Очаровательная и привлекательная: Зима по-якутски! Якутские украшения: не ради красоты

Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




Танцевальный костюм

Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


Представительская модель одежды "Туйарыма".


Представительская модель одежды "Айыы Куо".

Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



Обувь

Унты и торбаса.





Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



Торбаза




Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.

КУРСОВАЯ РАБОТА

«Якутские узоры и орнаменты»
Орнаменты - это изобразительный фольклор народа. Потому, как вид устного народного творчества, имеет безгранично широкое содержание, разнообразнейшую тематику, неразгаданную языковую и смысловую тайну. Изучая язык фольклора, классифицируя его, создавая словари, мы получаем огромный материал в изучении происхождения своего народа, истории его жизни, определении рода их занятий.
Изучение орнамента -- особый раздел художественной грамоты, необходимый всем, кто имеет дело с оформлением или формированием художественного облика предметов и сооружений.
Якутское народное искусство - значительное явление в культуре народов Сибири. Общепризнан на его самобытность в различных формах бытования. Орнамент является основой декоративно-прикладного искусства любого народа, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как орнаментальное. Якутский орнамент, связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, является неотъемлемой частью его материальной и духовной культуры. Он играет значительную роль как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке
Введение
История возникновения орнамента
Происхождение орнамента доподлинно неизвестно. В нём запечатлено эстетическое осмысление деятельности человека, творчески преобразующей, упорядочивающей природу или религиозного содержания. В орнаменте, особенно в народном творчестве, где он имеет самое широкое распространение, запечатлелось фольклорно-поэтическое отношение к миру. Со временем мотивы утрачивали свой первоначальный смысл, сохраняя декоративную и архитектоническую выразительность. Важное значение в генезисе и дальнейшем развитии орнамента имели эстетические общественные потребности: ритмическая правильность обобщённых мотивов была одним из ранних способов художественного освоения мира, помогающим осмыслить упорядоченность и стройность действительности.
Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Виды орнамента
На протяжении всей истории искусства можно встретить различные виды орнамента. У каждого народа, а иногда даже отдельной его части, может быть, свой орнамент.
Чаще всего мастера сами создавали для своих произведений орнаментальные мотивы. Зачастую художникам удавалось создавать новые оригинальные образцы орнаментов, благодаря умелому использованию мотивов и разнообразию приемов варьирования различных форм.
Мотивы орнамента могут быть из различных областей и сфер, например из геометрии, фауны, флоры; они могут быть очертаниями человеческого тела или окружающих предметов. Мотив, в орнаменте - это его часть, главный его элемент. Мотив может состоять из одного элемента или из многих, оформленных в единое целое.
Орнамент бывает графическим, живописным, скульптурным, геометрическим, растительным. Иногда орнамент может принимать необычные, фантастические формы и включать в себя изобразительные мотивы. Сочетание орнаментов друг с другом, а также с материалом и формой предмета, образует декор, который является характерным для определенного стиля.
Стиль в искусстве различных периодов - это единство системы образов, средств и способов художественного выражения, которые сложились исторически. Основу любого стиля составляет система художественных форм, которые обладают едиными, схожими между собой образами, возникшими в определенных социальных и экономических условиях. Орнамент, является одной, из наиболее важных, составляющих системы образов различных стилей, благодаря которым, можно безошибочно определить принадлежность произведения искусства к тому или иному стилю.

Линейный орнамент. Этот орнамент, найденный при археологических раскопках, широко применялся в старину в орнаментике предметов обихода. И потому на вопрос: "когда же возник тип этого рисунка?" ответить невозможно. Начиная с глиняных горшков, рисунок распространился на бересту, дерево, одежду, металл. Несмотря на то, что используется отдельным рисунком, широко применяют для разделения, украшения других рисунков. Длина достигает от 1-2 мм до 30 мм. В зависимости от материала изготовления применяют ножи, пилы, полукруглые стамески разного размера, напильники. Прост для рисования, потому распространен широко.

Ребристый рисунок, орнамент в виде трав. По мнению некоторых информаторов этот орнамент называют еще "гребенчатым". Но для окончательного объяснения этого названия потребуется время. В старину это означало благодать, урожай. Использовалось для украшения поддонов чорона, для среднего раструпа кытыйи и для др. Название этой группы орнаментов произошло от швов берестяных посуд и имеет название "ребристый рисунок". Место изготовления отмечают "линейный орнамент" вдоль дерева и пользуются полукруглыми стамесками разного размера. Высотой изделия, разнообразным количества, всевозможным сплетением разных узоров разделяют на множество групп. Во всех улусах Якутии имеет ровное распространение.

Орнамент в виде косых линий. В обломках глиняных посуд у народностей Севера встречается редко. Позже развивается в производстве берестяных посуд, в одежде, широко применяется на дереве. Этот орнамент широко пользуется в рисунках кытыйи, кытаха. Например, встречается во внешних швах кытыйи и в медных ободках.

Орнамент в виде нёба (елочка). Вид "елочка", который был широко распространен в старину в шитье одежды. Но как орнамент в виде "косых линий", использовался на дереве не широко. Но все-таки этот орнамент встречается в XVIII-XIX вв. в изделиях для кумысопитья, на мутовке для кумыса, в хамыяхе, в воронке для кумыса. Хотя орнамент не играл всеми цветами радуги, как на одежде, но на дереве глубоко прописался. У народностей Севера известен как орнамент "елочки". В старину применялся для шитья.

Ломаные линии (вид урасы). Орнамент "ломаные линии" взят из шва берестяной посуды. Это геометрический орнамент с длинной историей. В орнаментах народов Сибири встречается постоянно. Этот узор применялся в посуде, в утвари якутов XVIII века. Сплетаясь с другими орнаментами, стал основным рисунком для дерева.

Орнамент в виде сети. Появление этого геометрического рисунка точно не установлено. В деревянных изделиях у якутов этот орнамент заимствован у швов берестяных посуд. Вид этого рисунка делится на многие группы по содержанию и имеет разные названия. Можно смело сказать о том, что вид "сети" для якутов был одним из самых любимых орнаментов.

Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей. Эти орнаменты входят в группу "арочные". Для якутов известен как орнамент в виде " ягоды малины", "ногтей". В старину, изготовив глиняную посуду, в мокром виде вдавливали пальцем или вырезали.
Этот вид орнамента сначала использовался в украшении посуды для кумыса, для сэргэ, а потом с середины XIX века использовался для украшения крышки короба для шитья.

Орнамент в виде коровы. Отсюда начинается группа орнаментов похожих на детскую берестяную игрушку в виде коровы. С XVIII века широко стал распространяться на деревянные изделия. Периодом самого широкого распространения можно считать XIX век.

Сердцеобразный орнамент. Орнаменты в виде сердца, которые широко применялись в орнаментике одежды, берестяной посуды. В деревянных изделиях, чоронах, на воронке для кумыса можно увидеть в XIX-XX веках.

Орнаменты в виде бараньих рогов. Орнаменты не имеют специального якутского названия. Такие орнаменты изображены в изделиях из золота XIX в. Орнамент известен для тюркских народов как орнамент в виде "бараньих рогов". Они имеют древние корни, богатое содержание. Якутские мастера по дереву в своих изделиях их широко применяли и, не утрачивая основного смысла узора, обогатили внешний вид. Этот орнамент не применялся в посуде для кумыса и молочных продуктов
Лировидный орнамент. С этого орнамента начинается группа под символическим названием "лировидные" ("когер"). Широко распространен у коренного населения Сибири, Средней Азии. Специалисты по изучению орнамента их вводят в группу лировидных. Не утрачивая своего первоначального происхождения, рисунок распространен и по сей день. Рисунок широко распространен в местах, где развито коневодство. Потому и является главным рисунком в чепраках, кычыме. Название и внешний вид похожи на кумысную посуду "когер". Об этом рассказывает в своей статье "Лировидный мотив в якутском орнаменте" Ф.М.Зыков. Потому орнамент должен называться "когер ойуу", а не "косюр ойуу", как по М.М.Носову.

Орнамент в виде завитков. Орнаменты "s"-образным элементом имеют одни корни с "когер-ойуу". Широко применялись в деревянной посуде, в предметах обихода в XIX веке. Этот орнамент называется орнаментом в виде завитков. Является основным рисунком нагрудного и наспинного женского украшения. Один вид применяется многократно и потому стал элементом.

Растительный побежок. Группа этих орнаментов глубоко вписалась в материальную культуру якутского народа. В музеях можно увидеть много посуды, одежды, принадлежности лошади, украшенные этими орнаментами.

Орнамент в виде муравьев. Не получил широко распространения на дереве. В основном использовался в украшении утвари, предметов домашнего обихода в XIX-XX веках. С давних времен известен как рисунок для одежды, принадлежностей лошади.

Растительный рисунок. Эти орнаменты почти не применялись в старину в изделиях на дереве, не имели широкого развития. В основном нарисованы на разных видах сундучков, в шкатулках для женских украшений.

Орнамент в виде солнца. Называется рисунок солнца, мутовки, диска. Этот орнамент сохранился почти у всех народов земного шара с каменного века по сей день. Это один из самых культовых орнаментов у якутов, он показывает преклонение якутов перед солнцем, и поэтому рисуется во многих предметах: в ремнях, наспинных и нагрудных украшениях, в шапке "дьабака" и т.д.

Лировидный орнамент и Растительный рисунок
Сердцеобразный орнамент
Растительный орнамент
орнамент в виде завтков
растительный орнамент
Орнаменты в виде бараньих рог
Растительный орнамент
Орнаменты в виде бараньих рог
Лировидный орнамент
Орнаменты в виде бараньих рог
Орнамент в виде завитков
Ломаные линии (вид урасы)
Орнамент в виде солнца
Орнаменты в виде бараньих рог
Орнамент в виде солнца
Орнамент в виде солнца
Орнаменты в виде бараньих рог
Растительный орнамент
Орнамент в виде солнца
Лировидный орнамент
Ломаные линии (вид урасы)
Орнамент в виде ягоды малины, обрезков и ногтей
Орнамент в виде муравьев
Растительный орнамент


Особенности одежды прежде всего продиктованы этническим восприятием. Человек традиционного общества интуитивно осознавал свое место в мироздании, ощущал собственную «малость» перед величием Природы. Вещный мир выступал в качестве своеобразного «прикрытия» от неопознанных сил последней, нося таким образом двоякую функцию: служить потребностям человека, оберегая его одновременно. С процессом глобализации, с утратой традиционных культур в современном процессе, с экологическими проблемами человечества и выживания самого человека в мире наиболее актуальными остаются проблемы сохранения традиционной культуры народов Севера. Объектом исследования являются виды традиционных орнаментов в якутской одежде. Гипотеза. Если в создании эскизов стилизованной одежды использовать традиционную палитру орнаментов якутов, то человек и его мировоззрение, и его взаимодействие с окружающим миром будет видеться по иному. Целью моего исследования стало изучение смыслового значения орнаментов в якутской одежде в композиции «Я – дитя Земли Олонхо».


Как известно одежда любого народа показывает его среду обитания, культуру и религию. Традиционная одежда наших предков является частью материальной культуры и незримыми нитями тесно связана с окружающей средой, религиозными верованиями. Взгляды якутов на Вселенную глубоко философичны, а их беззаветная вера в Мать – Природу – залог высокой нравственности и аналитического ума. Модель «Эрэкэ – Дьэрэкэ» – создана из легких, струящихся материалов. Состоит из: головного убора, легкого топа, орнаментированного лировидным узором, а также по полю которого разбросаны лоскуты мозаики и расшиты из пайетки и бисера. Платье струящееся, при ходьбе напоминает дуновение ветерка. Пояс расшит орнаментом, которая символизирует растительную природу моего края. На ногах легкие торбаза, орнаментированы также растительным орнаментом, что означает принадлежность Эрэкэ-Дьэрэкэ. Коллекция «Ус кут» (три души) символизирует силы природы. У нашего народа цвет имел очень большое значение. Цвет влияет на чувства, состояние и настроение людей. Рассмотрим модели по вариантам. Модель «Воздух-душа» (салгын кут) – сочетание голубого, темно-синего цветов, а также дополнен прозрачной органзой символизирует стихию воздуха. Модель «Мать-душа» (ийэ кут) – олицетворяет символ плодородия, зарождения нового будущего. Модель «Земля-душа» (буор кут) – сочетание от светло-зеленого до темного - зеленого цветов. Зеленый цвет – цвет первозданной природы, всего живого организма, цветущего лета.


Самыми стержневыми в религиозных воззрениях якутов являются представления о душе. Душа по поверью состоит из трех элементов - Ийэ-кут (мать-душа), Буор- кут (земля-душа) и Салгын-кут (воздух - душа). Многие исследователи религиозных воззрений якутов в той или иной степени касались этой темы. По верованию якутов создателем кут считался главный жрец пантеона божеств - Юрюн Айыы Тойон. Ахтар Айыысыт вместе с Иэйиэхсит (обе женские божества) выпрашивает у Юрюн Аар Тойона душу (Ийэ-кут) ребенка и вселяет ее мужчине через его темя. По мнению В.Ф. Трощанского Айыысыт соединяет все три элемента его души: Ийэ-кут, Буор-кут и Салгын-кут в одну душу-кут. По другим источникам богиня Айыысыт вселяла души детей в женщин. Если она какой-либо женщине не давала кут ребенка, то якуты через именитого шамана испрашивали душу ребенка у Айыысыт собаки, у божества-тотема некоторых родов или у духов-покровителей.


Модель «Вестник» - сочетание коричневого, стального и темно – зеленого цветов. На руке обязательный атрибут – комаромахалка (дэйбиир). На фото вы видите коллекцию «Алгысчит» - сочетание нежно – кремового с оранжевым цветом, цветом излучающим свет солнце. Модель Хозяйки земли (Аан Алахчын) – само название говорит за себя, это величественная, благородная, созидательница, умелая хозяйка своего аласа. Модель расшита бисером, стеклярусом, орнаментирована растительными узорами. Коллекция моделей «ДьоЬогой о5олоро» – символизиру ют добрых иччи крупно- рогатого скота и коневодства. Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.


Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааЬын» ойуу» (прямая линия), «таналай оуйй» (двусторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «когуор ойуу» (лировидный мотив), «сурэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кун», «туоЬахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).


Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. растительный мотив, это – витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» - «хой муоЬа», «почки» - «буор ойуу» существуют и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом- оберегом, символом защиты


Фольклорный коллектив «Кундул» и театр моды «Айталыына» придумали совместный проект, композицию «Я – дитя земли Олонхо» - «Орто туру дойду уоскээhинэ». Где повествуется о том, что в срединный мир приходит Вестник, с тремя спутницами душами - кут (ус кут) земли, воздуха, матери. И начинается зарождение всего человечества – где алгысчиты (благословители земли, всего нового, прекрасного) приветствуют его. Дети Аан Алахчын (хозяйка аласа) – Эрэкэ-Дьэрэкэ (бегают в виде амбры или испарений (дьэргэлгэн) в растительности, травах и в полевых цветах) воспевают родной край, красоту природы. Хозяйка аласа Аан Алахчын благословляет все живое на земле. С рождением человечества люди собираются на счастливое туhулге – народный праздник ысыах и поклоняются божеству Дьоhогой. На ысыахе проводятся игры «Боотуров», где они показывают силу и ловкость. Завершается ысыах народным танцем осуохой. Таким образом, спроектировав и создав коллекцию одежды к композиции «Я – дитя земли Олонхо» - «Орто туру дойду уоскээhинэ», я попыталась изучить, определить по назначению характеры узоров различных орнаментов в якутской одежде. Также узнала, что наличие различных типов орнамента свидетельствует о сложных исторических судьбах населения Севера и о его иногда весьма далеких связях с другими народами. Установлено, что в ряде случаев типы орнамента являются хронологическими вехами в развитии искусства того или иного рода. Заключение

Современные якутские украшения: красота со смыслом

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог)

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы.

Якутский орнамент в ювелирных изделиях
Символизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры : круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента .

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка».

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

«Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


Историография якутского орнамента

Классификация якутского орнамента

Виды якутского орнамента

1 Геометрический орнамент

2 Растительный орнамент

3 Зооморфный орнамент

4 Антропоморфный орнамент

Заключение

Список литературы

Приложение Введение Якутское народное искусство - значительное явление в культуре народов Сибири: общепризнаны его декоративные качества и самобытность. Орнамент любого народа, в том числе и якутского, является основой его искусства, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как искусство орнаментальное, насыщенное своим содержанием, которое можно понять через фольклор, песни, обряды. Связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, якутский орнамент является неотъемлемой частью его духовной культуры. Он играл значительную роль, как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке.

История якутского орнамента - это живая история самого народа. Некоторые формы орнамента восходят к глубоким эпохам прошлого, отличаются древностью происхождения, что получило отражение в археологическом материале. С развитием якутского этноса менялся, обогащаясь новыми мотивами, орнаментальный строй предметов якутского народного искусства, усложнялась структура якутского орнамента. Вместе с тем, на протяжении веков якутская орнаментика упорно сохраняла, как гены традиционной культуры, определенные элементы орнамента, его мотивы и композиции, соответствующие характеру образного национального мышления.

В данной работе мы рассмотрим характерные для якутского орнамента мотивы через призму мифологических представлений о мире народа саха, что поможет нам выявить причины сложившегося стилистического языка в этом северном регионе. . Историография якутского орнамента Историография якутского народного искусства в теоретическом плане недостаточно разработана специалистами.

До прихода русских якуты были бесписьменным народом. Представление народа о красоте, его эстетический идеал и взгляд на мир нашли отражение в многочисленных вариантах якутского эпоса - олонхо. Именно в олонхо содержатся поэтические описания предметов якутского народного искусства, которые могут быть ценным источником для исследователей его художественно-образной природы.

После вхождения Якутии в состав России появились первые письменные сведения о Якутском крае: "отписки", "скаски", "распросные речи", "доезды", "чертежи" землепроходцев, описания живших в Якутии служилых людей или проезжавших мимо путешественников, интересовавшихся экзотическим бытом инородцев, их нравами. Этот интерес находился отнюдь не на первом плане, да и времени у заезжих людей было недостаточно, чтобы глубоко проникнуть в особенности местной культуры. Поэтому сведения эти носят часто отрывочный, туманный, а то и совершенно далекий от истины характер, связанный с отсутствием контакта с местным населением, незнанием языка. Тем не менее, они являются исходной основой сибирской историографии, и мы не можем с ними не считаться.век в истории русского искусства известен как век "дивного узорочья", расцвета орнаментального искусства в зодчестве, монументальной живописи, книжной миниатюре, прикладном искусстве.

С момента прихода русских на Лену "узорочные товары", наряду с мягкой рухлядью, попали в сферу ясачной политики царского самодержавия. Сохранился Указ Якутского воеводы Дмитрия Францбековича опытовщику Ерофею Хабарову о походе в Даурскую землю: "а у которых будет не ясачных людей степные места, а не лесные, а в тех степных местах соболей и лисиц и бобров и выдр нет: и с тех людей имати иными какими зверьми или узорочными товари".

С 20-х годов XVIII века начинается планомерное научное изучение края академическими экспедициями. Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1720-1727) показала, что якуты - один из сильнейших языческих народов. По итогам I Камчатской экспедиции Линденау оставил первое описание Ысыаха. Еще раньше Н.К. Витзен пытался установить этногенез якутов по устным преданиям, а Э.И. Идес, проезжавший в Китай через Сибирь, в своем дневнике описал одежду якутов, обряд захоронения, отмечал наличие кумысного праздника. В 1784 году Кабинет Екатерины II отдал распоряжение пермско-тобольскому генерал-губернатору Е.П. Кашкину собрать сведения о начале и происхождении иноверцев.3 Ценные сведения о промыслах якутов, их верованиях и обычаях собраны А. Мидцендорфом, совершившим путешествие на север и восток Сибири, а также Р. Мааком, побывавшим в Вилюйском округе Якутской области.4 Этнографический интерес соседствовал в их трудах с антропологическим, статистическим, "геогнозическим" (как, например у Р. Маака). Разумеется, отдельные наблюдения над бытом и нравами "иноверцев" не могли заменить систематического изучения культуры и искусства якутов. Даже для Маака, побывавшего в Якутии после Мидцендорфа, эта земля показалась "terra incognito", в которую не только не заносило ни одного ученого путешественника, но в которую подчас не ступала нога человека. А. Миддендорфа побудила заняться якутами масса ложных, порой фантастических слухов об этом народе. Он пришел к выводу, что якуты занимают между сибирскими туземцами важное место, что ему следовало бы посвятить обширное самостоятельное сочинение.

Маак и Миддендорф обратили внимание на обилие предметов якутского быта, украшенных узорами: "Разнообразнейшие предметы женских украшений и домашней утвари украшены разного рода резьбою, и было бы весьма интересно изучение рисунков для определения происхождения узоров. Я не имел ни времени, ни достаточных знаний, чтобы заняться этим предметом, но изучение представляло бы большой интерес. Некоторые узоры и рисунки, особенно на платьях, сколько мне кажется, несомненно, позаимствованы у тунгусов, как и другие предметы бытовой жизни, позаимствованные у соседей: или тунгусов, или русских", - писал Р. Маак.

Большую роль в исследовании якутской материальной и духовной культуры сыграли политссыльные конца XIX века. В 1889 году, благодаря их усилиям, в г. Якутске был открыт Краеведческий музей. Они были первыми собирателями, хранителями и исследователями экспонатов. В фондах музея, наряду с минералами как ценный этнографический материал хранились старинная одежда, посуда, собранные у населения. С музеем была связана деятельность В. Иохельсона, В. Ионова, Э. Пекарского. Развивая идеи А. Мидцендорфа, Р. Маака, В. Серошевский составил подробное описание основных якутских ремесел.2 В. Трощанский, В. Ионов отразили в своих работах особенности духовного склада якутского народа, его верования и представления о мире.3 Э. Пекарский составил толковый словарь, запечатлевший некоторые названия якутских узоров.4 Признание несомненной талантливости якутского народа, его склонностей к ремеслам и "художествам" подмечают почти все исследователи и посетители края второй половины XIX века. . Классификация якутского орнамента Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные