Религиозные объединения. Феномен новых религиозных движений Новые религиозные объединения

Статья 6. Религиозные объединения

1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание;

совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

  • 2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
  • 3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
  • 4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Статья 7. Религиозная группа

  • 1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.
  • 2. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления.
  • 3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Статья 8. Религиозная организация

  • 1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
  • 2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
  • 3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
  • 4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
  • 5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них.
  • 6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.
  • 7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.
  • 8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
  • 9. Религиозная организация обязана информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от религиозной организации сообщает об этом в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее - уполномоченный регистрирующий орган), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о религиозной организации.

Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации религиозной организации, в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц.

Религиозная организация также обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.

Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.

Статья 9. Создание религиозных организаций

  • 1. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
  • 2. Централизованные религиозные организации образуются при наличии не менее трех местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

Статья 10. Устав религиозной организации

  • 1. Религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
  • 2. В уставе религиозной организации указываются:

наименование, место нахождения, вид религиозной организации,

вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование;

цели, задачи и основные формы деятельности;

порядок создания и прекращения деятельности;

структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;

источники образования денежных средств и иного имущества организации;

порядок внесения изменений и дополнений в устав;

порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;

другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.

Статья 11. Государственная регистрация религиозных организаций

1. Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом специального порядка государственной регистрации религиозных организаций.

Решение о государственной регистрации религиозной организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений (далее - федеральный орган государственной регистрации), или его территориальным органом. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации. При этом порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации.

  • 2. Решение о государственной регистрации местной религиозной организации, а также централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
  • 3. Федеральный орган государственной регистрации принимает решение о государственной регистрации централизованной религиозной организации, имеющей местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
  • 4. Решение о государственной регистрации религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями в соответствии с пунктом 6 статьи 8 настоящего Федерального закона, принимается органом, принявшим решение о государственной регистрации соответствующей религиозной организации.
  • 5. Для государственной регистрации местной религиозной организации учредители представляют в соответствующий территориальный орган федерального органа государственной регистрации:

заявление о регистрации;

список лиц, создающих религиозную организацию, с указанием гражданства, места жительства, даты рождения;

устав религиозной организации;

протокол учредительного собрания;

документ, подтверждающий существование религиозной группы на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданный органом местного самоуправления, или подтверждающий ее вхождение в централизованную религиозную организацию, выданный ее руководящим центром;

сведения об основах вероучения и соответствующей ему практики, в том числе об истории возникновения религии и данного объединения, о формах и методах его деятельности, об отношении к семье и браку, к образованию, особенностях отношения к здоровью последователей данной религии, ограничениях для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей;

  • 6. В случае, если вышестоящий руководящий орган (центр) образуемой религиозной организации находится за пределами Российской Федерации, дополнительно к документам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в установленном порядке представляется устав или иной основополагающий документ иностранной религиозной организации, который удостоверен государственным органом государства нахождения этой организации.
  • 7. Основаниями для государственной регистрации централизованных религиозных организаций, а также религиозных организаций, образуемых централизованными религиозными организациями, являются:

заявление о регистрации;

список учредителей религиозной организации;

устав создаваемой религиозной организации, утвержденный ее учредителем (учредителями);

сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой религиозной организации, по которому осуществляется связь с религиозной организацией;

нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

соответствующее решение правомочного органа учредителя (учредителей);

документ об уплате государственной пошлины.

При создании централизованной религиозной организации учредитель (учредители) представляет также уставы не менее чем трех местных религиозных организаций, входящих в ее структуру, и сведения об иных входящих в указанную структуру религиозных организациях.

  • 8. Заявление о государственной регистрации религиозной организации, создаваемой централизованной религиозной организацией или на основании подтверждения, выданного централизованной религиозной организацией, рассматривается в месячный срок со дня представления всех предусмотренных настоящей статьей документов. В иных случаях орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе продлить срок рассмотрения документов до шести месяцев для проведения государственной религиоведческой экспертизы. Порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • 9. В случае несоблюдения заявителем (заявителями) требований, предусмотренных пунктами 5-7 настоящей статьи, орган, принимающий решение о государственной регистрации религиозной организации, вправе оставить заявление без рассмотрения с уведомлением об этом заявителя (заявителей).
  • 10. Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о государственной регистрации религиозной организации и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения указанной записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о религиозной организации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

  • 11. Изменения и дополнения, внесенные в уставы религиозных организаций, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном для регистрации религиозных организаций, и вступают в силу для третьих лиц со дня государственной регистрации.
  • 12. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений, вносимых в ее устав, взимается государственная пошлина в порядке и в размерах, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Отказ в государственной регистрации религиозной организации

1. Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации в случаях, если:

цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации-со ссылкой на конкретные статьи законов;

создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения не достоверны;

в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

учредитель (учредители) неправомочен.

2. В случае отказа в государственной регистрации религиозной организации о принятом решении в письменной форме сообщается заявителю (заявителям) с указанием оснований отказа. Отказ по мотивам нецелесообразности создания религиозной организации не допускается. Отказ в государственной регистрации религиозной организации, а также его уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суд.

Статья 13. Представительства иностранных религиозных организаций

  • 1. Иностранной религиозной организацией именуется организация, созданная за пределами Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства.
  • 2. Иностранной религиозной организации может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории Российской Федерации.

Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения, установленный настоящим Федеральным законом.

  • 3. Порядок регистрации, открытия и закрытия представительства иностранной религиозной организации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • 4. В случае принятия решения о регистрации представительства иностранной религиозной организации ее представителю выдается свидетельство, образец которого устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  • 5. Российская религиозная организация вправе иметь при себе представительство иностранной религиозной организации.

Статья 14. Приостановление деятельности религиозного объединения, ликвидация религиозной организации и запрет на деятельность религиозного объединения в случае нарушения ими законодательства

1. Религиозные организации могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

по решению суда в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.

2. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка; действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

абзацы четвертый-пятый исключены. - Федеральный закон от 25.07.2002 № 112-ФЗ;

принуждение к разрушению семьи; посягательство на личность, права и свободы граждан; нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;

воспрепятствование получению обязательного образования; принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;

воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;

побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий.

  • 3. Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы.
  • 4. Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», с учетом особенностей такой регистрации, установленных настоящим Федеральным законом.

Сведения и документы, необходимые для осуществления государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией, представляются в орган, принявший решение о государственной регистрации данной религиозной организации при ее создании.

Федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган после принятия решения о государственной регистрации религиозной организации в связи с ее ликвидацией направляет в уполномоченный регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления данным органом функций по ведению единого государственного реестра юридических лиц.

На основании указанного решения, принятого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом, и представленных ими необходимых сведений и документов уполномоченный регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в орган, принявший указанное решение.

Порядок взаимодействия федерального органа государственной регистрации и его территориальных органов с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации религиозных организаций в связи с ликвидацией определяется Правительством Российской Федерации.

Государственная регистрация религиозной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов.

  • 5. Правоспособность ликвидируемой религиозной организации как юридического лица прекращается, а имущество указанной религиозной организации распределяется в соответствии с ее уставом и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • 6. Основания и порядок ликвидации религиозной организации по решению суда применяются также в отношении запрета деятельности религиозной группы.
  • 7. Деятельность религиозного объединения может быть приостановлена, религиозная организация может быть ликвидирована, а деятельность религиозного объединения, не являющегося религиозной организацией, может быть запрещена в порядке и по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности».

Понятие «новые религиозные движения» (НРД) принято в современной исследовательской литературе как обобщающее для особого ряда явлений религиозной жизни, возникших преимущественно во второй половине ХХ в. За ним стоит широкий спектр разных по устройству и учениям сообществ, которые образуются вне системы институтов исторически сложившихся мировых и национальных религий. Многочисленные описания и трактовки специфики НРД характеризуют их по-разному, именуя «современными внеконфессиональными верованиями», «нетрадиционными религиями», «новыми культами», «тоталитарными сектами». Среди изучающих этот феномен конфессиональных и светских авторов пока не существует общего понимания признаков принадлежности тех или иных новообразований к НРД, их единой классификации и устоявшейся типологии.

Начальным периодом появления НРД чаще всего считается конец 1950-х гг. На протяжении следующего десятилетия идет их быстрый рост и распространение, главным образом - в Западной Европе и США, ряде стран Африки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Тогда же, в 1960-е гг., НРД становятся объектом общественного внимания, постоянной темой средств массовой информации, предметом изучения со стороны представителей традиционных религий и светской науки. В 1970–1980-е гг. феномен НРД достигает своего «пика»: его масштабы глобализируются; счет наименований переходит от сотен к тысячам, а число общин не поддается точной оценке; образуются международные организации НРД; количество постоянных участников измеряется несколькими миллионами. Отличительными чертами экспансии НРД стали многообразие и динамичность. Это вызвало по сей день не решенную проблему нехватки систематизированной, регулярно обновляющейся и адекватной информации о НРД. В 1990-х гг. за рубежом наступает нечто вроде стабилизации: наблюдается спад активности НРД и умеренность интереса к ним; НРД стали привычным явлением, многие вписались в структуры общества и нашли там свой способ существования; внимание привлекают только какие-то чрезвычайные события и действия экстремистского толка.

Подобно любым религиозным сообществам, НРД представляют собой объединения людей на основе общих верований и практик, которые по убеждению последователей дают благотворную сопричастность к тому, что полагается в качестве сакрального . Вопрос о достоверности определения этой основы как именно религиозной следует оставить за пределами рассуждения. Значение имеет не столько степень соответствия того или иного движения неким объективным критериям религиозности, сколько собственное восприятие сообщества его участниками как религиозного. Вне зависимости от того, сообразно это доминирующим представлениям о сущности религии или нет, необходимо принять такую самоидентификацию как реальное состояние сознания и поведения членов НРД.

К тому же стоит заметить, что действительное бытие любых религиозных систем всегда соразмерно наличному уровню их понимания и востребованности собственными последователями (что называется «здесь и сейчас»). И если это понимание нетождественно некоему «образцовому» стандарту вероучения и культа, сие не значит, что его приверженцы утратили свою религиозную идентичность.

Такая посылка оправдана и известной условностью общеупотребительного применения самого термина «религия». Каждая вероучительная система, привычно относимая под рубрику религии, в действительности имеет множество существенно отличающих ее от других содержательных оттенков, свойственных конкретным этническим культурам, регионам и эпохам. Отсюда, кстати, и смысловая разноплановость их понятийного самовыражения. Редукция этого многообразия к неким общим основаниям или признакам всегда оказывается уязвимой уже в самом намерении предложить какое бы то ни было универсальное объяснение.

Сказанное не отменяет необходимой критики притязаний каких-то сообществ на «религиозный статус», заявляемых без убедительного подтверждения этому в культивируемых представлениях, настроениях и действиях. Но однозначная отрицательность (дескать, все это не является «настоящими религиями», поскольку не похоже на то, что традиционно считается таковыми) не может быть уместна, когда речь идет о движениях, в которых люди реализуют свои далеко не фиктивные духовные надежды и чаяния.

НРД относятся к тем сообществам, которые предлагают своим адептам созвучные их ожиданиям сакральные ценностные ориентиры. Эти ценности и приоритеты становятся определяющими также в повседневных потребностях и обыденном поведении участников НРД. Сложившиеся здесь воззрения и мотивация неизбежно проецируются вовне через включенность последователей, как членов общества, в систему социальных действий, а потому получают, наряду с вероисповедным, и социальное измерение. Учения и деятельная сторона НРД, будучи в пределах этих сообществ своего рода внутренним делом, в социально-коммуникативном контексте обретают общественное звучание. Массовое участие в НРД представителей самых разных слоев и социально-демографических групп ставит под сомнение бытующий тезис о маргинальности таких движений. Можно предположить, что сам феномен НРД есть вполне репрезентативное свидетельство распространенных умонастроений и жизненных позиций значительной части современного общества.

Проблема восприятия НРД и отношения к ним. Приверженцы исторически сформировавшихся конфессиональных сообществ обычно видят в НРД носителей опасных заблуждений, подрывающих духовные устои жизни. Среди причин НРД в таком случае особо указывается «религиозная неразвитость» части человечества, усугубляемая, по мнению критиков, действиями противников традиционных вероисповеданий. С этой точки зрения подобные движения даже не могут быть отнесены к собственно религиозным, поскольку истинная религиозность ассоциируется только с укорененным в прошлое конфессиональным укладом.

В обществах, где массовые представления (в том числе и нерелигиозной части населения) о религии устойчиво сопряжены только с конкретной традиционной системой вероисповедания, НРД самим фактом существования порождают по меньшей мере беспокойство. Непривычность и внешняя «инаковость» поведения участников этих движений болезненно воспринимаются стереотипизированным общественным сознанием, вызывая реакцию на НРД, неадекватную их реальному месту и влиянию. В функционировании НРД усматривается разрушающее воздействие на психическое состояние личности и общества (деструктивность) и стремление к всеобщему подчинению и универсальному контролю (тоталитарность). Отсюда следует и соответствующая терминология: «лже-учения», «псевдо-религии», «тоталитарно-деструктивные культы».

По существу данное отношение смещает подход к раскрытию природы НРД от непредвзятого и взвешенного анализа в сторону предубеждений и порицания. Воззрения и практика НРД рассматриваются избирательно и фрагментарно, высвечивается только то, что может подтвердить их негативную оценку. Случающиеся притязания некоторых НРД на роль восприемников древних духовных традиций категорически отвергаются, причем в этом отрицании доктринально-теоретическая полемика, как правило, уступает место идеологически заряженному дискурсу. НРД типологически уподобляются ересям и преступным идеологиям. Даже те элементы вероучений и культовой практики, которые сложились в традиционных религиозных системах, но были почерпнуты из них и реинтерпретированы в НРД, воспринимаются уже как что-то принципиально чуждое и опасное. В критических публикациях о НРД можно встретить немало эмоциональных характеристик осуждающего свойства, заменяющих объективное исследование этого феномена.

Возникновение и деятельность НРД усилили мотивы конкуренции в религиозной жизни общества. Обострилась извечная для религий проблема прозелитизма. В силу такого обстоятельства неприятие НРД как явления сплошь и рядом проецируется на отношение к последователям этих движений, когда мировоззренческие расхождения переводятся в плоскость противостояния между людьми и административных решений. Маркировка НРД как нетрадиционных приобретает обвинительный оттенок, рождает подозрительность к ним, попытки моральной и правовой дискриминации их участников.

Вообще говоря, определение каких-то вероисповеданий как нетрадиционных вполне допустимо. Однако оно уместно, скорее, в целях рассмотрения их эволюции как феноменов истории религий. Действительно, вся эта история наполнена периодически возникавшими новациями, которые противоречили традициям устоявшегося в ту или иную эпоху строя верований. Так, например, было с ранним христианством, в качестве радикально нового религиозного движения разомкнувшим своей устремленностью к сверхъестественному Богу циклическую мифо-ритуальную традицию «вечного возвращения» в мировосприятии древности. Следует также добавить, что любая новация на религиозном поле вызревает из почвы, подготовленной настойчивым культивированием традиции. Нельзя, скажем, представить протестантизм (новое для христианской Европы ХVΙ в. религиозное движение) без предшествовавших многовековых духовных исканий и реформаторских настроений, с необходимостью пробуждавшихся ходом исторического бытия римско-католического традиции в христианстве. При этом каждая эпоха содержит свои специфические мотивации к возникновению нетрадиционных религиозных образований.

О нетрадиционных религиях можно говорить и применительно к современному периоду, имея в виду существующие поныне верования и культы, которые стали складываться еще в колониальные времена как результат взаимодействия между местными и привносимыми извне религиозными системами. У многих народов мира в условиях размывания их этнокультурной целостности под напором цивилизационных процессов, происходила трансформация традиционных верований ― либо в сторону большей закрытости и эзотеризма (тайные сообщества, хранящие древние образы сакрального), либо в сторону религиозного синкретизма и адаптации к инокультурным духовным моделям. К этим явлениям можно добавить и разные формы неомистицизма, по-своему также альтернативные традиционным религиям. В совокупности все это устойчиво вошло в мировую общественную жизнь еще задолго до середины XX в., когда стали возникать НРД. Данное обстоятельство позволяет рассматривать НРД как позднейшую разновидность нетрадиционных религий, подразумевая, однако, именно классификационное, а не оценочное звучание такой характеристики.

Новые движения в религиозной сфере обычно имеют персонифицированное лидерство, но складываются не по чьей-то личной, доброй или злой, прихоти. В них находят выход и оформление массовая неудовлетворенность существующим конфессиональным порядком и избыточной склонностью традиционных религиозных организаций к профанному, ощущение действительной или кажущейся исчерпанности прежних возможностей духовного саморазвития, напряженный мировоззренческий поиск людей из различных слоев общества.

Социокультурные основания возникновения НРД. Общественно-политические трансформации и научно-техническая революция второй половины ХХ в. создали качественно новую в истории ситуацию. Объективными факторами общественного бытия стали глобализация, сложение транснациональной системы социально-экономических отношений, возникновение единого информационного пространства. Одним из ключевых последствий происходящего явилась резкая диспропорция между ускоряющимися темпами техногенного развития и адаптационными возможностями человека. Проблематичным стало не только индивидуальное, но и предпринимаемое в масштабах социальной или этнической группы целостное освоение нового миропорядка, его адекватное осмысление. Среди других следствий такой ситуации ― конфликтность новаций с традиционными устоями и ценностями и нередкие ныне представления о глубоком духовном кризисе, охватившем человечество. Стереотипное отождествление духовного и религиозного распространило кризисное восприятие и на сферу вероисповедной жизни.

Ни одно из существовавших к середине ХХ в. религиозных учений (как, впрочем, и светские идеологии), со всем их историческим опытом и потенциалом, не оказалось способно дать общеубедительные ответы на вызовы времени и предложить перспективные решения глобальных проблем современности (военная угроза, экология, ограниченность ресурсов, терроризм и пр.).

В то же время большинство конфессиональных организаций обнаружили тесную связь с профаническими, по меркам религиозного сознания, структурами (политикой, экономикой). Такое обмирщение неуклонно снижало их авторитет как представителей спасающей сакральности. Не случайно получила хождение фольклорная фраза: «Шел к Богу, а попал в церковь». Рутинизация религиозной жизни влекла за собой формализм и бюрократические издержки, удаляла пастырей от жизненных чаяний паствы.

Чем разветвленнее и сложнее структура религиозной организации, тем меньше места в ней индивидуализированному началу. Подчиняясь укладу конфессиональной традиции, человек вписывается в ее ритм, доверяет за себя религиозному институту определение правильного пути к спасению и поступает сообразно установленному этой инстанцией порядку. История свидетельствует, что даже в эпохи резких социальных перемен основная масса верующих сохраняет приверженность былым конфессиональным предпочтениям, поскольку разрыв с ними лишь умножает жизненную неопределенность. Тем не менее стремление к духовной связи с предметом веры у большинства последователей традиционных конфессий выражается пассивно, а иногда и почти вытесняется использованием религиозного «инструментария» (ритуальных действий, обрядов и т. п.) для облегчения сугубо мирских забот, что становится обычным состоянием массового поведения верующих.

Идентификация себя с какой-то целостностью (нация, государство, церковь) всегда способна дать человеку не только ощущение стабильности и защищенности в повседневной жизни, но и чувство сопричастности высоким по значению ценностям. Избыточная склонность традиционных религиозных организаций к профанному, а так случилось со многими из них в ХХ в., вызывает растерянность приверженцев. В культовых представлениях верующих удерживается по большей мере идеализированный, нежели реальный образ религиозного института. Когда же обнаруживаются расхождения между уровнем ожиданий и действительным положением, возникает негативная реакция, вплоть до разочарования, разрыва с прежним и возможного перехода в другое религиозное сообщество. Дискредитация традиционных структур стимулирует поиск новых форм религиозной идентичности.

Таким образом, объективным основанием, обусловившим появление субкультуры НРД, стало само состояние глобального социокультурного развития, со всеми его достижениями и кризисами, к которому человечество пришло во второй половине ХХ в.

Типологические особенности феномена НРД . При всем многообразии учений, практик и внутреннего уклада конкретных НРД, они имеют ряд общих признаков, совокупность которых позволяет отличать их от других форм религиозной жизни.

Прежде всего им присуще внеконфессиональное происхождение, что отличает НРД от религиозного сектантства в строгом смысле этого термина. Если исходить из социологически определяемого содержания типов религиозных сообществ, то к феномену НРД обозначение понятием «секта» не применимо. Секты возникают путем обособления части верующих внутри какой-либо конфессии. Они избирательно опираются только на близкие умонастроениям и жизненным позициям своих участников общеконфессиональные постулаты, отвергая при этом все остальное, а затем и вообще выделяясь из конфессии в самостоятельную закрытую группу. Сектантская идеология носит характер замкнутости и не предполагает активной экспансии вовне. В отличие от религиозного сектантства, НРД вырастают из настроений, явно альтернативных традиционным конфессиональным системам и изначально нацелены на возможно более широкое влияние. В случаях когда НРД дистанцируются, подобно сектантству, от «скверны» существующих религиозных и мирских порядков, это происходит не для спасительной самоизоляции, а как начало устроения универсального совершенного социума. Эсхатологическая составляющая учений НРД обычно предполагает глобальность и всеохватность, хотя и селективно ранжирует «спасающееся» человечество в зависимости от степени причастности к своим сакральным истинам.

Отождествление НРД с сектами некорректно еще и потому, что тогда в их разряд заносятся религиозные образования, действительно возникшие некогда как сектантские, но к настоящему времени имеющие за собой продолжительную историю, структурно реорганизовавшиеся и давно пребывающие в статусе деноминации или церкви, чьих традиций придерживается уже не одно поколение верующих. Тем не менее в критической литературе НРД второй половины ХХ в. нередко рассматриваются как однопорядковые со сложившимися еще в ХIХ в. сектами протестантского происхождения, игнорируя последующее развитие тех до уровня крупномасштабных организаций церковного типа (Церковь христиан адвентистов седьмого дня, Общество свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа святых последних дней, Новоапостольская церковь, Христианская наука и некоторые другие).

Проблемным является и исключительное применение к НРД понятия «новые культы». Очевидно, что сфера так называемой «неокультомании» гораздо шире, нежели собственно религиозная среда, ― культы различных персон или институтов (власть, мода, шоу-бизнес) могут складываться и в политике, идеологии, массовой культуре, ― НРД тогда можно считать лишь одним из ее проявлений. Также не нашел пока окончательного ответа у исследователей вопрос о религиозном характере и возможности по этой причине причисления к НРД некоторых организаций, культивирующих идеи духовно-нравственного и физического совершенствования (Фалуньгун, движение трансцендентальной медитации Махариши Махеш Йоги, Всемирный духовный университет Брахма Кумарис, движение Ошо Раджниша, Сахаджа Йога, движение Шри Чинмоя, Международная организация Сатья Саи, движение Мехер Бабы и ряд других). Известно, что далеко не все из них сами объявляют о своем религиозном статусе или же, тем более, согласны быть отнесенными к НРД.

Вероучения НРД формируются обычно не из внутриконфессионального разномыслия и дискуссий искателей «правильной веры» с хранителями традиций в рамках общего для тех и других исповедания, а как результат персонального творчества стоящих у истоков инициаторов. Религиозный характер такому творчеству и его «продукции» в глазах последователей придает сакральный статус личностей, от которых исходят слова учения. Содержание большинства доктрин эклектично. В них можно обнаружить соприсутствие представлений и понятий из разных учений прошлого и настоящего (как религиозных, мистических, так и светских), к тому же по-своему интерпретированных. В сочетании с собственными рассуждениями создателей все это образует объемные своды не всегда вразумительных текстов. Но сакральность таких текстов - уже в самом факте их существования и способе получения. Здесь возможен либо вариант уникального Откровения ― сообщение лидеру неведомых дотоле еще никому, как кажется, истин веры из сверхъестественного источника и трансляция им полученного через текст или проповедь, либо признание за личностью самого лидера способности генерировать вероучительные истины. Встречается и совмещение этих состояний в одной персоне, когда в ней усматривается земное воплощение трансцендентного существа.

Во всех случаях фигура лидера НРД воспринимается его последователями как харизматическая . Это формирует представление об особой благодати, явленной людям от некой абсолютной инстанции, посредством воплотившего ее собой посланника или через пророчества специально избранного человека. Авторитет лидера НРД по обыкновению безусловен и подчинение ему рассматривается как следование благодати. Доверие к харизматическому лидеру может доходить до самоотрешения, что, впрочем, не является исключительным свойством только НРД или даже обязательным поведением. Вопреки расхожему мнению о жестком регламенте НРД у их членов обыкновенно есть определенный диапазон выбора уже внутри сообщества между беспрекословной преданностью и «дозированным» участием. Но мера такой «свободы» зависит не только от степени обязательности предъявляемых к последователю учения требований. Ключевую роль играет собственная, осознанная или интуитивная, мотивация участника НРД.

В новые религиозные движения людей в большинстве случаев приводят личная потребность в жизненной перспективе (вплоть до обретения бессмертия), желание развить свои способности, расширить возможности сознания, достичь здоровья и духовного совершенства и прочие благие намерения. НРД нередко становятся чем-то наподобие лаборатории или экспериментальной площадки для устроения совершенного типа социальности, не знающего пороков современного мира (общины-коммуны, «семьи», экологические поселения).

Насколько это действительно удается ― однозначно судить нельзя. Сообщения самих членов НРД о своих самоощущениях не всегда могут быть достоверны. Многие свидетельства, как известно, указывают на зачастую суррогатный характер того, что в действительности ожидает человека, пребывающего в НРД.

Но необходимо понимать, что в той «системе координат», где последователь какого-либо наставника, гуру или пророка совершает свое духовное и жизненное самоопределение, могут действовать иные ценностные ориентиры, нежели у внешних по отношению к НРД (а тем более ― отрицательно настроенных) людей. И для самого последователя усвоенное им - не фикция, а реальность его собственного бытия в данный момент. Когда человек оставляет семью, друзей, работу и «уходит» за благодатью в НРД, то это прежде всего означает, что там, откуда он ушел, для него безблагодатно.

Здесь, пожалуй, и кроется «корневой» мотив отрицательного отношения к НРД в обыденном сознании авторитарно или традиционалистски устроенных обществ, для которых весьма дискомфортно будоражащее «исконные» устои право любой личности самостоятельно искать ответы на свои экзистенциальные вопросы. Если абстрактно такое право может и признаваться, то в конкретной житейской ситуации о нем вспоминают меньше всего. Действительно, поведение новообращенных в НРД подчас изменяется в сравнении с прежним настолько, что самым понятным объяснением становится утверждение о чьем-то постороннем сильном злокозненном влиянии на их психику. Иные причины, особенно содержащие критическую оценку покидаемой неофитом среды, в расчет как правило уже не принимаются.

По-своему «антикультистская» позиция и «сектофобия» оправданы ― через них реализуется умышленная или инстинктивная стратегия сакрализации массовым сознанием традиционной формы социального целого. Сохранение такой целостности перед перспективой трудно предсказуемых последствий от происходящих социальных трансформаций видится как гарантия выживания и стабильности. Отпадение от нее неизбежно будет объясняться вовсе не обнаружившейся дисфункциональностью традиционных институтов, а чьим-то внешним и конечно же враждебным влиянием на «отщепенца». Отсюда ― активизация древнего архетипического опыта отпора «чужакам» и усиленные обвинения их в различных злодействах: в гипнотических практиках, психотехническом воздействии, вербовке и прочих методах «завлечения» в НРД.

Распространенные представления о поголовном «зомбировании» и «контроле над сознанием» в НРД по большей части не отражают реального положения. Действительно, конкретные ситуации обмана, насилия, своекорыстного принуждения и тому подобное в каких-то из них время от времени происходят. Можно говорить и о случаях психологического давления. Но в общем множестве НРД число таких, которые оказались связаны с открытыми экстремистскими проявлениями ― индивидуальным или массовым суицидом, столкновениями с властями или конкурирующими религиозными группами, ― незначительно (самые печально известные из них ― Народный храм, Ветвь Давидова, Орден Солнечного храма, Великое Белое Братство, АУМ Синрикё). Среди участников встречаются люди с асоциальными деталями биографии и соответствующими наклонностями. Однако в НРД таких не более, чем в иных, религиозных и нерелигиозных сообществах. «Промывка мозгов» также не является исключительной прерогативой НРД. Тем не менее необходимо заметить, что деятельности НРД присущ настойчивый пропагандистский характер, она ориентирована на активное привлечение неофитов, что предполагает использование широкого диапазона средств воздействия.

Существующие классификации НРД весьма условны, поскольку отсутствует единая для исследовательской среды система критериев. Наиболее распространено различение трех основных разновидностей НРД. Для первой из них характерна устойчивая апелляция к некоторым, своеобразно толкуемым, идеям и образам христианской культуры (Дети Бога – Семья, Международный путь, Церковь Объединения и ряд других). Вторую составляют движения, базирующиеся преимущественно на рецепциях из восточных религий и их самостоятельном осмыслении (Ананда Марга, АУМ Синрикё, Международное общество сознания Кришны, Миссия Божественного Света и пр.). Третья включает институциализированные образования синкретического характера, соединяющие элементы восточных и западных духовных традиций с собственными концепциями создателей (движения «Нового века», Церковь саентологии, современные теософские общества). Причисление конкретных НРД к той или иной разновидности осложняется тем, что в процессе их самоорганизации могут происходить значительные видоизменения каких-то элементов вероучительного характера и осуществляемых практик.

Дополнительно можно упомянуть возникшие в ХХ в. синкретические культы Южной и Центральной Америки (например, умбанду и растафари), новые духовные движения, сложившиеся в сфере синтоизма (тэнрикё) и буддийской культуры (сока гаккай и ряд других), афро-христианские синкретические культы, сообщества приверженцев современных форм оккультизма, неоязыческие организации, «церкви» Сатаны.

Современное понимание культурного плюрализма как естественного состояния человечества создало новые возможности для религиозного самоопределения. Сложились международные нормы и гарантии свободы вероисповедания, которые признаются преобладающей частью государств мира, даже при явном приоритете в каких-то из них «религий большинства». Принадлежность к НРД перестает быть признаком нелояльности к государству и общественно-политическому строю, хотя подобное и не отменяет порой острого противостояния с приверженцами традиционных религиозных систем.

Специфика деятельности НРД налагает свой отпечаток на отношение к этому феномену со стороны общества и государства. Время от времени происходят «приливы» внимания к теме НРД, обычно совпадающие с «колебательными движениями» в той или иной сфере общественно-политической жизни. В условиях преобладания традиционных форм религии НРД не трудно ассоциировать с вредоносным началом, вносящим дискомфорт в обустроенное повседневное бытие. Последователи НРД обезличиваются их противниками, представляются некой недифференцированной злобной массой (либо сбитыми с «пути истинного» существами) и в такой образности пугающе предъявляются общественному сознанию. Замечено, что периодически происходящие всплески «сектофобии» и «борьбы с неокультами» оказываются чем-то вроде индикаторов неблагополучия, указывающих на общественную нестабильность, при возникновении которой импульсы социального недовольства и духовной неустроенности возможно перевести от реальных проблем в сторону мифотворчески демонизированных НРД.

Однако былая острота реакции на НРД со стороны конфессий и определенной части общества ныне постепенно снижается. За полвека существования этого феномена многие из движений распались и их участники перешли в другие сообщества, ряд организаций НРД интегрировался в нынешний религиозный и социальный спектр, а зачастую ― и в структуры бизнеса, какая-то часть до сих пор отстаивает свое право на существование. На рубеже ХХ–ХХI вв. бурного роста НРД не наблюдается, в целом они нашли и заняли свою «нишу» в современном социуме.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Определение религиозной организации, даваемое в проекте новой редакции закона о свободе вероисповеданий, следует отнести к числу существенных недостатков законопроекта, разрабатываемого сейчас (недостатки действующего закона известны в этом аспекте давно). В качестве признаков религиозной организации обозначены: "вероучение, совершение религиозных обрядов, религиозное обучение". По словам известного эксперта диакона Андрея Кураева , это ложное определение, совершающее логическую ошибку "то же самое через то же самое", то есть в наличии – круг в определении. Достаточно сложно определить, какое обучение является религиозным, какие действия являются "религиозными обрядами". По закону выходит, что религиозными являются действия, совершенные религиозной организацией. Но если некая группа не зарегистрировалась в качестве религиозной и не употребляет термина "религия" применительно к себе – то ее деятельность будет рассматриваться как светская, как культурная даже в тех случаях, когда она является однозначно оккультной. Получается, закон дает неработающее определение. Стоит только какой-либо группе заявить, что у нее не религиозное вероучение, а, например, "духовное знание", как ее уже нельзя будет определять в качестве религиозной. Тем самым, исключительное право определять, являются ли религиозными то или иное учение и практика, закон предоставляет самим адептам этих учений (адепт – ревностный последователь, приверженец культа, посвященный в учение и тайны культа; в данной проблеме используется также аналогичное понятие – сектант). Суть проблемы здесь в том, что многие религиозные организации деструктивного характера не регистрируются в качестве религиозных организаций для того, чтобы иметь возможность сотрудничать с образовательными структурами .

Статья 20 Закона РСФСР "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 года гласит, что в регистрации устава религиозного объединения может быть отказано только в том случае, если его содержание противоречит требованиям этого закона и другим актам законодательства РСФСР, а в проекте новой редакции закона (вариант, согласованный в рабочей группе 26 декабря 1996 г.) в ст. 12, п.2 говорится о том, что религиозная организация может быть ликвидирована или запрещена в судебном порядке по ряду оснований, в том числе, таком, как пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества. Этим подтверждается принципиальная возможность существования религиозных организаций, доктрина и деятельность которых не позволят их зарегистрировать или обусловят их запрещение и ликвидацию в судебном порядке.

Термином «Новые Религиозные Движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. В массовом сознании НРД больше известны как «секты». В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям (1).

Поскольку в современной публицистике термин «секта» обладает неоднозначной оценкой (чаще всего - негативной), мы постараемся исключить употребление этого термина, используя понятие «новые религиозные движения». Это, на наш взгляд, позволит избежать каких-либо оценок по отношению к описываемым нами движениям, и более точно сфокусироваться на их описании.

Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем. Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст - отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения. Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.

Часто говорится о наличии в НРД харизматической личности и безусловной вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми качествами, - а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти - ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.

Можно согласиться с тем, что деятельность последователей НРД с целью широкого распространения проповедуемых ими учений более активна. Спасение, о котором говорят в новых религиозных движениях, достигается интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, в силу необходимости следования определенным религиозным традициям.

Истоки происхождения современных НРД крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).

Третий источник — процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. — плоды этого явления. Еще один немаловажный источник — язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем. И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения НРД — синкретизм, т.е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.

Классификация новых религиозных движений чрезвычайно трудна. Это связано, прежде всего, с тем, что одна и та же религия может объединять в себе черты нескольких религиозных учений (например, рейки, у которых силен момент христианства и китайских народных верований). Некоторые движения, напротив, могут оспаривать статус «новых» - например, Бахаи, появившиеся на свет еще в 19 в., но получившие широкое распространение на Западе лишь во второй половине 20 в.

На нашем сайте мы будем придерживаться следующей классификации:

Неохристианские течения

Большая доля НРД - это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. - возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения).

Со второй половины 19 — начала 20 в. в России получили широкое распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает большую свободу в интерпретации Слова Божьего.

Неоориенталистские объединения

Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Ошо Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош.

Синкретические и универсальные движения

В 20 веке процессы религиозного творчества продолжились еще с большей силой. Все увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них - Великое Белое Братство ЮСМАЛОС, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д.

Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)

Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж - это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж - достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.

Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.

На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность - основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (2).

Неоязычество

Неоязычество распадается на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих организационных структур. В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка это, по преимуществу, кельтское язычество “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).

Впервые интерес к язычеству, например, в России возникает в начале 20 в. Именно в это время была найдена "Велесова книга" - главный источник славянской культуры, который, по мнению многих исследователей, относится к дохристианскому периоду. Первые организованные движения славянского язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое легальное богослужение неоязычники совершили в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества проводят всероссийские съезды на территории России.

Все движения Неоязычества организованы по этническому признаку, многие из них склонны к национализму. Некоторые, такие как "Русское Национально-Освободительное Движение" или "Русская Партия России", имеют политическую окраску. В целом же, язычество многообразно и представляет разнородный конгломерат.

Неоязычества распространено на территории России, Украины, Канады, США и др. стран. Последователи Неоязычества имеют свои издания, среди которых - газеты "За Русь", "Народная воля", "Русская правда", "Славянский вестник" и др., журналы "Волхв", "Наследие предков", "Сварог" и др.

Наиболее известные религиозные движения, относящиеся к направлению Неоязычество - Веда, Джива - Храм Инглии, Славянский Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова Тропа и др. (3)

Сатанинские группы

В центре традиционного сатанизма находится поклонение личности дьявола. В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.

Сатанинские культы особенно распространены в США и Западной Европе, Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

Из наиболее известных религиозных объединений сатанинского толка можно упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,” “Южный крест”.

Примечания:
  1. Основы религиоведения Учеб./ Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.; Под ред. И. Н. Яблокова.- М.: Высш. шк., 1994. С. 60.
  2. Воробьева М. В.

Новые религиозные образования появляются в России в середине 80-х годов. К факторам, благоприятствующим их распространению, следует отнести глубокий кризис, а затем распад существовавшей экономической и идеологической системы. Падение уровня жизни, рост безработицы, инфляции, преступности, вспышки межрегиональных конфликтов привели к утрате авторитета светских идеологий и политических партий. В этих условиях большинство возникающих в России религиозных новообразований предлагают проекты радикального переустройства мира «здесь и сейчас». В них можно найти обещание не только приобщить население России к истинной вере, но и способствовать материальному процветанию, а само общество сделать гуманным и справедливым. Многие обращаются к нетрадиционным религиям, надеясь обрести в обстановке резких перемен стабильность, душевный покой. Их привлекает внутригрупповая атмосфера, культивируемые в ряде неорелигий гуманные отношения друг к другу, человечеству, природе. Появлению и закреплению позиций новых религиозных течений благоприятствовало оформление новой модели церковно-государственных отношений, признание права на существование религиозных объединений различного типа.

Действующие в России новые религиозные объединения различаются по месту их зарождения. Некоторые объединения и группы возникают за пределами России и «импортируются» на российскую землю из других культурных ареалов. Религиозные новообразования данного типа появляются и получают распространение в результате усилий иностранных миссионеров. На первых порах (а иногда и более продолжительное время) они опираются на материальную и организационную поддержку «материнских организаций». К числу новых религиозных течений зарубежного происхождения относятся Церковь объединения, Саентологическая церковь, АУМ Синрикё, Мормоны, Церковь Христа и т. д. В последнее время обнаруживается устойчивая тенденция приспособления вероучения неорелигий отечественного и зарубежного происхождения к культурно-историческим традициям народов России. Широко используется символика и образы русской культуры и искусства, в том числе православных храмов.

К наиболее распространенным новым религиозным объединениям, возникшим на «российской почве», принадлежат: Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь Последнего Завета, последователи учения Порфирия Иванова.

Социально-демографические характеристики последователей новых религиозных движений в целом близки к соответствующим показателям сторонников этих движений в США и Западной Европе. Значительную часть неорелигиозных образований составляет городское население (за исключением Великого Белого Братства и Богородичного центра).

Рассмотрим деятельность новых религиозных движений на примере Церкви Последнего Завета и Церкви объединения.

Церковь Последнего Завета. Новое религиозное движение «отечественного» происхождения. Ее основателем является Сергей Анатольевич Тороп (1961 г. рождения), проживавший в городе Минусинске (юг Красноярского края). В 1990 г. ему открываются события двухтысячелетней давности. Он принимает духовное имя Виссарион (дающий жизнь) и провозглашает создание «общины единой веры» (с октября 1995 г.-- «Церковь Последнего Завета»).

Источник вероучения Священное Писание и Последний Завет, написанный Виссарионом и содержащий 61 заповедь и множество принадлежащих ему же религиозно-этических наставлений3. Согласно учению Виссариона, творец вселенной (Единый, Абсолют) и Отец Небесный -- это не одно и то же. Первый выступает в качестве начала материального бытия и материальной энергии. Отец же Небесный одновременно является сыном Единого и отцом душ человеческих, источником истины и святости.

Виссарион почитается как Слово Божие, принявшее плоть и кровь человека. При этом местом рождения предначертанной плоти провозглашается Россия, здесь же должны быть открыты и тайны событий, о которых говорится в Священном Писании. Христианству отводится специальная роль, однако признается переселение душ, дьявол считается порождением греховных помыслов. Рай -- это особый слой, опоясывающий Землю. Туда попадают души, не способные нести холод. Они временно накапливаются в райских обителях, чтобы стать «достойной основой будущего человечества, взошедшего на ступень Вечности. Это те, кто уже не познают вкус смерти». В отличие от рая, ад расположен ближе к поверхности Земли. Туда попадают души, испорченные грехом и привязанные к дьяволу.

Состояние современной цивилизации характеризуется как переход от царства силы к царству души. И поскольку России уготована великая Миссия спасения от погибели, именно на земле российской наиболее явственно проступают признаки агонии царства силы. Как считает Виссарион, от наметившегося движения человечества в направлении дикости и ничтожества «не убережет и большая образованность», ибо качество человека не зависит от объема технических знаний. Высоты разума и человечества не определяются его достижениями в научно-техническом отношении»4.

В Церкви Последнего Завета не отвергаются таинства и обряды православия, однако существенно видоизменяется их смысл и содержание. Соблюдается только крещение и венчание. Вводится таинство благословения-выспрашивания и принятия от Отца Небесного разрешения на благие дела, индивидуальные или совместные. К таинствам относится и литургия, которая проводится два раза в неделю -- по воскресеньям и средам. Наиболее почитаемый обряд -- священный круг. Он совершается соединением рук, знаменующим воссоединение с Богом и готовность очистить Землю от нравственной и мыслительной грязи. Главным праздником является Рождество Христово, отмечаемое 14 января--в день рождения Виссариона.

В Церкви Последнего Завета практикуются достаточно строгие ограничения в питании. Как и в других религиях, соблюдение вегетарианства обосновывается следованием принципу «не убий». Другие ограничения объясняются происходящим, по утверждению Виссариона, изменением вибрации Земли. И чтобы не погибнуть под воздействием такой вибрации, плоть человека должна реагировать на эти изменения, меняя структуру питания. Запреты распространяются на чай, кофе, сахар, животное и растительное масло.

В Церкви Последнего Завета подчеркивается второстепенность форм, совершаемых в храмах деяний и несущественность архитектурных и иных атрибутов храмовых сооружений. Согласно наставлениям Виссариона, «ныне пришло время осознать, что все храмы, кои возродились на Славу Божию, одинаково родны для каждого из нас. Облик храма не должен иметь канона, ибо в нем проявляется видение красоты и стремление восславить Отца Небесного»5.

Своей структурой Церковь Последнего Завета мало чем отличается от других нетрадиционных религий. Во главе ее в ранге Высшего духовного лидера и Основателя стоит Виссарион. Решением текущих дел занимается церковный совет, состоящий из семи действующих и одного резервного члена. Высшим административно-управленческим звеном является устроитель церкви, ведающий в основном финансами, за исключением договоров, приемом и увольнением работников. Проведение богослужений и отправление обрядов возлагается на священников, рукополагаемых Виссарионом. Там, где отсутствуют священники, распространением учения Церкви последнего завета занимаются миссионеры.

Во второй половине 1994 года Виссарион известил людей планеты о создании на юГе Красноярского края заповедной зоны -- образца нового отношения к природе, организации сельскохозяйственного и художественных промыслов. Вблизи таежного озера Тибиркуль идет строительство «Нового Иерусалима». Этот город мыслится как оазис «новых людей», как поселение мастеров. По призыву Виссариона сюда переселилось свыше 2-х тысяч человек. Главным образом -- это жители крупных промышленных и культурных центров, представители творческих профессий, врачи, учителя.

Церковь объединения в России. Активный интерес Церкви объединения к Советскому Союзу стал проявляться в 70-е годы. Действуя в нелегальных условиях мунистские функционеры налаживали контакты с различными слоями интеллигенции,студен-тами, учителями, преподавателями высших учебных заведений. В декабре 1990 г. и в апреле 1991 г. состоялась поездка в США около 200 советских общественных и политических деятелей, ученых, писателей, среди которых преобладали депутаты парламентов Союза и республик. В течение десяти дней участники поездки, помимо знакомства с Америкой, слушали лекции об учении Церкви объединения. 11 апреля 1990 года в Кремле состоялась встреча Сан-Мен Муна с президентом СССР М. Горбачевым. 21 мая 1992 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало «Ассоциацию Святого Духа за объединение мирового христианства» в качестве религиозного объединения.

Низовую структурную единицу Церкви объединения в России образует регион, штаб-квартира которого располагается в 2--3 комнатных квартирах. В них постоянно проживают «полные члены», образующие ядро приверженцев учения Муна. Руководит регионом зарубежный миссионер, хотя в последнее время эти обязанности возлагаются и на российских членов Церкви объединения. Жизнь «полных членов» подчиняется строгим правилам: ранний подъем, молитва, изучение «Божественного принципа», миссионерская деятельность. В помещениях регионов организуются лекции и беседы об идеологии и практике мунистско-го движения. Для крупных семинаров арендуются дома отдыха, санатории, клубы, дворцы культуры и т. д. Средний возраст «полных членов» и актива последователей Муна -- 22-25 лет, около 70% из них -- студенты и выпускники высших учебных заведений. Среди них почти не встречаются рабочие, крестьяне, пенсионеры.

Одной из своих главных целей Мун провозглашает помощь России, оказавшейся на духовном перепутье, ищущей приоритеты, способные обеспечить возрождение общества. Об этом он сообщает в послании, адресованном населению России (ноябрь 1995 г.): «Если ваша страна будет держаться за преподобного Муна крепче, чем Америка, она займет ведущее положение в мире». Наряду с религиозной деятельностью Церковь объединения осуществляет в России разветвленную систему мероприятий и проектов в области образования, науки, культуры, искусства, воспитания. К их реализации привлекаются и люди, не являющиеся последователями Сан-Мен Муна. На российской территории действует Всероссийская студенческая ассоциация по изучению Принципа (ВАИП) -- филиал аналогичной организации, созданной и контролируемой Церковью объединения. Своей задачей она ставит объединение студенчества, стремящегося к нравственному обновлению общества на основе идеалов Церкви объединения. Данная ассоциация организовала поездки более 3000 студентов вузов стран СНГ в США с целью ознакомления с учением Муна. Действующим в России ответвлением «Международного фонда образования» было подготовлено учебное пособие «Мой мир и Я» (в трех частях). В его написании участвовали методисты, работающие в американском центре Церкви объединения, а также педагоги и историки из России и стран Балтии. На основе этой книги подготовлен курс, который сегодня преподается в нескольких тысячах не только частных, но и государственных школ России, Армении, Грузии, Украины, Киргизии и Казахстана.

В 1992 -- 1993 гг. начали заявлять о себе силы, противодействующие распространению новых религиозных движений, вне зависимости от того, возникли ли они на российской почве или были «импортированы» из-за границы. Предпринимаются попытки законодательного ограничения деятельности ряда религиозных новообразований, как противоречащих культурным и историческим традициям народов России. С осуждениями новых религиозных движений выступает Русская Православная церковь, что нашло отражение в определении Архиерейского Собора «О псевдохристианских сектах и оккультизме» (декабрь 1994 г.). В ряде городов России образованы объединения родителей, обвиняющих нетрадиционные религии в использовании гипноза, психотропных средств, в разрушении семей.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные