Рисование плоских предметов геометрической формы. Рисуем простые предметы

Опорный план-конспект уроков

по учебному предмету «Рисунок»

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы

в области изобразительного искусства «Живопись»

(уровень реализации полного курса – 5 лет,для учащихся возраста 11 - 16 лет)

Составитель: Останина Надежда Юрьевна, преподаватель

Предмет: рисунок

Класс: 1 «А» (возраст – 11 лет)

Даты проведения:

15.10.2015г. – 3 часа

22.10.2015г. – 3 часа

Тема: «Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия»

Тип урока: Комбинированный урок

Материал, формат: графитный карандаш «Т», «ТМ», «М», плотная бумага формата А4, стирательная резинка.

Цель: понятие «композиция», «симметрия», «асимметрия» в учебном рисунке.

Задачи:

Формирование у учащихся эстетического, художественного вкуса при выполнении рисунка, способствовать развитию у учащихся пространственного мышления, фантазии, творческих способностей;

Познакомить учащихся с понятием «орнамент», видами орнамента. Рассказать об особенностях орнамента, о связи композиции орнамента с формой, передаче выразительности и богатства узора;

Формирование эстетического вкуса;

Совершенствование техники работы штрихом.

Задание: выполнить копирование декоративных народных орнаментов

Зрительный ряд:

    дидактические материалы «Декоративные народные орнаменты»

    образцы работ из фонда

ПЛАН УРОКА

I . Организационный момент

II . Сообщение темы и задач урока

III . Основная часть

Несложно орнаменты нарисовать:

Берёшь элементы, рисуешь их в ряд.

И вот уже виден орнамент в рисунке,

И вот уже звёздочки ярко горят.

А также листочки и линии можно,

И птиц, и зверюшек... Поверьте, друзья!

Придумать орнаменты вовсе несложно,

И лишь без фантазии в этом деле нельзя!

1. История развития орнамента

Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов.

Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.

Орнамент может быть живописным или скульптурным. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.

Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.

Русский орнамент.

Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.

На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.

Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.

2. Виды орнамента

Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный, замкнутый, сетчатый.

Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” . “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.

Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.

Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.

Кроме того, орнаменты делятся наплоскостные и рельефные. Плоскостной орнамент представляет украшение, выполненное на плоскости с помощью линий. Плоскостные орнаменты применяются при украшении одежды, росписи стен зданий в виде бордюров.

Рельефные или выпуклые орнаменты представляют собой украшение, выполненное на дереве, камне, металле, кости при помощи специальных инструментов. Рельефные орнаменты применяют для украшений зданий.

Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива.

Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции.

В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и зооморфный.

В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованы из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в зооморфном – силуэты животных.

Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

После беседы учащимся предлагается для закрепления материала ответить на следующие вопросы:

1. Какие основные виды орнаментов бывают?

2. Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

Практическая работа: копирование декоративных народных орнаментов

(работа с дидактическими материалами)

IV . Итог урока

Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце каждого занятия.

Выставление оценок (проводится в конце каждого занятия)

Критерии оценки работы:

    грамотность изображения симметричных изображений;

    соблюдение симметрии и ритма в орнаментах;

    культура исполнения штриховки;

    цельность изображения

V . Д/З Рисование простых плоских предметов

Литература:

1. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.методическое пособие/ под ред. Т.Я. Шпикаловой, Т.А. Поровской. - М: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000.

2. Маслова, Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М.: Наука, 1978. – 216 с.

3. Фокина, Л.В. Орнамент: учеб. пособие / Л.В. Фокина. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000. – 96 с.

4. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Дидактические материалы для обучающихся


Рисование плоских предметов геометрической формы. Начальные упражнения по рисованию.

В любом рисунке каждое прикосновение карандаша к бумаге уже несет определенный смысл, связанный с тем, что здесь в качестве элемента изображения выступает что-либо характерное, имеющее конкретные очертания, что-то напоминающее зрителю. У профессионального художника в этом элементе изображения сразу видны геометрическая правильность очертаний, разумное сочетание штрихов и линий. Он этому научился, работая в студенческие годы упорно, настойчиво и терпеливо над всеми заданиями, даже если они ему иногда казались скучными и неинтересными, шел к профессиональному мастерству трудно, овладевая необходимыми теоретическими знаниями и умениями.

Первые практические упражнения, направленные на освоение техники рисования, следует начать с проведения от руки прямых линий и делением их на четное и нечетное число равных частей. Однако начинающему рисовать провести прямую линию от руки нелегко.

Происходит это и от неуверенности, и от привычного использования в таких случаях линейки. Неуклюжие следы карандаша на бумаге разочаровывают учащегося, ему хочется взять линейку. Этого делать не следует. Учиться рисовать – значит постепенно обретать знания, умения, навыки, уверенность в себе, твердость руки, все более умело держащей карандаш. Итак, все линии в рисунках проводят от руки. Первое упражнение – проведение прямых линий в горизонтальном направлении. Прежде чем провести первую прямую, нужно освоить движение руки слева направо, обязательно с карандашом.

Такая «гимнастика» движений руки, правильно держащей карандаш, помогает рисующему обрести легкость и свободу и в нужный момент начать проведение прямых, одновременно следя за горизонтальной кромкой листа бумаги, как за ориентиром параллельности проводимых линий. Вскоре каждая новая прямая становится все более точной и четкой, и учащийся начинает замечать, что его постепенно оставляют скованность и напряженность.

Большую пользу рисующему в этих первоначальных упражнениях приносит приколотый к планшету лист бумаги, который должен быть неподвижным, что развивает двигательную координацию руки, глазомер и чувство пропорции. Вредная привычка вращать бумагу при выполнении рисунка тормозит процесс обучения рисованию. При неподвижности бумаги начинающий рисовать постоянно видит горизонтальные и вертикальные кромки листа, строго параллельные краям планшета, а это способствует собранности и «корректирует» глаз при построении вертикальных и горизонтальных направлений формы предмета.

В процессе проведения прямых линий полезно работать обеими руками, выполняя задание одновременно двумя карандашами и в разных направлениях. Такое занятие раскрепощает рисующего, а результаты работы придают уверенность в своих силах. Второе упражнение – проведение прямых линий с вертикальными и наклонными параллелями. Эти упражнения направлены на дальнейшее развитие глазомера и чувства пропорций. Одна из основных задач изучения основ изобразительной грамоты – соблюдение пропорциональных отношений.

Чувство пропорций развивается при делении прямых линий на равные отрезки. Сначала линию делят пополам, затем на четыре равные части, на восемь и более четных частей. Труднее делить прямую на нечетное число равных частей. При выполнении этого упражнения следует учитывать, что деление прямых линий на равные части требует большой активности и дисциплины учащихся. 2.Лепка. 2.1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Способы отделки

Навыки грамотного рисования и лепки нужны кондитеру для решения творческих задач в его производственной деятельности.Этими задачами являются… В наше время изобразительные навыки практически необходимы представителям… Идея инженера, воплощенная в сделанном им самим наброске карандашом хотя бы на клочке бумаги, становится…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

После освоения рисунка простых геометрических тел и в соответствии с принципами «от простого к сложному» и «от общего к частному» следует перейти к рисованию более сложных форм. К ним, прежде всего, следует отнести предметы быта , такие, как мебель, ящики, коробки, телевизоры, холодильники, книги, посуда и многое другое.

Бытовые предметы , простые и ясные по форме и конструкции, наиболее близки в своей основе к простым геометрическим телам. Геометрические тела: шар, куб, призма, цилиндр, конус, пирамида – составляют основу строения любых сложных форм.


К наиболее простым из них следует отнести предметы, сочетающие в себе одну или две различные геометрические формы. К примеру, возьмем предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, – кружку и песочные часы, где корпус кружки состоит из цилиндра, а песочные часы – из двух усеченных конусов, направленных друг к другу узкими основаниями.


Одну прямоугольную (параллелепипед) геометрическую форму имеют табурет, стол, книга, шкаф, ящик, картонная коробка, холодильник и т.п. Другие предметы содержат в себе две геометрические формы. Например, бидон, основные части которого – корпус и горловина состоят из цилиндров, а соединяющая их часть – из усеченного конуса.

Наиболее сложными по форме предметами являются те, которые сочетают в себе различные геометрические формы. К ним, как правило, относятся сложные тела вращения. Например, глиняный горшок, выполненный на гончарном круге, представляет собой шар, сочетающийся к цилиндром или конусом. Здесь нижний корпус есть шар, а горловина – цилиндр или конус. Подставка основания шара представляет собой усеченный конус с определенной толщиной плашки.

На рисунке показано изображение кувшина, конструкцию которого можно рассматривать двояко. В первом случае она состоит из двух конусов, направленных широкими основаниями друг к другу (корпус), и цилиндра (горловина), во втором – из шара (корпус) и конуса (горловина). При анализе конструкций различных предметов очень важно приучить себя видеть в них совокупность геометрических тел, соединенных между собой в различных сочетаниях.


Предметы, сочетающие в себе различные геометрические формы, имеют более сложную структуру строения. Чем сложнее структура, тем сложнее изображать предмет, так как его конструкция, как правило, скрыта от глаз и выявить ее можно лишь по некоторым характерным признакам.

К таким наиболее сложным по форме предметам можно отнести различные элементы архитектуры и человеческого тела, которые имеют скрытую внутреннюю конструкцию. Это предстоит еще рассмотреть а сейчас перейдем к анализу форм различных предметов быта и их конструктивному построению.


Стул (квадратный в основании)

Вначале рассмотрим более простые предметы, имеющие в основе одну геометрическую форму, близкую к прямоугольной – кубу или параллелепипеду (ящики, коробки, книги, столы, табуретки и т.п.). По мере освоения простых предметов перейдем к рисованию более сложных, сочетающих две геометрические формы – цилиндра и конуса (бидон, пылесос, банка, бутылка, чашка, термос, кастрюля и т.п.).


Тема. Вводная беседа о рисунке. Организация работы.

Вводный теоретический урок. Беседа о предмете рисунок. Организация рабочего места. Правильная посадка за мольбертом. Знакомство с материалами, принадлежностями, инструментами, приемы работы карандашом, постановка руки. Знакомство с понятиями «линия», «штрих», «пятно».

Тема. Графические изобразительные средства.

Проведение вертикальных, горизонтальных, наклонных линий. Понятие «тон», «тоновая растяжка», «сила тона». Выполнение тональных растяжек на усиление и ослабление тона. Выполнение упражнений на деление вертикальных и горизонтальных отрезков линии, на равные (четные и нечетные) части. Использование карандаша как измерительного инструмента. Рисунок шахматной доски. Деление прямоугольника на 16 равных частей. Техника работы штрихом в 2 тона. Рисунок орнамента с использованием геометрических элементов (квадрат, окружность и т д.). Закрепление навыков деление отрезков на равные части и проведения прямых и дугообразных линий. Композиция листа. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисование геометрических орнаментов по памяти, упражнения по выполнению штриховки и тональной растяжки, карандаш Т, ТМ, М.

Тема. Рисунок простых плоских предметов. Симметрия. Асимметрия.

Рисунок простейших плоских природных форм с натуры: листьев, перьев, бабочек, коры деревьев. Копирование рисунков тканей, декоративных народных орнаментов.Понятие «композиция», «симметрия» «асимметрия» в учебном рисунке. Совершенствование техники работы штрихом. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: рисованиепростых плоских предметов.

Тема. Рисунок геометрических фигур и предметов быта. Пропорции. Силуэт.

Тональный рисунок плоских геометрических фигур, различных по соотношению сторон и тону. Понятие «силуэт». Знакомство со способами визирования карандашом. Правильная передача тональных отношений. Зарисовка силуэта сухих растений и трав. Формат А4. Материал – графитный карандаш, гелиевая ручка.

Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки предметов простой формы.

Тема. Зарисовка чучела птицы.

Силуэтные зарисовки чучела птицы. Передача пропорций, развитие глазомера. Формат А4. Материал – графитный карандаш, тушь, кисть. Самостоятельная работа: силуэтные зарисовки по памяти.

Раздел 2. Линейный рисунок

Тема. Зарисовки фигуры человека.

Две схематичные зарисовки фигуры человека в статичном состоянии. Знакомство с основными пропорциями человека (взрослого, ребенка). Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: наброски фигуры человека.

Раздел 3. Законы перспективы. Светотень.

Тема. Линейные зарисовки геометрических предметов. Наглядная перспектива.

Беседа о перспективе. Линейный рисунок геометрических тел, расположенных на разных уровнях. Анализ перспективных сокращений в зависимости от положения уровня глаз рисующего. Применение линий различного характера для выразительности рисунка. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: линейные зарисовки простых предметов.

Тема. Светотеневая зарисовка простых по форме предметов.

Знакомство с понятием «светотень». Тональная зарисовка отдельных предметов быта, фруктов и овощей, простых по форме и светлых по тону (без фона). Светотеневая прокладка тона по теням. Понятие о градациях светотени. Передача объемной формы при помощи светотени. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш.

Самостоятельная работа: светотеневые зарисовки предметов.

Тема. Зарисовка предметов простой формы с учетом тональной окрашенности.

Тональная зарисовка предметов простой формы. Передача формы предметов с учетом тональной окрашенности без фона. Композиция листа. Освещение верхнее боковое. Формат А4. Материал – графитный карандаш. Самостоятельная работа: зарисовки простых предметов с натуры и по памяти.

Раздел 4. Живописный рисунок. Фактура и материальность

Тема. Тональная зарисовка чучела животного (мягкий материал).

Понятие о живописном рисунке. Зарисовки чучела животного. Знакомство с приемами работы мягким материалом. Композиция листа. Пропорции. Выразительность силуэта. Передача материальности меха. Освещение естественное. Формат А4. Материал – уголь, сангина.

Самостоятельная работа: зарисовки животных с натуры и по памяти.

В продолжение темы:
Другие

Психологической агрессии Способы противодействия информационно-психологи- ческой агрессии. Следует исходить из принципа, что лжегу- манная информационно-психологическая...

Новые статьи
/
Популярные