Картотека (старшая группа) на тему: Игры-забавы. Народные игры и забавы

Игра малой подвижности с детьми младшего дошкольного возраста (3 - 4 года)

«Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет» К.К.Утробина.

Малоподвижная игра – для детей дошкольного возраста являются средством социальной и физиологической адаптации. Вызывает живой интерес, развивает смекалку и сообразительность.

«Хочешь с нами поиграть?» № 1

Дети образуют круг, внутри которого находится водящий. По сигналу дети начинают движение по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и энергично взмахивая руками. Водящий движется внутри круга в противоположную сторону. Произносят текст:

Хочешь с нами поиграть?

Быстро нужно называть

Свою любимую игрушку –

Куклу, зайку, погремушку…

Ну-ка, громко, раз, два, три,

Ты игрушку назови.

По окончании текста дети и водящий останавливаются. Тот ребёнок, напротив которого остановился водящий, называет свою любимую игрушку, а затем становится следующим водящим.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Сегодня маме помогаем» № 2

Дети образуют круг. Водящий в центре круга, в руках он держит мяч, который по очереди кидает детям после произнесённого текста:

Сегодня маме помогаем,

На стол посуду собираем.

Я буду мячик вам кидать,

А вы – посуду называть.

Ребенок, поймавший мяч, кидает его обратно ведущему. Одновременно, называя любой вид посуды (чашка, блюдце, ложка, вилка, чайник, кастрюля, сковорода и т.п.).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Петрушка» № 3

Дети образуют круг. Считалкой выбрать водящего – Петрушку, он встаёт в центр круга.

Произносить следующий текст:

Я – весёлая игрушка,

А зовут меня – Петрушка!

Я буду делать упражнения,

Вы – повторять за мной движения.

В это время дети, стоящие в кругу, выполняют «пружинку», руки на поясе. По окончании текста Петрушка, выполняет какие – либо упражнения (наклоны, приседания, прыжки и др.). Дети должны точно повторить показанные Петрушкой движения. Ребёнок, наиболее точно и правильно выполнивший задание Петрушки, становится новым водящим.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найдём синичку» № 4

Дети стоят свободно по залу, у воспитателя в руках игрушка – синичка.

Пойду прятать я синичку –

Очень маленькую птичку.

Быстро глазки закрывайте,

Где синичка – угадайте.

Дети присаживаются на корточки, закрывают глаза. Воспитатель прячет игрушку.

«Ищите синичку!» - дети идут искать птичку.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Солнце, дождик, ветер» № 5

Дети образуют круг, поворачиваются друг за другом. В центре воспитатель. Дети идут по кругу друг за другом, слушают команды и выполняют движения:

По команде: «Солнце!» - идут на носках, руки вверх.

По команде: «Дождик!» - останавливаются, складывают руки «домиком» над головой.

По команде: «Ветер!» - бегут в медленном темпе по кругу.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Весёлые снежинки» № 6

Дети врассыпную располагаются на площадке.

Выпал беленький снежок.

Выходи гулять, дружок!

Метель – вьюга у ворот

Кружит снежинок хоровод.

Полетели, покружились

И на землю опустились.

Дети кружатся на месте в медленном темпе вправо, влево.

Останавливаются, приседают.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Летает – не летает» № 7

Дети образуют круг, становятся лицом в центр круга, где находится воспитатель. Воспитатель вразбивку произносит названия предметов мебели, животных, птиц, насекомых. Если названный предмет (животное, насекомое, птица) летает, дети поднимаются на носочки, разводят руки в стороны, если не летает – присаживаются на корточки.

Например: бабочка, пчела, стрекоза, ворона, воробей, синица, самолёт, вертолёт…- летают. Стол, стул, машина, мяч…- не летают (присаживаются на корточки).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найди цыплёнка» № 8

Дети закрывают глаза, в это время педагог прячет игрушку – цыплёнка. Дети образуют круг. Берутся за руки. Педагог встаёт в круг вместе с детьми. Все вместе, держась за руки, идут по кругу. Произносить текст:

Вышла мама – курица

Погулять на улицу.

Вышли с ней цыплятки –

Весёлые ребятки.

Вдруг исчез один цыплёнок –

Жёлтый, маленький ребёнок.

Дети, помогите!

Цыплёночка найдите!

После этих слов дети расходятся по участку, ищут игрушку.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Ровным кругом» № 9

Выбирается водящий. Остальные дети образуют круг, в центр которого он становится. Дети берутся за руки, идут в правую или в левую сторону, произнося текст:

Ровным кругом

Друг за другом

Мы идём за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно, вместе

Сделаем…вот так.

Затем дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга, опускают руки вниз.

Водящий выполняет какое – либо движение, дети повторяют его. Водящий выбирает того из детей, кто лучше выполнил движение.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Займи место в автобусе» № 10

Дети строятся в колонну по одному, затем присаживаются на корточки – «едут в автобусе». По команде педагога «Остановка» играющие встают и гуляют по площадке.

По команде: «Займи своё место в автобусе!» дети находят своё место в колонне, спокойно подходят к нему, присаживаются на корточки и снова «едут в автобусе».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Весна на пороге» № 11

Дети становятся в круг, лицом в центр. Внутри посередине очерчивается небольшой кружок. В центре небольшого круга лежит – «снежный шар». В руках у каждого ребёнка по два снежка. Дети шагают на месте.

Не скучаем, не скучаем,

Дружно мы весну встречаем!

Пусть ещё летает снег

И мороз ещё трещит,

Март стучится у ворот

И весна в окно глядит.

Солнышко лучится,

Зима в ответ злится.

Снежки кидайте,

Зиму прогоняйте.

После слов педагога дети кидают снежки, стараясь попасть в снежный шар.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Чтобы сильным, ловким быть»

Дети становятся в круг, поворачиваются лицом в центр. В центре – водящий. Педагог произносит текст, во время которого дети хлопают в ладоши:

Чтобы сильным, ловким быть,

Со спортом должен ты дружить.

Все виды спорта должен знать,

Чтобы солдатом смелым стать.

После слов педагога водящий имитационными движениями показывает какой – либо вид спорта (плавание – гребки руками, футбол – удар по мячу ногой, баскетбол – ведение мяча…Затем внимательно смотрит на движения всех детей и выбирает ребёнка, который выполнял движение лучше всех. Он становится водящим.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Каравай» № 13

Дети образуют круг, в центре круга находится водящий – «каравай». Все берутся за руки, идут по кругу, произносить слова:

Как на день Восьмое марта

Испекли мы каравай,

Испекли мы каравай.

Мама, мама, принимай

Наш подарок – каравай,

В чашки чай всем наливай!

Чаю с мамой мы попьём,

Танцевать потом пойдём.

По окончании слов дети ставят руки на пояс, выставляют попеременно на носок и на пятку правую и левую ногу поочерёдно. Водящий – «каравай» выбирает игрока, который танцует лучше всех. Он – водящий.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Ёлка, берёза, дуб» № 14

Дети строятся в колонну по одному, после слов педагога начинают двигаться по кругу друг за другом:

По дорожке мы идём и деревья узнаём!

По команде: «Ёлка» - дети останавливаются, поднимаются, поднимают руки в стороны – вниз;

По команде: «Берёза» - дети останавливаются, поднимают руки вверх, слегка покачивают руками вправо – влево;

По команде: «Рябина» - прыжком ставят ноги на ширину плеч, руки – в кольцо перед грудью.

Тот из детей, кто ошибся в выполнении команд педагога, отходит в сторону от играющих. Побеждает 2-3 самых внимательных игрока.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Кому дать?» № 15

Дети встают в круг, берутся за руки. В середине круга находится ребёнок с цветком. Дети двигаются в хороводе по кругу, проговаривая текст:

Встали дети в кружок,

Увидали цветок.

Кому дать, кому дать?

Кому цветок передать?

Дети останавливаются, поворачиваются лицом в центр круга. Водящий с цветком в руке указывает на одного из детей, говорит, кому он даёт цветок. Он водящий.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Замри» № 16

Дети свободно передвигаются по залу. По команде: «Замри!» каждый ребёнок должен принять и держать позу, отражающую характерные признаки какой – либо домашней птицы.

Петух – ноги вместе, левая рука поднята вверх, кисть руки – к темени,

пальцы широко расставлены – «гребешок»; правая рука – к спине,

пальцы руки широко расставлены – «хвост».

Курица – ноги слегка расставлены; наклониться вперёд, голова прямо,

руки назад – вверх, крылья подняты.

Утка – присесть на корточки, ладони рук сложить вместе, приложить к

носу – клювик утки.

Водящий обходит детей, смотрит на принятые ими позы, выявляет тех, кто шевелится.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Зоопарк» № 17

На площадке очертить 5-6 кружков (клеток). Несколько детей занимают эти кружки. Дети в кружках договариваются, какое из диких животных каждый из них будет изображать (жестами, мимикой, характерными движениями). Например: медведь, лиса, волк, заяц и т.д.

Все остальные дети идут в зоопарк и отгадывают, какие животные находятся в кружках (в клетках).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Назови насекомое» № 18

Дети стоят в кругу на некотором расстоянии друг от друга. В центре круга находится ведущий, в руках у него мяч (диаметр 25 см). Ведущий по очереди кидает мяч детям. Дети кидают его обратно, называя любое известное им насекомое (пчела, муравей, кузнечик, шмель, муха, оса, стрекоза, бабочка и т.д.).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Жмурки с колокольчиком» № 19

Все дети группы, кроме двоих, стоят в кругу, держась за руки. Двое детей стоят внутри круга. У одного из них завязаны глаза, он – «жмурка», у другого к ноге привязан колокольчик. «Жмурки», услышав звон колокольчика, идёт по направлению звона, чтобы поймать товарища, который старается от «жмурки» увернуться. Пара водящих не должна выходить из круга. Когда «жмурка» поймает товарища, игру продолжает следующая пара.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Самый внимательный» № 20

Дети встают рядом в круг, поворачиваясь друг за другом. Рядом с кругом встаёт педагог, так чтобы его видели все дети. В руках у него 3 карточки с изображениями: рыбок, камней и водорослей. По сигналу педагога (свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом. Педагог поочерёдно показывает карточки с изображениями:

  1. Рыбки – медленно бегут по кругу, руками выполняется движение «брасс»;
  2. Камни – дети приседают, обхватывают колени руками, голову наклоняют к коленям;
  3. Водоросли – дети останавливаются, поднимают руки вверх, покачивают руками из стороны в сторону.

Тот из детей, кто ошибается в выполнении команды, отходят в сторону. Победителями считаются 1-2 самых внимательных игрока.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Светофор» № 21

Дети образуют руг. Педагог встаёт в его центр. В руках педагога 3 кружка красного, жёлтого и зелёного цвета. По сигналу педагога (свисток) дети начинают движение по кругу друг за другом, наблюдая за действиями педагога. Когда педагог поднимет кружок красного цвета, группа останавливается, жёлтого цвета – шагает на месте, зелёного цвета – дети идут по кругу друг за другом. Если ребёнок ошибся при выполнении задания, он отходит в сторону от играющих. Побеждают 1-2 самых внимательных ребёнка.

: «Море волнуется» № 22

Дети стоят по кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз» Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, замри!». Дети замирают в разных позах. Взрослый рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Узнай, кто позвал?» № 23

Дети идут по кругу, держась за руки, и произносят хором текст:

«Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!» .

В центре – водящий с завязанными глазами. Дети останавливаются, взрослый показывает рукой на кого-либо из них, и они произносят имя водящего. Водящий должен отгадать, кто его позвал (2-3раза).

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Найди игрушку» № 24

Взрослый заранее прячет игрушку, предлагает детям найти и принести ее.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Круг-кружочек» № 25

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и произносят слова:

«Круг-кружочек, аленький цветочек!

Раз, два, три – развернись – ка,

Оля, ты!»

названный ребенок поворачивается спиной в круг, берется за руки. Дети продолжают произносить слова игры.

Как только спиной в круг окажутся 5-6 детей, игра прекращается.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Поиграем!» № 26

Дети стоят свободно около взрослого, выполняют движения по его сигналу. Взрослый напевает слова каждой строчки.

«Пальчик о пальчик тук да тук.

Выполнять команду указательными пальцами.

Весело пляшут пальчики наши.

Руки вверх, вращать кистями («Фонарики»).

Ручками хлоп, да и хлоп, да и хлоп.

Хлопки руками.

Весело хлопают ручки наши.

Ритм убыстряется.

Ножками топ, да и топ, да и топ.

Топать ногами.

Быстро топают ножки наши.

Ритм убыстряется.

Приседай, приседай, еще раз приседай.

Присесть, руки на пояс.

Весело пляшут детки наши.

Повороты на месте вокруг себя».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «По ровненькой дорожке» № 27

Дети идут по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом.

«По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Идти по кругу, взявшись за руки.

Через камушки, через камушки

Перешагивают ножки.

Поднимать колени вверх.

По тропинке, по тропинке

Побежали ножки.

Бег, не отпуская рук.

В ямку – бух!

Остановиться, расцепив руки, присесть на корточки.

Вылезли из ямки .

Игра повторяется, но теперь дети идут в другую сторону.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Холодно – жарко» № 28

Дети садятся в круг в свободных позах. «Подул холодный северный ветер» (дети съежились в комочки).

«Выглянуло яркое солнышко, можно загорать» (дети расслабились, улыбаются, поднимают лицо к солнышку). Для напряжения и расслабления мышц туловища. Повторить 2-3раза.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Тишина у пруда» № 29

Дети идут друг за другом и говорят:

«Тишина у пруда

Не колышется вода.

Не шумите камыши,

Засыпайте малыши».

На последнее слово останавливаются, приседают, наклоняют голову вниз и закрывают глаза. (10сек)

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Великаны и гномы» № 30

Ходьба в колонне по одному. На сигнал педагога «Великаны » дети идут на носочках, подняв руки вверх, затем следует обычная ходьба. На следующий сигнал «Гномы» - ходьба в полуприседе, и так в чередовании.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Зимние забавы» № 31

Делать по тексту.

«Возьмем снега мы немножко,

Снежки слепим мы в ладошках.

Дружно ими побрасались –

Наши руки и размялись.

А теперь пора творить,

Бабу снежную лепить.

Ком за комом покатили,

Друг на друга водрузили.

Сверху третий, малый ком.

Снег стряхнули с рук потом»

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Что в пакете?» № 32

Дети стоят по кругу. Водящий в центре садится на пятки, кладет руки на пол и ложится лицом на свои руки. Он стал «пакетом». В нем находится сюрприз. Внезапно «пакет» встает на колени, поднимает руки вверх – «пакет открыт». Если он говорит, что в нем котенок – все мяукают, и т.д.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Воздушный шар» № 33

Дети стоят по кругу, взявшись за руки, и выполняют движения в соответствии с текстом и по показу взрослого.

«Мы в магазин ходили,

Шар себе купили.

Взявшись за руки, идти по кругу.

Будем шар надувать.

Остановившись, идти маленькими шагами назад (надуваем шар).

Надувайся шар,

надувайся большой,

Да не лопайся.

Он летел, летел, летел,

Повернувшись, идти в другую сторону.

За веточку задел и… лопнул!

Остановиться, положить руки на пояс, присесть, произнести: «ш-ш-ш-ш».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Гимнастика» № 34

Дети становятся в круг. Взрослый медленно читает стихотворение, дети выполняют упражнения в соответствии с текстом:

«Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

мы руки опускаем,

Мы за руки беремся

И бегаем бегом»

Игра малой подвижности (3-4 лет) : «Пингвины на льдинах» № 35

Дети – «пингвины» стоят свободно по залу. Между ступней у них маленькие пластмассовые кубики. Взрослый произносит слова, а дети выполняют движения в соответствии с текстом.

«Бело-черные пингвины

Далеко видны на льдинах.

Как они шагают дружно?

Показать вам это нужно.

Оттопырили ладошки

И попрыгали немножко.

А моржа вдруг увидали,

Руки вверх чуть приподняли

И быстрее на льдину зашагали.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Деревья и птицы» № 36

Дети выполняют движения в соответствии с текстом. Взрослый произносит текст.

«Руки подняли и помахали – это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем – это к нам птицы летят,

Как они сядут – покажем;

Крылья сложили назад

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Скажи и покажи» № 37

Дети стоят перед взрослым, произнося слова «Вот так!» и показывают движения в соответствии с текстом, который произносит взрослый.

«Как живешь?

Вот так! Показывают большой палец.

Как плывешь?

Вот так! Имитируют движение.

Как идешь?

Вот так! Ходьба на месте.

Вдаль глядишь?

Вот так. Приставляют ладонь ко лбу.

Машешь в след.

Вот так! Машут кистью руки.

Как шалишь?

Вот так! Ударяют кулачками по надутым щекам.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Все спортом занимаются» № 38

Дети стоят произвольно по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Скачет лягушонок:

Руки согнуть в локтях, наклоны в стороны.

Ква-ква-ква!

Сжимать – разжимать пальцы в кулак.

Плавает утенок:

Имитировать плавание.

Кря-кря-кря!

Сжимать и разжимать прямые пальцы рук.

Все вокруг стараются,

Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.

Менять положение рук.

Быстрая синица: тюр-лю-лю!

Махи руками, как птица крыльями,

В воздухе кружится: тюр-лю-лю!

Соединив ладони перед собой, приседать.

Все вокруг стараются,

Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.

Менять положение рук.

Маленький бельчонок:

Скок-скок-скок!

Прыжки вверх.

С веточки на веточку:

прыг-скок-скок!

Прыжки на месте вперед-назад.

Все вокруг стараются,

Одна рука вверх, другая вниз.

Спортом занимаются.

Менять положение рук.

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Едет-едет паровоз» № 39

Дети становятся друг за другом, согнув руки в локтях – они вагончики поезда, и выполняют движения. Взрослый становится впереди детей и произносит слова.

«Едет-едет паровоз

Ходьба друг за другом. С выпрямлением согнутых в локтях рук.

Две трубы и сто колес

Машинистом рыжий пес.

Ту-ту-ту-ту-ту!»

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Парк аттракционов» № 40

Дети стоят парами по всему залу и выполняют движения в соответствии с текстом.

«Мы на карусели сели,

Завертелись карусели.

Держась за руки, кружиться.

Пересели на качели.

То вниз, то вверх летели.

Держась за руки: один игрок стоит, другой приседает.

А теперь с тобой вдвоем

Мы на лодочке плывем.

Держаться за руки, качаться: вправо-влево, вперед-назад.

Мы на берег выйдем с лодки,

И поскачем по лужайке,

Будто зайки, будто зайки.

Прыжки на двух ногах».

Игра малой подвижности (3-4 лет): «Бабушка Маланья» № 41

«У Маланьи, у старушки

Хлопать в ладоши.

Жили в маленькой избушке

Сложить руки углом, показывая «избушку»

Семь сыновей,

Сгибать и разгибать пальцы рук.

Все без бровей,

Очертить брови пальцами, как бы продавливая их.

Вот с такими ушами,

Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.

Вот с такими носами,

Показать длинный нос, поставив ладони, с растопыренными пальцами друг за другом.

Вот с такой головой,

Соединить поднятые руки вверху, вокруг головы.

Вот с такой бородой!

Показать руками большую бороду.

Они не пили, они не ели.

Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку»

На Маланью все глядели

Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.

И все делают вот так…

Дети повторяют упражнение, показанное бабушкой Маланьей.

Список игр малой подвижности с детьми 3 – 4 лет.

  1. «Хочешь с нами поиграть».
  2. «Сегодня маме помогаем».
  3. «Петрушка».
  4. «Найдем синичку».
  5. «Солнце, дождик, ветер».
  6. «Веселые снежинки»
  7. «Летает – не летает»
  8. «Найди цыпленка»
  9. «Ровным кругом»
  10. «Займи место в автобусе»
  11. «Весна на пороге»
  12. «Чтобы сильным, ловким быть»
  13. «Каравай»
  14. «Елка, береза, дуб»
  15. «Кому дать?»
  16. «Замри»
  17. «Зоопарк»
  18. «Назови насекомое»
  19. «Жмурки с колокольчиком»
  20. «Самый внимательный»
  21. «Светофор»
  22. «Море волнуется»
  23. «Узнай, кто позвал?»
  24. «Найди игрушку»
  25. «Круг – кружочек»
  26. «Поиграем»
  27. «По ровненькой дорожке»
  28. «Холодно – жарко»
  29. «Тишина у пруда»
  30. «Великаны и гномы»
  31. «Зимние забавы»
  32. «Что в пакете»
  33. «Воздушный шар»
  34. «Гимнастика»
  35. «Пингвины на льдинах»
  36. «Деревья и птицы»
  37. «Все спортом занимаются»
  38. «Скажи и покажи»
  39. «Едет – едет паровоз»
  40. «Парк аттракционов»
  41. «Бабушка Маланья»

Любая деятельность дошкольника эффективна только в том случае, если ребёнок занимается ею с удовольствием и в хорошем настроении. Самый верный способ создать необходимый эмоциональный фон - включить малышей в игру-забаву. Однако проведение таких игр требует от педагога знания некоторых нюансов организации подобной игровой технологии.

Суть понятия

Игровая деятельность является основной активностью дошкольников. С её помощью дети легче и быстрее усваивают знания, умения и отрабатывают навыки, круг которых определён образовательной программой детского сада. Но в работе с малышами очень велик риск превратить весь образовательный процесс в хаос, неконтролируемую игру. То есть очень важно организовать взаимодействие с ребятами так, чтобы они научились переключаться с одного занятия на другое, быстро вникать в новые виды активности. И в этом случае на помощь приходят забавы. Это обычно непродолжительные по времени развлекательные моменты, основная миссия которых - помочь воспитанникам включиться в тот или иной вид деятельности.

Забавы помогают отвлечь детей от одного вида деятельности и заинтересовать другим

Цели

Кроме уже обозначенной мотивационной миссии, можно выделить ещё ряд важных учебно-воспитательных целей.

  1. Расширение кругозора детей. В забавах дети узнают новые игровые приёмы, способы взаимодействия с предметами, а также знакомятся с игровыми традициями своего народа.
  2. Привлечение в работу всех малышей. Например, после самостоятельной деятельности включить ребят в занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе можно забавой «Я знаю». Её суть состоит в том, что взрослый и дети бросают друг другу мяч, сопровождая словами: «Я знаю…5 домашних животных и т.д.». Тематику задаёт педагог. Результат: дети не только настроены на урок, но и актуализировали некоторые опорные знания.
  3. Создание условий для отдыха детей. Задания и игровые действия забав отличаются простотой, поэтому не требуют особого интеллектуального напряжения.
  4. Тренировка внимания и памяти. На самом деле, эта цель проведения забав не вступает в противоречие с предыдущей, как может изначально показаться. Содержание игры, несмотря на всю незамысловатость, требует от ребят быть предельно внимательными и сосредоточенными.
  5. Создание позитивного эмоционального фона. Дети как существа более чувствительные для физического, познавательного и духовного развития нуждаются в положительной атмосфере, сопровождающей их деятельность. Своими добрыми, весёлыми сюжетами забавы как раз таки и обеспечивают такое радостное сопровождение.
  6. Развитие чувства юмора. Словесное сопровождение игры учит малышей понимать шутки, адекватно реагировать на них.

Забавы поднимают настроение и способствуют воспитанию чувства товарищества

Задачи

Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении забав педагог решает следующие образовательные задачи:

  • обучение малышей находить решения поставленного игрового задания с помощью эвристического подхода (например, в забаве «Выбивалы» в старшей группе водящий должен так рассчитать траекторию полёта мяча, чтобы зацепить игрока, который находится в постоянном движении);
  • совершенствование речи (игры-забавы в большинстве своём сопровождаются рифмовками, повторяя которые малыши не только расширяют свой словарный запас, но и запоминают языковые клише - словосочетания, устойчивые выражения);
  • развитие воображения, фантазии детей (к примеру, исполнение персонажа Мишки в забаве «Мишенька» требует от малыша 1,5–3 лет творческого подхода в имитации движений неуклюжего медведя, который по сюжету ещё и танцует);
  • работа над тренировкой координации, ловкости, гибкости за счёт того, что многие забавы составлены по образцу подвижных игр;
  • формирование представлений о традициях и культуре страны (особое место в ряду забав занимают народные игры, сюжеты которых передаются из поколения в поколение);
  • воспитание терпения, доброжелательного отношения к сверстникам (забавы - игры коллективные, требующие соблюдения правил взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми).

Большая часть забав имеет основу подвижных игр

Классификация забав

Деление игр-забав на виды зависит от того, какой основополагающий признак положен в основу типизации. В дошкольном образовательном учреждении приняты две классификации.

Виды забав по форме проведения

Эти игры проводятся в основном на занятиях, часто являясь его структурной частью, как, например, фокусы-опыты.

Фокусы

В детском саду фокусы носят характер опытов, экспериментов с привычными предметами обихода, например, с бумагой, водой. Успех такого вида забав определяется умением педагога преподнести суть игровых действий. Важно: дети в этом виде забав не наблюдатели, а участники.

К примеру, в старшей группе я провожу эксперимент «Волшебная вода». На отрезанной от бумажной салфетки узкой полоске рисуем фломастерами жирные точки и опускаем ленту в воду так, чтобы жидкость не доходила до первой точки 2–3 мм. Постепенно вода по тонкой бумаге начнёт подниматься, и точки будут ползти вверх. Вывод: вода не только льётся вниз, но и поднимается вверх.

Забавы-фокусы носят характер опытов, экспериментов

Шутки

Используются в перерывах между другими играми, на мероприятиях, утренниках. Важно не перенасыщать ребят шутками, то есть не приводить одну за другой. Одним из очень продуктивных методических приёма является организация разучивания шуток со старшими группами для презентации малышам - так ребята младших групп развивают своё чувство юмора.

Например, в своей практике на утреннике в средней группе я использую забаву «Это я!». Водящий (воспитатель) предлагает малышам хором отвечать на вопросы фразой «Это я!». Юмористический момент в том, что вопросы составлены по принципу шахмат: верное высказывание - неверное высказывание, а дети в силу невнимательности могут путаться, создавая смешную ситуацию.

  • Кто из вас не ходит хмурый, Любит спорт и физкультуру? Кто одежду «бережёт», Под кровать её кладёт? Знает кто, что красный свет значит «хода нет»? Кто ложится рано спать? В ботинках грязных на кровать?..

Шарады

Отгадывание слов по частям - незаменимый игровой приём на занятиях в старших группах. Дети расширяют представления о языке, а также учатся владеть словом не только на содержательном, но и на структурном уровне, составляя слова из частей, слогов. Шарады могут быть устными, в форме загадок или письменными, обычно в виде картинок, на которых обозначены нужные буквы слова.

Своим воспитанникам на занятии по ознакомлению с окружающей средой я предлагаю шараду в виде загадки: первый слог - нота, второй слог - нота, а вместе - плод, похожий на горох: фасоль.

Это интересно. Загадки в некоторых методических источниках выделяются в отдельный вид забав. Однако эта форма организации информации может быть универсальной, то есть применяться для шарад, а также быть словесным оформлением шутки или опыта.

Аттракционы

Это подвижные игры, которые обеспечивают малышам возможность соревнования в ловкости, смекалке. Обычно они являются элементом развлечения или организуются на занятиях по физической культуре, в форме физкультпауз на уроках. Проведение таких забав требует от педагога учёта следующих деталей:

  • участники должны быть равны по силам;
  • составлять команды можно из ровесников или по возрастным группам (например, две команды из одной группы или три команды, в каждой из которых есть дети разного возраста);
  • после завершения игры участников необходимо повалить и по возможности поощрить (медалью, флажком).

После завершения забавы педагог обязательно хвалит участников, создавая тем самым ситуацию успеха для каждого ребёнка

Народные игры

Традиции этих забав передаются из поколения в поколение. В большинстве своём они организуются по принципу хоровода. Например, «Каравай», «Ручеёк» и др.

Видео: русские народные игры и забавы как элемент сценария развлечения

Праздничные забавы

Отдельно стоит сказать об играх, которые подбираются под тот или иной праздник. Этот набор состоит из народных забав разной степени подвижности и различных основополагающих целей. Такие игры организуются под традиционные празднования. Например, на Рождество, Масленицу, праздник Ивана Купала и др.

Праздничные забавы - это разновидность народных игр

Видео: игры и забавы на Масленицу

https://youtube.com/watch?v=sQKW7uoWweI Video can’t be loaded: Игры и забавы на Масленицу в детском саду (https://youtube.com/watch?v=sQKW7uoWweI)

Сюрпризы

С помощью неожиданных, весёлых забав - сюрпризных моментов - педагог создаёт ситуацию новизны, что является мощным двигателем от потребности в новых впечатлениях к познавательной деятельности. Сюрпризы включаются как в структуру занятия, прогулки, так и в канву сценария развлечения.

Например, при проведении утренника во второй младшей группе по моему сценарию, Дед Мороз по просьбе Емели идёт топить печку, изготовленную из картонной коробки, и там находит подарки.

Сюрпризные моменты обычно организуются на утренниках

Таблица: виды забав по основополагающей цели проведения

Цель Пример (возрастная группа)
На развитие анализаторов «Глухой телефон» (средняя, старшие группы): дети становятся в цепочку, крайний говорит соседу на ухо фразу, тот передаёт её следующему участнику и так до конца. Последний проговаривает её вслух, после чего первый говорит исходное предложение.
На развитие эмоций Дети повторяют за воспитателем те или иные действия и сопровождающие их эмоции. Забава может сопровождаться рифмовкой. К примеру, для первой младшей группы:
  • Шёл король Боровик Через лес напрямик. Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.
На развитие координации движений «Летает - не летает» (любой возраст, но содержание подбирается под уровень подготовки малышей): воспитатель называет разные объекты, хлопает в ладоши после каждого, а дети должны хлопать только после того, как был назван летающий объект.
На развитие воображения «Я садовником родился» (средняя, старшие): водящий-«садовник» называет в рифмовке любой цветок, а ребёнок с соответствующей карточкой говорит, в какой цветок влюблён. Тот, кто не сможет сориентироваться или назвать, в кого влюблён, становится садовником.
Игры-превращения на ориентирование в пространстве «Нитка и иголка» (старшие группы): дети становятся в колонну, обхватив друг друга за талию. Первый – «иголка», «ведёт нитку». «Иголка» должна порвать «нитку», запутав её направлением бега. Задача «нитки» - не разорваться.
На развитие моторики Такие забавы в основном применяются в младших группах.
«Стихи руками»: дети иллюстрируют сюжет движениям рук и пальцев.
  • Солнечного зайчикам Поманил я пальчиком: - Слезь со стенки на пол, Зая, Я с тобою поиграю. Покажу смешную книжку Про слона и про мартышку. Дам потрогать все игрушки, Прокачу на легковушке! Зайчик слушает, моргает, А со стенки не слезает. Я скорей на стул взобрался, Потихонечку подкрался И прикрыл его ладошкой, Чтоб не выскочил в окошко, Приподнял ладошку - ой! Где же зайчик золотой?! На картинке его нету. Нет за маминым портретом. Может, спрятался за книжки, И тихонько в щель глядит? Глядь, а зайчик - вот плутишка! - На руке моей сидит».
На имитацию (игры малой подвижности) «Зеркало» (вторая младшая, средняя, старшие): ребёнок показывает движения, остальные повторяют.
На имитацию (игры средней подвижности) «Карусель» (младшие, средняя): дети становятся в хоровод и двигаются в темпе, который задаётся сюжетом рифмовки.
  • Еле, еле, еле, еле, Завертелись карусели, А потом кругом, кругом - Все бегом, бегом, бегом. Тише, тише, не спешите, Раз и два, раз и два - Вот и кончилась игра».

Это интересно. В детских садах забавы зачастую делятся на зимние и летние (весенние, осенние), но за основу этого разделения часто принимаются условия для проведения игр: в тёплое время года - на улице, в холодное - в помещении. При этом тематика, форма проведения и основополагающая цель не играют ключевой роли.

Видео: зимние забавы в младшей группе

https://youtube.com/watch?v=gbG55ZBE6a8 Video can’t be loaded: Детский сад «Изумрудный город» - Зимние забавы 2017 (https://youtube.com/watch?v=gbG55ZBE6a8)

Приёмы для проведения забав

В ходе подготовки и проведения игр-забав педагог пользуется тремя группами приёмов.

Словесные приёмы

Для дошкольников крайне важно слышать звучащую речь. Дети первой и второй младших групп таким образом пополняют свой словарный запас, включаются в беседу, в средней группе ребята осваивают нормы грамматического строя языка, учатся логично формулировать свои высказывания, а воспитанники старшей и подготовительной групп отрабатывают навыки ведения диалога, составления монолога. Можно сказать, что для дошкольника речь взрослого - это своего рода модель, влияющая на формирование собственного языкового образа.

Объяснение

Каждое игровое действие должно быть детально разъяснено участникам - это закон. Кроме того, по ходу сюжета забавы педагог делает замечания, подсказывает участникам движения, слова, если забава сопровождается рифмовкой. В старших группах педагог в основном ограничивается объяснением правил, дальше ребята в подсказках не нуждаются.

Объяснение сопровождается наглядными приёмами

Загадки и стихотворения

Как отмечалось выше, по сути, некоторые забавы и есть загадки. Но при этом данный словесный приём широко используется и в качестве мотивирующего начала для проведения игр.

В своей практике перед проведением народных забав в старшей группе, посвящённых проводам Масленицы, я предлагаю детям такие загадки:

  • Его любят все на свете, Любят взрослые и дети, Хоть с начинкою, хоть без, Каждый хочет его съесть, Круглый он хрустящий, От маслица блестящий. (Блин);
  • Все вокруг блины пекут, Кушать вдоволь нам дают, Чучело зимы сжигаем И весну к нам зазываем. (Масленица);
  • На шесте стою, Свысока гляжу. Тело, руки голова - Всё из соломы у меня. Обрядили, принесли, С песнями меня сожгли. (Чучело).

Стихотворения также вводятся для мотивации ребят, чтобы настроить на игру. К примеру, перед забавой во второй младшей группе «Зеркало» своим воспитанникам я предлагаю вспомнить стихотворение, которое мы разбирали во время проведения гигиенических процедур после еды:

  • В нём есть ты, а это я, Давай посмотрим на меня. Это нос, а это рот, На руках у меня кот. Всё, что к зеркалу несём, Отразится тут же в нём.

Загадки и стихотворения должны соответствовать сути забавы

Короткие сказки

Придуманные, что называется, на ходу, истории являются отличным мотивационным приёмом, который помогает привлечь внимание ребят, то есть настроить на проведение забавы.

С детьми средней группы перед проведением забавы «Глухой телефон» я рассказываю сказку про ленивого Слона. «Жил-был Слон. Большой, неуклюжий, да ещё и ленивый: ничего не хотел делать. И до того дошло, что стало ему лень даже слушать, что происходит вокруг. Попросил он животных говорить ему прямо на ухо все новости. И вот однажды в той местности, где жил Слон, стали высыхать реки, нависла угроза засухи, а значит, и голода. Первым об этом узнал Крокодил, но до Слона ему было не доползти, поэтому он передал новость через Черепаху. А она, мало того, что медлительная, так ещё и глуховата была. Поэтому услышала, что, мол, холодно будет. Чтобы быстрее рассказать об этом Слону, она попросила Зайца передать эту информацию. А Заяц был суетливым и не расслышал толком, о чём поведала ему Черепаха, и сказал Слону, что Черепаха передавала слова Крокодила, который считает, Слона молодым. В общем, прошла важная новость мимо Слона. Пришла засуха, хорошо, что пролетал Орёл, увидел, что все животные ушли и только Слон остался. Сказал Орёл ленивому Слону, что пора менять место жительства - искать, где есть вода. После этого Слон поднялся и пошёл. Так и спасся. Вот как важно быть в курсе всего, что происходит вокруг». Завершаем этот мотивационный приём 2–3 вопросами по содержанию: «Почему Слон не знал, что начинается засуха?», «Через кого передал новость о засухе Крокодил?» и т.д.

Чтение

В старших группах очень продуктивным способом мотивировать ребят является чтение. При этом если в группе есть умеющие читать, то короткие описания забав или порядок выполнения игровых действий дети могут зачитывать самостоятельно. Кроме того, малыши могут по цепочке читать, например, факты из истории какой-либо конкретной народной игры.

Наглядные приёмы

Образно-зрительное восприятие мира у дошкольников является ведущим. Поэтому без картинок, рисунков к забавам не обойтись. Эти материалы обычно иллюстрируют порядок выполнения игровых действий. А также к наглядным относятся:

  • демонстрация взрослым всех движений в забаве;
  • показ видео с игрой.

Чтобы дети уловили суть забавы, педагог должен продемонстрировать все игровые действия

Практические приёмы

Кроме непосредственной игровой деятельности малышей в забаве, практической реализацией этого вида активности могут быть впечатления от игры, материализованные в виде:

  • рисунков по сюжету забавы;
  • поделок (например, чучело на Масленицу);
  • аппликации.

Картотека забав для детей разного возраста

Составление картотеки игр-забав может основываться на классификации по видам, и тогда у воспитателя есть некий комплекс, реализующий все цели и задачи проведения игр этого рода, который педагог усложняет или упрощает в зависимости от возраста детей. Но картотека может составляться и отдельно под каждую группу.

Забавы включаются в календарно-тематический план прогулок, занятий, развлечений

Таблица: пример картотеки забав для первой, второй младших групп, средней, старшей и подготовительной групп

Группа Название забавы Цель Ход игры
Первая младшая «Котя-кошечка»
  • вызвать оживление, радость от встречи с персонажем;
  • развивать двигательную активность детей.
Дети сидят на стульях. Воспитатель ставит игрушечную кошку на окно и поёт:
Котя, котя, котя-кошечка,
Не сиди ты на окошечке.
Приходи ты, котя, в гости к нам,
Я тебе сметанки вкусной дам!
Воспитатель снимает с окна кошечку, кормит её из блюдца, затем поёт, показывая детям пустое блюдце:
Все из блюдечка слизала и от деток убежала. Воспитатель убегает от детей, держа кошечку в руке или на привязи. Затем, поставив её на пол, говорит:
Кто поймает, кто найдёт,
Кто мне киску принесёт?
Ребёнок, поднявший кошку, приносит её воспитателю, и игра повторяется.
«Мишенька»
  • развивать эмоциональные партнерские отношения друг с другом;
  • побуждать детей петь.
Дети сидят кружком, один из детей в центре круга. Все поют.
Выходи-ка, Мишенька, попляши, попляши,
Лапой, лапой, Мишенька, помаши, помаши!
А мы вокруг Мишеньки все кружочком пойдём,
Песенку весёлую запоём, запоём,
Будем, будем в ладушки ударять, ударять.
Будет, будет Мишенька нам плясать, нам плясать!
«Мишка» в кружке пляшет, дети хлопают в ладошки.
Вторая младшая «Дай кролику морковку»
  • развлечь детей;
  • способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения;
  • повеселить.
Дети сидят на скамейках на веранде или площадке. Одному из них, более подготовленному, дают в руки морковку, которую он должен дать игрушечному кролику. Ребёнок становится на расстоянии 3 м от кролика, ему завязывают глаза. Малыш должен подойти к кролику и дать ему морковку (поднести морковку к мордочке кролика).
Обычно ребёнку не удаётся сразу точно выполнить задание, и его действия вызывают смех у остальных детей.
«Молчанка»
  • вызвать оживление, радость;
  • развивать речь с помощью хоровой декламации стихотворения;
  • воспитывать терпение.
Перед началом игры играющие хором произносят:
Первенчики, червенчики
Зазвенели бубенчики.
По свежей росе,
По чужой полосе.
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок.
Молчок!
После слова «Молчок» все должны замолчать. Педагог старается играющих рассмешить движениями, смешными словами, потешками. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.
Средняя «Рыбалка»
  • р азвлечь детей;
  • создать положительный эмоциональный фон в коллективе;
  • развивать внимание, координацию движений.
Игроки становятся в круг. В центре круга стоит ведущий. Он должен взять толстую верёвку или канат и крутить ею понизу, стараясь коснуться ног других игроков. Игроки же, в свою очередь, подпрыгивают, чтобы верёвка-удочка их не задела. У кого не получилось, выбывает из игры.
«Колечко»
  • воспитывать навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Играют, сидя на скамеечке. Все складывают ладошки лодочкой, а ведущий, у которого в ладонях лежит мелкий предмет (колечко, камешек), проводит своими руками между ладонями каждого игрока, незаметно вкладывает кому-либо колечко. Отходя в сторону, говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Игрок с «колечком» должен быстро встать, а другие участники - его удержать. Удалось - он становился ведущим.
Старшая «Картошка»
  • побуждать к эмоциональной отзывчивости;
  • воспитывать
    навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Все игроки становятся в круг и передают друг другу мяч, отбивая его. Если кто-то не отбил мяч, он садится на корточки в центр круга, а игра продолжается. Любой игрок по желанию может выручить «провинившегося». Для этого он, отбивая мяч, старается попасть им по сидящим в центре круга. «Освобождённый» (тот, кого коснулся мяч) вновь принимает участие в игре. Сидящие внутри круга стараются поймать летящий к ним мяч. Если кому-то это удаётся, то все «наказанные» возвращаются в игру, а игрок, бросивший мяч, занимает их место.
«Золушка» Все игроки усаживаются на скамейке и снимают по одной туфельке, сваливая их в общую кучу. Водящий отворачивается, ему показывают обувь и спрашивают: «Кому?» Он называет имя игрока, который получает эту туфельку. Так продолжается до тех пор, пока не заканчивается обувь. Все игроки в конце игры веселятся в новой туфельке.
Подготовительная «Надень шляпу»
  • развлечь детей;
  • развивать артистические способности детей;
  • создать положительный эмоциональный фон в коллективе.
Дети встают в круг. Воспитатель включает музыку и даёт им женскую шляпку. Дети передают её между собой. Воспитатель неожиданно останавливает музыку, и игрок у кого шляпка оказалась в руках должен быстро надеть её на голову и пройтись по кругу женской походкой. Если он замешкался, то выбывает из игры. Кстати, вместо женской шляпки можно воспользоваться ковбойской или военной фуражкой. Тогда здесь нужно будет изображать ковбоя или солдата.
«Путешествие»
  • р азвлечь детей;
  • развивать у детей способность ориентироваться в пространстве;
  • создать положительный эмоциональный фон в коллекти ве.
Разными цветными мелками ведущий рисует на асфальте петляющие и пересекающиеся между собой «тропинки». Игроки должны выбрать себе по «тропинке» и пройти ею до финиша, ни разу не сходя с дистанции.

Временной план забавы

Забавы, как правило, проводятся довольно оперативно. Исключение составляют игры, в которых предполагается несколько кругов выполнения действий, например, «Колечко», «Котя-кошечка» и др. В среднем же хронометраж забавы для конкретной возрастной группы такой же, как и в подвижных играх.

Проведение забавы подразумевает последовательную проработку четырёх этапов.

Забава проводится в четыре этапа

Таблица: хронометраж забав для первой, второй младших групп, средней, старшей и подготовительной групп

Вводный этап Ознакомление с правилами Игра Заключение
Педагог объявляет игру, мотивирует ребят на активное участие. Воспитатель описывает и одновременно показывает все игровые движения. Игровой процесс, включающий повторы при необходимости. Похвала и оценка каждого участника. В средней (иногда уже и во второй младшей), старших группах малыши делятся впечатлениями от игры, отвечая на вопрос: «Понравилась/ не понравилась забава?».
Первая, вторая младшая группы Полминуты 1 минута 3 минуты Полминуты
Средняя группа 1 минута 1 минута 3 минуты 2 минуты
Старшая, подготовительная группы 1 минута Полминуты 3 минуты 2,5 минуты

Составление конспекта забавы

Схема составления конспекта забавы одинакова для всех возрастных групп. Отличаться будет только время, выделенное на проработку каждого из этапов. Здесь важно отметить, что забава может входить в комплекс игр, например, на прогулке или на утреннике. В этом случае временные рамки этапов могут немного смещаться. К примеру, при проведении знакомой детям игры на улице, на вводном этапе педагог напоминает правила, а сэкономленное время на объяснении идёт в пользу выполнения игровых действий.

Если забавы хорошо знакомы детям, то вместо объяснения игровых действий педагог напоминает условия на вводном этапе

Таблица: пример конспекта забавы в первой младшей группе

Этап Содержание
Вводный Кто-то к нам стучится в дверь!
Ну-ка, Лизонька, проверь.
Педагог имитирует стук в дверь и приглашает детей вместе с ним подойти к двери и посмотреть.
Это мячик прикатился,
Хочет с нами поиграть.
Это мячик прикатился –
Будет весело скакать!
Ребята, посмотрите, какой мяч! У него есть глаза, нос и ротик. Скажите, а мячик весёлый или грустный? – Правильно, весёлый!..>
Ознакомление с правилами <… Раз дружок, два дружок,
Становитесь все в кружок.
Буду мячик вам кидать,
Пробуйте его поймать! И поздоровайтесь…>
Игровые действия Каждый малыш должен поймать мячик, поздороваться и вернуть мяч педагогу.
Заключение <… Молодцы! Вы очень ловкие и внимательные! А вам понравилось играть с мячиком? Дети хором отвечают.

Игры-забавы в детском саду - это один из способов, во-первых, развлечь малышей, а во-вторых, помочь им переключить внимание с одного вида деятельности на другой. В связи с такой важной миссией, к выбору и планированию забав педагог должен подходить с особой методической тщательностью, выбирая игры под содержание и общие цели конкретного элемента учебно-воспитательного процесса. Немаловажным является и выбор приёмов, которые позволяют успешно провести забаву и тем самым создать положительный эмоциональный фон в группе.

Поделитесь с друзьями!

Случалось ли вам успокаивать плачущего малыша этого возраста? Ему бесполезно что-то говорить. Попробуем негромко запеть песенку. В 9 из 10 случаев ребенок умолкнет и станет прислушиваться.

Маленькие дети любят ритмичную речь. Она их успокаивает, прямо завораживает. Могу сказать из опыта: это на самом деле так. Можно петь все, что угодно. Одна знакомая поет двухлетней внучке слова из подвижной игры:

"Вот лежит лохматый пёс.

В лапы он уткнул свой нос.

Тихо-тихо он лежит,

Не то дремлет, не то спит…"

Любимая песенка малышки! Поется по просьбе "Бабака" на мотив колыбельной.

Наш мудрый народ придумал множество игр-забав, потешек (тетёшек), которые можно петь и обыгрывать, заметив, что дети раннего возраста повышенно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы.

Игры-забавы имеют особое значение в развитии этого возраста. Кроме эмоций игры-забавы развивают коммуникативные умения: умение общаться со сверстниками и взрослыми, выполнять простые движения, петь песенки, сопровождать жестами и движениями попевки и маленькие стихотворения.

В игру-забаву можно превратить любой текст. Приведу два примера:

  1. стихотворение,
  2. небольшой рассказ.

Стихотворение

Действия детей

Мыли мылом ушки Дети ладошками гладят ушки
Мыли мылом ножки Дети ладошками гладят коленки
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Наварили кашки Сгибаются пальцы одной руки так, чтобы получилась «миска»
Помешали ложкой Указательным пальцем другой руки «мешают» кашу
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Пожалели птичку Ладонью одной руки гладят тыльную сторону другой
Погрозили кошке Пальчиком грозят воображаемой кошке
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Строили ладошки Попеременно ладошка на ладошку, как будто строим башенку из кубиков
Домик для матрешки
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Хлопали ладошки Хлопают ладошками
Танцевали ножки Топают ногами
Вот какие ладушки Вертят ладошками
Ладушки-ладошки Хлопают ладошками
Улеглись ладошки Складывают ладони одна к другой
Отдохнуть немножко Кладут их под щёчку
Вот какие ладушки Закрывают глаза, "засыпают"
Ладушки-ладошки

Игра-забава из повествовательного текста.

Стоит во дворе лесенка. У лесенки пять ступенек (лесенка – ладонь, ступени – пальцы). Сосчитаем? (считают)

На первую ступеньку (показывают мизинец) села девочка Катя. Сидит, песенку поет: "Ля-ля-ля…" (взрослый поёт, дети подпевают).

На вторую ступеньку (показывают безымянный палец) сел ее братик Ваня. Сидит, ногами болтает (топают ногами), Кате подпевает (взрослый поёт, дети подпевают).

На третью ступеньку (показывают средний палец) забралась кошка. Сидит, мурлычет: "Мур-р-р, мяу" (дети вслед за взрослым повторяют), умывается (показывают, как кошка умывается).

Четвертая ступенька осталась пустой (показывают указательный палец).

А на пятую ступеньку (показывают большой палец) взлетел петух. Крыльями захлопал (машут руками, как крыльями), закричал: «Ку-ка-ре-ку» (дети повторяют).

Вдруг подул ветер (повторяют "Ш-ш-ш"…). Деревья закачались (поднимают руки вверх и раскачивают со стороны в сторону), заскрипели (раскачиваются и произносят "Скрип-скрип"…). На небо набежала тучка, загремел гром (рычат), и закапал дождик: сперва медленно, а потом побыстрее (стучат по ногам пальчиками в темпе, который задается взрослым).

Петух улетел в курятник (машут руками, как крыльями). Кошка спряталась под крыльцо. Дети побежали домой (делают руками крышу), ножками затопали (топают ногами). Смотрят в окошко, когда дождь кончится?(В конце можно провести игру "Солнышко и дождик")

Так играют не только малыши, но и дети подготовительной группы.

К разряду игр-забав относятся и разные виды театрализованной деятельности детей, например,

  1. кукольный театр,
  2. театрализованное развлечение.

Кукольный театр – игра-забава, не теряющая актуальности на любом этапе детского возраста. В раннем возрасте можно развивать интерес детей к театральным куклам. Взрослый придумывает и показывает детям короткие спектакли по фольклорным текстам.

Так как внимание детей 2-3 лет быстро истощается, для стимуляции интереса надо использовать разные виды театра. Их можно посмотреть в видеоролике

Елена Анатольевна
Картотека: «Игры-забавы».

ИГРЫ – ЗАБАВЫ

Игра : «Шла коза по мостику» ---Карточка №1

Цель

Шла коза по мостику Взрослый покачивает коленями

Вверх – вниз.

И виляла хвостиком Взрослый поворачивает ребенка из

Стороны в сторону.

Зацепилась за перила. Вновь покачивает.

Прямо в речку угодила, плюх! Имитирует падение в ямку.

Игра : «На лошадке» ---Карточка №2

Цель : развитие доверительных, партнерских отношений.

По кочкам, по кочкам, Взрослый резко поднимает и

По маленьким кусточкам, опускает колени.

На молодой лошадке

В горку трюх, трюх, трюх! Взрослый вытягивает вперед

И на старой кляче ноги и скатывает по ним ребенка.

С горки – бух!

Игра : «Карусели» ---Карточка №3

Цель : обучение согласованию движений друг с другом и ритмом текста, создание атмосферы радости, сближающей детей.

Еле-еле, еле-еле Дети, держась за руки, идут по Завертелись карусели. кругу, постепенно ускоряясь.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

Тише, тише, не спешите, Темп движения снижается,

Карусель остановите. постепенно переходя на ходьбу.

Раз, два, раз, два (пауза) Дети останавливаются и

Вот и кончилась игра! кланяются друг другу!

Игра : «Маленькая птичка» ---Карточка №4

Цель : развитие активной речи и внимания ребенка.

Маленькая птичка

Прилетела к нам, к нам!

Маленькой птичке

Зернышки я дам, дам, дам!

Села птичка на окошко,

Посиди еще немножко,

Подожди, не улетай,

Игра : «Гуси летят» ---Карточка №5

Цель : слухового восприятия, внимания, быстроты реакции, навыков взаимодействия со взрослыми, с детьми, создание хорошего настроения.

Гуси летят! – и поднимает руки вверх, показывая, как летят гуси.

Летят! – отвечают дети, и тоже поднимают руки.

Утки летят!

Мухи летят!

Воробьи летят!

Щуки летят!

Увлекшись, дети часто отвечают :

И поднимают вверх руки.

Ведущий шлепает легонько по рукам и говорит :

Не летят! Не летят!

Игра : «У оленя дом большой» ---Карточка №6

Цель : развитие моторики, внимания, снятие физического и эмоционального напряжения

У оленя скрестить руки над головой и шевелить

расправленными пальцами.

Дом Соединить кончики пальцев рук над головой,

изображая крышу.

Большой Развести руки в стороны,

Он сидит, глядит в окно. Поворачивать головой в разные стороны,

Одна рука от локтя горизонтально под

подбородком, другая параллельно ей над головой.

Зайка по полю бежит, Имитировать движения рук и ног при беге.

В дом к нему стучит :

«Тук-тук, дверь открой! Кулаком одной руки стучать по ладони др.

Там в лесу охотник злой Большим пальцем показывать за спину.

Зайка – зайка, забегай, «Манить» к себе двумя руками.

Лапку мне скорей давай! Хлопок одной ладонью по другой.

Игра : «Зайчик» ---Карточка №7

Цель : развитие протранственных представлений (вверх-вниз, влево-вправо)

Раз, два, три, четыре, пять, Игрушка вверх – вниз,

Вышел зайчик поскакать.

Огляделся, повертелся, Влево, вправо.

Посмотрел наверх и вниз,

Пробежался, забоялся…

Где ты, зайчик, отзовись? Спрячьте игрушку за спину.

Игра : «Попрыгунчик» ---Карточка №8

Цель : развитие позитивного взаимодействия между взрослым и ребенком, умение подрожать действиям взрослого.

Стоит в поле теремок. Сидя на корточках, накройте голову руками.

Дверка открывается. Медленно приподнимаются руки над головой.

Кто там появляется?

Ш-ш-ш-ш-ш, ба-бам! Подпрыгивает, вытягивая руки вверх.

Попрыгунчик там!

Игра : «Солнечные зайчики» ---Карточка №9

Цель

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей.

Вот он, светленький кружок,

Вот, вот, вот- левей, левей!

Убежал на потолок.

Дети ловят зайчика на стене. Хорошо направить его повыше, чтобы дети подпрыгивали, его достать.

Игра : «Цап» ---Карточка №10

Цель : снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

На горе стояли зайцы, Водить по ладошке

И кричали – прячте пальцы : цап! «цап» сжать ладошку малыша.

Игра : «Кукушка» ---Карточка №11

Цель : развить воображение, повышение настроения.

Летела кукушка мимо сада, Машут руками

Поклевала всю рассаду, руками клюют, на др. руке

И кричала –ку-ку мак! Клюв из пальчика

Зажимай один кулак 2-3 раза повторить.

В продолжение темы:
Другие

Психологической агрессии Способы противодействия информационно-психологи- ческой агрессии. Следует исходить из принципа, что лжегу- манная информационно-психологическая...

Новые статьи
/
Популярные