.

В продолжение темы:
Уголовные

Как гласит мудрое высказывание: «Все гениальное – просто!». Это можно сказать об удивительном, оригинальном и легком десерте, для которого понадобится шоколадка и слоеное...

Новые статьи
/
Популярные