Внутренняя политика президента Дж. Буша-младшего

Родился 6 июля 1946 года в Нью-Хевене, штат Коннектикут, отец – 41-й президент США Джордж Герберт Уокер Буш. Первое образование в биографии Буша было получено в Академии Филлипса. Затем он обучался в Йельском университете, где в 1968 году получил диплом бакалавра.

После окончания университета стал служить в Национальной гвардии. Пройдя службу, в 1973 году поступил в школу бизнеса Гарварда. Там получил звание МВА – мастера делового администрирования.

В 1994 году в биографии Джорджа Буша была занята должность губернатора Техаса. Второй раз он стал губернатором Техаса в 1998 году, получив широкую поддержку граждан.

Первым действием после получения поста президента в 2001 году, стало сокращение налогов. Негативное отношение к Ираку Буш выразил уже в 2001 году, когда подтвердил авиа удары. После трагедии 11 сентября 2001 года Буш начал вести войну с терроризмом, а в 2003 году под предлогом избавления от оружия массового поражения начал войну с Ираком.

В ноябре 2004 года в биографии Буша были выиграны вторые президентские выборы. С 2001 по 2005 год его советником по вопросам национальной безопасности выступала Кондолиза Райс. В 2005 году недостаточная помощь гражданам во время наводнения в Новом Орлеане еще более подорвала авторитет властей. В 2008 году на очередных выборах победил Барак Обама, инаугурация которого прошла в январе 2009.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

С таким удачным стартом Дж. Бушу-младшему было на что надеяться в будущем. И вот, в 2001 году он становится 43-м президентом Америки.

Команда республиканцев выбила из рук соперников их главный козырь - экономическое процветание страны. Контраргументы Буша довольно убедительны. Во-первых, он объяснял, что новую экономику создало не правительство, а предприниматели. Во-вторых, выдвинул идею определить цель процветания Америки.

Приоритетами избирательной кампании республиканцев были сокращения налогов, реформа системы образования, социального обеспечения и правительственной программы медпомощи - "медикер" - и усиление вооруженных сил США .

Буш считал, что четверть "излишка" федерального правительства необходимо возвратить людям, иначе эти деньги израсходуют бюрократы из Вашингтона. Предполагалось сокращение налогов на 1,2 триллиона долларов.

Согласно прогнозам тех лет, финансовый излишек федерального правительства США достиг почти 5 триллионов долларов. Новый президент выдвинул сбалансированную экономическую программу, которая имела целью использовать половину этих денег на потребности социального обеспечения (открытие персональных пенсионных счетов и т.п.), четверть - на сокращение налогов для стимулирования производства, а остаток - на реформу образования, системы "медикер" и прочие социально важные задачи. Вследствие реформы богатые должны были платить меньший федеральный налог, а 6 миллионов бедных не будут платить ни цента.43-й президент США - убежденный приверженец политики, которая базируется на принципах "ограниченного правления, личной ответственности, крепких семей и местного контроля". Во время избирательной кампании он заявил, что федеральному правительству не следует вмешиваться в рынок, однако он может создать условия для процветания предпринимателей, которые "оказывают содействие новаторству, компенсируя риск, и одинаковым возможностям".

Джордж Буш-младший делал акцент на отказе "от старых методов правления" и на то, что "успех каждой инициативы будет зависеть от реформ в самом правительстве".

Новый президент отводит правительству новую роль - обращаться к благотворным организациям, общественным группам, которые помогают тем, кто требует поддержки. Финансовые ресурсы, в соответствии с его программой, федеральное правительство может предоставлять не административным структурам штатов, а разным группам, в том числе религиозным, на основе конкуренции, в зависимости от результатов благотворительности. "Как президент Джордж Буш сосредоточит свои усилия и усилие нации на мобилизации армий милосердия", - подчеркивалось в его биографии, помещенной на Интернет-странице. Это целиком отвечает его имиджу "сочувственного консерватора".

Буш также приложил усилия, проталкивая такие популярные среди республиканцев меры как "Акт запрета абортов частично родившихся", предложил "Федеральную брачную поправку", которая определяет брак как отношения между одним мужчиной и одной женщиной и предотвращает признание однополых браков в Соединенных Штатах.

16 марта 2006, уже во время своего второго президентского правления, Дж. Буш сделал достоянием гласности очередную Стратегию национальной безопасности США (предшествующая была опубликована в 2002 году). Она закрепляла и развивала принципы внешней и внутренней политики государства, суть которых состояла в объединении проблемы распространения идеалов свободы, прав человека и народовластия с проблемой защиты американских интересов за рубежом, нейтрализации мобилизационной основы антиамериканских режимов, ликвидации террористической угрозы, обеспечение национальной безопасности США. Итак, вновь поднимался вопрос о связи международной безопасности с содержанием внешней и внутренней политики США в отношениях со странами, которые не разделяют евроатлантические ценности в предлагаемой им форме, а то и просто тех, которые относятся к другому культурно-цивилизационному миру.

Между тем для республиканской администрации Дж. Буша-младшего риторика относительно прав человека и ценностей демократии являлась постоянным агитационно-пропагандистским прикрытием для решения главной задачи - обеспечение национальной безопасности путем превентивного применения силы и переформатирования всей международной системы безопасности.

Соответственно, основная ставка в то время делается не на дипломатические методы достижения внешнеполитических целей и обеспечение собственных национальных интересов в границах действующих международных структур безопасности (включая НАТО), а на откровенное использование своего экономического и военно-технологического преимущества путем односторонних действий.

Вывод, который сделала администрация Дж. Буша-младшего после событий 11 сентября 2001 года, состоит в том, что тоталитарные политические режимы по определению, независимо от религиозной ориентации и текущих намерений, представляют потенциальную угрозу для США и демократических государств мира из-за принципиальных расхождений базовых ценностей тоталитаризма и демократии .

По мнению политического руководства США, такие расхождения еще больше усложняют агрессивный характер тоталитарных режимов. Итак, хотя международный терроризм сам по себе и является нетрадиционным вызовом национальной и международной безопасности, конечная цель США в борьбе с ним остается традиционной - "торжество американоцентричного мироустройства, а также американских (точнее - евроатлантических, но в американском варианте) ценностей - таких, как права человека, верховенство закона, ... открытая и свободная экономика, веротерпимость" .

Таким образом, проблему прав человека и демократизации политических режимов администрация Дж. Буша рассматривала в контексте принципиального изменения механизмов обеспечения безопасности США и их союзников в условиях активизации международной террористической сети и появления новых видов рисков для мировой системы безопасности. Задача продвижения демократии в наиболее важных для интересов США регионах (Близкий и Средний Восток, Закавказье, Средняя Азия) являлась для республиканской администрации США не самоцелью, как раньше (в особенности при демократических администрациях Дж. Картера - 1977-1981 гг. и Б. Клинтона - 1993-2000 гг.), а инструментом обеспечения своей национальной безопасности. джордж буш губернатор президент

Если в времена "холодной войны" и вплоть до 11 сентября задачи продвижения ценностей демократии в мире и обеспечения национальной безопасности рассматривались американскими администрациями как-то изолированно, то после тех событий они воспринимаются руководством США в взаимосвязи. Такой подход значительно усиливал позицию США, которая декларирует свое право на вмешательство в определенных ситуациях во внутренние дела других государств.

Такое понимание задач обеспечения национальной и международной безопасности обуславливают позицию США, в соответствии с которой права человека и ценности демократии не являются исключительной прерогативой суверенных государств и их национальных правительств.

Раскрывая же экономическую роль имиджа США того времени можно сказать что она базировалась на перераспределении материальных, финансовых и других ресурсов страны, при внедрении мероприятий по укреплению международных экономических позиций США и по расширению экспансии американских монополий. Обострение разногласий в экономике страны оказывало содействие усилению экономической роли государства, которое выразилось в дальнейшем развитии системы государственно-монополистического регулирования экономики.

Как известно, кредитная система США является совокупностью государственных и частных кредитных институтов, а ее основным государственно-монополистическим компонентом является Федеральная резервная система, которая выполняет функции центрального банка США.

Соотношение областей в экономике США отображает общественное разделение труда и пропорции общественного воспроизведения. Эти пропорции во многом определяют уровень эффективности всего хозяйства США .

В начале правления Буша-младшего нематериальное производство занимало незначительное место в хозяйстве США, а в данное время оно превратилось в наиболее динамично развивающийся сектор хозяйства. Быстрое возрастание сферы нематериального производства и услуг в США в те годы было отмечено и в областях духовного производства (наука и образование), а также в восстановлении физических и творческих способностей человека. Среди этих областей в особенности выделяются те, какие связаны с обеспечением отдыха населения.

Структурная перестройка промышленного производства, предпринятая в те годы, базировалась на быстром и взаимосвязанном возрастании трех ключевых областей современной индустрии: машиностроения, электроэнергетики и химической промышленности. На них приходится 55-60 процентов всех инвестиций в промышленности.

Второй важной информационной составляющей имиджа США в те годы являлась, как мы уже говорили, попытка урегулирования внешнеэкономической деятельности.

Дж. Бушу-младшему за 8 лет президентства приходилось принимать трудные решения. В 2001 и 2002 годах после событий 11 сентября он объявил войну террору, повалил режим талибов в Афганистане и принял доктрину превентивного вмешательства в сфере внешней политики. А в 2003 году он пошел еще дальше, организовав вторжение в Ирак - эти шаги, в основном и приведшие к тому, что некогда популярнейший политик ушел в небытие, известны всем.

Однако мало кто обращает внимание на то, что и в сфере внутренней политики Джордж Буш также не останавливался перед принятием трудных и иногда жестких решений.

В 2003 году он провел через конгресс программу сокращения налогов, несмотря на то, что это послужило причиной резкого возрастания дефицита бюджета. Главным аргументом президента было то, что экономике нужен стимул. Действительно, спад был преодолен, но, по мнению многих экономистов, расплачиваться за это пришлось американским беднякам.

The Economіst писал в то время, что Буш "одержим идеей войти в историю как президент-реформатор: не просто как хранитель статус-кво, подобно Биллу Клинтону, а как человек, который способен изменить ход истории".

Экс-советник двух президентов США Генри Киссинджер подтверждал: "Речь идет не о предвыборной кампании, а о том, как он (Буш-младший) войдет в учебники истории".

Что же способствовало возникновению таких мыслей?

Безусловно, Дж. Буш-младший был настоящим лидером. Анализируя необходимые для этого качества, способности привлечь на свою сторону приверженцев, как дома, так и за границей, сам Дж. Буш-младший в статье "Лидерство в преобразованиях и национальная стратегия США" приходит к выводу, что такими чертами являются:

Во-первых, политическое видение - способности срисовать вдохновляющую картину будущего... Эффективное видение складывается в точном диагностировании ситуации в мире, установлении баланса между реальностью и риском, между идеалами и возможностями;

Во-вторых, это эмоциональный интеллект, знание себя и самодисциплина, которая разрешает лидерам задействовать личные возможности. Ради умения вызывать положительное впечатление нужны некоторые таланты, которые присущи хорошим актерам;

Еще три качества тесно связаны с использованием лидером жесткой силы. Организаторский дар - умение президентом руководить правительственными структурами, включая советников, для того, лишь бы обеспечить поступление достоверной информации о заложенных факторах и результатах принятых решений. Без добрых организаторских способностей президенты могут легко попасть в ловушку для королей, если им будут говорить только о том, какое красивое их новое платье.

Очевидная необходимость в политическом профессионализме - искусство находить средства в соответствии с намеченной целью или путем увещаний, или прибегая к подкупу, или к угрозам. Президент не может действовать только в интересах узкого круга своих приверженцев; ему необходимо развить успех с целью накопления политического капитала и расширение круга последователей...

И на конец, для успеха на поприще внешней политики необходимо то, что теоретики лидерства в бизнесе называют "контекстуальным интеллектом", - способность разбираться в перипетиях непостоянной обстановки и согласовывать имеющиеся ресурсы с поставленными задачами, двигаясь скорее по течению событий, чем против него. Контекстуальный интеллект разрешает действовать лидеру по вдохновению, в основе которого лежит "хорошо проинформированная" интуиция, которая, по мнению Бисмарка, входила в обязанность государственного деятеля, - вслушиваться в ход Бога по истории и быть в состоянии уцепиться за его одеяние» .

Дж. Буш-младший с сомнением признает: "Высокопоставленные правительственные чиновники уверены, что предложенная мной агрессивная демократизация окажется успешной и следующему президенту придется в целом придерживаться этой новой бушевской стратегии... Однако при анализе лидерства, а также усилий прошлых президентов по преобразованиям национальной стратегии США, возникает сомнение, что история оказалась настолько благосклонной к Бушу"…

В городе Милтон (штат Массачусетс).

Отец — Прескотт Шелдон Буш — влиятельный деятель Республиканской партии, был партнером нью-йоркской фирмы "Браун, Бразерс, Гарриман энд компани", а с 1952 по 1963 год — сенатором от штата Коннектикут. Мать — Дороти Уокер — из нью-йоркского банковского клана Уокеров.

Детство Джордж Буш провел в Гринвиче (штат Коннектикут).

В 1936 году поступил в престижное военное училище — Академию Филлипса в Андовере (Массачусетс). По его окончании в июне 1942 года, через полгода после вступления США во Вторую мировую войну, был зачислен в военно-морской флот.

Пройдя десятимесячный курс летной подготовки, 9 июня 1943 года Буш получил младший офицерский чин и стал самым молодым летчиком военно-морской авиации.

Джордж Буш совершил 58 боевых вылетов в зоне военных действий в юго-западной части Тихого океана. 2 сентября 1944 года самолет Буша был подбит огнем японских зениток, и он, приказав экипажу покинуть самолет, сам прыгнул с парашютом. Спаслись все члены экипажа, кроме одного. На воде летчиков подобрали моряки с американской подводной лодки. За участие в боевых действиях Джордж Буш награжден офицерским крестом ВМС и тремя боевыми медалями.

Джордж Буш-старший завел аккаунт в популярной социальной сети Twitter.

Первое сообщение, которое бывший американский лидер оставил в сервисе микроблогов, касалось прошедшей в ЮАР панихиде по экс-президенту этой страны Нельсону Манделе.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Скопируйте код для вставки в свой блог:

новости США по-русски

Джордж Герберт Уокер Буш - 41-й президент США

Джордж Герберт Буш, 41-й президент США. Родился 12 июня 1924 в Милтоне (графство Саффолк, штат Массачусетс) в семье банкира и политика П.Ш.Буша.
Читать полностью > > >

Джордж Герберт Уокер Буш - 41-й президент США. Фото с сайта familypedia.wikia.com

Основные факты из политической жизни Буша старшего

Был постоянным представителем США при ООН в 1971—1973 гг. В 1976—1977 годах — директор ЦРУ, в 1981—1989 был вице-президентом США в администрации своего предшественника Рональда Уилсона Рейгана. В 1982, 1984 и 1985 годах представлял США на похоронах советских лидеров. В его президентство произошёл распад Варшавского договора, СЭВ, крушение Берлинской стены, а затем и Союза Советских Социалистических Республик (CCCP) (1990—1991); коалиция во главе с США успешно провела операцию «буря в пустыне», освободив Кувейт от иракской оккупации (1991). В августе 1991 г. нанёс визит в СССР, в своих выступлениях в Киеве поддерживал президента СССР Михаила Горбачёва. В 1989 году провел успешную военную операцию против диктаторского режима в Панаме. В декабре 1991 года Буш с Борисом Ельциным подписали документ об окончании холодной войны. В ноябре 1992 года проиграл президентские выборы демократу Биллу Клинтону, правив Америкой один срок.

Биография Дж.Джорджа Герберта Буша

Джордж Герберт Буш, 41-й президент США. Родился 12 июня 1924 в Милтоне (графство Саффолк, штат Массачусетс) в семье банкира и политика П.Ш.Буша. Детство провел в Гринвиче (штат Коннектикут). Его отец, Прескотт Буш, был совладельцем известной фирмы на Вал Стрит, избирался сенатором от штата Коннектикут с 1952 по 1963. Во время пребывания в Сенате придерживался умеренных республиканских позиций, был сторонником Дуайта Дэвида Эйзенхауэра.

В 1936 поступил в престижное военное училище - Академию Филлипса в Андовере (Массачусетс). По его окончании в июне 1942, через полгода после вступления США во Вторую мировую войну, зачислен в военно-морской флот. Пройдя десятимесячный курс летной подготовки, 9 июня 1943 получил младший офицерский чин; стал самым молодым летчиком военно-морской авиации. В сентябре 1943, назначен в 51-ю торпедоносную эскадрилью; весной 1944 в ее составе отправлен на тихоокеанский театр боевых действий. Принимал участие в операциях по освобождению от японцев атолла Уэйк (май) и захвату Марианских о-вов (июнь). 2 сентября 1944 в ходе налета на японские укрепления на о.Титидзима (архипелаг Бонин) его самолет был сбит; около четырех часов провел на плоту в открытом море; спасен американской подводной лодкой. В ноябре 1944 участвовал в освобождении Филиппин. В течение 1944 совершил пятьдесят восемь боевых вылетов; награжден крестом за «Выдающиеся заслуги» и тремя медалями. В декабре 1944 в связи с расформированием 51-й эскадрильи отправлен на родину. Обучал летному мастерству новобранцев на Норфолкской военно-морской базе, а затем был зачислен в 153-ю группу торпедоносцев-бомбардировщиков ВМС, готовившуюся для вторжения в Страну восходящего солнца. Но капитуляции Страны восходящего солнца 2 сентября 1945 помешала ему вновь оказаться на фронте. С 6 января 1945 года женат на Барбаре Пирс.

После демобилизации поступил на экономический факультет Йельского университета. Специализировался в области экономики и успешно завершил обучение в 1948. По его окончании, уехал в Западный Техас и занялся нефтяным бизнесом. В 1948-1951 работал в кампании «Дрессер индастриз». В 1951 стал одним из основателей «Нефтяной компании Буш-Оверби», в 1953 - кампании «Запата петролеум корпорейшн»; в 1954 возглавил «Запата офф-шор компани».

В 1964 Буш баллотировался в Сенат, но потерпел поражение от либерального демократа Р.Ярборо. Однако в 1966 он был избран в палату представителей от избирательного округа Хьюстона и переизбран в 1968. В Конгрессе, подобно своему отцу, принадлежал к числу умеренных республиканцев. В 1970 вновь был выдвинут кандидатом в сенаторы. Получил весомую поддержку от президента Р.Никсона, но проиграл консервативному бизнесмену Л.Бентсену. Буш получал один за другим важные и ответственные посты в администрациях Никсона и Форда. Был представителем США в ООН в 1971-1973, председателем национального комитета Республиканской политической партии в 1973-1974, послом в Китайской Народной Республике (КНР) в 1974-1975, директором ЦРУ в 1976-1977.


Джордж Буш с семьей, 1964г. Фото с сайта forexaw.com

11 декабря 1970 назначен постоянным представителем США в ООН. Весной 1973 стал председателем Национального комитета Республиканской политической партии. В разгар Уотергейтского скандала прилагал энергичные усилия для спасения репутации политической партии. 7 августа 1974 обратился с письмом к Р.Никсону с призывом оставить пост президента. В сентябре 1974 возглавил американскую миссию связи (дипломатическое представительство) в Китайской Народной Республике (КНР); готовил визиты в КНР госсекретаря США Г.Киссинджера (осень 1974, октябрь 1975) и президента Д.Форда (декабрь 1975). С января 1976 по январь 1977 - директор ЦРУ. В обстановке ожесточенной критики ЦРУ со стороны Конгресса и прессы противостоял попыткам сделать разведывательную службу более открытой.

К концу 1970-х гг. стал одним из лидеров умеренного крыла республиканцев. В 1980 пытался добиться своего выдвижения кандидатом в президенты, однако на первичных выборах (праймериз) уступил вождю правых республиканцев Р.Рональду Рейгану. В июле 1980 принял его предложение баллотироваться в вице-президенты. После победы республиканцев на ноябрьских выборах 1980 стал вице-президентом США. В период вице-президентства (20 января 1981 - 20 января 1989) курировал программы сокращения государственного контроля над бизнесом и координировал правительственные меры по борьбе с наркотиками.

Исход выборов 1980 зависел во многом от того, удастся ли президенту Картеру добиться освобождения американских заложников в Тегеране. Буш был вовлечен в планирование действий республиканцев на случай «октябрьского сюрприза» (освобождения заложников до выборов). Согласно хорошо подтвержденным свидетельствам, У.Кейси, руководитель избирательной кампании Рональда Рейгана - Буша, договорился с иранцами о невыдаче заложников до инаугурации Рональда Рейгана в обмен на поставки американского оружия через Израиль. «Октябрьского сюрприза» не последовало, и Рональд Уилсон Рейган с Бушем были избраны.


Фото с сайта forexaw.com

Как и было обещано, новая администрация уменьшила налоговые ставки, особенно на высокие доходы, и вместе с тем предприняла самое крупное в мирное время увеличение военных затрат. Вырос бюджетный дефицит, не покрываемый экономическим ростом и связанным с ним увеличением общей суммы налоговых поступлений. В качестве вице-президента Буш играл гораздо более важную роль, чем кто-либо из его предшественников. Он руководил правительством, когда Рональд Рейган оказался в больнице после покушения 1981, возглавил программу по отмене государственного контроля над предпринимательской деятельностью в важнейших отраслях экономики, особенно в сфере транспорта и финансов. На него была возложена ответственность за координацию правительственных мер по изъятию из продажи запрещенных наркотических веществ.

Буш баллотировался на пост президента США в 1988 как лояльный вице-президент, законный наследник Р.Рональда Уилсона Рейгана и в борьбе за номинацию победил лидера сенатских республиканцев Р.Доула и телевизионного проповедника правого толка П.Робертсона. Бушу удалось заручиться поддержкой основных политических групп республиканцев. Одна из этих групп, представлявшая высшие слои среднего класса и состоятельных людей, стремилась сохранить экономические прибытка, полученные в результате рейгановской «революции», - снижения налоговых ставок и ликвидации государственного контроля над предпринимательской деятельностью. Вторая группа, включавшая в первую очередь традиционалистов-католиков и фундаменталистов-протестантов, была особенно восприимчива к патриотической риторике и обещаниям покончить с «вседозволенностью» путем ужесточения цензуры и контроля за наркотиками, запрещения абортов, введения молитв в школах и запрещения гомосексуализма.

Буш оказался приемлемым для обеих групп. Он выбрал себе в напарники сенатора Дж.Куэйла из Индианы, молодого политического деятеля правого толка. В выборах 8 ноября приняли участие лишь около половины избирателей, однако Буш получил 54% голосов, а его соперник Дукакис - 46%. Буша поддержали шесть из десяти белых и всего один из десяти афроамериканцев. Он одержал победу в 40 штатах. Однако демократы сохранили большинство в палате представителей и Сенате.


Фото с сайта forexaw.com

Во время своего президентства основное внимание уделял решению внешнеполитических вопросов. Разделял представление о США как главном защитнике цивилизации и власти народа в современном мире. В декабре 1989 путем военной интервенции сверг режим М.Норьеги в Панаме. В условиях распада коммунистической системы поддерживал развитие демократических начал в странах Восточной Европы и в СССР (СНГ). Выступил с осуждением путча Москве в августе 1991.

После оккупации Кувейта Ираком в 1990 создал при поддержке мирового сообщества антииракскую коалицию, войска которой в январе-феврале 1991 освободили Кувейт и разгромили армию С.Хусейна (операция «буря в пустыне»).

Интенсифицировал переговоры с СССР о сокращении стратегических вооружений, в первую очередь ядерных; его встречи с М.С.Горбачевым на Мальте 2-3 декабря 1989 и в Хельсинки 9 сентября 1990 способствовали ослаблению международной напряженности. В то же время увеличил военные расходы, в том числе на программу «Звездных военных действий»; продолжил испытания ядерного оружия.

Активно способствовал возобновлению арабо-израильского диалога и смягчению долгового кризиса в странах Латинской Америки.

Его внутриполитический курс не был столь успешным. Правда, социальная и экономическая политика стала менее идеологизированной, чем при Р.Рональде Рейгане. При нем были приняты законы о поддержке инвалидов (1990), об охране окружающей среды (1990) и о защите наемных работников от дискриминации (1991). Однако в условиях растущего бюджетного дефицита ему пришлось пойти на нарушение своего главного предвыборного обещания не повышать налоги: закон о бюджетном регулировании 5 ноября 1990 значительно увеличил налоговое бремя (был введен новый 31% налог на индивидуальные доходы, повышен ряд прежних налогов). Широко провозглашенная им «война с наркотиками» оказалась мало результативной из-за недостаточного финансирования. Выступая как поборник традиционных ценностей, сорвал принятие законов о гарантированном отпуске для матерей и о финансировании абортов нуждающихся женщин в округе Колумбийская республика.


Фото с сайта forexaw.com

В 1989 экономический рост в США прекратился, а в 1990 начался спад в экономике. Это стало главной причиной падения популярности Д.Буша, несмотря на его внешнеполитические успехи (особенно, победа над Ираком). На президентских выборах в ноябре 1992 потерпел поражение от демократа Б.Клинтона.

На посту президента Буш продолжал политический курс администрации Рональда Рейгана. Он выдвинул условие, чтобы все ключевые должности в министерстве здравоохранения и социальных службах занимали противники аборта, применил право вето, чтобы запретить округу республика Колумбия выделять субсидии на оплату абортов для бедных женщин и отвергнуть законопроект, который гарантировал неоплачиваемый отпуск родителям новорожденных детей. Однако президенту не удалось обеспечить принятие двух основных его предложений, касавшихся внутренних проблем страны, - уменьшения налоговой ставки на выгода от прироста капитала и конституционной поправки, запрещающей сжигать государственный флаг. Несмотря на распад советского блока, Буш внес предложение об увеличении издержек на стратегические вооружения, включая программу «звездных боевых действий», и отказался прекратить испытания ядерного оружия даже после отказа от них СССР.

Спустя год Буш нарушил свое основное предвыборное обещание - не вводить новых налогов. 1 января 1990 был установлен новый налог на заработную плату, дававший бюджету 4 млрд. долл. в год. К середине года он стал призывать к повышению налогов, которое называл «повышением доходности». После двухпартийного «бюджетного саммита» произошло второе повышение налогов. Страхование депозитов разорявшихся ссудо-сберегательных банков увеличило запланированный бюджетный дефицит почти до 200 млрд. долл. (к 1991 ок. 300 млрд. долл.). К 1989 экономика страны вошла в период стагнации, а в середине 1990 начался спад. Однако улучшение отношений с СССР и решительное использование Бушем американской военной мощи сохранили его высокий рейтинг в опросах общественного мнения. В декабре 1989 он направил 24 тыс. солдат в Панаму для смещения ее правительства, а в 1990-1991 - 400 тыс. в Саудовскую Аравию для участия в коллективной военной акции против Ирака.


Фото с сайта forexaw.com

Добившись согласия демократического руководства Конгресса США и Совета безопасности ООН, Буш 16 января 1991 отдал распоряжение о массированной воздушной бомбардировке Ирака. В течение пяти недель основная инфраструктура Ирака была разрушена, а иракская армия изгнана из Кувейта. Рейтинг Буша в опросах общественного мнения достиг рекордных высот. Однако спад в экономике продолжался вплоть до середины 1991, к осени появились лишь слабые признаки оживления. Явное отсутствие у президента внимания к последствиям спада в экономике нанесло серьезный удар по его популярности. К ноябрю 1991 его положение стало настолько уязвимым, что телевизионный комментатор П.Бьюкенен решился бросить ему вызов в ходе республиканских предварительных выборов. Буш отреагировал избирательной кампанией, ориентированной на правые круги, в ходе которой подчеркивал свое неприятие аборта и даже извинялся за повышение налогов. Он успешно отбил атаки Бьюкенена, однако конвент Республиканской политической партии, собравшийся в августе 1992, имел резко выраженный правый уклон, что оттолкнуло от республиканцев многих избирателей умеренной ориентации, особенно среди женщин.

На очередных президентских выборах соперниками Буша были демократ Б.Клинтон (губернатор штата Арканзас) и независимый кандидат Р.Перо. 3 ноября 1992 Клинтон получил 43% голосов избирателей против 37% голосов избирателей у Буша и 19% у Перо.

По истечении президентского срока уехал в Хьюстон (Техас). В 1998 в соавторстве с бывшим помощником Д.Форда по национальной безопасности издал книгу Меняющийся мир (A World Transformed), посвященную актуальным проблемам внешней политики. В 1999 опубликовал подборку своих писем Всего хорошего, Джордж Буш (All the Best, George Walker Bush). Выступал с публичными лекциями. В ноябре 2004 стал наряду с тремя другими экс-президентами США (Д.Фордом, Д.Картером и Б.Клинтоном) почетным членом Совета по восстановлению Международного торгового центра в Нью-Йорке. В январе 2005 по поручению Д.Джорджа Буша младшего возглавил вместе с Б.Клинтоном общенациональную кампанию по сбору помощи жертвам цунами в Юго-Восточной Азии; в феврале с ним посетил наиболее пострадавшие страны.


Фото с сайта forexaw.com

В 1997 его имя носит международный аэропорт в Хьюстоне; оно также присвоено авианосцу военно-морского флота США, который планируется спустить на воду в 2009.

На протяжении четырехлетнего пребывания Буша на посту президента США состоялось 7 встреч на высшем уровне с руководителями СССР и Российской Федерации - М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным. 31 июля 1991 года Дж. Буш и М.С. Горбачев подписали контракт между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). В ходе встречи с Дж. Буша с Б.Н. Ельциным в феврале 1992 года обе стороны заявили, что не считают друг друга потенциальными противниками. В результате достижения в июне 1992 года договоренности о сокращении к 2003 году на две трети стратегических вооружений Российской Федерации и США в январе 1993 года в Москве подписан контракт СНВ-2. После ухода с поста президента США Дж. Буш ушел из политики, с тех пор принял участие в ряде коммерческих и общественных проектов.

Политика президента Джорджа Джорджа Герберта Уокера Буша

Президент Джордж Джордж Герберт Уокер Буш, победивший на выборах в 1988 г., быстро сформировал команду сподвижников, с которыми он сотрудничал ряд лет в администрации Рональда Уилсона Рейгана. Буш был сторонником коллективных действий в правительстве. Он с молодости умел играть ведущую роль в командах спортсменов, в командах военных и политиков. Он работал раньше с такими видными политическими деятелями, как Джеймс Бэйкер, Брент Скаукрофт (с ними его связывали многолетняя дружба и деловые отношения).

Бэйкер стал в новом правительстве Государственным Секретарем, а генерал Б.Скаукрофт - главным советником по вопросам национальной безопасности. В ведущую группу входил также вице-президент Дэн Куэйл. Президент включил в свою команду также Ричарда Чейни, который стал военным министром и Ника Брэдли - министра финансов. В эту группу входили также генерал К.Пауэлл, один из руководителей разведки Роберт Гейтс. Политическими советниками были Карл Роув и К. Райс.


Фото с сайта forexaw.com

Внутренняя политика правительства Дж.Буша

Стиль выступлений президента изменился: в отличите от яркой риторики Р. Рональда Рейгана Президент Буш предпочитал деловой язык бизнесменов и политиков -прагматиков. Спичрайтеры и советники это быстро усвоили. Главным экономическим советником Президента оставался неоклассик Мартин Андерсон, который консультировал еще правительство Рональда Уилсона Рейгана. В письмах и воспоминаниях Дж.Буш писал: «Я внимательно слушал,как сторонники теории предложения подходили к налоговой проблеме». Президент Буш решил укрепить группу экономических советников за счет ввода в нее новых членов. Председателем Экономического совета был назначен профессор Майкл Боскин, а членами совета - Д.Брэдфорд и П. Вэннакот. Они также были неоклассиками, сторонниками свободной конкуренции. Они предлагали усилить финнансовое регулирование экономики, превратить фискальную политику в средство долгосрочного экономического роста.

В Экономическом отчете Президента Буша Конгрессу отмечалось, что за предшествующие 8лет, пока он был вице-президентом, валовой внутренний товар США вырос на 30%, размер ВВП на душу населения превышал соотвествующие данные Страны самураев на 25% и германии - на 35%. США производили больше 1/ 4 валового внутреннего продукта (ВВП) всего мира. Экономические советники правительства рассчитывали на дальнейший длительный экономический рост. Закон о налоговой реформе, принятый еще в 1986 г., понизил налоги на дохода крупных корпораций с 46% до 34%., а налоги с самых богатых семей были снижены с 50% до 28%. Не случайно историки отмечали, что в годы правления Рональда Рейгана и Буша концентрация богатства достигла рекордного уровня: 1% самых богатых семей в США обладали 40% национального прибыли. В то же время доля самых бедных семей в США уменьшилась с 5,2% национального выгоды до 4,4% в 1992 г.«В течение бума 80-х годов богатые стали еще богаче, а бедные- еще беднее», - пишет биограф Дж.Буша Том Уикер.Налоговые рычаги плохо работали для обеспечения устойчивого экономического роста. Даже в пособии для «чайников» об экономической политике президентов говорится, что теория предложения неоклассиков выглядит хорошо только на бумаге, а в реальной жизни она не может хорошо работать. М.Андерсон и М.Боскин рассчитывали на устойчивый рост экономики. В 1989 г. прирост ВВП составил 2%. А в следующем 1990 году начался новый циклический экономический спад-девятая по счету рецессия за послевоенный период. Промышленное производство в 1990-91г.г. сократилось на 5%, уровень безработицы увеличился с 5% до 7%. В 1990 г. 21 млн. самых бедных американцев получали фудстемпы (талоны на продовольствие), 5 млн. бедных пожилых американцев продолжали получать «SSI» - пособие по бедности. На улицах появилось опять много бездомных и попрошаек.


Фото с сайта forexaw.com

Можно вспомнить, что в 1979 г. Джордж Буш заявлял, что налоговых и финансовых методов регулирования экономики недостаточно, но став вице-президентом и президентом, он утратил критическое отношение к рецептам неоклассиков. Возможно, сказывалась его нелюбовь к абстрактным экономическим теориям, без которых трудно понимать теорию и практику антициклического регулирования. Во всяком случае, даже Р.Никсон сумел во время кризиса отказаться от неоклассических рекомендаций и заявлял, что надо считаться с кейнсианцами. Дж. Буш этого не сделал. ДляПрезидента Джорджа Джорджа Герберта Буша гораздо большее значение имела внешняя политика правительства, чем внутренняя. В недооценке экономики его винили демократы.

Внешняя политика президента Буша

Внешняя политика обладала для Дж. Буша безусловным приоритетом. Он хорошо понимал, что в мире начались необратимые перемены, которые надо ускорить. Совет Нацинальной Безопасности США докладывалеще за два года до падения Берлинской стены, что необходимо готовиться к коренным изменениям в странах Восточной Европы. Летом 1989 г. в Париже состоялась встречачленов «семерки» промышленно развитых стран Запада. На этой встрече Буш поставил главный вопрос - о будущем Восточной Европы. Он заявил, что «рождается новая Европа» и страны Запада должны активно участвовать в этом историческом процессе. Буша поддержали М.Тетчер, Ф.Миттеран и другие лидеры западноевропейских стран. В июле 1989 г. президент Дж.Буш посетил Польшу и Венгрию. Он поддержал движение «Солидарность» и обещал Польше финансовую помощь для проведения реформ. Министр финансов Польши Л.Бальцерович просил предоставить долгосрочные займы на сумму в 10 млрд. долл. Конгресс США одобрил предоставление займов Польше и Венгрии. Буш считал, что если опыт помощи Польше будет удачным и начнутся социальные перемены, то можно будет по такому же сценарию поддержать другие страны Восточной Европы.

Эти страны вполне созрели для социальных перемен. Народы Польши, Венгрии, Чехословакии добивались независимости от политики Москвы, мечтали о свободе выбора, о свободе слова, печати, собраний. Они не забыли о своей национальной независимости в 30-х годах, до Второй мировой войны. Президент Дж.Буш писал в своих письмах и воспоминаниях, что во второй половине 1989 г. борьба за свободу и народную власть в Восточной Европеуже «шла не маршем, а галопировала». В октябре 1989 г. Руководитель ГДРЭ. Хонекер ушел в отставку. В ноябре 1989 г. была сломана Берлинская стена - символ «Железного занавеса», отделявшего Восток от Запада. Президент Дж. Буш и Б.Скаукрофт считали, что со сломом Берлинской стены закончилась эпоха холодной войны, которая истощала ресурсы всех стран, вовлеченных в гонку вооружений (особенно СССР). Дамоклов меч взаимного уничтожения перестал висеть над человечеством, накопленные запасы ядерного оружия начали активно уничтожаться. Президент СССР М.С. Горбачев, понимавший глобальные проблемы, был готов к решительным действиям по сокращению вооружений в Восточной Европе. В мае 1989 г. М.С. Горбачев заявил, что из Восточной Европы будут вывезены 500 ракет средней дальности и большое количество танков. Горбачев рассчитывал напомощь США в модернизации технической базы народного хозяйства вСССР и в перестройке экономики. Но Дж. Буш требовал от Горбачева уступок и проведения радикальных рыночных реформ в СССР. Президент Буш решительно высказывался за объединение двух частей германии в единое государство. Эта проблема обсуждалась на международной встрече на высшем уровне в районе Мальты в декабре 1989 г., где шли острые споры между двумя сторонами. М.Горбачев и Э.Шеварднадзе настаивали тогда на конфедерации двух германских государств. Но кризис социализма в Восточной Европе остановить уже было нельзя. В день падения Берлинской стены в ноябре 1989 г.ушел в отставку Т.Живков, правивший в Болгарии 35 лет. В декабре бывший диссидент Павел Гавел был избран президентом Чехословакии.


Фото с сайта forexaw.com

По словам Президента Дж.Буша М.С.Горбачев оказался «на рогах дилеммы»: не уступать США в Восточной Европе или просить финансовую и техничсекую помощь Запада? Но получение помощи предполагало уступкиСССР, который остро нуждался в займах и в импорте продовольствия. Президент М.С.Горбачев просил у Дж. Буша предоставить советскому правительству долгосрочный заем в размере 15 млрд. долл. и снять ограничения во внешней торговле с СССР, чтобы закупить продовольствие и товары новой технологии. В этих обстоятельствах Президент Буш подталкивал Союз Советских Социалистических Республик (CCCP) к выводу войск из Восточной Европы. Президент Горбачев пошел на уступки. Советское правительство согласилось на объединение двух частей германии и вывод войск из ГДР. Канцлер ФРГ Г. Коль обещал компенсацию за вывод войск из ГДР и финансовую помощь в размере 3 млрд. долл., за которой последуют еще большие займы. В самом Союзе Советских Социалистических Республик (CCCP) назрели перемены политического режима.

Политика Дж.Буша в отношении СССР

1990 г. был трудным годом для президента М.С.Горбачева, писали Дж.Буш и Б.Скаукрофт в своей книге «Трансформация мира». Действительно перестройка экономики и процесс демократизации политической жизни подорвали устойчивость административно-командной системы правления. Когда не стало страха перед властями, ничто не удерживало людей от выступлений (в Вильнюсе, Тбилиси, Баку, в районах Средней Азии и т.д.). Положение в стране было критическим. Крайне обострился финансовый кризис системы, вызванный чрезмерными затратами на гонку вооружений. Золотой запас страны был исчерпан, усилилися дефицит продовольствияи появилась угроза голода.

В союзных республиках назревали требования о независимости и суверенитете. В марте 1990г. Литва провозгласила свою независимость, но президент М.С.Горбачев объявил это решение незаконным. Президент Дж.Буш в то же время заявлял, что США никогда не призывали присоединение трех балтийских государств к СССР в 1940 г. Остановить процесс распада СССР уже не удавалось. Отмена единовластного правления КПСС и переходвесной 1990 г к многопартийной системе в стране вызвали необратимые процессы подрыва основ единого советского государства. Провал путча ГКЧП в августе 1991 г. привел к роспуску Коммунистической политической партии. Начался так называемй «парад суверенитетов» в союзных республиках. 24 августа 1991 г. провозгласила независимость Украина, а затем объявили о своей независимости Белоруссия, Молдавия, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Узбекистан, Армения и Туркмения. Три прибалтийские республики заявляли об этом еще раньше.


Фото с сайта forexaw.com

ПрезидентСССР М.С. Горбачев готовил подписание документа о новом союзном договоре и о конфедерации союзных государств. Но центробежные силы остановитьуже не удавалось. В декабре 1991 г. в Беловежской Пуще три союзных республики - РСФСР, Украина и Белоруссия - в лице их президентов подписали соглашение о роспуске СССР. Распад СССР был воспринят с облегчением правящими кругами США, уставшими от десятилетий холодной войны, от угроз взаимного уничтожения. Президент Дж.Буш и госсекретарь Дж.Бэйкер ставили себе в заслугу распад СССР, о чем они говорили во время предвыборной компании 1992 г. США действительно поддерживали движение за независимость в странах Восточной Европы и в ряде республик СССР.Но Буш и Бэйкер преувеличивали свою роль. Главными факторами распада СССР были внутренние причины кризиса системы, а не внешние. Переход к рыночной экономике подорвал централизованно-бюрократическую систему планирования и управления..Видные историки, например, проф. Д.А Волкогонов, писали о самораспаде СССР и они безусловно правы.

Военная кампания «буря в пустыне»

В конце 1990 г. основное внимание дипломатии США переместилось на проблему Ирака, который сосредоточил войска на границе с Кувейтом. Когда Президенту Бушу доложили, что по данным военной разведки Саддам Хусейн готовит агрессию против Кувейта, он созвал совещение своих министров и генералов. Государственный секретарь Джеймс Бэйкер советовал урегулировать конфликт дипломатическими средствами. Генерал Колин Пауэлл одобрял экономичсекие санкции против Ирака, но не советовал идти на военное вторжение. Другие участники совещания высказывались за применение военной силы. Президент принял свое решение. Он дал указание военному министру Р.Чейни и генералу Н.Шварцкопфу о переброске армии США из германии на Ближний Восток. США добились дипломатичской поддержки со стороны Генеральной Ассамблеи ООН. 27 ноября 1990 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию No. 678, одобряющую применение войск США для освобождения Кувейта. Тем временем Ирак вторгся на территорию Кувейта.

16 января 1991 г. началась военная операция «буря в пустыне». За 4 дня передовые части армии Ирака были разгромлены и вытеснены с территории Кувейта. Президент Буш заявил по телевидению: «Кувейт освобожден. Армия Ирака разгромлена. Наши военные цели достигнуты». В этих условиях Р.Чейни и К. Пауэлл призывали к немедленному прекращению огня. Президент Джордж Джордж Герберт Буш проявил государственную мудрость, когда он отказался отпредложений ряда генералов продолжать наступление и вторгнуться на территорию Ирака. Он мотивировал это решение тем, что это будет оккупация страны с враждебным населением. В этой связи остается вопрос о том, почему Р.Чейни и другие члены военного кабинета Дж.Джорджа Уокера Буша не посчитались в марте 2003 г. С позицией Президента Буша -старшего об ошибочности вторжения в Ирак - страну с враждебным населением?Они начали превентивную войну в Ираке под ложным предлогом. Большинство американцев не одобряют эту войну и требуют ее прекращения.

Подводя итоги деятельности ПрезидентаДж. Джорджа Герберта Уокера Буша, историки США считают, что он последовательно выступал за установление нового международного порядка, основанного на идеях свободы и справедливости.

Так, Буш входит в ряд президентов XX века, правивших только один срок и которым было отказано в переизбрании: Уильям Хоуард Тафт, 31-й президент США Герберт Гувер и Джимми Картер. Хотя (или, возможно, именно потому, что) Джордж Буш был президентом в период национального и международного перелома, он практически не оставил после себя заметных следов и его можно рассматривать как переходного президента.


Джордж Буш и Барак Обама на церемонии вручения Бушу Medal of Freedom, 2010г. Фото с сайта vosizneias.com

Президенты США, как правило, влияют на все страны мира. Среди них есть особые для постсоветского пространства личности. Вам знакомо имя Буш-старший? Так именовали лидера демократического мира, сыгравшего главную роль в распаде великой державы - СССР.

Он сам сделал себя

Родился Джордж Буш-старший в 1924 году в Милтоне (Массачусетс). Семья его не бедствовала. Отец был банкиром и сенатором. Мать занималась детьми, как тогда и было принято. Когда Джорджу исполнилось семнадцать лет, он пошел в армию под впечатлением от нападения на Перл-Харбор. Служил он до 1943 года. Вернувшись домой, женился и занялся нефтяным бизнесом. Карьера его при поддержке родственников шла в гору. Буш-старший к сорока годам стал очень влиятельным человеком и миллионером. К этому времени он начал ставить перед собой более серьезные цели. Для их достижения необходимо было приобретать политическое влияние. Он баллотировался в сенаторы и выиграл в 1966 году.

Внутриполитические взгляды

Старшее поколение знает этого человека как врага. Ведь он не скрывал своего намерения развалить их страну. Но Буш-старший активно занимался и внутренней политикой США. Несмотря на непопулярность выдвигаемых идей, он успешно продвигал свои инициативы. К примеру, отмена обязательного призыва на военную службу. Еще он выступал за открытое голосование, что отворачивало от Джорджа Буша часть избирателей. Но он считал, что принципиальностью нельзя поступаться в угоду политическим амбициям. За что, кстати, поплатился в 1970 году. Он опять баллотировался в сенат и проиграл. На этом его политическая карьера не закончилась. Только сфера приложения сил немного поменялась. Его назначили представителем Штатов в ООН. В 1976 году Джордж Буш-старший был назначен директором ЦРУ. В этой должности он проработал менее года. А уволился с государственной службы, так как не желал иметь отношения «к этому балагану». Так Буш-старший охарактеризовал политику тогдашнего президента Картера, прислушивавшегося к идеям русофоба Бжезинского.

Президент Буш-старший

Высший пост в государстве он занял в 1988 году. Буш стал 41-м президентом страны. Его внешнеполитические взгляды всегда отличались агрессивностью. Он поддержал еще Вьетнамскую кампанию президента Никсона. Встав у руля, инициировал военное вмешательство в Панаме, направил флот и дал разрешение на бомбардировки в Персидском заливе. Но самым важным своим достижением он считал воссоединение Германии и развал СССР. Для жителей указанных стран он стал и благодетелем и дьяволом в одном лице. Германия после начала развиваться, двинулась к процветанию. Иное произошло с республиками, ранее объединенными в одно государство. Народам вновь созданных стран пришлось пройти сквозь тяжкие испытания, бедность, потери, войны. И далеко не все выдержали этот «эксперимент». Но самое удивительное в том, что сам Джордж Буш пожалел о содеянном. И откровенно рассказал об этом миру.

Интервью Буша-старшего

В 1992 году Джорджа не выбрали на новый президентский срок. И он дал свое знаменитое интервью, в котором рассказал об ошибках, назвав их роковыми для своей страны. В частности Буш назвал своим основным поражением Это настоящая внешнеполитическая катастрофа для Штатов, уверял он. Ведь Россия, лишившись «гирь на ногах» (братских республик), станет намного сильнее. Она обязательно пройдет все испытания и станет очень мощной державой. Кроме того, сказал Буш, русские никогда не забудут, кто виновен в их бедах. Бывший президент удивил всю Америку, поведав, что желает дружить с Россией. Он из собственных средств оказывал этому государству помощь, посылал еду. Россию он видел мощной, сильнее бывшего Союза.

И еще в том запоминающемся интервью Буш-старший раскритиковал идею Бзежинского о том, что без Украины русские не построят империю. Его подход был чисто экономическим. Он указал, что в двадцать первом веке уже нет нужды кормить большую армию. Ее следует делать профессиональной и мобильной. А это по силам той России, которую он сам освободил от «гирь». Эти идеи в 1992 году, когда постсоветское пространство представляло собой руины, многим показались странными. Иное дело 2015 год. Залп крылатыми ракетами из Каспийского бассейна продемонстрировал возрождение русского оружия. Это был день, когда Россия вновь заняла подобающее ей место на международной арене. Господин Буш оказался прозорливым и мудрым политиком. И что интересно, справедливым человеком. Ведь нашлись же у него силы признать поражение в то время, когда все остальные праздновали победу!

В продолжение темы:
Цветы

Еще в начале ноября аналитики убеждали всех, что победа Трампа на выборах заставит Федеральную резервную систему пересмотреть планы по повышению ставки, но на деле все вышло...

Новые статьи
/
Популярные