Троянское золото. Сокровища трои

В 1869 году Шлиман женился на гречанке Софье Энгастроменос, прекрасной, как Елена; вскоре она, так же как и он, с головой ушла в поиски страны Гомера - она делила с супругом и тягостный труд, и невзгоды. Раскопки начались в апреле 1870 года; в 1871 году Шлиман посвятил им два месяца, а в последующие за этим два года - по четыре с половиной месяца.

В его распоряжении была примерно сотня рабочих. Он трудился, не зная ни сна, ни отдыха, и ничто не могло задержать его в работе - ни коварная и опасная малярия, ни острая нехватка хорошей питьевой воды, ни несговорчивость рабочих, ни медлительность властей, ни неверие ученых всего мира, которые просто считали его дураком, ни многое другое, еще худшее.

В самой высокой части города стоял храм Афины, вокруг него Посейдон и Аполлон построили стену Пергама - так говорил Гомер. Следовательно, храм нужно было искать посредине холма; там же должна была находиться возведенная богами стена. Разрыв вершину холма, Шлиман обнаружил стену. Здесь он нашел оружие и домашнюю утварь, украшения и вазы - неоспоримое доказательство того, что на этом месте был богатый город. Но он нашел и кое-что другое, и тогда впервые имя Генриха Шлимана прогремело по всему свету: под развалинами Нового Илиона он обнаружил другие развалины, под этими - еще одни: холм походил на какую-то чудовищную луковицу, с которой нужно было снимать слой за слоем. Как можно было предположить, каждый из слоев относился к определенной эпохе. Жили и умирали целые народы, расцветали и гибли города, неистовствовал меч и бушевал огонь, одна цивилизация сменяла другую - и каждый раз на месте города мертвых вырастал город живых.

Каждый день раскопок приносил новую неожиданность. Шлиман предпринял свои раскопки для того, чтобы разыскать гомеровскую Трою, но за сравнительно небольшой период он и его помощники нашли не менее семи исчезнувших городов, а позднее еще два - девять окон в прошлое, о котором до того времени ничего не знали и даже не подозревали!

Но какой из этих девяти городов был Троей Гомера, городом героев, городом героической борьбы? Было ясно, что нижний слой относится к отдаленнейшим временам, что это самый древний слой, настолько древний, что людям той эпохи было еще неизвестно употребление металлов, а верхний слой, очевидно, самый молодой; здесь и должны были сохраниться остатки того Нового Илиона, в котором Ксеркс и Александр совершали свои жертвоприношения.

Шлиман продолжал свои раскопки. Во втором и третьем слоях снизу он обнаружил следы пожара, остатки гигантских валов и огромных ворот. Без колебаний он решил: эти валы опоясывали дворец Приама, эти ворота были Скайскими воротами.

Он открыл бесценные сокровища с точки зрения науки. Из всего того, что он отсылал на родину и передавал на отзыв специалистам, постепенно все яснее вырисовывалась картина жизни далекой эпохи во всех ее проявлениях, представало лицо целого народа.

Это был триумф Генриха Шлимана, но одновременно и триумф Гомера. То, что считалось сказками и мифами, то, что приписывалось фантазии поэта, на самом деле когда-то было действительностью - это было доказано».

«Дело было утром жаркого дня. Шлиман вместе со своей супругой наблюдал за обычным ходом раскопок, не слишком рассчитывая найти что-либо новое, но все же, как всегда, полный внимания. На глубине около 28 футов была обнаружена та самая стена, которую Шлиман принимал за стену, опоясывавшую дворец Приама. Внезапно взгляд Шлимана привлек какой-то предмет; он всмотрелся и пришел в такое возбуждение, что дальше действовал уже словно под влиянием какой-то потусторонней силы. Кто знает, что предприняли бы рабочие, если бы они увидели то, что увидел Шлиман? «Золото...» - прошептал он, схватив жену за руку. Она удивленно уставилась на него. «Быстро, - продолжал он, - отошли рабочих домой, сейчас же!» - «Но...» - попробовала было возразить красавица гречанка. «Никаких но, - перебил он ее, - скажи им все, что хочешь, скажи, что у меня сегодня день рождения и я только что об этом вспомнил, пусть идут празднуют. Только быстрее, быстрее!..»

Рабочие удалились. «Принеси твою красную шаль!» - крикнул Шлиман и прыгнул в раскоп. Он работал ножом, словно одержимый, не обращая внимания на огромные каменные глыбы, грозно нависшие над его головой. «В величайшей спешке, напрягая все силы, рискуя жизнью, ибо большая крепостная стена, которую я подкапывал, могла в любую минуту похоронить меня под собой, я с помощью большого ножа раскапывал клад. Вид всех этих предметов, каждый из которых обладал колоссальной ценностью, придавал мне смелость, и я не думал об опасности».

Матово поблескивала слоновая кость, звенело золото...

Жена Шлимана держала шаль, наполняя ее постепенно сокровищами необычайной ценности. Сокровища царя Приама! Золотой клад одного из самых могущественных царей седой древности, окропленный кровью и слезами: украшения, принадлежавшие людям, подобным богам, сокровища, пролежавшие три тысячи лет в земле и извлеченные из-под стен семи исчезнувших царств на свет нового дня! Шлиман ни минуты не сомневался в том, что он нашел именно этот клад. И лишь незадолго до его смерти было доказано, что в пылу увлечения он допустил ошибку. Что Троя находилась вовсе не во втором и не в третьем слое снизу, а в шестом и что найденный Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама.

Таясь, словно воры, Шлиман и его жена осторожно перенесли сокровища в стоявшую неподалеку хижину. На грубый деревянный стол легла груда сокровищ: диадемы и застежки, цепи и блюда, пуговицы, украшения, филигрань. «Можно предположить, что кто-либо из семьи Приама в спешке уложил сокровища в ларь, так и не успев вынуть из него ключ, и попытался их унести, но погиб на крепостной стене от руки врага или был настигнут пожаром. Брошенный им ларь был сразу же погребен под обломками стоявшей неподалеку дворцовой постройки и пеплом, образовавшими слой в пять-шесть футов». И вот фантазер Шлиман берет пару серег, ожерелье и надевает эти старинные тясячелетние украшения двадцатилетней гречанке - своей красавице жене. «Елена...» - шепчет он.

Но как поступить с кладом? Шлиман не сможет сохранить находку в тайне, слухи о ней все равно просочатся. С помощью родственников жены он весьма авантюристическим образом переправляет сокровища в Афины, а оттуда на родину. И когда по требованию турецкого посла его дом опечатывают, чиновники не находят ничего - золота и след простыл.

Можно ли назвать его вором? Законодательство Турции допускает различные толкования вопроса о принадлежности античных находок, здесь царит произвол. Стоит ли удивляться тому, что человек, который ради осуществления своей мечты перевернул всю свою жизнь, попытался спасти для себя и тем самым для европейской науки золотой клад? Разве за семьдесят лет до этого Томас Брюс, лорд Эльджин и Конкардин не поступили так же? Афины в те времена еще принадлежали Турции. В фирмане, полученном лордом Эльджином, содержалась следующая фраза: «Никто не должен чинить ему препятствий, если он пожелает вывезти из Акрополя несколько каменных плит с надписями или фигурами».

Эльджин очень широко истолковал эту фразу: он отправил в Лондон двести ящиков с архитектурными деталями Парфенона. В течение нескольких лет продолжались споры о праве собственности на эти великолепные памятники греческого искусства. 74 240 фунтов стоила лорду Эльджину его коллекция, а когда в 1816 году декретом парламента она была приобретена для Лондонского музея, ему заплатили 35 000 фунтов, что не составило и половины ее стоимости.

Найдя «сокровища царя Приама», Шлиман почувствовал, что достиг вершины жизни. Можно ли было после такого успеха рассчитывать на что-нибудь большее?»

«Да, во время своих первых раскопок Шлиман допустил серьезные ошибки. Он уничтожил ряд древних сооружений, он разрушил стены, а все это представляло определенную ценность. Но Эд. Майер, крупнейший немецкий историк, прощает ему это. «Для науки, - писал он, - методика Шлимана, который начинал свои поиски в самых нижних слоях, оказалась весьма плодотворной; при систематических раскопках было бы очень трудно обнаружить старые слои, скрывавшиеся в толще холма, и тем самым ту культуру, которую мы обозначаем как троянскую».

Трагической неудачей было то, что именно первые его определения и датировки почти все оказались неверными. Но когда Колумб открыл Америку, он считал, что ему удалось достичь берегов Индии, - разве это умаляет хоть сколько-нибудь его заслуги?»


Из книги: К.В. Керам. «Боги. Гробницы. Ученые»

«Британская империя умерла. Как и эпоха культурных трофеев», – такими словами заканчивается статья английского арт-критика Джонатана Джонсона в The Guardian . Ему вторит Дж. Дж. Чарльзворт в Art Review : сам факт референдума в Шотландии показал, что система Британской империи безнадежно устарела и пора оставить свои политические иллюзии, а заодно и все притязания на доминирование в арт-сфере. Древнегреческие статуи, которые последние 150 лет находятся в Британском музее, называют не иначе как «награбленными трофеями». Отсюда и развернувшаяся в стране кампания по возвращению антиков на родину.

Сейчас в Европе начинается вторая волна реституций. Вопрос возвращения предметов искусства, незаконно вывезенных из завоеванных стран, также остро стоит во Франции и Германии. Впрочем, было бы ошибочно считать это только европейской проблемой: Япония тоже была вынуждена вернуть Южной Корее около 1400 произведений. Такая тенденция объясняется глобализацией, когда национальная идея ставится ниже межгосударственных интересов.

В России ситуация иная. После Второй мировой войны советские войска вывезли огромное количество произведений из музеев и частных коллекций Третьего Рейха. Позже, в 1955 году СССР вернул картины музеям Восточной Германии и стран, подписавших Варшавский договор. Экспонаты из ФРГ долгое время хранились в Москве, Ленинграде и Киеве под грифом «Секретно», хотя остальные страны-победители уже отдали большинство вывезенного. Как истинная империя, Советский Союз не считался с мнением европейской общественности. Только в 1992 году Гельмут Коль и Борис Ельцин начали обсуждать возможности возвращения в Германию вывезенных произведений. Однако на этой стадии все и закончилось: в 1995 году Россия наложила мораторий на реституцию.

Проблема возвращения произведений, которая стоит в Западной Европе, распространяется только на плоскость послевоенных трофеев, в то время как в России все намного сложнее. После революции советские музеи обогатились за счет частных «раскулаченных» коллекций. Поэтому критики реституции опасаются, что при передаче вещей иностранным наследникам, российские потомки коллекционеров смогут заявить о своих правах. Так что можно с уверенностью сказать, что предметы, приведенные ниже в списке, останутся в отечественных музеях навсегда.

«Неведомые шедевры» в Государственном Эрмитаже

Работы французских художников XIX – XX веков из собраний Отто Кребса и Отто Герстенберга во время Второй мировой войны были спрятаны, а затем вывезены в Советский Союз. Много картин из коллекции было возвращено Германии, но часть находится в Эрмитаже.

Центральное место занимают работы импрессионистов и постимпрессионистов. Это Эдуард Мане, Клод Моне, Камиль Писсарро, Винсент Ван Гог, Поль Сезанн – всего более 70 полотен художников первой величины.

Пабло Пикассо «Абсент», 1901 год

Эдгар Дега «Сидящая танцовщица», 1879-1880 гг.

Балдинская коллекция графики в Государственном Эрмитаже

Коллекция состоит из более чем 300 рисунков таких известных западноевропейских художников, как Дюрер, Тициан, Рембрандт, Рубенс и Ван Гог. Собрание было случайно найдено советскими солдатами в одном из замков, куда его перевезли из бременского Кюнстхалле. Капитан Балдин спас драгоценные листы от расхищения и отправил их в Москву. Сейчас они находятся в Эрмитаже.

Альбрехт Дюрер «Женская баня», 1496


Винсент Ван Гог «Кипарисы в звездную ночь», 1889 год

Коллекция Франса Кенигса в Пушкинском музее

Банкир Франс Кенигс был вынужден продать свою богатую коллекцию рисунков старых мастеров, и к началу Второй мировой войны она оказалась в Дрезденской галерее, откуда и была вывезена советскими войсками. Вплоть до начала 1990-х годов рисунки тайно хранились в Москве и Киеве. Затем, в 2004 году, Украина передала наследникам хранившиеся у нее листы. Москва же не уступает: 307 рисунков находятся в Пушкинском музее.


Рисунок работы Питера Пауля Рубенса


Рисунок работы Рембрандта ван Рейна

«Золото Шлимана» в Пушкинском музее и Государственном Эрмитаже

Предметы были найдены немецким археологом Генрихом Шлиманом во время раскопок Трои в 1872–1890 годах. Коллекция состоит из 259 вещей, датированных 2400 – 2300 годами до н. э. Предметы из золота, серебра, бронзы и камня до войны хранились в Берлине. Сейчас самые ценные из них находятся в Пушкинском музее, остальные – в Эрмитаже, и вряд ли что-то изменится. Ирина Антонова, бывший директор Пушкинского музея, так сказала о реституции: «Пока у нас будет золото Трои, немцы будут помнить, что была война и что они ее проиграли».

Большая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.


Малая диадема, 2400 – 2200 годы до н.э.

Библии Гутенберга в Российской государственной библиотеке и библиотеке МГУ

Европейское книгопечатание зародилось в Германии в XV веке. Иоган Гутенберг в середине 1440-х годов в городе Майнце выпустил первую книгу – 42-х строчную Библию. Ее тираж составил 180 экземпляров, однако к 2009 году их сохранилось всего 47 штук. Кстати, один лист этой книги стоит 80 тысяч долларов.

Советские войска вывезли две Библии из Лейпцига. Одна из них хранится в библиотеке МГУ, а о существовании другой власти объявили лишь в 1990-е. Этот экземпляр находится в Российской государственной библиотеке.


София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог

Эта полудетективная история произошла в конце XIX в., когда коммерсант и археолог-любитель Генрих Шлиман, со дня рождения которого 6 января исполняется 195 лет, на раскопках в Турции обнаружил руины древнего города Трои. На тот момент описанные Гомером события считались мифическими, а Троя – плодом вымысла поэта. Поэтому обнаруженные Шлиманом доказательства реальности артефактов древнегреческой истории произвели в научном мире настоящий фурор. Однако, большинство ученых мужей называли Шлимана лжецом, авантюристом и шарлатаном, а найденный им «клад Приама» – подлогом.


Генрих Шлиман

Многие факты биографии Генриха Шлимана выглядят неправдоподобно, многие эпизоды были им явно приукрашены. Так, Шлиман утверждал, что поклялся найти Трою еще в восьмилетнем возрасте, когда отец подарил ему книгу с мифами о Трое. С 14 лет подросток вынужден был трудиться в бакалейной лавке. Потом он работал в Амстердаме, изучал языки, открыл свое дело. В 24 года стал представителем торговой компании в России. Он вел дела настолько успешно, что к 30 годам уже был миллионером. Шлиман основал свою фирму, начал инвестировать в бумажное производство. Во время крымской войны, когда особым спросом пользовались синие мундиры, Шлиман стал монополистом в производстве краски индиго – натурального красителя синего цвета. Кроме того, он поставлял в Россию селитру, серу и свинец, что во время войны также приносило немалые доходы.

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист?

Его первой женой стала племянница богатого русского купца, дочь юриста Екатерина Лыжина. Жена не разделяла страсти мужа к путешествиям, не интересовалась его увлечениями. В конце концов брак распался, при этом Лыжина не давала ему развода, и Шлиман развелся с ней заочно, в США, где это позволяли местные законы. С тех пор путь в Россию был ему закрыт, так как тут он считался двоеженцем.


Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана

Своей второй женой Шлиман видел только гречанку, поэтому отправил всем друзьям-грекам письма с просьбой подыскать ему невесту «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую». И такая нашлась – это была 17-летняя София Энгастроменос.

Раскопки на холме Гиссарлык

Место раскопок археолог определил по тексту «Илиады» Гомера. Впрочем, о холме Гиссарлык, как предполагаемом месте древнего города, говорили и до Шлимана, но именно его поиски увенчались успехом. Историю о том, как в 1873 г. был найден «клад Приама», Шлиман выдумал сам. По его версии, они вдвоем с женой находились на раскопках, и когда обнаружили сокровища, жена завернула их в свой платок (только золотых изделий там было 8700!) и вынесла тайком от рабочих, чтобы они не разграбили клад. При этом точной даты и точного места находки не сообщалось. А позже Шлиман вывез драгоценности из Турции, спрятав их в корзинках из-под овощей. Как оказалось, жены археолога на тот момент, вообще, не было в Турции, а знаменитая фотография Софии с золотыми украшениями из найденного клада была сделана позже, уже в Афинах. Других свидетелей находки не оказалось.

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены

Драгоценности, которые Шлиман назвал «кладом Приама», на самом деле относились к другой эпохе – за тысячу лет до Приама. Клад оказался гораздо более древним по возрасту, чем микенская культура. Впрочем, стоимости находки этот факт не умаляет. Ходили слухи, что клад не целостен и собран за годы раскопок из разных слоев или же, вообще, куплен по частям у антикваров.


Троянские сокровища в Пушкинском музее

Шлиман, действительно, нашел Трою либо какой-то другой древний город, который существовал за тысячу лет до Приама. На Гиссарлыке обнаружили 9 напластований, принадлежащих разным эпохам. В спешке Шлиман снес культурные слои, лежащие над городом Приама, без их детального изучения, и сильно повредил нижние слои, чего ему не мог простить научный мир.

На выставке троянских сокровищ в Бонне

Археолог заявил, что отдаст «сокровища Трои» любой стране, которая согласится основать музей его имени. Греки, американцы, итальянцы и французы отвергли его предложение, в России о двоеженце никто и слышать не хотел, а вот в Германии приняли в дар троянский клад, но разместили его не в музее Трои имени Шлимана, который так никогда и не был создан, а в берлинском Музее первобытной и древней истории.

Троянские сокровища в Пушкинском музее


Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах

В современном мире до сих пор идет «Троянская война» за право обладать «кладом Приама». В 1945 г. сокровища были тайно вывезены из Германии в СССР, и только в 1993 г. этот факт был официально признан. Согласно закону о реституции «сокровища Трои» были объявлены российской собственностью. При этом скептики до сих пор высказывают мнения о том, что никакой Трои на холме Гиссарлык не было, а обнаруженное средневековое османское поселение не дает оснований называть его Троей.

Генрих Шлиман

by Записки Дикой Хозяйки

Эта полудетективная история произошла в конце XIX в., когда коммерсант и археолог-любитель Генрих Шлиман, со дня рождения которого 6 января исполняется 195 лет, на раскопках в Турции обнаружил руины древнего города Трои. На тот момент описанные Гомером события считались мифическими, а Троя – плодом вымысла поэта. Поэтому обнаруженные Шлиманом доказательства реальности артефактов древнегреческой истории произвели в научном мире настоящий фурор. Однако большинство ученых мужей называли Шлимана лжецом, авантюристом и шарлатаном, а найденный им «клад Приама» – подлогом.

София Шлиман с украшениями из *клада Приама* и ее знаменитый муж-археолог

Генрих Шлиман

Многие факты биографии Генриха Шлимана выглядят неправдоподобно, многие эпизоды были им явно приукрашены. Так, Шлиман утверждал, что поклялся найти Трою еще в восьмилетнем возрасте, когда отец подарил ему книгу с мифами о Трое. С 14 лет подросток вынужден был трудиться в бакалейной лавке. Потом он работал в Амстердаме, изучал языки, открыл свое дело. В 24 года стал представителем торговой компании в России. Он вел дела настолько успешно, что к 30 годам уже был миллионером. Шлиман основал свою фирму, начал инвестировать в бумажное производство. Во время крымской войны, когда особым спросом пользовались синие мундиры, Шлиман стал монополистом в производстве краски индиго – натурального красителя синего цвета. Кроме того, он поставлял в Россию селитру, серу и свинец, что во время войны также приносило немалые доходы.

Генрих Шлиман – археолог или авантюрист?

Его первой женой стала племянница богатого русского купца, дочь юриста Екатерина Лыжина. Жена не разделяла страсти мужа к путешествиям, не интересовалась его увлечениями. В конце концов брак распался, при этом Лыжина не давала ему развода, и Шлиман развелся с ней заочно, в США, где это позволяли местные законы. С тех пор путь в Россию был ему закрыт, так как тут он считался двоеженцем.

Слева – Генрих Шлиман. Справа – свадьба Софии Энгастроменос и Генриха Шлимана

Своей второй женой Шлиман видел только гречанку, поэтому отправил всем друзьям-грекам письма с просьбой подыскать ему невесту «типично греческого облика, черноволосую и, по возможности, красивую». И такая нашлась – это была 17-летняя София Энгастроменос.

Раскопки на холме Гиссарлык

Место раскопок археолог определил по тексту «Илиады» Гомера. Впрочем, о холме Гиссарлык как предполагаемом месте древнего города говорили и до Шлимана, но именно его поиски увенчались успехом. Историю о том, как в 1873 г. был найден «клад Приама», Шлиман выдумал сам. По его версии, они вдвоем с женой находились на раскопках, и когда обнаружили сокровища, жена завернула их в свой платок (только золотых изделий там было 8700!) и вынесла тайком от рабочих, чтобы они не разграбили клад. При этом точной даты и точного места находки не сообщалось. А позже Шлиман вывез драгоценности из Турции, спрятав их в корзинках из-под овощей. Как оказалось, жены археолога на тот момент вообще не было в Турции, а знаменитая фотография Софии с золотыми украшениями из найденного клада была сделана позже, уже в Афинах. Других свидетелей находки не оказалось.

Находки Шлимана и знаменитое фото его жены

Драгоценности, которые Шлиман назвал «кладом Приама», на самом деле относились к другой эпохе – за тысячу лет до Приама. Клад оказался гораздо более древним по возрасту, чем микенская культура. Впрочем, стоимости находки этот факт не умаляет. Ходили слухи, что клад не целостен и собран за годы раскопок из разных слоев или же вообще куплен по частям у антикваров.

Шлиман действительно нашел Трою либо какой-то другой древний город, который существовал за тысячу лет до Приама. На Гиссарлыке обнаружили 9 напластований, принадлежащих разным эпохам. В спешке Шлиман снес культурные слои, лежащие над городом Приама, без их детального изучения, и сильно повредил нижние слои, чего ему не мог простить научный мир.

На выставке троянских сокровищ в Бонне

Археолог заявил, что отдаст «сокровища Трои» любой стране, которая согласится основать музей его имени. Греки, американцы, итальянцы и французы отвергли его предложение, в России о двоеженце никто и слышать не хотел, а вот в Германии приняли в дар троянский клад, но разместили его не в музее Трои имени Шлимана, который так никогда и не был создан, а в берлинском Музее первобытной и древней истории.

Троянские сокровища в Пушкинском музее

Золотые предметы из находок Шлимана в Микенах

В современном мире до сих пор идет «Троянская война» за право обладать «кладом Приама». В 1945 г. сокровища были тайно вывезены из Германии в СССР, и только в 1993 г. этот факт был официально признан. Согласно закону о реституции «сокровища Трои» были объявлены российской собственностью. При этом скептики до сих пор высказывают мнения о том, что никакой Трои на холме Гиссарлык не было, а обнаруженное средневековое османское поселение не дает оснований называть его Троей.

«КЛАД ПРИАМА»: МИСТИКА, ДЕТЕКТИВ И СПАСЕНИЕ СОКРОВИЩ

Поэмы Гомера - не миф. Я докажу - ломом и лопатой, - что они основаны на историческом факте

Г. Шлиман

Профессиональные археологи хорошо знают, что самые интересные находки бывают в конце полевого сезона и очень часто в последний день исследований. И действительно, жизнь, как правило, подтверждает эту примету: наиболее неожиданные открытия нередко происходят согласно этой примете. Подобные случаи были и в моей полевой практике, но мало кто знает, что самое выдающееся открытие в археологии XIX века также произошло практически в день завершения раскопок.

Раскопки в Трое (фото XIX века)

Начиная с апреля 1870 года Г. Шлиман копал, руководствуясь в основном интуицией и своими представлениями о Трое. Раскопки продолжились на второй год, и на третий, когда в нижней части культурного слоя обнаружились мощные фундаменты со следами пожара. Казалось бы, цель достигнута, но наступает обычное в таких случаях душевное опустошение и угнетенное состояние. В эти дни он пишет своему русскому сыну Сергею: «Вот уже три года продолжаются наши раскопки. Мы извлекли из недр Илиона целый музей в высшей степени замечательных, никогда прежде не виданных древностей. Но теперь я устал, и поскольку достиг цели и осуществил великую идею моей жизни, то 15 июня я прекращаю раскопки здесь, в Трое, навсегда». До конца намеченного срока остается несколько дней. И вновь очередной подарок судьбы!

Со слов Г. Шлимана, дело было так. Откопав желанную Трою, он решил завершить работу 15 июня 1873 года и уехать домой, чтобы засесть за составление полевого отчета. И вот за сутки до этого, 14 июня, произошло то, что впоследствии привело в восторг весь цивилизованный мир - он нашел то, что увенчало всю его работу - «клад царя Приама»!

В этот день Генрих и Софья наблюдали за завершением раскопок. Он спускается в глубокую траншею, чтобы еще раз осмотреть стены и убедиться в правоте своих выводов. Неожиданно на глубине 8,5 метра прямо перед ним… отваливается кусок земли, и Г. Шлиман видит в стене покрытый зеленью странный предмет, под которым сверкает… золото! Давайте теперь представим это событие. Золото появляется перед человеком, который одержим идеей доказать открытие легендарного города. Происходит это прямо перед ним и именно в тот момент, когда он осматривает стены раскопа. И больше никто эту находку не видит. Мистика! Разве такое бывает в жизни? Оказывается, бывает.

Прожженный коммерсант сразу же понимает значение находки и смотрит наверх. К счастью, никто из многочисленных рабочих не обращает внимания на небольшой обвал внизу. Он сразу же принимает решение и распускает рабочих по домам. В качестве предлога объявляет, что сегодня у него праздник - день рождения, который он собирается отметить. Все удивлены - всего лишь 8 часов утра, и раскопки только начались. Но когда Софья заявляет, что все получат деньги за полный рабочий день, рабочие с поздравлениями расходятся по домам, не подозревая о сокровищах. Тайну открытия удалось сохранить, что само по себе тоже поразительно!

Супруги остаются вдвоем и осматривают обвал. Вещи находятся в твердом, как камень, слое красной золы, а прямо над ними возвышается мощная крепостная стена высотой 6 метров. Рискуя жизнью, Г. Шлиман залезает под стену и начинает расчистку. Первым он достает странный медный предмет, который оказывается овальным щитом длиной в полметра. Затем находки появляются как из рога изобилия: золотые и серебряные кубки, вазы, чаши и слитки, медные топоры, кинжалы и ножи…

Впоследствии он так описал происшедшее: «В величайшей спешке, напрягая все силы, рискуя жизнью, ибо большая крепостная стена, которую я подкапывал, могла в любую минуту похоронить меня под собой, я с помощью большого ножа раскапывал клад. Вид этих предметов, каждый из которых обладал колоссальной ценностью, придавал мне смелости, и я не думал об опасности». Заворачивая находки в шаль, верная жена тайком проносит их в маленький домик, стоящий неподалеку от места раскопа. Там их рассматривают за задернутыми занавесками.

Вскоре столы в комнате наполняются сокровищами невероятной ценности. Супруги не сомневаются - это «клад Приама», последнего царя Трои. На столе лежали килограммы драгоценностей: золотой флакон весом 403 грамма, посуда из серебра, электра и меди, различные предметы из слоновой кости и полудрагоценных камней… Рассматривая большую серебряную чашу, Софья заглядывает внутрь и высыпает из нее содержимое. Перед изумленной парой выпадают диадемы, цепочки, браслеты, серьги, перстни, пуговицы и бесчисленное множество мелких украшений из чистого золота. «Это сокровища Елены!» - убежден Г. Шлиман.

Опись находок продолжалась всю ночь и закончилась лишь к утру. Согласно одному из источников, она включала: 27 259 изделий из бронзы, серебра и золота! Клад состоял из 13 сосудов, из которых 8 были изготовлены из драгметаллов, 3 золотых слитков, 29 орудий труда и 8 копий из бронзы. В него также входили 2 великолепные золотые диадемы (большая из 16 441 и малая - из 2211 деталей), 6 браслетов, 16 подвесок, 44 бляшки, 870 колец и более 60 серег из 158 деталей. Всего полтора килограмма только золота! И всем этим драгоценным находкам было более трех тысяч лет. Впоследствии сам Г. Шлиман оценил их в один миллион рублей. Все они находились под углом строения, которое немедленно было названо «домом Приама»

Через три дня, 17 июня 1873 года, раскопки прекращаются. Согласно договору, заключенному с османским правительством, половину находок необходимо было передать Турции. Но Генрих и Софья решают нарушить договор и вывезти клад в Европу. Совершенно справедливо они полагают, что нет никакой гарантии его сохранности турецкой стороной. К тому же они узнают, что неверные рабочие обнаружили еще один клад, который утаили и полностью расхитили. Решение принято, и при помощи верных помощников «сокровища Приама» нелегально покидают пределы Турции. По одной версии, в корзинах с овощами, подругой, в шести ящиках. Они были тайно погружены на зафрахтованное греческим консулом судно, которое первоначально доставило их на остров Силос (Киклады), а затем другой корабль привез в Афины. Классическая контрабандная операция. С другой стороны, это была редчайшая в истории контрабанда во имя науки.

Золотой флакон из «клада Приама»

В Греции родственники Софьи прятали драгоценные кубки, диадемы и серьги на своих фермах: в амбарах, садовых домиках и даже в дупле дерева. Спустя некоторое время Г. Шлиман все же объявляет о своей находке, готовит и издает солидный труд на трех языках. Через несколько лет после жарких споров станет ясно, что обнаруженный клад является одной из наиболее значительных археологических находок человечества.

В дальнейшем Г. Шлиман продолжал исследования еще 16 лет - до 1890 года. Кроме Гиссарлыка, он вел раскопки в Микенах, на острове Итака, в Орхомене и Тиринфе. И вновь невероятное везение. В 1876 году в «златообильных», по определению Гомера, Микенах он делает не менее поразительные открытия: среди прочего находит пять шахтообразных гробниц с массой драгоценностей. Он обнаруживает в них посмертные золотые маски, короны и диадемы, браслеты и бляхи, перстни с изображениями охоты и сражений и бронзовые мечи, кубки для вина и золотые пуговицы, фигурки идолов и множество других уникальных изделий. Древнее золото измеряется килограммами. Эти находки Г. Шлиман по традиции приписывает известным участникам Троянской войны - царю Агамемнону и его спутникам. Только простое перечисление обнаруженных в Микенах сокровищ занимает 206 страниц убористого текста. Кто из профессиональных археологов, за исключением египтолога Г. Картера, может похвастать таким изобилием находок из благородных металлов? А это ведь только часть из открытий увлеченного любителя!

Раскопанные Г. Шлиманом «златообильные Микены»

И теперь внимание. Всего лишь за 20-летнюю научную деятельность Г. Шлиманом было найдено 129 кладов! В среднем по 6 кладов в год. В них находилось более 40 000 находок! Можно с уверенностью утверждать, что это феноменальное достижение в мировой археологии, которое невозможно объяснить только одним везением. И что самое поразительное: он не ставил перед собой цели найти клады, но они с завидной регулярностью открывались ему во время раскопок! Несмотря на великие открытия XIX и XX веков, ни один археолог не находил такого количества кладов с золотыми изделиями и уникальными произведениями искусства.

Благодаря ему и его открытиям археология стала в Европе модной и престижной наукой, а у Г. Шлимана появилось множество продолжателей. Поразительно, но факт: в последующие годы только в Месопотамии было найдено 580, а в Леванте - 700 древних кладов!

Но золото крайне опасный металл. Столь счастливые и необъяснимые находки многочисленных кладов и сокровищ не могли пройти бесследно. Даже для бескорыстного человека, который сам финансировал проводимые исследования. Гром все-таки грянул!

Из книги Берия. Преступления, которых не было автора Прудникова Елена Анатольевна

ЧАСТЬ 3. КРЕМЛЕВСКИЙ ДЕТЕКТИВ. По узости нашего мышления мы даже не в силах уразуметь, в чем, собственно, состоит разница между политическим деянием и уголовным, тем более что их и впрямь легко спутать… Е. Лукин. «Алая аура

Из книги Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. ТТ. 1, 2 автора фон Зенгер Харро

1.3. Синолог-детектив Изучение китайского языка и исследовательская работа привели меня в 1971–1973 гг. в Тайбэй, в 1973–1975 гг. в Токио и в 1975–1977 гг. в Пекин. Еще в Тайбэе, в самом начале моих занятий Дальним Востоком, я впервые услышал о 36 стратагемах. В Центре языковой

Из книги Бояре Романовы в Великой Смуте автора Широкорад Александр Борисович

Глава 5 Угличский детектив Историю Смутного времени обычно начинают с 15 мая 1591 г. В жаркий субботний полдень было особенно тихо в древнем городе Угличе. Обедня началась в 10 часов утра и в двенадцатом часу закончилась, и горожане разошлись по домам.Так же тихо было и в

Из книги Тайны Великой Скифии. Записки исторического следопыта автора Коломийцев Игорь Павлович

Этнографический детектив Мы с вами остановились на том месте данного исторического детектива, когда инспектор Лестрейд, в лице историка Льва Гумилева, выдвинул собственную версию происхождения аварского народа, которая не столько проясняет ситуацию, сколько

Из книги 100 великих сокровищ автора Ионина Надежда

Клад царя Приама В конце 1880-х годов по всему миру гремела сенсационная слава Генриха Шлимана, раскопавшего легендарную Трою. Ту Трою, которую считали сказкой не только великие поэты И.В. Гете и Г. Байрон, но и все европейские ученые. Но немецкий археолог доверился

Из книги Тайны Беларуской Истории. автора Деружинский Вадим Владимирович

Исторический детектив. Попробуем теперь более внимательно разобраться в том, что понималось под Литвой и Русью в «Хронике земли Прусской» Петра из Дусбурга. На первый взгляд все в ней кажется нагромождением загадок, настоящим историческим детективом.Относительно

Из книги «Хозяин морей» и битва за Америку автора Иванов Андрей Юрьевич

АНГЛИЙСКИЙ ДЕТЕКТИВ В июне 1812 года Соединенные Штаты Америки объявили войну Великобритании. Американцы с успехом вели боевые действия на море, и британский флот в Атлантическом океане нуждался в существенном усилении.Английские газеты писали, что Томас Кохрейн может

автора Церен Эрих

Сокровище Приама Там, за воротами города, холм находился, по полю если пройти, со всех сторон обойти его можно. «Илиада», песнь 2-я, 810 Что же заставило одного очень богатого коммерсанта оставить в возрасте 41 года свое процветавшее дело и начать совершенно новую жизнь?

Из книги Петр Столыпин. Революция сверху автора Щербаков Алексей Юрьевич

Бездарный детектив Таковы факты. Но они выглядят так, будто написаны детективщиком-графоманом в состоянии жестокого похмелья.Начнем с начала. Некий революционер, знакомый Богрову только по переписке, предлагает осуществить теракт. Конечно, анархисты были отмороженными

Из книги Троя автора Шлиман Генрих

§ VI. Так называемая «гробница Приама» Я также выкопал шахту длиной и глубиной 3 метра в кургане, который расположен на горе Бали-Даг за Бунарбаши; его диаметр равняется 25 метрам при высоте 2,5 метра, сторонники теории «Троя = Бунарбаши» приписывали его самому царю Приаму.

Из книги Библейские холмы автора Церен Эрих

СОКРОВИЩЕ ПРИАМА Там, за воротами города, холм находился, по полю если пройти, со всех сторон обойти его можно. «Илиада», песнь 2-я, 810 Что же заставило одного очень богатого коммерсанта оставить в возрасте 41 года свое процветавшее дело и начать совершенно новую жизнь?

автора

Был ли найден клад царя Приама? С именем Генриха Шлимана связано одно из величайших открытий в археологии – находка клада царя Приама. В научном мире отношение к немецкому археологу-самоучке неоднозначное. Конечно, он раскопал Трою, но где доказательства того, что это тот

Из книги Знаменитые загадки истории автора Скляренко Валентина Марковна

Детектив времен Людовика XIV Кто из нас не любит читать детективы? Интригующая завязка, таинственные персонажи и совершенно неожиданное решение, казалось бы, неразрешимой задачи. Все это привлекает внимание любителей детективного жанра. Но, к сожалению, большинство

автора Дёмкин Сергей Иванович

АФРИКАНСКИЙ ДЕТЕКТИВ У матабеле, африканской народности, живущей на плато Матопо в Зимбабве, из поколения в поколение передается легенда о несметных сокровищах зулусского короля Лобенгулы, сына великого вождя Мзиликази. Когда в 1893 году в его владения вторглись войска

Из книги Сокровища, омытые кровью: О кладах найденных и ненайденных автора Дёмкин Сергей Иванович

КЛАД ПРИАМА Груды золота… «Глазами, воспаленными от ветра, солнца, леска и бессонницы, он еще раз оглядывает стены: не заговорят ли они и не подтвердят ли его правоту? В этот момент прямо перед Шлиманом от стены отваливается кусок земли, и лучи солнца падают на какой-то

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна
В продолжение темы:
Уголовные

Как гласит мудрое высказывание: «Все гениальное – просто!». Это можно сказать об удивительном, оригинальном и легком десерте, для которого понадобится шоколадка и слоеное...

Новые статьи
/
Популярные