Чем отличается партия общественного движения. Политические партии и движения

    Цель полит. партии – борьба за получение, сохранение, расширение политической власти. Общественные движения могут возникать не в политике, а как организации, которые борются с какой-то проблемой. Политические движения стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении, что может заключаться, например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, изменения государственного устройства и политического режима, решения социальных проблем и т. д.

    Партия имеет закрепленное членство , официальные документы , регламентирующие ее деятельность (устав, программа). Общественное движение – более аморфное объединение. У них могут отсутствовать какие-либо официальные документы, они имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством.

    В отличие от партии общественное объединение не имеют строгой иерархий , то есть четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается. Как правило, в общественных движениях нет единственного лидера, который максимально полно выражал бы политические ценности движения и определял бы направления его деятельности, на роль руководителя политического движения постоянно претендуют различные политические лидеры, партии и организации, периодически перехватывающие друг у друга инициативу; политические движения ориентированы главным образом на инициативность своих участников. Они, как правило, не имеют стабильной организационной структуры, разветвленной организации с отделениями на местах, дисциплинированным подчинением нижестоящих ячеек вышестоящим органам и т.д.

    Для политических партий в большей степени характерна «партийная дисциплина», когда каждый член партии подчиняется ее целям – нередко в ущерб своим собственным интересам. Обязательным условием членства в политической партии является согласие с идеологией и политическими ценностями, которые отстаивает или пропагандирует данная партия. Для общественных движений совершенно не обязательно полное идеологическое единодушие его участников; главное, чтобы они имели некоторые общие цели.

    Партии претендуют на выражение общенациональных интересов, тогда как политические движения ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Однако несмотря на различия, политические партии и общественные движения схожи в главном - они обеспечивают выражение мнения определенных групп граждан и воздействуют на государственную власть, заставляя ее изменять свои установки. И иногда происходит процесс перехода из общественного движения в политическое движение и затем в политическую партию .

В ряде случаев, когда выдвинутые общественным движением задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существуют еще некоторые варианты взаимодействия партий и движений:

    Независимые общественно-политические движения не вступают в какие – либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. В глазах людей у движений как более аморфных образований, в отличие от партий, есть свои преимущества: нежелание быть разменной монетой в полит. играх; возможность свободного перехода из движения в движение; больше по душе широкая демократия общественных организаций; массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции.

    Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

    Партии могут брать под контроль, руководить движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы).

1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы

2. Общественные организации в политической системе общества

Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.

Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.

Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.

Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.

Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:

Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;

Партии предполагают идейную общность своих членов;

Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.

Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.

Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:

1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.

2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.

3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.

4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.

5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.

6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.

7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.

8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.

9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.

10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.

11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.

12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.

Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:

Функцию социального представительства;

Функцию социальной интеграции и социализации;

Функцию борьбы за политическую власть;

Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;

Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;

Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;

Функцию разработки и осуществления политического курса.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.

Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.

Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.

Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.

Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.

Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.

Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют

1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;

2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;

3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;

4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;

5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;

6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;

7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);

8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;

9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;

10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.

На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.

Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.

Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?

2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?

3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

4. Назовите основные функции политических партий.

5. Назовите основные критерии классификации политических партий.

6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.

7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.

8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?

9. К какому типу систем относится партийная система Украины?

10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?

11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".

12. Назовите функции общественных организаций и движений.

13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?

14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?

Темы для рефератов

1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.

2. Современные избирательные системы.

3. Политические движения, их генезис и типология.

Литература

1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10

2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1

3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -

4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //

Диалог, - 1990, - № 3-18

5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997

6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996

7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и

право, - 1992, - № 9

8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,

Школа при Посольстве России в Индонезии. Экстернат.

Кравченко А.И.Певцова Е.А. «Обществознание. 9 класс» , изд. «Русское слово», 2008 год

Итоговый тест за 2 четверть

1. Политическая партия отличается от общественного движения тем, что…

А) общественные движения политическими вопросами не занимаются

Б) в партиях есть членство, взносы и иерархия

В) В партиях нет постоянного количества членов

Г) в общественных движениях есть внутренняя структура

2. С какого возраста возможно участие в выборах?

А) с 14 лет, Б) с 16 лет, В) с 18 лет, Г) с 21 года

3. Кто может принять участие в выборах?

А) любой гражданин

Б) любой человек, достигший совершеннолетия

В) любой полностью дееспособный гражданин

Г) любой человек, уплачивающий налоги

4. Какой орган власти самый главный из перечисленных?

А) Федеральное собрание (парламент)

Б) Президент

В) Правительство

Г) Конституционный суд

Д) никакой, все равны перед Законом.

5. В республике парламентского типа…

А) нет Президента

Б) большая часть власти принадлежит Парламенту

В) Парламент назначается, а не избирается.

6. Демократия – это такой политический режим, когда…

А) вся власть принадлежит простому народу

Б) органы власти избираются народом и подотчетны народу

В) в стране республика, а не монархия

7. Право – это…

А) совокупность нормативных документов,

Б) наука о Законах

В) правила поведения

Г) возможность что-либо сделать, совершить

8. Человек совершает правонарушение тогда, когда…

А) нарушает норму права

Б) крадет что-либо

В) не выполняет свой моральный долг

9. С какого возраста возникает уголовная ответственность за преступления:

А) с 14 лет, Б) с 16 лет, В) с 18 лет

12. В правовом государстве главной является власть…

А) законодательная

Б) исполнительная

В) судебная

Г) есть три равных независимых власти

13. Конституция РФ – самый главный закон потому, что…

А) это самый большой по объему правовой документ

Б) в ней описаны полномочия Президента и Правительства

В) она устанавливает основные принципы государственного устройства и функционирования общества

Г) она определяет все права человека

14. Россия имеет государственное устройство:

А)конфедеративное, Б) федеративное, В) унитарное

15. Группа прав, обеспечивающих человеку свободу для активных действий, - это…

А) право на свободу собраний

Б) право на свободный труд

В) право на неприкосновенность жилища

Г) право свободно распространять информацию

16. Группа прав, обязывающая государство и общество заботиться о человеке, - это…

А) право на охрану здоровья

Б) право на жизнь

В) право на жилье

Г) право на достойный уровень жизни

(исключите неправильный вариант ответа)

Политические движения и их отличия от политических партий.

Политические движения – это относительно устойчивые, более или менее организованное объединение людей, которые создаются с целью оказания воздействия на государственную политическую систему. Политические движения от политических партий отличаются тем, что: * стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении; *имеют добровольное членство, необязательно полное идеологическое единодушие его участников; *отсутствует строгая иерархия, распределение функций между центром и периферией, единый лидер; *выражают частные интересы той или иной группы людей, тогда как партии претендуют на выражение общенациональных интересов.

Партийная система – это совокупность взаимодействий, в которую вступают партии в процессе своей деятельности. В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической системе общества, выделяют:

· Однопартийную политическую систему - характеризуется функционированием одной партии, которая со временем выводит из политической жизни все остальные политические партии. Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Однопартийную систему следует отличать от апартийности, при которой единственная партия сливается с государственной властью (СССР-КПСС). Границу между однопартийной политической системой и апартийностью установить достаточно сложно, так как однопартийные системы имеют тенденцию перерастать в апартийные. Однопартийная политическая система нередко сопровождается таким явлением как «искусственная многопартийность», при которой существует множество политических партий, связанных с национальными общностями и имеющих форму национальных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит лишь от одной партии (партии-гегемона), которая определяет деятельность и политическую активность партий – сателлитов.

· Двухпартийную систему – в обществе существуют две сильных партии, которые периодически приходят к власти, «обмен властью» осуществляется в результате выборов между двумя этими партиями. Устанавливается в экономически развитых странах. В зависимости от роли этих партий- аутсайдеров можно выделить две разновидности двухпартийной системы: *классическая двухпартийная система (США, Великобритания)– предполагает, что две сильные партии контролируют до 90 % электората ((избирателей), следовательно, не зависят от политических партий; * «система двух с половиной партий» или «модифицированная политическая система» - характеризуется тем, что ни одна из двух наиболее сильных политических партий не может прийти к власти лишь в силу своей популярности среди электората. Для этого им требуется поддержка третьей партии – «партии-аутсайдера», которая не может сама прийти к власти в любом случае (Германия).

· Многопартийную систему – характеризуется тем, что в ней существует конкуренция между многими партиями. Ни одна из которых не имеет преимущества перед другими. Формируется в развитых демократических странах (Италия, Франция и др.)

· Квазимногопартийную систему – фактически существует множество партий, способных реально влиять на политическую жизнь общества. Однако власть принадлежит лишь одной партии и никогда не переходит к другим. (Швеция, Япония). Такую систему, при которой фактически доминирует одна политическая партия, еще называют модифицированной многопартийной системой или коалицией доминирования. Квазимногопартийную систему следует отличать от искусственной многопартийности, при которой все партии кроме партии-гегемона не могут оказывать реального воздействия на политическую сферу.

В продолжение темы:
Другие

Психологической агрессии Способы противодействия информационно-психологи- ческой агрессии. Следует исходить из принципа, что лжегу- манная информационно-психологическая...

Новые статьи
/
Популярные