Сознание как осознанное социальное бытие.

Определяет ли бытие сознание? Прав ли Маркс?

У животных бытие определяет сознание. У людей сознание определяет бытие. Шучу. А теперь подробнее, фраза "бытие определяет сознание" - это полуправда. То есть по сути - ложь. Софизм. Жизнь диалектична. И в определенные периоды времени "бытие определяет сознание", а в другие "сознание определяет бытие". Как бытие влияет на сознание, так и сознание влияет на бытие. А фразу Маркса " в печку", как сказал бы профессор Преображенский.
А вот посыл, что материя первична, а сознание вторично, с точки зрения материалиста верен. Но это не то же, что бытие определяет сознание. Это разные вещи. Ибо после того, как сознание возникло, оно начинает во многих случаях определять бытие. И чем выше у человека сознание, тем в большей степени оно бытие определяет.

Если кратко: "Бытие полностью определяет сознание только у мертвеца. Ибо у того нет сознания. А если сознание есть, то оно начинает определять бытие. И чем выше сознание у человека, тем в большей степени оно определяет бытие".

Рассмотрим с ракурса экономики. Сначала об определениях. Под термином "Бытиё" будем понимать объективную экономическую реальность, в которой живёт среднестатистический индивид. А под термином "Сознание" будем понимать экономические ценности данного среднестатистического индивида. В этом случае именно сознание определяет бытиё этого индивида. Поскольку, когда ценностями этого индивида являются стабильность, безопасность, работа (индивид является рабочим или служащим), то свою энергию и время он обменивает на деньги и карьеру. Деньги он зарабатывает лишь в том случае, когда работает, а при достижении определённого возраста он выходит на государственную пенсию. Если же ценностями индивида являются деньги, квалификация, мастерство - индивид является представителем малого бизнеса и бытиё его может быть в разы лучше предыдущего индивида (вплоть до $75000 за год - примеры тому частные врачи, нотариусы, перевозчики, лавочники и т.п.). Если же индивид желает улучшения бытия (благосостояния), то обязательным условием будет трансформация сознания к новым ценностям - времени и системности действий (примером тому представители крупного бизнеса - Microsoft, Amazon, Zara, Facebook, Ford и т.д.) И денежный поток такой индивид получает не за работу, а из грамотно созданных активов и инвестиций.

В общем случае Бытиё определяется не только Сознанием (ценностями, которые можно изменить), но и окружением (вы есть среднеарифметическое между теми пятью индивидами, с которыми чаще всего общаетесь), а также квазистатическими факторами (способ восприятия информации - конкретика или обобщение, как индивид принимает решения - рационально или эмоционально, способ подготовки решений - планирование или ориентируясь по обстоятельствам).

Ответить

Прокомментировать

Мысли определяют здоровье.

Наше тело внутренне связано с нашим разумом, точнее, тело является отражением нашего разума; это грубая видимая форма лёгкого невидимого разума. Если у вас болят зубы, ухо, или живот, ваш разума сразу же откликается на эту боль. Он перестаёт думать правильно, он волнуется, нарушается и возмущается. Если ваш разум находится в депрессии, тело также не может функционировать должным образом. Болезни, которые причиняют вред нашему телу, называются вторичными; тогда как желания, которые причиняют вред нашему разуму, называются психическими или первичными болезнями. Наше психическое здоровье является более важным, чем физическое. Если разум здоров, тело обязательно будет здоровым. Если разум чист, и чисты помыслы, вы освобождаетесь от всех болезней, первичных и вторичных.

Мысли развивают личность.

Возвышенные мысли возвышают разум и расширяют сердце; неблагородные мысли возбуждают разум и отвечают ощущениями болезненными и тёмными. Тот, кто хоть немного контролирует свои мысли, имеет спокойную речь, нежный голос, самообладание, красивое, очаровательное лицо, а глаза становятся сверкающими и блестящими. С помощью своих мыслей мы можем внушить и сформировать уверенность в себе, хорошую самооценку, и практически любую другую характеристику свойственную сильной личности. Изменение образа мышления может способствовать созданию и устранению привычек, убеждений и способностей.

Мысли изменяют судьбу.

Человек сеет мысли и пожинает действия. Сея действия, он пожинает привычку. Сея привычку, он пожинает характер. Сея характер, он пожинает судьбу. Человек создаёт свою собственную судьбу с помощью своих мыслей и действий. Он может изменить судьбу. Он творец своей собственной судьбы. И в этом нет сомнений. Правильным мышлением и решительным усилием, он может стать мастером своей судьбы.

Невежды твердят о карме и неизбежности судьбы. Это фатализм, а он ведёт к инерции, застою и нищете. Это идеальный вариант непонимания законов Кармы. Это ошибочное рассуждение, вопрос о котором не будет рассматривать умный человек. Вы создаёте свою судьбу изнутри, своими мыслями и действиями.

Мысли вызывают физиологические нарушения.

Любое изменение в мышлении создаёт вибрации в ментальном теле, далее воздействуя на физическое тело, вызывая мозговую активность. Эта активность в нервных клетках вызывает множество электрохимических изменений. Интенсивные чувства, такие как страсть, ненависть, горькую зависть, беспокойство, приступы вспыльчивости фактически уничтожают клетки организма и вызывают болезни сердца, печени, почек, селезёнки и желудка.

Каждая мысль, эмоция или слово производит сильные колебания в каждой клетке организма и оставляет там сильное впечатление. Если вы знаете способ привлечения противоположных мыслей, то вы можете вести счастливую гармоничную жизнь с миром и силой. Мысли любви сразу же нейтрализуют мысли ненависти. Мысли мужества служат мощнейшим противоядием от мыслей страха. Мысли оказывают сильнейшее влияние на ваше тело. Печаль и радость, уверенность и зажатость сразу же отражаются на вашем теле.

Каждая клетка организма страдает или растёт, получает импульс жизни или импульс смерти, каждая мысль, которая входит в ваш разум, как правило, превращается в образ того, о чём вы думаете большую часть времени. Когда разум обращается к определённой мысли и останавливается на ней, создаются определённые вибрации материи, и чем чаще создаётся эта вибрация, тем вероятней её повторение и создание привычки. Тело следует за разумом и имитирует его изменения. Если вы сосредотачиваетесь, ваши глаза фиксируются.

Мысли создают среду.

Часто говорят, что личность человека зависит от окружения. Но, на самом деле, это не соответствует действительности. Факты свидетельствуют об обратном. Многие из величайших людей в мире, родились в нищете и неблагоприятных условиях, рождённые в трущобах и грязных условиях они получили самый высокий статус в мире.

Помните, что в вашей слабости заключена сила. Нищета имеет свои достоинства, она внушает смирение, силу и выносливость, тогда как роскошь создаёт лень, гордость, слабость и всякого рода дурные привычки. Не сетуйте на плохую среду. Создайте свой собственный внутренний мир и окружающую среду. Человек, который пытается развиваться и расти в неблагоприятных окружающих условиях на самом деле очень сильный человек. Ничто не может поколебать его. У него сильные нервы. Человек не зависит от среды и обстоятельств. Он может контролировать и изменять их по своим способностям, характеру, мыслям и добрым делам.

СОЗНАНИЕ есть инструмент самосозидания или самопродуцирования МАТЕРИИ путем вложения СЕБЯ в более совершенную субстанцию развития поКРИТЕРИЮ ДОБРА. СОЗНАНИЕ вмещает все принципы вложения МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА ВСЕЛЕННОЙ . Оно служит идее ДОБРА на всех ступенях эволюционного развития ЖИЗНИ во ВСЕЛЕННОЙ .


Какая материальная сфера СОЗНАНИЯ ? Есть ли она в целом или, может быть, СОЗНАНИЕ - это лишь свойства живого осмысливать свою историю? В Природе живет много разновидностей живого, одновременно эволюционирующих, не влияющих друг на друга. Почему? Чем ЧЕЛОВЕК лучше СОБАКИ или КОШКИ ? Что принципиально отличного в низших популяциях животного мира в сравнении с венцом творении в Природе- человеком?


СОЗНАНИЕ есть главный корень человеческой эволюции. Сознание созидает материальный мир по критерию ДОБРА , переводя эволюционное развитие мира с одной ступени на другую, более совершенную. Где же его обитель в Природе7 Человек имеет разный уровень сознания и особые его состояния.

САМОСОЗНАНИЕ- познание мира через себя

ПОДСОЗНАНИЕ- интуитивная сфера человека

СВЕРХСОЗНАНИЕ- вложение своего Я в ПРИРОДУ

ОСОБЫЕ СОСТОЯНИЯ - транс, шок, обморок,созерцание, нирвана, божественный экстаз, потеря сознания.


Что мы знаем о СОЗНАНИИ, кроме названного смысла?. Материальный облик мира постоянно видоизменяется под руководством СОЗНАНИЯ , котороеоблагораживает его развитие идеей ДОБРА иСОВЕРШЕНСТВА . Может ли в таком с лучае СОЗНАНИЕ быть вне обьема материального мира Вселенной7 Смогло ли бы оно тогда так своевременно и активно выполнять свою гуманную задачу в грубом мире Природы7 Природа удерживает курс и направление эволюции в фарватере ДОБРА благодаря работе сферы СОЗНАНИЯ.


В И Вернадский очень тонко подметил когда то, что с ростом стажа эволюционного развития Природы ее биосфера все более ОЧЕЛОВЕЧИВАЕТСЯ и преобразуется в разумную сферу ЖИЗНИ , названную имНООСФЕРОЙ . Наше СОЗНАНИЕ есть главной причиной этого процесса перехода БИОСФЕРЫ ЗЕМЛИ в НООСФЕРУ . Вспомним наше определение СОЗНАНИЯ. СОЗНАНИЕ есть механизм перевода облика Природы на следующую ступень эволюции, более совершенную, сверхматериальную.


СОЗНАНИЕ есть ДЫХАНИЕ Природы, есть ПУЛЬС ее материальной жизни. Где же оно ТАИТСЯ 7 Этот голос молчит, но это не значит,что человек его не слышит и не чувствует. СОЗНАНИЕ не тревожит человека попусту. Оно лишь подталкивает человека к делам и поступкам высокодуховным или Божьим. Не надо путать различного рода ПОДСКАЗКИ и КОНТАКТЫ людей с какими либо мирами с работой своего СОЗНАНИЯ. .

Главный отличительный критерий работы СОЗНАНИЯ- ЭТО ДУХОВНОСТЬ или РАЗУМ БОГА проявленный вДЕЛАХ . Мы иногда бываем смешны и парадоксальны, когда переходим от слов к поступкамБЕССОЗНАТЕЛЬНЫМ . Примеров таких много. Один из них.


Больной, нуждающийся, обиженный человек обращается к здоровому за помощью. Здоровый человек, зная.что просьба больного является в обществе антигуманной, отказывает в помощи больному. Кто из двоих нарушает принцип ДОБРА ?- Здоровый человек. Он равнодушен к боли другого и противопоставляет себя больному своим отказом в помощи.


Мы люди часто берем на себя роль Бога и Творца, и, засучив рукава, пытаемся ПЕРЕДЕЛЫВАТЬ людей по своему образцу, распространяя на людей свою заразу в виде нетерпимости и враждебности, лицемерия и трусости, тщеславия и бахвальства, предательства и стяжательства на заступничестве БОГА. Этого мало. Мы все люди слепо разрушаем ДУХОВНОСТЬ человеческой природы, попирая ее СВЯТЫНИ и Бога: любовь к ближнему, сострадание, милосердие, самопожертвование, сопереживание.

Человек не должен забывать о своем ДОСТОИНСТВЕ ни на минуту, ни на мгновение- это его преимущество и ответственность перед миром низшей ступени и Богом. Если СОЗНАНИЕ меняет облик человека, тогда этоНАДЛИЧНОСТНАЯ сфера человека. Она человеком движет и она же в нем продуцирует самого себя.

Человек меняет свой облик. изменяя свое СОЗНАНИЕ через ДУХОВНОСТЬ БОГА. СОЗНАНИЕ не отьемлимо отБЫТИЯ ЖИЗНИ. Сфера БЫТИЯ человека необходимаСОЗНАНИЮ для продуцирования в человеке всех уровней самосозидания МАТЕРИИ. СОЗНАНИЕ преображает личность, одухотворяя его поступки.СОЗНАНИЕ есть способ воспроизводства в грубом МАТЕРИАЛЬНОМ МИРЕ идеии ГАРМОНИИ и ДОБРА, СОВЕРШЕНСТВА И ПОРЯДКА.

Бытие это сфера самореализации мира. для человека это его социальный выбор. Бытие есть способСАМОУТВЕРЖДЕНИЯ личности, а СОЗНАНИЕ есть рычаг обуздания гордыни самой личности. СОЗНАНИЕ -единственно возможная сфера достижения человекомСТУПЕНИ БОГА _ надличностной ступени в человеческой природе. СОЗНАНИЕ требует подчинения личности ВЫСШЕЙ ИДЕИ ДУХОВНОСТИ или БОГУ.

Когда человек начинает жить по правилам и законамВСЕЛЕННОЙ и Бога через СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ, его поступки контролируются РАЗУМОМ, ЛЮБОВЬЮ и ДОБРОМ этими тремя постулатами на которых построен фундамент Вселенной и Бога. В СОЗНАТЕЛЬНОМ взаимодействии с ОТЦОМ БОГОМ и МАТЕРЬЮ ПРИРОДОЙ то есть со своими небесными родителями человек становится их ребенком или их душой.

Такой человек трудится над НЕСОВЕРШЕНСТВОМ жизни мира в своем маленьком телесном обьеме как клетка живого человеческого организма и Вселенной, помогая Природе и Богу.. Человек становится частичкой Вселенной и ее микромоделью. Он страдает за все и вся в мире как страдает клетка тела. Он учит свое тело и дух приобретать духовные качества своих небесных родителей воздействуя на Вселенную своим СОЗНАТЕЛЬНЫМ примером созидания ДОБРА.

БЫТИЕ решает ЗЕМНУЮ задачу в человеке. СОЗНАНИЕ - НЕБЕСНУЮ, ДУХОВНУЮ, БОЖЬЮ или НАДЗЕМНУЮ.

Отправной пункт действительного понимания К. Марксом и Ф. Энгельсом бытия в противоположность философскому (иллюзорному и спекулятивному) - деятельная жизнь людей, взятых в исторически конкретных условиях своего существования.

Остановимся на одном из центральных моментов материалистического понимания истории - трактовке бытийной обусловленности сознания. Формула Маркса - сознание не должна быть ничем иным как осознанным бытием - предполагает ряд уточнений. Для Маркса бытие в первую очередь не открытый человеку мир, который он созерцает и осмысливает. Это - деятельное бытие самого человека, которое в качестве жизненной целостности навязывает человеку соответствующие формы сознания.

Внешнее бытие, бытие, существующее вне и независимо от самого человека, осознается, осмысливается, подвергается теоретизации именно в этих общественно обусловленных формах сознания и мысли. Они могут быть уподоблены кантовским априорным формам рассудка, с тем, правда, принципиальным отличием, что представляют из себяисторически и социально обусловленные, а потому временные, преходящие, трансформирующиеся в иные формы сознания и мысли.

Отличая себя от представителей предшествующего материализма, в т.ч. от Фейербаха, Маркс указывал, что для него "предмет, действительность, чувственность" должны быть взяты как "человеческая чувственная деятельность, как практика", "субъективно". Эта субъективность, вопреки употреблению этого слова в обычном смысле, указывает не на зависимость сознания от ᴇᴦο конкретного индивидуального носителя и свидетельствует не о капризности или произволе восприятия реальности какой-либо личностью, но лишь об этой исторической и социальной обусловленности сознания формами деятельного бытия человека , исторически определенных форм ᴇᴦο практической деятельности. Вне этих форм не может сколько-нибудь успешно протекать сама практическая деятельность. Рожденные ею, они и призваны её обслуживать, обеспечивая её реализацию. Их ограниченность свидетельствует и об ограниченности и несовершенстве соответствующих форм практической жизнедеятельности, возможностей деятельного бытия человека, и наоборот.

Пространство познания, основные координаты картины мира и бытия задаются, согласно воззрению К. Маркса, исторически обусловленными фазами развития практически-деятельного бытия человека. Ключ к тайнам человеческого познания и психологии, росту их сложности и умножению возможностей следует искать именно в данном источнике.

Совокупность ключевых понятий, в которых Маркс резюмировал существо своих воззрений на развитие общества было дано им в предисловии к первому ᴇᴦο значительному труду по политической экономии "К критике политической экономии" (1859). "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли независящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, над которым возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот их общественное бытие определяет их сознание".

Сознание как осознанное социальное бытие

Основой философско-психологического анализа сознания может выступить известное положение о том, что «сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием» (К.Маркс), а бытие есть реальный процесс жизни людей. Здесь каждое слово говорит само за себя: сознание - это не знание о бытии и не отношение к нему, а само осознанное (значит, не ин­стинктивное, как у животных) бытие.

Ранее мы отмечали общественный, социальный характер бытия человека. Поэтому сознание изначально включено в качестве необходимого элемента в социальные структуры. Социальные системы функционируют и развиваются в сознательной деятельности человека.

Следовательно, сознание можно рассматривать как функцию, атрибут социальных систем, выводить его содержание и формы из переплетения и дифференциации связей системы. Свое со­держание сознание черпает из социального бытия, точнее, соци­альное бытие представлено, «отпечатано» в сознании человека. Человеческое сознание есть осознание человеком жизненной ре­альности, социальных реально-практических отношений.

В таком случае вместо однородной плоскости сознания вы­являются его глубинные слои. Сознание оказывается многомер­ным, объемным. Оно оказывается причинно обусловленным на различных одновременно существующих уровнях: на уровне меха­ники социального, механики бессознательного, механики знако­вых систем культуры и т.д. (М.К.Мамардашвили)

Сознание представляется составленным из наслоений гене­тически разнородных, в разное время возникших и по разным законам движущихся структур. И уж конечно, сознание в этой своей объемности, в своих многочисленных измерениях не охва­тывается самосознательной работой размышляющего о себе и мире индивида.

Сделаем некоторые выводы.

1. «Сознание вообще» не может рассматриваться как отношение к действительности. Втаком качестве оно замещает реально-действующего субъекта чистым самосознанием. Сознание должно быть понято как отношение в самой действительности. Сознание есть вполне определенное отношение (или совокупность отношений) в системе других отношений.

Сознание не может быть натуральным свойством индивида, его нельзя сводить к свойству высокоорганизованной материи - мозгу. Так понимаемое сознание выступает как предмет естественно-научного анализа, например, в физиологии, нейропсихологии. Ученых всегда привлекала идея локализовать сознание в мозговых структурах, в нейрофизиологических механизмах, а затем с помощью экспериментальной, аппаратурной тех­ники изучить его. Примечательно, что многочисленные попытки поисков сознания в мозге не увенчались успехом. Они были бес­перспективны изначально.

3. «Сознание как таковое» не имеет индивидуального сущест­вования или индивидуального представительства. Оно просто есть - ни к кому в отдельности и ни к чему конкретно - вооб­ще не приуроченное. Как таковое, сознание есть культурно (знаково-символически), действенно (результативно), предметно (смыслово) со-организованное сообщество, которое оказывается подлинным «телом» сознания.

В продолжение темы:
Уголовные

Как гласит мудрое высказывание: «Все гениальное – просто!». Это можно сказать об удивительном, оригинальном и легком десерте, для которого понадобится шоколадка и слоеное...

Новые статьи
/
Популярные