Союз спасения 1816. Движение декабристов

«Союз спасения » — первая организация будущих декабристов . В 1815 г. несколько офицеров Семеновского полка устроили «артель» : в складчину готовили обеды, а после играли в шахматы, вслух читали иностранные газеты, обсуждали вопросы политики. Александр дал знать, что такие «сборища» ему не нравятся. И офицеры поняли, что они не могут рассчитывать на гласное обсуждение животрепещущих вопросов русской жизни.

В 1816 г. возникла тайная офицерская организация, названная «Союзом спасения» . Ее возглавил полковник Генерального штаба Александр Муравьев. В числе основателей были князь Сергей Трубецкой, Никита Муравьев, Матвей и Сергей Муравьевы-Апостолы, Иван Якушкин. Все шестеро участвовали в Отечественной войне и заграничных походах. Позднее в «Союз» вступили гвардейские офицеры Павел Пестель, князь Евгений Оболенский и Иван Пущин, лицейский друг Пушкина.

Главной целью общества было введение конституции и гражданских свобод. В уставе «Союза» говорилось, что если царствующий император «не даст никаких прав независимости своему народу, то ни в коем случае не присягать его наследнику, не ограничив его самодержавия ». Обсуждался и вопрос об отмене крепостного права. Глубокое негодование среди членов общества вызвало устройство военных поселений. Под впечатлением от известий о насилиях над мирными крестьянами Якушкин вызвался убить царя. Друзьям с трудом удалось его отговорить.

«Союз спасения» строился на основании глубокой конспирации и строгой дисциплины. За два года в общество вступило около 30 человек. Перед его руководителями встал вопрос, что же делать дальше. Общество не могло пассивно ожидать конца царствования. Цареубийство большинство членов отвергало по нравственным соображениям. К тому же стало известно, что Александр готовится освободить крестьян и ввести конституцию. Такие реформы сделали бы бессмысленной существование замкнутой офицерской организации. В то же время надо было учитывать опасность того, что реакционеры объединят усилия и, как во времена Сперанского, сорвут преобразования. Поэтому было решено сосредоточить силы на подготовке общественного мнения к предстоящим реформам, на пропаганде конституционных идей.

Союз благоденствия и спасения

«Союз благоденствия ». В 1818 г. вместо «Союза спасения» был основан «Союз благоденствия» . Во главе его стояли те же лица, что и в прежней организации. Они образовали Коренную управу. Ей подчинялись местные «управы» — в Петербурге, Москве и некоторых других городах. Новый «Союз» носил более открытый характер. В нем состояло около 200 человек. В уставе («Зеленой книге») говорилось, что «Союз» считает своей обязанностью «распространением между соотечественников истинных правил нравственности и просвещения, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия». В число главных своих целей «Союз» включал развитие благотворительности, смягчение, гуманизацию нравов.

Жизнь крепостного крестьянина и рядового солдата была в центре внимания «Союза» . Его члены должны были делать достоянием гласности факты жестокого обращения с крепостными, бороться с продажей их поодиночке и без земли. Следовало добиваться устранения из армейского быта произвола, жестоких наказаний, рукоприкладства.

Большое значение «Союз благоденствия» придавал просветительной деятельности среди народа. Члены «Союза» , имевшие поместья, должны были открывать школы для крестьян. «Союз» ставил себе целью искать мирные пути к разрешению возникающих в стране конфликтов, стараясь приводить к соглашению «различные племена, состояния, сословия» . Развитие производительных сил Отечества тоже входило в цели «Союза» . Его члены должны были способствовать внедрению передовых приемов земледелия, росту промышленности, расширению торговли.
Члены «Союза» должны были активно участвовать в общественной жизни, в деятельности научных, просветительных и литературных обществ. Предполагалось издавать собственный журнал. Существовала вторая часть «Зеленой книги» , известная лишь самым надежным членам общества. В ней были записаны его заветные цели — введение конституции и отмена крепостного права.

Всего три года просуществовал «Союз благоденствия » . Его члены успели сделать очень немногое из того, что было намечено. Иван Якушкин открыл школу для крестьян в своем имении. Сергей Муравьев-Апостол, служивший в Семеновском полку, старался облегчить жизнь солдата, очеловечить отношения в казарме. Однако все его усилия пошли прахом, когда в Семеновский полк был назначен новый командир. Воцарились муштра и палочная дисциплина. В 1820 г. Муравьев-Апостолском полку произошли солдатские волнения. «Зачинщики» были жестоко наказаны. Все остальные солдаты были разосланы по отдаленным гарнизонам.

Первые декабристы

Будущие декабристы не участвовали в этом выступлении, но кары коснулись и их. Большинство офицеров-семеновцев было срочно переведено в обычные армейские корпуса и выслано из столицы. 17-летнему Михаилу Бестужеву-Рюмину не разрешили даже заехать в имение, чтобы попрощаться с умирающей матерью. Вместе с Сергеем Муравьевым-Апостолом он был переведен на Юг, в Черниговский полк. Среди солдат этого полка оказалось много бывших семеновцев. Павел Пестель в 1821 г. был произведен в полковники и назначен командиром Вятского полка, расквартированного недалеко от Черниговского. Так повстречались на Юге многие участники тайного общества.

Между тем правительство оставило политику реформ и вступило на путь реакции. Стало очевидно, что организационное строение и программа «Союза благоденствия» не отвечают новым условиям. Вместо того, чтобы «споспешествовать (содействовать) правительству» , надо было развернуть самостоятельную борьбу за обновление России. В 1821 г. тайный съезд «Союза благоденствия» в Москве объявил организацию распущенной. Руководители движения хотели создать новое общество, способное к более решительным действиям.


Иллюстрация. Реорганизация. Роспуск "Союза благоденствия"

В марте1816 годагвардейские офицеры (Александр МуравьёвиНикита Муравьёв, капитанИван Якушкин,Матвей Муравьёв-АпостолиСергей Муравьёв-Апостол, князьСергей Трубецкой) образовали первое тайное политическое общество «Союз спасения» (с1817«Общество истинных и верных сынов отечества»). В него входили также князьИ. А. Долгоруков, майорМ. С. Лунин, полковникФ. Н. Глинка,адъютантграфаВитгенштейна(главнокомандующего 2-й армией),Павел Пестельи другие.

Устав общества («Статут») был составлен Пестелем в1817. В нём выражена цель его: подвизаться всеми силами на пользу общую, поддерживать все благие меры правительства и полезные частные предприятия, препятствовать всякому злу и искоренять социальные пороки, обличая косность и невежество народа, несправедливый суд, злоупотребления чиновников и бесчестные поступки частных лиц, лихоимство и казнокрадство, жестокое обращение с солдатами, неуважение к человеческому достоинству и несоблюдения прав личности, засилье иностранцев. Сами члены общества обязывались вести себя и поступать во всех отношениях так, чтобы не заслужить ни малейшей укоризны. Скрытую цель общества составляло введение в России представительного правления.

Во главе «Союза спасения» стоял Верховный собор из «бояр» (учредителей). Остальные участники делились на «мужей» и «братьев», которых предполагалось сгруппировать по «округам» и «управам». Однако этому помешала малочисленность общества, насчитывавшего не более тридцати членов.

ПредложениеИ. Д. Якушкинаосуществить цареубийство во время пребывания императорского двора вМосквевызвало осенью1817разногласия среди членов организации. Большинство отвергло эту идею. Было решено, распустив общество, создать на его основе более многочисленную организацию, которая могла бы повлиять на общественное мнение.

[Править]«Союз благоденствия» (1818-1821)

В январе1818был образован «Союз благоденствия». О существовании этой формально тайной организации было достаточно широко известно. В её рядах насчитывалось около двухсот человек (мужчины старше 18 лет). «Союз благоденствия» возглавлялся Коренной управой (30 учредителей) и Думой (6 человек). Им подчинялись «деловые управы» и «побочные управы» вПетербурге,Москве,Тульчине,Полтаве,Тамбове,Нижнем Новгороде,Кишинёве; их насчитывалось до 15.

Целью «Союза благоденствия» провозглашалось нравственное (христианское) воспитание и просвещение народа, помощь правительству в благих начинаниях и смягчение участи крепостных. Скрытая цель была известна лишь членам Коренной управы; она заключалась в установлении конституционного правления и ликвидации крепостничества. «Союз благоденствия» стремился к широкому распространению либеральных и гуманистических идей. Для этого использовались литературные и литературно-просветительские общества («Зелёная лампа», «Вольное общество любителей российской словесности», «Вольное общество учреждения училищ по методе взаимного обучения» и другие), периодические и другие издания.

На совещании вПетербургев январе1820при обсуждении будущей формы правления все участники высказались за установление республики. Вместе с тем были отвергнуты идея цареубийства и идея о временном правительстве с диктаторскими полномочиями (предложенаП. И. Пестелем).

Устав общества, так называемая «Зелёная книга» (точнее её первая, легальная часть, предоставленная А. И. Чернышёвым)был известен самому императору Александру, который давал его читать цесаревичуКонстантину Павловичу. Сначала государь не признавал в этом обществе политического значения. Но взгляд его изменился после известий о революциях1820вИспании,Неаполе,Португалииибунта Семёновского полка(1820).

Позже, в мае1821, император Александр, выслушав доклад командира гвардейского корпуса, генерал-адъютантаВасильчикова, сказал ему: «Любезный Васильчиков! Вы, который служите мне с самого начала моего царствования, вы знаете, что я разделял и поощрял все эти мечты и эти заблуждения (vous savez que j’ai partagé et encouragé ces illusions et ces erreurs), - и после долгого молчания прибавил: - не мне подобает быть строгим (ce n’est pas a moi à sévir)». Записка генерал-адъютантаА. Х. Бенкендорфа, в которой сведения о тайных обществах изложены были с возможной полнотой и с наименованием главнейших деятелей, также осталась без последствий; после кончины императора Александра она была найдена в кабинете его вЦарском Селе. Приняты были только некоторые меры предосторожности: в1821сделано распоряжение об устройстве военной полиции при гвардейском корпусе;1 августа1822последовало высочайшее повеление о закрытиимасонскихлож и вообще тайных обществ, под какими бы наименованиями они ни существовали. Вместе с тем от всех служащих, военных и гражданских, отобрана была подписка о непринадлежности их к тайным обществам.

В январе1821вМосквебыл созван съезд депутатов от разных отделов «Союза благоденствия» (изПетербурга, из 2-й армии, также несколько человек, живших в Москве). На нём из-за обострившихся разногласий и принятых властями мер было решено распустить общество. В действительности предполагалось общество закрыть временно для того, чтобы отсеять и ненадежных, и слишком радикальных его членов, а затем воссоздать его в более узком составе.

Первым крупным тайным обществом стал Союз спасения (1816-1818 гг.), принявший после утверждения своего устава наименование Общества истинных и верных сынов отечества. Его основателем был молодой полковник генерального штаба А. Н. Муравьев, а членами - С. П. Трубецкой, С. И. и М. И. Муравьевы - Апостолы, Н. Н. Муравьев, М. С. Лунин, И. И. Пущин, И. Д. Якушкин и др. Свое окончательное устройство общество получило в феврале 1817 года, когда в него вступил энергичный П. И. Пестель; при его участии был принят Статус (устав) общества. С этого времени оно стало называться Общество истинных и верных сынов Отечества. Это была еще малочисленная, замкнутая, носившая заговорщический характер организация. Даже спустя год после основания в ней было 10 - 12 членов, и лишь в конце своей деятельности она достигла 30 человек. На внутреннем обиходе организации сказывалось влияние масонского ритуала: члены общества разделялись на три степени, при вступлении в него каждый давал торжественную клятву на кресте и Евангелии.

В этой организации хотя и были определены основные цели - введение конституции, ограничение самодержавия и уничтожение крепостного права, но не были разработаны средства борьбы, отсутствовала программа политических преобразований. Шли споры о путях достижения этих целей. Свою главную задачу члены тайного общества видели в поддержке реформаторских усилий правительства.

В августе 1817г. по случаю закладки на Воробьёвых горах храма в честь пятилетия победы в Отечественной войне 1812г. царский двор на год переехал из Петербурга в Москву. Его сопровождала гвардия в составе двух свободных полков. Среди офицеров этих полков оказались почти все члены первого тайного общества декабристов. В Москве гвардия была расквартирована в Хамовнических казармах, расположенных близ Девичьего поля. Один из основателей тайного общества, Александр Муравьёв, будучи обер - квартирмейстером сводного гвардейского отряда, получил в казармах квартиру. Она стала местом собраний декабристов, на одном из которых и возник так называемый московский заговор-план убийства царя. Декабрист Якушин первым предложил свою кандидатуру в цареубийцы и никому не хотел уступать "этой чести", хотя в ходе обсуждения выяснилось, что выполнить эту операцию готов каждый из присутствующих. Но что давал этот акт насильственного устранения царствующего монарха? Где гарантия того, что новый император, заняв престол, согласится на принятие конституции и освобождение крестьян от крепостной зависимости? Такой гарантии не было. Поэтому идею цареубийства пришлось отклонить. Не удовлетворённые собой декабристы ликвидировали организацию и, ища более правильную программу и тактику, основами новое тайное общество-Союз благоденствия.

Документ

Из Записок князя С. П. Трубецкого о Союзе спасения

Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести, Хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего. Их было мало, но они уверены были, что круг их будет ежедневно увеличиваться...

От поступающих в это маленькое общество требовалось: первое, строгое исполнение обязанностей по службе; второе, честное, благородное и безукоризненное поведение в частной жизни; третье, подкрепление словом всех мер и предложений государя к общему благу; четвертое, разглашение похвальных дел и осуждение злоупотреблений лиц по их должностям...

Масонские формы, введенные в заседаниях и в принятии членов, затрудняли действие общества и вводили какую - то таинственность, которая была в противности с характером большей части членов.

В январе 1818 года на основе Союза спасения в Москве появилась новая декабристская организация - Союз благоденствия, уже более широкая по своему составу (в ней насчитывалось около 200 членов), имевшая свой устав (Зеленая книга) и программу действий, направленную на распространение среди различных общественных кругов идеи социально - политического переустройства России.

Предполагалось также издавать журнал "Россиянин 19 века" .Согласно новому уставу общества, в него кроме дворян надлежало принимать купцов, мещан, духовных лиц и свободных крестьян. По мысли общественное мнение может готовиться в течении 20 лет и примерно около 1840г. должна произведённая революция. За три года существования Союз оформился организационно. Его управы (отдельная) были в нескольких городах России - Полтавы, Тамбове, Кишиневе и в Нижегородской Губернии. В Москве и Тульчине были главные управы, учреждавшие по несколько побочных управ. Коренная управа (руководящий центр) находящийся в Петербурге.

С Союзом благоденствия идейно было связано питерское общество "Зелёная лампа". Помимо литературы оно обсуждало политические проблемы. Общество собиралось на квартире Никиты Всеволожкого, в комнате, освещённой зелёной лампой (отсюда его название).

В 10-й главе "Евгения Онегина" А. С. Пушкина так вспоминал это время:

Витийством резким знамениты,

Сбирались члены всей семьи

У осторожного Ильи.

Друг Марса, Вакха и Венеры,

Тут Лунин дерзко предлагал

Свои решительные меры

И вдохновенно бормотал.

Читал свои Поэмы Пушкин,

Меланхолический Якушкин,

Казалось, молча обнажал

Цареубийственный кинжал.

Одну Россию в мире видя,

Предвидел в сей толпе дворян

Освободителей крестьян.

С целью формирования благоприятного для их планов общественного мнения, которое декабристы считали важнейшей движущей силой будущих преобразований, члены Союза активно участвовали в различных легальных обществах (Вольном обществе любителей российской словесности, Обществе для заведения училищ взаимного обучения и др.), занимались просветительской и благотворительной деятельностью.

Декабристы работали в Вольном обществе учреждения училищ по методе взаимного обучения, создавали т. называемые ланкастерские школы. Метод лакастерских школ был способ массового распространения просвещения. Председателем Вольного общества был член С.Б. граф Фёдор Толстой (двоюродный дядя Л. И. Толстого), его заместителем -Фёдор Глинка, секретарём - Вильям Кюхельбекер. Общество действовало преимущественно среди бедного Мода. Заботами союза б. в Петербурге было обучено около 1000 детей, на юге страны-1.5 тысячи.

По-прежнему считая необходимым бороться против крепостничества и самодержавия, члены Союза более четко определились в путях достижения этой цели. Они считали себя обязанными помогать правительству в реформировании общества и придавали первостепенное значение вопросам образования и воспитания населения с целью распространения либеральных идей. Для этого предполагалось создавать просветительские общества, издавать книги, журналы, создавать школы и т. д.

С момента основания тайных обществ в среде декабристов выявились два течения: часть их участников выступала сторонниками мирного, реформистского пути преобразования России, другая часть проповедовала необходимость решительных мер в борьбе за реализацию своих идей и планов. Внутри Союза благоденствия шли острые дискуссии по вопросам программы и тактики.

Некоторые члены Союза писали царю о необходимости отмены крепостного права. До нас дошли сведения о таких записках декабристов Никиты Тургенева, Александра Муравьёва и других. Муравьёву царь повелел передать, что он "дурак, не в своё дело вмешивается".

1821 года явились важным рубежом в движении декабристов. В январе 1820 года в Петербурге собралось совещание Коренной управы Союза благоденствия, большинство участников которого высказалось за введение в России республиканской формы правления. Однако и после этого совещания многие декабристы выступали не за республику, а за конституционную монархию. Росту радикальных настроений в среде декабристов способствовали солдатские волнения 1820 года в лейб - гвардии Семеновском полку, которые, по мнению ряда декабристов, свидетельствовали о готовности армии к выступлению, а также события 1820 года в Испании, где армия явилась главной силой революционного переворота.

Разногласия внутри Союза благоденствия поставила его на грань кризиса. На Московском съезде представителей управ Союза в январе 1821 года, когда стало ясно, что правительство Александра I отказалось от реформ было принято решение о его формальном самороспуске и создании новой, более законспирированной организации. Однако Тульчинская управа Союза благоденствия во главе с П. И. Пестелем не признала решение съезда о самороспуске и постановила общество продолжать. В марте 1821 года оформилось Южное общество. В марте же 1821 года было положено начало созданию Н. И. Муравьевым и Н. И. Тургеневым Северного общества, которое окончательно оформилось в конце 1822 года. Оба общества привлекали новых членов, разрабатывали и обсуждали проекты программных документов.

Эта организация объединяла офицеров 2-й армии, размещенной на Украине. Руководителем Южной управы был П. И. Пестель.

Союз спасения («Сою́з спасе́ния»)

первое тайное политическое общество декабристов. Создано в феврале 1816 по инициативе А. Н. Муравьева (См. Муравьёв) группой молодых гвардейских офицеров, участников Отечественной войны 1812 и заграничных походов 1813-14. «С. с.» насчитывал около 30 членов: Н. М. Муравьев, С. И. Муравьев-Апостол и М. И. Муравьев-Апостол, С. П. Трубецкой, И. Д. Якушкин, П. И. Пестель, Е. П. Оболенский, И. И. Пущин, М. С. Лунин, М. Н. Новиков и др. В начале 1817 принят устав «С. с.» и новое название. Программная цель «С. с.» состояла в уничтожении крепостного права и введении конституционной монархии путём открытого выступления в момент смены императоров на престоле. Готовясь к революционному перевороту, члены «С. с.» должны были добиваться расширения состава общества и занять важнейшие посты по военной и гражданской части, активно формировать общественное мнение, особенно передового дворянства. «С. с.» делился на три степени - «боляре», «мужи», «братья» - и строился на началах глубокой конспирации и строгой дисциплины при беспрекословном подчинении низших степеней высшим, которые только одни могли знать конечную цель общества. Принятие новых членов, равно как и внутреннее перемещение от низших степеней к высшим, допускалось лишь с согласия верховного совета «боляр» и совершалось по тщательно разработанной системе обрядов и клятв, заимствованных из масонского ритуала. В «С. с.» наметились радикальное и умеренное течения. Предметом споров были вопросы тактики и замкнуто-усложнённая структура общества. Разногласия крайне обострились осенью 1817 в Москве (в составе гвардии сюда переместился основной костяк «С. с.»). Созрело несколько проектов цареубийства. Однако они были отвергнуты из-за недостатка средств и неподготовленности «С. с.» к решительным действиям. В этой обстановке возобладало мнение о роспуске «С. с.» и создании на его основе новой организации, более дееспособной и широкой по составу. В качестве промежуточной ячейки было основано «Военное общество», а в начале 1818 - «Союз благоденствия ».

Лит.: Нечкина М. В., «Союз Спасения», в сборнике: Исторические записки, т. 23, М., 1947. См. также лит. при ст. Декабристы .


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Союз спасения" в других словарях:

    - («Общество истинных и верных сынов Отечества») тайное политическое общество, первая декабристская организация, возникшая в Российской империи 9 февраля 1816 года на базе двух преддекабристских организаций «Священной артели» и… … Википедия

    - «СОЮЗ СПАСЕНИЯ», первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Союз был немногочисленным по … Энциклопедический словарь

    «Союз спасения» - «Союз спасения», первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз»… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Первая тайная организация декабристов. Создана 9 февраля 1816 по инициативе А. Н. Муравьёва на собрании в квартире С. И. и М. И. Муравьёвых Апостолов в офицерских казармах Семёновского полка (не сохранилась). К 1817 «Союз» объединял свыше… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) название Общество истинных и верных сынов отечества. Учредители: А. Н. и Н. М. Муравьевы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьевы Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С.… … Большой Энциклопедический словарь

    Первая тайная организация декабристов, создана в 1816, по уставу (1817) называлась Общество истинных и верных сынов отечества. Учредители: А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин, М. С. Лунин, М … Русская история

    Первое из тайных обществ декабристов. Создано в 1816 А. Н. и Н. М. Муравьевыми, М. И. и С. И. Муравьевыми Апостолами, С. П. Трубецким, И. Д. Якушкиным, М. С. Луниным, М. Н. Новиковым, Ф. П. Шаховским. Политическая наука: Словарь справочник. сост … Политология. Словарь.

    Тайная политич. орг ция, положившая начало деятельности декабристов. Создана в февр. 1816 по инициативе А. Н. Муравьева группой молодых гвард. офицеров, участников Отечеств. войны 1812 и заграничных походов 1813 14. С. с. насчитывал ок. 30 членов … Советская историческая энциклопедия

    Первая тайная политическая организация декабристов в 1816 17. По уставу (1817) называлось «Общество истинных и верных сынов отечества». Учредители А. Н. и Н. М. Муравьёвы, С. П. Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьёвы Апостолы, И. Д. Якушкин,… … Энциклопедический словарь

    Союз спасения - Со юз спас ения (общество декабристов) … Русский орфографический словарь

Книги

  • Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам, длядостижения спасения (Print-on-Demand) , Озерский А.И. , Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand компанией ООО Книга по Требованию Полемический противораскольнический свод, составленный купцом… Категория: Библиотековедение Издатель: ЁЁ Медиа , Производитель: ЁЁ Медиа ,
  • Выписки из старописьменных, старопечатных и других книг, свидетельствующие о святости Соборной и Апостольской Церкви и о необходимости покоряться ее уставам, длядостижения спасения , Озерский А.И. , Полемический противораскольнический свод, составленный купцом Андрианом Ивановичем Озерским. В своде собраны выдержки из старопечатных книг, подтверждающие неправоту старообрядцев. Впервые… Категория:
В продолжение темы:
Временное тату

(ядерные). Прокариотические клетки - более простые по строению, по-видимому, они возникли в процессе эволюции раньше. Эукариотические клетки - более сложные, возникли позже....

Новые статьи
/
Популярные