Новый бжрк баргузин. Ракетный поезд “Баргузин”

Россия, "Бит Жизни!", - Дмитрий Жеребцов.

История создания

Эта история относится к далеким 60-м годам. В этот период, две могущественные враждебные друг другу державы, США и СССР загоняли друг друга в пучину гонки вооружения. Американцы пытались, нарушив паритет, создать оружие, способное поставить СССР на колени. Советское руководства не желало с этим мирится и задумывалось над тем, как этого можно избежать и гарантировать своей стране возможность гарантированного ракетного удара ядерным арсеналом по стране потенциального врага.

Первый и самый очевидный вариант обеспечения ответного удара был связан с усилением защищенности ядерных пусковых установок, что обеспечивало возможность нанести ответный удар, в случае ядерной атаки агрессивного блока НАТО, как тогда его называли (и, надо признать, это было наиболее точное его описание, содержащее суть этой организации).

Но, вскоре стало ясно, что координаты наших пусковых установок хорошо известны Соединенным штатам. В 1961 году СССР в своем сообщении потрясло весь мир о том, что на Новой Земле было произведено испытание нового супероружия Водородная бомба, мощность 50 миллионов тонн тратила. Советское руководство прекрасно понимало, что подобное супероружие вскоре появится и в США. Один удар подобной бомбы в месте расположения пусковых шахт РВСН (Ракетные Войска Стратегического Назначения), не оставляло не единого шанса на ответный удар.

Кроме того, у Соединенных Штатов было на вооружении ракеты типа «Трайдент-2», способные глубоко проникнуть в грунт и разрушить инфраструктуру заземленного ракетного комплекса. А, размещенные в Европе ракетные комплексы, оснащенные ракетами «Першинг-2», при запуске, долетали до нас за 6-8 минут. Этого времени хватало, чтобы развернуть пусковую установку и открыть люк шахты. Но, не более того.

Таким образом, Советский Союз был лишен возможности нанести гарантированный ответный ракетно-ядерный удар по странам агрессоров. Всем стало ясно, что паритет нужно восстановить и, как можно скорее. Но, если нельзя надежно укрыть пусковые установки, то можно их сделать не уловимыми. Так родилась идея сделать их мобильными.

13 января 1969 года был подписан приказ «О создании подвижного боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) с ракетой РТ-23». Головным разработчиком было назначено конструкторское бюро «Южное». По замыслу разработчиков, БЖРК должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал повышенной живучестью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара.

Надо отметить, что данный комплекс был составляющим звеном гарантированного ответного удара Советского Союза, на ряду с мобильным ракетным комплексом 15П696 с ракетой РТ-15, он же объект 815 от 1965 года. И, БРПЛ «Р-11ФМ» созданная на базе наземной, оперативно-тактической ракеты «Р-11».

Так дали жизнь одной из могущественный и неуловимых военных ядерных пусковых установок на ЖД-платформе.

Его создали коллективы, руководимые братьями академиком РАН Владимиром Федоровичем Уткиным и академиком РАН Алексеем Федоровичем Уткиным.

В Кремле понимали: нужны принципиально новые технические решении. В 1979 году министр общего машиностроения СССР Сергей Александрович Афанасьев поставил перед конструкторами Уткиными фантастическую задачу. Вот что сказал незадолго до смерти Владимир Федорович Уткин: «Задача, которую поставило перед нами советское правительство, поражала своей грандиозностью. В отечественной и мировой практике никто никогда не сталкивался с таким количеством проблем. Мы должны были разместить межконтинентальную баллистическую ракету в железнодорожном вагоне, а ведь ракета с пусковой установкой весит более 150 тонн. Как это сделать? Ведь железнодорожный состав с таким огромным грузом должен ходить по общегосударственным путям Министерства путей сообщения. Как вообще перевозить стратегическую ракету с ядерной боеголовкой, как обеспечить абсолютную безопасность в пути, ведь нам была задана расчетная скорость состава до 120 км/ч. Выдержат ли мосты, не разрушится ли полотно, да и сам старт, как передать нагрузку на железнодорожное полотно при старте ракеты, устоит ли поезд на рельсах во время старта, как максимально быстро после остановки поезда поднять ракету в вертикальное положение?»

Да, вопросов было много, но решать их было необходимо. Алексей Уткин взял на себя стартовый поезд, а старший Уткин – саму ракету и ракетный комплекс в целом. Возвращаясь в Днепропетровск, он мучительно думал: «А выполнима ли эта задача? Вес до 150 тонн, почти мгновенный запуск, 10 ядерных зарядов в головной части, система преодоления противоракетной обороны, как вписаться габариты обычного вагона, а в каждом поезде три ракеты?!» Но как часто бывает, сложные задачи всегда находят гениальных исполнителей. Так в конце 70-х Владимир и Алексей Уткины оказались в самом эпицентре «холодной войны», и не просто оказались, а стали ее главнокомандующими. В Днепропетровске, в КБ «Южное» Владимир Уткин заставил себя забыть о сомнениях: такую ракету можно и нужно построить!

Устройство БЖРК «Молодец»

В состав БЖРК входят: три тепловоза ДМ62, командный пункт в составе 7 вагонов, вагон-цистерна с запасами горюче-смазочных материалов и три пусковые установки (ПУ) с ракетами. Подвижной состав для БЖРК собирался на Калининском вагоностроительном заводе.

БЖРК выглядит как обычный состав из рефрижераторных, почтово-багажных и пассажирских вагонов. Четырнадцать вагонов имеют по восемь колёсных пар, а три - по четыре. Три вагона имеют маскировку под вагоны пассажирского парка, остальные, восьмиосные - «рефрижераторы». Благодаря имеющимся запасам на борту комплекс мог работать автономно до 28 суток.

Вагон-пусковая установка оборудован открывающейся крышей и устройством для отвода контактной сети. Вес ракеты составлял около 104 тонн, с пусковым контейнером - 126 т. Дальность стрельбы - 10100 км, длина ракеты - 23,0 м, длина пускового контейнера - 21 м, максимальный диаметр корпуса ракеты - 2,4 м. Для решения проблемы перегруза пускового вагона использованы специальные разгрузочные устройства, перераспределяющие часть веса на соседние вагоны.

Ракета имеет оригинальный раскладной обтекатель головной части. Такое решение применено для уменьшения длины ракеты и её размещения в вагоне. Длина ракеты составляет 22,6 метра.

Пуск ракет мог осуществляться из любой точки маршрута. Алгоритм запуска следующий: состав останавливается, специальное устройство отводит в сторону и закорачивает на землю контактную сеть, пусковой контейнер принимает вертикальное положение. После этого может быть осуществлён миномётный старт ракеты. Уже в воздухе ракета отклоняется с помощью порохового ускорителя и только после этого запускается маршевый двигатель. Отклонение ракеты позволяло отвести струю маршевого двигателя от пускового комплекса и железнодорожного пути, избежав их повреждений. Время на все эти операции от получения команды из Генштаба до пуска ракеты составляло до трёх минут.

Себестоимость одной ракеты РТ-23 УТТХ «Молодец» в ценах 1985 года составляла около 22 млн руб. Всего на Павлоградском механическом заводе было произведено около 100 изделий.

На вооружение комплекс был принят 28 ноября 1989 года. Всего было развёрнуто 56 ракет этого типа в позиционных районах на территории УССР и РСФСР. Однако в связи с изменением оборонной доктрины СССР и политико-экономическими трудностями дальнейшее развёртывание ракет было прекращено. После развала СССР ракеты, находившиеся на территории Украины, были сняты с боевого дежурства и утилизированы (в том числе задел из не менее 8 ракет) в период 1993-2002 годов. Пусковые установки были взорваны. В России ракеты были сняты с дежурства и отправлены на утилизацию по истечении гарантийного срока хранения в 2001 году. Пусковые установки были модернизированы для применения ракет РТ-2ПМ2 «Тополь-М».

Ракета 15Ж61 выставлена в филиале Центрального музея РВСН в Учебном центре Военной академии РВСН им. Петра Великого в Балабаново Калужской области.

Новый поезд-«призрак»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

Миф или реальность?

Не так давно появилась информация о приостановке дальнейших испытаний БЖРК «Баргузин». В чем же дело? В банальной нехватке средств или в чем-то еще? Давайте разберемся.

Изначально, при создании «Молодца» ставка делалась на неуловимость и повышенную живучесть объекта. По замыслу, он должен быть не отличим от составов общехозяйственного назначения. Но, так ли он был не заметен? Стоящий на запасных путях состав БЖРК, мог не отличить от общехозяйственных составов разве только обыватель. Любой специалист мог легко установить его принадлежность к РВСН. Это и повышенное количество колесных пар, и строенный локомотив, применяемый только в горной местности или при транспортировке БЖРК. В общем, отличий было достаточно, и любой специалист мог их легко заметить.

Новый «Баргузин», несмотря на его максимальную замаскированность, тоже имел свои отличительные черты. Поэтому, говорить о неуловимости этих составов очень сложно. В данный момент, появилась информация о новейших разработках ВПК, способных преодолевать ПВО и ПРО противника и, гарантировать доставку боевой части к месту назначения. А их скорость не дает противнику шансов на их перехват. Современная военная доктрина России базируется на качественно иных принципах. Подобные разработки, превосходящие по скорости ракеты-перехватчик ПВО и ПРО противника и их относительная независимость при преодолении ПВО и ПРО, дает качественно новые возможности не только для нанесения ответного удара, но и для перманентного подавления возможности первичного удара потенциального врага.

Может в будущем Российские ВПК еще вернуться к этому вопросу, имея за плечами массу современнейших военных разработок. И, вопрос о возрождении проекта «Баргузин» будет решен на качественно ином научно техническом уровне.

В данный момент, современные военные разработки способны охладить даже самые горячие головы агрессивного блока НАТО. Им придется много раз подумать прежде чем ввязаться в новую военную авантюру против нашей страны. Современные военные разработки России, способны нивелировать любую агрессию против нашей страны и гарантирую наш спокойный и сладкий сон.

Метки

В свое время создание боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) 15П961 «Молодец» с твердотопливной трехступенчатой межконтинентальной баллистической ракетой (МБР) РТ-23УТТХ (по классификации НАТО – SS-24 Sсаlреl Моd 3) с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения стало знаковым событием в отечественных стратегических ядерных сил и позволило существенно повысить боевой потенциал Ракетных войск стратегического назначения (РВСН). Но с тех пор ситуация изменилась кардинально.

НЕВИДИМЫЙ «МОЛОДЕЦ»

Разработка ракетного комплекса железнодорожного базирования на базе МБР типа РТ-23УТТХ была задана в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 9 августа 1983 года. Причем одновременно задавалось также создание на базе этой ракеты комплексов стационарного (шахтного) и подвижного грунтового базирования. Последний создан так и не был, а вот наличие варианта шахтного базирования впоследствии сыграло злую шутку с БЖРК: по большому счету его ликвидация происходила не потому, что надо было уничтожить собственно ракетный поезд, а потому, что надо было ликвидировать стоявшую на нем ракету.

Головным разработчиком БЖРК было назначено днепропетровское Конструкторское бюро (КБ) «Южное», а его главными конструкторами стали братья Уткины: Владимир Федорович из КБ «Южное» отвечал за создание ракеты, а Алексей Федорович, работавший в Ленинградском конструкторском бюро специального машиностроения (КБСМ), отвечал за проектирование стартового комплекса и вагонов для ракетного поезда.

В ноябре 1982 года был разработан эскизный проект ракеты РТ-23УТТХ и БЖРК с усовершенствованными железнодорожными пусковыми установками. Комплекс обеспечивал возможность выполнения ракетной стрельбы с любой точки маршрута, в том числе с электрифицированных железных дорог, для чего в его составе имелась высокоточная навигационная система, а его пусковые установки оснащались специальными устройствами закорачивания и отвода контактной сети. При этом, как указывается в отечественной литературе по истории БЖРК, Алексей Уткин сумел найти уникальное решение «проблемы передачи больших массовых нагрузок на железнодорожное полотно в процессе эксплуатации комплексов БЖРК».

Боевой железнодорожный ракетный комплекс «Молодец» был принят на вооружение 28 ноября 1989 года, а к несению боевого дежурства первый комплекс приступил еще раньше – 20 октября 1987 года. Производство межконтинентальных баллистических ракет типа РТ-23УТТХ осуществлялось на Павлоградском механическом заводе (ПО «Южмаш»). В период 1987–1991 годов были построены 12 комплексов, а количество выпущенных ракет составило порядка 100.

Ракетные поезда дислоцировались в трех районах страны, причем, что интересно, в связи с огромной массой вагонов – пусковых установок спецпоездов – в радиусе 1500 км от мест базирования последних пришлось проводить укрепление насыпей железнодорожного полотна более плотной щебенкой, уложить более тяжелые рельсы, заменить деревянные шпалы на бетонные и пр.

Можно сказать, что создание БЖРК в определенной степени положительно повлияло и на развитие железнодорожной сети страны. Однако размер затрат на создание ракетного комплекса и обеспечение его эксплуатации был просто колоссален. Но обстановка того времени – холодной войны – того требовала.

В свете потепления отношений между СССР и Западом ракетные поезда начиная с 1991 года стали нести боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации – патрулирование проходило на строго ограниченном маршруте, без выезда на железнодорожную сеть страны. Затем же, согласно договору СНВ-2, страна согласилась ликвидировать все ракеты РТ-23УТТХ. Что и было сделано. Поезда же утилизировали в период 2003–2007 годов (последний БЖРК был снят с боевого дежурства в 2005 году).

ЖИВУЧАЯ ИДЕЯ

Ракетные поезда – тема не новая. Причем пионерами здесь, как и по ряду других классов вооружений, стали американские военные. Впервые попытку заполучить в свое распоряжение боевой железнодорожный комплекс они предприняли еще в 1960-е годы, в ходе реализации амбициозной программы создания новой твердотопливной МБР «Минитмен».

Летом 1960 года в рамках теоретической проработки данного вопроса МО США провело операцию «Большая звезда» (Big Star), в ходе которой прототипы будущих ракетных поездов втайне перемещались по железным дорогам Америки. Опыт был признан удачным, и в следующем году подготовили проект, а также прототип «БЖРК по-американски» с пятью МБР. Планировалось уже в 1962 году поставить первый такой поезд на дежурство, а всего ВВС намеревались запустить по стране 30 составов со 150 ракетами. Но летом 1961 года проект закрыли из-за его дороговизны – шахтные «минитмены» оказались дешевле, проще, да и надежнее (см. статью «Молодец» по-американски – неудачный дебют» в этом номере НВО).

В 1986 году идея ракетного поезда вновь овладела Пентагоном, но уже в рамках создания новой тяжелой МБР «Пискипер», также известной как МХ. Поезд, получивший название Peacekeeper Rail Garrison («Железнодорожный гарнизон с ракетами «Пискипер»), должен был нести две ракеты, каждая с разделяющейся головной частью с 10 боевыми блоками индивидуального наведения. Планировалось с 1992 года поставить на боевое дежурство 25 таких поездов. Прототип прошел испытания в 1990 году, но через год не стало главного врага – Советского Союза, а потому для получения «дивидендов мирного времени» США пустили программу под нож (только на закупке семи первых поездов удалось таким образом сэкономить 2,16 млрд долл.).

Но идея в Америке, равно как и в России, оказалась на удивление живуча. Так, в рамках «Анализа альтернатив» по вопросу дальнейшего развития наземной группировки национальных стратегических ядерных сил, завершенного в 2014 году, американские специалисты рассматривали среди прочих так называемый «мобильный вариант», предусматривавший разработку новой МБР в составе подвижного стратегического ракетного комплекса грунтового или железнодорожного типа базирования. Более того, рассматривался еще и «тоннельный вариант» – создание стратегического ракетного комплекса, базирующегося под землей в специально сооруженных тоннелях и перемещающегося по ним. Однако стоимость создания таких комплексов в итоге была признана чересчур дорогой даже для огромного военного бюджета Соединенных Штатов.

НОВЫЙ ПОЕЗД-«ПРИЗРАК»

Российское военно-политическое руководство тоже не осталось равнодушным к идее ракетного поезда. Обсуждать вопрос о необходимости создания на замену утилизированному и отправленному в музеи «Молодцу» стали едва ли не с того дня, как последний БЖРК сняли с боевого дежурства.

Разработка нового комплекса, получившего название «Баргузин», была начата в России в 2012 году, хотя еще в июне 2010 года был обнародован патент, выданный ФГУП «Центральное конструкторское бюро «Титан» на изобретение, обозначенное как «Пусковая установка для транспортирования и пуска ракеты из размещенного в железнодорожном вагоне или на платформе транспортно-пускового контейнера». Головным исполнителем нового БЖРК стал Московский институт теплотехники – создатель «Тополя», «Ярса» и «Булавы».

В декабре 2015 года командующий РВСН генерал-полковник Сергей Каракаев сообщил, что «в настоящее время завершено эскизное проектирование, ведется разработка рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса». «Безусловно, при возрождении БЖРК будут учитываться все новейшие разработки в области боевой ракетной тематики, – подчеркивал Сергей Каракаев. – Комплекс «Баргузин» будет значительно превосходить своего предшественника по точности, дальности полета ракеты и другим характеристикам, что позволит на долгие годы, как минимум до 2040 года, данному комплексу находиться в боевом составе РВСН».

«Таким образом, в РВСН будет воссоздана группировка на основе ракетных комплексов трех видов базирования: шахтного, подвижного грунтового и железнодорожного, которая в советские годы доказала свою высокую эффективность», – цитировало тогда командующего РВСН агентство «Интерфакс».

В ноябре следующего, 2016-го года успешно прошли первые бросковые испытания МБР для перспективного ракетного поезда. «Первые бросковые испытания состоялись на космодроме Плесецк две недели назад. Они признаны полностью успешными, что открывает путь для начала летно-конструкторских испытаний», – цитировало слова собеседника агентство Интерфакс. Представители Минобороны и оборонно-промышленного комплекса РФ были настроены весьма оптимистично, сообщали, что на 2017 год запланированы доклад президенту РФ Владимиру Путину о перспективах развертывания комплекса «Баргузин» и начало летно-конструкторских испытаний ракеты, предназначенной для него.

И вдруг – неожиданная о том, что «тема закрыта» как минимум на ближайшую перспективу. Что еще более примечательно: в случае официального подтверждения данного решения это будет первым случаем остановки – временно или насовсем – работ в области стратегических ядерных вооружений, которые, напомним, считаются российским военно-политическим руководством главным гарантом безопасности страны от агрессии любого противника, в связи с чем на их развитие ресурсы выделяются в приоритетном порядке.

Так в чем же дело? Просто в банальной нехватке средств в нынешней непростой экономической обстановке, или же изменился сам подход к развитию стратегических ядерных сил России? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть основные особенности БЖРК.

СИТУАЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ

Главной целью создания БЖРК «Молодец» являлось стремление советского военно-политического руководства повысить мощь и эффективность группировки ответного/ответно-встречного ракетного удара в условиях жесткого противостояния со странами – членами военно-политического блока НАТО, и в первую очередь США. Решить эту задачу стало возможным благодаря высокой скрытности действия БЖРК, что обеспечивалось следующими обстоятельствами:

– фактической закрытостью страны для иностранцев, что существенно ограничивало возможности по организации постоянного наблюдения за районами возможной дислокации и патрулирования ракетных поездов (да и советские граждане тоже были в значительной мере ограничены в посещении ряда районов и городов страны);

– отсутствием возможности для вооруженных сил и спецслужб вероятного противника вести воздушную (авиационную) разведку интересующей их территории в глубине Советского Союза, что было обусловлено высокой эффективностью созданной к тому времени системы ПВО;

– существенными ограничениями по ведению круглосуточной космической разведки объектов на территории СССР, что, в свою очередь, было обусловлено слабой развитостью радиолокационных средств наблюдения за земной поверхностью, размещаемых на борту космических аппаратов (спутников) соответствующего назначения и единственно способных обеспечить всепогодный и круглосуточный контроль за районами, представляющими интерес для разведки вероятного противника (наиболее широко распространенные оптические и инфракрасные средства наблюдения такой возможности не давали);

– слабой развитостью высокоточных средств воздушного нападения, в первую очередь таких, как относительно малогабаритные малозаметные крылатые ракеты различного типа базирования, предназначенные для ударов по наземным целям, расположенным в глубине территории противника, и способные совершать полет в режиме огибания рельефа местности (не говоря уже о корректируемых и управляемых авиабомбах большой дальности и, тем паче, гиперзвуковых летательных аппаратах);

– отсутствием таких международных договоров в области контроля за стратегическими наступательными вооружениями, которые тем или иным образом ограничивали эксплуатацию подобных ракетных комплексов.

Однако на сегодня ситуация в данной области изменилась самым радикальным образом, существенно снизив или даже и вовсе нивелировав многие достоинства ракетных поездов, а в первую очередь – их скрытность.

Во-первых, страна стала открытой и свободной для перемещения практически по всей ее территории как для своих граждан, так и зарубежных гостей (при условии, конечно, что последние свободно въехали в Россию).

Во-вторых, современные средства космической разведки включают космические аппараты, оснащенные высокоэффективными радиолокационными средствами обнаружения, которые способны вести всепогодный круглосуточный мониторинг районов дислокации БЖРК, известных по результатам обмена соответствующей информацией в рамках различных международных договоров или же вскрытых в результате разведывательных мероприятий разного рода (а при установлении классификационных признаков ракетного поезда и знании его района дислокации контроль за ним можно установить просто жесткий).

В-третьих, качественный скачок совершили и высокоточные средства воздушно-космического нападения, способные при соответствующем целеуказании и наведении с легкостью вывести из строя такой объект, как БЖРК. Его даже не нужно уничтожать, главное – не дать ему выполнить ракетную стрельбу.

А в исследовании американской корпорации RAND от 2014 года указывается, что ракетный поезд имеет еще и следующие существенные недостатки: более сложное обслуживание; возможность естественного (снег, обвалы) и искусственного (диверсии, аварии) блокирования железнодорожного пути; ограниченный набор маршрутов для движения; более низкая живучесть по сравнению с шахтными комплексами (будучи обнаруженным противником, БЖРК может считаться уничтоженным).

Причем согласно тому набору договоров в области ограничения стратегических вооружений, участником которых является Россия, эксплуатация БЖРК в буквальном смысле зажата в тиски многочисленных ограничений, не позволяющих в полной мере реализовать весь их уникальный боевой потенциал. А самое главное – не позволяет добиться скрытности патрулирования. Если ракетный поезд должен передвигаться только по определенному маршруту или маршрутам в зоне своей дислокации, да еще и регулярно демонстрировать себя воздушным и космическим средствам наблюдения зарубежных «контролеров», то о какой скрытности может идти речь? И это, пожалуй, самое главное достоинство БЖРК, без которого утрачивает смысл сама концепция ракетного поезда (хотя, подчеркнем это особо, запрета на создание таких ракетных комплексов нет).

Конечно, убрать всех этих «контролеров» можно одним росчерком пера – выйти из указанных договоров, сняв тем самым с себя любые ограничения, но такого себе не позволяли две сверхдержавы даже в самые жаркие периоды холодной войны. Не говоря уже о том, что имеется еще и агентурная разведка наших потенциальных «друзей», да и спутники-шпионы никуда не денутся. Получится ли от них замаскироваться – это большой вопрос.

Наконец, нельзя забывать и о том, что невидимость ракетного поезда и невозможность отличить его от обычных товарных поездов – миф. Не верите? В подтверждение приведем слова командующего РВСН генерал-полковника Сергея Каракаева, сказанные им журналистам в декабре 2013 года. По его словам, вагон БЖРК первого поколения достаточно сильно отличался от вагона-рефрижератора, под который его маскировали. «Он был длиннее, тяжелее, количество колесных пар было больше. Как бы его ни прятали, если БЖРК находился на стоянке, любой специалист мог определить, что это не поезд народного хозяйства», – приводит слова генерала агентство РИА Новости. Вагон нового поезда, по словам Сергея Каракаева, можно замаскировать более успешно, хотя специалисты по железнодорожному подвижному составу подвергли сомнению и этот тезис. Более того, даже если это и получится, то куда деть такой демаскирующий признак, как несколько локомотивов в голове короткого «спецпоезда», – непонятно.

В итоге, как представляется, создание БЖРК в качестве средства ответного или ответно-встречного удара становится весьма сомнительной затеей. В этой связи примечательно, что еще в феврале 2011 года в интервью еженедельнику «ВПК» Юрий Соломонов, генеральный конструктор корпорации «Московский институт теплотехники», говорил: «На самом деле живучесть подвижного грунтового и железнодорожного комплексов практически одинакова. Совсем недавно мы как раз выиграли конкурс по этой тематике, но я был сторонником принятия решения о неразвертывании полномасштабных работ по БЖРК. Во-первых, здесь речь идет не столько о ракетах, сколько о типе базирования, что связано с необходимыми затратами для воссоздания военной инфраструктуры, которая на сегодняшний день полностью разрушена. Это огромные деньги, и они потенциально ничего не добавят к боевой эффективности наших СЯС. Более того, БЖРК обладает принципиальным недостатком в современных условиях: низкая антитеррористическая устойчивость. Это уязвимое место железнодорожного комплекса, и оно существенно снижает его боевые возможности».

Так, может быть, целесообразней выделить дополнительные средства на подвижные грунтовые ракетные комплексы или на новую тяжелую межконтинентальную баллистическую ракету «Сармат»?

Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг, выступая в четверг на румынской военной базе в Девеселу (уезд Олт на юге страны, в 180 километрах от Бухареста), официально объявил об операционной готовности размещённого американского комплекса противоракетной обороны Aegis .

В свою очередь пресс-секретарь американского посольства в России Уильям Стивенс заявил, что «целью системы ПРО НАТО является полная защита Европы от растущей угрозы, связанной с баллистическими ракетами. Ввод в строй в Румынии новой базы противоракетной системы значительно увеличит нашу обороноспособность и защитит территорию стран НАТО», – заявил он, передаёт ТАСС.

При этом дипломат отметил, что «всё больше стран производят или приобретают баллистические ракеты... Достигнутое соглашение по ядерной программе Ирана не меняет этот факт, – указал он. – Соглашение не избавляет от опасности, исходящей от иранских баллистических ракет…»

Иранских ракет, Карл!

Ну что ж… «Европейские цыгане» первыми пошли. Даже пшеков со шпротниками опередили. Те давно были рады стать первыми (особенно поляки), да в Смоленске все их политические русофобы неожиданно поцеловали русскую берёзку.

Будет ли наконец-то ответка со стороны русского медведя, которого в НАТО до сих пор пытаются разозлить? Я думаю, что с фантазией у наших военных и дипломатов точно всё в порядке.

«Безусловно, это – совсем крайняя мера, и, я надеюсь, дело до неё не дойдёт, но не случайно российский парламент, ратифицируя новый СНВ, сделал оговорку о том, что развёртывание элементов ПРО может стать одной из причин выхода России из договора», – заявил он, передаёт РИА «Новости».

Россия возрождает боевые поезда-призраки для ответного удара в ядерной войне. «Баргузин» придёт на смену советскому «Молодцу».

В ближайшие пять лет у России появится новое «оружие возмездия» – боевые железнодорожные ракетные комплексы «Баргузин». Появившись из «ниоткуда», эти ракетные поезда будут способны нанести сокрушительный ответный удар по территории любого противника

На прошлой неделе в Кубинке (Московская область) состоялся первый Международный военно-технический форум «Армия-2015». Мероприятие выдалось красочным, полезным и богатым на пищу для размышлений. Президент России Владимир Путин, открывая форум, в частности, упомянул о том, что наша страна и дальше будет активно развивать и совершенствовать свои стратегические ядерные вооружения. «Состав ядерных сил в этом году пополнят более 40 новых межконтинентальных баллистических ракет, которые будут способны преодолевать любые, даже самые технически совершенные системы противоракетной обороны» – подчеркнул глава российского государства.

Это заявление, конечно, вызвало бурю эмоций у западных политиков. «Эта воинственная риторика России неоправданна, опасна и играет дестабилизирующую роль», ‒ заявил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. «Никто не должен слышать таких заявлений от лидера сильной страны и беспокоиться о возможных последствиях» – высказался по этому поводу и госсекретарь США Джон Керри.

А «беспокоиться» нашему наиболее вероятному противнику, действительно, есть о чём. Россия в последние годы не только интенсивно восстанавливает свой ракетно-ядерный щит, но и вновь обретает те виды стратегических оборонительных вооружений, которые США, при всей их технологической и финансовой мощи, так и не смогли создать, как ни пытались.

Речь идёт, в первую очередь, о боевых железнодорожных ракетных комплексах (БЖРК), которые были созданы в Советском Союзе братьями Уткиными – генеральным конструктором КБ «Южное», академиком РАН Владимиром Фёдоровичем Уткиным (Днепропетровск, Украина) и генеральным конструктором КБ специального машиностроения (Санкт-Петербург, Россия) академиком РАН Алексеем Фёдоровичем Уткиным в середине 80-х годов прошлого века. Под руководством старшего брата была создана межконтинентальная баллистическая ракета РТ-23 и её железнодорожная версия – РТ-23УТТХ (15Ж61, «Скальпель» по классификации НАТО), под руководством младшего брата – сам «космодром на колёсах» , способный нести на себе три «Скальпеля» и запускать их из любой точки Советского Союза, с которой есть железнодорожное сообщение.

Оружие это получилось совершенно убойное. БЖРК «Молодец» с виду, практически, не отличались от обычных товарных железнодорожных составов. Поэтому вычислить их местонахождение визуальным образом или средствами космического наблюдения среди тысяч железнодорожных составов, ежедневно снующим по просторам огромной страны, для американских военных было задачей невыполнимой. И принять меры к перехвату – тоже.

Потому что с момента получения приказа на выполнение боевого задания до старта первой ракеты у «Молодца» уходило менее трёх минут. Получив приказ, поезд останавливался в любой точке своего маршрута, специальным устройством отводилась в сторону контактная подвеска, открывалась крыша одного из рефрижераторных вагонов и оттуда миномётным стартом уходила в небо баллистическая ракета, несущая 10 ядерных боеголовок на расстояние 10 тыс. км…

Появившись, практически, из «ниоткуда», 12 советских БЖРК, несущих на себе 36 межконтинентальных баллистических ракет, в ответ на ядерный удар могли буквально стереть с лица земли любую европейскую страну, входящую в НАТО, или несколько крупных штатов США.

Ничего подобного американские инженеры и военные создать так и не смогли, хотя и пытались. Поэтому в дело вступили западные политики, и, по настоянию США и Великобритании, с 1992 по 2003 год все советские БЖРК были сняты с боевого дежурства и уничтожены. Внешний облик двух из них сейчас можно посмотреть только в музее железнодорожной техники на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга и в Техническом музее АвтоВАЗа.

Однако, за прошедшие 20 лет проблема эффективного «ответного удара» России, в случае проявления агрессии не только не уменьшилась, но и только обострилась.

Новая стратегия «глобального неядерного удара», которой руководствуются нынешние американские власти, предполагает, что по территории вероятного противника будет нанесён не ядерный удар, а массовый удар высокоточными ракетами. Тысячи таких ракет, запущенных с американских подводных лодок, надводных кораблей и наземных установок, должны, как ковром, накрыть важнейшие индустриальные, энергетические центры противника, места базирования его ядерного потенциала и, в конечном счёте, оставить его без «зубов» и воли к сопротивлению….

И одной из гарантий того, что этот сценарий не будет воплощён на территории России, и становится возрождение в нашей стране разработки и производства боевых железнодорожных ракетных комплексов. Которые одним фактом своего существования могут «охладить пыл» потенциальных противников нашей страны.

Работы по их созданию уже начались. Незадолго до международного военно-технического форума «Армия-2015» заместитель министра обороны России Юрий Борисов сообщил журналистам, что эскизный проект нового российского БЖРК под названием «Баргузин» уже готов. До 2020 года в состав российских Вооружённых Сил должно поступить до 5 БЖРК «Баргузин». Их разработка и строительство осуществляется за счёт средств, предусмотренных в госпрограмме вооружений до 2020 года.

Информацию о начале практических работ по воссозданию БЖРК подтвердили и в концерне «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), который разрабатывает средства радиоэлектронной борьбы для новых ракетных поездов. «Эти разработки идут. Сейчас наши институты занимаются этими разработками, и эти предложения будут переданы тому головному исполнителю, который будет назначен для восстановления БЖРК» – сообщил ТАСС на форуме «Армия-2015» советник замглавы концерна Владимир Михеев .

«Поезд должен быть защищён от разведки и поражения, также сами ракеты, которые будут им применяться, тоже являются объектами, против которых будут действовать ПРО противника», – подчеркнул он.

Информации о том, что из себя будут представлять «Баргузины», пока крайне мало. Однако, уже совершенно ясно, что это будут не «модернизированные «Молодцы», а совершенно новые машины. Во-первых, потому что технологии за 30 лет (первый «Молодец» был принят на вооружение в 1987 году) ушли далеко вперёд. Во-вторых, потому что все работы по «Баргузину» выполняются в России, без привлечения украинских КБ «Южное» и завода «Южмаш».

Главным оружием «Баргузинов» станут не 100-тонные «Скальпели», а 50-тонные ракеты РС-24 «Ярс». Это полностью российская ракета – разработка Московского института теплотехники, производство Воткинского завода. Как вы уже заметили, «Ярс» вдвое легче, чем РТ-23УТТХ, но при этом содержит и меньшее количество разделяющихся боевых частей – 4 (по открытым источникам) вместо 10 (хотя и летит почти на 1 тыс. км дальше «Скальпеля»).

Известно, что каждый «Баргузин» будет нести на себе по 6 «Ярсов» . Но пока не очень понятно, по какому пути пойдут разработчики нового ракетного поезда – или будут пытаться поместить в каждый рефрижераторный вагон, который служит транспортным контейнером для ракеты, по два «Ярса», или ограничатся одним для каждой ракеты, но вдвое, по сравнению с «Молодцом», увеличат количество контейнеров-пусковых установок в составе каждого поезда.

При этом, очевидно, в «Баргузине» сохранится основное ноу-хау создателей «Молодца» братьев Уткиных – система старта ракеты: отвод контактной сети над поездом, миномётный старт ракеты, отвод её в сторону с помощью порохового ускорителя и последующий запуск маршевого двигателя. Эта технология позволяла отвести струю маршевого двигателя ракеты от пускового комплекса и тем самым обеспечить устойчивость ракетного поезда, сохранность людей и инженерных конструкций, в том числе железнодорожных.

И именно её не смогли воплотить в жизнь американцы при разработке своего БЖРК, который в начале 90-х годов прошлого века проходил испытания на железнодорожном полигоне США и Западном ракетном полигоне (авиабаза Ванденберг, Калифорния).

При этом, «Баргузин» вообще – ни вагонами, ни тепловозами, ни электромагнитным излучением, не будет выделяться из общей массы грузовых поездов, тысячи которых сейчас ежедневно снуют по российским железным дорогам. Потому что железнодорожные технологии за это время тоже ушли далеко вперёд.

Например, «Молодца» таскали три тепловоза ДМ62 (специальная модификация серийного тепловоза М62) совокупной мощностью 6 тыс. л.с. А мощность только одного нынешнего магистрального грузового двухсекционного тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», который серийно выпускается «Трансмашхолдингом» составляет 6800 л.с. Полная автономность поезда предполагается та же, что и «Молодца» – 30 суток. Дальность хода – до 1000 тыс. км в сутки. Этого, по мнению разработчиков, достаточно, чтобы обеспечить полную скрытность «Баргузина» и его возможность в любой момент нанести противнику неожиданный ответный удар.

П.С. Советские БЖРК «Молодец» в своё время так взволновали Пентагон, что США сделали всё возможное, чтобы наша страна собственноручно их уничтожила. Впрочем, американцы сами себе оказали поистине медвежью услугу. Российские «Баргузины» станут неуловимыми и очень мощными ракетными комплексами стратегического назначения.

Да и сюрприз на Кубе мы им наверняка уже приготовили.

Очень понравился комментарий:

Дмитрий Денисенко

один состав должен вокруг Латвии баражировать!!! чтобы ни одно снотворное на Грибаускайте не подействовало...

Как с психопатами не разговаривай, но в Пентагоне и НАТО понимают исключительно язык силы.

А вот гейропейцы о чём думают? Они же там по три страны на одном квадратном километре. Мазохисты. Как пить дать, мазохисты.

Наши же местные пацифисты и прочие голубые толерасты уже оживились: «Безумные ватники! Играете с огнём!!! Прекратите провоцировать НАТО».

Вот это называется провоцировать:

Это вопиют те, кто первыми выбежит с белым флагом навстречу оккупантам и начёт целовать их сапоги. Пусть воют, раз уж пристрелить их в современном толерантном мире никак нельзя.

Русский медведь зевает и молча делает своё дело... Он сушит патроны. И переживает, хватит ли, в случае чего, на всех...

БЖРК «Баргузин» готовится к выходу на рельсы

Боевой Железнодорожный Ракетный Комплекс (БЖРК) «Баргузин»

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Россия прекратила создание боевого железнодорожного ракетного комплекса «Баргузин», разработку которого только в июле анонсировал заместитель председателя правительства Дмитрий . Проект «Баргузин» отложен в долгий ящик, сообщает «Российская газета» . Официально об этом пока не объявлено.

«Проект «Баргузин» находится на уровне абсолютной готовности промышленности к созданию в случае, если решение будет принято и включено в государственную программу вооружения», — рассказывал летом в интервью РИА «Новости» Рогозин, являющийся также председателем Комиссии военно-промышленного комплекса.

Тогда же сообщалось, что БЖРК «Баргузин» планируется разработать до 2018 года. Новый БЖРК должен был значительно превосходить советского предшественника в точности, дальности полета ракет и другим характеристикам. Это позволило бы поезду как минимум до 2040 года находиться в боевом составе . Таким образом, сообщалось, что ракетные войска стратегического назначения возвращаются к трехвидовой группировке, содержащей комплексы шахтного, подвижного и железнодорожного базирования.

В конце 2015 года главнокомандующий РВСН рассказал о завершении эскизного проектирования БЖРК и начале разработки рабочей конструкторской документации на агрегаты и системы комплекса. В свою очередь, начальник Главного штаба РВСН в 1994 — 1996 годах генерал-полковник в мае 2016 года сообщил, что сроки создания «Баргузина» будут определены в государственной программе вооружений на 2018 — 2025 годы.

В ноябре 2016 года на космодроме Плесецк состоялись успешные бросковые испытания модификации ракеты специально для БЖРК. Известно, что один «Баргузин» планировалось приравнивать к ракетному полку, а в состав ракетной дивизии РВСН должны входить пять ракетных полков — 30 пусковых установок.

Бросковые испытания — первый этап проверки любых ракет. В ходе этих испытаний проверяется, в частности, правильно ли разработаны алгоритмы подготовки ракеты к пуску, как ракета покидает пусковую установку и как срабатывает пусковое оборудование. В январе нынешнего года в оборонно-промышленном комплексе поясняли, что летные испытания ракеты намечены на 2019 год.

Приказ «О создании подвижного БЖРК» с ракетой РТ-23 был подписан 13 января 1969 года. Комплекс должен был составлять основу группировки ответного удара, поскольку обладал мобильностью и с большой вероятностью мог уцелеть после нанесения противником первого удара. Головным разработчиком было КБ «Южное», расположенное в городе Днепропетровск (нынешний Днепр).

Главными конструкторами БЖРК стали академики братья и — выдающиеся создатели советского ракетного оружия. БЖРК представляет собой стратегический ракетный комплекс подвижного железнодорожного базирования, внешне неотличимый от обычного товарняка. В его вагонах установлены полностью снаряженные межконтинентальные баллистические ракеты, командные пункты, технологические и технические системы, средства связи и размещен личный состав офицеров-ракетчиков.

В случае угрозы ядерной войны БЖРК по плану выходят на маршруты патрулирования и сливаются с потоком других железнодорожных составов.

Если же командование отдает приказ о боевом применении, поезд останавливается и готовится начать атаку. Створки на крышах трех вагонов разъезжаются в стороны, а спрятанные внутри механизмы приводят в вертикальное положение пусковые контейнеры ракет. Через две минуты комплекс уже готов выпустить три ракеты, суммарно несущие 30 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 550 килотонн каждый. Для сравнения — мощность сброшенной на Хиросиму атомной бомбы «Little Boy» («Малыш») составляла около 18 килотонн.

В конце октября пресс-секретарь президента России рассказал, что глава государства принял личное участие в тренировке по управлению стратегическими ядерными силами. Песков добавил, что Путин запустил четыре баллистические ракеты. Он также уточнил, что испытание «ядерной триады» — это постоянный процесс, который проходит в строгом соответствии с международными правилами, и эти учения не могут негативно влиять на международную обстановку или усиливать напряженность.


Новости про разработку нового поколения БЖРК, которые на некоторое время увяли, снова стали появляться.
На этот раз говорят (устами т/к "Звезда" от 7 марта ), что "Баргузин" близится к финальному этапу испытаний. Напомню, что бросковые испытания с Плесецка состоялись ранее. В 2014-15 гг. среди экспертов в этой области бытовало мнение, что проект "Баргузин" будет либо сильно отодвинут из-за кризиса, или даже вообще прекращён, в пользу "Ярсов" и "Сармата". Однако это не так - цикл разработки идёт, хотя утечек информации по проекту немного.

В России готовится к финальному этапу испытаний новое ядерное оружие – боевой железнодорожный ракетный комплекс (БЖРК) «Баргузин», создаваемый на основе его предшественника, БЖРК «Молодец» (SS-24 Scalpel), который стоял на боевом дежурстве с 1987 по 2005 год и был снят с вооружения по договоренности с США от 1993 года.

В статье ТВ-Звезды много бодряческого мусора, который надо фильтровать.
Однако есть и оговорки, почему в конце девяностых - начале нулевых старым БЖРК решили пожертвовать и снять поезда с боевого дежурства:


[...] Отказ от БЖРК имел и ряд объективных причин. В частности, когда в 1991 году Москва и Киев «разбежались», это сразу же больно ударило по российской ядерной мощи. Почти все наши ядерные ракеты во времена СССР делались на Украине под руководством академиков Янгеля и Уткина. Из 20 типов, стоящих тогда на вооружении, 12 было спроектировано в Днепропетровске, в КБ «Южное», и выпущено там же, на заводе «Южмаш». БЖРК тоже делали в украинском Павлограде.

В самом деле, "старый" комплекс: а) ракета БЖРК и её тех. сопровождение - днепропетровская; б) сам поезд и его регламентное обслуживание - павлоградский. В момент разработки и постановки на боевое дежурство это был единый советский ВПК, но потом СССР распался и к концу 1990-х стало понятно, что эксплуатировать стратегический комплекс с "чужим" сопровождением попросту опасно и поэтому его решили снять с БД. Что потом произошло с территорией Украина, вы сами прекрасно знаете - так что перестраховка в этом чувствительном и важном вопросе объяснима. С другой стороны, бывшие украинские кадры (наиболее ценные) в десятых годах большею частью , что убыстрило соотв. разработки.

Вот ещё дополнение, из этой же статьи:

[...] Главный из недостатков, который отмечали противники БЖРК, – это ускоренный износ железнодорожных путей, по которым он передвигался. Их приходилось часто ремонтировать, по поводу чего у военных с железнодорожниками возникали вечные споры. Причиной тому были тяжелые ракеты – весом в 105 тонн. Они не умещались в одном вагоне – их требовалось размещать в двух, усиливая на них колесные пары.

Сегодня, когда вопросы прибыли и коммерции вышли на первый план, в РЖД наверняка не готовы, как это было раньше, ради обороны страны ущемлять свои интересы, а также нести расходы по ремонту полотна в случае, если будет принято решение, что по их дорогам снова должны курсировать БЖРК. Именно коммерческая причина, по мнению некоторых специалистов, могла сегодня стать препятствием для окончательного решения к принятию их на вооружение.

Однако теперь эта проблема снята. Дело в том, что в новых БЖРК тяжелых ракет уже не будет. Комплексы вооружают более легкими ракетами РС-24, которые используются в комплексах «Ярс», а потому вес вагона оказывается сравним с обычным, что позволяет добиться идеальной маскировки боевого состава.

Правда, РС-24 имеют всего четыре боеголовки, а на старых ракетах их был десяток. Но тут надо учитывать, что сам «Баргузин» перевозит не три ракеты, как было раньше, а уже вдвое больше. Это, конечно, все равно – 24 против 30. Но не следует забывать, что «Ярсы» – практически самая современная разработка и вероятность преодоления ПРО у них гораздо выше, чем у их предшественников. Обновлена и система навигации: теперь не надо задавать заранее координаты целей, все можно будет менять оперативно.

Судя по всему, ракету сейчас вполне смогут вписать даже в 4-осный товарный вагон, а не обязательно в 6-осный. Какую оболочку ему придадут - рефрижератора ли (которые сейчас массово выбывают из оборота на сети), товарного ли закрытого вагона, спецвагона ли - это пока вопрос. Но с "лёгкой" ракетой массой в 45-50 тонн уже становятся возможными разные варианты, а демаскировать такой вагон станет намного сложнее - ведь исчезнут многие выдающие его визуальные признаки (8-осная база, "крюки", подпоры и т.п.). Три тяговых тепловоза тоже уже, скорей всего, не будут нужны - растаскивать поезд на три позиции теперь не надо. И ракета легче, и воздействие на путь меньше - так что нагрузки миномётного старта не приведут к повреждению полотна. И подготовка к пуску в угрожаемый период, соответственно, быстрее.

[...] До 2020 года запланировано принятие на вооружение пяти полков БЖРК «Баргузин» – это соответственно 120 боеголовок. Судя по всему, БЖРК станет самым сильным аргументом, фактически нашим главным козырем в споре с американцами относительно целесообразности развертывания глобальной системы ПРО.

Так что проект "Баргузин" едет и видимо, не за горами время, когда он "приедет".
Но контуры его пока неясны, и скорей всего, ряд параметров запутывают сознательно.

В продолжение темы:
Уголовные

Как гласит мудрое высказывание: «Все гениальное – просто!». Это можно сказать об удивительном, оригинальном и легком десерте, для которого понадобится шоколадка и слоеное...

Новые статьи
/
Популярные