Латинский язык грамматика

Печатается по решению редакционно-издательского совета Нижегородского государственного педагогического университета

Рецензенты: доктор исторических наук, проф. В.М. Строгецкий кандидат исторических наук, доц. А.В. Махлаюк

Научный редактор: доктор исторических наук, проф. Е.М. Молев

Хазина А.В., Софронова Л.В., Доманина С.А. GRAMMATICA LATINA. ARS MINOR. Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 2000. - 155 с.

Пособие предназначено для студентов I-го курса филологических и исторических факультетов неязыковых вузов. Характер пособия и построение материала дают возможность использовать его в старших классах гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем.

© Хазина А.В., Софронова Л.В., Доманина С.А.

© Нижегородский государственный педагогический университет, 2003

Предисловие

Учебное пособие - Grammatica Latina. Ars minor – является результатом коллективной работы членов кафедры всеобщей истории Нижегородского педагогического университета. Оно предназначено для студентов гуманитариев I-го курса неязыковых вузов, а также может использоваться в старших классах гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем.

Авторы пособия стремились на основе многолетнего опыта преподавания латыни в вузе и в школе дать студентам и школьникам сравнительно краткое, удобное и доходчивое руководство по элементарному курсу латинского языка, следуя принципу – breviter et compendium (коротко и ясно). Поэтому начальный курс ограничивается морфологией латинского языка.

Пособие состоит из трех частей. Практическая часть снабжена достаточным количеством упражнений, которые помогут студентам усвоить латинскую грамматику. Для перевода предлагаются тексты, преимущественно исторического и мифологического содержания, которые демонстрируют не только явления латинской грамматики, но знакомят с историей и культурой античного мира. Часть текстов и упражнений может использоваться для контрольных и самостоятельных работ. Теоретическая часть пособия дает краткое и систематическое изложение основ латинской грамматики. В третьей части приводится латинско-русский словарь.

При подготовке пособия были использованы учебники: Зайцев А.И., Корыхалова Т.П. и др. Латинский язык. Л., 1974; Винничук Л. Латинский язык. М., 1980; учебное пособие: Подосинов А.В., Щавелева Н.И. Lingua Latina. Введение в латинский язык и античную культуру. Ч. I-III.М., 1994.

INTRODUCTIO HISTORICA

Латинский язык (Lingua Latina ) – это язык древних жителей Лация (Latium ), небольшой области в средней части Апеннинского полуострова, расположенной по нижнему течению Тибра, вдоль побережья Тирренского моря. Жители Лация назывались латинами (Latini ). Со временем латины расширили свои владения, присоединив к себе соседние италийские племена, и их главным городом стал Рим (Roma ), по преданию, основанный Ромулом в 753г. до н.э. Именно Рим, благодаря своей экспансионистской политике, овладел всей Италией, а потом и всем Средиземноморьем и стал столицей Римской империи. Когда оглашались римские указы, то первая их фраза звучала так: “городу и миру” (urbi et orbi ). И хотя власть и политическое влияние римлян распространилось далеко за пределы Лация, и их язык стал языком всей Римской империи, его по-прежнему называли латинским.

Древнейшие памятники латинского языка, дошедшие до нашего времени, относятся к VI в. до н.э. В 1871 году в древнем городе Пренесте, несколько восточнее Рима, была найдена золотая застежка с надписью (Пренестинская фибула). А в 1899 году при раскопках римского форума (площади), в так называемой “могиле Ромула” была обнаружена часть сакральной (священной) надписи на черном камне, содержащая лишь несколько понятных слов.

История литературного латинского языка начинается только в 240 г. до н.э., когда грек Андроник переводит на латынь “Одиссею” и ставит в Риме первые трагедию и комедию на латинском языке – переработки греческих произведений. Этот период развития языка, продолжавшийся до I в. до н.э., принято называть архаическим . От этого времени до нас дошли произведения римского комедиографа Тита Макция Плавта (ок. 250-184 гг. до н.э.). Комедии Плавта насыщены словами и оборотами, свойственными разговорному латинскому языку.

I в. до н.э. известен в истории языка как век классической латыни . За

совершенство грамматики, отточенность поэтических форм, разнообразие жанров он получил название “золотой латыни”. Наследие этого периода – прекрасные по форме произведения оратора Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.), политического деятеля и историка Гайя Юлия Цезаря (100-44 гг. до н. э.), поэтов Публия Вергилия Марона (70-19 гг. до н.э.) и Квинта Горация Флакка (65-8 гг. до н.э.).

Литературный язык I в. н.э., называемый “серебряной латынью”, был перегружен стилистическими и риторическими эффектами и отличался от чистой, прозрачной классической латыни. На “серебряной латыни” писали философ Сенека (4 г. до н.э.-65 г. н.э.), поэт Марциал (40 – 104 г. н.э.), историк Тацит (55-120 гг. н.э.).

Независимо от развития и изменений, которые происходили в латинском языке, речь образованных слоев населения, изящная речь sermo urbanus (городская речь) отличалась от разговорной речи необразованных людей, sermo vulgaris (обыденная, деревенская речь).

В V в. н.э. Римская империя пала, Рим был завоеван и разрушен, на месте бывших римских провинций стали формироваться новые народности и государства. А на основе латинского языка возникли различные романские языки: итальянский, португальский, каталонский, провансальский, французский, молдавский и др.

Но латынь не исчезла. В течение средних веков по-латыни не только писали, но и говорили: это был разговорный и литературный язык, объединявший образованных людей того времени. Деятели эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) стремились вернуться к языку классической древности, языку Цицерона. На латыни писали Томас Мор в Англии, Эразм Роттердамский в Голландии, Джордано Бруно в Италии, Николай Коперник в Польше. К XVII в. латынь вытесняется национальными языками, сохраняя функции международного языка науки. На латинском языке публиковали свои труды И. Ньютон, К. Линней, М.В. Ломоносов и многие другие.

Гуманистическая традиция возрождения латинского языка продолжает жить и в наши дни. В странах Западной Европы и Латинской

Америки существуют журналы, публикующие произведения современных латинских авторов в различных прозаических и поэтических жанрах. Поэтому молодому человеку, получающему в средней школе и вузе гуманитарное образование, нельзя обойтись без знания латинского языка, благодаря которому были созданы выдающиеся исторические, философские, литературные шедевры мировой культуры.

Ибо время течет, а латинский язык – остается.

ЗАНЯТИЕ 1 Латинский алфавит. Правила произношения, чтения и ударения.

В латинском алфавите (каким он сложился к Новому времени)

насчитывается 25 букв:

начертание

название

произношение

(придыхание)

NB! Примеры даются преподавателем в процессе занятия

Примечания:

1. Буква k встречается только в нескольких словах: Kalendae [калéндэ] календы; Kaeso [кэзо] имя собственное; Karthago [картáго] Карфаген. Эти слова могут писаться также: Calendae, Caeso, Carthago.

2. Буквы v иj введены в алфавит в XVI в. В классической латыни их заменяли буквыu иi. Поэтому можно встретить различное написание одних и тех же слов, например: iam, jam.

3. Буквы y иz употреблялись только в словах греческого происхождения.

4. С заглавной буквы пишутся имена собственные, географические названия, наименования народов и производные от них прилагательные.

Гласные звуки и дифтонги

Гласные звуки a, e, i, o, u, y бывают долгими и краткими. Краткость

обозначается знаком [

], долгота – [ - ] : ă, ĕ, ĭ, ŏ, ŭ, y;

ā, ē, ī, ō, ū, y.

Кроме гласных есть также д и ф т о н г и (двугласные), т.е. сочетания

двух различных гласных, которые произносятся как один слог:

ae – произносится как русскоеэ : aera [эра]

oe – как русское

Наказание

au – как русское

ау : aurum [аурум]

eu – как русское

эу : Europa [эуропа]

В случаях, когда две гласные необходимо произнести раздельно, над второй ставится знак долготы [ - ], или краткости , или две точки : aёr [аэр] – воздух, poēma [поэма] – стихотворение, coēmo [коэмо] – скупаю.

Все дифтонги – долгие.

Согласные звуки

С читается как русскоец передe, i, y, ae, oe, как русскоек в остальных случаях, т.е. передa, o, u, перед всеми согласными и на конце слова: Cicero [цицеро] – Цицерон, Ciprus [ципрус] – Кипр, caelum [целум] – небо, сoeptum [цёптум] – начинание. Color [колор] – цвет, credo [кредо] – я верю, cantus [кантус] – пение.

ngu произносится как русскоенгв: lingua [лингва] – язык.qu произносится каккв: aqua [аква] – вода.

su произносится каксв перед гласными в некоторых словах: suavis [свавис] – приятный, но: suus [суус] – свой.

s между гласными произносится какз: rosa [роза] – роза.ch читается какх: schola [схола] – школа

ph читается какф: philosophus [филозофус] – философth читается какт: theatrum [театрум] – театр

rh читается какр: Rhenum [ренум] – Рейн

ti читается какци в положении перед гласными: ratio [рацио] – разум в сочеианияхsti, xti, tti читается какти: bestia [бестиа] – зверь.

Слогораздел

Слогораздел проходит:

1. Между двумя гласными: de-us.

2. Между гласным (дифтонгом) и одиночным согласным: lu-pus, cau-sa.

3. Между двумя согласными: fruc-tus, sanc-tus.

4. Перед двумя согласными, если второй из них r, l: tem-plum, pa-tri-a.

Долгота и краткость слогов

Слог бывает долгим, если:

1) содержит дифтонг: cau-sa;

2) содержит долгий гласный звук: lū-na, fortū-na;

3) является закрытым слогом, т.е. за гласным следует группа согласных или буквы x иz: ma-gis-ter.

И с к л ю ч е н и е составляют случаи, когда за гласным следует qu, или вторым согласным будутh, l, r. Такой слог считается кратким: re-lĭ-qui, sto-mă-chus, lo-cŭ-ples, ar- bĭ-tror.

Слог бывает кратким, если:

1) содержит краткий гласный звук: fe-mĭ-na;

2) является открытым слогом, за которым следует гласный: ra-ti-o.

Ударение

Счет слогов в латинском языке ведется от конца слова.

Ударение ставится на втором слоге от конца, если он долог: amáre; если второй слог краток, ударение ставится на третьем слоге от конца:

íncola, scríbĭmus.

Следует помнить, что в латинском языке ударение никогда не ставится на последнем слоге.

Упражнения

Прочитайте приведенные ниже слова, используя правила чтения и ударения. Переведите.

Recitate! (читай вслух).

Rector, decānus, professor, magister, Sicilia, Massilia, Rhodănus, Rhenus, Sequăna, Londinium, Vindobona, Athēnae, Lugdūnum, Mediolānum, Lutēcia Parīsiōrum, Tacĭtus, Juppĭter, Rōmŭlus, Mārcus Tullius Cicĕro, Ptolemaeus, Capitōlium, Graecia, Aegyptus, Spartacus, Hannĭbal.

Actor, scaena, circus, schola, universĭtas, medĭcus, aqua, fortūna, res publĭca Polōnia, lingua Graeca.

Consul, praetor, quaestor, aedīlis, tribūnus, cēnsor, dictātor, imperātor,

patricius, plēbeius.

Senātus populusque Rōmānus

Mēnsis Mārtius, Aprīlis, Maius, Jūnius, Quīntīlis, Sextīlis, September, Octōber, November, December, Jānuārius, Februārius.

P.S . Найдите современное значение географических названий и месяцев года.

ЗАНЯТИЕ 2

Система глагола, настоящее время изъявительного наклонения действительного залога глаголов I-II спряжений

(Praesens indicativi activi)

Переведите:

Laboro. Bene laborāmus. Amo. Aras. Delectat. Educāmus. Laudant. Narra. Orāte. Ornātis. Putātis. Servat. Vitupĕrant. Ama, spera, tolĕra. Cur pugnātis? Non orat. Nolite vituperāre. Noli male laborāre. Valēte. Augeo. Habes. Nocet. Parēmus. Praebent. Tace. Noli dormīre. Sedent et tacent. Leniunt. Venītis. Punītis. Scitis. Non debes ridēre. Debet parēre. Debēmus docēre et educāre. Noctu dormīmus. Cur tacētis? Non munītis, sed delētis. Saepe venis. Debeo punīre. Noli terrēre. Non reperītis.

Упражнения

1. Образуйте по форме 1-го л. ед.ч. инфинитив следующих глаголов: amo 1, clamo 1, debeo 2, erro 1, doceo 2, habeo 2, labōro 1, moveo 2, monstro 1, studeo 2, curo 1, video 2.

2. Образуйте по форме инфинитива 1-е л. ед.ч. и 2-е л. мн.ч.

следующих глаголов: portāre, sedēre, valēre, sperāre, mutāre, respondēre, florēre.

3. Определите по форме инфинитива, к какому типу спряжения принадлежит каждый из следующих глаголов; напишите его основу и 1-е л.

ед.ч. настоящего времени (amāre – 1; amā-; amo): clamāre, debēre, errāre, laudāre, tenēre, vidēre, movēre, docēre.

4. Переведите на латинский язык: Я тружусь. Ты украшаешь. Он рассказывает. Мы приносим. Вы охраняете. Они сражаются. Мы не любим. Они думают. Вы надеетесь. Думай и трудись. Всегда надейся. Не хвалите. Не проси. Если ты любишь, ты надеешься. Смотри и думай. Они хорошо поют. Я имею. Ты доставляешь. Он нравится. Мы знаем. Не спи. Почему вы всегда смеетесь? Повинуйся. Ночью мы не видим. Мы часто приходим. Ты не должен вредить. Они должны не разрушать, но укреплять. Я молчу. Если вы трудитесь, вы имеете. Приходи.

ЗАНЯТИЕ 3

Praesens indicativi activi глаголов III-IV спряжений

Переведите:

Ago. Credis. Defendit. Discĭmus. Discĭtis. Legunt. Ludĭmus. Quaere! Scribĭtis. Audi et tace. Vincunt. Quid legis? Quis scribit? Male discit. Ita docēre debes, ut putas. Si quaeris, reperis. Quomŏdo vales? Crede, ama, spera. Dum vivo, spero. Si dicis, putāre debes. Quis quaerit, repĕrit. Discĭte, dum vivĭtis.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Российская академия правосудия Уральский филиал

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК

Учебно-методический комплекс

для студентов очной и заочной форм обучения

(специальность 030501 (65) Юриспруденция)

Челябинск 2009 г.

Задания

ЗАДАНИЕ № 1.

Определите склонение существительных:

Lex, legisf - закон IIIсклонение;

Dies, eif (m) - день Vсклонение;

Exemplum, In - пример IIсклонение;

Culpa, aef - вина Iсклонение;

Amicus, Im - друг IIсклонение;

Fons, ntisf - источник IIIсклонение;

Domus, usm - хозяйство IVсклонение;

Causa, aef - причина Iсклонение;

Dominium, I n - II склонение;

Spes, eif - надежда Vсклонение;

Testamentum, In - завещание IIсклонение;

Corpus, orisn - тело IIIсклонение;

College, aem - товарищ Iсклонение;

Status, usm - состояние IVсклонение.

ЗАДАНИЕ № 2.

Согласуйте прилагательные с существительными:

Visum (acer, acris, acre) - visum acris;

Fructus (dulcis dulce) - fructus dulcis;

Casu (felix, felicis) - casu felix;

Sensibus (omnis, omne) - sensibus omnis;

Cantu (pulcher, pulchra, pulchrum) - cantu pulchra;

Tempus (longus, a, um) - tempus longum;

Genus (antiques, a, um) - genus antique;

Opus (clarus, a, um) - opus clarum;

Provinciam (Romanus, a, um) - provinciam Romanum;

Exercitus (fortis, e) - exercitus fortis;

Domus (magnus, a, um) - domus magnus;

Diem (felix, felicis) - diem felix;

Rerum (omnis, e) - rerum omnis;

Ex proverbiis (antiques, a, um) - Ex proverbiis antiquum.

ЗАДАНИЕ № 3.

Определите склонение прилагательных:

Bonus, a, um - хороший IIсклонение;

Mortalis, e - смертный IIIсклонение;

Terrester, tris, e - земной III склонение;

Par, is - равный IIIсклонение;

Liber, libera, um - свободный IIсклонение;

Felix, felicis - счастливый IIIсклонение;

Similis, e - похожий IIIсклонение;

Sapiens, sapientis - мудрый III склонение;

Longus, a, um - длинный IIIсклонение.

ЗАДАНИЕ № 5.

А) Записать арабскими цифрами:

CCCLXXXIII - 383;

MDCLXXIX - 1 679;

Б) Записать римскими цифрами:

1 967 - MCMLXVII;

789 - DCCLXXXIX;

2 431 - IIMCDXXXI.

1. Согласовать существительное "fortuna"

А) caecumБ) caecaВ) caecus

Б) fortunacaeca - фортуна слепа.

2. Согласовать существительное "privilegium"

А) odiosa Б) odiosus В) odiosum

В) privilegiumodiosum - ненавистная привилегия.

3. Дописать окончание "bellumlong…"

А) a Б) um В) us

Б) bellumlongum - долгая война.

4. Дописать окончание "dolusmal…"

А) a Б) um В) us

dolus mal us - злой умысел.

5. Определить род существительного "terror, oris"

А) мужской род Б) средний род В) женский род

terror, oris - А) мужской род

6. Определить склонение существительного "dies, ei, f"

А) Iсклонение Б) Vсклонение В) IIIсклонение

Dies, ei, f - день Б) Vсклонение.

7. Определить склонение существительного "lex, gis, f"

А) IIсклонение Б) IIIсклонение В) IVсклонение

lex, gis, f - закон Б) IIIсклонение.

8. Определить склонение существительного "manus, us, f"

А) Iсклонение Б) Vсклонение В) IVсклонение

manus, us, f - рука В) IVсклонение.

грамматика латинский язык склонение

9. Существительные мужского рода на "us" могут иметь в Gen. s. окончания:

А) I Б) us В) ei

Существительные мужского рода на "us" имеют в Gen. s. окончания - А) I.

10. Существительные женского рода на "a" могут иметь в Gen. s. окончания:

А) aeБ) aВ) es

Существительные женского рода на "a" имеют в Gen. s. окончания - А) ae.

Справочник по основным разделам грамматики латинского языка (фонетика, морфология, синтаксис) предназначен для классических филологов, филологов-романистов, студентов классических и неспециальных отделений высших учебных заведений.
Грамматические сведения собраны в таблицы, что позволяет быстро найти нужные данные и легко разобраться в непростой истории языка древних римлян.

Первоначальный романский период (IV-VIII вв.).
Время образования романских языков из народной латыни берет начало с ослабления Рима примерно в IV веке новой эры. Провинции становятся все более независимыми, общение между разными частями империи и Вечным городом все менее постоянным. Накапливаются различия, образуются диалекты. В фонетике - это всевозможные следствия от исчезновения долготы и краткости гласных (см. Таблицу 15). Появляется силовое ударение. Ударные и безударные гласные развиваются по разным законам (см. Таблицу 16и). Изменения в сочетаниях, наметившиеся в народной латыни, значительно усиливаются (см. Таблицу 17и). Именно в эту эпоху закладываются основания для отличий в звучании романских языков (см. Таблицу 18и).

В системе склонения продолжились народнолатинские изменения, что привело к полному уничтожению парадигмы. От 5 классических латинских склонений с 4 падежами в каждом остаются едва различимые 3 класса, не имеющие падежей вовсе (см. Таблицу 19и). Местоимения образуют артикли (там же - Таблица 19и).

В системе глагола продолжается смешение парадигм, замена употребительных классических глаголов разговорными. Увеличивается количество описательных форм различных времен (см. Таблицу 20и).
Этот период, охватывающий IV-VIII века н.э., заканчивается зрелым средневековьем - временем появления письменности на романских языках.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате и читать:

Следующие учебники и книги:

  • Английские модальные глаголы, Справочник, Митрошкина Т.В., 2012 - Справочник Английские модальные глаголы представляет собой практическое руководство по употреблению модальных глаголов в современном английском языке. Адресован учащимся общеобразовательных школ, …
  • Английские местоимения, Справочник, Митрошкина Т.В., 2012 - В справочнике в систематизированном виде изложено все, что необходимо знать об особенностях употребления местоимений в современном английском языке. Он является … English Dictionaries, Vocabularies
  • Английские артикли, Учебный справочник, Митрошкина Т.В., 2011 - Справочник Английские артикли содержит подробные сведения о системе английских артиклей. Адресуется учащимся общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, студентам и преподавателям, … English Dictionaries, Vocabularies
  • Неличные формы английские глагола, Инфинитив, Причастие, Герундий, Справочник, Митрошкина Т.В., 2012 - Справочник содержит подробное описание правил функционирования неличных форм английского глагола в современном английском языке. Адресован тем, кто освоил основные разделы … English Dictionaries, Vocabularies

Предыдущие статьи:

  • Разговорный английский, Уникальный справочник современной лексики, Кутумина О.А., 2014 - Книга представляет собой практическое справочное пособие. Пособие включает фразеологические единицы, часто встречающиеся в разговорной речи: устойчивые словосочетания, эмоциональные реплики и … English Dictionaries, Vocabularies
  • Английский язык, 3 класс, Грамматический справочник с упражнениями, Кузовлев В.П., Пастухова С.А., Стрельникова О.В., 2014 - Справочник является одним из компонентов УМК English 3 . Пособие рассчитано на более глубокое и системное изучение английской грамматики в … English Dictionaries, Vocabularies
  • Универсальный справочник по грамматике английского языка, Мыльцева Н.А., Жималенкова Т.М., 2005 - В отличие от большинства изданий справочной литературы данная книга может быть рекомендована как универсальный справочник по грамматике английского языка. В … English Dictionaries, Vocabularies
  • Справочник по грамматике английского языка для абитуриентов, Ермашкевич Н.Н., Гейсик Д.С., 2011 - Пособие представляет собой достаточно полное и систематическое описание основных грамматических тем программы средней школы и может быть использовано абитуриентами и … English Dictionaries, Vocabularies
В продолжение темы:
Блог

Фиброаденома молочной железы является одним из видов узловой мастопатии, которая образуется в результате нарушений эндокринной системы человека и является местным разрастанием...

Новые статьи
/
Популярные