Спортивные разряды и звания: перечень и присвоение. Спортивные звания
Добрый вам день, дорогой друг!
Давайте сразу внесем ясность: звание КМС по шахматам – термин не корректный. Кандидат в мастера спорта — это разряд. Самый высокий из разрядов. Ваше уже идут звания: мастера спорта и гроссмейстер.
Как получить разряд КМС?
Процедуру выполнения мы уже . Норматив кандидата в мастера также определяется средним рейтингом турнира. Единственное условие — КМС присваивается с 7 лет.
Требуется набрать 75% очков в турнире со средним рейтингом соперников 1901-1925.
Порядок присвоения такой же, как и других разрядов. Его мы рассматривали .
Полагаю, с технической стороной выполнения и присвоения КМС все понятно. Откровенно говоря, шахматисты уровня 1 разряда обычно уже сами знают всю процедуру выполнения разрядов. Она идентична для всех разрядов.
Посложнее будет довести свое мастерство до этого уровня. Уровень КМС - уже серьезная планка. Которую преодолевают от силы 3-5% шахматистов-разрядников.
Как дорасти до КМС?
Ваш покорный слуга стал кандидатом в мастера лет в 19, лет через 7 после того, как выполнил 1 разряд. Произошло это во многом по стечению обстоятельств.
Я спокойно учился на втором курсе политеха, жил в общаге, вдали от дома. В шахматы играл от случая к случаю.
Однажды меня нашел кто-то из шахматных чиновников и предложил поехать на зональный отборочный турнир в составе сборной области... Кто-то из ведущих не смог поехать, кто-то заболел. Короче, срочно нужна была замена. Так и вспомнили обо мне. «Валера, выручай»)
Турнир сложился для меня на редкость удачно. На своей доске я набрал 9,5 из 11 возможных. Просто порвал всех. В итоге выполнил норму КМС, да и областная команда заняла 1 место.
Что послужило причиной качественного скачка в игре и результатах, в тот момент осталось для меня загадкой. Вывод я сделал уже потом, спустя годы:
Психологические факторы
Смотря на эту ситуацию сквозь призму жизненного и шахматного опыта я понял:
К тому моменту я повзрослел психологически. Переход в студенческую среду и жизнь вдали от дома приучила к самостоятельности и добавила уверенности в себе. Я видел окружающую жизнь не через призму шахмат, а как взрослый человек.
Задача переход от уровня 1 разряда до КМС для 90% шахматистов остается нерешенной. И дело не только в чисто шахматных умениях .
По мере роста по разрядной лестнице уровень игры выравнивается и все большую роль начинают играть психологические факторы: эмоциональная устойчивость, концентрация внимания, умении рационально распределять время, учет особенностей соперника и многие другие.
Более взрослый взгляд на жизнь и на шахматы сформировался у меня естественным путем в течение нескольких лет. Однако, на мой взгляд, психологическое взросление можно сделать более управляемым процессом .
В рамках этой статьи отмечу один важный фактор, осознание которого — уже важный шаг более успешной игре в среднесрочной и долгосрочной перспективе. А именно адекватное отношение к поражению.
«Бывшие»
Вы знаете шахматиста, который никогда не проигрывал? Полагая, ответ очевиден. Поражение – это часть нашей игры. И с этим надо жить.
Поражение, особенно в значимой, решающей партии, действует угнетающе. Вопрос в том, насколько быстро игрок может сбросить со своих плеч этот груз . Да и сможет ли?
В тоже самое время, о котором я писал чуть выше, — у меня был друг детства, Володя, — тоже шахматист и шахматист талантливый. Играл он лучше меня и уже успел стать чемпионом области среди взрослых. Планы были наполеоновские, надежды радужные.
Как чемпион области Володя поехал на мастерский турнир. Сыграл неплохо, выполнил балл международного мастера.
Следующий турнир – отборочный к чемпионату РСФСР. И здесь Володьку подстерегла неудача. Его довольно сильно «побили», он оказался в самом хвосте.
И после этого он… перестал играть. Совсем. Все только разводили руками: «зарыл свой талант в землю».
Лет через десять начал играть в цеховых турнирах (работал на заводе) , но и то по настоятельной просьбе начальства. На все вопросы отмалчивался или отшучивался: надоело, не хочу.
Причина – психологический надлом, вызванный «крушением надежд» . Груз неожиданного и тяжелого поражения, вернее нескольких подряд, — Володе преодолеть не удалось.
Плохо еще то, что у нас не было достаточно квалифицированного тренера, который бы разбирался в вопросах психологии.
А помните Роберта Фишера? Почему он перестал играть? Однозначного ответа до сих пор нет, однако для меня очевидно, — причины психологического свойства.
Мой друг Володя и сейчас иногда играет за свой цех. Но он давно уже не тот. «Бывший». И по силе игры и по «заряду» на игру.
Отношение к поражениям
По своему отношению к поражениям я бы поделил шахматистов на три группы:
1. Игроки, для которых проигрыш равносилен вселенской катастрофе . После поражения оны деморализованы. На «зализывание ран» уходят дни, а иногда и недели и месяцы. Степень деморализации измеряется снижением качества игры. Часто за одним поражением следует второе, а то и целая серия.
Примером шахматиста такого плана (не считая моего друга Володьки)) – Х.Р.Капабланка. Несмотря на свой внешний лоск и кажущуюся уверенность, поражения он переживал болезненно. После поражения в матче от Алехина? он так и не смог до конца преодолеть этот надлом.
2. Шахматисты, которые после поражения стремятся «отыграться» . Такие игроки предпочитают как можно быстрее избавиться от неприятных переживаний, стараясь как можно быстрее схлестнуться в новом, более успешном бою.
Многие считают такой подход единственно верным. И приводят примеры Ботвинника, Карпова, Крамника.
Все так, но есть одна загвоздка. Помните поговорку: «Отец бил сына не за то, что играл, а за то, что отыгрывался».
Проблема в том, что стремление отыграться — порыв эмоциональный. А эмоции, когда они захлестывают, не помогают, а мешают игре. Объективная оценка позиции отходит на второй план. На первом – страстное желание «наказать» партнера. И это не есть хорошо.
В состоянии эмоционального напряжения творческие способности отключаются напрочь . Остаются только инстинкты, закрепленные на уровне подсознания.
На мой взгляд причина успехов «больших» шахматистов, упомянутых выше, не в стремлении отыграться, а в правильном отношении к поражениям . Они возглавляют третью группу шахматистов.
3 . Игроки, которые воспринимают поражение, как неотъемлемую часть игры . И жизни. Конечно, они огорчаются поражениям, но быстро восстанавливаются, извлекая необходимые уроки.
Серьезных успехов в шахматах можно достичь только «на дистанции» сотен и тысяч партий. Пройти такие дистанции без поражений невозможно. А значит их просто нужно принимать, как часть пути .
В конце концов в любом поражении есть и плюсы — есть возможность увидеть недостатки в своей подготовки и игры. Как говориться «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее».
Итак, вывод: начиная с 1 разряда следует уделять серьезное внимание психологическим аспектам подготовки.
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
- Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
- Напишите комментарий (внизу страницы)
- Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.
Удачного вам дня!
1. Спортивные звания, спортивные разряды.
В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные звания:
1) мастер спорта России Международного класса;
2) мастер спорта России;
3) гроссмейстер России;
2. В Российской Федерации устанавливаются следующие спортивные разряды:
1) кандидат в мастера спорта;
2) первый спортивный разряд;
3) второй спортивный разряд;
4) третий спортивный разряд;
5) первый юношеский разряд;
6)второй юношеский разряд;
7) третий юношеский разряд.
2. Квалификационные категории спортивных судей
Спортивный судья – физическое лицо, уполномоченное организаторами спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию .
В Российской Федерации устанавливаются следующие квалификационные категории спортивных судей:
1) спортивный судья всероссийской категории;
2) спортивный судья первой категории;
3) спортивный судья второй категории;
4) спортивный судья третьей категории;
5) юный спортивный судья.
3. Единая всероссийская спортивная классификация (ЕВСК)
1. Единая всероссийская спортивная классификация устанавливает нормы и требования, выполнение которых необходимо для присвоения соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта. Положением о Единой всероссийской спортивной классификации определяется содержание указанных норм, требований и условий, а также устанавливается порядок присвоения спортивных званий и спортивных разрядов по различным видам спорта.
2. Порядок присвоения квалификационных категорий спортивных судей и содержание квалификационных требований к кандидатам на присвоение данных категорий, а также права и обязанности спортивных судей устанавливаются Положением о спортивных судьях.
3. Для лиц, имеющих выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, устанавливаются почётные спортивные звания.
4. Права и обязанности спортсменов
Спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранным видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях .
Спортсмены имеют права на:
1) выбор видов спорта;
2) участие в спортивных соревнованиях по выбранным видам спорта в порядке, установленном правилами этих видов спорта и положениями о спортивных соревнованиях;
3) получение спортивных разрядов и спортивных званий при выполнении норм и требований ЕВСК;
4) заключение трудовых договоров в порядке, установленном трудовым законодательством;
5) содействие общероссийских спортивных федераций по выбранным видам спорта в защите прав и законных интересов спортсменов в международных спортивных организациях;
6) осуществление иных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Спортсмены обязаны:
1) соблюдать требования безопасности во время участия в физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, учебно-тренировочных мероприятиях и при нахождении на объектах спорта;
2) не использовать допинговые средства и методы, в установленном порядке соблюдать прохождение обязательного допингового контроля;
3) соблюдать этические нормы в области спорта;
4) соблюдать положения (регламенты) о физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях, в которых они принимают участие, и требования организаторов таких мероприятий и соревнований;
5) соблюдать санитарно-гигиенические требования, медицинские требования, регулярно проходить медицинские обследования в целях обеспечения безопасности занятий спортом для здоровья.
5. Спортивный паспорт
1. Спортивный паспорт является документом единого образца, удостоверяющим принадлежность к физкультурно-спортивной или иной организации и спортивную квалификацию спортсмена.
2. В спортивном паспорте указываются:
1) фамилия, имя, отчество спортсмена;
3) дата рождения;
4) принадлежность к физкультурно-спортивной организации;
5) выбранные виды спорта и спортивные дисциплины;
6) сведения о присвоении спортивных разрядов и званий;
7) сведения о подтверждении выполнения норм и требований, необходимых для присвоения спортивных разрядов;
8) отметка о прохождении спортсменом медицинских осмотров;
9) результаты, достигнутые на спортивных соревнованиях;
10) сведения о спортивной дисквалификации;
11) сведения о государственных наградах и об иных формах поощрения;
12) фамилия, имя, отчество тренера;
13) иные, связанные со спецификой выбранных видов спорта сведения.
3. Принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании трудового договора, заключённого между спортсменом и физкультурно-спортивной организацией.
4. В случае, если спортсмен зачислен в образовательное учреждение среднего профессионального образования или высшего профессионального образования и с ним не заключён договор, указанный в части 3 настоящей статьи, принадлежность спортсмена к физкультурно-спортивной организации определяется на основании приказа о зачислении в образовательное учреждение.
5. Порядок ведения, порядок выдачи, порядок замены спортивных паспортов, порядок функционирования единой системы учёта спортивных паспортов устанавливаются Положением о спортивном паспорте. Положение о спортивном паспорте и образец спортивного паспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской федерации.
Заслуженный мастер спорта
Почётное спортивное звание. Стандартное сокращение в спортивной справочной литературе - ЗМС. Звание «заслуженный мастер спорта» было учреждено в СССР в 1934 году (с 1983 года официальное наименование - «заслуженный мастер спорта СССР »). Почётное звание - звание, присваиваемое в индивидуальном порядке высшим законодательным органом страны или президентом; почётное спортивное звание - звание, присваимое в индивидуальном порядке руководством отвечающего за спорт министерства или ведомства; спортивное звание - звание, присваиваемое при выполнении нормативов, установленных спортивными классификациями.
Разряды и звания
Система спортивных званий и разрядов является единой для всех видов спорта. Предусматриваются следующие разряды и звания спортсменов (в порядке убывания):- Мастер спорта России международного класса (МСМК) : Гроссмейстер России
- Мастер спорта России (МС)
- Кандидат в мастера спорта России (КМС)
- 1-й спортивный разряд
- 2-й спортивный разряд
- 3-й спортивный разряд
- 1-й юношеский разряд
- 2-й юношеский разряд
- 3-й юношеский разряд
России международного класса" hspace="22" vspace="22">
России международного класса" hspace="22" vspace="22">
Высшее спортивное звание имеет два варианта наименования - «Мастер спорта международного класса» и «Гроссмейстер России ». Употребление двух терминов обусловлено традицией - звание «Гроссмейстер» используется для настольных логических игр (шахматы, шашки, го), а МСМК - для всех остальных видов спорта. Юношеские разряды присваиваются только в тех видах спорта, где возраст объективно даёт подавляющее преимущество над противником, независимо от уровня его подготовки (где определяющими являются такие качества, как физическая сила, быстрота движений, выносливость, скорость реакции). В тех видах, где возраст не играет определяющей роли (например, в интеллектуальных играх), юношеские разряды не присваиваются.
Требования и порядок присвоения званий
Основанием для присвоения разряда или звания является достижение определённого объективно измеримого результата спортивной деятельности. В качестве таковых могут быть признаны:- Занятие определённого места при выступлении в официальном соревновании, предусмотренном нормативами.
- Достижение заданного нормативами количества побед над соперниками соответствующего звания или разряда. Учитываются победы, достигнутые в течение последнего года, только в официальных соревнованиях, уровень которых соответствует нормативам.
- Выполнение количественных нормативов, в тех видах, где таковые возможны (например, тяжёлая атлетика) на официальных соревнованиях соответствующего нормативам уровня.
Спортивные разряды должны подтверждаться не реже одного раза в два года. 1. Программа Е. 1.1. Поисковый этап (RIT-F Е). 1.2. Поиск в природной среде (RH-FL Е). 1.3. Поиск в техногенном завале (RH-T Е). 1.4. Проверка послушания и ловкости для поискового этапа, поиска в природной среде, поиска в техногенном завале (RH-F Е, FL Е, Т Е) - движение рядом на поводке, движение через группу людей, движение рядом без поводка, туннель, движение по труднопроходимой поверхности, перенос и передача собаки, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, преодоление неподвижного бума, преодоление трех различных барьеров. 1.5. Раздел "лавина" (RH-L Е). 1.6. Проверка послушания и ловкости для раздела "лавина" (RH-L Е) - движение рядом на поводке, движение через группу людей, движение рядом без поводка, езда на транспортном средстве, перенос и передача собаки, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, движение по лыжне, послушание на дистанции, 1.7. Спасение в водной среде (RH- W E) - апортировка из воды (бросок с берега) с дистанции 15 м, подача спасательного средства (веревки) с дистанции 25 м, посыл к человеку с берега с дистанции 25 м. 1.8. Проверка послушания и ловкости для раздела "спасение в водной среде" (RH-W Е) - движение рядом на поводке, движение через группу людей, движение рядом без поводка, езда на доске для серфинга, перенос и передача собаки, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, езда на лодке, заплыв на дистанцию. 2. Программа А. 2.1. Поисковый этап для (RH-F А). 2.2. Поиск в природной среде (RH-FL А). 2.3. Поиск в техногенном завале (RH-T А). 2.4. Проверка послушания и ловкости для поискового этапа, поиска в природной среде, поиска в техногенном завале (RH-F A, FL А, Т А) - движение рядом без поводка, контроль на расстоянии, апортировка на ровной поверхности, подвижный бум, горизонтальная лестница, тоннель, управление на расстоянии, перенос и передача собаки, укладка собаки с выдержкой при отвлекающих факторах. 2.5. Раздел "лавина" (RH-L А) - поиск при помощи собаки, поиск при помощи технического средства. 2.6. Проверка послушания и ловкости для раздела "лавина" (RH-L А) - движение рядом без поводка, контроль на расстоянии, апортировка на ровной поверхности, послушание на расстоянии, перенос и передача собаки, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, движение по лыжне на лыжах или снегоступах, езда на транспортном средстве. 2.7. Спасение в водной среде (RH-W А) - подача спасательного средства с берега с дистанции 25 м, посыл к человеку с берега с дистанции 25 м, подача спасательного средства из лодки с дистанции 25 м, спасение человека (старт из лодки) с дистанции 25 м, транспортировка лодки без посторонней помощи (гребная шлюпка) с дистанции 25 м. 2.8. Проверка послушания и ловкости для раздела спасение в водной среде (RH- W А) - движение рядом без поводка, контроль на расстоянии, перенос и передача собаки, апортировка из воды (бросок предмета с берега), езда на доске для серфинга, управление на расстоянии, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, заплыв на дистанцию, езда на лодке. 3. Программа В. 3.1. Поисковый этап (RH-F В). 3.2. Поиск в природной среде (RH-FL В). 3.3. Поиск в техногенном завале (RH-T В). 3.4. Проверка послушания и ловкости для поискового этапа, поиска в природной среде, поиска в техногенном завале (RH-F В, FL В, Т В) - движение рядом без поводка, контроль на расстоянии, апортировка на ровной поверхности, подвижный бум, горизонтальная лестница, тоннель, управление на расстоянии, перенос и передача собаки, укладка собаки с выдержкой при отвлекающих факторах. 3.5. Раздел "лавина" (RH- L В) - поиск при помощи собаки, поиск при помощи технического средства. 3.6. Проверка послушания и ловкости для раздела "лавина" (RH-L В) - движение рядом без поводка, контроль на расстоянии, апортировка на ровной поверхности, послушание на расстоянии, перенос и передача собаки, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, движение по лыжне (только на лыжах), езда на транспортном средстве. 3.7. Спасение в водной среде (RH-W В) - подача спасательного средства с берега (спасательный круг) с дистанции 40 м, спасение человека (посыл с берега) с дистанции 40 м, подача спасательного средства из лодки (спасательный круг) с дистанции 40 м, спасение человека (посыл из лодки) с дистанции 40 м, транспортировка лодки без посторонней помощи (моторная лодка) с дистанции 40 м. 3.8. Проверка послушания и ловкости для раздела спасение в водной среде (RH-W В) - движение рядом без поводка, контроль на расстоянии, перенос и передача собаки, апортировка из воды (бросок предмета с берега), езда на доске для серфинга, управление на расстоянии, укладка с выдержкой при отвлекающих факторах, заплыв на дистанцию, езда на лодке.