Круглый стол к 100 летию революции. Запрограммированная трагедия

Баинов Александр Семенович

к.ф.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления БГУ

II секретарь Советского райкома КПРФ

О закономерностях и предпосылках социальных революций:

к 100-летию Великой Октябрьской социалистической революции

История, как одна из важнейших форм самосознания людей, не только сохраняет прошлое, но и продолжает жить в накопленном опыте социальной жизни. Люди всегда, особенно в переломные периоды человечества, в мировой гигантской лаборатории социального опыта пытаются найти ответ на волнующие вопросы современности. По этому поводу в 1847 году В. Белинский отмечал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем»

Великий русский историк В.О. Ключевский отмечал, что, хотя и говорят о том, история никого и нечему не научила, но жизнь, однако, еще больше мстит тому, кто совсем не знает истории. Неплохо бы вспомнить еще один афоризм ученого: «Ложь в истолковании прошлого приводит к провалам в настоящем и готовит катастрофу в будущем». Всестороннее научное исследование материальной и духовной культуры прошлого делает нас богаче и умнее, щедрее и проницательнее в мыслях и делах, в планах и свершениях. Все это свидетельствует в пользу того, что знание истории и эпохальных революционных событий, «которые потрясли мир», позволяет яснее понять современность. Но и современность, в свою очередь, ставит задачу научного осознания прошлого, что имеет не только нравственную, но и практическую ценность. Нельзя создавать новый мир, минуя прошлое, — это знали люди во все времена.

В своей работе профессор В.Я. Гроссул «У истоков русских революций» подсчитал, что «в истории человечества за последние 500 лет произошло примерно 150 революций …» — буржуазных, буржуазно-демократических, национально-освободительных, социалистических. Уже само их число говорит о том, что социальные революции есть неизбежное и закономерное явление в истории общественного развития, а не «какое-то стечение обстоятельств». Но только при этом не следует их путать с «цветными» революциями последних лет, представляющих государственные перевороты, организованные спецслужбами Запада и США. В отличие от «цветных», настоящие социальные революции меняют общественно-экономический строй, двигают общество на новую стадию развития.

Из истории России знаем, что революция 1917года, начавшаяся как Февральская буржуазно-демократическая, завершилась эпохальным событием XX века — победой Великой Октябрьской социалистической революцией, столетний юбилей которой отмечается в октябре 2017 года. Большевики под руководством В.И. Ленина, научно обобщившего мировой и российский опыт классовой борьбы пролетариата и трудящихся масс, поняли и осознали глубину социальной напряженности в России, основные требования народа и сумели возглавить народное движение. В условиях неуклонного ухудшения экономики страны, увеличения разрухи в хозяйственной деятельности, голода и обнищания населения, единственной политической силой оказалась партия большевиков, которая чутко воспринимала и умело использовала настроение народных масс и их стремление к социальной справедливости. В результате победы Октябрьской революции 1917 года, большевики провозгласили установление в России нового экономического и социально-политического строя, не имевшего аналогов в мировой истории. Стремление к народовластию и построение социализма в России оказало огромное влияние на мировые процессы, судьбу многих народов и развитие мировой системы социализма.

Однако в связи с приближением столетия Великой Октябрьской социалистической революции, которое как эпохальное событие отметит весь прогрессивный мир, обществу настойчиво насаждается извращенное понятие революции, а выражение «Октябрьская социалистическая» — тем более, как исчадие ада. Российский либерально-правящий режим и подконтрольные им СМИ регулярно утверждают, что мол «революция» — это «…человеческие жертвы, …бандитский захват власти, заговор и насилие, государственный переворот, …и никак нельзя допустить этого и впредь…» и т.д. Кроме того, в научной среде есть авторы, которые считают революции вообще и революции в России, в частности, являются лишь результатом случайных стечений обстоятельств. Такие утверждения являются преднамеренным искажением реальных событий.

Исторические документы того времени указывают, что Октябрьская революция была обусловлена объективными процессами, происходившими в России и других странах в конце XIX – начале XX вв. Выявляя неизбежность революционного перехода человечества от капитализма к социализму, К. Маркс пришел к выводу, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе»Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. т.19. С.29. В «Капитале» он писал: «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средства производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается».

В подтверждение марксистских выводов в научной работе «Эпоха революционного обновления» профессор Ю.Ю. Ермалавичюс отметил, что «в начале XX века основной узел противоречий капиталистической системы созрел в России, где на преодоление ее кризиса поднялся российский рабочий класс в союзе с многочисленным крестьянством и другими слоями трудящихся. Россия стала центром революционного движения народов земного шара, в ней сосредоточилась социалистическая инициатива исторического прогресса человечества».

К сожалению, мы живем в период, когда ложь приобрела цену выше правды. Сегодня в прорежимных СМИ уделяется больше внимания примитивному, но наглому и агрессивному антикоммунизму, антисоветизму и русофобии, чем правдивой оценке истории общественного развития. Революцию в сегодняшней в России откровенно ненавидят господствующие классы. Играя на закономерном уважении к традиции, нам навязывают прямолинейное очернительство советского периода и ненависть к любым попыткам изменить, улучшить качество жизни народа. Через СМИ настойчиво формируется общественное мнение: мол, дескать, «богу — богово, а кесарю кесарево». Вытравливается вера в социальный прогресс, который не должен опаздывать за прогрессом техническим.

Кроме того, после развала Советского Союза и европейских стран социалистического содружества силы мировой реакции активно соревнуются в наглой клевете на Великую Октябрьскую социалистическую революцию, настойчиво утверждая, что «социализм, идеи справедливости и теория маркизма-ленинизма — мертвы и никогда не смогут возродиться…» и т.п.

Теоретическое осмысление объективных условий и процессов перехода капитализма в стадию империализма в мире того периода, и в России, переживающей глубокий кризис феодализма, самодержавия, сдерживающего развитие капитализма, позволило В.И. Ленину – вождю пролетариата, гениальному ученому развить марксистскую теорию социалистической революции применительно к новым историческим условиям. Ленинская теория социалистической революции была основана на закономерностях исторического развития общества. В частности, на: законе соответствия уровня развития производительных сил и характера производственных отношений; законе неравномерного экономического и политического развития стран капитализма; законе развития наций и национальных отношений; закономерностях исторического перехода общества от одной общественно-экономической формации к другой.

Анализируя закон соответствия уровня развития производительных сил и характера производственных отношений, Лениным был сделан вывод, что свободу конкуренции сменила монополия, способствующая слиянию финансового (банковского) капитала с промышленным монополистическим капиталом. Здесь особое значение приобретает вывоз капитала, вместо вывоза товаров. Монополизация капитала привела к распространению финансового капитала на все страны мира, к созданию большого слоя финансовой олигархии. На этом фоне с невиданной силой обострилось основное противоречие капиталистического способа производства — противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения. «Империализм — писал В.И. Ленин, — несет рабочему классу неслыханное обострение классовой борьбы, нужды, безработицы, дороговизны, гнета трестов, милитаризма, политической реакции…» Ленин В.И. ПСС. т. 26. С.283.

В.И. Ленин делает вывод о том, что социалистическая революция, в силу действия закона неравномерного развития капитализма в эпоху империализма, не может, как полагали сторонники марксизма, одновременно произойти во всех развитых странах, — будет происходить разное время, путем прорыва слабых звеньев в цепи империализма. Исследование особенностей эпохи капитализма в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1916г.) позволило Ленину объективно обосновать возможность и необходимость осуществления социалистической революции в России.

Изучение исторического закона развития наций и национальных отношений показывает, что с невиданной силой обострились противоречия между метрополиями и колониальными народами, а также между империалистическими державами и их союзниками, между монополиями и большинством нации внутри империалистических государств, между феодальными пережитками и капитализмом. Ныне эти противоречия обострились между мигрантами, беженцами с Ближнего Востока с администрациями европейских стран; между США и странами — ЕС, Россией, Китаем и т.д.

Утверждая о закономерностях исторического перехода общества от одной общественно-экономической формации к другой, Владимир Ильич доказал, что раскрытие основного содержания эпохи империализма позволяет выявить закономерности, тенденции развития общества. Кроме того, определить, какие общественные условия, движущие силы, какой класс стоит в центре этого исторического этапа развития общества, кто определяет своей деятельностью ход исторического развития. А также определить пути, формы, методы и тактику осуществления революционной борьбы за победу социалистической революции, в том числе и в России.

Далее, В.И. Ленин исследует объективные и субъективные условия осуществления социалистической революции. Из анализа эпохи империализма важнейшим выводом Ленина является то, что в эту эпоху «по всей линии сложились и обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественному укладу».Ленин В.И. ПСС. т.27. С.385. В связи с этим, профессор МГУ И.А. Козиков в работе «Разработка В.И.Лениным теории социалистической революции» утверждает, что ленинские выводы имеют место и в нашей действительности, так «… гигантское возрастание размеров и мощи финансового капитала, обострение противоречий капитализма, наличие рабочего и национально-освободительного движения, революционных партий, союзников рабочего класса… — все это свидетельствует о том, что империализм подготовил объективные и субъективные предпосылки для перехода общества от капитализма к социализму».

Действительно, к концу XIX века Россия была узловым пунктом противоречий мирового развития. Именно здесь все противоречия приобрели ярко выраженный антагонистический характер: между трудом и капиталом, между царизмом и буржуазией и угнетенными народами. Как нигде в мире в России быстро созрела революционная ситуация. Это, когда «низы», то есть народные массы, доведенные господствующим классом до отчаяния, не хотят жить по старому, а «верхи» не могут управлять страной и народом по-старому. Да, нельзя забывать и о том, что первая мировая война, бездарная политика царизма привели Россию к социально-экономическому краху. Уместно здесь вспомнить об обращении лидеров шести думских фракций к Николаю II (декабрь 1916г.): «Государь! Страна разваливается, агонизирует, назревает тяжелейший кризис – прежде всего кризис власти. Если немедленно не сформировать правительство, ответственное перед Думой, нас ждут величайшие потрясения»Зюганов Г.А. Россия – Родина моя. – М.1996. С.319. И, через два с половиной месяца, изжившая себя власть рухнула.

Чем ближе юбилейная дата Великого Октября, тем больше дискуссий и дебатов между сторонниками и противниками этого величайшего исторического события, положившего начало новой человеческой цивилизации. Сторонникам диалектико-материалистического истории предлагается заострить внимание прогрессивной общественности на необходимости творческого осмысления всемирно-исторического значения Великой Октябрьской социалистической революции, которая была необходимой, закономерной, с точки зрения, как внутренних условий развития России, так и международных. Надо обязательно учитывать и то обстоятельство, что: — из 70-летнего существования СССР, примерно 20 лет, ушло на отражение агрессии в годы Гражданской и Отечественной войны, на два восстановительных периода после войн; — будучи в окружении капиталистических держав, страна выделяла большие средства на оборону; — социализм строился впервые, не было аналогичных примеров, — поэтому, естественно, были допущены и ошибки — необоснованные репрессии некоторых граждан, втягивание страны в гонку вооружений, перегибы в организации колхозов и др.

Для отражения нападок фальсификаторов истории советского периода и достижений Великого Октября, в целях организации контрпропагандистской работы партийных организаций, нам представляется необходимым практиковать системный подход к более глубокому изучению произведений классиков марксизма-ленинизма в политической учебе коммунистов и союзной молодежи. Среди них, особенно – теорию классовой борьбы периода эпохи империализма – социализма; экономические и политические особенности современного империализма; основы марксистско-ленинской идеологии; идейно-теоретические проблемы социализма XXI века; роль и место коммунистических партий в международном пролетарском движении; теория и практика отечественного и зарубежного протестного движения трудящихся; актуальные проблемы молодежной политики КПРФ…, и др. Среди учащейся молодежи проводить: — в школе и средних учебных заведениях — проводить политинформации и беседы «О роли и значении Великого Октября и Великой Победы для России»; — в ВУЗах страны организовывать факультативы «О всемирно-историческом значении Великой Октябрьской социалистической революции», «О концептуальных основах и практике социалистического строительства в СССР» и др.

Придет время, когда Октябрьскую революцию в нашей стране будут оценивать справедливо, как пример истинного социального творчества народа, направленного на достижение свободы, социального и национального равенства.

Библиотечно-информационный комплекс (БИК) приглашает на виртуальную выставку, посвященную 100-летию Октябрьской революции 1917 года в России.

На виртуальной выставке представлена и литература советских времен, и современная, отражающая диаметрально противоположные взгляды авторов на события 100-летней давности.

В 2017 года мы отметим 100-летие Октябрьской социалистической революции. Год столетия революции — хороший повод вспомнить о том, что это событие оказалось переломным не только для российской, но и для всемирной истории.

Трагичная и великая одновременно, история страны нашей запечатлена в памяти народной, в подвигах и свершениях многонациональной общности людей, объединенных великими идеями Мира, Равенства, Братства, Счастья народов земли, в художественных произведениях всех жанров, видов искусства, в достижениях и открытиях, позволивших реализовать самые смелые мечты.

Близится 7 ноября 2017 года, и чем ближе эта дата, тем ожесточеннее становятся споры, тем шире спектр мнений и оценок событий столетней давности. Как правило, участники таких споров немедленно занимают две противоположные позиции.

Одни приводят доказательства, указывающие на историческое значение Октябрьской революции 1917 года, другие стремятся аргументированно показать, что ничего особенного с исторической точки зрения не происходило и это событие можно поставить в ряд с другими вооруженными восстаниями и переворотами, которых история человечества насчитывает не один десяток. Нередко можно услышать мнение, что Октябрь - это «бесчеловечная трагедия», ответственность за которую лежит на большевиках. Следует отметить, что практически во всех диспутах явно или неявно присутствует вопрос: в каком ключе будет отмечаться это памятное событие в нашей стране, не пройдет ли оно так же «незамеченным», как в последние десятилетия? Почему «спорщики» постоянно выдвигают противоположные мнения, из которых практически невозможно определиться с этим вопросом?

После Февральской революции и свержения Николая II власть в Российской Империи перешла к Временному правительству во главе с Керенским. В стране возникла неопределенность. На фабриках и заводах, в армии начали стихийно образовываться Советы, которые впоследствии сыграли ключевую роль. Эту роль первым обозначил В.И. Ленин в известных «апрельских тезисах»:

«Создание республики Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Плата всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней зарплаты хорошего рабочего. Национализация всех земель в стране, распоряжение землею местными Советами батрацких и крестьянских депутатов. Слияние немедленное всех банков страны в один общенациональный банк и введение контроля над ним со стороны Совета рабочих депутатов. Переход к контролю со стороны Советов рабочих депутатов за общественным производством и распределением продуктов».

Именно эти тезисы после событий Октября 1917 года стали фундаментом для возведения в России нового типа государства, основанного на социалистическом владении собственностью и ведущей роли пролетариата (угнетаемые слои общества), который сам создает и контролирует власть. На политической карте мира появились буквы РСФСР, а позже - СССР.

Следует не «забывать», как это присуще практически всем «спорщикам», что построением нового типа общества руководила партия большевиков, опиравшаяся на революционную теорию, известную под названием «марксистская теория». Новое государство - Страна Советов - выдержало беспрецедентно жестокую схватку с внутренними врагами, вступившими в сговор с интервентами стран Антанты (Гражданская война). «Коммунистические идеи» стали распространяться по всему миру, коммунистические партии были образованы в большинстве стран.

Даже в сердце капиталистической Америки известный писатель Джон Рид, свидетель и участник Октябрьской революции 1917 года, организовал Коммунистическую рабочую партию. В своей книге об Октябрьской революции - «Десять дней, что потрясли мир» - писатель отразил «изумительное чувство свободы» и понимания со стороны обычных людей, отметил, что мир полностью изменился и люди сами изменились. Результаты этой революции превзошли ожидания всего мирового сообщества.

Гигантский шаг в развитии России от «лапотной» до «сверхдержавы» сегодня никто не подвергает сомнению. Однако в вопросах влияния Октября на события в жизни народов всего мира по-прежнему можно встретить самые разные суждения.

Американский режиссер Оливер Стоун, специализирующийся на съемках документальных фильмов о важных исторических событиях в мире и создавший известный фильм «Украина в огне», о событиях 1917 года высказывается следующим образом:

«После революции 1917 года в России американцы были напуганы, опасались влияния идей большевиков на рабочий класс в США. Во власти и деловых кругах отношение к революции было негативным с самого начала, и это никогда не менялось. В годы правления президента Вудро Вильсона США направляли войска в Россию, чтобы разгромить революционеров. Америка признала СССР только в 1933 году при Франклине Рузвельте».

О влиянии Октябрьской революции на последующее мироустройство пишет и главный печатный орган британских коммунистов - газета «Morning Star»:

«Вклад коммунистов стал ключевым, они были на передовой в освободительной борьбе в Китае, Вьетнаме, на Кубе, в Южной Африке и многих других странах. Под влиянием социалистического лагеря прошли антиколониальные движения во всем мире. Соцлагерь их обеспечивал всем - от дипломатической поддержки в ООН, до финансирования и поставок оружия, когда это было необходимо».

В настоящее время некоторые политики и философы пытаются объяснить факт Социалистической революции не как закономерное развитие общественных отношений, а как исключительное, сугубо российское явление, как результат заговора кучки большевиков. В своих объяснениях такие теоретики тщательно избегают понятия «классовая борьба» (общественная категория). Естественно, в данной статье мы не имеем возможности подробно остановиться на этом понятии, однако заметим, что классовая борьба возникла объективно и существует издавна, проявляясь в различных исторических формах.

Достаточно вспомнить восстание итальянских рабов, руководимое Спартаком, которое в античные времена было, как утверждают историки, самым мощным организованным выступлением угнетенных и нанесло сильнейший удар по господствовавшему рабовладельческому строю.

Историки могут перечислить десятки крупных крестьянских восстаний в Российской Империи, множество буржуазных революций в других странах. Конечно, большинство этих восстаний и революций терпели поражение, но идеи «свободы, равенства, братства» никуда не исчезали и приносили новые плоды. Действительно, казалось бы, что надо людям? Человечество развивалось и двигалось вперед, все шло своим чередом - а «бунты» не прекращались. Мыслители прошлых веков не раз искали этому причину.

Нашли. Оказалось, что во всех предыдущих общественно-экономических формациях неизменным оставалось классовое разделение людей, менялись формы, но суть эксплуатации и угнетения одних другими оставалась неизменной. Рабовладельцы сменялись феодалами, феодалы - помещиками и капиталистами.

Октябрьская революция существенно изменила такое положение в общественной жизни людей. Впервые в революционной борьбе масс была поставлена задача построения нового, бесклассового общества. Руководство решением такой задачи взяла на себя партия большевиков, опираясь на определенную революционную теорию. В данной статье мы не имеем возможности остановиться подробно на этой теории, отметим только, что эта теория опирается на немецкую философию, английскую политическую экономию и французский социализм.

Таким образом, далеко не полный и не углубленный обзор исторических событий, связанных с Октябрем 1917 года, подтверждает положение: Октябрьская революция - это событие мирового масштаба. Это также означает, что 100-летие этого события будет отмечаться народами всего мира.

Один из подходов к событиям Октября уже сейчас проявляет свою суть - это идея «примирения всех эпох». «Уроки истории нужны нам для примирения», - отметил Президент РФ В.В. Путин, а также подчеркнул, что никто не может запретить людям свободно мыслить и открыто высказывать свою позицию в политике, экономике, средствах массовой информации, и призвал к укреплению единства российского народа.

Такой же взгляд, но в более развернутом виде был сформулирован на круглом столе «100 лет Великой российской революции: осмысление во имя консолидации». Автор - министр культуры России Владимир Мединский. Этот взгляд состоит из пяти тезисов, указывающих, каким образом российский народ может достигнуть «национального примирения»:
- признание преемственности исторического развития от Российской империи через СССР к современной Российской Федерации;
- осознание трагизма общественного раскола;
- уважение к памяти героев обеих сторон, искренне отстаивавших свои идеалы и невиновных в массовых репрессиях и военных преступлениях;
- осуждение идеологии революционного или контрреволюционного террора;
- понимание ошибочности ставки на помощь зарубежных «союзников» во внутриполитической борьбе.

Свое осмысление Октябрьской революции высказали и представители церкви, главным посылом которых была также «идея примирения на основе религии»: «Когда-то разрушение храмов, массовые убийства верующих стали ужаснейшей страницей национального разделения, теперь мир вокруг возвращенных церквей должен стать олицетворением согласия и взаимного прощения - белых с красными, верующих с неверующими, богатых с бедными», - сказал патриарх на заседании Высшего церковного совета РПЦ в храме Христа Спасителя.

Совсем неожиданную идею выдвинул лидер Коммунистической партии РФ Геннадий Зюганов: «Если мы будем опираться на все лучшее в этой эпохе, мы много добьемся. Наша задача - соединить все три эпохи: имперскую, советскую и нынешнюю».

О празднике

Более 70 лет этот «красный день календаря» был главным праздником страны. Большую часть ХХ века миллионы наших сограждан в трёх поколениях праздновали 7 ноября — День Великой Октябрьской социалистической революции.

Праздник, официально называемый Годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, впервые был отпразднован в 1918 году, а выходным стал с 1927 года. Впервые государственное празднование не проводилось 7 ноября 1991 году, однако сам день 7 ноября оставался выходным вплоть до 2005 года.

В 1996 году указом Ельцина он был просто переименован и стал называться День примирения и согласия. В конце 2004 года Государственная Дума приняла закон, по которому этот праздник отменялся, а вместо него вводился новый праздник с выходным днём — 4 ноября, который получил название День народного единства.

Документальное наследие Великой российской революции: Коллекция Электронной библиотеки Государственной публичной исторической библиотеки России

Петроград 1917-го года: что, где, когда. Проект Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина к 100-летию Революции в России

Тематический комплекс «Российская революция 1917 г.» Федерального архивного агентства (122 тыс. электронных копий архивных документов

Публикации в прессе

Поляков С.А. Действия отдельных частей бывшей русской Императорской гвардии в период Октябрьской революции.-2013.-№ 4.

Книги издательства "Прометей"

Воронин В.Е. Отречение: Император Николай II и Февральская революция.-М.: Прометей, 2017 (Книгу можно приобрести в издательстве)

Книга посвящена деятельности Николая II в канун и в ходе Февральской революции 1917 года. На конкретных примерах дан анализ состояния политической системы Российской Империи и русской армии перед февралем 1917 года, показан процесс созревания предпосылок переворота, прослеживается реакция царя на захват власти оппозиционными и революционными силами, подробны рассмотрены обстоятельства отречения Николая II от престола и крушение монархической государственности в России.


Чураков Д.О. Новейшая история Отечества. Курс лекций. Ч. 1: 1917-1941 годы.-М.: Прометей, 2013 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

Пособие посвящено важному этапу новейшей отечественной истории. В нем разбираются сложные дискуссионные вопросы воз- никновения и развития в России советской цивилизации. При этом советский этап рассматривается как органическая часть всей рос- сийской истории, а СССР - как историческая форма существования нашей страны. Опираясь на новейшие тенденции в историографии, курс лекций подробно освещает такие темы, как причины победы большевиков в революции 1917 г. и гражданской войне 1918- 1922 гг., строительство социалистического общества в 1920-1930-х годах, обретения и потери на этом пути .

Чураков Д.О. В битвах за историзм: проблемы изучения Великой Русской революции 1917 года и постреволюционного режима.-М.: Прометей, 2016 (Полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Book.ru)

Книга посвящена напряжённому периоду новейшей отечественной истории с конца XIX века по 1941 год. В ней отражены основные подходы и выводы автора по проблемам предпосылок, развития и результатов революции 1917 года. Рассматриваются национальные особенности эволюции в России государства и гражданских институтов в условиях перехода от традиционного к индустриальному обществу. Особое внимание уделено рабочему движению — как при Временном правительстве, так и в период самых ранних мероприятий советской власти. Автором впервые в историографии ставится проблема трёх кризисов советского правительства, последовавших вскоре после Красного Октября в конце 1917 — первой половине 1918 года, а так же их влияния на становление новой отечественной государственности. Анализируется установившийся в стране по итогам революции большевистский режим и советский вариант консервативной модернизации.

Чураков Д.О. 1917 год: Русская государственность в эпоху смут, реформ и революций.-М.: Прометей, 2017 (Книгу можно приобрести в издательстве) В монографии, приуроченной к столетнему юбилею Революции 1917 года, автор исследует один из наиболее актуальных в наши дни вопросов — роль в отечественной истории российской государственности, его эволюцию в период революционных потрясений. В монографии поднят вопрос об ответственности правящих слоёв за эффективность и устойчивость основ государства. Нашироком фактическом материале показана гибель традиционной для России монархической государственности, эволюция власти и гражданских институтов в условиях либерального эксперимента и, наконец, восстановление крепкого национального государства в результате мощного движения народных масс, которое, как это уже было в нашей истории в XVII веке, в Октябре 1917 года позволило предотвратить гибель страны. Автор подробно разбирает становление мобилизационного режима, возникшего на волне октябрьских событий, показывая как просчёты, так и успехи большевиков в стремлении укрепить революционную власть.

Щагин Э.М. Становление советской политической системы /Э.М. Щагин, Д.О. Чураков, В.Ж. Цветков.-М.: Прометей, 2011 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

Пособие посвящено одному из самых сложных и драматич- ных этапов отечественной истории. В нём раскрываются основные механизмы развития советской политической системы с момента её возникновения до начала Великой Отечественной войны. Особое вни- мание авторы пособия уделяют неоднозначным, дискуссионным во- просам развития нашей страны в 1917-1941 гг. В частности, большое внимание уделено кризисам, которые переживал советский режим на этапе своего становления, политической борьбе внутри правя- щей партии.

Издания из фонда Библиотечно-информационного комплекса Финансового университета

Ацюковский В.А. Работы В.И. Ленина 1917 г. и Вторая социалистическая революция.-М.: Директ-Медиа, 2014 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

В книге с современных позиций дан анализ работ В.И. Ленина, написанных им в 1917 г. до Октябрьской социалистическая революция, и показана их актуальность в настоящее время, дано определение основных категорий современной коммунистической теории, рассмотрены предпосылки и цели Второй социалистической революции, а также Программа общественного развития России от монетаристского капитализма к социализму и коммунизму.
В книге рассмотрены также основные ошибки, допущенные руководством КПСС при строительстве социализма в СССР, приведшие к развалу страны и кризису социализма во всем мире, и даны рекомендации по выводу современной России из создавшегося кризисного положения.

Галин В. Запретная политэкономия. Революция по-русски.-М.:Алгоритм, 2006.-608 с. (полный текст)

На Западе с начала XX века, а в России с 1990-х политэкономия попала в немилость, по сути став запрещенной наукой. Автор книги возвращается к этой уже почти забытой науке, делая это в наглядной форме на примере российской истори и XX века. Своей целью В. Галин ставит изучение объективных законов развития общества, пытаясь заглянуть в будущее.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте: Мемуары. Пер. с англ.— М. : Республика, 1993.— 384с. (полный текст)

Маслов С.С. Россия после четырех лет революции.— Париж: Русская печать, 1922- 310 с. (полный текст текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Book.ru)

В мемуарах бывшего премьер-министра Временного правительства А.Ф. Керенского рассказывается о событиях, происходящих в России с конца XIX века по 1919 год. Конечно, они субъективны, автор как бы стремится оправдать себя перед историей, но и его видение событий, несомненно, представит значительный интерес для читателей.

Программы политических партий в России /ред. и пред. И. В. Владислаев.- М.: Тип. О. Л. Сомовой, 1917 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Znanium.com)

В сборник включены программы трех партий: Российская социал-демократическая рабочая партия, Партия социалистов-революционеров, Трудовая (народно социалистическая партия, радикальная партия, Конституционно-демократическая партия.

Селезнев Ф.А. Революция 1917 года и борьба элит вокруг вопроса о сепаратном мире с Германией (1914-1918 гг.).-СПб.: Алетейя, 2017 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

Вопрос о выходе России из Первой мировой войны рассматривается в монографии в контексте внутриполитической борьбы на всем протяжении военного четырехлетия, включая 1917-1918 гг. Автор доказывает, что Февральская революция стала результатом раскола правящего класса царской России, часть которого, чтобы предотвратить действительную или мнимую угрозу заключения Николаем II сепаратного мира с Германией, пошла на союз с противниками режима. Исследование опирается на методы теории элит.

Троцкий Л.Д. Проблемы международной пролетарской революции. Основные вопросы пролетарской революции.-М.: Директ-Медиа, 2015 (полный текст доступен пользователям Финансового университета в ЭБС Университетская библиотека онлайн)

Троцкий Лев Давидович (Бронштейн Лейба Давидович) (1879 — 1940) — деятель российского и международного революционного движения, публицист.
Вниманию читателей предлагается издание, в котором публикуются книги Троцкого «Терроризм и коммунизм» и «Между империализмом и революцией». Обе работы имеют одинаковую направленность, остро встающие политические вопросы переплетены с конкретными военными, политическими и хозяйственными мероприятиями.

Великая Российская Революция - коренной перелом в отечественной истории. Затронувший все сферы общественной жизни процесс до сих пор в историческом сознании современной России, переживающей период социальной, культурной и политической трансформации, не приобрел однозначной оценки. Многие аспекты данного периода российской истории остаются нераскрытыми или раскрытыми необъективно и политически ангажировано.

2017 год - год столетнего юбилея Революции 1917 года. Столетний рубеж - знаковый для исторической памяти. Именно сейчас необходимо поддержать тенденцию примирения общества с событиями 1917 года и способствовать популяризации качественного исторического знания для извлечения из них уроков.

Российское историческое общество принимает активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Великой Российской Революции, руководствуясь ценностями научности, верифицируемости и гражданской солидарности, выраженной в деликатном и объективном подходе к историческим событиям.

«Мы подошли к теме Революции 1917 года подготовленными. Ее широкое обсуждение проходило на различных площадках, в рамках разработки концепции преподавания отечественной истории в школе. Уже тогда было предложено рассмотреть Великую Российскую Революцию как сложный и драматичный процесс, включающий в себя взаимосвязанные этапы. События февраля и октября 1917 года, падение монархии и установление республики, выборы в Учредительное собрание и Корниловский мятеж, установление власти Советов и кровопролитную гражданскую войну»,

— председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Новости проекта:

Изучение причин и последствий Великой российской революции будет продолжено - такое заявление на итоговом заседании оргкомитета по подготовке и проведению мероприятий, посвящённых 100-летию революции 1917 года в России, сделал Председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин.

Во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства открылась выставка «Фарфоровая Революция. Мечта о Новом Мире. Советский фарфор» . В экспозиции представлены сотни декоративных тарелок, чашек, блюдец, скульптур, выпущенных в первое двадцатилетие советского государства, которые традиционно принято называть агитационным фарфором.

В концертном зале Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В.Александрова прошёл Международный историко-музыкальный фестиваль детского и юношеского творчества «Российская революция 1917 года: музыкальная память поколений».

На Никольской улице открылась модульная выставка «Революция 1917 года на улицах Москвы в архивных документах и фотографиях». Экспозиция подготовлена Российским обществом историков-архивистов и Историко-архивным институтом РГГУ при поддержке Российского исторического общества и фонда "История Отечества".

Концерт в Мариинском театре, демонстрация уникальных документов из архива Военно-морского флота и закладка на «Адмиралтейских верфях» камня в память о судостроителях эпохи революции и Гражданской войны: в Санкт-Петербурге прошли мероприятия, посвященные столетию революционного переворота в России.

В канун столетия Великой российской революции Cергей Нарышкин дал эксклюзивное интервью первому заместителю генерального директора ТАСС Михаилу Гусману, в котором рассказал о значении этого исторического события для граждан России, его оценке в современном российском обществе, а также о мероприятиях, проводившихся по всей стране в преддверии этой даты.

В России в скором времени может появиться мемориал всем погибшим в ходе революции и Гражданской войны. С таким предложением выступили депутаты Государственной Думы на парламентских слушаниях «Столетие революции 1917 года в России: международные аспекты» .

В Государственном историческом музее готовится к открытию выставка «Энергия мечты». Она станет заключительным и самым масштабным событием в календаре мероприятий, посвящённых 100-летию Великой российской революции.

В Доме Российского исторического общества прошла Международная научная конференция «Российская Революция и Конституция». Она собрала несколько десятков экспертов из разных стран - историков, юристов, политологов, экономистов, культурологов.

В Париже стартовала «неделя русской революции»: в ближайшие дни в столице Франции пройдут сразу несколько крупных научных форумов и других мероприятий, посвящённых событиям 1917 года и их влиянию на мир.

В канун 100-летия российской революции в редакции «Марийской правды» прошел круглый стол, на котором его участники дали оценку событиям 1917 года.

Дебаты прошли в нашей редакции и транслировались в прямом эфире на сайте «МП». В обсуждении событий 1917 года, причин революции и ее уроков участвовали доктор исторических наук, профессор МарГУ Сергей Стариков , который занял место рядом с председателем Марийской ассоциации жертв политических репрессий Николаем Аракчеевым , доктор философских наук, профессор, первый секретарь Йошкар-Олинского отделения КПРФ Александр Маслихин , а также поэт, переводчик, общественный деятель Герман Пирогов , занявший за столом позицию между модератором встречи, журналистом Сергеем Смирновым и представителем компартии.

Часть 1

Не было бы Ленина, не пришел бы Гитлер?

Беседа началась со слов… президента России. Их привел Сергей Смирнов.

- Владимир Путин полагает, что «в 100-летнюю годовщину Октябрьской революции надо положить конец расколу общества, который эта революция и спровоцировала», - начал разговор модератор и попросил гостей дать свою оценку тем событиям.

Первым слово взял Сергей Стариков. Профессор МарГУ отметил, что революция является эпохальным событием, о чем сегодня, кстати, говорят за рубежом.


Я и многие мои коллеги склоняемся к тому, что эти события – не просто революция или переворот, это Великая Российская революция именно 1917-1918 годов. Переход власти осенью 1917 года – это волеизъявление не только революционных партий, но и революционно настроенных солдат и крестьян, потому что в тот момент все вело к новому политическому перевороту, ибо экономический коллапс был налицо, - сказал доктор исторических наук.

Куда более крайние оценки дали Николай Аракчеев и Александр Маслихин. Так, руководитель музея ГУЛАГа прямо заявил, что революция унесла 10 миллионов жизней, добавив, что если бы не 1917 год, то не было бы 1937 и 1941 годов, имея ввиду репрессии сталинского режима и события начала Великой Отечественной войны. При этом Николай Аракчеев предложил разделить вину за случившееся между большевиками и царем с его окружением.

Первый секретарь Йошкар-Олинского отделения КПРФ Александр Маслихин, напротив, назвал революцию шагом вперед и напомнил, что еще 100 лет назад российское общество жило в полуфеодальной стране с империалистическими основаниями, а Советская власть дала людям, например, бесплатные квартиры, бесплатное здравоохранение, бесплатное образование.

Для нас вопрос о революции - однозначный, - сказал Александр Маслихин. - Революция – это шаг вперед в общественной жизни.

Считаю, что революция - это великое событие, так как она оказала слишком большое влияние на жизнь во всех странах мира, - резюмировал Герман Пирогов.


Царя свергли либералы, пока Ленин был в Швейцарии

Вслед за революционным величием Сергей Смирнов подбросил участникам круглого стола вопрос о том, почему же случился Красный Октябрь, спровоцировав у гостей новый виток полемики. При этом модератор назвал большевиков хорошими пиарщиками, которые придумывали простые и понятные лозунги: «Власть – Советам!» «Фабрики – рабочим!», «Земля – крестьянам!» По этому поводу, правда, чуть позже прошелся Николай Аракчеев:

Ни того, ни другого, ни третьего большевики не дали! Я сам был в трех Советах депутатом трех уровней, никакой власти у Советов не было!.. А кто такой был Ленин ? Я буквально недавно узнал, что трудовой стаж у него был два года. Это где видно, чтобы, допустим, сегодня в Кремле оказался чиновник с двумя годами трудового стажа? И кем? Помощником адвоката. Все остальные годы он путешествовал по Европе, по Швейцариям, набивал идеологическую копилку, пропитывался философией Энгельса и все. Он не работал в России! Поехал сюда – может? что достанется? И досталось. А управлять не смог.


Революция начали не большевики, а либералы. Они свергли царя, - сказал Сергей Стариков. - Ленин как говорил: «Наше поколение, видимо, уже не дождется революции», потому что к началу 1917 года прямых причин для свержения династии Романовых не было. О перевороте в феврале 1917 года Ленин узнал из швейцарских газет, находясь в Швейцарии. Потом приехал в Россию.

Либералы требовали от царя создания Министерства народного доверия, чтобы оно опиралось на Думу, и формировала его Дума. Мог ли царь пойти на это? Конечно, нет. Страна несколько столетий была монархией. А что означала инициатива? В Думе сталкивались интересы различных групп, лобби. Мог ли император во время Первой мировой войны дать им такую возможность? Нет. Царь полагал, что только сильная централизованная единая власть способна формировать правительство.

Ленин подобрал власть, которая лежала на полу, и использовал в своих целях, - давил на красную мозоль Николай Аракчеев. - Разогнал Учредительное Собрание. Отделил церковь. Отменил церковные браки… А вот Мироненко выступал, председатель Государственного архива РФ. Он привел пример, что Ленин, живя в Швейцарии, пользовался деньгами Сталина , который гоп-стопом брал их у рабочих Баку. А когда пришла ориентировка в Европу, что эти купюры за такими-то номерами в розыске, Надежда Константиновна лихорадочно сжигала их в камине!

Кризис левых и… конец демократии

Участники круглого стола говорили о Красном и Белом терроре, братоубийственной Гражданской войне, интервентах, но и напомнили, что сам переворот в октябре 1917 года обошелся минимумом жертв.

Большевики без одного выстрела взяли телеграф, почтамт. Были выстрелы у Зимнего дворца, но жертв практически не было, - сказал Александр Маслихин.

Со стороны Революционно-Военного Комитета было 6 человек убитых и 10-15 человек раненных, а со стороны временного правительства вообще не было жертв. Это был классический военный переворот, - добавил Сергей Стариков.


Но почему большевики пришли к страшной диктатуре? Почему в конце концов к власти пришел Сталин?

По мнению историков, чью позицию озвучил профессор Сергей Стариков, причины диктатуры кроются в сильных разногласиях у левых, ведь до 1918 года у власти находились не только и даже не столько большевики.

Возник кризис внутри левой коалиции, - говорит Сергей Стариков. - Встали вопросы о будущем Советской власти - о системе выборов, вопрос о том, будут ли Советы департизированы. И когда большевики поняли, что в поддержке им отказывают даже левые эсеры, они перешли к чрезвычайной жесткой политике, начала вызревать диктатура, которая вылилась в декрет о Красном терроре, и, что называется, «пошла» Гражданская война. Большевики понимали, что других, легитимных, демократических путей нет, чтобы привести ситуацию в нормальное состояние. А когда они приняли продовольственную диктатуру, Россия начала скатываться в лоно гибели людей и окунулась в зарево Гражданской войны.

(Продолжение следует).

Среднее общее образование

Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10)

История России

Круглый стол «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года»: подводим итоги

Сто лет назад в истории нашей страны произошел настолько резкий перелом, что до сих пор не удалось вполне осмыслить его последствия. Возможно, поэтому до сих пор в российском обществе не появилось единой точки зрения на события 1917 года. Особенно сложно учителям, ведь на уроках истории закладывается гражданская позиция учеников, а неверно истолкованный факт искажает представления о прошлом.

Есть надежда, что 2017 год наконец приведет российское общество к примирению. Чтобы помочь учителям истории переосмыслить события Великой российской революции, Российское военно-историческое общество совместно с издательством «Дрофа-Вентана» провели круглый стол на тему «Диалог с историей: мы и российская революция 1917 года». Мероприятие прошло 24 января в Москве, в Нарышкинских палатах Высоко-Петровского монастыря.

Несмотря на то, что тема революции и Гражданской войны является одной из самых сложных в курсе отечественной истории, учителям нечасто удается выслушать мнение экспертов. Среди посетителей прямой трансляции с мероприятия было много преподавателей истории, и именно они приняли наиболее активное участие в дискуссии.

Обсуждение началось с важного компромисса. Историко-культурный стандарт требует называть события 1917 года Великой российской революцией, однако настоятель Высоко-Петровского монастыря заранее попросил организаторов - Российское военно-историческое общество и издательство «Дрофа-Вентана» - убрать из названия круглого стола слово «великая». В письменном обращении к собравшимся настоятель выражает благодарность за понимание:

Нам, православным, трудно было бы работать, если бы в названии круглого стола оставалось это определение. Для Русской православной церкви события 1917 года остаются национальной трагедией.

Рассказал собравшимся, что сам он был рожден в эмиграции и своими глазами видел, какой трагедией для российского народа стал раскол:

Нас с детства учили тому, что родную страну мы никогда не увидим. Казалось, что разделение на «белых» и «красных» теперь навечно. Но мы еще несли в себе это счастье - быть русским человеком.

По мнению владыки, попытки отрешиться от веры и создать порядок, который обещает всему человечеству счастье, обречены закончиться реками крови, как это было во Франции в 1789 году. А 2017 год для православного мира может стать праздником восстановления церковного уклада в жизни россиян.

Однако, несмотря на компромисс, российская революция по праву может считаться великой, отметил научный директор РВИО, советник Министра культуры РФ Михаил Мягков . Как председатель круглого стола, Мягков пояснил, что следует забыть об эмоциональной окраске термина и принимать во внимание только масштабы событий и глубину последствий:

Хотя события 1917 года до сих пор вызывают у граждан противоречивые оценки, нельзя не согласиться, что попытка построения на земле нового справедливого общества изменила путь России и повлияла на ход мировой истории. Нам нужно увидеть в событиях 1917 года силу человеческого духа и боевой героизм.


Среди историков единого мнения относительно термина «великая» нет. Профессор МГИМО Виктория Уколова отметила, что термин «великая» был введен по аналогии с Французской революцией, только вот во Франции уже не принято называть буржуазную революцию великой, так что мы снова немного «не в тренде». С другой стороны, только после 1917 года российские рабочие получили ряд гражданских прав, и их условия жизни значительно улучшились. Революция дала мировой культуре чудо русского авангарда, посадила всех российских детей за парты: это ли не великие свершения? К тому же, подчеркивает Уколова, к 1917 году Российская империя уже была на пороге саморазрушения, революции было не избежать. Наша революция - это естественный процесс, возымевший неестественное, жестокое выражение. Выступление окончилось эффектной цитатой из Уинстона Черчилля: «Россия пошла ко дну, когда впереди уже был виден порт. С победой в руках она рухнула на землю».


И все же, термин «великая» применительно к революции 1917 года многим экспертам кажется сомнительным. Доктор исторических наук Владимир Булдаков отметил, что пока ни о каком примирении между бывшими «красными» и «белыми» речи идти не может:

Нас призывают жить дружно, помнить о кровавых жертвах, с другой стороны - требуют называть великой революцию, которая была великой трагедией длиной почти в сто лет.

Парадокс: европейские классические революции способствовали внутренней консолидации, сплочению нации, а у нас вызвали глубокий раскол общества.

Что касается предпосылок революции и состояния Российской империи в начале 20 века, историк призвал собравшихся критически относиться к статистическим данным: Россия - слишком большая страна, и никакие средние показатели здесь не работают. Важно понять, что просто так никто не пойдет свергать власть, и никакой заговор не поднял бы людей на восстание, если бы не было недовольства царской властью. Февральскую революцию Булдаков назвал «бабьим бунтом»: это была просьба о хлебе и мире, а не мечта о социализме.

Разговор о революции - это разговор об ответственности авторитарной власти в период модернизации, - подчеркнул Булдаков, - А проблем в трактовке событий можно избежать, если основываться только на строгих фактах.


Почетный профессор МГОУ Олег Волобуев защитил термин «великая», опираясь на исторический факт:

Этот термин появился вместе с самой революцией, а не с введением историко-культурного стандарта. Мы всего лишь его восстановили. В 20-е и 30-е годы он был широко распространен, в том числе и на Западе, и все понимали, что речь идет о величии в смысле последствий, а не об эмоциональном восприятии событий.

По мнению Волобуева, не стоит вкладывать в научный термин наших симпатий и антипатий. Надо и учащимся на уроках истории объяснять, что мы имеем в виду, когда говорим «великая российская революция».

С большим вниманием собравшиеся выслушали доклад доктора филологических наук Александра Маркова «Примирение как часть истории понятий»: чтобы достичь примирения во мнениях, нужно понять, чего именно мы хотим добиться.

Часто в мире примирение понимается как перемирие: все останавливают войну, но при этом остаются при своем мнении. Изначально слово «примирение» служило синонимом благожелательности: именно благожелательность воспринималась как путь выхода из состояния вражды.


Директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий высказал парадоксальную мысль:

Примирение невозможно, потому что революция как таковая еще не закончилась.

По залу пробежал удивленный вздох, а спикер продолжил:

С революциями всегда так: сложно понять, с чего они начались и чем завершились. Если судить по нашим сегодняшним речам, то совершенно ясно, что мы застряли в фазе реставрации. Для нас по-прежнему эта тема остра и болезненна. Сейчас, даже если мы поставим рядом с каждым памятником Ленину по памятнику примирения, все равно единства не достигнем (известно, что в 2017 году планируется установить в Крыму памятник Примирения, призванный сплотить сторонников разных точек зрения на революцию).

Как же достичь примирения? Прежде всего, нужно осознать, что 1917 год - дело прошлое, «белых» и «красных» давно нет на свете, и нам не стоит идентифицировать себя с ними. Не о чем больше мириться, все прошло.

После таких эмоциональных выступлений у аудитории появилось множество вопросов: спикеров не отпускали более получаса, с жадностью дискутируя и высказывая мнения. Наиболее активны были учителя истории: советы экспертов помогут им грамотно подать факты о революции и гражданской войне.


Многие учителя высказали сомнение: стоит ли объединять события февральской и октябрьской революции воедино? Все-таки разные цели, разная суть явлений. На это эксперты ответили однозначно: февраль и октябрь, революция и гражданская война тесно связаны, они - части одного и того же исторического процесса, поэтому мы объединяем их под одним термином и в школах преподаем как единую цепь событий. Историки привели много аргументов в пользу такого подхода.

В числе прочего, было высказано мнение: не пора ли открыть обществу всю правду и покаяться в содеянном? На это ответил Архиепископ Женевский и Западно-Европейский Михаил :

Когда мы говорим о правде, мы говорим о Боге и о жертве. В 1917 году Россия понесла огромную жертву: эта жертва и есть дань перед Богом и человечеством. Сейчас каждый из нас должен лично осмыслить все произошедшее, а общественного покаяния вообще не бывает, бывает только личное. Самое главное, чтобы мы перестали наступать друг на друга и враждовать о прошлом.

Итак, все участники круглого стола, даже те, кто сомневается в возможности примирения, сходятся на том, что в противостоянии «белых» и «красных» пора поставить точку. Для этой цели хороши разные средства: обращение к строгим фактам, установка памятника или личное покаяние. Важно, чтобы по истечении ста лет в обществе появилось ощущение, что гражданская война прошлого века осталась далеко позади.

Александра Чканикова

В продолжение темы:
Другие

Психологической агрессии Способы противодействия информационно-психологи- ческой агрессии. Следует исходить из принципа, что лжегу- манная информационно-психологическая...

Новые статьи
/
Популярные