Корабельные мины. Морские мины второй мировой войны

Минное оружие было первым, примененным на заре появления подводных лодок. Со временем оно уступило пальму первенства торпедам и ракетам, однако не потеряло свой актуальности по сей день. На современных ПЛ на вооружение приняты мины следующих видов:
- якорные
- донные
- всплывающие
- мины-торпеды
- мины-ракеты

Якорная мина ПМ-1 предназначена для поражения подводных лодок. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов (по 2 шт.) на глубинах до 400 м, углубление мины 10−25 м. Вес взрывчатого вещества - 230 кг, радиус реагирования акустического взрывателя 15−20 м. Условия постановки якорной антенной мины ПМ-2, принятой на вооружение в 1965 г., такие же, однако она может поражать подводные лодки и надводные корабли на глубинах до 900 м.
Морская донная мина МДМ-6 предназначена для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Оснащена 3-х канальным неконтактным взрывателем, имеющим акустический, электромагнитный и гидродинамический каналы и приборы срочности, кратности, ликвидации. Калибр - 533 мм. Глубина постановки до 120 м.

Самотранспортирующаяся донная мина МДС также предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Постановка на позицию происходит путем выстреливания мины из 533-мм торпедного аппарата ПЛ, после чего она продолжает самостоятельное движение к месту покладки с помощью торпеды-носителя. Подрыв мины происходит после подхода цели на расстояние, достаточное для срабатывания неконтактного взрывателя. Опасная зона - до 50 м. Может ставиться в океанских, морских и прибрежных районах, минимальная глубина постановки - 8 м.

Якорная неконтактная реактивно-всплывающая мина РМ-2 предназначена для поражения надводных кораблей и подводных лодок. Применяется из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Мина состоит из корпуса и якоря. К корпусу крепится реактивный твердотопливный двигатель. Движение в направлении цели начинается после срабатывания неконтактного взрывателя от воздействия физических полей корабля-цели. Имеется также и контактный взрыватель.

Противолодочная мина-торпеда ПМТ-1 принята на вооружение в 1972 г. Представляет собой комбинацию якорной мины и малогабаритной торпеды типа МГТ-1 калибра 406 мм. Ставится из 533-мм торпедных аппаратов ПЛ. Якорная противолодочная мина-ракета ПМР-2 является комбинацией якорной мины с подводной ракетой. Состоит из стартового контейнера, ракеты и якоря. Движение ракеты к цели начинается после срабатывания системы обнаружения, вызванного воздействием физических полей ПЛ. Поражение цели происходит подрывом заряда ракеты контактным или неконтактным взрывателем.

Морская шельфовая мина МШМ предназначена для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями в прибрежных районах. Представляет собой комбинацию донной мины с подводной ракетой. Устанавливается на грунт в вертикальном положении. Акустическая аппаратура мины обеспечивает обнаружение цели. Подводная ракета, стартующая из корпуса МШМ, оснащена неконтактной акустической аппаратурой, позволяющей эффективно поражать цель. Калибр - 533 мм.

Почему морское минное оружие вновь становится популярным в XXI веке

Борец с минной опасностью – рейдовый тральщик. Фото из книги "Оружие России"


Казалось, что в век высоких технологий морское минное оружие навсегда ушло в тень своих более высокоточных коллег – торпед и ракет. Однако, как показывает опыт последних лет, морские мины все еще остаются грозной силой в борьбе на море и даже получили дополнительный импульс к развитию за счет внедрения новейших высокотехнологичных разработок.

Особой популярностью морское минное оружие (мы здесь будем понимать под этим термином только морские мины и минные комплексы различных типов) пользуется сегодня у стран, которые не обладают мощными военными флотами, но имеют достаточно протяженное побережье, а также у так называемых стран третьего мира или же террористических (преступных) сообществ, не имеющих по тем или иным причинам возможности закупать современные высокоточные средства поражения для своих военно-морских сил (такие как противокорабельные и крылатые ракеты, самолеты-ракетоносцы, боевые корабли основных классов).

Главные причины этого – чрезвычайная простота конструкции морских мин и легкость их эксплуатации по сравнению с другими видами морского подводного оружия, а также весьма умеренная цена, в разы отличающаяся от тех же противокорабельных ракет.

«Дешево, но сердито» – такой девиз можно без всяких оговорок применить к современному морскому минному оружию.

СТАРАЯ НОВАЯ УГРОЗА

Командование военно-морских сил стран Запада вплотную столкнулось с «асимметричной», как часто ее называют за рубежом, минной угрозой в ходе недавних контртеррористических и миротворческих операций, в рамках которых привлекались достаточно крупные силы флота. Оказалось, что мины – даже устаревших типов – представляют собой весьма серьезную угрозу для современных боевых кораблей. Под ударом оказалась и концепция литоральной войны, на которую в последнее время делают ставку ВМС США.

Причем высокий потенциал морского минного оружия обеспечивается не только благодаря их высоким тактико-техническим характеристикам, но и за счет высокой гибкости и разнообразия тактики его применения. Так, например, противник может выполнять минные постановки в своих территориальных или даже внутренних водах, под прикрытием средств береговой обороны и в наиболее удобное для него время, что существенно повышает фактор внезапности его применения и ограничивает возможности противостоящей стороны по своевременному выявлению минной угрозы и ее устранению. Особенно велика опасность, исходящая от донных мин с неконтактными взрывателями разных типов, устанавливаемых в мелководных районах прибрежных морей: системы обнаружения мин в этом случае функционируют более эффективно, а плохая видимость, сильные прибрежные и приливно-отливные течения, наличие большого количества миноподобных объектов (ложных целей) и близость военно-морских баз или объектов береговой обороны противника затрудняет работу минно-тральных сил и групп водолазов-минеров потенциального агрессора.

По оценкам военно-морских экспертов, морские мины – это «квинтэссенция асимметричной войны современности». Они легко устанавливаются и могут оставаться на боевой позиции в течение многих месяцев и даже лет, не требуя дополнительного обслуживания или выдачи каких-то команд. На них никоим образом не влияют ни изменение концептуальных положений ведения войны на море, ни смена политического курса страны. Они просто лежат там, на дне, и ждут свою жертву.

Для наилучшего понимания того, насколько высокий потенциал имеют современные мины и минные комплексы, рассмотрим несколько образцов российского морского минного оружия, которые разрешены на экспорт.

Например, донная мина МДМ-1 Мод. 1, выставляемая как с подводных лодок с торпедными аппаратами калибра 534 мм, так и с надводных кораблей, предназначена для уничтожения надводных кораблей противника и его подводных лодок, находящихся в подводном положении. Имея боевую массу 960 кг (лодочная версия) или 1070 кг (ставится с надводных кораблей) и боевую часть, эквивалентную заряду тротила массой 1120 кг, она способна находиться на позиции во «взведенном состоянии» не менее одного года, и после истечения назначенного ей времени боевой службы она просто самоликвидируется (что избавляет от необходимости заниматься ее поиском и уничтожением). Мина имеет достаточно широкий диапазон по глубине применения – от 8 до 120 м, оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, реагирующим на акустическое, электромагнитное и гидродинамическое поля корабля-цели, приборами срочности и кратности, а также имеет эффективные средства противодействия современным минно-тральным комплексам различных типов (контактные, неконтактные тралы и пр.). Кроме того, обнаружение мины при помощи акустических и оптических средств затруднено примененными маскировочной окраской и особым материалом корпуса. Впервые мину, принятую на вооружение в 1979 году, продемонстрировали широкой публике на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби (IDEX) в феврале 1993 года. Заметим – это мина, принятая в отечественном флоте на вооружение почти 30 лет назад, но ведь после нее были и другие донные мины…

Другой образец отечественного минного оружия – противолодочный минный комплекс ПМК-2 (экспортное обозначение противолодочной мины-торпеды ПМТ-1, принятой на вооружение ВМФ СССР в 1972 году и прошедшей в 1983 году модернизацию по варианту МТПК-1), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника различных классов и типов на глубинах от 100 до 1000 м. Постановка ПМК-2 может выполняться из 534-мм торпедных аппаратов подводных лодок на глубинах до 300 метров и скорости хода до восьми узлов, либо с надводных кораблей на скорости до 18 узлов, либо же с самолетов противолодочной авиации с высот не более 500 м и на скорости полета до 1000 км/час.

Отличительной особенностью данного минного комплекса является использование в качестве боевой части малогабаритной противолодочной торпеды (последняя, в свою очередь, имеет БЧ массой 130 кг в тротиловом эквиваленте и оснащена комбинированным взрывателем). Общая масса ПМК-2 в зависимости от модификации (типа постановщика) составляет от 1400 до 1800 кг. После постановки ПМК-2 может находиться на позиции в боеспособном состоянии не менее одного года. Гидроакустическая система комплекса постоянно ведет наблюдение в своем секторе, обнаруживает цель, классифицирует ее и выдает данные в счетно-решающее устройство для определения элементов движения цели и выработки данных для пуска торпеды. После выхода торпеды в зону цели на назначенную глубину она начинает движение по спирали, а ее ГСН осуществляет поиск цели и последующий ее захват. Аналогом ПМК-2 является американский противолодочный минный комплекс Mk60 Mod0/Mod1 CAPTOR (enCAPsulated TORpedo), поступавший в ВМС Соединенных Штатов с 1979 года, но уже снятый и с вооружения, и с производства.

ИНОСТРАННЫЕ ОБРАЗЦЫ

Впрочем, за рубежом о «рогатой смерти» стремятся не забывать. Такие страны, как США, Финляндия, Швеция и целый ряд других, ведут сегодня активную работу по модернизации старых и разработке новых типов мин и минных комплексов. Едва ли не единственной морской державой, которая почти полностью отказалась от использования боевых морских мин, стала Великобритания. Так, например, в 2002 году в официальном ответе на парламентский запрос командующий Королевскими ВМС отмечал, что они «не располагают никакими запасами морских мин с 1992 года. В то же время Соединенное Королевство сохраняет возможности по использованию данного типа вооружения и продолжает осуществлять НИОКР в данной области. Но флот использует только практические (учебные) мины – в ходе учений для отработки навыков личного состава».

Однако на британские компании такой «самозапрет» не распространяется, и, например, BAE Systems производит на экспорт мину типа «Стоунфиш». В частности, эта мина, оснащенная комбинированным взрывателем, реагирующим на акустическое, магнитное и гидродинамическое поля корабля, состоит на вооружении в Австралии. Мина имеет рабочий диапазон глубин 30–200 м и может выставляться с самолетов, вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

Из зарубежных образцов морского минного оружия следует отметить американскую самотранспортирующуюся донную мину Mk67 SLMM (Submarine-Launched Mobile Mine), которая предназначена для скрытого минирования мелководных (фактически – прибрежных) районов морей, а также фарватеров, акваторий военно-морских баз и портов, подход к которым подводной лодки, выполняющей минную постановку, слишком опасен по причине сильной противолодочной обороны противника или затруднен вследствие особенностей рельефа дна, малых глубин и пр. В таких случаях субмарина-носитель может осуществлять минную постановку с расстояния, равного дальности хода самой мины, которая после выхода из торпедного аппарата ПЛ за счет своей электрической энергоустановки выдвигается в заданный район и ложится на грунт, превращаясь в обычную донную мину, способную обнаруживать и атаковать надводные корабли и подводные лодки. Принимая во внимание тот факт, что дальность хода мины составляет около 8,6 миль (16 км), а ширина территориальных вод равна 12 милям, можно без труда заметить, что подводные лодки, оснащенные такими минами, могут в мирное время или накануне начала боевых действий без особого труда выполнять минирование прибрежных районов потенциального противника.

Внешне Mk67 SLMM выглядит как стандартная торпеда. Впрочем, в ее состав торпеда как раз и входит – сама мина построена на базе торпеды Mk37 Mod2, в конструкцию которой было внесено около 500 изменений и усовершенствований. В том числе изменениям подверглась боевая часть – вместо типовой БЧ установлена мина (в ней применено ВВ типа PBXM-103). Модернизации подверглась бортовая аппаратура системы наведения, а также были применены комбинированные неконтактные взрыватели Mk58 и Mk70, аналогичные устанавливаемым на американских донных минах семейства «Квикстрайк». Рабочая глубина применения мины колеблется от 10 до 300 м, а минный интервал (расстояние между двумя соседними минами) составляет 60 м.

Недостатком Mk67 SLMM является ее «аналоговый» характер, вследствие чего при использовании мины на субмаринах с «цифровой» БИУС необходимо выполнение дополнительных действий по «адаптации» к носителю.

Разработка Mk67 SLMM была начата в 1977–1978 годах и первоначальными планами предусматривалось к 1982 году поставить ВМС Соединенных Штатов 2421 мину нового типа. Однако работы по ряду причин, в том числе из-за завершения холодной войны, затянулись, и состояния начальной оперативной готовности комплекс достиг только в 1992 году (что равнозначно постановке ее на вооружение). В конечном итоге Пентагон приобрел у производителя – компании «Рейтеон Нэйвал энд Мэритайм Интегрейтед Системс Компании» (г. Портсмут, бывшая «Дивей Электроникс») – только 889 мин, из которых наиболее старые уже снимаются с вооружения и утилизируются вследствие истечения сроков хранения. Аналогом данной мины являются российские самотранспортирующиеся донные мины семейства СМДМ, созданные на базе 533-мм торпеды 53-65КЭ и 650-мм торпеды 65-73 (65-76).

В последнее время в США ведутся работы по модернизации минного комплекса Mk67 SLMM, которые осуществляются по нескольким направлениям: во-первых, увеличивается дальность самостоятельного хода мины (за счет усовершенствования энергоустановки) и повышается ее чувствительность (за счет установки более нового программируемого неконтактного взрывателя типа TDD Mk71); во-вторых, компания «Ханиуэлл Марин Системс» предлагает свой вариант мины – на базе торпеды NT-37E, а в-третьих, еще в 1993 году начаты работы по созданию новой модификации самотранспортирующейся мины на базе торпеды Mk48 Mod4 (изюминкой мины должно стать наличие двух БЧ, имеющих возможность разделяться и детонировать независимо друг от друга, подрывая, таким образом, две раздельные цели).

Американские военные также продолжают совершенствовать донные мины семейства «Квикстрайк», созданные на базе авиационных бомб серии Mk80 различных калибров. Причем эти мины постоянно применяются в различных учениях ВМС и ВВС Соединенных Штатов и их союзников.

Отдельного упоминания заслуживают работы в области морского минного оружия, проводимые финскими специалистами. Это особенно интересно в связи с тем, что военно-политическое руководство Финляндии на официальном уровне объявило о том, что оборонительная стратегия государства на морском направлении будет основываться на широком использовании морских мин. При этом минные поля, призванные превратить прибрежные районы в «суп с клецками», будут прикрываться береговыми артиллерийскими батареями и ракетными дивизионами береговой обороны.

Новейшей разработкой финских оружейников является минный комплекс М2004, серийный выпуск которого начат в 2005 году – первый контракт на морские мины под обозначением «Морская мина 2000» компания «Патрия» (главный подрядчик по программе) получила в сентябре 2004 года, обязавшись поставить неназванное их количество в 2004–2008 годах и осуществлять затем техническое обслуживание изделий в местах хранения и эксплуатации.

ПЕЧАЛЬНЫЕ УРОКИ

Морское минное оружие – это «тайна за семью печатями» наравне с торпедным оружием составляющее предмет особой гордости тех держав, которые могут его самостоятельно разрабатывать и производить. Сегодня морские мины различных типов состоят на вооружении военно-морских сил 51 страны мира, причем из них 32 способны сами заниматься их серийным выпуском, а 13 – экспортируют их в другие страны. При этом только в ВМС США после войны в Корее из 18 потерянных и сильно поврежденных боевых кораблей 14 стали жертвами именно морского минного оружия.

Если же оценивать объем усилий, затрачиваемых даже самыми передовыми странами мира на ликвидацию минной угрозы, то достаточно привести такой пример. Накануне Первой войны в Заливе, в январе–феврале 1991 года, иракские ВМС выставили в прибрежных районах Кувейта, на десантоопасных направлениях, более 1300 морских мин 16 различных типов, что в том числе стало причиной срыва «блестяще продуманной» морской десантной операции американцев. После изгнания иракских войск с территории Кувейта силам многонациональной коалиции понадобилось несколько месяцев для того, чтобы полностью очистить указанные районы от мин. По обнародованным данным, противоминным силам военно-морских сил США, Германии, Великобритании и Бельгии удалось найти и уничтожить 112 мин – преимущественно старые советские авиационные донные мины АМД и корабельные мины КМД с неконтактными взрывателями «Краб».


Вертолетоносец "Триполи": пробоина в результате взрыва иракской мины. Фото с сайта www.wikipedia.org


Памятна всем и «минная война», устроенная в Персидском заливе в конце 1980-х годов. Интересно, что тогда командиры американских боевых кораблей, выделенных для эскортирования коммерческих судов в зоне «пылающего огнем» залива, быстро сообразили: нефтеналивные танкеры благодаря особенностям конструкции (двойной корпус и пр.) оказались относительно малоуязвимы перед угрозой со стороны морских мин. И тогда американцы стали ставить танкеры, особенно идущие порожняком, в голове конвоя – даже впереди эскортных боевых кораблей.

В целом в период с 1988 по 1991 год именно мины послужили причиной серьезных повреждений, полученных американскими боевыми кораблями, действовавшими в водах Персидского залива:

– 1988 год – на иранской мине типа М-08 подорвался фрегат УРО «Сэмюэль Б. Робертс», получивший пробоину размером 6,5 м (были сорваны с фундаментов механизмы, поломан киль) и выдержавший затем ремонт стоимостью 135 млн. долл.;

– февраль 1991 года – десантный вертолетоносец «Триполи» подорвался предположительно на иракской мине типа LUGM-145, а крейсер УРО «Принстон» – также на иракской донной мине типа «Манта» итальянской разработки (взрыв повредил аппаратуру системы «Иджис», УВП ЗРК, валопровод гребного винта, руль и часть надстроек и палуб). Следует при этом отметить, что оба этих корабля входили в состав крупного амфибийного соединения с 20 тыс. морских пехотинцев на борту, которому была поставлена задача провести морскую десантную операцию (в ходе освобождения Кувейта американцы так и не смогли провести ни одной морской десантной операции).

Кроме того, эсминец УРО «Пол Ф. Фостер» наскочил на якорную контактную, «рогатую», мину и только по счастливой случайности остался невредим – она оказалась слишком старой и просто не сработала. Кстати, в том же конфликте американский тральщик «Авенджер» стал первым противоминным кораблем в истории, который в боевых условиях обнаружил и обезвредил мину типа «Манта» – одну из лучших «мелководных» донных мин в мире.

Когда же настало время операции «Свобода Ираку», союзным силам пришлось поволноваться более серьезно. В районах действия сил и средств объединенной группировки военно-морских сил, только по официально обнародованным Пентагоном данным, были обнаружены и уничтожены 68 мин и миноподобных объектов. Хотя такие данные вызывают обоснованные сомнения: например, одних только мин типа «Манта» было обнаружено, по данным американских военных, несколько десятков, да плюс к тому 86 «мант» нашли австралийцы на складах и минных заградителях иракцев. Кроме того, подразделениям американских сил специальных операций удалось обнаружить и перехватить грузовое судно, буквально «забитое» иракскими якорными и донными минами, которые предполагалось выставить на линиях коммуникаций в Персидском заливе и предположительно в Ормузском проливе. Причем каждая мина была замаскирована в специальном «коконе», изготовленном из пустой бочки из-под нефти. И уже после завершения активной фазы боевых действий американские оперативно-поисковые группы наткнулись еще на несколько маломерных судов, переоборудованных в минные заградители.

Особо следует отметить, что в ходе Второй войны в Заливе в районе боевых действий и на территории военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США и их союзников в зоне Персидского залива активно использовались американские подразделения, имевшие дельфинов и калифорнийских львов, специально обученных для борьбы с морскими минами и миноподобными объектами. В частности, «животные в погонах» привлекались для охраны военно-морской базы в Бахрейне. Точные данные о результатах использования таких подразделений официально не обнародовались, но американское военное командование признало факт гибели одного дельфина-сапера.

Дополнительное напряжение в ходе операции создавало то, что военнослужащих минно-тральных сил и подразделения водолазов-минеров часто привлекали не только к поиску и уничтожению мин и миноподобных объектов всех типов – плавучих, якорных, донных, «самозакапывающихся» и пр., но и к уничтожению противодесантных минно-взрывных и иных заграждений (например, противотанковые минные поля на берегу).

В отечественном флоте операции по разминированию тоже оставили свой неизгладимый отпечаток. Особенно памятно разминирование Суэцкого канала, проводившееся советским ВМФ по просьбе правительства Египта с 15 июля 1974 года. Со стороны СССР участвовали 10 тральщиков, 2 шнуроукладчика и еще 15 кораблей охранения и вспомогательных судов; принимали участие в тралении канала и залива также французские, итальянские, американские и британские ВМС. Причем «янки» и «томми» тралили районы с выставленными минами советского образца – что немало помогло им в отработке действий по борьбе с минным оружием вероятного противника. Кстати, разрешение американо-британским союзникам на траление данных районов было выдано военно-политическим руководством Египта в нарушение Соглашения о военных поставках от 10 сентября 1965 года, подписанным СССР и АРЕ.

Впрочем, это нисколько не умаляет значения того бесценного опыта, который получен советскими моряками в Суэцком канале. Именно тогда в реальных условиях, на боевых минах, были отработаны действия по уничтожению донных мин при помощи вертолетов-тральщиков, укладывавших шнуровые заряды или буксировавших неконтактные тралы. Были также отработаны применение всех видов тралов и искателей мин в тропических условиях, использование трала «ВКТ» для пробивки первого галса и «БШЗ» (боевой шнуровой заряд) для разрежения минного поля боевых мин вертолетами. Исходя из полученного опыта, советскими специалистами-минерами были откорректированы наставления по тралению, существовавшие в ВМФ СССР. Было также подготовлено большое количество офицеров, старшин и матросов, приобретших бесценный опыт боевого траления.

НОВЫЕ УГРОЗЫ – НОВЫЕ ЗАДАЧИ

Вследствие изменившегося характера минной войны на море и расширения круга задач противоминных сил их подразделения должны быть готовы равно эффективно действовать как в глубоководных и мелководных районах океанов и морей, так и в чрезвычайно мелководных районах прибрежных зон, рек и озер, а также в приливно-отливной зоне (полосе прибоя) и даже на «пляже». Особо хотелось бы отметить, что в последнее десятилетие прошлого века наметилась явная тенденция использования военными стран третьего мира достаточно интересного способа минных постановок – старые контактные якорные и более современные неконтактные донные мины стали использоваться в рамках одного минного поля, что затрудняло сам процесс проведения траления, поскольку требовало от противоминных сил применения разных видов тралов (а для поиска донных мин – еще и подводных необитаемых противоминных аппаратов).

Все это требует от военнослужащих минно-тральных сил не только соответствующей разносторонней подготовки, но и наличия необходимых вооружений и технических средств обнаружения мин и миноподобных объектов, их обследования и последующего уничтожения.

Особая опасность современного морского минного оружия и его стремительного распространения по миру заключается в том, что на акватории, благоприятные для выполнения постановок морских мин, приходится сегодня до 98% мирового торгового судоходства. Немаловажно и следующее обстоятельство: современные концепции применения военно-морских сил ведущих стран мира особое внимание уделяют возможности корабельных группировок выполнять различные маневры – в том числе в прибрежной, или «литоральной», зоне. Морские же мины ограничивают действия боевых кораблей и вспомогательных судов, становясь, таким образом, существенным препятствием для решения ими назначенных тактических задач. Итог – для ведущих стран мира, располагающих крупными военно-морскими силами, теперь стало более предпочтительным создавать эффективные противоминные силы, чем заниматься разработкой мин и минных заградителей.

В связи со всем вышесказанным в военно-морских силах ведущих стран мира развитию противоминных сил и средств в последнее время уделяется повышенное внимание. При этом упор делается на применение современных технологий и использование необитаемой дистанционно-управляемой подводной техники. В следующем материале мы рассмотрим современные тенденции в области разработки противоминных средств и совершенствования тактики действия противоминных сил ведущих стран мира.

Парогазовая торпеда типа 53-27 поступила на вооружение флота в 1927 году. Существовало две модификации торпеды: 53-27л – для подводных лодок типа «Kalev» и 53-27к – для торпедных катеров с торпедными аппаратами жёлобного типа. В 1935 г. производство торпед было прекращено. Всего было выпущено 1912 торпед, из которых было использовано 214 в период Второй мировой войны. ТТХ торпеды: длина – 7-7,2 м; калибр – 533 мм; масса – 1675 – 1725 кг; масса ВВ – 200-265 кг; дальность хода – 3,7 км; скорость – 43,5 уз; глубина хода – 3-14 м; давление воздуха высокого давления – 180 атм.; мощность двигателя – 270 л.с.

Парогазовая торпеда была разработана на базе итальянской «53-F» и принята на вооружение в 1939 г. Она использовалась крупными надводными кораблями, торпедными катерами и подводными лодками. Известна модификация «53-38У» с удлинненым отделением зарада и увеличенной массой ВВ. К началу войны на вооружении находилось более 3 тысяч торпед. ТТХ торпеды: длина – 7,2 м; диаметр – 533 мм; масса – 1615 кг; масса ВВ – 300 кг; дальность – 4/8/10 км; скорость – 30,5/34,5/44, 5 узла; глубина хода – 0,5-14 м.

В 1939 г. торпеда 53-38 была модернизирована и получила обозначение 53-39, в результате чего увеличились масса заряда (на 17 кг) и скорость движения на каждом из режимов (на 5-6 узлов). Увеличение скорости хода этой торпеды при сохранении дальности было достигнуто за счет увеличения энергетических ресурсов: воздуха, воды и керосина, а также модернизации двигателя. Торпеда отличалась высокой точностью попадания в цель (при стрельбе на дальность 10 км отклонение составляло не более 100 м). Торпеда предназначавшалась для использования со всех классов надводных кораблей и подводных лодок. В ходе войны ее модификацию «53-39ПМ» оснастили прибором маневрирования для обеспечения траектории типа «зигзаг». ТТХ торпеды: длина – 7,3 м; калибр – 533 мм; масса – 1750 кг; масса ВВ – 317 кг; скорость – 51 узел; дальность – 8 км.

Торпеда «ЭТ-80» была принята в 1943 г. на вооружение подводных лодок. Всего за годы войны было выпущено 100 торпед, из которых лишь 16 было применено в бою. ТТХ торпеды: длина — 7,5 м; калибр 533 мм, масса — 1800 кг, масса ВВ — 400 кг; скорость – 29 узлов; дальность – 4 км; мощность двигателя — 80 кВт; глубина хода – 1 — 14 м.

Торпеды серии 450-мм калибра были разработаны на основе итальянской «45-F» и выпускались с 1938 г. в 4 модификациях: 45-36Н (корабельные), 45-36НУ (утяжеленная), 45-36АН (низкого торпедометания), 45-36АВ-А (высотного торпедометания). Торпеда предназначалась для сторожевых кораблей, эскадренных миноносцев типа «Новик», но использовалась и с подводных лодок, имевших торпедные аппараты, оборудованные 450-мм решетками. К началу войны на вооружении находилось 3,4 тыс. торпед из которых 1294 было использовано. ТТХ торпеды: длина – 5,7 — 6 м; калибр – 450 мм; масса – 935 — 1028 кг; масса ВВ – 200 — 284 кг; скорость – 32-41 узла; дальность хода – 3 — 6 км: глубина хода – 0,5 — 14 м; мощность двигателя – 92 — 176 л.с.

Гальваноударная, якорная всплывающая с грунта мина «ЭП-36» (эскадренная подлодочная) была принята на вооружение в 1941 г. Контактные колпаки мины выдвигались из гнезд корпуса пружинами после установки ее на заданную глубину. Мина оснащалась противопаравнным устройством «Чайка». Известна глубоководная модификация мины «ЭП-Г» образца 1943 г., которая устанавливалась на макимальной глубине 350 м с массой заряда в 260 кг. Она устанавливалась с подводных лодок типа «К» петлевым способом. Мины размещались в минно-балластной цистерне на рельсах, по которым они перемещались электролебёдкой и сбрасывались через днищевые люки. Одна лодка могла нести до 20 мин. Всего было выпущено 1714 мин. ТТХ мины: длина – 990 мм; ширина – 1076 мм; высота – 1630 мм; масса – 1050 кг; масса ВВ – 300 кг; длина минрепа – 155 -400 м; макимальная глубина постановки – 150/350 м; минимальный минный интервал – 50 м; время прихода мины в боевое положение – 2 — 5 минут; время подготовки мины к постановке – 8 минут; задержка взрыва – 0,3 с.

Авиационная высотная мина МАВ-1 изготавливалась на базе якорной мины обр. 1912 г. и была принята на вооружение в 1932 г. На базе якорной мины обр. 1926 г. (М-26) и МАВ-1 в 1933 г. создали новую якорную, контактную, парашютную мину, которую выпускали под обозначением МАВ-2. Носителями мин на наружной подвеске являлись самолеты «ДБ-ЗБ» и «ДБ-ЗФ». К началу войны на вооружении находилось 48 мин МАВ-1 и 200 мин МАВ-2. ТТХ мины МАВ-1: длина – 2670 мм; ширина – 950 мм; высота – 950 мм; масса – 920 кг; масса ВВ – 100 кг; длина минрепа – 100 м; максимальная глубина постановки – 100 м; минимальный интервал постановки – 30 м; высота сброса — до 3000 м; скорость постановки – до 300 км/ч. ТТХ мины МАВ-2: длина – 3500 мм; ширина – 1034 мм; высота – 950 мм; масса – 1420 кг; масса ВВ – 130 кг; длина минрепа – 130 м; максимальная глубина постановки – 142 м; минимальный интервал постановки – 55 м; высота сброса — до 4000 м; скорость постановки – до 165 км/ч.

В 1939 г. на вооружение была принята мина МИРАБ (мина индукционная речная авиационная для постановки с бреющего полета). Первоначально мина проектировалась как авиационная — в окончательном варианте предназначалась для постановки с надводных кораблей. К началу войны на вооружении находилось 95 мин. Некоторая их часть была модернизирована: вес взрывчатого вещества увеличен до 240 кг и обеспечена возможность для парашютного сбрасывания с самолета. ТТХ мины: длина – 1030 мм; ширина – 700 мм; высота – 700 мм; масса – 280 кг; масса ВВ — 64 кг; максимальная глубина постановки – 15 м; минимальный минный интервал – 25 м; время прихода в боевое положение – 3,5 минуты.

Якорная, контактная, беспарашютная мина «АМГ-1» (авиационная мина Гейро) была принята на вооружение в 1940 г. Она имела сфероцилиндрический корпус, на верхнем полушарии которого располагались пять гальваноударных колпаков, выдвигавшихся из гнезд корпуса мины пружинами после установки мины на заданную глубину. Корпус мины размещался на якоре обтекаемой формы с резиновыми и деревянными амортизаторами. Для стабилизации мины на воздушной траектории имелись баллистический наконечник и стабилизатор, которые отделялись от мины в момент приводнения. Мина устанавливалась петлевым способом, всплывая с грунта. Носителями мины являлись самолеты Ил-4 и А-20 с наружной подвеской. Самолет нес одну мину. Всего было выпущено 1915 мин. ТТХ мины: длина – 3600 мм; ширина – 940 мм; высота – 940 мм; масса – 1070 кг; масса ВВ – 260 кг; длина минрепа – 150 м; максимальная глубина постановки – 160 м; минимальный интервал постановки – 45 м; высота сброса — до 6000 м; скорость постановки – до 250 км/ч.

Противокорабельная контактная мина «ПЛТ» (подлодочная трубная) с ударно-механическим прибором, устанавливавшаяся на заданное углубление с помощью гидростатического прибора при всплытии с грунта была принята на вооружение в 1940 г. В результате проведенной модернизации в 1943 г. мина получила обозначение «ПЛТ-Г» (глубоководная) и могла использоваться на глубинах до 260 м. Использование мин требовало предварительного оборудования подводных лодок: установки специальных минных труб, приспособления балластных цистерн. Всего было выпущено 3439 мины обоих видов. ТТХ мины ПЛТ/ПЛТ-Г: длина – 1770 мм; ширина – 860 мм; высота – 795 мм; масса – 820 кг; масса ВВ – 230 кг; длина минрепа – 130/260; минимальный минный интервал – 55 м; время прихода в боевое положение – 5-15 минут; время подготовки мины к установке – 5 минут.

Плавающая контактная мина была принята на вооружение в 1942 г. Она оснащалась пневматическим прибором плавания мины, обеспечивавшим автоматическое удержание заданного углубления в течение 3-9 суток без появления на поверхности воды. Мина допускала установку углубления с точностью до 1 м. и ставилась из минных труб подводных минных заградителей типа «Л». Известна модификация «ПЛТ-3», которая могла устанавливаться через 533-мм торпедный аппарат подводной лодки. Кроме того, использовался глубоководный варинат «ПЛТ-Г» с максимальной глубиной постановки 260 м. и масса ВВ – 240 кг. Всего было выпущено 1267 мин. ТТХ мины: длина – 1779 мм; ширина – 860 мм; высота – 795 мм; масса – 765 кг; масса ВВ – 300 кг; минимальный минный интервал – 50 м; впеся прихода мины в боевое положение – 4 минуты.

Якорная корабельная контактная мина предназначалась для поражения надводных кораблей и судов противника в прибрежных водах. ТТХ мины: длина – 675 — 680 мм, ширина — 580 мм, высота – 970 — 980 мм; масса — 168 — 175 кг; масса ВВ — 20 кг; глубина постановки — 50 м.

Малая речная якорная гальваноударная мина Р-1 с обтекаемым корпусом принята на вооружение в 1939 г. Она предназначалась для использования на реках, морских побережьях и в шхерах против десантных кораблей. Мина могла применяться в море, однако район постановки был ограничен малой длиной минрепа увеличенного диаметра (13,5 м). ТТХ мины: длина – 1560 мм; ширина – 595 мм; высота – 710 мм; иасса – 275 кг; масса ВВ – 40 кг; длина минрепа – 35 м; максимальная глубина постановки – 35 м; минимальный минный интервал – 20 м; время прихода в боевое положение – 10-20 минут.

Антенная глубоководная морская мина была принята на вооружение в 1940 г. и служила для поражения судов и подлодок противника, а также для затруднения их плавания. Она выпускалась в двух модификациях — «АГ» и «АГСБ». Оружие представляло собой мину «КБ», оборудованную антенными устройствами.

После установки мины на заданное углубление две медные антенны, выравнивали свой электрический потенциал в морской воде. При касании какой-либо антенны корпусом подводной лодки баланс нарушался, что приводило к замыканию электрической цепи запала мины. Длина антенн обеспечивала перекрытие толщи воды в 60 м. В целях исключения безопасного прохода подводной лодки между верхней и нижней антенной на корпусе мины были установлены пять гальвано-ударных колпаков. Из-за незначительной прочности медных антенн по сравнению со стальным минрепом срок службы антенных мин был вдвое меньше, чем у обычных якорных, а на изготовление антенн каждой мины расходовалось до 30 кг дефицитной меди. В период войны антенный взрыватель был модернизирован посредством замены медных антенн стальными, равнопрочными с минрепом, и монтажом аппаратуры в едином блоке. Модернизированная мина получила название АГСБ («антенная глубоководная со стальными антеннами и аппаратурой, собранной в единый блок»). Также известен вариант мины «АГС» (КБ-2), имевший только нижнюю антенну и предназначенный для постановки в мелководных районах. Кроме того, выпускался глубоководный вариант мины «АГС-Г» с макисмальной глубиной установки в 500 м. Всего было выпущено более 2 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 2161 мм; ширина – 927 мм; выота – 1205 мм; масса – 1120 кг; масса заряда – 230 мм; длина минрепа – 360 м; максимальная глубина постановки – 320 м; минимальный минный интервал – 35 м; время прихода мины в боевое положение — 10-20 минут; задержка взрыва – 3 секунды; длина антенны – 35 м; время подготовки мины к установке – 20 минут.

Корабельная большая (КБ) якорная морская мина была принята на вооруженеие в 1931 г. В 1940 г. ее модернизированный вариант выпускался под обозначением «КБ-3». Одной из особенностей мины КБ было наличие предохранительных чугунных колпаков, закрывающих гальваноударные элементы — минные рожки. Предохранительные колпаки фиксировались на корпусе с помощью предохранительной чеки и специальной стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед постановкой мины чека удалялась, и предохранительный колпак удерживался лишь стропкой. После постановки мины происходило таяние сахара, распускание стропки и открытие стопора, предохранительный колпак освобождался и с помощью пружинного устройства сбрасывался, после чего мина приходила в боевое состояние. Начиная с 1941 г. в минах стал применяться клапан потопления, обеспечивающий самозатопление мины, сорвавшейся с якоря, что обеспечивало безопасность своих кораблей в районах, прилегающих к оборонительным минным заграждениям. Всего было выпущено около 8 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 2162 мм; ширина – 927 мм; высота – 1190 мм; масса — 1065 кг; масса ВВ – 230 кг; длина минрепа – 263 м; минимальная глубина постановки – 9 м; минимальный интервал постановки – 35 м; время подготовки мины для постановки – 5 минут; время прихода мины в боевое положение — 10-20 минут; задержка взрыва – 0,3 с; срок службы – до 2 лет.

Авиационные магнитные донные мины «АМД-500» и «АМД-1000» были приняты на вооружении в 1942 г. Они имели цилиндрическую форму, снаряжались индукционным двухканальным неконтактным взрывателем и снабжались устройством, задерживающим взрыв на 4 секунды с момента начала работы программного реле. Их особенность — чувствительность взрывателя под действием остаточного магнитного поля корабля или подводной лодки на глубинах до 30 метров. Батареи мин, ёмкостью 6 ампер-часов, питали всю электросхему и имели выходные напряжения 4,5 и 9 вольт, соответственно. Взрывчатое вещество содержало смесь 60% тротила, 34% гексогена и 16% алюминиевой пудры. Мины могли, как сбрасываться с самолета, так и устанавливаться с подводной лодки или надводного окрабля. В авиационном варианте мина ставилась с парашютом, отделявшимся в момент приводнения. В качестве противотральных устройств применялись: прибор срочности, обеспечивавший задержку включения аппаратуры на срок до шести суток, и прибор кратности, допускавший до двенадцати холостых срабатываний. ТТХ мины: длина – 2800/3780; ширина – 450/533 мм; высота – 450/533 мм; масса – 500/1000 кг; масса ВВ – 300/700 кг; интервал постановки – 70 м; высота сброса до 300/600 м; скорость сброса до 250/300 км/ч.

Мина была разработана на базе обр. 1912 г. и принята на вооружение в 1926 г. Форма корпуса мины была изменена с шаровой на сфероцилиндрическую. Для облегчения постановки мины, она на тележечном якоре располагалась горизонтально. Мина оснащалась ударно-механическим взрывателем. К началу войны было выпущено 26,8 тысяч мин. ТТХ мины: длина – 1840 мм; ширина – 900 мм; высота – 1000 мм; масса – 960 кг; масса ВВ – 242-254 кг; длина минрепа – 130 м; минимальный минный интервал – 55 м.

Якорная гальваноударная мина обр. 1908 г. была создана путем модернизации мины обр. 1906 г. К началу войны СССР располагал 12,2 тысячами мин обр. 1908, 1912 и 1916 гг. В 1939 г. мина обр. 1908 г. была модернизирована и получила обозначение «Мина обр. 1908/39 г.».

Мины применялись против кораблей небольшого водоизмещения, против тральщиков у внешней кромки позиционных заграждений, иногда — в качестве противолодочных, для чего ставились с углублением 24 и 40 м. ТТХ мины обр.1908/39: длина – 1280 мм; ширина – 915 мм; высота – 1120 мм; масса – 592 кг; масса ВВ – 115 кг; длина минрепа – 110 м; минимальный минный интервал – 35 м.

Минный защитник «МЗ-26» поступил на вооружение в 1926 г. и был предназначен для защиты минных заграждений от вытраливания путем разрушения контактных тралов. При постановке защитника магазин с четырьмя буями отделялся от якоря и устанавливался на заданное углублении, затем один из буев отделялся от магазина и всплывал на длину буйрепа. Когда трос контактного трала касался буйрепа, он скользил по тросу до ближайшего подрывного патрона. При срабатывании патрона трос контактного трала перебивалсвя и трал выходил из строя. Защитник действовал 4 раза до израсходования буев. Минные защитники ставились в 1-2 ряда перед минными заграждениями. ТТХ устройства: длина – 1240 мм; ширина – 720 мм; высота – 1270 мм; масса – 413 кг; масса ВВ – 1 кг; длина минрепа – 110 м; время прихода в боевое положение – 10 — 20 минут.

Глубинные бомбы в СССР были приняты на вооружение в 1933 г. Существовало два типа бомб: большая глубинная бомба «ББ-1» со взрывателем «К-3» и малая — «БМ-1». «ББ-1» — основная тяжелая глубинная бомба советского ВМФ в период Второй мировой войны предназначалась для уничтожения подводных лодок. ТТХ бомбы: высота – 712 мм; диаметр – 430 мм; масса заряда – 135 кг; общая масса – 165 кг; скорость погружения – 2,5 м/с; первый пояс установки взрыва – 10 м; последний пояс установки взрыва – 100 м; радиус разрушительного действия – 5 м; минимальное допустимое расстояние между двумя сбрасываемыми бомбами – 25 м; минимальное безопасное расстояние до сбрасываемого корабля – 75 м. «БМ-1» применялась с тихоходных кораблей и катеров, не успевавших за время погружения бомбы отойти на безопасное расстояние, и для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин. «БМ-1» имела скорость погружения – 2,1-2,3 м/с; глубина погружения – до 100 м; общая масса – 41 кг; масса ВВ – 25 кг; длина – 420 мм; диаметр – 252 мм; радиус эффективного поражения до 3,5 м.

Отечественные разработки морского минного оружия вошли в историю мировых войн. В арсенал наших войск входили мины, аналогов которым прежде в мире не было. Мы собрали факты о самых грозных образцах разного времени.

"Сахарная" угроза

Одной из самых грозных мин предвоенного времени, созданных в нашей стране, считается M-26, имеющая заряд в 250 килограммов. Якорную мину с ударно-механическим взрывателем разработали в 1920 году. Ее прототип образца 1912 года имел массу взрывчатого вещества в два с половиной раза меньшую. Из-за увеличения заряда была изменена форма корпуса мины - с шаровой на сфероцилиндрическую.

Большим плюсом новой разработки было то, что на тележечном якоре мина располагалась горизонтально: это облегчило ее постановку. Правда, небольшая длина минрепа (троса для крепления мины к якорю и удержания ее на определенном расстоянии от поверхности воды) ограничила применение этого оружия в Черном и Японском морях.

Мина образца 1926 года стала самой массовой из всех применяемых советским военно-морским флотом в годы Великой отечественной войны. К началу боевых действий наша страна имела почти 27 тысяч таких устройств.

Еще одной прорывной предвоенной разработкой отечественных оружейников стала большая корабельная гальваноударная мина КБ, которую использовали, в том числе, и как противолодочное оружие. Впервые в мире на ней применили предохранительные чугунные колпаки, которые автоматически сбрасывались в воде. Они закрывали гальваноударные элементы (минные рожки). Любопытно, что колпаки были зафиксированы на корпусе при помощи чеки и стальной стропки с сахарным предохранителем. Перед установкой мины чеку удаляли, а после, уже на месте, распускалась и стропка - благодаря таянию сахара. Оружие становилось боевым.

В 1941 году мины КБ оснастили клапаном потопления, который позволял устройству, в случае отрыва от якоря, самозатопляться. Это обеспечивало безопасность отечественных кораблей, которые находились в непосредственной близости от оборонительных заграждений. В начале войны это была самая совершенная для своего времени контактная корабельная мина. Флотские арсеналы имели почти восемь тысяч таких образцов.

В общей сложности во время войны на морских коммуникациях было выставлено более 700 тысяч различных мин. Они уничтожили 20 процентов от всех кораблей и судов воюющих стран.

Революционный прорыв

В послевоенные годы отечественные разработчики продолжили борьбу за первенство. В 1957 году они создали первую в мире самодвижущуюся подводную ракету - реактивно-всплывающую мину КРМ, которая стала базой для создания принципиально нового класса оружия - РМ-1, РМ-2 и ПРМ.

В качестве отделителя в мине КРМ использовалась пассивно-активная акустическая система: она обнаруживала и классифицировала цель, давала команду на отделение боевой части и запуск реактивного двигателя. Вес взрывчатого вещества составлял 300 килограммов. Устройство можно было устанавливать на глубину до ста метров; оно не вытраливалось акустическими контактными, в том числе, придонными тралами. Запуск производился с надводных кораблей - эсминцев и крейсеров.

В 1957 году началась разработка новой реактивно-всплывающей мины для постановки ее как с кораблей, так и с самолетов, а потому руководство страны решило не производить большое количество мин КРМ. Ее создателей представили к Государственной премии СССР. Это устройство произвело настоящую революцию: конструкция мины КРМ кардинально повлияла на дальнейшее развитие отечественного морского минного оружия и разработку образцов баллистических и крылатых ракет с подводным стартом и траекторией.

Без аналогов

В 60-е годы в Союзе началось создание принципиально новых минных комплексов - атакующих мин-ракет и мин-торпед. Спустя примерно десять лет на вооружение в военно-морской флот приняли противолодочные мины-ракеты ПМР-1 и ПМР-2, которые не имели зарубежных аналогов.

Еще одним прорывом стала противолодочная мина-торпеда ПМТ-1. Она имела двухканальную систему обнаружения и классификации цели, стартовала в горизонтальном положении из герметичного контейнера боевой части (противолодочной электрической торпеды), использовалась на глубине до 600 метров. Разработка и испытания нового оружия шли в течение девяти лет: на вооружение ВМФ новую мину-торпеду приняли в 1972 году. Коллективу разработчиков была присуждена Государственная премия СССР. Создатели стали в буквальном смысле первопроходцами: впервые в отечественном миностроении они применили модульный принцип исполнения, использовали электрическую связь узлов и элементов аппаратуры. Это решило проблему защиты взрывоопасных цепей от токов высокой частоты.

Заделы, полученные в ходе разработки и испытаний мины ПМТ-1, послужили толчком к созданию новых, более совершенных образцов. Так, в 1981 году оружейники завершили работу над первой отечественной универсальной по носителям противолодочной миной-торпедой. Она лишь немного уступала в некоторых тактико-технических характеристиках подобному американскому устройству "Captor", превосходя его в глубинах постановки. Таким образом, по мнению отечественных специалистов, как минимум до середины 70-х годов на вооружении военно-морских сил ведущих мировых держав подобных мин не было.

Универсальная донная мина УДМ-2, принятая на вооружение в 1978 году, была предназначена для поражения кораблей и подводных лодок всех классов. Универсальность этого оружия проявлялась во всем: его постановка производилась как с кораблей, так и с самолетов (военных и транспортных), причем, в последнем случае без парашютной системы. Если мина попадала на мелководье или сушу, она самоликвидировалась. Вес заряда УДМ-2 составлял 1350 килограммов.

Морские мины в зависимости от их носителей делятся на корабельные (сбрасываются с палубы кораблей), лодочные (выстреливаются из торпедных аппаратов подводной лодки) и авиационные (сбрасываются с самолета). По положению после постановки мины делятся на якорные, донные и плавающие (с помощью приборов удерживаются на заданном расстоянии от поверхности воды); по типу взрывателей - на контактные (взрываются при соприкосновении с кораблем), неконтактные (взрываются при прохождении корабля на определенном расстоянии от мины) и инженерные (подрываются с берегового командного пункта). Контактные мины бывают гальваноударные, ударно-механические и антенные. Взрыватель контактных мин имеет гальванический элемент, ток которого (во время соприкосновения корабля с миной) замыкает при помощи реле внутри мины электрическую цепь запала, что вызывает взрыв заряда мины. Неконтактные якорные и донные мины снабжаются высокочувствительными взрывателями, реагирующими на физические поля корабля при прохождении им вблизи мин (изменяющееся магнитное поле, звуковые колебания и др.). В зависимости от природы поля, на которое реагируют неконтактные мины, различают магнитные, индукционные, акустические, гидродинамические или комбинированные мины. Схема неконтактного взрывателя включает элемент, воспринимающий изменения внешнего поля, связанные с прохождением корабля, усилительный тракт и исполнительное устройство (цепь запала). Инженерные мины делятся на управляемые по проводам и по радио. Для затруднения борьбы с неконтактными минами (траления мин) в схему взрывателей включаются приборы срочности, задерживающие приведение мины в боевое положение на любой требуемый период, приборы кратности, обеспечивающие взрыв мины только после заданного числа воздействий на взрыватель, и приборы-ловушки, вызывающие взрыв мины при попытке ее разоружения.

Первую, правда неудачную, попытку применения плавучей мины предприняли русские инженеры в русско-турецкой войне 1768-1774. В 1807 в России военным инженером И. И. Фитцумом была сконструирована морская мина, подрываемая с берега по огнепроводному шлангу. В 1812 русский ученый П. Л. Шиллинг осуществил проект мины, взрываемой с берега с помощью электрического тока. В 1840-50-х академик Б. С. Якоби изобрел гальваноударную мину, которая устанавливалась под поверхностью воды на тросе с якорем. Эти мины впервые были применены во время Крымской войны 1853-56. После войны русские изобретатели А. П. Давыдов и др. создали ударные мины с механическим взрывателем. Адмирал С. О. Макаров, изобретатель Н. Н. Азаров и др. разработали механизмы автоматической установки мин на заданное углубление и усовершенствовали способы постановки мин с надводных кораблей. Морские мины получили широкое применение в 1-й мировой войне 1914-18. Во 2-й мировой войне 1939-45 появились неконтактные мины (главным образом магнитные, акустические и магнитно-акустические). В конструкции неконтактных мин были введены приборы срочности и кратности, новые противотральные устройства. Для постановки мин в водах противника широко использовались самолеты. В 60-х появился новый класс мин - «атакующая» мина, которая представляет собой комбинацию минной платформы с торпедой или ракетой класса «вода - вода - цель» или «вода - воздух - цель». В 70-х были разработаны самотранспортирующиеся мины, в основе которых лежит противолодочная торпеда, доставляющая донную мину в район минирования, где последняя ложится на грунт.

Предшественница морских мин была впервые описана китайским артиллерийским офицером начального периода империи Мин Цзяо Ю в военном трактате XIV века под названием Холунцзин (en:Huolongjing). Китайские хроники рассказывают также об использовании взрывчатых веществ в XVI веке для борьбы против японских пиратов (вокоу). Морские мины помещались в деревянный ящик, герметизированный с помощью шпатлёвки. Генерал Ци Цзюйгуан сделал несколько таких дрейфующих мин с отложенным подрывом для преследования японских пиратских судов. В трактате Сут Инсина Тяньгун Кайу ("Использование явлений природы") 1637 г. описаны морские мины с длинным шнуром, протянутым до скрытой засады, расположенной на берегу. Дёргая за шнур, человек из засады приводил в действие стальной колесцовый замок с кремнём для получения искры и воспламенения взрывателя морской мины.

Первый проект по применению морских мин на Западе сделал Ральф Раббардс, он представил свои разработки английской королеве Елизавете в 1574 Голландский изобретатель Корнелиус Дреббель, работавший в артиллерийском управлении английского короля Карла I, занимался разработками оружия, в том числе «плавающих хлопушек», которые показали свою непригодность. Оружие этого типа, по-видимому, пытались применить англичане во время осады Ла-Рошели в 1627 году. Американец Давид Бушнель изобрёл первую практичную морскую мину для применения против Великобритании во время американской войны за независимость. Она представляла собой загерметизированную бочку с порохом, которая плыла в направлении противника, а её ударный замок взрывался при столкновении с судном.В 1812 году русский инженер Павел Шиллинг разработал электрический взрыватель подводной мины. В 1854 году, во время неудачной попытки англо-французского флота захватить крепость Кронштадт, несколько британских пароходов были повреждены в результате подводного взрыва российских морских мин. Более 1500 морских мин или «адских машин», разработанных Борисом Якоби, были установлены российскими военно-морскими специалистами в Финском заливе во время Крымской войны. Якоби создал морскую якорную мину, обладавшую собственной плавучестью (за счёт воздушной камеры в её корпусе), гальваноударную мину, ввёл подготовку специальных подразделений гальванёров для флота и саперных батальонов.

По официальным данным ВМФ России, первое успешное применение морской мины состоялось в июне 1855 года на Балтике во время Крымской войны. На минах, выставленных русскими минёрами в Финском заливе, подорвались корабли англо-французской эскадры. Западные источники приводят более ранние случаи - 1803 и даже 1776 год. Успех их, однако, не подтвержден.Морские мины широко применялись во время Крымской и русско-японской войн. В Первую мировую было установлено 310 тыс. морских мин, от которых затонуло около 400 кораблей, в том числе 9 линкоров.
Морские мины могут устанавливаться как надводными кораблями (судами) (минными заградителями), так и с подводных лодок (через торпедные аппараты, из специальных внутренних отсеков/контейнеров, из внешних прицепных контейнеров), или сбрасываться авиацией. Также могут устанавливаться с берега на небольшой глубине противодесантные мины.

Для борьбы с морскими минами используются все наличные средства, как специальные так и подручные.Классическим средством являются корабли - тральщики. Могут использовать контактные и неконтактные тралы, поисковые противоминные аппараты или другие средства. Трал контактного типа перерезает минреп, и всплывшие на поверхность мины расстреливаются из огнестрельного оружия. Для защиты минных заграждений от вытраливания контактными тралами используется минный защитник.Неконтактные тралы создают физические поля, вызывающие срабатывание взрывателей.Кроме тральщиков специальной постройки используются переоборудованные корабли и суда.С 40-х годов в качестве тральщиков может использоваться авиация, в том числе с 70-х вертолёты.Подрывные заряды уничтожают мину в месте постановки. Могут устанавливаться поисковыми аппаратами, боевыми пловцами, подручными средствами, реже авиацией.Прорыватели минных заграждений - своего рода корабли-камикадзе - вызывают срабатывание мин собственным присутствием.Морские мины совершенствуются в направлениях увеличения мощности зарядов, создании новых типов неконтактных взрывателей и повышения устойчивости к тралению. https://ru.wikipedia.org/wiki

Особой популярностью морское минное оружие (мы здесь будем понимать под этим термином только морские мины и минные комплексы различных типов) пользуется сегодня у стран, которые не обладают мощными военными флотами, но имеют достаточно протяженное побережье, а также у так называемых стран третьего мира или же террористических (преступных) сообществ, не имеющих по тем или иным причинам возможности закупать современные высокоточные средства поражения для своих военно-морских сил (такие как противокорабельные и крылатые ракеты, самолеты-ракетоносцы, боевые корабли основных классов).http://nvo.ng.ru/armament/2008-08-01/8_mina.html

Главные причины этого – чрезвычайная простота конструкции морских мин и легкость их эксплуатации по сравнению с другими видами морского подводного оружия, а также весьма умеренная цена, в разы отличающаяся от тех же противокорабельных ракет.«Дешево, но сердито» – такой девиз можно без всяких оговорок применить к современному морскому минному оружию.

Командование военно-морских сил стран Запада вплотную столкнулось с «асимметричной», как часто ее называют за рубежом, минной угрозой в ходе недавних контртеррористических и миротворческих операций, в рамках которых привлекались достаточно крупные силы флота. Оказалось, что мины – даже устаревших типов – представляют собой весьма серьезную угрозу для современных боевых кораблей. Под ударом оказалась и концепция литоральной войны, на которую в последнее время делают ставку ВМС США.

Причем высокий потенциал морского минного оружия обеспечивается не только благодаря их высоким тактико-техническим характеристикам, но и за счет высокой гибкости и разнообразия тактики его применения. Так, например, противник может выполнять минные постановки в своих территориальных или даже внутренних водах, под прикрытием средств береговой обороны и в наиболее удобное для него время, что существенно повышает фактор внезапности его применения и ограничивает возможности противостоящей стороны по своевременному выявлению минной угрозы и ее устранению. Особенно велика опасность, исходящая от донных мин с неконтактными взрывателями разных типов, устанавливаемых в мелководных районах прибрежных морей: системы обнаружения мин в этом случае функционируют более эффективно, а плохая видимость, сильные прибрежные и приливно-отливные течения, наличие большого количества миноподобных объектов (ложных целей) и близость военно-морских баз или объектов береговой обороны противника затрудняет работу минно-тральных сил и групп водолазов-минеров потенциального агрессора.

По оценкам военно-морских экспертов, морские мины – это «квинтэссенция асимметричной войны современности». Они легко устанавливаются и могут оставаться на боевой позиции в течение многих месяцев и даже лет, не требуя дополнительного обслуживания или выдачи каких-то команд. На них никоим образом не влияют ни изменение концептуальных положений ведения войны на море, ни смена политического курса страны. Они просто лежат там, на дне, и ждут свою жертву.Для наилучшего понимания того, насколько высокий потенциал имеют современные мины и минные комплексы, рассмотрим несколько образцов российского морского минного оружия, которые разрешены на экспорт.

Например, донная мина МДМ-1 Мод. 1, выставляемая как с подводных лодок с торпедными аппаратами калибра 534 мм, так и с надводных кораблей, предназначена для уничтожения надводных кораблей противника и его подводных лодок, находящихся в подводном положении. Имея боевую массу 960 кг (лодочная версия) или 1070 кг (ставится с надводных кораблей) и боевую часть, эквивалентную заряду тротила массой 1120 кг, она способна находиться на позиции во «взведенном состоянии» не менее одного года, и после истечения назначенного ей времени боевой службы она просто самоликвидируется (что избавляет от необходимости заниматься ее поиском и уничтожением). Мина имеет достаточно широкий диапазон по глубине применения – от 8 до 120 м, оснащена трехканальным неконтактным взрывателем, реагирующим на акустическое, электромагнитное и гидродинамическое поля корабля-цели, приборами срочности и кратности, а также имеет эффективные средства противодействия современным минно-тральным комплексам различных типов (контактные, неконтактные тралы и пр.). Кроме того, обнаружение мины при помощи акустических и оптических средств затруднено примененными маскировочной окраской и особым материалом корпуса. Впервые мину, принятую на вооружение в 1979 году, продемонстрировали широкой публике на выставке вооружений и военной техники в Абу-Даби (IDEX) в феврале 1993 года. Заметим – это мина, принятая в отечественном флоте на вооружение почти 30 лет назад, но ведь после нее были и другие донные мины;

Другой образец отечественного минного оружия – противолодочный минный комплекс ПМК-2 (экспортное обозначение противолодочной мины-торпеды ПМТ-1, принятой на вооружение ВМФ СССР в 1972 году и прошедшей в 1983 году модернизацию по варианту МТПК-1), предназначенный для уничтожения подводных лодок противника различных классов и типов на глубинах от 100 до 1000 м. Постановка ПМК-2 может выполняться из 534-мм торпедных аппаратов подводных лодок на глубинах до 300 метров и скорости хода до восьми узлов, либо с надводных кораблей на скорости до 18 узлов, либо же с самолетов противолодочной авиации с высот не более 500 м и на скорости полета до 1000 км/час.

Отличительной особенностью данного минного комплекса является использование в качестве боевой части малогабаритной противолодочной торпеды (последняя, в свою очередь, имеет БЧ массой 130 кг в тротиловом эквиваленте и оснащена комбинированным взрывателем). Общая масса ПМК-2 в зависимости от модификации (типа постановщика) составляет от 1400 до 1800 кг. После постановки ПМК-2 может находиться на позиции в боеспособном состоянии не менее одного года. Гидроакустическая система комплекса постоянно ведет наблюдение в своем секторе, обнаруживает цель, классифицирует ее и выдает данные в счетно-решающее устройство для определения элементов движения цели и выработки данных для пуска торпеды. После выхода торпеды в зону цели на назначенную глубину она начинает движение по спирали, а ее ГСН осуществляет поиск цели и последующий ее захват. Аналогом ПМК-2 является американский противолодочный минный комплекс Mk60 Mod0/Mod1 CAPTOR (enCAPsulated TORpedo), поступавший в ВМС Соединенных Штатов с 1979 года, но уже снятый и с вооружения, и с производства.

Впрочем, за рубежом о «рогатой смерти» стремятся не забывать. Такие страны, как США, Финляндия, Швеция и целый ряд других, ведут сегодня активную работу по модернизации старых и разработке новых типов мин и минных комплексов. Едва ли не единственной морской державой, которая почти полностью отказалась от использования боевых морских мин, стала Великобритания. Так, например, в 2002 году в официальном ответе на парламентский запрос командующий Королевскими ВМС отмечал, что они «не располагают никакими запасами морских мин с 1992 года. В то же время Соединенное Королевство сохраняет возможности по использованию данного типа вооружения и продолжает осуществлять НИОКР в данной области. Но флот использует только практические (учебные) мины – в ходе учений для отработки навыков личного состава».

Однако на британские компании такой «самозапрет» не распространяется, и, например, BAE Systems производит на экспорт мину типа «Стоунфиш». В частности, эта мина, оснащенная комбинированным взрывателем, реагирующим на акустическое, магнитное и гидродинамическое поля корабля, состоит на вооружении в Австралии. Мина имеет рабочий диапазон глубин 30–200 м и может выставляться с самолетов, вертолетов, надводных кораблей и подводных лодок.

Из зарубежных образцов морского минного оружия следует отметить американскую самотранспортирующуюся донную мину Mk67 SLMM (Submarine-Launched Mobile Mine), которая предназначена для скрытого минирования мелководных (фактически – прибрежных) районов морей, а также фарватеров, акваторий военно-морских баз и портов, подход к которым подводной лодки, выполняющей минную постановку, слишком опасен по причине сильной противолодочной обороны противника или затруднен вследствие особенностей рельефа дна, малых глубин и пр. В таких случаях субмарина-носитель может осуществлять минную постановку с расстояния, равного дальности хода самой мины, которая после выхода из торпедного аппарата ПЛ за счет своей электрической энергоустановки выдвигается в заданный район и ложится на грунт, превращаясь в обычную донную мину, способную обнаруживать и атаковать надводные корабли и подводные лодки. Принимая во внимание тот факт, что дальность хода мины составляет около 8,6 миль (16 км), а ширина территориальных вод равна 12 милям, можно без труда заметить, что подводные лодки, оснащенные такими минами, могут в мирное время или накануне начала боевых действий без особого труда выполнять минирование прибрежных районов потенциального противника.

Внешне Mk67 SLMM выглядит как стандартная торпеда. Впрочем, в ее состав торпеда как раз и входит – сама мина построена на базе торпеды Mk37 Mod2, в конструкцию которой было внесено около 500 изменений и усовершенствований. В том числе изменениям подверглась боевая часть – вместо типовой БЧ установлена мина (в ней применено ВВ типа PBXM-103). Модернизации подверглась бортовая аппаратура системы наведения, а также были применены комбинированные неконтактные взрыватели Mk58 и Mk70, аналогичные устанавливаемым на американских донных минах семейства «Квикстрайк». Рабочая глубина применения мины колеблется от 10 до 300 м, а минный интервал (расстояние между двумя соседними минами) составляет 60 м.Недостатком Mk67 SLMM является ее «аналоговый» характер, вследствие чего при использовании мины на субмаринах с «цифровой» БИУС необходимо выполнение дополнительных действий по «адаптации» к носителю.

Разработка Mk67 SLMM была начата в 1977–1978 годах и первоначальными планами предусматривалось к 1982 году поставить ВМС Соединенных Штатов 2421 мину нового типа. Однако работы по ряду причин, в том числе из-за завершения холодной войны, затянулись, и состояния начальной оперативной готовности комплекс достиг только в 1992 году (что равнозначно постановке ее на вооружение). В конечном итоге Пентагон приобрел у производителя – компании «Рейтеон Нэйвал энд Мэритайм Интегрейтед Системс Компании» (г. Портсмут, бывшая «Дивей Электроникс») – только 889 мин, из которых наиболее старые уже снимаются с вооружения и утилизируются вследствие истечения сроков хранения. Аналогом данной мины являются российские самотранспортирующиеся донные мины семейства СМДМ, созданные на базе 533-мм торпеды 53-65КЭ и 650-мм торпеды 65-73 (65-76).

В последнее время в США ведутся работы по модернизации минного комплекса Mk67 SLMM, которые осуществляются по нескольким направлениям: во-первых, увеличивается дальность самостоятельного хода мины (за счет усовершенствования энергоустановки) и повышается ее чувствительность (за счет установки более нового программируемого неконтактного взрывателя типа TDD Mk71); во-вторых, компания «Ханиуэлл Марин Системс» предлагает свой вариант мины – на базе торпеды NT-37E, а в-третьих, еще в 1993 году начаты работы по созданию новой модификации самотранспортирующейся мины на базе торпеды Mk48 Mod4 (изюминкой мины должно стать наличие двух БЧ, имеющих возможность разделяться и детонировать независимо друг от друга, подрывая, таким образом, две раздельные цели).

Американские военные также продолжают совершенствовать донные мины семейства «Квикстрайк», созданные на базе авиационных бомб серии Mk80 различных калибров. Причем эти мины постоянно применяются в различных учениях ВМС и ВВС Соединенных Штатов и их союзников.

Отдельного упоминания заслуживают работы в области морского минного оружия, проводимые финскими специалистами. Это особенно интересно в связи с тем, что военно-политическое руководство Финляндии на официальном уровне объявило о том, что оборонительная стратегия государства на морском направлении будет основываться на широком использовании морских мин. При этом минные поля, призванные превратить прибрежные районы в «суп с клецками», будут прикрываться береговыми артиллерийскими батареями и ракетными дивизионами береговой обороны.

Новейшей разработкой финских оружейников является минный комплекс М2004, серийный выпуск которого начат в 2005 году – первый контракт на морские мины под обозначением «Морская мина 2000» компания «Патрия» (главный подрядчик по программе) получила в сентябре 2004 года, обязавшись поставить неназванное их количество в 2004–2008 годах и осуществлять затем техническое обслуживание изделий в местах хранения и эксплуатации.

Морское минное оружие – это «тайна за семью печатями» наравне с торпедным оружием составляющее предмет особой гордости тех держав, которые могут его самостоятельно разрабатывать и производить. Сегодня морские мины различных типов состоят на вооружении военно-морских сил 51 страны мира, причем из них 32 способны сами заниматься их серийным выпуском, а 13 – экспортируют их в другие страны. При этом только в ВМС США после войны в Корее из 18 потерянных и сильно поврежденных боевых кораблей 14 стали жертвами именно морского минного оружия.

Если же оценивать объем усилий, затрачиваемых даже самыми передовыми странами мира на ликвидацию минной угрозы, то достаточно привести такой пример. Накануне Первой войны в Заливе, в январе–феврале 1991 года, иракские ВМС выставили в прибрежных районах Кувейта, на десантоопасных направлениях, более 1300 морских мин 16 различных типов, что в том числе стало причиной срыва «блестяще продуманной» морской десантной операции американцев. После изгнания иракских войск с территории Кувейта силам многонациональной коалиции понадобилось несколько месяцев для того, чтобы полностью очистить указанные районы от мин. По обнародованным данным, противоминным силам военно-морских сил США, Германии, Великобритании и Бельгии удалось найти и уничтожить 112 мин – преимущественно старые советские авиационные донные мины АМД и корабельные мины КМД с неконтактными взрывателями «Краб».

Памятна всем и «минная война», устроенная в Персидском заливе в конце 1980-х годов. Интересно, что тогда командиры американских боевых кораблей, выделенных для эскортирования коммерческих судов в зоне «пылающего огнем» залива, быстро сообразили: нефтеналивные танкеры благодаря особенностям конструкции (двойной корпус и пр.) оказались относительно малоуязвимы перед угрозой со стороны морских мин. И тогда американцы стали ставить танкеры, особенно идущие порожняком, в голове конвоя – даже впереди эскортных боевых кораблей.

В целом в период с 1988 по 1991 год именно мины послужили причиной серьезных повреждений, полученных американскими боевыми кораблями, действовавшими в водах Персидского залива:– 1988 год – на иранской мине типа М-08 подорвался фрегат УРО «Сэмюэль Б. Робертс», получивший пробоину размером 6,5 м (были сорваны с фундаментов механизмы, поломан киль) и выдержавший затем ремонт стоимостью 135 млн. долл.;– февраль 1991 года – десантный вертолетоносец «Триполи» подорвался предположительно на иракской мине типа LUGM-145, а крейсер УРО «Принстон» – также на иракской донной мине типа «Манта» итальянской разработки (взрыв повредил аппаратуру системы «Иджис», УВП ЗРК, валопровод гребного винта, руль и часть надстроек и палуб). Следует при этом отметить, что оба этих корабля входили в состав крупного амфибийного соединения с 20 тыс. морских пехотинцев на борту, которому была поставлена задача провести морскую десантную операцию (в ходе освобождения Кувейта американцы так и не смогли провести ни одной морской десантной операции).

Кроме того, эсминец УРО «Пол Ф. Фостер» наскочил на якорную контактную, «рогатую», мину и только по счастливой случайности остался невредим – она оказалась слишком старой и просто не сработала. Кстати, в том же конфликте американский тральщик «Авенджер» стал первым противоминным кораблем в истории, который в боевых условиях обнаружил и обезвредил мину типа «Манта» – одну из лучших «мелководных» донных мин в мире.

Когда же настало время операции «Свобода Ираку», союзным силам пришлось поволноваться более серьезно. В районах действия сил и средств объединенной группировки военно-морских сил, только по официально обнародованным Пентагоном данным, были обнаружены и уничтожены 68 мин и миноподобных объектов. Хотя такие данные вызывают обоснованные сомнения: например, одних только мин типа «Манта» было обнаружено, по данным американских военных, несколько десятков, да плюс к тому 86 «мант» нашли австралийцы на складах и минных заградителях иракцев. Кроме того, подразделениям американских сил специальных операций удалось обнаружить и перехватить грузовое судно, буквально «забитое» иракскими якорными и донными минами, которые предполагалось выставить на линиях коммуникаций в Персидском заливе и предположительно в Ормузском проливе. Причем каждая мина была замаскирована в специальном «коконе», изготовленном из пустой бочки из-под нефти. И уже после завершения активной фазы боевых действий американские оперативно-поисковые группы наткнулись еще на несколько маломерных судов, переоборудованных в минные заградители.

Особо следует отметить, что в ходе Второй войны в Заливе в районе боевых действий и на территории военно-морских баз и пунктов базирования ВМС США и их союзников в зоне Персидского залива активно использовались американские подразделения, имевшие дельфинов и калифорнийских львов, специально обученных для борьбы с морскими минами и миноподобными объектами. В частности, «животные в погонах» привлекались для охраны военно-морской базы в Бахрейне. Точные данные о результатах использования таких подразделений официально не обнародовались, но американское военное командование признало факт гибели одного дельфина-сапера.

Дополнительное напряжение в ходе операции создавало то, что военнослужащих минно-тральных сил и подразделения водолазов-минеров часто привлекали не только к поиску и уничтожению мин и миноподобных объектов всех типов – плавучих, якорных, донных, «самозакапывающихся» и пр., но и к уничтожению противодесантных минно-взрывных и иных заграждений (например, противотанковые минные поля на берегу).

В отечественном флоте операции по разминированию тоже оставили свой неизгладимый отпечаток. Особенно памятно разминирование Суэцкого канала, проводившееся советским ВМФ по просьбе правительства Египта с 15 июля 1974 года. Со стороны СССР участвовали 10 тральщиков, 2 шнуроукладчика и еще 15 кораблей охранения и вспомогательных судов; принимали участие в тралении канала и залива также французские, итальянские, американские и британские ВМС. Причем «янки» и «томми» тралили районы с выставленными минами советского образца – что немало помогло им в отработке действий по борьбе с минным оружием вероятного противника. Кстати, разрешение американо-британским союзникам на траление данных районов было выдано военно-политическим руководством Египта в нарушение Соглашения о военных поставках от 10 сентября 1965 года, подписанным СССР и АРЕ.

Впрочем, это нисколько не умаляет значения того бесценного опыта, который получен советскими моряками в Суэцком канале. Именно тогда в реальных условиях, на боевых минах, были отработаны действия по уничтожению донных мин при помощи вертолетов-тральщиков, укладывавших шнуровые заряды или буксировавших неконтактные тралы. Были также отработаны применение всех видов тралов и искателей мин в тропических условиях, использование трала «ВКТ» для пробивки первого галса и «БШЗ» (боевой шнуровой заряд) для разрежения минного поля боевых мин вертолетами. Исходя из полученного опыта, советскими специалистами-минерами были откорректированы наставления по тралению, существовавшие в ВМФ СССР. Было также подготовлено большое количество офицеров, старшин и матросов, приобретших бесценный опыт боевого траления.

Вследствие изменившегося характера минной войны на море и расширения круга задач противоминных сил их подразделения должны быть готовы равно эффективно действовать как в глубоководных и мелководных районах океанов и морей, так и в чрезвычайно мелководных районах прибрежных зон, рек и озер, а также в приливно-отливной зоне (полосе прибоя) и даже на «пляже». Особо хотелось бы отметить, что в последнее десятилетие прошлого века наметилась явная тенденция использования военными стран третьего мира достаточно интересного способа минных постановок – старые контактные якорные и более современные неконтактные донные мины стали использоваться в рамках одного минного поля, что затрудняло сам процесс проведения траления, поскольку требовало от противоминных сил применения разных видов тралов (а для поиска донных мин – еще и подводных необитаемых противоминных аппаратов).

Все это требует от военнослужащих минно-тральных сил не только соответствующей разносторонней подготовки, но и наличия необходимых вооружений и технических средств обнаружения мин и миноподобных объектов, их обследования и последующего уничтожения.

Особая опасность современного морского минного оружия и его стремительного распространения по миру заключается в том, что на акватории, благоприятные для выполнения постановок морских мин, приходится сегодня до 98% мирового торгового судоходства. Немаловажно и следующее обстоятельство: современные концепции применения военно-морских сил ведущих стран мира особое внимание уделяют возможности корабельных группировок выполнять различные маневры – в том числе в прибрежной, или «литоральной», зоне. Морские же мины ограничивают действия боевых кораблей и вспомогательных судов, становясь, таким образом, существенным препятствием для решения ими назначенных тактических задач. Итог – для ведущих стран мира, располагающих крупными военно-морскими силами, теперь стало более предпочтительным создавать эффективные противоминные силы, чем заниматься разработкой мин и минных заградителей.

В связи со всем вышесказанным в военно-морских силах ведущих стран мира развитию противоминных сил и средств в последнее время уделяется повышенное внимание. При этом упор делается на применение современных технологий и использование необитаемой дистанционно-управляемой подводной техники.

Современные морские мины похоже являются самым грозным оружием с обеих сторон, с помощью которого можно на длительное время перекрыть морские коммуникации по всему миру так,что будут невозможны не только военные действия, но и остановлена торговля и другая мирная деятельность. В этом направлении должны быть разработаны соответствующие договоры.

В продолжение темы:
Цветы

Еще в начале ноября аналитики убеждали всех, что победа Трампа на выборах заставит Федеральную резервную систему пересмотреть планы по повышению ставки, но на деле все вышло...

Новые статьи
/
Популярные