Почему бритьё бороды у православных священников не приветствовалось. Православная борода: почему священники носят бороду

Когда человек приходит в церковь впервые и видит батюшку, что запоминается? крест на груди и длинная борода. Взгляд и доброе слово на исповеди вспоминают уже позже, по мере того, как человек становится церковным.

Почему священники носят бороду? Задумывались ли об этом верующие люди? Едва ли - ну носят и носят, положено так.

Давайте поговорим о том, почему все же так положено.

Вначале была...

Выстриженная маковица. Эта византийская традиция пришла на Русь. Что она символизировала? Терновый венец Христов. Священники выстригали полукругом маковицу, остальные же волосы оставались длинными. Такая прическа получила название "гуменцо". Она существовала до XVIII века, в дальнейшем подобная практика утратила свою необходимость.

Уже в XVII веке на Руси священники соединили две традиции: выстригать гуменцо и отпускать волосы вкупе с бородой. Таким образом, макушка была гладко выбрита, а оставшиеся длинные волосы заплетали в косу. Выбритую часть головы закрывали специальной шапочкой - скуфьей. Почему православные священники носят длинные волосы? Об этом - в следующем абзаце.

Откуда это пришло

Традиция не стричь волос и бороды, возможно, появилась под влиянием восточного монашества. Монахи не стригут волос и не бреются. Постепенно она распространилась и на другие православные страны, включая Русь. Единственное исключение - западный христианский мир. Там предписывалось состригать волосы и брить бороду, но это делалось с медицинской точки зрения - во избежание распространения вшей. Купаться в водных источниках, например в реках, запрещалось. Считалось, что в водоемах слишком много инфекций.

На Востоке все было в точности до наоборот. Омовения совершались ежедневно, это считалось обязательным.

Еще одним ответом на вопрос, почему священники носят бороду и длинные, аккуратные волосы, логично считать Библейское предписание. "Не стригите главы вашей кругом и не порти края бороды твоей", - эта строчка из Ветхого завета.

А как у католиков?

С православием более или менее понятно, и с его отношением к длинным волосам и бороде у священников - тоже. А как у католиков? Почему православные священники носят бороду, а католические - нет? Среди духовенства этой конфессии много безбородых и коротко остриженных представителей.

Дело в том, что традиции по ношению волос и бороды католики унаследовали от древних римлян. Те, как говорилось выше, были сторонниками сбривать бороды и стричь волосы по гигиеническим мотивам.

Времена изменились, а традиции у католиков остались. Русский Стоглавый Собор в 1551 году признал эти традиции ересью.

Почему священники носят бороду и усы? Вы замечали, что у всех священников разные бороды? У кого-то аккуратная, "профессорская" бородка. А кто-то щеголяет с длинной лопатообразной бородой. Есть интересное мнение: священники - выходцы из интеллигенции предпочитают как раз аккуратные бородки. А те, чьи предки были крестьянами, носят величественные лопатообразные бородищи.

Внешний вид батюшки

В российских храмах давно привыкли к тому, что у священника обязательно должна быть борода. Это неизменный его атрибут, почти такой же, как облачение. Волосы некоторые, особенно молодые служители церкви, позволяют подстричь. Но борода неприкосновенна.

Многие люди, даже ходя в церковь годами, понятия не имеют, почему священники носят бороду и длинные волосы. А между тем все просто, как нам удалось выяснить.

Но вернемся к тому, как должен выглядеть православный батюшка. Почему-то у многих людей возникает ассоциация: он непременно толстый, с седыми волосами и бородой. Что касается телосложения и цвета волос - это только человеческие домыслы. Батюшки бывают разные. Нет, не черные, белые и красные, а стройные и не очень, высокие и низкие, седые и черноволосые. Но всех их объединяет борода.

Что предписывает церковь?

Почему православные священники носят бороду? Это предписано церковью. Но бородатый батюшка, к тому же с длинными волосами, должен выглядеть аккуратным. Кому понравится лохматый, с давно немытой шевелюрой, священнослужитель? К тому же с неухоженной длинной бородой? Разумеется, к такому батюшке вряд ли потянутся прихожане.

Как должен выглядеть священник? Длинные волосы собирают в хвост. Голова всегда чистая. Борода аккуратно причесанная и имеет форму, несмотря на длину. Но в заботе о прическе и бороде нельзя доходить до крайностей. Неуместна будет как неухоженность, так и излишняя "зализанность".

Образ священника в православии

Почему священники носят бороду, мы выяснили. А каков он, православный батюшка? Он стремится быть похожим на Христа, ибо священник - это земной образец для христиан. Не это ли одна из причин ношения длинных волос и бороды? Ни на одной иконе нет изображенного Спасителя без бороды и удлиненных волос.

Священник носит специальное облачение и рясу. Ряса представляет собой подобие платья с очень широкими рукавами, обычно черного цвета. Но могут быть и летние варианты этой одежды - светлые. Когда очень жарко, в черной рясе далеко не комфортно.

Белое духовенство, то есть женатые священники, носят скуфью - специальную шапочку. Черное духовенство - монахи - облачено в рясу и клобуки. Клобук - это высокая черная "шапка" с покрывалом сзади. Покрывало идет по спине и спускается до пола. Непременный атрибут монашества, за исключением бороды и длинных волос, - четки. По ним монахи молятся. Мирские священники тоже могут носить четки.

Значит, представитель белого духовенства выглядит так:

    Облачение и ряса.

    Большой крест на массивной цепочке на груди.

    Длинные волосы и борода.

    Иногда - молитвослов в руках и четки.

Почему священники носят бороду? На этот вопрос мы уже ответили. Теперь давайте поговорим о некоторых интересных фактах, связанных с небритостью батюшек и не только:

    В православном храме можно встретить священнослужителей без бороды или с редкой растительностью. Как правило, это молодые батюшки, и отсутствие бороды - явление временное.

    Считается, что если батюшка не носит бороду, по причинам, не связанным с состоянием здоровья, то он стесняется своего служения. К таким священникам относятся настороженно, прихожане стараются избегать их.

    Не только священники должны отращивать бороды. Это обязанность всех православных мужчин, согласно указанию Ветхого Завета о стрижке волос и

    Женщинам в православии также запрещено стричься.

    Считается, что волосы - это прикрытие человека на Страшном Суде. На нем все будут обнажены, и смогут спрятать наготу лишь под длинными волосами.

    В православии не существует представительниц прекрасного пола среди духовенства. Это не связано с притеснением женщин. Достаточно вспомнить, что самая почитаемая Женщина - это Дева Мария. Дело в том, что Бог пришел в мир в мужском образе. Священник представляет собой образ Христа. Женщина, ввиду пола, не может представить Его образ.

Вместо заключения

Основная цель статьи - рассказать читатель, почему священники носят бороду и зачастую длинные волосы. Ознакомить его с традициями в православии, рассказать о том, что представляет собой православный батюшка.

Давайте выделим основные аспекты в статье:

    По каким причинам батюшки носят бороды и длинные волосы? Одна из них - соответствие облику Христа. Он изображен с бородой и волосами.

    Вторая причина кроется в пришедшей на Русь восточной традиции православного монашества. Монахи не стригут волос и не бреют бород.

    Указание в Ветхом Завете на то, что не нужно мужчине брить голову и стричь бороду.

В католицизме все наоборот. Католические священники бреются и стригутся. Это связано с древнеримскими гигиеническими нормами, превратившимися теперь в традицию. В Древнем Риме предписывалось брить бороды и стричь волосы во избежание распространения вшей. Кроме того, запрещалось регулярное купание в реках. На Востоке каждодневное омовение считалось обязательным.

Что можно добавить? Едва ли короткие волосы и укороченная борода умаляют достоинства батюшки как священника. Дело не в наличии бороды или волос на голове, а в том, как священник подходит к своей миссии.

Святый апостол Павел, предостерегая православных христиан от обольщения еретиков, пишет: "Помните наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, их же взирающе на скончание жительства, подражайте вере их" (Евр., зач. 334) и "в научения странна и различна не прилагайтеся".

Здесь мы, не входя в подробное рассуждение проявления безчиния в среде чад Церкви, остановимся на самом видном и всем бросающемся в глаза зле - брадобритии.

Эта эпидемическая болезнь, латинская ересь, быстро прививается между некоторой молодежи, которая, выйдя из должного повиновения родителей и не слыша живого, обличающаго их беззакония, поучительного слова пастырей Церкви, не стесняясь и не стыдясь никого и ничего, входит в таком нехристианском виде во святыи Божии храмы.

Эта блудолюбнаго образа прелесть, заражающая некоторых христиан, всегда осуждалась отцами Церкви и признавалась делом поганых еретиков и ересью.

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: "Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригать, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают... Что же, о стрижении брад не писано ли в законе? Не подстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисеови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, се бо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, имже брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противящеся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых отвергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает" (Стогл., гл.40).

Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийства заключает в себе следующее изречение: "Не должно также и на бороде портить волосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему" (Постановл. св. апостол. Изд. Казань, 1864 г., стр. 6).

Святии апостолы и отцы Церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: "Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду" (л. 600об.) Отцы Стоглавнаго собора, дабы окончательно пресечь зло брадобрийства, поступили более строго чем изложено в Большом Потребнике. Они изложили следующее определение: "Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфоры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными да причтется, от еретик бо се навыкоша" (гл. 40). А толкователь правил церкви Зонар, толкуя 96 правило 6 Вселенского Собора и, осуждая брадобритие, говорит: "И так отцы сего собора отечески наказывают деляющих то, о чем они выше сказали, и подвергают отлучению". Это так определяли святые апостолы и святии отцы соборне; теперь послушаем еще как смотрели на эту язву христианства отцы Церкви в частности.

Святой Епифаний Кипрский пишет: "Что хуже и противнее этого? Бороду - образ мужа остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в постановлениях апостольских Слово Божие и учение предписывают, чтобы не портить её, то есть, не стричь волос на бороде" (Творен. его, часть 5, стр. 302. Изд. Москва, 1863 г.).

Преподобный Максим Грек глаголет: "Аще же прокляти уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, тойже клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя" (Слово 137).

В Служебнике патриарха Иосифа говорится: "И не вем, в сицевый народ православия, в кое время в велицей Росии еретический недуг привниде. Якоже по летописным книгам рещеи, предание царя греческаго, паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина Ковалина и еретика, еже постригати брады, или брити, якоже рещи богосозданную доброту растлевати, или паки рещи по летописным книгам подтвержению сея злыя ереси новаго сатанина сына диаволя, предотечи антихристова, врага и отступника веры христианския, римскаго папы Петра Гугниваго, яко и тому сию ересь подкрепившу, и римским народом, паче же и чином их священным сицевая творити повелевшу, иже брады подстригати и брити. Епифанию архиепископу Кипрскому евтихскою сию ересь нарекшу. Ибо Константина царя Ковалина и еретика се узаконено есть, на том вси знают, яко еретическия слуги суть, иже брады им пострижены" (Изд. лета 7155, лист 621).

Подобно и сербский митрополит Димитрий писал: "Окаянии латини во многи ереси впадоша: во святую четыредесятницу в субботу и в неделю сыр и яйца ядят, и детям своим во весь пост не возбраняют. В субботу и в неделю повелевают поклоны земныя кланятися кроме правил святых апостол. Брады своя бреют и усы своя стригут, а инии и злейшии того творят и усы подкусывают... сия вся приемши от отца своего злейшаго сына сатаны, папы Петра Гугниваго, брити брады и усы. Ибо Господь Моисеови рече: да не изыдет постризало на брады ваша, се бо мерзско Господеви" (его книга глава 39, лист 502).

Указывая брадобрийцам закон Церкви, наставление, обличение и наказание пастырей Христовой Церкви, мы воспомянем и ревность христиан, причтенных к лику святых, которые страшась прещения отцов Церкви, ни за что не согласились исполнить приказание нечестиваго князя Ольгерда, чтобы обрить свои брады, за что и пострадали.

В святцах с житиями, напечатанных при патриархе Иосифе в 7157-е лето, говорится: "Антоний, Евстафий и Иоанн пострадали в литовстем граде Вильне от князя Ольгерда, первое за брадобритие, так и за прочая законы христианския, в лето 6849" (смотри под 14 апреля). Под этим же числом апреля в Четии-минеи указывается, что Антоний, Евстафий и Иоанн потому только и были познаны от князя Ольгерда христианами, что они, вопреки языческого обычая отрастили волосы на браде.

Такое страдание святых мучеников за христианские обычаи, между которыми на первом плане красовалась борода, должно служить для истинных христиан примером скромности и образом благочестивой жизни. Не брить и не стричь бороды - дело христианское, дело немаловажное -- это есть исполнение предписанного Церковью закона, обязательно для верующих в Бога и Его святую Церковь.

Святии мученики, отрастив брады свои как требует долг христианина, показали нечестивому князю Ольгерда, что они не суть уже поклонники и служители демона, но подражатели образа жизни Христа во плоти, которою он проводил на земле ради спасения рода человеческого. Такую благочестивую жизнь и ношение по христианскому обычаю бороды нам заповедали отцы 6 Вселенского Собора; ибо они говорят: "Во Христа крещением облекшиися, дали обет подражати во плоти житию Его" (96 правило Шест. Всел. соб. полн. перев., толк. Зонара).

Так, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и Его Святую Церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве; и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся лишают всякого христианского напутствия и поминовения.

Молим Господа нашего Исуса Христа, да престанет эта мерзость - брадобрийство в нашей единоверной братии, молим и вас, наших пастырей, чтобы вы поучали Богом вверенное вам стадо Христово, по священным правилам детей своих, всех православных христиан поучали бы и наказывали, чтобы от всех тех злых еретических дел престали и жили бы в чистом покаянии и в прочих добродетелях.

Цитаты из Священного писания

Левит, 19
1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им: святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш.
27 Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей.

Левит, 21:
1 И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аароновым, и скажи им...
5 Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.

2 Цар.10:4 И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их.
2 Цар.10:5 Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь.

2 Цар.19:24 И Мемфивосфей, сын [Ионафана, сына] Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, [не обрезывал ногтей,] не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.

Пс. 132:2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его...

Ис. 7:20 В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду.

Посл.Иер.1:30 И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами.

Грех ли брить православному христианину броду и усы или нет решайте сами!

Борода как добродетель.

Священник Максим Каскун

Батюшка, вот Дмитрий спрашивает:

«Здравствуйте, услышал недавно монолог одного философа (Александра Дугина) «Добродетель бороды». Правда ли, что ношение бороды есть добродетель? Или это следует воспринимать как ритуал, который необходим только священнослужителям, а мирянам - нет?.. Помогает ли вообще ношение бороды как-то в духовном росте? Поясните, пожалуйста. Спаси, Господи!»
- Ну, во-первых, ношение бороды - это, конечно же, не добродетель - но честь для мужчины. Потому что добродетель - это то, что можно стяжать, приобрести посредством труда и подвига. Борода растет естественным образом, это можно сравнить с данным человеку характером. Но она является некоторым сопровождающим фактором для духовной жизни человека.
Например, в древности, для человека, которому обривали бороду, это являлось позором; и даже, к примеру, посланники Давида были не допущены в город за то, что их обесчестили и опозорили, то есть остригли им одежды (укоротили) и, соответственно, остригли им бороды. И пока у них не отросла борода - их в город даже не пускали.
А сегодня мы с вами видим, что такой чести нет у бороды. Наоборот, идет глумление. Поэтому, если рассматривать бороду как честь, то сегодня она, получается, в бесчестии. Но почему же, все-таки, православные носят бороду и причем настаивают даже?! И правильно делают! Прежде всего, главное назначение бороды - это помогать в духовной жизни человеку. Чем помогает борода? Если мы возьмем животных - у них есть усы, которые помогают им ориентироваться, когда нет света: они идут по ощущению, даже когда ничего не видят. Такую же роль, только в духовном смысле, играет и борода для человека. Она ему помогает. Потому что строение волос бороды - тоже пустое, оно полое, как у усов; на голове другие волосы совершенно. Оно полое и реально помогает человеку как-то духовно настроиться. Это вещи, которые нужно переживать… Допустим, человек, который сбривает бороду - он как себя чувствует? Да обнаженным он себя чувствует, как будто с него сняли нижнее белье. Почему? Потому что, действительно, борода и облагораживает, и дает какое-то ощущение поддержки. Но это, безусловно, тайна, которую может познать только тот, кто носит бороду. И поэтому сегодня православным, безусловно, стоит носить ее, не только потому что борода помогает, но и для того, чтоб возродить древнее отношение к бороде как к чести для мужчины; а, с другой стороны, где-то …и как проповедь! Если ты христианин, ты, все-таки, должен носить бороду; ты не должен сливаться с этим миром, потому что в этом мире - культ плоти, пришедший к нам с Древнего Рима, где впервые официально, так сказать, начали постоянно бриться. Хотя египтяне до них начали, но, тем не менее, римляне в этом плане больше преуспели, потому что их влияние на окружающую культуру было решающим. Также они влияли и на Церковь: то есть, все римские священники всегда брились, за редким исключением. Если мы посмотрим святых отцов Древнеримской Церкви, которые прославлены в лике святых (нами же) - они все с бородой были. Августин Иппонский, Амвросий Медиоланский, Папа Лев Великий - все с бородой. И только после разделения они стали бриться. Когда они отпали от Православия, тогда полностью изменили отношение к этому и, вообще, ВСЕ поголовно стали бриться. …А протестанты вообще говорят: «Когда я бреюсь, я ощущаю после этого на себе веяние Духа Святого»…
- Спасибо.

Будьте в курсе предстоящих событий и новостей!

Присоединяйтесь к группе - Добринский храм

(8 голосов : 4.75 из 5 )

протоиерей Артемий Владимиров

315 лет назад Петр Первый ввел налог на бороды, сделав исключение для Церкви. Отец Артемий объясняет, почему семинаристов сегодня заставляют бриться, и правда ли, что у консервативных священников бороды длиннее, чем у либеральных.

- Почему православные носят бороды?
- Вспоминая этот указ Всероссийского Императора, который, благодаря своим советникам, умел пополнять государственную казну из ничего, мы с вами должны признать, что борода является прерогативой не только православного мира. Но все народы древности, как об этом свидетельствуют археология, живопись и литература, в бороде видели неотъемлемую часть мужеского достоинства, очевидно, отождествляя ее с добродетелями мужества, мудрости, стати, сильного мужского ума. Средние века и новейшее время во многом подчинили одежду и внешность людей европейскому стандарту.

Однако в лоне русского Православия всегда господствовали консервативные воззрения на сей счет. И сегодня, увидев бороду на улицах столичного города, можно сразу догадаться, что перед нами либо православный христианин, либо представитель какой-то иной традиционной мировой религии, ведь бородами не брезгуют и иудеи и мусульмане.

Но мы с вами, возвращаясь к обычаям, принятым у православных христиан, скажем, что не в бороде счастье. Отрастить длинную бороду ума не нужно. И, конечно же, нравственное достоинство христианина ни в малой мере не зависит от того, как он относится к ношению бороды.

Оговоримся, для православных священнослужителей наличие бороды является неотъемлемым требованием к их внешнему виду, ибо все в жизни пастырей должно быть увязано не только с двухтысячелетней христианской традицией, но и с несколькими тысячами лет библейского бытия. Еще в ветхозаветных Моисеевых книгах, в частности, в книге Левит, мы находим описание внешности священнослужителей и указание не повреждать края бороды своей ().

Нет, конечно, мы не будем утверждать, что подобные обрядовые постановления строго обязательны для современного священника. Но существуют тонкие, почти неуловимые нюансы, которые воспринимаются чутким сердцем православного народа.

Народ наш, консервативный и традиционный, конечно принимает любого батюшку. Но про себя все же отмечает: ах, как жаль, что батюшка обкорнал свою бороду, оставив вместо нее крысиный хвостик а ля Троцкий или наподобие куцей бородки, принадлежавшей «всесоюзному козлу», как, если я не ошибаюсь, называл Калинина Иосиф Сталин.

Увидев молодого священника с гладко выбритыми щеками, его ухоженную под революционный манер бородку,внимательные люди отмечают – а это батюшка «прогрессивного» толка, не слишком озабоченный вхождением в традицию…

Однако это всего лишь психологические наблюдения, и прошу читателей правильно воспринять мои слова. Мы сейчас беседуем более об эстетике, чем об этике, и ни в коей мере не бросаем тень на тех священников, которые тяготятся ношением длинной бороды.

Так верно ли говорят, что длинная борода это признак консервативного священника, а короткая – либерального?

С некоторой натяжкой можно это предположить, но не будем нашим наблюдениям придавать силу правила. Главное, безусловно, в качестве твоих помыслов, в образе твоих мыслей и жизни. Но некий намек на сущность дела в особенностях внешнего вида, конечно, содержится. Вы помните изречение отца Павла Флоренского, который говорил, что одежда, а стало быть, и внешность, есть продолжение личности человека, — и поэтому самые малые малости нашего туалета, одеяние, внешность, говорят об определенном устроении души.

И если вы Шерлок Холмс, то есть человек психологичный и наблюдательный, то, безусловно, встречая человека «по одежке», составляете о нем некое первичное впечатление. Тем паче, имеет внутреннее право на свое суждение священник, который отличается опытностью, всегда находясь в центре внимания, под перекрестьем десятков, а может и сотен взглядов.

Поэтому любой батюшка должен давать себе отчет, что все его вкусы, пристрастия и привычки, имеющие отношение к внешнему облику, всегда могут стать пищей для напряженного размышления. Особенно это справедливо в отношении священников, которые появляются в телевизионном окошке.

- А почему семинаристов заставляют свои бороды брить?
- Для того, чтобы отличить это сословие от тех, кто уже принял священный сан. Едва лишь только семинариста рукоположат в диаконы, как он начинает и внешним видом отличаться от своих собратьев. Впрочем, исключение, как мне помнится (я преподавал в Московских духовных школах более 10 лет), делалось для семинаристов из старообрядческих согласий. Уважая их консерватизм и не желая никаких драм, имевших место при Петре Великом, им дозволялось ходить в черных семинарских кителях и при этом носить свои окладистые бороды.

Записал Кирилл Миловидов

В современной России (до и во всём православном мире) батюшки носят бороды — это добрая вековая традиция, которая хранится Православной Церковью. Бороды православных священнослужителей остаются их важным отличительным признаком.

Православные священники никогда не стремились быть похожими на всех остальных, их традиции не меняются вот уже два тысячелетия и меняться не собираются, их надо воспринимать такими, какие они есть.

Их служение настолько оторвано от мирской жизни, что требует сохранения внешних атрибутов как прикрытия от всего внешнего. Священник находится на служении, а, следовательно, носит форму; военный тоже обязан носить форму.

Традиция священнослужителей ношения бороды идет от Ветхого Завета.

С вопросом «почему» стало понятнее, а зачем священнику борода, ответ, такой, православные священники носят бороду, подражая внешнему виду Иисусу Христа.

По дошедшим до нас образам Христос носил бороду. Этот символ от Иисуса переняли апостолы, а дальше их последователи и ученики, и через многих поколения, ношение бороды дошло и до нашего времени.

В Библии об этом сказано определенно:

«И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать нарезы на теле своем.»

Или в другом месте:

(Лев. 19:1,2,27-28)

«И сказал Господь Моисею, говоря: объяви всему обществу сынов Израилевых и скажи им… Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен.»

В послании Иеремиином, 1:30 сказано:

«И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и бородами и с непокрытыми головами». Эта цитата для священников. Как мы видим, борода в библии описана подробно, священник ни в коем случае не должен брить бороду, в противном случае, он уподобляется языческим жрецам, которые сидят «в капищах… с обритыми головами и бородами».

И пусть не смущает то, что все цитаты взяты из Писания Ветхого Завета: Сам Господь сказал, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить.

Борода в православии свидетельствует о священническом статусе.


Для православных мужчин борода и длинные волосы это атрибут мужественности, веры в бога. В древности церковные служители не разрешали брить бороду, считая это ухом от церковных устоев.

Обоснования традиции ношения длинных волос среди православных священников найдены в Ветхом Завете. Это были «правила облика» служителей божьих, так называемый — чин назорейства. (Чис. 6:5; Суд. 13:5). А как известно, в Евангелии слово «назорей» обращаются к Иисусу Христосу.

Бритье бороды – это большой грех для православного христианина

На вопросы, почему монахи не стригут волосы и, почему священники не бреют бороду, знатоки православия отвечают цитатой из Ветхого Завета.

Брить бороду – это значит нарушить установленный запрет церкви на брадобритье.

(Левит, 19:27; 2-я Царств, 10:1; 1-я Паралипоменон, 19:4); введен запрет правилами 6 Вселенского собора (см. толкование на 96 правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион), и другими священными писаниями (творения святого Епифания Кипрского, святого Кирила Александрийского, блаженного Феодорита, святого Исидора Пилусиота).

Осуждение состригания бороды можно найти в древнегреческих писаниях(творения Никона Черныя Горы, сл. 37; Номоканон, пр. 174). Священники трактуют о бритье бороды, следующим образом: каждому человеку Богом дан его внешний вид и изменять его людям право не дано.

Постановления святых Апостол:

Апостольские поставления. Правила первоверховных Апостолов

«Не должно также и на бороде портить волосы и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригожим для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону, мерзок будешь у Бога, создавшаго тебя по образу своему».

В XIV в окрестностях нынешнего города Вильнюса язычниками были убиты христиане Антоний, Иоанн и Евстафий за отказ сбрить бороду.

Предводитель воинов-язычников, князь Ольгерд, видя упорство, с которым Антоний, Иоанн и Евстафий отстаивают свое право на ноше бороды, даже после долгих мучений, решил отпустить их, если они сбреют добровольно бороды. Люди не согласились на это, и их повесили на дереве.

день памяти святых Божиих угодников Антония, Иоанна и Евстафия, отдавших жизнь за веру

Православная церковь отнесла Антония, Иоанна и Евстафия к лику святых Божиих угодников, говоря, что они отдали свои жизни за свою веру. Вспоминают этих святых каждый год 27 апреля.

В России попы носят бороду по решениям, которые закреплены в решениях Стоглавого собора. Стоглавый собор русской Церкви (1551) определил:

«аще кто браду бреет и преставится тако (т. е. не покаявшись в этом грехе), не достоит над ним служите, ни сорокоустия по нем пети, ни просвиры, ни свещи по нем в церковь принести, с неверными бо да причтется, от еретик бо се навыкоша»

(т.е., если кто из бреющих бороду умрет, над ним не следует служить погребения, ни петь сорокоуст, ни приносить в церковь на его поминовение просвиры или свечи; ибо он считается неверным, так как от еретиков сему научился).

В Священном Писании о бороде сказано:

«…не взойдет пострицало на брады твоя»

Чтобы было понятно, — нельзя подстригать бороду. Если мы верим в Бога, то должны понимать, что создал Он нас такими, какими посчитал нужным. Бриться — значит не смиряться с волей Божьей, а ведь, читая каждый день «Отче наш», повторяем: «Да будет воля Твоя».

Господь разделил людей на два чина — мужчин и женчин и каждому заповедовал свое: мужчины не должны изменять лицо, но должны подстригать волосы на голове, а женщины не должны стричься.

Вплоть до времён Петра I пострижение бороды считалось грехом, наказываясь отлучением от Церкви.

Запрет брить Бороду объяснялся тем, что человек создан по подобию Божию и, следовательно, грешно по своему своеволию чем бы то ни было искажать этот облик.

(Мат.10:30; Лук. 12:7)

Волосы на голове учеников Христовых все сочтены у Бога

Сейчас споры вокруг бритья бороды уменьшились. Любому священнослужителю предоставлена свобода в выборе формы и длины своей бороды.

Для мирских жителей теперь ношение бороды – это дань моды, чем что связанное с верой в бога.

Ответы:

Таня Сарбаш(Остривная)

Наличие бороды — не закон. Это церковная традиция русской православной церкви. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21:1, 5). Запрещалось не только брить, но подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.

Listopadnichek

Традиция. По образу и подобию исходника. Как создано, так и носится.

Марина В

Священники соблюдают Библейское установление: Ветхий завет. Третья книга Моисея. Левит. «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. » (Лев. 19, 27)

TAL

не у всех молодые священники часто не носят бороду

Вадим Мансуров

Ответы:

Михаил Морозов

Наличие бороды — не закон. Это церковная традиция Русской Православной Церкви. Обычай православных священников носить бороды восходит к ветхозаветной традиции. В Библии об этом сказано определенно: «И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Ароновым, и скажи им… Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей» (Лев. 21:1, 5). Запрещалось не только брить, но подстригать бороду, так как это входило в языческие траурные обряды.

пастор Александр Лапоченко

На Литургии священник символизирует Христа, по этому пытаются соответствовать образу.

Татьяна \ Кошка драна

пытаются походить на Христа хотя бы внешне

Мидвед Блаженный

Думаю что это обычная лень по канонам.

Вішнуджана дас

экономят на парикмахерской

Ан Кар

Возможно традиция, которая уходит во времена, когда все носили бороды и усы.

Локи Викинг 1964

Это просто, что бы убогие умом овцы стадо господнего, не видели их хитрые и довольные рожи.

Олег Нагорный

Ну, некоторым нравиться такая традиция, ибо дистиплинирует, напоминая о своеобразном «назорействе» священнического служения.. . Впрочем, не все:

Андрей Терещенко

Это ВИЗАНТИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ. Католики и протестанты не отпускают бород и Иисус тут не при чём, странно, что какой-то там «пастор» этого не знает

Верикосастафруллаханистан$кий

Богомазы

Андрей 8888888

Бог не видит людей — он видит свет души людей.. . а какая там борода — бритая или зеленая ему если честно по бороде….

Olga Ruzavina

так гламурнее

Денис Литвинов

нельзя заставлять себя бриться=неприятное дело и они в соответствии с религией не насилуют себя =не бреются а вот укоротить волосы легко и многие подравнивают себя без парикмахерской.. . Наверно как то так…

Ответы:

den!$

Традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю. Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники. Практически во всех народах мужчина без бороды воспринимался как незрелый юноша. Наоборот, мужчина с бородой — человек, имеющий жизненный опыт, а значит, заслуживающий уважения, имеющий авторитет. В этом, вероятнее всего, и есть причина ношения бороды нашими батюшками. Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие. Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.

Vladimir Kovalkov

экономят на мыле

Ответы:

Юлия Тарасенко

То что было раньше и то что сейчас две разные вещи, длинные волосы были у назореев тогда, когда они жили по ветхому завету, раньше и вино пили постоянно, а сейчас грех почему? Потому что раньше во первых вино было разбавлено во сколько то там раз с водой, вроде 1/5, но точно не помню, во вторых вино пили чтоб дезинфицировать желудки, а сейчас чтоб нажраться и побыть пьяной тварью неспособной мыслить и вести себя нормально. Но насчет длинных волос у мужчины сейчас однозначно — позор. Библия этого не запрещает, там только наставления и советы написано «Все мне позволительно но не все полезно» Так что каждый сам выбирает.

linda 1

Полагаю что нет, так как у многих священников длинные волосы

Birjuk

НЕТ. Что за тупой вопрос.

ДИНЬ

Все попы и священники православных церквей носят длинные волосы.

имя ему Легион

нет. Но при этом, нельзя уподобляться женщинам-делать косу или хвост

drug drug

Библия запрещает Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

Anton Kuropatov

Священникам можно, они носят длинные волосы и бороды, как ветхозаветные назореи.

Местный Ангел

Анастасия Белогорцева

нет, запрещается священослужителям носить короткие

Gendalf

не приветствует только короткие юбки….

я ещё- миха

судя по иконе Христа, эта версия не имеет смысла жить

Черный Ворон

Запрещается грешить.

Andrew Kramer

Ну как бы Иисус изображен с длинными волосами на иконах. Меня этот вопрос просто убивает. Иисус является иконой для верующих, как длинные волосы могут быть запрещены? Тогда такой вопрос, а не запрещает церковь быть лысым. Почему-то такой вопрос не возникает ни у кого. И что церковь, это для вас закон??? Все церкви это коммерческие организации.

Лена

ВОЛОСЫ — орган восприятия и накопления тонких энергий. Чем длин- нее волосы человека, тем больше духовной силы он получает, ибо эта сила питает все его тела и оболочки. В Ведических писаниях сказано: «Со- стричь человеку волосы и сбрить ему усы и бороду, это всё равно, что убить его» . Но при особой необходимости и овладении определёнными навыками, человек может выводить отрицательную энергию в свои воло- сы и состригать их, освобождаясь таким образом от мешающих его раз- витию энергий — в этом смысл обряда «пострижения в монахи» . Славяне первый раз стригут своих детей только по достижении 7 лет, а состриженные волосы прячут под коньком крыши или матицей (основной потолочной балкой избы) . Если волосы ребёнку состригать до 1 года — приостанавливается развитие его речи, если до 7 лет — замедляется развитие умственных спо- собностей. Женщину, обстригшую волосы, называют карной (по имени богини Карны, ответственную за исполнение закона причинно-следствен- ной связи) — то есть это та, которую Карна покарала. Отсюда — «обкар- нать» . БОРОДА — волосы на лице мужчины. Служит для накопления жизнен- ной и духовной силы («бо» — богатство, «рода» — принадлежность к роду) . В каждой варне бороду носят по-своему: ведуны бороду не стригут, а ухаживают за ней, как за средоточием своей духовной силы; витязи носят короткие бороды, так как это удобно для боя; веси носят окладистые (боль- шие, но подстриженные) бороды как знак солидности, степенности, зна- чимости. Смерды не понимают истинного назначения бороды и не уме- ют ею пользоваться, даже если отращивают. Бриться начали те из них, кто хотел походить на женщин.

Елена

Сами священники порой носят длинные волосы. Но Библия запрещает это.

Ответы:

Надежда Богданова

В продолжение темы:
Уголовные

Как гласит мудрое высказывание: «Все гениальное – просто!». Это можно сказать об удивительном, оригинальном и легком десерте, для которого понадобится шоколадка и слоеное...

Новые статьи
/
Популярные