Практический материал для учителей-логопедов по автоматизации звука «Х. Автоматизация звука х учебно-методическое пособие по логопедии на тему Задания на автоматизацию звука х

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

ИГРЫ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВУчителям-логопедам и родителям детей, посещающих коррекционные группы, хорошо известно, насколько труден и длителен процесс автоматизации поставленного звука в речи. Одноо...

Развитие связной речи дошкольников с речевыми нарушениями на основе текстов для автоматизации звуков (часть 2) . Автоматизация звука «Р» в рассказе Открытые ворота.

Автоматизация звука «Р» в связной речи и обучение пересказыванию на материале рассказа "Открытые ворота"....

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую деятельность, участников по совместной деятельности....

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему:Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложениях....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Начинаем автоматизацию звука в словах только после того, как ребенок четко произносит изолированный звук и может правильно произносить его в слогах. Называем слова, выделяя голосом автоматизируемый звук.

Слова произносим не торопясь, четко проговаривая их. Желательно повторить одно и то же слово 2-3 раза.

Артикуляция звука Х

При произношении звука Х губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Кончик языка опущен и касается нижних резцов. передняя и средняя часть спинки языка опущены, задняя часть спинки языка полностью смыкается с нёбом: по средней линии языка создаётся щель, проходя через которую выдыхаемый воздух производит шум.

Упражнение «Поймай звук». Послушай и хлопни в ладоши(подпрыгни), когда услышишь звук Х. Выполнять по 2-3 раза в день.

1 день - и, х, у, п, о, х, а, н, х, с, п, ф, х, в, л, х, к, х, н, а, о, ф, х.

2 день - а, х, м, и, о, х, т, ю, к, и, с, х, у, ф, х, н, п, р, ха, ну, мо, хо.

3 день - мо, та, хы, су, на, фи, хо, пы, ла, ко, пы, фу, ху, мхо, тна, плы, ихн.

4 день - ты, хо, ны, па, ко, хы, мех, бусы, сом, кот, хата, мак, петух, хобот.

5 день - поход, фантик, веник, меховой, охота, погода, писать, отдыхать.

6 день – хлопок, толчок, глоток, мука, муха, меха, манка, банка, бахча, яхта.

Если ребёнок делает много ошибок, то повторять упражнение до тех пор, пока ошибки не исчезнут.

Слоги

Проговаривай слоги, чётко произнося звук Х (выделяя голосом)

ха – хо - ху аха - охо – уху ах – их – ех - ух

хва – хво - хву хла – хло - хлу

сха - схо - сху рха - рхо - рху

Развитие слуховой памяти, автоматизация правильного произношения звука Х в слогах. Звук Х проговаривать, «растягивая» его.

1 день

Ха-ха хы-хы ха-хо-хы хы-ха-ху

Хо-хо ху-ху ху-ха-хо ха-хо-хы-ху

2 день

аха – аха оха – оха иха – аха – уха уха – иха – оха

иха – иха уха – уха аха – иха – оха оха – иха - аха

3 день

ах – ах ах – ох ух – ух – ох юх – ах – ох

ох - ух ух – ах ох – их – ах ух – ох – их

4 день

хта – хта хто – хто ахт – охт ухт – ахт - охт

хты - хты хту – хту ихт – ухт ихт – охт - ахт

5 день

хва – хва – хвы ахва – ухва - охва вха – вхо - вхы

хво - хво - хва ихва - ухва - охва вхы – вху - вха

Автоматизация звука [Х] в начале слов

Повторять слова, чётко произнося звук Х (выделяя голосом):

хан харч хата хаос

халат халва хариус

ход хор холл холм

хорь холст хобот холод

хорёк хорда хомяк ходики

худо хуже хутор хурма

худеть худоба художница худощавый

хвощ хвоя хвост

хвала хвастун хворост

хлам хлыст хлеб хлопец

хлопья хлопоты хлопушка хлебороб

хмель хмурый

храм хрип хрен хруст

храбрость хроника хранилище

Например: хан = х-х-х-хан

хан хата хобот хо-дун-ки

хаки хатка ходить ходь-ба

хапать хаять ход-ка хо-ккей

хапуга ход ходоки хомяк

Счёт от 1 до 5 (10) и обратно: хобот, хата, хомяк, ходка. Например: один хобот, два (3,4) хобота, пять (6,7 …) хоботов

Автоматизация звука [Х] в середине слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. З вук Х в словах выделять голосом, растягивать:

Уха муха папаха эпоха

ольха пряха помеха рубаха

засуха мачеха неряха стряпуха черепаха

хохот, вахта, тахта, шахта, бухта, кухня, пихта, яхта

Проговаривать слова по 2-3 раза. При затруднениях - произносить слова по слогам.

веха бу-хан-ка ахать охапка

муха махать папаха охота

уха макуха утеха о-хот-ник

Михей отдыхать помеха ма-хо-вик

Всегда объясняем все непонятные слова!

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» - счёт от 1 до 5 (10) и обратно: охапка, моховик, помеха

Например: одна муха; две (3,4) мухи; пять мух

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

охать сахар махал знахарь

лихач пахнет ухабы буханка шахматы

ухо уход сухо охота

поход хохот пехота тихоня

охотник ледоход вездеход тихоход

яхта бухта вахта пихта

тахта шахта кухня вихрь

махнуть бухта пухнуть от-дох-нуть

тахта вахта пыхтеть хвоя

пихта хохма яхта хвост

Автоматизация звука [Х] в конце слов

Проговаривать слова по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

бах запах размах впотьмах

мох вдох выдох врасплох скоморох

пух дух петух лопух

вслух олух воздух пастух

мех смех грех орех наспех

стих верх

Проговаривать слова по 2-3 раза:

бах мох подвох отдых

птах вдох обух петух

монах выдох мех конюх

Упражнение «Закончи слово».

пету …(х) лопу …(х) отды … (х) горо …

запа … мо … сме … пасту …

Упражнение «Послушай, запомни, повтори».

хобот – холод - хомяк

воздух - конюх – отдых

папаха - помеха – муха

мех – петух - смех

«Это – Эти – Много кого? Чего?»

муха – мухи – мух_ монах - … - … яхта - …

халат - … - … пихта - … - … петух - …

хохол хохот тихоход хохлома

Автоматизация звука [Х] в словосочетаниях

Проговаривать словосочетания по 2-3 раза каждый день. Звук Х в словах выделять голосом, растягивать:

ореховая халва ветхая хата

сухой хворост хлопотать по хозяйству

холодный воздух хрустящие хлебцы

запах духов холостой ход

хороший уход пахнуло холодом

охота на сохатого махровый халат

хлебосольный хозяин хаос и неразбериха

Упражнение «Сосчитай до 5-ти» - счёт от 1 до 5 (10) и обратно: яхта, пихта, хвост

Упражнение «Я …, ты …, он …, она …, мы …, вы …, они …»

Например: Я хожу в походы. Ты ходишь в походы и т.д.

ходить в походы хохотать над хомяком отдыхать на юге

худеть в походе ходить на охоту

махнуть папахой отдыхать на яхте

Словесная игра "Подбери слово". Тренировать ребёнка в подборе слов со звуком [х].

Слон – слониХа, морж – моржиХа, кабан – кабаниХа,

страус – страусиХа, бобр – бобриХа, ёж – ежиХа,

попугай - попугаиХа и т.д.

То же самое, с парами слов:

пловец – пловчиХа сторож – сторожиХа,

трус – трусиХа, портной – портниХа и проч.

Автоматизация звука [Х] в предложениях

Упражнение "Исправь предложение". Послушай предложение и скажи его правильно.

Хомяк духовка под пыхтит. Хомяк пыхтит под ду-хов-кой.

дети ходят хоккей на - …

петух около сидит лопух - …

охотники пошли на охота - ..

Закончить предложения словом «петух» или «муха».

На банке сидит … (муха). В окно влетела … .

На заборе сидит … (петух). Около дома гуляет ….

Громко кукарекает …. Петя на тарелке увидел …

Вика рисует …. Красивый гребень у ….

Предложения со звуками Х и Х". Повторять и запоминать.

Хата без хозяина. Ахнуло эхо. На грядках сеют горох.

Горох сахарный. В бухту вошёл пароход. Охотник поехал на охоту.

Я ел ореховую халву. Муха – горюха села на ухо. Я купил буханку хлеба.

Михаил идёт в поход. Михаил отдыхает. Хозяйка хочет приготовить уху.

Хитрая лиса охотится на петуха. Духи хорошо пахнут.

Закончить предложения, добавив слова со звуком Х.

В бухту вошёл (пароход).

На болоте растёт (мох).

На грядках сеют (горох).

По утрам поет (петух).

В воздухе летает тополиный (пух).

В квартире большая, уютная (кухня).

Машина дала обратный (ход).

Дети перестали шуметь, стало (тихо).

Стадо пасёт (пастух).

Фразы со звуками [Х], [Х"]:

Собери сухой хворост.

Хитрый хорь поймал хомяка.

У хамелеона длинный хвост.

Харитон собирал хворост.

Коррекционно-развивающие задачи.

Научить ребенка дифференцировать правильное и неправильное произношение знакомого слова (с опорой на наглядность).

Познакомить с предлогом под, учить различать предлоги под, над по значению.

Научить правильно произносить звуки [X] — [Х! ], дифференцировать их на слух и в произношении.

Закрепить навык слогового анализа и синтеза слов, учить подбирать слова с определенным количеством слогов.

Продолжать учить производить самостоятельно полный звуко-слоговой анализ коротких слов, преобразовывать слова.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1 . Взрослый предъявляет ребенку картинку и просит послушать название нарисованного предмета. Если ребенок услышит правильное название, то он должен хлопнуть в ладоши, а если искаженное — то нет:

баман — панам — банан — банам;

ваван — даван — диван — ванан;

альбом — альбон — альмон — аньбом — аблем — альпом;

витавин — митанит — фитамин — митавим — витамин — виталим.

Задание 2 . Знакомство с предлогом под.

Взрослый предлагает ребенку выполнить следующие команды: положить мяч под стул, поднять мяч над стулом; положить книгу под стол, поднять книгу над столом. Потом спрашивает: «Куда ты положил мяч?» или «Что ты с ним сделал?» Ребенок отвечает. Затем взрослый поднимает мяч над столом и спрашивает: «Где находится мяч (по отношению к столу)?» Взрослый вспоминает с ребенком значение предлога над, объясняет значение предлога под, знакомит с его графическим изображением. Затем взрослый предлагает выполнить следующие задания:

— договорить предложения:

Лампа висит над... Ручка упала под...

— выбрать нужный предлог:

Мальчик поднял мяч... головой. Девочка положила книгу... подушку;

— исправить ошибку:

Лампа висит под столом. Заяц спит в лесу над елкой;

— составить предложения из заданных слов:

Самолет, лететь, лес, над; гриб, расти, елка, под;

— самостоятельно составить предложения с предлогами над и под.

Задание 3 . Знакомство со звуком [X].

Взрослый предлагает ребенку подобрать слово с противоположным значением. Сколько слогов в этом слове?

светло — темно, жарко — ...(холодно).

хлеб, холодно, хоккей, ходули.

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [X]:

губки и зубки свободны;

кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твердому небу, образуя щель для теплого воздуха;

горлышко «молчит».

Символ звука: дедушка храпит: XXX... .


Характеристика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Девочка греет замерзшие ручки: ХХХХХ... (на плавном длительном выдохе).

Задание 5 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [X]»:

х, п, м, х...; ха, хо, пу...; ах, ом, ух...; хлеб, молоко, батон, мох, ухо..

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

ах-ох-ух-их; ха-хо-ху-хы...

Задание 7 . Договорить последний звук в слове. Взрослый называет начало слова, а ребенок — только последний звук в слове.

пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...

Задание 8. Дидактическое упражнение «Составь слово»:

хо-ло-диль-ни-ки; хо-мя-ки; му-хо-мор; хло-пуш-ки; па-ро-ход; хри-зан-те-мы, у-ха.

Задание 9 . Отгадать загадки, разделить слова-отгадки на слоги (какое слово самое длинное?), придумать с каждым словом предложение, используя знакомые предлоги. Назвать первый звук в словах:

Не вкусно без соли,

Не сытно без... (хлеба)

Легкий, а не пух,

Мягкий, а не мех,

Белый, а не снег,

Но оденет всех. (Хлопок)

Назвать последний звук в слове:

Мягок, а не пух,

Зелен, а не трава. (Мох)

С красным гребнем,

Посадили зернышко,

Выросло солнышко. (Подсолнух)

Задание 10 . Из ряда нарисованных предметов выбрать сначала те, в названии которых звук [X] стоит в начале, затем — в середине, а потом — в конце слова. Разделить все слова на слоги, найти самое длинное слово и самое короткое.

Задание 11 . Самостоятельно подобрать слова со звуком [X], состоящие из одного, двух, трех, четырех слогов.

Задание 12 . Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названии которых есть звук [X].

Задание 13 . Выучить чистоговорки:

Ха-ха-ха — испугали петуха.

Ху-ху-ху — ели мы уху.

Их-их-их — ветерок затих.

Ох-ох-ох — зеленый мох.

Задание 14. Знакомство со звуком .

Символ звука: детям весело, они смеются: хьхьхь...


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

Задание 15. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук »:

хь, мь, пь, хь...; хя, хе, мя, пи...; апь, ахь...; хитрый, молоко, химия, машина, хирург.

Задание 16. Повторить за взрослым серию слогов (с выделением голосом любого слога).

хя-хе-хю-хи; ахь-охь-ухь-ихь...

Задание 17 . Повторить за взрослым ряд слов. Объяснить ребенку значение каждого слова. Разделить эти слова на слоги. Назвать самое длинное и самое короткое слово:

хижина, хитрый, хирург, хищник, хек.

Задание 18 . Выучить чисто говорку:

Хи-хи-хи — в поле пели петухи.

Задание 19. Дифференциация звуков [X] — . Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

ха-хя, хо-...; хю-ху, хи-...

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [X] и ). Объяснить ребенку значение незнакомых слов:

муха, петух, мухи, хвост; петух, хек, яхта, хобот; хищный, химия, пихта, хижина.

Дидактическое упражнение «Подбери слово по его началу». Назвать первый звук в словах:

хит-... (-рый, -рость, -рец), хо-... (-бот, -ма, -лод), храб-... (-рость, -рец, -рый).

Выбрать из ряда слов те, которые рифмуются со словом храбрец. (Взрослый называет пару слов, а ребенок говорит, подходит это слово к слову храбрец или нет.)

молодец, весельчак, сорванец, плакса, хитрец, лодырь.

Подобрать слова со звуками [X] и . Выучить скороговорку:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе.

Задание 20 . Знакомство с буквой X.

Хорошо хвалить, хихикать,

Худо — хвастаться и хныкать.

О. Гофман

На что похожа буква X?

Буква X из пальчиков: скрестить указательные пальцы правой и леве рук.

Игры с буквой.

Задание 21 . Самостоятельный звуко-слоговой анализ слов.

Выкладывание схем из кружков. Выкладывание слов из букв разрезной азбуки, чтение, списывание, письмо под диктовку печатными буквами:

уха, мох, муха, мухи, хата, Хома.

Преобразование слов с помощью букв разрезной азбуки:

муха — мухи; хата — хатка — хатки.

Чтение и запись предложения по памяти после зрительного предъявления:

У Хомы хата.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Работая с детьми средней группы по постановке нарушенных звуков, я столкнулась с некоторыми сложностями. Во-первых, ограниченностью дидактических пособий по автоматизации звука [Х], во-вторых, с необходимостью разнообразить работу с детьми 4-х лет наглядным материалом, который был бы объединен единым сказочным сюжетом, что должно было повысить учебную мотивацию детей-логопатов.

Кроме того, в структуру занятия я планировала включать лексико-грамматические упражнения для расширения словарного запаса ребенка и коррекции грамматических ошибок. Поэтому пришла к необходимости создания дидактического пособия по автоматизации звука [Х].

Представленное на конкурс индивидуальное занятие по автоматизации звука [Х] было проведено с использованием логопедической сказки «Приключение белочки Ханы и ее друзей». Это пособие предназначено для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения звукопроизношения.Игры и упражнения, представленные в пособии, помогут автоматизировать звук [X] в различных позициях, провести дифференциацию звуков [Х] - [Ф]. Пособие может быть использовано логопедами, родителями, воспитателями дошкольных учреждений.

Задачи :

1. Автоматизация звука [Х] в словах, предложениях, связной речи.

2. Развитие навыка употребления существительных в дательном падеже единственного числа.

3. Развитие навыка употребления предлогов « под» , « над» , « между» .

4. Развитие зрительно-моторной координации, зрительного внимания, памяти.

Оборудование : предметные картинки (теремок, ёж, муха, белка, хомяк, петух, черепаха, часы, части часов), массажный мяч.

Ход занятия

1. Дыхательное упражнение «Погреем руки». Многократное произнесение звука [x].

2. Слоговые ряды:

Ха-ха - ха-ха-ха
Хо-хо - хо-хо-хо
Хэ-хэ - хэ-хэ-хэ
Хы-хы - хы-хы-хы

3. Работа с использованием логопедического пособия «Приключения белочки Ханы и ее друзей». Рассказывание логопедической сказки. Рассматривание иллюстрации к сказке.

Логопед: Ёжик, белочка, хомяк, муха, петух и черепаха заметили чудесный теремок. Они подошли к теремку, постучали в дверь и спросили: «Кто, кто в теремочке живет?». Но им никто не ответил. Дверь приоткрылась, словно гостеприимный теремок приглашал друзей зайти и отдохнуть. Хозяином чудесного теремка оказался хамелеон.

Выполнить задания:

а) Назвать героев сказки (муха, черепаха, белочка Хана, петух, ежик, хамелеон).

б) Определить количество слогов в этих словах с помощью хлопков.

в) Отгадать, про каких животных будет говорить логопед.

  • Это животное живет над черепахой. Это...
  • Это животное живет под петухом. Это...
  • Это животное живет под хомяком. Это...
  • Это животное живет между белочкой и хомяком. Это...
  • Эта птица живет между хомяком и ежиком. Это...

г) Составление ребенком аналогичных загадок.

д) Дидактическая игра «Кого не стало?» с индивидуальными изображениями героев сказки.

е) Расположить героев сказки в пустые окошки теремка без зрительной опоры.

4. Самомассаж пальцев рук с использованием массажного мячика.

Гладь мои ручки, (Дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад) Ежик, ежик.
Ты колючий, ну и что же.
Я хочу тебя погладить, (Катают мячик по правой и левой ладоням круговыми движениями),
Я хочу с тобой поладить. (Берут мячик в любую руку и «прыгают» им по ладони другой рукой). (О. Крупенчук).

Логопед: Белочка Хана, ежик, муха, хомяк и черепаха подружились с недоверчивым хамелеоном, и он перестал их бояться. Они играли в разные интересные игры, а когда настало время прощаться, хамелеон подарил каждому из них подарки. « Подарки хамелеона» . Чтение логопедической сказки (стр. 29).

Выполнить задания:

а) Узнай и расскажи, для кого эти подарки. Например: Ежику хамелеон подарил сахар и т.д.

б) Закрой книгу и вспомни, какие были подарки и для кого они предназначались.

« Собери из частей целое» (Собрать из частей часы-ходики, назвать части предмета).

Логопед: А для нас с тобой хамелеон тоже приготовил интересный подарок. Давай посмотрим, что лежит в этом конверте.

6. Заучивание скороговорки, выделение слов со звуком [Х].

Ходики ходят - они на ходу,
Ходики станут - попали в беду.

7. Итог занятия.

Список использованной литературы:

1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Коррекция произношения звуков Г, Г’, К, К’, Х, Х. М.: «Издательство Гном и Д», 2011. - 48с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. - Автор - сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». 2012. - 96 с.

Логопедическая сказка «Приключение белочки Ханы и ее друзей».

В этой статье:

Звук Х - согласный, задненебный, ротовой, глухой, щелевой.

Отсутствие или искажение звука (хитизм) встречается у детей довольно редко. Чаще при нарушениях произношения он заменяется на К, С, Т.

Легко вызывается подражанием при использовании упражнений («Подуем теплым воздухом», «Погреем руки»).

Закрепление в речи звука Х следует начинать только после освоения ребенком изолированного звука и верного его произношения в слогах.

Артикуляция звука Х

Сходна со звуком К. При изолированном произношении губы нейтральны: свободны, расслаблены, находятся в позиции следующего звука.

Конец языка соприкасается с нижними зубами. Язык сильно напряжен, передняя и средняя часть его спинки опущены, задняя примыкает к твердому нёбу, оставляя посередине узкую щель.

Сквозь нее проходит выдыхаемый воздух в виде струи, который и производит шум. Голосовые связки находятся в разомкнутом состоянии, мягкое небо поднимается вверх.

Автоматизация звука Х в начале слов

Слова проговаривают не торопясь, внятно произнося их и выделяя интонационно необходимый для закрепления звук. Для лучшего результата повторяют каждое слово по 2-3 раза.

Ха-ха, халат, халва, халиф, хамелеон, хата, хариус.

Хобот, ходики, холм, холст, холод, ходит.

Худой, художник, хула, хулиган, хурма, хутор.

В сочетании с согласными

Хвала, хвастун, хвоя, хлеб, хлопок, хлопушка, хлопья, хром, храп, хна, хрусталь.

Автоматизация звука Х в середине слов

Повторять по несколько раз, интонацией выделяя нужный звук. При возникновении затруднений нужно разбить сложное слово на слоги.

В сочетании с гласными

Охота, уха, ухо, пешеход, муха, поход, сахар, буханка, черепаха, пароход, находка, ухабы, сохатый, охотник, знахарь.

В сочетании с согласными

Лохматый, вахта, чихнуть, шахматы, пихта, бархат, расход.

Детям необходимо объяснить значения всех непонятных для них слов.

Автоматизация звука Х в конце слов

Произносить по паре слов за раз, медленно, растягивая голосом нужный звук.

Пух, мех, мох, мах, вдох, смех, отдых, воздух, лопух, скоморох, падишах, чертополох.

Предложить ребенку закончить слово:

Лопу…(х), запа…(х), горо…(х), пасту…(х), сме…(х), мо…(х), ме…(х).

Упражнение «Много (чего?)»

Мухи - мух, яхты - яхт, шахты - шахт, пихты - пихт, петух - петухов.

Автоматизация звука Х в словосочетаниях

Каждая пара слов произносится медленно, повторяется несколько раз, при необходимости дробится на слоги.

Хитрый хамелеон, мохнатый мех, пахучие духи, хороший уход, хрустящий хлеб, хрупкий хрусталь.

Автоматизация звука Х в предложениях

Для закрепления правильного произношения предложите ребенку повторять фразы вслед за вами. Постепенно увеличивайте скорость от разбивки на слоги до темпа разговорной речи.

Харитон ходил на охоту.

Лохматый хомяк хвастал хвостом.

Уха из хариуса.

Хорек ухватил петуха за хвост.

Отработка звука в рассказах

Можно предложить ребенку небольшой рассказ. Например, можно приготовить разные картинки с изображениями животных и предметов, в названиях которых встречается звук Х.

Вместе с ребенком, раскладывая картинки, можно придумывать рассказ по этим карточкам.

Акцент при произнесении каждой карточки делать на Х. Также можно озвучивать высказывания героев своего рассказа.

Приведем пример.

Собраны картинки с изображениями: хомяка, хитрой лисы, хромого зайца, хлеба, хаты в лесу, храброй мыши.

Показываем карточку и начинаем рассказ:

Как-то раз Храбрая мышь повстречала Хомяка — соседа. УХ и весело было им вдвоем, просто уХаХатывались, рассказывая друг другу истории — ХА-ХА-ХА, да ХО-ХО-ХО. Мышка то и дело подХиХикивала — Хи-Хи-Хи.

Вдруг на полянку выскочил Хромой заяц. Храбрая мышь не испугалась, но за Хомяка спряталась. Заяц был чем-то взволнован и пристанывал — оХ-оХ-оХ.

Храбрая мышь уХитрилась приблизиться к Хромому зайцу и ХХХвать его за Хвостик. Заяц и вовсе расстроился и говорит: аХ, ты Храбрая мышка. Зачем сХватила меня за мой Хвостик! АХ, аХ, аХ.

Храбрая мышка отвечает: потому что я Хоть и маленькая, но очень ХХХрабрая!

Заяц говорит: да не слишком ты ХХХвастайся. не ХХХвались пока. Вон там Хворост Хрустит. Посмотрим, будешь ли ты теперь Храбрая.

Из-за Хвойных деревьев появилась Хитрая лиса. УХ-уХ-уХ, умаялась я. ХХХоть бы кто помог мне, Хворост тащу в свою Хатку. Хочу печку истопить, Хлебушек постряпать.

Храбрая мышь вызвалась помочь, Хвалится — я Хлебушек люблю, я тебе помогу, Хворост твой до Хатки донесу.

А лиса была ХХХитрая, преХХХитрая. СХватила Храбрую мышку, да и Ходу дала в Хвойный лесок, в свой Хуторок.

Вот и рассказику конец.

Автоматизация Х в скороговорках и чистоговорках

Хороший и чистоговорки. Они легко запоминаются и обеспечивают тренировку верного произношения.

Хорошая халва - хозяйке хвала.

Хохотушка буква ХА хохотала: «Ха-ха-ха».

Прохор да Пахом ехали верхом.

Муха-горюха села на ухо.

Закрепить звук в речи в игровой форме помогут стихи:

Иха-иха-иха-иха - громко топала слониха,

Иха-иха-иха-иха - быстро прыгала зайчиха,

Иха-иха-иха-иха - быстро бегала лосиха,

Аха-аха-аха-аха - не спешила черепаха.

* * *
Ха-ха-ха - варится уха.

Хи-хи-хи - поедим ухи.

Ху-ху-ху - съели мы уху.

Хи-хи-хи - больше нет ухи.

Ходил хорек на елку к волку,

Унес хлопушку втихомолку.

Теперь хорек своей хлопушкой

Зверей пугает, словно пушкой.

(Г. Сапгир)

Постановка и закрепление в речи звука Х достигается достаточно быстро. В самых сложных случаях произношение исправляют механически (например, из С’ при помощи шпателя). , стихи и загадки ускорят процесс процесс автоматизации и сделают его более увлекательным.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные