Японские средневековые доспехи. Доспехи самурая: названия, описание, назначение. Самурайский меч


В комплект самурайского военного костюма (ёрои , или оёрои ) обычно входили: шлем с подвижной защитой затылка и шеи; полумаска с прикреплёнными, или удерживаемыми шнурами пластинами для защиты шеи спереди; панцирь; наплечники на левое и правое плечо; латные нарукавники, набедренник; наголенники и обувь. к этому прибавлялись ещё две пластинки с изображением фамильных гербов воина, которые носили на груди.

Комплект военного костюма самурая (ёрои):

  1. — сикоро;
  2. — фукикаэси;
  3. — махисаеи;
  4. — кувагата;
  5. — полумаска;
  6. — нодоагэ; Панцирь (ко):
  7. — мунаита;
  8. — харамаки;
  9. — кусадзури;
  10. — до;
  11. — пластину с гербами;
  12. — наплечник (содэ);
  13. — котэ
  14. — хайдатэ;
  15. — еунэатэ.

Шлем (кабуто) изготовлялся из вертикальных склёпанных между собой узких металлически пластин, поверхность которых покрывали иногда тонким слоем керамики или лаком.

В процессе развития конструкции шлема число полос металла изменялось, что было обусловлено стремлением увеличить сопротивляемость поверхности к удару без увеличения веса, равнявшегося приблизительно 2,5 — 3 кг.

К собственно шлему прикреплялись сзади горизонтальные подвижные пластины (от 3 до 7 шт.), защищавшие шею (сикоро ). Верхняя из этих пластин выдвигалась вперёд и отгибалась в виде отворотов (фукикаэси ) (на рис.-2) с обеих сторон шлема. Возможно, что они делались по традиции с тех времён, когда шлемы изготовлялись из кожи. На металлических шлемах отвороты могли служить как пружинящее приспособление для смягчения удара мечем. Обычно на фукикаэси прикреплялись . На передней части шлема заклёпками удерживались козырёк для защиты глаз (махисаси — на рис. -3) и держатель мотыгообразных отростков (кувагата — рис.-4), предназначенных для ослабления ударов, наносимых противником в голову. Между отростками часто укреплялись украшения, символические изображения или металлические зеркала. Считалось, что зеркало имеет магическую силу против всего злого. Скорее всего, это поверие пришло в Японию из Китая, где бронзовые зеркала служили для отпугивания от живых и мёртвых нечистой силы. Верх шлема венчала чеканная розетка, имевшая вентиляционное отверстие или изображение демонического животного (обычно у даймё). Внутренняя сторона козырька и пластин назатыльника окрашивалась, как правило, в красный цвет, что должно было устрашающе действовать на противника. В качестве подкладки кабуто использовалась холщовая материя; на голове шлем удерживался с помощью двух длинных и толстых матерчатых шнуров.

Оригинальный пример преемственности традиций в деле изготовления доспехов являют собой надписи тушью, которые наносились на . Надписи встречаются на замшевой подкладке панцирей, наплечниках, подвесных пластинах с гербами, набедренниках и т.д.

Так, на набедреннике одного из самурайских военных костюмов начертана надпись: «Тэмпё, 12-й год, 8-й месяц, 1-й день». Тэмпё — название годов правления императора Сёбу, соответствующих периоду с августа 729 по март 749 г. Такие надписи наносились на кожу доспехов в . Кожа называлась тэмпёгава , она была окрашена в стиле, принятом в VIII в. (подражание древнему периоду Тэмпё).

На другом доспехе помещён ряд одинаковых надписей: «Сёхэй, 6-й год, 6-й месяц, 1-й день». В данном случае это уже эпоха Сёхэй (декабрь 1346 — июнь 1370). «Кожей сёхэй» называлась крашеная кожа военных доспехов — бугу. Такой тип рисунка и иероглифической надписи разрешил наносить на доспехи сёгун Канэнака из семьи принцев крови провинции Хиго (нынешняя ).

Надпись с датой могла говорить об основании в указанное время самурайского рода (например, посвящение в дворянство), о каком-нибудь знаменитом событии или подвиге предка.

Военное снаряжение хранилось в специальном деревянном сундучке для доспехов, называемом ёрои карабицу .

Перед началом кампании латы надевались в следующей последовательности:

  • нижнее платье;
  • шапочка;
  • перчатки из кожи и напульсники;
  • верхнее платье;
  • затем икры ног обвязывались обмотками и надевались наголенники; далее шла меховая обувь;
  • панцирь;
  • под конец закреплялись наплечники и защита для шеи.
  • шлем одевался только непосредственно перед битвой. Однако часто в бою самураи снимали свой шлем и использовали его вместо щита, защищая лицо от стрел противника.

Ручные щиты применялись в бою редко, так как это препятствовало употреблению двуручного меча. Щитами пользовались обычно только пехотинцы. Большие деревянные щиты (татэ ) воины ставили на землю и укрывались за ними от стрел врага.

Непременной принадлежностью костюма воина был военный веер — оги , собранный из ряда пластин и носимый воинами за поясом. (Складной веер является японским изобретением в противоположность нескладному, завезённому в Японию из Китая. В XV в. составляли предмет экспорта в Корею и Китай. Оттуда они были завезены в Европу). Веер использовался самураями не только для обмахивания в жаркое время года, но и для сигнализации и управления войсками во время боевых действий. Складной веер делался из материи, бумаги, иногда с железными накладками. Украшением сигнального военного веера почти всегда являлся красного цвета круглый диск, нанесённый на жёлтый фон. Диск, символизирующий солнце, на обратной стороне выполнялся жёлтым цветом по красному фону. Наряду со складными веерами высшее дворянство и командный состав применяли жёсткий нескладной веер, часто изготовленный из железа. Этот веер, называвшийся гумбай-утива , служил полководцам и военачальникам в качестве командирского жезла. Он считался знаком феодала и использовался при необходимости (нападение с мечем или копьём) для самообороны, о чём есть упоминание во многих японских исторических книгах.

В снаряжение конного воина, помимо перечисленных выше атрибутов, добавлялась ещё специальная накидка — хоро , прикреплявшаяся сзади на доспехи для защиты всадника от стрел противника, которые могли попасть в стык между частями лат. Хоро, известная уже в период Дзёкан (859 — 877), получила наибольшее распространение в период Гэмпей , продолжая состоять на вооружении самураев вплоть до позднего периода развития японского феодализма. Эта накидка приблизительно двухметровой длины делалась из материи и укреплялась на шлеме и талии воина. Во время движения хоро раздувалась потоками воздуха парусообразно, гася ударную силу стрелы при попадании в неё. Подобная уникальная форма защиты спины воина от стрел не была известна нигде, кроме Японии. На спине всадника укреплялось иногда на длинном стержне небольшое знамя со знаком, по которому можно было издали различить принадлежность воина к дружине того или иного феодала, узнать имя самурая.

Боевой конь — маленькая и выносливая порода лошади — зачастую покрывался шкурами диких животных. Иногда его тело защищалось стёганой попоной или кольчатым панцирем. На груди коня укреплялись металлические пластины, соединённые шёлковыми шнурами; на голову надевалась кованая маска (умадзура), выполненная в виде головы быка, что должно было наводить ужас на врага. Такое снаряжение было характерно для периода правления Ода Набунага и . В комплект боевой амуниции коня (багу) входили также лакированные деревянное седло (кура), стремена (абуми), круглые удила (кан) и т.д. Обмундирование обыкновенных солдат-самураев низшего ранга (пехотинцев, или асигару) — было намного проще. Оно состояло из грудных лат, ножных шин, сандалий, шлема, который чаще (в XVI в.) заменялся каской из дерева или металла (дзингаса ), и полевого военного знака (хата сасимоно

Япония. Доспехи самурая


"Среди цветов - вишня,
Среди людей - самурай"

-Японская народная поговорка
Военное снаряжение японских воинов средневековья отличается от лат европейских рыцарей. Основные элементы и общая композиция лат самурая существовали в Японии уже в V–VI вв. н. э. Доспехи, скрепленные кожаными или шелковыми шнурами, состояли из более 20 отдельных предметов. По сравнению с латами европейских рыцарей, они обеспечивали гораздо большую свободу движений, не говоря уже о разнице в весе. Японский военный костюм, имеющий множество мелких отверстий, давал возможность телу солдата свободно дышать, что очень важно в жарком и влажном японском климате. Конечно, такое снаряжение непросто было надеть, для этого был разработан даже целый ритуал: сначала надевалось нижнее платье, затем шапочка и перчатки, затем напульсники, верхнее платье и защита ног; затем обувь, панцирь и защита для шеи. Шлем надевался только при необходимости перед самым боем или во время торжественных церемоний, шествований и т.п. (он весил 2–3 кг).

За счет шнуровки можно было подогнать латы по фигуре и даже надеть одни на другие. Надев такие доспехи, самурай мог не только свободно сражаться в конном или пешем строю, бегать и даже плавать, но и был достаточно хорошо защищен - подвижная броня, как рыбья чешуя, покрывала все его тело, заходя краями друг на друга. В походе такие латы складывались в небольшой по объему ящик. При этом за сохранностью доспехов следили очень тщательно, так же как и за оружием. Как правило, хорошие доспехи передавались в семье из поколения в поколение. Особенно большое внимание стали уделять доспехам с установлением военного правления сёгуната Камакура . Самураи придавали важное значение своему снаряжению, и в тот период ни один уважающий себя воин не обходился без хотя бы легкого доспеха харамаки , а кто был побогаче, тот покупал себе более тяжелый вариант - ёрои (или о-ёрои ). В комплект ёрои обычно входили: шлем с маской и защитой шеи, панцирь, наплечники, нарукавники, наголенники и обувь.

Корпус воина защищал панцирь ко , состоящий из большой нагрудной пластины и набрюшника - харамаки . Последний дал название упрощенному варианту доспехов, который носили небогатые самураи и пехотинцы асигару. Спину воина защищала еще одна пластина, скрепленная с ко и харамаки шнурами. К нижней части этой защиты - до - крепилась кожаная или металлическая юбка - кусадзури . Как и все доспехи, она состояла из нескольких прошнурованных полос. Плечи воина были прикрыты широкими наплечниками, выполненными в общей пластинчатой традиции, а на груди иногда делалось жестяное кольцо, к которому крепился колчан со стрелами. Все доспехи нередко обтягивались тканью или покрывались цветным лаком, что вкупе с разноцветными шнурами позволяло отличить своих самураев от воинов противника. Этой же цели служили укрепленные за спиной флаги.
В середине ХVI в. в производстве доспехов произошли некоторые изменения. Эпоха Сэнгоку дзидай с ее безостановочными войнами породила усовершенствованный вид снаряжения, получивший название "гусоку ". Гусоку не очень сильно отличались от ёрои, но были несколько легче и подвижнее за счет усовершенствования чешуйчатой техники. Появились специальные пластины на груди с изображением гербов, большие прямоугольные наплечники на обеих руках, связанные из продольных пластин. Предплечья были прикрыты кожаными или металлическими нарукавниками. Нижнюю часть корпуса прикрыл раздвоенный передник, который был короче старой металлической юбки. Его функцию защиты ног частично взяли на себя наголенники. Характерной особенностью гусоку было обилие бронзовых накладок и заклепок, а замша, которой обтягивались латы, чтобы уберечь их от сырости, покрывалась геометрическими рисунками и стилизованными изображениями растений. Самые богатые воины надевали к тому же поверх лат дорогие кимоно и прикрывались в походных условиях специальной накидкой.
Помимо лат в комплект ёрои обязательно входил металлический веер. Польза от него была несомненной. В жаркое время он использовался по прямому назначению, а в боевых условиях становился средством связи, сигнализации и управления войсками. Доспехи дополняла большая накидка - хоро , крепившаяся за спиной у всадника, чтобы вражеские стрелы не попали случайно в щель между пластинами его лат. Длиной хоро была около двух метров и крепилась на шее и талии самурая. Во время движения на лошади под порывами ветра хоро раздувалась, как парус, и гасила ударную силу стрелы при попадании в нее.

В конце IV - начале V века в Японию из Китая завезли лошадей. Если раньше в сражениях участвовала только пехота, то теперь к ним добавилась еще и конница, которая часто создавала решающий перевес в сражении. Всадники позаботились о защите коней. Корпус лошади обычно закрывался звериными шкурами, на груди крепились шнурами металлические пластины, а на голову животного одевалась рогатая маска. В период Эдо (1615 - 1868) только самураям определенного ранга разрешалось ездить верхом. Во время парадов, шествий и церемоний животные демонстрировали престиж и мощь своих владельцев.
Мастера, изготавливавшие военное снаряжение, пользовались большим почетом, почти таким же, как оружейники, ковавшие мечи. История донесла до нас имена наиболее выдающихся, таких как род Миотии , занимавшийся этим с ХIII в. С течением времени, а также в связи с изменением жизненного уклада самурайского сословия эти мастера меняли свой стиль. Пока шли войны, основное внимание было сконцентрировано не на богатстве украшения доспехов, а на их прочности и надежности. В мирное время, наоборот, главным стало декоративное оформление лат. То, что японские оружейники делали в тот период, по праву может считаться чудом военного и ювелирного искусств одновременно.
Шлем и маски самураев
Особенно замечательным произведением оружейного искусства был шлем - кабуто . Он склепывался из множества узких металлических пластин в форме колпака или полусферы. Сверху кабуто иногда покрывался лаком или тонким слоем керамики. Сзади к шлему прикреплялись несколько горизонтальных металлических пластин, защищавших шею владельца. Впереди на шлеме крепился козырек и держатель кувагата - отростков, напоминающих рога. Кувагата помимо эстетической несли и чисто практическую функцию - они ослабляли удары по шлему, работая как амортизаторы. Между ними крепились символические знаки, гербы или металлические зеркала, предназначенные для отпугивания злых духов. Изнутри шлем красился в красный цвет, а его верхушку венчала розетка с вентиляционным отверстием. На голове шлем крепился с помощью двух шнуров.


Лицо под шлемом защищала маска хоатэ или полумаска хаппури . Маска дополняла защиту головы и являлась как бы продолжением шлема. Она выполняла функцию дополнительной опоры при фиксации шлема на голове (ремни шлема для его надёжной фиксации, обвязывали вокруг специально вытянутого для этой цели подбородка маски). На "щеках" масок (это касается, прежде всего, масок типа мэмпо и сомэн ) также имелись крючки для более прочного крепления шнуров шлема. Шнур при правильном обвязывании соединял маску и шлем в одно целое. Поэтому маски не делались отдельно от шлема и заказывались только для конкретного человека.
Перед тем как надеть шлем, на голову повязывалась специальная повязка - хатимаки . А прежде чем надевать маску, между ней и подбородком подкладывался платок (или подушечка), называвшийся фукуса . Все эти меры смягчали возможные удары по шлему и маске. Маски делались из металла и кожи в их различных сочетаниях. Для того чтобы подчеркнуть преемственность поколений самураев, часто железные маски "старили", ускоряя процесс их ржавления, а затем – лакировали. Получалась новая – "старая" маска.
Виды масок
Мэн-гу – общий термин, обозначающий маски и полумаски в японском классическом доспехе. Существует пять основных видов мэн-гу по типу защиты лица (на рисунке располагаются слева направо):
Хаппури – маска, закрывающая лоб и щёки.
– полумаска, закрывающая только подбородок и нижнюю челюсть (очень редко – только подбородок).
Хоатэ – полумаска, защищающая подбородок и все щёки, но оставляющая открытыми нос, рот и глаза. Другое название – сару-бо ("морда обезьяны").
Мэмпо – полумаска, закрывающая всё лицо ниже глаз. Пластина, сделанная по форме носа крепилась так, что её можно было снять (на крючках или шарнирах). В таком случае мэмпо превращалась в хоатэ.
Сомэн – полная маска, защищавшая всё лицо. Иногда делалась из цельной пластины кожи или металла, но чаще состояла из нескольких съемных фрагментов (например, можно было удалить защиту носа или верхнюю часть маски).



Рассмотрим поподробнее каждый из видов мэн-гу.
Самураи периода Хэйан (794 – 1185) часто носили маску хаппури , привязанную вокруг лба под шлемом. Хаппури представляла собой лакированную или покрытую кожей пластину, закрывавшую лоб, виски и щеки. У некоторых были выступы ядомэ, приклепанные под прямым углом к нащечникам для отражения стрел. Маска хаппури и простая сложенная шапка из лакированной кисеи заменяли большинству слуг шлемы. Маска хаппури в тот период использовалась только пехотинцами асигару, часто и вовсе не имевшими шлема. К ней никогда не крепилась защита для горла, а в редких случаях с ней самураи надевали защитное латное ожерелье нодава .


– полумаска, закрывающая только подбородок и нижнюю челюсть (очень редко – только подбородок). Маска хамбо начинает появляться в XIV веке, а в XV-XVI вв. становится особенно популярной. К несомненным преимуществам полумаски хамбо относится удобство в ношении и лучший обзор, которого не давал ни один из типов мэн-гу. Полумаска хамбо оставалась частью парадного самурайского доспеха вплоть до 2 пол. XIX века.


Мэмпо – полумаска, закрывающая всё лицо ниже глаз. Мэмпо появилась примерно в конце XV века и сразу получила широкое распространение, использовалась самураями весь период Эдо (1603-1868), вплоть до 2 пол XIX века. Пластина, сделанная по форме носа, крепилась так, что её можно было довольно легко и быстро снять (на крючках или шарнирах). В таком случае мэмпо превращалась в хоатэ, давала больший обзор и, вообще, становилась более удобной. Однако очень часто использовался вариант мэмпо и без съемного носа. Именно мэмпо стала классическим образцом самурайской маски со всеми присущими ей типичными признаками: гипертрофированная гримаса, морщины, усы и бакенбарды, зубной оскал и открытый рот с застывшим боевым кличем.

Маска сомэн , закрывавшая все лицо, появилась в конце XV века. В конце периода Муромати (1333-1573) цельные маски не пользовались популярностью, поскольку ограничивали обзор и были еще не совсем удобны в использовании, однако к началу периода Эдо (1603-1868) маски сомэн нашли своих поклонников из числа самурайской знати. Маска сомэн использовалась состоятельными самураями вплоть до 2 пол XIX века.

Бамен - лошадиная маска, - которая защищает голову лошади, не закрывая глаза животного, впервые появилась в семнадцатом веке и использовалась в основном в военных шествиях. Бамен часто были сделаны из вареной кожи, которая была сформована и лакирована. Это восхитительно устрашающая маска в комплекте с рогами и золотыми клыками превращала лошадь в мифическое существо.

,

Традиционным японским шлемом принято считать Кабуто. Он, как правило, имел форму полусферы и состоял из нескольких металлических пластин или кожи, а в некоторых случаях шлемы изготавливали из комбинации этих двух материалов. На задней части кабуто крепили соединенные между собой лентами, изогнутые пластины, которые выполняли роль защиты для ушей и шеи. Как и многое японское военное снаряжение, шлем у средневекового японского самурая был предназначен не только для защиты бою, но и для определения статуса воина в обществе.

История самурайского шлема

Первый шлем самурая имел название сакаку-цуки кабуто, что переводится как «шлем бодающийся баран», который традиционно носили с доспехами танко. Его отличительной чертой является полоса, чем-то напоминающая гребень и протягивающаяся до лба, где в итоге она принимала форму клюва. В его состав входили две полосы согнутые в кольца, межу промежутками которых крепились прямоугольные, а иногда и треугольные пластины. На задней части шлема крепилась защиты для шеи.

После того как появился новый вид доспехов — кэйко, начали создавать другие типы шлемов, имеющие более округлую форму — мабидзаси-цуки кабуто (в переводе означает «шлем с козырьком»), которые были в обиходе с 5 по 10 век. Форма мабидзаси-цуки была скопирована с Китайских и Корейских шлемов. В нем не было гребневидной полосы, а вместо этого присутствовал горизонтальный козырек. На макушке находилась трубка, которая, скорее всего, выполняла роль украшения и крепилась к круглой пластине.

Войны из знатного рода, обычно украшали свой шлем позолоченными металлическими рогами. Такая традиция появилась в конце 12 века, и со временем размер таких рогов стал увеличиваться. Однако в их функции входило не только украшение шлема, но и устрашение врагов, а в промежутке между ними часто изображали гербы кланов или даже лица демонов.


Виды кабуто

Существует большое количество разновидностей японских шлемов, частично отличающихся друг от друга:

  • Хоси-кабуто
  • Кавари-кабуто
  • Дзунари-кабуто
  • Сайка-кабуто
  • Намбан-кабуто

Хоси-кабуто был создан в период Момояма и считается, что это самый ранний самурайский шлем. Носили его в комплекте с доспехами о-ёрой и состоял он из 12 сегментов, которые скреплялись выступающими декоративными заклепками.

Кавари-кабуто . Самым выделяющимся видом японского шлема за счет своей сложности и уникальности считается кавари-кабуто, который переводится как «фигурный» шлем. Практически все кавари-кабуто делались на заказ в одном экземпляре за счет его считались эксклюзивными и крайне редкими образцами. Позволить себе такой шлем могли только высокопоставленные лица, чаще всего это были военные командных чинов. Но и обычные солдаты могли носить подвиды кавари-кабуто: монари-кабуто- «шлем персик» и сиинари-кабуто — «шлем желудь».

Дзунри-кабуто в переводе звучит как «шлем, повторяющий форму головы» был очень распространен в период Эдо. В его состав входила пластина, идущая спереди назад, которая прикреплялась к ободу. В промежутках между креплениями располагались еще две пластины. Свою популярность он получит благодаря дешевой цене и простому дизайну.

Сайка-кабуто был назван так в честь города, в котором и был изобретен. Отличительной чертой этого шлема была восьми частная тулья, напоминающая конус. Снизу находился широкий венец, к которому крепились пластины. Чаще всего сайка-кабуто делали без козырька.

Намбан-кабуто был сделан по прототипу европейских шлемов, из-за чего и получил название «шлем южных варваров». Выглядел он как испанский кабассет, но декорированный и доработанный на азиатский лад японскими мастерами.

Защитные доспехи самурая обычно изготавливались из металла, состояли из нескольких отдельных частей (в среднем, около 20), которые были подвижно соединены друг с другом кожаными ремнями. Общий вес японских доспехов составлял порядка 12 - 15 килограмм, что позволяло воину сохранять скорость и подвижность в боевых условиях. Считается, что изготовление и применение доспехов японскими мастерами началось с V века нашей эры. Японские воины старались беречь свое снаряжение, часто оно передавалось по наследству. Наиболее ценным считались доспехи, которые «проявили» себя в бою.

По своему строению, доспехи самурая напоминали чешую рыбы. Края металлических пластин скреплялись таким образом, чтобы перекрывать друг друга. Туловище самурая было защищено панцирем, состоящим из набрюшной и нагрудной металлических пластин. Известно, что японская боевая традиция уделяет огромное значение защите живота (хара), и если воин не мог позволить себе полноценные доспехи, то «харамаки» (облегченный вариант панциря, прикрывающий живот) был обязателен для всех. Спина воина также прикрывалась металлической пластиной. Все три элемента защиты туловища были соединены кожаными ремнями. В нижней части панциря крепилась специальная юбка (кусадзури). Обычно она изготавливалась из кожи, богатые воины позволяли себе металлическую кусадзури, состоявшую из множества скрепленных ремнями пластинок. Плечи и большая часть предплечий воина прикрывались пластинами, которые сохраняли подвижность конечности, но могли выдержать попадание стрелы и даже удар мечом.

Самым дорогим атрибутом доспехов самурая являлся шлем (кабуто). Шлем изготавливался при помощи соединения (склёпки) нескольких металлических пластин. Прочность металла дополнялась специальным наклоном каждой пластины, что позволяло амортизировать мощные удары. Для защиты шеи использовались пластины, прикрепляемые к нижней части шлема. Обычно, шлем имел козырек и выступы в виде рогов. «Рога», кроме декоративной функции, играли роль дополнительной защиты от стрел и ударов меча. Многие кабуто имели съемную металлическую маску, защищавшую лицо воина. Однако маски закрывали обзор во время битвы, и японские самураи зачастую не использовали их. Для защиты ног дополнительно использовались удлиненные передники и наколенники. Доспехи японского воина были покрыты защитным лаком, имели множество опознавательных знаков (к которым относилась общая цветовая гамма доспехов, герб клана и родовой герб воина, знаки регалий, специальные флажки). Конные воины использовали специальную накидку, закрепленную на шее и поясе. Накидка амортизировала вражеские стрелы при движении на лошади.

В походных условиях доспехи воина хранились в деревянном ящике, бережно укрытые от влаги специальной тканью. В мирное время доспехи сохранялись в доме хозяина, периодически осматривались и покрывались защитным лаком.
В целом, можно сказать, что японские боевые доспехи являются уникальным произведением культуры, великолепно сочетающим в себе сугубо боевую, утилитарную функцию, с эстетическим компонентом. Именно поэтому, даже в сегодняшнее время доспехи японских рыцарей (самураев) притягивают к себе внимание взрослых и детей, мужчин и женщин.

Доспехи самурая разнообразны, ими называют множество разных защитных частей обмундирования, существовавших в Японии в разные периоды с отличающимся друг от друга строением. Как правило они изготавливались из металла и не имели слитную конструкцию, а состояли примерно из 20 деталей, которые соединялись кожаными ремнями или шелковыми лентами для большей подвижности. Вес доспехов в среднем составлял от 12 до 15 килограмм, что позволяло воину свободно перемещаться, не теряя своей скорости, на поле битвы. В японском военном костюме имелось множество отверстий для вентиляции, которые позволяли телу самурая свободно дышать, что крайне необходимо во влажном и жарком климате Японии. Одеть самурайские доспехи было непросто, для более комфортного и быстрого облачения была разработана целая система:

  • Одеть нижнее платье
  • Шапка и перчатки
  • Напульсники
  • Верхнее платье и защита на ноги
  • Обувь
  • Панцирь, защита для шеи
  • Шлем (обычно одевался в последний момент перед боем или торжественной церемонией)

Самурая тщательно ухаживали за своими доспехами старались их беречь, так как часто они передавались от отца к сыну.

В военное время доспехи хранились в ящике из дерева. Чтобы внутрь не попадала влага, они оббивались специальной тканью. В мирный период доспехи находились в доме своего хозяина, на одном из самых почетных мест. Периодически они доставались и покрывались антикоррозийным покрытием.

Доспехи несли на себе не только боевую функцию, но и являлись настоящим произведением искусства. Кроме того, они не были лишены эстетического компонента. Даже на сегодняшний день доспехи самураев продолжают быть предметом тщательного изучения.

Классические доспехи самурая

Самым известным классическим доспехом считается О-ёрой, что дословно переводится как «большой доспех». Раньше такие доспехи называли просто ёрой, но в период Эдо его название изменилось на такое, каким мы видим его сейчас.

Никто не знает, когда именно появились первые доспехи о-ёрой, но самый старый из существующих по сей день был создан еще в конце эпохи Хэйан. Первые письменные упоминания о подобных доспехах были примерно в 11 веке нашей эры.

Общий принцип создания доспехов О-ёрой подразумевал формирование гибкой полосы из металла или кожи. Она получила название кодзанэ, её длина составляла 30 см. Сверху получившаяся полоса перетягивалась кожей, а затем дополнительно покрывалась противокоррозионным лаком. Создавалось несколько полос, после чего они скреплялись шнуром из шелка или кожи. Такие шнуры получили название – одоси. Они не только выполняли связующую функцию, но несли декоративный смысл. Доспех, собранный по принципу О-ёрой имел форму короба.

Классические самурайские доспехи делали из железных пластинок или кожи, вид которых значительно менялся в разные исторические периоды. Так, например, для периода Гэмпэй характерны доспехи из больших пластинок размером примерно 6 — 7 см, в которых располагалось 13 небольших отверстий в два ряда. Через нижние отверстия продевали несколько кожаных шнурков, на которых располагалось от 25 до 3 пластинок в зависимости от размера. Через верхние отверстия продевали красочные нити, которые переплетали между собой более широкими лентами, что является отличительной особенностью Японских доспехов.

После того, как лучники лишились своей ведущей роли на поле битвы, о-ёрой также утратил свое значение. В дальнейшем его продолжали носить только военачальники, что показывало их особый статус в обществе. Производство доспехов продолжалось до падения сегуната Токугава. В некоторых кланах о-ёрой передается из поколения в поколения, являясь фамильной ценностью.


Составные части

Традиционно, в японские доспехи самурая входят:

  • из метала -хоатэ,и шлем — кабуто. Маску делали похожей на воина, которому она принадлежит, но, как правило, со страшным оскалом. На шлем одевались рога, а на шею пластины для защиты. В некоторых случаях шлем могли использовать как замену щита.
  • Панцирь, который состоит из двух пластин — передней и задней, юбки сделанной из метала либо кожи и защиты живота.
  • Нарукавники для защиты рук, и защита для ног.
  • Плащ длиной в 2 метра, который защищал от стрел те участки тела, которые не были защищены латами.
  • Тэссен — веер, в который встроены металлические спицы. Он использовался в бою для передачи сигналов. А в жаркое время он применялся для того, чтобы чувствовать себя комфортно при повышенной температуре.

Самой дорогостоящей частью японских доспехов считался шлем. Он состоял из нескольких пластин из металла, соединенных между собой. Прочность повышалась за счет специального расположения пластин под наклоном. Шею защищали такие же пластины, которые являлись продолжением шлема. На верхней части шлема располагались рога. Они сооружались не только с целью устрашения соперника, но и защищали воинов от устремляющихся на них стрел.

Разновидности масок

Маска была съемной, чаще всего её снимали во время боя, так как она закрывала обзор. Общий термин, обозначающий любую маску — мэн-гу. Всего существует пять разновидностей мэн-гу, различающихся типами защиты лица.

  • Хаппури;

Такой вид масок представлял собой металлическую пластину, которая защищала лоб, щеки и виски. Очень часто хаппури использовалась слугами в качестве полноценных шлемов. Её также одевали и пехотинцы. Защита для горла к такой маске не прикреплялась.

  • Хамбо;

Самое главное достоинство такой маски – удобство в носке. Она закрывала лишь подбородок и шею. Обзор в такой маске был полностью открыт, поэтому она пользовалась значительным спросом. Хамбо считается полумаской.

  • Мэмпо;

Эта полумаска закрывала практически все лицо, кроме области вокруг глаз. Мэмпо конструировалась таким образом, чтобы пластину, расположенную на носу можно было с легкостью снять. Но это практиковалось крайне редко. Маска имела достаточно выразительную гримасу, которая выражалась в боевом оскале, наличием усов и бакенбардов.

  • Сомэн;

Такая разновидность маски появилась в период правления Муромати. Она полностью закрывала лицо, именно поэтому сомэн не получила такой популярности, как другие мэн-гу.

  • Бамен;

Этот вид маски защищал не человеческую голову, а лошадиную Первое появление бамен датировано семнадцатым веком. Такая маска была изготовлена из вареной и лакированной кожи. Дополнительно маска украшалась клыками и рогами, что делало животное похожим на мифическое существо.

Многие историки считают, что традиция Японцев делать доспехи из пластин появилась в результате влияния европейских стран. Точно это не установлено поэтому данная тема является предметом дискуссий, однако в Японии создавались доспехи, созданные по прототипу европейских лат. Эти доспехи называли нанбан — до, что переводится как «доспех южных варваров».

Специалисты, создававшие доспехи, ценились практически также высоко, как и оружейники. В истории сохранились имена самых известных мастеров того времени — это род Миотии, который занимался созданием доспехов еще с 13 века. С каждым новым веком стиль мастеров менялся. Во время жестоких войн не уделялось особое внимание украшениям, главными атрибутами стали прочность материала, из которого делались латы. Созданные в тот период доспехи, считаются произведением военных и ювелирных искусств.

В продолжение темы:
Цветы

Еще в начале ноября аналитики убеждали всех, что победа Трампа на выборах заставит Федеральную резервную систему пересмотреть планы по повышению ставки, но на деле все вышло...

Новые статьи
/
Популярные