Методическая разработка урока «Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны

Решения Потсдамской конференции. Конференция глав прави­тельств СССР, США и Англии в Потсдаме работала с 17 июля по 2 августа. Была окончательно согласована система четырехсторон­ней оккупации Германии; предусматривалось, что на время окку­пации верховная власть в Германии будет осуществляться главно­командующими вооруженными силами СССР, США, Великоб­ритании и Франции - каждым в своей зоне оккупации.

Острая борьба разгорелась на конференции по поводу запад­ных границ Польши. Западная граница Польши была установлена вдоль рек Одер и Нейсе. Город Кенигсберг и прилегающий к нему район передавались СССР, остальная часть Восточной Пруссии отходила к Польше.

Неудачей закончились попытки США поставить дипломати­ческое признание некоторых стран Восточной Европы в зависи­мость от реорганизации их правительств. Таким образом, была признана зависимость этих стран от СССР. Три правительства под­твердили свое решение предать суду главных военных преступни­ков.

Успешное в целом для СССР решение важных политических проблем в Потсдаме было подготовлено благоприятной междуна­родной обстановкой, успехами Красной армии, а также заинте­ресованностью США во вступлении Советского Союза в войну против Японии.

Образование Организации Объединенных Наций. ООН была со­здана на завершающем этапе Второй мировой войны на конфе­ренции в Сан-Франциско. Она открылась 25 апреля 1945 г. Пригла­шения были отправлены 42 государствам от имени четырех великих держав - СССР, США, Англии и Китая. Советской делегации удалось организовать приглашение на конференцию для предста­вителей Украины и Белоруссии. Всего в конференции участвовало 50 стран. 26 июня 1945 г. принятием Устава ООН конференция закончила работу.

Устав ООН обязывал членов организации разрешать споры между собой только мирными средствами, воздерживаться в меж­дународных отношениях от применения силы или угроз примене­ния силы. Устав провозглашал равноправие всех людей, уважение прав человека и основных свобод, а также необходимость соблюдения всех международных договоров и обязательств. В качестве главной задачи перед ООН ставилось содействие обеспечению всеобщего мира и международной безопасности.



Устанавливалось, что ежегодно должна проводиться сессия Генеральной Ассамблеи ООН с участием делегатов всех стран - членов ООН. Важнейшие решения Генеральной Ассамблеи долж­ны приниматься большинством в 2/3 голосов, менее важные - простым большинством.

В вопросах поддержания всеобщего мира главная роль отводи­лась Совету Безопасности ООН, состоящему из 14 членов. Пять из них считались постоянными членами (СССР, США, Англия, Франция, Китай), остальные подлежали переизбранию через каж­дые два года. Важнейшим условием явился установленный прин­цип единогласия постоянных членов Совета Безопасности. Для принятия какого-либо решения требовалось их согласие. Этот прин­цип предохранял ООН от превращения ее в орудие диктата по отношению к какой-нибудь стране или к группе стран.

Начало «холодной войны». Уже к концу войны резко обозначи­лись противоречия между СССР, с одной стороны, и США и Великобританией - с другой. Главным вопросом стал вопрос о послевоенном устройстве мира и сферах влияния обеих сторон в нем. Ощутимый перевес Запада в экономической мощи и монопо­лия на ядерное оружие позволяли надеяться на возможность реши- тельного изменения расстановки сил в свою пользу. Еще весной 1945 г. был разработан план военных действий против СССР: У. Чер­чилль планировал начать Третью мировую войну 1 июля 1945 г. атакой англо-американцев и формирований из немецких солдат против советских войск. Лишь к лету 1945 г. из-за очевидного воен­ного превосходства Красной армии от этого плана отказались.

Вскоре обе стороны постепенно перешли к политике баланси­рования на грани войны, гонки вооружений, взаимного неприя­тия. В 1947 г. американский журналист У.Липпман назвал эту по­литику «холодной войной». Окончательно поворотным событием в отношениях между СССР и западным миром оказалась речь У.Черчилля в военном колледже города Фултона в США в марте 1946 г. Он призвал «мир, говорящий по-английски» объединиться и показать «русским силу». Президент США Г.Трумэн поддержал идеи Черчилля. Эти угрозы вызвали беспокойство Сталина, который назвал речь Черчилля «опасным актом». СССР активно уси­ливал свое влияние не только в занятых Красной армией странах Европы, но и в Азии.

Начало складывания двухполюсного (биполярного) мира. В1947 г. отношсния между СССР и США продолжали ухудшаться. Европа тогда лежала и развалинах. В условиях страданий людей росли влияние идей коммунизма, престиж СССР. Для подрыва этих настроений США приняли программу помощи Европе - план Маршалла (по имени госсекретаря США Дж. Маршалла). Условием помощи стало ее использование под контролем США. Это условие было неприемлемо для СССР. Под его давлением Венгрия, Румыния, Албания, Болгария, Югославия, Польша, Чехосл кия и Финляндия отказались от участия в плане Маршалла,

В ответ на план Маршалла и с целью укрепления советски влияния в мире осенью 1947 г. создается Информационное бюр коммунистических партий (Коминформ) - подобие распушенного в 1943 г. Коминтерна. Вскоре Сталин принял решение отказаться от курса на постепенный переход восточноевропейских стран к социализму парламентскими методами. При активном вмешатель­стве советских военных и дипломатов промосковские правитель­ства из коммунистов пришли в 1947-1948 гг. к власти в Польше, Румынии, Венгрии и Чехословакии. В 1949 г. победой коммуни­стов завершилась гражданская война в Китае. Еще раньше комму­нисты пришли к власти в Северном Вьетнаме и Северной Корее.

СССР, несмотря на колоссальные внутренние трудности, ока­зал всем этим странам огромную материальную помощь, которая позволила им к началу 50-х гг. XX в. в основном преодолеть после­военную разруху. В 1949 г. для координации вопросов развития со­здается Совет экономической взаимопомощи (СЭВ). Одновременно в этих странах, которые называли странами «народной демокра­тии», проводились репрессии против политических сил, включая руководителей компартий, заподозренных в попытках вывести свои государства из-под контроля СССР. В результате все страны «на­родной демократии» оказались в зависимости от Советского Союза. Лишь правителю Югославии И.Тито удалось отстоять свое право на самостоятельную политику, что стало причиной разры­ва отношений СССР с Югославией в 1948 г.

План Маршалла и ответ на него СССР привели к дальнейшему разделению мира на две противостоящие друг другу части - Вос­ток и Запад (биполярный мир).

Первые международные кризисы. В 1948 г. США приняли реше­ние закрепить раздел Германии, создав отдельное западногерман­ское государство. До этого Сталин добивался выполнения решений Ялтинской конференции о единой демократической Германии, рассчитывая сделать ее нейтральным буфером между Западом и Востоком. Теперь Советскому Союзу пришлось взять курс на ук­репление своих позиций в Восточной Германии. Советские вой­ска перекрыли пути сообщения, связывающие Берлин с запад­ной оккупационной зоной. Запад создал «воздушный мост», по которому почти год снабжалась западная часть Берлина (зона, вы­деленная для оккупационных войск союзников).

Берлинский кризис поставил мир на грань войны, привел к окончательному разделу Германии. 20 сентября 1949 г. западная оккупационная зона Германии была объявлена Федеративной Республикой Германии (ФРГ). 7 октября 1949 г. была образована просоветская Германская Демократическая Республика (ГДР).

Еще раньше, в апреле 1949 г., был подписан Североатлантиче­ский договор (НАТО), оформивший военно-политический союз западных стран под главенством США. В него вошли 11 государств: США, Англия, Франция, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Нидерланды, Люксембург, Португалия, Исландия и Канада.

Корейская война. После разгрома Японии ее бывшая колония Корея была разделена по 38-й параллели на советскую и амери­канскую зоны оккупации. После вывода войск и северное прави­тельство коммуниста Ким Ир Сена, и проамериканское южное правительство диктатора Ли Сын Мина хотели распространить свою власть на всю Корею. 25 июня 1950 г. войска Северной Кореи (КНДР) начали успешно продвигаться на юг. В сентябре 1950 г. войска 15 стран во главе с США под флагом ООН высадили десант в тылу армии КНДР. В ходе ожесточенных боев силы ООН дошли почти до корейско-китайской границы. Спасая КНДР, на ее сто­роне выступили «добровольцы» из Китая, успешно действовала советская авиация (советские истребители уничтожили 1097 са­молетов противника, американцы уничтожили 335 советских са­молетов).

Американские военные собирались начать войну с Китаем, сбросить на него атомные бомбы, но не решились это сделать. В 1951 г. линия фронта установилась в районе той же 38-й паралле­ли. В 1953 г. было подписано перемирие. Корейская война дала тол­чок новому этапу гонки вооружений.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора "холод ная война" , появившаяся впервые на страницах английского журнала "Трибюн" осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж. Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б. Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У. Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако "декларацией", или провозглашением, "холодной войны" традиционно считаются два исторических факта: речь У. Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о "железном занавесе" и советской угрозе, а также обнародование "доктрины Трумэна" (март 1947 г.) - американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его "сдерживание". Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и "холодная война" вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя в конечном счете к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 1945-1948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой "народной демократии" наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенным с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны "народной демократии" к СССР, т.к. последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.

В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И. В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советско-югославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советско-югославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах "народной демократии" под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в "титоизме". В период 1948-1949 гг. были репрессированы в Польше - В. Гомулка, М. Спыхальский, 3. Клиш-ко; в Венгрии Л. Райк и Я. Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т. Костов, в Албании - К. Дзодзе и многие другие. В 1950-1951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против "югославских шпионов". Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р. Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода "мероприятия", проходившие в конце 1930-х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран "народной демократии" и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к т.н. «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия "Плана Маршалла", названного так по имени госсекретаря США Дж. Маршалла - одного из "отцов" идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками "Плана Маршалла" стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военно-политического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать "воздушный мост", который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германия и 7 октября Германской Демократической Республики.

Конец 1940 - начало 1950-х гг. стали кульминацией "холодной войны". В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И. В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (1950-1953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

Смерть И. В. Сталина, случившаяся в разгар "холодной войны", способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества т.н. "социалистических" государств Европы и Азии, - с другой, за мировое господство.

Проверьте себя

Раздел Германии на два государства произошел: 1) в 1945 г.; 2) в 1948 г.; 3) в 1949 г.; 4) в 1953 г.?

Кто из названных писателей подвергся особенно резкой критике со стороны властей в 1946-1953 гг.: 1) А. Ахматова; 2) М. Шолохов; 3) М. Зощенко; 4) К. Симонов?

Какие из названных событий, явлений относятся к понятию «холодная война»: 1) подписание Антикоминтерновского пакта; 2) политическая конфронтация СССР и США; 3) советско-югославский конфликт 1948-1953 гг.; 4) война в Корее в 1950-1953 гг.?

Назовите основные политические репрессивные кампании послевоенного времени: 1) «дело Промпартии»; 2) «ленинградское дело»; 3) «процесс Тухачевского»; 4) «дело врачей».

Внешняя и внутренняя политика СССР.

Окончание второй мировой войны породило новую ситуа­цию на планете. На первое место во внешней политике европейских стран встали вопросы мирного урегулирования, начиная с определения границ и налаживания взаимоотношений и кончая решением внутренних социальных и экономических проблем.

Главным вопросом послевоенного урегулирования встал вопрос создания международных организаций.

В апреле 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция по вопросам безопасности народов в послевоенный период. В работе конференции приняли участие делегации из 50 стран во главе с министрами иностранных дел. Характерным явилось то, что среди участников конференции были представители Украины и Белоруссии, по которым вопрос был решен еще на Крымской встрече глав государств СССР, США и Великобритании. Так как в Польше правительство было создано в ходе борьбы с фашистской Германией, а в Лондоне находилось другое, эмигрантское правительство, по инициативе Англии и США в отношении Польши было принято постановление о том, что после решения вопроса о польском правительстве этой страны ей будет предоставлено место в ООН.

На конференции создана Организация Объединенных Наций и после острых дискуссий принят Устав, который был подписан в торжественной обстановке 26 июня 1945 года и вступил в силу 24 октября 1945 года. Этот день считается днем рождения ООН. В Уставе впервые закреплен в качестве основы международных отношений принцип равноправия и самоопределения народов. Устав обязывал членов ООН принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии, разрешать международные споры «мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права».

Главным политическим органом ООН является Совет Безопасности, состоящий из постоянных членов. СССР получил место постоянного члена Совета Безопасности ООН, наряду с США, Англией, Францией и Китаем.

Главным совещательным органом ООН является Генеральная Ассамблея, в работе которой участвуют представители всех стран-членов организации. Генеральной Ассамблеей ООН на двухгодичный срок избираются непостоянные члены.

В отличие от США, значительно усиливших свои позиции, европейские страны из лагеря победителей вышли из войны с ослабленной экономикой. Еще сложнее обстояли дела в СССР. С одной стороны, небывало возрос международный авторитет Со­ветского Союза и без его участия теперь не решалась ни одна крупная проблема международных отношений. В то же время эко­номическое положение СССР было сильно подорвано. В сентябре 1945 г. сумма прямых потерь, причиненных войной, оценивалась в 679 млрд. рублей, что в 5,5 раз превышало национальный доход СССР в 1940 г.

СССР стал признанной великой державой на международной арене: число стран, установивших с ним дипломатические отношения, увеличилось с 26 в довоенный период до 52.

Внешняя политика. Наметившееся после войны потепление международных отношений оказалось недолгим. В первые месяцы после поражения Германии и капитуляции Японии советское правительство всяче­ски старалось создать образ СССР как миролюбивого государства, готового к поиску компромиссов в решении сложных мировых проблем. Оно подчеркивало необходимость обеспечить благопри­ятные международные условия для мирного социалистического строительства в СССР, развития мирового революционного про­цесса, сохранения мира на Земле.

Но так продолжалось недолго. Внутренние процессы, а также кардинальные перемены в международной обстановке при­вели к ужесточению советским руководством политико-доктринальных установок, определявших конкретные цели и дей­ствия отечественной дипломатии, направления идеологической работы с населением.

После окончания войны были образованы народно-демократические государства в Албании, Болгарии, Венгрии, Чехословакии, Польше, Румынии, Югославии. 11государств пошли по пути построения социализма. Мировая система социализма объединила 13 государств и охватила 15% территории и около 35% населения земного шара (до войны – 17% и 9% соответственно).

Таким образом, в борьбе за влияние в мире бывшие союзники по войне с Германией разделились на два противостоящих друг другу лагеря. Между СССР и США, Востоком и Западом началась гонка воору­жений и политическое противоборство, получившее название «хо­лодной войны».

В апреле 1945 года премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль распорядился о подготовке плана войны против СССР. Свои выводы Черчилль представил в мемуарах: так как СССР стал смертельной угрозой для Америки и Европы необходимо немедленно создать фронт, уходящий как можно дальше на Восток, против его стремительного продвижения. Главная и подлинная цель англо-американских армий – Берлин с освобождением Чехословакии и вступлением в Прагу. Вена и вся Австрия должны управляться западными державами. Отношения с СССР должны строиться на военном превосходстве.

Холодная война – глобальная геополитическая, экономическая и идеологическая конфронтация между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками – с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов. Конфронтация не была войной в прямом смысле – одной из главных составляющих была идеология. Глубинное противоречие между капиталистической и социалистической моделями является основной причиной холодной войны. Две сверхдержавы-победительницы во Второй мировой войне пытались перестроить мир согласно своим идеологическим установкам.

Формальным началом холодной войны часто считается выступление У.Черчилля в Фултоне (США, штат Миссури), в которой выдвинул идею создания военного союза англосаксонских стран с целью борьбы с мировым коммунизмом. Речь У.Черчилля очертила новую реальность, которую отставной английский лидер, после заверений в глубоком уважении и восхищении «доблестным русским народом и моим товарищем военного времени маршалом Сталиным», определял как «железный занавес».

Неделей позже И.В.Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Сталинское руководство стремилось создать в Европе и, по возможности, в мире антиамериканский блок, кроме того, страны Восточной Европы воспринимались как «санитарный кордон» против американского влияния. В этих интересах советское прави­тельство всемерно поддерживает коммунистические режимы в Восточной Европе, где к 1949 г. произошли «социалистические революции», коммунистическое движение в Греции (попытка ор­ганизовать здесь коммунистический переворот провалилась в 1947 г.), негласно ввязывается в корейскую войну (1951-1954 гг.) на стороне прокоммунистически настроенной Северной Кореи.

В 1945 году СССР предъявил территориальные претензии Турции и потребовал изменения статуса черноморских проливов, включая признание права СССР на создание военно-морской базы в Дарданеллах. В 1946 году на Лондонском совещании министров иностранных дел СССР потребовал предоставления ему права на протекторат над Триполитанией (Ливией), чтобы обеспечить себе присутствие в Средиземноморье.

12 марта1947 года президент США Гарри Трумэн заявил о намерении предоставить Греции и Турции военную и экономическую помощь в размере 400млн. долларов. Одновременно определил содержание соперничества США и СССР как конфликта демократии и тоталитаризма.

В 1947 году по настоянию СССР соцстраны отказались от участия в плане Маршалла, предполагавший предоставление экономической помощи в обмен на исключение коммунистов из состава правительства.

После войны всем странам соцлагеря СССР оказывал существенную экономическую помощь. Так, в 1945 году Румыния получила в порядке займа 300 тонн зерна, Чехословакия – 600 тысяч тонн зарна, Венгрия – три займа, и т.д. К 1952 году такая помощь уже оценивалась на сумму свыше 3млрд долларов.

Созданный после войны по решению Потсдамской конференции Контрольный Совет для управления Германией как «единым экономическим целым» оказался неэффективным. В ответ на решение США о проведении в 1948 году сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации и Западном Берлине с целью дать немецкой экономике твердую валюту, СССР установил блокаду Берлина (до мая 1949г.). В 1949 г. конфликт между США и СССР привел к расколу Германии на ФРГ и ГДР, где неразрешенной осталась проблема Западного Берлина.

Советский Союз развернул широкомасштабную помощь странам народной демократии, создав для этой цели специальную организацию - Совет экономической взаимопомощи (1949 г.).

1949-50гг. стали апогеем «холодной войны» - был создан военно-политический блок стран Запада – НАТО, а также другие блоки с участием США: АНЗЮС, СЕАТО и др.

Спустя несколько лет СССР объединил часть стран народной демократии в военно-политический союз - Организацию Варшавского Договора: (1955-1990гг. - Албания /до 1968г./, Болгарии, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия). СССР активно содействовал коммунистическим партиям и движениям в западных государствах, росту освободи­тельного движения в «третьем мире» и созданию стран «социали­стической ориентации».

Со своей стороны руководство США стремилось к проведению политики с «позиции силы», пытаясь использовать для давления на СССР всю свою экономическую и военно-политическую мощь. В 1946 году президентом США Г.Трумэном была провозглашена доктрина «ограничения коммунистической экспансии», подкрепленная в 1947 году доктриной экономической помощи» свободным народам».

США была оказана широкомасштабная эко­номическая помощь западным странам («план Маршалла»), создан военно-политический союз этих государств во главе с США (НА­ТО, 1949 г.), размещена у границ СССР сеть американских воен­ных баз (Греция, Турция), поддерживались антисоциалистические силы внутри стран советского блока.

В 1950-1953гг. в ходе корейской войны произошло прямое столкновение между СССР и США.

Таким образом, формирование лагеря социализма, который в экономическом, политическом и культурном отношении все более обособлялся от капиталистических стран, и жесткий политический курс Запада привели к расколу мира на два лагеря – социалистический и капиталистический.

Послевоенный мир не стал более прочным. За короткое время отношения между СССР и его союзниками по антигитлеровской коалиции значительно ухудшились. Для их характеристики все больше стала использоваться метафора «холодная война» , появившаяся впервые на страницах английского журнала «Трибюн» осенью 1945 г. в международном комментарии известного писателя Дж.Оруэлла. Позднее этот термин употребил весной 1946 г. в одной из своих публичных речей видный американский банкир и политик Б.Барух. В конце 1946 г. влиятельный американский публицист У.Липпман издал книгу, заглавием которой стали эти два слова.

Однако «декларацией», или провозглашением, «холодной войны» традиционно считаются два исторических факта: речь У.Черчилля (март 1946 г.) в Фултоне (штат Миссури) в присутствии президента США Г. Трумэна о «железном занавесе» и советской угрозе, а также обнародование «доктрины Трумэна» (март 1947 г.) американской внешнеполитической концепции, провозгласившей основной задачей, стоящей перед США, противодействие коммунизму и его «сдерживание». Послевоенный мир раскололся на два антагонистических блока, и «холодная война» вошла в свою активную фазу летом 1947 г., приведя, в конечном счете, к образованию противостоящих друг другу военно-политических блоков.

Свой специфический вклад в послевоенную конфронтацию внесла каждая из сторон. Запад был напуган возросшей военной мощью Советского Союза, непредсказуемостью действий Сталина и все более настойчивым продвижением коммунистического влияния на страны Восточной Европы и Азии. На протяжении 19451948 гг. в орбиту советского влияния был втянут ряд восточноевропейских стран (Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, восточная часть расчлененной Германии), в которых под нажимом СССР были сформированы вначале коалиционные, с определяющим влиянием коммунистических партий, а затем и чисто коммунистические по составу правительства.

В конце сентября 1947 г. под давлением сталинского руководства из представителей шести компартий стран Восточной Европы и двух крупнейших западноевропейских коммунистических партий (Франции и Италии) было создано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро) со штаб-квартирой в Белграде. Этот орган способствовал усилению давления СССР на страны так называемой «народной демократии» наряду с присутствием на территории некоторых из этих стран советских войск и заключенными с ними договорами о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Созданный в 1949 г. Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) со штаб-квартирой в Москве еще более привязал экономически страны «народной демократии» к СССР, так как последние вынуждены были по советскому сценарию провести все необходимые преобразования в культуре, сельском хозяйстве и промышленности, опираясь исключительно на советский, не во всем позитивный опыт.


В Азии в орбиту влияния СССР на протяжении рассматриваемого периода были втянуты Северный Вьетнам, Северная Корея и Китай, после того как народы этих стран смогли одержать победу в возглавляемых коммунистами национально-освободительных войнах.

Влияние СССР на внутреннюю и внешнюю политику восточноевропейских стран, несмотря на все прилагаемые Сталиным усилия, не было безоговорочным. Не все лидеры коммунистических партий здесь стали послушными марионетками. Независимость и определенная амбициозность лидера югославских коммунистов И. Тито, его стремление создать балканскую федерацию при главенствующей роли Югославии вызвали недовольство и подозрение И.В. Сталина. В 1948 г. возник и вскоре резко обострился советскоюгославский кризис, приведший к осуждению действий югославских руководителей со стороны Коминформбюро. Несмотря на это, югославские коммунисты сохранили единство своих рядов и пошли за И.Тито. Экономические отношения с СССР и восточноевропейскими странами были разорваны. Югославия оказалась в экономической блокаде и вынуждена была обратиться за помощью к капиталистическим странам. Вершиной советскоюгославского противостояния стал разрыв дипломатических отношений между двумя странами 25 октября 1949 г. Следствием этого разрыва и стремлением добиться единства в коммунистическом движении стали прошедшие в странах «народной демократии» под контролем и при активном участии советских спецслужб две волны чисток коммунистов, обвиненных в «титоизме». В период 19481949 гг. были репрессированы в Польше В.Гомулка, М.Спыхальский, 3.Клишко; в Венгрии Л.Райк и Я.Кадар (первый был казнен, второй приговорен к пожизненному заключению), в Болгарии был казнен Т.Костов, в Албании К.Дзодзе и многие другие. В 19501951 гг. практически во всех восточноевропейских странах состоялись судебные процессы против «югославских шпионов». Одним из последних по времени был процесс в Праге в ноябре 1952 г. против генерального секретаря Компартии Чехословакии Р.Сланского и тринадцати видных чехословацких коммунистов, в подавляющем большинстве казненных после окончания процесса. Показательные политические процессы, как в свое время подобного же рода «мероприятия», проходившие в конце 1930х гг. в СССР, должны были напугать всех недовольных проводимой Советским Союзом политикой в отношении стран «народной демократии» и закрепить единственный, уже проложенный СССР путь к так называемому «социализму».

Несмотря на достаточно серьезное влияние коммунистов в ряде западноевропейских стран (в первые послевоенные годы их представители входили в состав правительств Франции, Италии и т.д.), авторитет западноевропейских компартий снизился в Европе после принятия «Плана Маршалла», названного так по имени госсекретаря США Дж.Маршалла одного из «отцов» идеи американской экономической помощи послевоенному восстановлению Европы. Советское правительство не только само отказалось от участия в этом плане, но и повлияло на соответствующие решения восточноевропейских стран, в том числе Чехословакии и Польши, первоначально успевших выразить свою готовность участвовать в нем.

После этого участниками «Плана Маршалла» стали 16 западноевропейских стран. Разделение Европы на два враждебных лагеря завершило создание в апреле 1949 г. Североатлантического пакта (НАТО), объединившего к 1953 г. под эгидой США 14 государств Европы. Созданию этого военнополитического блока во многом способствовали события, связанные с блокадой советской стороной Западного Берлина летом 1948 г. ОПТА были вынуждены организовать «воздушный мост», который снабжал город около года. Лишь в мае 1949 г. советская блокада была снята. Однако действия Запада и непримиримость СССР привели в конечном счете к созданию в 1949 г. двух стран на германской земле: 23 мая Федеративной Республики Германии и 7 октября Германской Демократической Республики. Конец 1940 начало 1950х гг. стали кульминацией «холодной войны». В сентябре 1949 г. в СССР было проведено испытание первой советской атомной бомбы, создание которой связано с именем выдающегося советского ученого И.В. Курчатова. Серьезнейшей международной проблемой для СССР стала развязанная при непосредственном согласии Сталина война Северной Кореи против проамериканского режима Южной Кореи (19501953). Она стоила жизни нескольким миллионам корейцев, китайцев и представителей других народов, принявших участие в этом крупнейшем после Второй мировой войны конфликте. Огромную сложность представлял вопрос об интеграции ФРГ в западную политическую систему и ее сотрудничестве с НАТО.

Смерть И.В. Сталина, случившаяся в разгар «холодной войны», способствовала снижению напряженности в международных отношениях, хотя и не сняла вопрос о дальнейшем продолжении борьбы между США и их союзниками, с одной стороны, и СССР, авангардом содружества так называемых «социалистических» государств Европы и Азии, с другой, за мировое господство.

В послевоенный период сложилась новая расстановка политических сил на мировой арене . Ликвидировано германское могущество в центре Европы и Японии – на Дальнем Востоке, истощены силы Великобритании и парализованаФранция после четырех лет немецкой оккупации. Начался распад колониальной системы. На авансцену мировой арены вышли две новые сверхдержавы – СССР и США, могущественные в политическом и военном отношении.

После войны сложился новый – биполярный мировой порядок , т.е. утвердилась двухполюсная структура международных отношений в виде противостояния двух общественно-политических сис­тем. США объявили себя защитниками свободно­го мира, капитализма, а СССР – оплотом мира, демократии и социализма. Стержневым приоритетом стала жесткая конфронтация с внешним врагом двух блоков – НАТО и ОВД (Организация Варшавского Договора). В контексте противостояния двух полюсов сформировался блок неприсоединившихся стран. Весь мир был разделен на сферы влияния и интересов. Понятия «Восток» и «Запад» приобрели идеолого-политическое измерение. Когда обозначились крупные революционные перемены в странах Африки и Азии, то линия США и других стран Запада была направлена на оттеснение ле­вых сил, придерживающихся «социалистической ориентации», и сохранение освободившихся стран в орбите «свободного мира». СССР же стремился максимально расширить «сферу социализма», наса­ждая «советскую модель». СССР сумел создать собственную сферу влияния, над которой был установлен жесткий контроль. Однако сталинскому руководству не удалось распространить влияние СССР в Средиземноморье, на Ближний и Средний Восток. Жесткая конфронтация, противостояние осложнялось новым военно-стратегическим фактором – наличием у лидеров блоков ядерного оружия.

В послевоенный период сложилась новая структура мирового порядка: две супердержавы – вершина пирамиды, за ними – Англия, Франция и Китай, которые наряду с СССР и США входили в число пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, далее страны, имеющие мень­ший вес в решении международных проблем.

А теперь в рамках биполярного миропорядка рассмотрим тенденции мирового развития к интеграции и разъединению, демократизации и насилию. Еще в 1944 г. создаются международные экономические организации – МВФ (Международный валютный фонд) и МБРР (Международный банк реконструкции и развития). Они влияют на формирование мирового хозяйства, мирового рынка. Кстати, СССР участвовал в работе конференции Бреттное-Вудс при их создании, но со­глашений не ратифицировал, то есть не стал членом этих организаций. Объединяющая роль была присуща и плану Маршалла (плану американской помощи Европе). Напомним, что в обсуждении плана Маршалла принимали участие СССР и стра­ны Восточной Европы. Документы архива показывают, что в высшем руководстве страны шла острая дискуссия по поводу возможности принятия плана. Как тогда не было, так и теперь нет однозначной оценки отказа СССР, а под его нажимом – стран Восточной Европы, от участия в плане Маршалла. Этот план приняли 18 стран Европы и постепенно формировалось экономическое европейское сообщество. Страны, не участвующие в этих организациях, процессах, постепенно выталкивались на периферию мирового хозяйства и в итоге несли серьезный урон, т.к. их экономический механизм не приводился в соответ­ствие с правилами, действующими в мировом экономическом общении, не продвигались по пути конвертируемости денежной единицы, не входили в мировую валютно-кредитную систему. Обяза­тельным условием членства в этих организациях являлось признание и внедрение рыночной эконо­мики в разных модификациях, как наиболее эффективной. Страны СЭВ (Совета экономической взаимопомощи) ориентировались на инте­грацию коллективной замкнутости, на изоляцию от мирового рынка.

После окончания войны набирала силу тенденция к демократизации . В целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами в 1945 г. была соз­дана ООН . Специализированные учреждения ООН, такие как Всемирная организация здравоохране­ния , Юнеско, Детский фонд были созданы в 1946 г. для разработки санитарных правил, улучшения санитарного состояния внешней среды, борьбы с особо опасными болезнями, для сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, для помощи детям. Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г. приняла Всеобщую декларацию прав человека. В 30 статьях декларации изложены права и свободы человека с целью обеспечения признания и уважения, удовлетворения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. 20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию прав ребенка.

Однако набирала силу и тенденция к насилию, «холодной войне» . Причины возникновения «хо­лодной войны» многие отечественные и зарубежные историки усматривают в гегемонистских уст­ремлениях И. Сталина и Г. Трумэна, в действиях Запада, направленных на изоляцию СССР в послевоенном мире и устремлениях СССР в этом направлении. Как показатели ее начала, чаще всего называют два выступления: Сталина – в феврале 1946 г. о том, что «капиталистическая система мирового хозяйства таит в себе элементы общего кризиса и военных столкновений и необходимо гарантировать страну от всяких случайностей»; и У. Черчилля в марте 1946 г., в котором он провозгласил «крестовый поход» против СССР, стран Восточной Европы, выдвинул программу англо-американского мирового господства. Если говорить о причинах происхождения «холодной войны», то прежде всего это столкновение интересов; а также узел противоречий на Ближнем и Среднем Востоке.

Это «иранский» и «турецкий» кризисы 1945–1946 гг. Это раскол Европы, Берлинский кризис 1948–1949 гг. Корейская война (1950–1953 гг.) – кульминационный момент в «холодной войне», мир был близок к третьей мировой войне. Своеобразным символом «холодной войны» стало возведение Берлинской стены (1961 г.). Во время Карибского кризиса (1962 г.) мир вновь оказался на грани мировой ядерной войны. Период с 1945 г. по конец 80-х и начало 90-х гг.в можно назвать состоянием мира с форсированной гонкой вооружения, «балансирующего на грани воины». Изолированность, неосведомленность друг о друге, тен­денциозный подбор информации, целевая психологическая обработка массового сознания сформиро­вали «образ врага», конфронтационное мышление. В настоящее время историки, используя докумен­ты архивов, устанавливают, какие возможности были упущены в политике между СССР и США, где были сделаны неверные шаги, втянувшие мир в жесткую конфронтацию, которая подрывает экономиче­скую стабильность, доверие между народами, а в ядерный век создает смертельную опасность для человечества.

Послевоенный мир реализовал различные модели экономического развития . Так, в Запад­ной Германии был сделан переход (после 12 лет национал-социализма) от тоталитарного режима и централизованных методов управления к социальной рыночной экономике. Приоритетом экономиче­ской реформы, предложенной вице-канцлером Л. Эрхардом, было развитие отраслей, работающих на потребительский рынок. Реформа создавала усло­вия, побуждающие людей вложить деньги в инвестиции. Все запреты были сняты, предложена гиб­кая налоговая система. По плану Маршалла, привлекались внешние инвестиции. Конкуренция, свобода предпринимательства, поощрение личного интереса принесли свои плоды. Страна получила эффективную экономику и достойный уровень жизни, открытое индустриальное общество. Социально-рыночная модель экономики в разных модификациях, как наиболее эффективная, становилась доминирующей на планете и, соответственно, шла дальнейшая эволюция буржуазно-демократической политической системы. Ведущим направлением в политике стал неолиберализм (политика гибкого государственного регулирования экономики, осуществляемая, как правило, социалистическими и социал-демократическими партиями). В политическая жизнь на Западе у власти периодически сменяли друг друга буржуазные консерваторы и неолибералы (социалисты).

Страны Восточной Европы пытались осуществить модель демократического социализма : различ­ные формы собственности (государственная, коллективная, частная), демократия, а не диктатура пролетариата; многопартийность, множественность идеологий; экономическая самостоятельность предприятий с выходом на внешний рынок. Но Сталину уже в 1948 г. удалось им навязать авторитарный строй и командно-распределительную экономику. За послевоенные годы эти стра­ны добились определенных результатов в экономическом и научно-техническом росте, хотя и нажимными, антидемократическими методами. СССР помогал им в восстановлении народного хозяйства, но в дальнейшем экономически они начали эксплуатировать СССР, поскольку сотрудничество, интеграция в рамках СЭВ велись на невыгодной для советского госу­дарства основе.

Таким образом , для послевоенного устройства мира был характерен процесс формирования но­вого мирового порядка. В итоге сложился биполярный конфронтационный мир, две новые сверхдержавы, блоковое противостояние. Главной чертой послевоенного мира стало балансирование на грани войны.

Победа предоставила СССР возможность выбора: развиваться вместе с развитыми странами Запа­да или опустить «железный занавес», обрекая страну на изоляцию, и сохранить без изменения довоенную модель. Возможность перемен, реформ существовала сразу после войны, в 1945 г. Контакты офицеров и солдат с Западным миром во время войны давали возможность сравнивать жизненные условия, реальнее относиться к действительности. Имела место тенденция перестройки мышления, демократического обновления общества, свободы. В «верхах» моделировалась перспектива развития страны. В 1946 г. был подготовлен проект новой Конституции СССР, в 1947 г. проект новой программы ВКП(б). В них содержался ряд прогрессивных положений: в формах собственности господствующей признавалась государственная, но допускалось мелкое частное хозяйство крестьян и кустарей. В ходе обсуждения документов было предложено: децентрализовать экономическуюжизнь, дать больше прав наркоматам, местным властям, ограничить сроки пребывания на руководящих должностях, выдвигать на выборах в Советы несколько кандидатов и др. Оба документа обсуждались только в узком круге ответственных работников и появление в этой среде либеральных идей говори­ло о новых настроениях части руководства – Н.А. Вознесенского, А.Н. Косыгина, Г.К. Жукова и др. Сомнения в целесообразности сложившейся административно-командной экономики возникли у экономистов Л.Д. Ярошенко, А.В. Савиной, В.Г. Венжера и др. Они отстаива­ли использование товарно-денежных отношений, а не приказно-волевых методов. В письмах рядовых граждан в ЦК партии обосновывалась необходимость преобразования государственных предприятий в акционерные, предлагалось колхозникам дать возможность свободно продавать продукцию по рыночным ценам и др. Оценка ЦК этих документов: «вредные взгляды», «в архив».

И.В. Сталин по-своему определил перспективу развития общества . На приеме в Кремле 24 мая 1945 г. он за­мечает, что советский народ «верил в правильность политики своего правительства... И это доверие оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу... над фашизмом». В вы­ступлении перед избирателями в феврале 1946 г. он оправдывает политику индустриализации, кол­лективизации и репрессий. В законе о пятилетнем плане на 1946–1950 гг. крайне высокие темпы вос­становления промышленности шли вразрез с идеей сбалансированного развития экономики. В проекте новой программы ВКП(б) партия зафиксировала цель: в течение 20-30 лет построить в СССР коммунизм и решить основную экономическую задачу – в течение 15-20 лет превзойти главные капиталистические страны по производству на душу населения. Об утопичности этих установок говорит соотно­шение между промышленным потенциалом СССР и США в 1945 г. – 1:4. В книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952 г.) был обоснован возврат к модели развития 30-х гг. Сталин возражал против любой уступки рынку, он считал, что категории деньги, цены, стоимость, себестоимость и др., при социализме действуют формально, а денежные платежи в ближайшей перспективе должен заменить продуктообмен. Переход к коммунизму он сводил преимущественно к административным мероприятиям в сфере распределения.

Декларируемая утопия противоречила объективной реальности, где имели место и успехи, и неудачи. Благодаря героизму народа довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г.; восстановлены многие города. Но в 1949 г. последовал пересмотр четвер­того пятилетнего плана и принятие сверхволюнтаристских установок экономического роста, преимущество отдавалось тяжелой индустрии. В промышленности фазы роста (1947–1948 гг.) и «пере­грева» (1949–1950 гг.) сменялись фазой явного замедления (до 1954 г.). Сдвиг капитальных вложений в пользу тяжелой индустрии (88% из 100%) подорвал базу легкой промышленности, работающей на потребительский рынок. Тяжелая промышленность развивалась к тому же на основе устаревших решений, без учета технологических достижений и новшеств, созданных в мире. Огром­ного прогресса добилась металлургия, но без внимания остались химия и нефтехимия. В топливно-энергетическом балансе мир предпочтение отдавал нефти, газу, а СССР – углю. Развитие транспорта, связи, дорог оставлено в запустении.

Очень непростая ситуация сложилась в сельскомхозяйстве . После засухи и голода 1946 г., в 1947 г. правительство прибегло в отношении колхозников к мерам принуждения, и последовал впечатляющий рывок в развитии. Но в последующие годы темпы роста оставались очень низкими, и только в 1952 г. производство зерна в стране достигло довоенного уровня. Размер обязательных поставок села государству ежегодно возрастал. Укрупнялись колхозы (с 1950 г.) и одновременно значительно уменьшались индивидуальные наделы, сократилась натуральная оплата на трудодни. На все вводились вы­сокие налоги. В деревне не было паспортов, пенсий, профсоюзов.

В 1947 г. в СССР, первой из стран Европы, была отменена карточная система на продукты пита­ния, но одновременно повышены цены на потребительские товары более чем в три раза (к уровню 1940 г.), а зарплата рабочим снижена на 50%. Затем ежегодное сезонное снижение цен на молоко и мясо подавалось как забота о человеке и имело большой политический эффект. Но даже в 1952 г. эти цены бы­ли выше довоенного уровня. Одновременно с отменой карточек правительство вводит жесткую де­нежную реформу (введен обмен новых денег на старые в среднем в соотношении 1:10), хотя была возмож­ность избрать более «мягкий» вариант. Действовавшая экономическая модель не позволяла разрешить жилищный кризис.

Сложные процессы шли и в духовной жизни . В первые годы после победы у трудящихся доминировала мысль «главное – война позади», а послевоенные трудности временные. Однако на рубеже 1947–1948 гг. в массовом сознании был ис­черпан лимит «временности» трудностей. Уже налицо были успехи послевоенного восстановления. И реакция людей на жесткие решения властей становилась более рез­кой. В 1947 г. произошло массовое дезертирство (29 тыс. рабочих) с шахт Кемеровской области. Усилилась критика властей, но власть проигнорировала исторический шанс реализовать реформы и встала на путь жесткого курса, репрессий.

Проискам «врагов», «шпионов» были приписаны все трудности послевоенных лет. Напомним, что в постановлении 1946 г. ЦК партии обрушился на журналы «Ленинград» (выговор), «Звезда» (закрыт) за то, что они – проводники «идеологии чуждых партий», особенно после публикаций произведений А. Ахматовой и М. Зощенко. Крити­ке были подвергнуты некоторые фильмы, в том числе вторая серия «Ивана Грозного» С. Эйзенштей­на, как «безыдейные». За «формализм» были подвергнуты критике компо­зиторы (в 1948 г.) С. Прокофьев, Д. Шостакович, В. Мурадели, А. Хачатурян. Интеллигенцию обвиняли в космополитизме, генетику и кибернетику называли лженаукой.

С руководящих постов в центре и на местах устранялись люди, известные реформаторскими взглядами. По руководящим кадрам нанесло удар «ленинградское дело». Особенностью нового этапа кадровой чистки было нагнетание антисемитизма. Позорной провокацией против медицинской интеллигенции было «дело врачей». В январе 1953 г. пятнадцать известных медиков были обвинены в убийстве Жданова, в покушении на жизнь военачальников Конева, Василевского, Штеменко. Продолжалась травля ученых. В 1947 г. был арестован доктор медицинских наук, всемирно известный ученый, заместитель наркома здравоохранения, ученый секретарь АМН СССР В.В. Парин. Он вышел из тюрьмы в 1953 г., стал одним из основоположников космической медицины. В ход вновь была пущена машина страха, преследования, расправы. В результате чрезвычайных мер в стране были задушены все ростки политической оппозиции – реальные и потенциальные. Либералов уничтожили. В странах «Восточного блока» насаждали послушных Сталину лидеров. Дело шло к новой волне террора. Конец этому положила 5 марта 1953 г. смерть Сталина.

В продолжение темы:
Блог

Фиброаденома молочной железы является одним из видов узловой мастопатии, которая образуется в результате нарушений эндокринной системы человека и является местным разрастанием...

Новые статьи
/
Популярные