Обряды народные приметы на август. Август

Август замыкает лето, но на лето он уже мало похож. Ночи становятся прохладными, а дни не такие жаркие. В народе про августовскую природу говорят: «Ночь длинна, вода холодна». Главным занятием людей в августе уже не одно столетие является сбор урожая. Недаром август прозвали густарем, густоедом, щедрым хлебосолом. И сегодня фермеры заботятся о своевременной уборке зерновых.

В этой теме:


Огородники радуются урожаю томатов, а садоводы наслаждаются видом наливных яблок. Всем, кто связан с сельскохозяйственным трудом, помогут приметы августа, которые ненавязчиво дают наставления, связанные со сбором урожая и подготовкой земли к следующему сезону. Многие народные приметы по августу позволяют узнать погоду осенью и даже зимой.

Традиции августа

Август — пора уборки

У последнего месяца лета было много работы для земледельца. Начинали жатву зерновых, копали раннюю картошку, собирали лекарственные травы, ягоды, грибы, проводили второй сенокос, сеяли озимые. Каждый шаг кормил весь год.

Промедление могло привести к голоду зимой. Поэтому и старались всей семьей, привлекая к хозяйственным делам всех членов семьи. Каждый православный праздник вносил свои коррективы в жизнь.

Приметы о погоде и природе

Зная народные приметы августа о погоде и природе, можно заранее подготовиться к сюрпризам, которые готовят осень и зима. Большой популярностью пользуются следующие приметы, дающие предсказания погоды:

Приметы о животных и птицах

Многие приметы погоды на текущий август основывались на поведении животных, птиц и даже насекомых.

  • Журавли стараются покинуть родные места – к быстрому наступлению зимних морозов.
  • Перед дождем певчие птицы замолкают.
  • Пчелы начинают активно жужжать в улье – перед хорошим, ясным днем.
  • Комары группируются и летают кучами, кузнечики громко стрекочут в погожие дни.
  • Если дождливо, пасмурно, а совы начали кричать, значит, установится сухая погода.
  • Если под дождем куры ведут себя спокойно и не пытаются спрятаться, а пауки спокойно продолжают плести паутины, значит, осадки скоро прекратятся, и установится несколько дней ясной погоды.
  • Лягушки выскакивают из воды перед дождем.

В прошлом сем бла известно: голуби прячутся под укрытием, кукушка летает низко, чайки проводят все время за купанием – тоже к дождю.

Приметы по дням

Знания, собранные народом, распределены по дням календаря. Каждому дню соответствует какой-либо церковный праздник, установленный православной церковью или пришедший из более древних, языческих времен. Такое сочетание сделало земледельческий календарь частью православного, который упоминает всех Святых и дни их почитания. Народ всегда чтил традиции почитания Святых, умело совмещая в своем сознании молитвы к Святым о помощи и задабривание Домового, Леших, Овинника.

Ниже перечисляются основные традиции каждого дня августа и народные приметы, которые соблюдались в этот день.

  1. Макриды. Макринин день. Он знаменовал окончание летних работ и начало осенних. По погоде на Макриды судили о погоде на все дни августа. Дождливая погода пугала ненастным августом. Зато обещала урожай ржи на будущий год.
  2. Илья Пророк. Множество примет связано с днем Ильи. Перестают купаться в водоемах, наблюдают за погодой, начинают жатву. Илья устанавливает погоду на полтора месяца.
  3. День Онисима. Сеяли озимые, проводили обряд «запускания кошек в избы», цель которого избавиться от грызунов. Обильные росы в это время были плохим знаком, не обещавшим хорошего урожая льна.
  4. Мария Магдалина, Ягодница. Цветоводы традиционно на Марию убирают луковицы цветов из почвы. Шли в лес по ягоду – красную и черную смородину, чернику. Приметы августа про 4 число считали, что утренний туман обеспечивал господство безветренной погоды до вечера.
  5. Феофил, Трофим, День 13 мучеников, Калинники-малинники. У этого периода много названий. Если утреннее солнце в короткое время прекращало свое сияние, в течение суток стояла ветреная погода.
  6. Борис и Глеб. Грозовые дожди обычно шали работать в поле в этот период месяца. Грозы сопровождались молниями, поэтому крестьяне пытались не выходить в поле и отложить уборку хлеба. Продолжали собрать смородину, черемуху. Из ягоды варили варенье, делали сок. Шла активная заготовка березовых веников для бани.
  7. Анна Холодница. Утро холодное на Зимоуказательницу – к морозной зиме. Состояние погоды до обеда указывало на особенности погоды до Нового года. Послеобеденное время предвещало морозы или спокойную зиму на период, когда пройдет праздник Новый год.
  8. День Ермолая. Начинался сбор яблок, но их только срывали и складывали, употреблять в пищу их было нельзя. Ведь Яблочный Спас еще не наступил. Из раннего картофеля нового урожая жарили оладьи, добавляли его в винегрет, окрошку, которая была незаменимым блюдом в страдную пору. Народные традиции советовали начинать сбор лекарственных трав, которые в этот период месяца накапливали много полезных веществ.
  9. Пантелеймон Целитель. Это зажнивный праздник. Занимались уборкой овса, сбором трав, собранные колосья освящали в церквях. Освященные колоски хранили в доме.
  10. Смоленская. Пармен и Прохор. 10 августа многие приметы и пословицы основывались на прославлении кузнецов. От мастерства которых зависела результативность труда земледельца. День в целом считался негативным, поэтому старались не уезжать из дома, не устраивать ярмарок. Люди потихоньку работали на огородах, собирали груши в садах.
  11. Калинник. Начинали сбор калины, сушили ее, готовили разные блюда. Нередко утром начинались первые заморозки. Чтобы мороз не уничтожил посевы, люди просили послать им вместо мороза мороки – туманы. Считалось, что если туман появится вечером, значит. В это время начали расти грибы в лесах.
  12. Сила и Силуян, Иоанн — воин. От Силы надеялись получить силы для работы поле. Чем больше работаешь в это время, тем сильнее станешь. Поэтому каждый старался изо всех сил. Сеяли озимую рожь. Пасмурная погода на Силу никак не была связана с дождями. От боли в ногах суеверия советовали избавляться прикладыванием к больным местам трех лопухов, сорванных с трех кустов.
  13. Евдоким. Подготовка к Успенскому посту. Если ночь накануне Евдокима была безветренной, будет стоять хорошая погода. А вот днем услышать частый стук дятла – к ненастью.
  14. Маковей. Медовый Спас. Начинают срезать соты. Мед освещали в церкви. Из свежего сбора готовят угощение и накрывают праздничный стол. угощали всех, включая нищих. Начинался Успенский пост, но людям голодать не приходилось, ведь овощей, хлеба и грибов было в изобилии. В церкви поминали мучеников Маковеев. На Маковея крестным ходом шли на реки и освящали воду. А потом купались сами и купали скот, защищаясь от болезней и сглаза на год. 14 августа все приметы советовали по погоде дня определить погоду 28 декабря. Ласточки начинают улетать в теплые края.
  15. Степан Сеновал. В середине месяца начинали косить на второй раз отросшую после первого сенокоса траву. Первое, что делали в предсказании зимней погоды – смотрели на 15 – 19 августа. Погода в эти дни схожа с погодой в середине января.
  16. Антон Вихровей, Исаакий. Первое, что предвещал день – буйные ветры и вихревыми потоками. Если такое происходило, пугались зимы со стужей и метелями. Также определяли погоду 19 октября, которая совпадала с этим днем. По ветру узнавали зимнюю погоду. Каждый ветер имел свое значение. Северный ветер обещал лютую зиму, южный – мягкую.
  17. Авдотья Огуречница, Малинница. Хозяйки собирали последние огурцы в году. А девки отправлялись в лес за малиной. Если ее удастся много собрать, на следующий год получится порадоваться урожаю хлеба. Начавшиеся дожди могут погубить сено.
  18. Евстигней Житник. Практиковался обряд закликания жнив. Люди в поле обращали к земле просьбы о помощи. Петь в поле запрещалось, чтобы не отвлекать землю. Дома ели хлеб с солью, из напитков можно было употреблять квас, отдавая дань уважения ниве. Первое замешивание теста из свежей муки было ритуальным. Выпеченный из нее хлеб хранили до весны как оберег.
  19. Яблочный Спас. Время сбора яблок, их освящения. приметы на Спас 19 августа до этого времени не разрешали есть плоды, а на Второй Спас разговлялись освященными яблочками и встречали осень.
  20. Марина. Малина полностью заканчивалась. По аистам судили, какой будет осень. Их отлет знаменовал холодные осенние дни.
  21. Мирон Ветрогон. Холода активно проявляли себя. По погоде на Мирона судили о январе.
  22. Матфей. Дождь уже не похож на летний, больше напоминает осенний. Коров не выпускали из дома, чтобы змеи не высосали из них кровь.
  23. Лаврентий Зоречник. В полдень наблюдали за водой. Если она спокойна, то осень простоит ровно, спокойно, да и зима порадует мягкостью.
  24. Евпатий Коловрат, Федор и Василий. Болота в эту пору считались местом разгула нечисти, поэтому туда не ходили. Пить алкоголь было запрещено, ведь пьяный человек – первое желание для нечисти, потому что пьяных очень просто одолеть.
  25. День Святого огня. Фотя Поветенный. Нужно навести порядок на поветях. Ведь приближалась пора смены упряжи, уборки орудий труда на хранение до весны. Поэтому первое. Что нужно сделать – убрать мусор, все отсортировать, разложить по местам.
  26. Тихон Страстной. Организовывали уборку в сараях, погребах, сенях. Чтобы изгнать нечисть, использовали заговоры. Со «Страстной» иконой обходили дом, а Святому Тихону молились об избавлении от несчастий.
  27. Михей Тиховей. Почитались каменщики и другие строители, которые участвовали в возведении церквей и храмов. В конце месяца по ветрам определяли погоду осени. Разгул ветров обещал ветреную осень.
  28. Успение. Провожали лето, праздновали сбор урожая. День еще называли Дожинками. В избу заносили венок, сплетенный из последних колосьев. Заканчивался Успенский Пост.
  29. Ореховый (Хлебный) Спас. Поспевали орехи, их собирали и освящали в церкви вместе с колосьями. Из свежего урожая делали пироги. С этого дня начинали продавать холсты и зерно, чистить колодцы.
  30. Мирон. Начало листопада. Приметы на Мирона 30 августа говорили, что к этой поре следует заканчить сев озимых. Есть и другое название – «Вдовьи помочи». Каждый старался по возможности помочь вдовам, одарить их детей. Чтобы понять будущую погоду, смотрели в печную трубу. Если в ней сажа отваливается кусками. Значит, впереди ненастье.
  31. Фрол и Лавр. Лошадиный праздник. Поскольку Святые Угодники Фрол и Лавр могут изображаться на иконах только вместе с лошадьми. В этот день этим животным уделяли особое внимание. Их никуда не впрягали. Лошадки должны были отдыхать. Их усиленно кормили, давали что-нибудь вкусненькое. Тщательно чистили, купали. По поверьям, это защитит коней от болезней. В таком отношении были и логические причины: закончился сельскохозяйственный сезон, теперь лошадки могли отдохнуть.

Свое название месяц получил в честь римского импе-ратора Октавиана Августа. На Руси его называли серпень, хлебосол, припасиха-собериха, жнивень, зарев (так как в это время бывают яркие и холодные зори), разносол, густоед; густарь.

ПРИМЕТЫ АВГУСТА

Август — венец лета, страды государь.

Август — закат лета.

Август — разносол, всего вдоволь.

Август — месяц птичьих стай.

В августе мужику три заботы: и косить, и пахать, и сеять.

В августе серпы греют, вода холодит.

Овцы да льны в августе смотри.

В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серпогодье.

В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит.

Что в августе соберешь, с тем и зиму проведешь.

На зимний стол август готовит разносол.

В августе зима с летом борются.

Август запасает хлеб на год: у зимы огромный рот.

Август устали не знает — все собирает, припасает.

Август придет — свои порядки заведет. Греет спину, холодит грудь.

Кто в августе спит, тот спит на свою голову.

В августе солнце греет по-летнему, веет ночь про-хладой.

Лето переломилось — позже занимается рассвет, раньше смеркается.

Приметы августа:

Утренняя заря скоро потухает — будет ветер.

Красные облака до восхода солнца — к ветру.

Ветер полосами, порывами — к тихой погоде.

Ненастье более бывает при верховом (южном) ветре.

Если далеко видно по горизонту — к ведру.

Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизон-та — к хорошей погоде.

Хорошая погода сохранится, если ночью ясно.

Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь.

Хорошая погода сохранится, если в низких местах вече-ром и ночью образуется поземный туман, рассеивающийся после восхода солнца.

Будет скоро сильный ветер, если высокие (перистые) облака вытягиваются узкой и длинной полосой.

Ночная роса не высыхает — к грозе.

Коль пошел парной туман над лесом — идти по грибы.

Зацвела сосна — зернистый масленок появился.

Полетел пух с осины — идти за подосиновиками.

Уж выползает на дорогу греться — перед дождем.

Муравьи спешно среди дня заделывают входы — будет дождь.

Если идет дождь, но пауки начинают ткать паутину — небо скоро прояснится.

Паук ткет паутину колесом — к ведру.

Полетела паутина — жди длительной солнечной по-годы.

Перед сухой погодой мухи просыпаются рано и начи-нают гудеть, перед дождем же сидят тихо и смирно.

1 августа

Макридин день. Оводы кусаются по-следний день. Заканчиваются летние работы, начинаются осенние.

Смотри осень по Макриде.

Коли на Макриду дождь — на следующий год уродится рожь.

Макрида мокра — и осень мокра: суха — и осень тоже.

Паутина летает — к безденежью.

Грибов мало — к мокрой и снежной зиме.

Кто на Макриду поссорится, того весь год ждут склоки.

2 августа

Ильин день . Илья-пророк — распоряди-тель самых могучих сил природы, разъезжающий по небу на своей огненной колеснице и посылающий на землю молнии, гром и дождь.

Этот божественный образ постепенно вытеснил из религиозных представлений славян бога Перуна, которого считали главным небесным распорядителем в дохристи-анские времена. Илья-пророк нетерпим ко грешникам и к нечистой силе, которая, спасаясь от его гнева, в Ильин день превращается в зверье. В это время начиналась жатва и сбор других сельскохозяйственных культур, и Илью-пророка благодарили в обрядовых песнях:

Илюшка накормил,

И накормил, и напоил,

А Петрушка было

С голоду не уморил.

Здесь Ильин день противопоставляется Петрову дню (25 июня) — голодному времени, когда старые запасы уже давно закончились, а новый урожай еще не созрел.

Рано-рано Илья жито зажинает,

Золотым серпом поле выметает.

Поле выметает, колос высыпает.

Где раз резнет, там сноп кладет,

Где горушечки, там конопушечки,

Где лужок, там снопочек.

По дворам ходили славильщики:

Илья-пророк по межам ходит,

По межам ходит, рожь зажинает,

Рожь зажинает, ярь наливает.

Часты, густы звезды в небесах,

Чаще того копны в полях;

Ясен, красен мак в садах,

Ясней, красней снопы в полях.

На этих полях добра много!

За этим же, хозяинушка,

Живи здорово, богато и долго!

Подари ты нас, певцов —

Каждому певцу по красному яйцу,

Спевальщикам — по калачикам.

Не томи много, дари скоро!

К этому дню крестьяне спешили завершить сенокос, так как он редко обходился без грозы. А дожди, начавшиеся с Ильина дня, бывали затяжными:

До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит.

Если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель.

На Ильин день дождь — в закрома, а после Ильина дня — на закрома.

Сгребешь сено в кучи — так и не страшись тучи.

Дождевая вода, собранная в Ильин день, хорошо по-могает от сглаза и порчи.

Начиная с Ильина дня запрещалось купаться в водо-емах.

Считалось, что вода холодеет от того, что одна из ло-шадей, несущих огненную колесницу Ильи, теряет свою подкову и та падает в воду. Еще говорят, что Илья бро-сает в воду кусочек льда, что лось обмакивает в нее свои рога...

До Ильи мужик купается, а после Ильи с рекой про-щается.

Чтобы не рассердить ненароком грозного библейского пророка, в этот день не работали — грех! — и не выго-няли скота. Принято было выпекать хлеб нового урожая. Старший мужчина в семье — «батюшка-пахарь» — бла-гословлял новый хлеб, «новину», разламывал и раздавал членам семьи. Есть его нужно было молча, бережно, не роняя ни крошки.

С Ильина дня погода поворачивает к осени, хотя жара может продержаться еще долго.

Илья лето кончает.

На Илью до обеда лето, а после обеда осень.

С Ильина дня ночь длинна и вода холодна.

С Ильина дня ночь длинна: работник высыпается, а кони наедаются.

Петр и Павел на час день убавил, а Илья-пророк — два уволок.

Придет Петрок — отщипнет листок, придет Илья — отщипнет и два.

На Ильин день дождь — будет мало пожаров, ведро — пожаров много.

Комары кусаются последний день. Колодцы рыть нель-зя — вода в них будет плохая. В этот день первое ведро в колодец нужно опустить с мятой — это понравится колодезнику, и он будет хранить колодец.

3 августа

Лошадей работать не заставляют, весь домашний скот кормят сытно и вкусно. Считали зерна в сорванном огурце: четное количество — к благу и при-были.

4 августа

День Марии Магдалины , в который опа-сались молнии и не выходили в поле. В остальном же день считался счастливым.

Марья — добрый день.

Коли на Марью гроза — сена будет за глаза.

Если огурцы засаливаются плохо, не будет ни дождей, ни гроз. Молоко быстро скисает — к грозам.

5 августа

День Трофима-бессонника. С этого дня разрешается спать днем. Пора собирать малину и калину.

На Трофима калинники-малинники.

Лес — что купец пузатый: всяким харчем, всяким товаром торгует.

Найти в этот день хлебную матку — жирный стебель пшеницы или ржи с 12 колосьями — почти то же самое, что найти цветок папоротника в купальскую ночь: при-валит необыкновенное счастье, исполнится сокровенное желание.

6 августа

День Бориса и Глеба . Пора собирать черемуху. В этот день опасались грозы и не собирали копны — молнией подожжет:

На Глеба и Бориса за хлеб не берися.

Борис и Глеб — поспел хлеб.

7 августа

День Анны-холодницы , зимоуказатель- ницы.

Какова погода до обеда, такова и зима до декабря; ка-кова погода после обеда — такова зима после декабря.

Если утренник холодный, и зима холодная.

7 августа (25 июля по старому стилю) называют также «Макарьев день» — время открытия знаменитой нижего-родской ярмарки. Первоначально она происходила у стен Макарьевского монастыря под Нижним Новгородом, чем и объясняется ее название. С перенесением ярмарки в го-род изменились сроки ее проведения (раньше в Макарьев день она уже заканчивалась). «Суета всякого рода, общее стремление к торговле, движение огромных капиталов, утонченный обман в оборотах, заготовление всего на всю Россию, словом, центр всех купеческих расчетов. Вот что такое Макарьевская ярмонка» (И.М.Долгорукий. «Жур-нал путешествия из Москвы в Нижний» 1813 года).

Торговля на русских ярмарках традиционно сопро-вождалась всевозможными развлечениями. Неизменным успехом у публики пользовались так называемые раеш-ники, которые привозили большой деревянный ящик с прорезанными в нем отверстиями — раек. В него были встроены два валика, на которые наматывалась широкая бумажная лента с нарисованными на ней картинками — некое подобие фотопленки, поделенной на кадры. Раешник поочередно показывал картинки и сопровождал зрелище увлекательным рассказом. Первоначально основной темой таких представлений была жизнь Адамы и Евы в раю, отсюда и название устройства — раек. Со временем те-матика расширилась: раешники стали иллюстрировать и иронически, с шутками и прибаутками комментировать последние новости, ярко, с выдумкой изображать произо-шедшие события: «Посмотрите, поглядите, вот большой город Париж, в него въедешь — угоришь, а вот большая колонна, на нее посадили Наполеона. А вот в двенадца-том году наши солдатики были в ходу, на Париж идти уладились, а французы взбудоражились». Рядом с райком располагались торговцы сладостями, здесь же зрителям предлагались и лубочные картинки, повторяющие наи-более яркие сцены представления. Таким образом, пло-щадка вокруг райка становилась самым бойким местом на ярмарке.

Непременными участниками ярмарочных гуляний были и скоморохи — странствующие самодеятельные артисты. Первоначально они являлись действующими лицами язы-ческих обрядов, в дальнейшем их функция стала чисто развлекательной, а со временем скоморошьи представ-ления приобрели остро сатирическую, политизированную окраску. Это вызвало недовольство властей, и в XVIII веке скоморошество запретили. Тем не менее образ скомороха остается одним из самых ярких в русском фольклоре.

8 августа

Пора идти в лес по грибы. Если тропинки покрылись плесенью — грибов будет много.

Гриб-грибовой,

Унесу тебя с собой!

Волнушки — в кадушки,

Сморчки — в бурачки,

Опенки — в бочонки,

Грузди — в кузовки,

Боровички — в сундучки,

Масленки — в ведерки.

Уж ты, бор-борок!

Дай нам ягод коробок.

Грибов кузовочек,

Орехов мешочек!

В гнезда клали монетки — на счастье и прибыль. Пасечников задаривали подарками, а меда не ели вплоть до медового Спаса. По берегам рек раскладывали новые льны и холсты, чтобы все женские работы шли как по маслу.

9 августа

День Николы Кочанского . Капуста на-чинает завиваться в кочаны, поспевает голубика.

Ельник-березник — чем не дрова, хлеб да капуста — чем не еда!

Без капусты брюхо пусто.

В некоторых местностях это был день Пантелеймона Зажнивного — предосенний сбор лекарственных трав.

10 августа

День Прохора .

Кто сегодня продает, меняет — все потеряет.

Прохоры и Пармены — не затевай мены.

11 августа

Калинник . В этот день крестьяне опа-сались заморозков:

Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом!

Если овес опять зазеленел — будет плохая осень. Муравьи увеличили кучи — к морозной зиме.

12 августа

День Силы и Силуяна . Лучший срок сева озимых:

Рожь, посеянная на Силуяна, родится сильно.

Святой Сила прибавит мужику силы.

На Силу и Силуяна рожь бывает пьяна (колосья кло-нятся к земле).

Девки крестят кукушку, ведьмы воруют молоко. Ро-дившийся в этот день будет счастливым купцом, сильным умом и телом.

13 августа

День Евдокима , заговенье, последний день перед Успенским постом.

Успенский пост — не голодный.

Пекут маленькие блинцы — охранные. Их кладут в каждый угол дома, чтобы нечисть не заходила. Часть блинцов нужно съесть, обходя дом, лавку, магазин — для прибытка и отвращения воров. Собранные в этот день ягоды черемухи — прекрасное лекарство от заболеваний желудка. .

14 августа

Медовый Спас , первые смотрины резуль-татов крестьянского труда (всего в календаре три Спаса). Этот день — проводы лета, первая встреча осени. Пчелы перестают носить мед, пчеловоды начинают выламывать соты. Первый мед приносили в церковь для освящения и поминали родителей. Мед после этого для становится лечебным. По-другому этот праздник называли Спасов-ка-лакомка.

На первый Спас и нищий медку попробует.

В этот день устраивали крестный ход к воде (еще одно его название — Мокрый Спас), а после водосвятия ку-пались сами и в последний раз в году купали лошадей. Полагалось освящать колодцы и обсеивать избы семенами дикого мака — считалось, что он отпугивает ведьм. От-цветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края перелетных птиц — ласточек и стрижей.

Ласточка весну начинает, осень накликает.

В этот день можно пойти на перекресток дорог, начер-тить крест, приложить ухо и послушать: если покажется, что кто-то тяжелый едет — быть богатым в этот год; если едет налегке — к бедности.

15 августа

Степан-сеновал . Окончание сенокосных работ.

Каков Степан, таков и сентябрь.

Чтобы домашние птицы и животные были здоровы, их нужно поить с серебра.

16 августа

День Антона-вихровея .

Каков Антон-вихровей, таков и октябрь.

Если ветер с вихрями — ожидай снежную зиму.

Завихрит со всех сторон — будет злющая зима с тол-стым снегом на дома.

Пыльный день — много хлеба.

17 августа

День Авдотьи-малиновки, огуречницы.

Какова Авдотья, таков и ноябрь.

Пора собирать малину — сегодня она особенно це-лебна, а также огурцы, лук и чеснок. Опасались дождя: если в этот день мокро, то все сено сгниет. Второй отлет ласточек. В этот день предпринимали пост на луке, квасе, хлебе и соли.

18 августа

День Евстигнея-житника .

Каков Евстигней, таков и декабрь.

Жатва в разгаре. Жать хлеб издревле считалось сугубо женским занятием. Женщины пели за работой особые жатвенные песни, способствующие ритмичным движениям серпа. Каждая строчка заканчивалась возгласом «У!» — выше на октаву:

Пора же, мати, жито жати,

Ох и колосок налился — у!

Колосок налился — у!

Пора же, мати, дочку дати — у!

Возвращаясь домой, пели:

И говорило, и говорило

Ржаное жито:

Не хочу я в поле стояти,

Не хочу я колосом махати,

А хочу я во пучок завязаться,

В засенку ложиться,

А чтоб меня, ржаное жито,

Во пучок вязали,

Из меня рожь выбирали.

Много желудей на дубе — к прибыли и хорошему урожаю.

19 августа

Яблочный Спас (или «Спас на горе», так как этот день совпадает-с праздником в честь Пре-ображения Господня на горе Фавор).

Пришел Спас — ушло лето от нас.

С этого дня начинается уборка яблок и разрешается употреблять в пищу плоды и фрукты. Существовало пове-рье, что в этот день в Царствии Небесном раздают яблоки детям — но не всем, а только тем, чьи родители устояли перед искушением попробовать яблочко до Спаса. Поэто-му взрослые, причем не только родители умерших детей, считали за великий грех съесть яблоко, не дождавшись Спаса. На первых сорванных яблоках загадывали:

Думу крепкую надумываю, думу трудную заклинаю, по второму по Спасу да сбудется, а этой осенью — не минуется.

Яблоки приносили в храм для освящения, раздавали бедным.

На второй Спас и нищий яблочко съест.

Вечером ходили в поле и с песнями провожали закат солнца, встречали осенины. Уборка урожая идет полным ходом:

Пришел Спас — всему час.

Начинается отлет журавлей, погода портится:

Пришёл Спас - бери рукавицы про запас, второй Спас шубу припас.

Сухой день предвещает сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму.

Горох в этот день — лечебный.

20 августа

День Пимены-Марины .

Каковы Пимены, таков и январь.

Ягодная пора прошла.

Пимены-Марины — не ищи в лесу малины.

Если в этот день улетают аисты — осень будет хо-лодной.

21 августа

День Мирона-ветрогона . Время со-бирать опят.

Коли грибовно — так и хлебовно.

Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету.

Иней на траве — к хорошему будущему урожаю.

23 августа

День Лаврентия .

Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик.

Ти хая вода — к хорошей рыбалке осенью.

В полдень вода в реках и озерах тиха — осень будет тихая, а зима без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго — всю осень.

Урожай еще не собран, но судить о нем можно по множеству примет:

В августе дуб желудями богат — к урожаю.

Много сосновых шишек — к урожаю ячменя.

Урожай сморчков — к урожаю проса и гречихи.

Гречиха плоха — овсу пороет.

Урожая орехов два года подряд не бывает.

В этот день перестают петь птицы. Кто шумит — кли-ка ет на свой дом беду.

24 августа

День Евпла . По поверьям, в ночь на мученика Евпла привидения ищут встречи с людьми. Росы становятся целебными — росу собирают на год.

25 августа

Читали заговоры на урожай и прибыль.

26 августа

День Тихона Задонского . К нему об-ращались с молитвой об избавлении от греха уныния.

27 августа

День Михея-тиховея . Начинается ли-стопад.

Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекли-каются.

Михей с бурей — к ненастному сентябрю.

На Михея дуют ветры-тиховеи — к ведренной осени.

Если журавли полетят, то к середине октября мороз, а нет — зима позже придет.

28 августа

Успение , окончание жатвы («дожин-ки»). Из последних оставшихся в поле колосьев жницы устраивали «козу» — связывали их в пучок наподобие шалаша и клали внутрь ломоть хлеба, посыпанный солью. Женщины обращались к Богу с благодарностью за благо-получное завершение жатвы, а затем гадали: старшая из них садилась на землю спиной к «козе», остальные по-давали ей серпы, а та бросала их назад через голову. Чем ближе серп оказывался к «козе», тем более счастливое будущее ожидало его владелицу. Серп, который воткнулся в землю, предвещал несчастье.

Ниву сажали,

Страду пострадали,

Гибкими спинами,

Острыми серпами.

Слава Богу,

До Нового году.

Оставленную на поле горсть несрезанных колосьев «за-вивали в бороду» — перевязывали лентой, приговаривая: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!» Эту «бороду» предназначали Велесу — покровителю домаш-него скота, или Илье-пророку, или Николаю-чудотворцу. Считалось, что вместе с несрезанными колосьями на поле остается плодоносящая сила зерна, которая пригодится для будущих урожаев.

Последний, «дожиночный» сноп наряжали в сарафан или обвивали яркими платками и несли на пир честной, ко-торый устраивали вскладчину. Его называли именинником и сохраняли до Нового года, приписывая ему магическую силу. Соломой из этого снопа лечили заболевших живот-ных, а зерно подсыпали в решето, начиная новый сев.

Уставшие жницы ложились в поле на последнюю сжатую полосу и просили землю вернуть им потраченные силы:

Нива, нива,

Дай мою силу на другую ниву.

Я тебя жала, силу потеряла!

Домой жницы возвращались, надев на головы венки, сплетенные из колосьев. Особой удачей считалось найти «жнивную матку» — колос с очень крупными зернами, и «спорыш» — двойной колос.

Окончание полевых работ отмечали пиршеством с обя-зательным выпеканием караваев из муки нового урожая. Женщин-тружениц воспевали в песнях.

В поле жито я дожала,

Пять стогов наметала,

А шестой ячменю —

На утеху свою.

Я всю нивку прошла,

Под межой венок нашла.

Покатился венок с поля,

Прикатился до покоя.

Кто веночек выкупит —

Бочку меда выкатит.

Ваня венок выкупил,

Бочку меда выкатил —

Чтобы жнеек угощать,

Угощать, величать,

В хороводе примечать!

Дожали, дожали,

Спожинки дожали.

Зерно гребли,

Каравай пекли.

Гостей угощали,

Нивку поминали.

Житушко, расти-расти!

Времечко, лети-лети!

До новой весны,

До нового лета,

До нового хлеба!

Этот день — последний срок отлета ласточек. Начина-ются холодные утренники. С Успенья начинается и «мо-лодое бабье лето», продолжающееся до 11 сентября:

Молодое бабье лето начинается, а солнце засыпается. Если молодое бабье лето ведренное — жди ненастья в старое.

На Успенье вода тиха — осень и зима тихи.

В разгаре сезон домашних заготовок:

Хороши огурцы, на Успенье засоленные!

29 августа

Третий Спас, или Спас на полотне , праздник в честь Нерукотворного образа Спасителя. Он называется также хлебным, ореховым, холщовым: пекутся пироги из но-вого хлеба, поспели орехи, открываются ярмарки. Покупают льняные изделия — долгие будут в носке.

Первый Спас — на воде стоят; второй Спас — яблоки едят; третий Спас — на зеленых горах холсты продают.

Три августовских Спаса — дни подведения итогов крестьянского труда. По прошествии их погода, как пра-вило, меняется. После третьего Спаса улетают последние ласточки и стрижи.

Если журавль отлетает к третьему Спасу, то на По-кров будет мороз.

30 августа

День Мирона . Начало листопада. Первой начинает ронять лист береза, за ней липа, вяз, черемуха.

Если утром туман и роса — погода будет хорошая.

Нужно сытно кормить домашних животных, чтобы на протяжении года были здоровы.

31 августа

Фрол и Лавр , лошадники. Конский празд-ник. Лошадям давали отдохнуть от работы. Их выводили на луг, чистили, с ладони закармливали овсом, гривы и холки убирали лентами. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали его священ-никам. Для табунщиков устраивали мирское угощение, пекли им пироги, потчевали медовухой.

Если умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра.

Начинаются осенние утренники, заморозки и сентябрь-ские туманы, очень вредные для здоровья. Из дома стара-ются не выходить, особенно в безветренные дни. Фролов день считался концом основных полевых работ. К этому дню старались управиться с озимым севом, и этот день назывался досевками.

Коли до Фрола не отсеешься, Фролы и родятся (цве-точки).

Смотрели у полыни корни: если корни толсты — сле-дующий год будет урожайным.

В августе дни все еще жаркие, однако темнеет заметно раньше. Во Владимирской губернии август называли «густырем», считая его сытным месяцем. Называли его и «зорничником». В августе чернику и бруснику собирают, в лес за грибами отправляются. «Появились опята — лето закончилось». Большинство лекарственных трав не потеряли своих лечебных свойств. Вода в прудах и реках холоднее становится. Ласточки дождливую погоду предсказывают: в воде купаются, постоянно в гнездо залетают. Дождь можно ожидать, если «листья свою изнанку показывают», а «лягушки днем громко квакают».

1 августа. Макринин день. Мокрины
Бабы дождь вызывали. Были распространены особые ритуалы, в которых принимали участие женщины, родившиеся 1 августа.
На Мокрину дождь — осень сырой и прохладной будет. «Мокрина мокра — и осень мокра».
Дождь на Мокрину — к урожаю ржи и орехов на следующий год.
С этого дня начинали собирать подосиновики.

2 августа. Ильин день
Этот праздничный день посвящался Илье пророку.
Уже чувствуется дыхание осени, хотя еще продолжается лето. «На Илью до обеда лето, а после обеда осень».
В деревнях пекли хлеб, которым угощали всех соседей.
В этот день старались в поле не работать, чтобы пророка Илью не разгневать. В церквях просили Илью о плодородии зерновых.
В Ильин день скотину в на луг не выпускали, так как верили, что змеи, злые духи и хищные звери могут ее обидеть и поранить.
Считается, что в этот день обязательно гроза будет.
Верили, что гром из диких зверей вселившихся в них злых духов выгоняет.
Считалось, что после Ильина дня в реке купаться нельзя. «Илья остудил воду». «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается».
Какова погода в этот день, такова и 27 сентября.

3 августа. Онуфрий Молчаливый
В этот день работали молча.
День подходит для приведения в порядок хозяйственных построек.
Сильные росы — плохой урожай льна.

4 августа. Мария Ягодница
Женщины утром росой умывались, чтобы кожа белой и чистой была.
В этот день варят варенье и компоты.
«Коли гроза — сена будет за глаза».
Молнию в этот день опасались.

5 августа. Трофим Бессонник
«Долго спать — добра не видать».
«Идет работа — спать неохота».

6 августа. Борис и Глеб
Отмечают память святых Бориса и Глеба.
В этот день на поля не выезжали, так как считалось, что августовские грозы стога поджигают. «На Глеба и Бориса за хлеб не берись».
Собирают ягоды черемухи.

7 августа. Анна Летняя
Чествуется Святая Анна, мать Девы Марии.
Этот день зиму определяет. Если утренник холодный, то и зима морозной будет. «Какова погода до обеда, такова зима до декабря. Какова погода после обеда, такова после декабря». Дождливая погода — к теплой и снежной зиме, а ясный день — морозная зима ожидается. Муравьи большие муравейники строят — к холодной зиме.
Варили ранний картофель.

8 августа. Ермолаев день
На Руси яблоки до Яблочного Спаса собирали, но не ели.
«Ермолай — хлеб прибирай».
Травы в этот день целебной силой обладают. Народные целители отмечали этот день как удачный для сбора лекарственных трав.

9 августа. Пантелеймон Целитель, Пантелеймон Кочанный
На Руси святому молились об излечении. Лекари травы в этот день собирали, заговоры произносили.
Работать в полях в этот день не рекомендовалось, так как грозы остерегались.
В церквях колосья с полей освещали. Затем их приносили домой и долго хранили.
К этому дню прошлогоднюю капусту держали, пирожки с нею пекли.

10 августа. Прохоры-Пармены
Праздновали кузнецов. Их считали особыми людьми, обладающими не только большой физической силой, но и умеющих укрощать металл.
Этот день считается несчастливым для всех людей, связанных с любым видом торговли. «Прохоры-Пармены — не затевай мены».
Выкапывают луковицы тюльпанов.

11 августа. Калинник
«Если спелый овес вновь зазеленеет — осень будет ненастной».
Случаются утренние заморозки и холодные туманы.

12 августа. Силуан и Сила
Рожь поспевает, ее колосья к земле склоняются.
Даже слабые люди в этот день силу чувствуют. «Бессильный богатырем живет».
Коров в этот день стерегли, чтобы ведьмы их молоко не выпивали.
Звезды на рассвете сильно мерцают — сильный дождь пойдет.

13 августа. Евдокимов день
Прежде в этот день борону заговаривали, чтобы у нее зубья не ломались.
Репу варили и парили для пирогов и каш.

14 августа. Первый Спас, Медовый Спас, Маковый Спас, Спас на воде
Начинается Успенский пост.
В некоторых губерниях Первый Спас Мокрым Спасом назывался. Купались в освященных водах.
В этот день заламывали соты.
Пчеловоды в церквях мед освещали.
Маковые булочки в этот день пекли, ими соседей угощали.
Было поверье, что ведьмы в дом не попадут, если на Маковый Спас вход в избу обсыпать семенами мака.
Распахивали поля под озимые.

15 августа. Степан Сеновал
Всей семьей цветы для Степанова венка собирали. Венок вешали в избе в красном углу. Когда болезнь в дом приходила, заваривали пучок трав и цветов, чтобы дух лета помог.
В семьях была серебряная монетка, которую отцы передавали своим сыновьям. Ее опускали в ключевую воду, которой лошадей поили. Монетку в тайном месте в конюшне кормили. Это был очень интересный и сложный обряд, после которого лошади покладистыми становились.
Погода этого дня указывает на погоду в начале сентября.

16 августа. Антон Вихровей
Сильный ветер, особенно с вихрями, — к снежной и суровой зиме.
«Каков Вихровей, таков и октябрь».
Если в этот день дождь пошел, то долго идти будет.

17 августа. Авдотья Малиновка, Огуречница, Сеногнойка
В этот день часто дожди идут. Просили: «Не иди, где косят, а иди, где просят». Или: «Не иди, где жнут, а иди, где жгут».
Этот день указывал погоду в ноябре.

18 августа. Евстигней Житник
Считалось, что в этот день полезно есть хлеб с сырым луком и солью, и запивать его квасом. Луковые пучки и косы в комнатах развешивали.
Этот день погоду на декабрь определял.
На закате эхо слушали. Далекое эхо — к солнечному дню, близкое — к дождливой погоде на следующий день.

19 августа. Второй Спас. Яблочный Спас
На Руси Яблочный Спас широко отмечали.
До Второго Спаса яблоки (и виноград) не ели.
Яблоки в этот день в церквях освещали. Устраивались базары, на которых яблоки с телег продавали.
Ночи все холоднее становятся.
«Второй Спас шубу припас».
Погода в этот день указывала на погоду в январе.

21 августа. Мирон Ветрогон
Ежевику в лесах собирали. Ее листья сушили, чтобы заваривать при простуде.
В этот день ветры бушуют.
Ветрогон погоду в январе уточняет.
Спокойный, безветренный день — к ясной и солнечной осени.
Иней — к хорошему урожаю на следующий год.

22 августа. Матфей Змеесос
Коров от змей стерегли, чтобы те к вымени не присосались. Молоко доили при закрытых дверях. Считалось, что в этот день скотину легко сглазить.
Начинаются осенние затяжные дожди.

23 августа. Лаврентьев день
В полдень на воду смотрели. Тихая и спокойная — к безветренной осени, спокойной зиме.
«Осень и зима хорошо живут, коли вода тиха, и дождик идет».

24 августа. Евпатий Коловрат
Этого дня люди боялись. Согласно легенде, в битве с татарами был убит Батыем богатырь-молодец на белом коне. Его конь с тех пор по болотам скачет в поисках всадника. Ночью конь могилы разрывает, ищет своего хозяина. Души умерших воинов и утопленников от его плача просыпаются. По всему кладбищу блуждающие огоньки загораются.
В этот день овец стригут.

25 августа. Фотя Поветенный
В этот день принято наводить порядок в хозяйственных помещениях. Особенно там, где лошадиная утварь, соха и борона хранятся.
Обычно бывает дождливо.
Ясная погода — к обилию белых грибов.

26 августа. Тихон Страстной
В этот день погреба и сараи в порядок приводили.
Тихие ветры — к хорошей погоде в ближайшие дни. Сильный ветер — сентябрь дождливый.
Если много грибов, то следующий год урожайным будет. «Коли грибовно — так и хлебовно».

27 августа. Михей Тиховей
Свадьбы играют, сваты к родителям невесты приезжают.
В этот день каменщиков поздравляют.
В этот день за ветром наблюдают. Безветренная погода — к солнечной осени, ветер дует — ненастная осень ожидается. Буря — ненастный сентябрь ожидается.
Журавли клином на юг потянулись -уже в октябре мороз ударит. Птицы не встают на крыло — осень затяжной будет.

28 августа. Успение Пресвятой Богородицы
Начало молодого Бабьего лета.
В этот день крестьяне устраивали складчины. Более обеспеченные люди угощают бедных.
На Успенье огурцы солили.

29 августа. Третий Спас. Ореховый. Спас Нерукотворный
В этот день крестьяне Богу молились, затем мужчины в поле отправлялись, чтобы зерно сеять.
Начинали продавать полотна и холсты. «В Первый Спас на воде стоят, на Второй — яблоки едят, на Третий — полотна продают».
Занимались чисткой колодцев.
Если журавли к этому времени улетят, то на Покров (14 октября) морозно будет.

30 августа. Мирон Ветрогон
В этот день вдовам и сиротам помогали.
Если утром роса и туман, то будет хорошая погода.

31 августа. Флор и Лавр. Лошадиный праздник
Флора и Лавра на Руси почитают как покровителей лошадей.
В этот день лошадям отдых давали. За ними ухаживали, а потом окропляли святой водой. Лакомствами кормили.
Пекут печенье в форме подковы.
Праздновали окончание сева озимых.
Женщины вечером собирались с рукоделием в руках. Обсуждали свою жизнь.
По корням полыни судили об урожае на следующий год. Толстые корни — год урожайным будет.

© Сайт , 2012-2019. Копирование текстов и фотографий с сайта pоdmoskоvje.cоm запрещено. Все права защищены.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143469-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143469-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Август - последний летний месяц в Северном полушарии и последний зимний - в Южном. В этот период засевают поля озимыми культурами, убирают ячмень, собирают крыжовник, летние сорта яблок и малину. Довольно жаркая пора, но чем ближе к сентябрю, тем чаще и гуще проявляются признаки надвигающейся осени. Погода непостоянна и непредсказуема. В основном народные приметы августа связаны с осенней страдой и наступлением холодов. В Древнем Риме покровительницей месяца была Минерва, богиня мудрости, что соответствует древнегреческой Афине Палладе.

Другие названия августа

За обилие в этом месяце самого разного урожая август именовали разносолом

Сегодня мы пользуемся латинским названием последнего месяца лета, с традиционным отбрасыванием окончания, как это принято в русских заимствованиях из латыни. Изначально римляне называли август «секстилием» и был он шестым месяцем. Наименование Augustus было введено Юлием Цезарем, одновременно с введением Юлианского календаря. Шестым месяцем стал июль, названный по имени Цезаря (Julius), а бывший «секстилий» («шестой») стал восьмым в честь другого императора - Октавиана Августа.

Вплоть до начала XX века в Ирландии считали август первым осенним месяцем. Первого числа ирландцы отмечали «проводы лета». Корнями эта традиция уходила в исторический кельтский праздник Бронтрограйн, по-ирландски называвшийся Лугнасад.

В России название «август» закрепилось с лёгкой руки Петра I. Древнеримское наименование пришло на русские земли через византийскую традицию. На Руси, до Петра, у августа были разные названия:

  • жнивень, серпень (на южнорусских землях, оба названия связаны со сбором урожая, первое от «жнива», второе от «серп»);
  • зорничник, зарев (более характерно для северной Руси, названия связаны с красивыми закатами и северным сиянием).

Общие приметы месяца


Тёплый и дождливый август - к урожаю грибов

На протяжении столетий считалось, что зима будет затяжной и богатой снегом, если в первую августовскую неделю погода не будет переменчивой. Журавли, раньше времени торопящиеся на юг, как и иней по утрам, говорят о раннем наступлении зимы. Обилие гроз предрекает затяжную осень, а отсутствие дождей свидетельствует о сухой и тёплой поре.

Народные приметы на каждый день

  • 1 августа - Макриды, Макринин день

Осадки на Макридов день - осень будет урожайной и дождливой. Если дождя нет, то и до конца месяца сухо будет.

  • 2 августа - Ильин день

В Ильин день, по старинным поверьям, до обеда - лето, после обеда - осень. Очень важный день у восточных и южных славян, издревле почитавших Илью-пророка наряду с Николаем Чудотворцем.

  • 3 августа - Онисим, Семен-Летопроводец, Онуфрий Молчаливый

Гроза на Онисима свидетельствует о затяжной осени. Сороки громко кричат - зима будет теплой. На муравейниках большие кучи - к холодной зиме. Обильная утренняя роса говорит о бедном урожае льна.

  • 4 августа - Мария, Марья Ягодница (сладостница, попелуйница)

Говорят «на Марьин день гроза - сена будет за глаза», «на ягодницу росы - льны будут серы и косы». В этот день принято было ходить по ягоды в лес и отдыхать. Работать противопоказано. Считалось, что за такое неуважение к празднику Мария Магдалина может наказать, побить градом или даже ударить молнией.

  • 5 августа - Трофим Бессонник

Начало полевых работ. На Трофима либо от зари до зари работали, либо ходили в лес по ягоды и занимались домашней консервацией. На Трофима «идет работа - спать неохота»… и за приметами следить некогда.

  • 6 августа - Борис и Глеб Летние

Чтобы урожай не погиб от пожара, крестьяне молились Борису и Глебу

Если Борис и Глеб выпадает на полнолуние, то погода в этот день определяет погоду второй половины августа.

  • 7 августа - Анна-Холодница, Анна Летняя, Макарий

Считалось, что погода первой половины дня «холодницы» свидетельствует о погоде сентября-декабря, второй половины дня - декабря-февраля. Дождь на Макария - к снежной зиме.

  • 8 августа - Ермолай Никомедийский, Моисей (Угрин), Параскева (Римская)

Считалось, в полдень в травах зарождается целительная сила. И эта сила сохраняется до 10 числа. После обеда в Ермолаев день принято собирать лекарственные растения. Лягушки прыгают по берегу, кусаются мухи - к дождливой погоде.

  • 9 августа - Пантелеймон Целитель, Никола Кочанский

В «Кочанный день» в кочаны капуста завивается. Целебные травы на Кочанник сохраняют свою силу, поэтому «и собака на Пантелеймона знает, что трава помогает». 9 августа, как и вторую половину 8-го, традиционно собирали лечебные растения. Муравьи закрывают входы в муравейники - к дождливой погоде.

  • 10 августа - Прохор и Пармен

Дождь без ветра - к затяжной плохой погоде. Обильная роса поутру - день будет солнечным. Высокие облака - к хорошей погоде.

  • 11 августа - Калинники

Если орехов и ягод много, а грибов нет - следует ждать холодной, лютой зимы

«Калинниками» издревле называли первые заморозки, часто случавшиеся 11 августа. В Калинов день запрещалось рубить деревья, а сломанные даже случайно ветки, как считалось, были предвестницами несчастья. Наши предки полагали, что если Калинник теплый, в начале сентября будет стоять хорошая погода. Туман поутру - к плохому сбору меда. Туманный день - к хорошему урожаю хлебов.

  • 12 августа - Силин день, Силуан, Иоанн Воин

Тепло и сухо - к хорошему урожаю грибов. Иней на ветках - к богатому урожаю озимых. Много рябины - к дождливой и ранней осени. Дожди с ветром - к затяжной дождливой погоде. На Силу прохлада - будет стоять сухая погода.

  • 13 августа - Евдоким, Еводикомово заговенье

Кошка дерет спину - плохую погоду кличет. Сильный ветер на Евдокима - к снежной зиме. Быстро рассеивающийся утренний туман - к ясной погоде. В воздухе летают паутинки - жара будет стоять еще долго.

  • 14 августа - Первый Спас, Маккавей

Розы отцвели - к скорым холодам. Ветряная погода - к холодной и снежной зиме. Какова погода на Маккавея, такова будет и 28 августа (Успение).

  • 15 августа - Степан Сеновал

Считается, что какая на Стефана погода, такая будет и в сентябре. Дождь - к хорошему урожаю картофеля. Северо-восточный ветер - к бедному урожаю зерновых. Погода с утра на Степана определяет погоду на следующие полтора месяца. Если на Степанов день приходится растущая луна - погода будет засушливой. Если Новолуние - к дождям.

  • 16 августа - Антон Вихревей.

Ещё одно название дня - Малинник

Южный ветер с пыльными вихрями - к снежной зиме. Какая будет погода на Антона-вихревея, таков будет октябрь. Линька домашней птицы - к скорым холодам. Теплый ветер - к снежной и мягкой зиме, сильный и холодный - к зимним морозам.

  • 17 августа - Авдотья (Евдокия) Огуречница, Малиновка

Погода на Малиновку определяет погоду ноября. Если 17 августа будет ясно и тепло, погожим будет и ноябрь. Дождливая погода - к снежному и пасмурному ноябрю.

  • 18 августа - Евстигней-Житник

Погода на Евстигнея определяет погоду декабря. Также согласно народным поверьям, пиявки на дне реки 18 августа - к жаркой погоде. Пиявки на поверхности и купающиеся в воде чайки - к дождливой.

  • 19 августа - Второй Спас (Яблочный), Преображение

Яблочный (Второй) Спас определяет погоду в январе и на Покров. Ясно и тепло - к снежному и холодному началу следующего года. Идет дождь - осень также будет дождливой.

  • 20 августа - Марины-Пимены

Аисты готовятся улететь на зимовку в теплые края - к холодной зиме. Быстро рассеивающийся утренний туман - к хорошей погоде.

  • 21 августа - Мирон Ветрогон

В этот день было принято читать заговоры на ветер, чаще всего они были любовные

Иней на Мирона и Матвея (22 августа) - к богатому урожаю в следующем году. Богатый урожай ягод - к суровой зиме. Жара - к теплой осени, а дождь - к пасмурной. Северный ветер 21 августа и богатый урожай рябины - к похолоданию. Считается, каков Мирон-Ветрогон, таким будет и январь.

  • 22 августа - Змеесос коров, Матвей (Матфей)

Ранний иней на Матвеев день и Мирона (21 число) - к богатому урожаю в следующем году. Если Матвей дождливый, пасмурная погода сохранится до конца августа. Сильный южный ветер - к снежной зиме. Погожая погода - к теплой осени и поздней зиме.

  • 23 августа - Лаврентий Зоречник

Наши предки полагали, что сильные дожди или сильная жара на Лаврентия предопределяют дождливую или теплую осень соответственно. Спокойная вода - к погожей осени и зиме без вьюг. В полдень рябь на воде - осень и зима будут холодными.

  • 24 августа - Евпл, Василий, Федор

Кроваво-красный восход - к сильному ветру с дождем. Дождь на восходе - к пасмурной погоде на последующие дни. Если на Евпла солнечно, в сентябре будет мало дождей.

  • 25 августа - Фотий (Фотя) Поветенный

Дождь на Фотия - будет коротким «бабье лето». Из нор вылазят кроты - к пасмурной погоде. Если на Фотю тепло и ясно, будет много белых грибов. Гроза - к затяжной осени. Обильная роса - к ясной погоде.

  • 26 августа - Тихон Страстной, Максим Исповедник

В Тихонов день было принято прибираться в сараях и погребах для правильной заготовки снеди на зиму

Легкий теплый ветерок на Максимов день - к сухой и теплой погоде. Сильные ветра - к пасмурному сентябрю. Если ночью постоянно ухают совы и/или Луна в кольце, погода переменится. Месяц рогами вниз и молодая Луна красного цвета - к дождливой погоде. Полное отсутствие ветра на Тихона значит, что ветряными будут следующие несколько дней.

  • 27 августа - Михей Тиховей

Легкий ветерок в Михеев день - к сухой осени. Если ветер сильный, сентябрь будет пасмурным. Кроваво-красный рассвет - к сильным ветрам. Михей выпадает на новолуние - к кардинальной перемене погоды через неделю.

  • 28 августа - Успение Пресвятой Богородицы, Успенщина

28 августа - 14 сентября - так называемое «молодое бабье лето». Радуга на Успенщину - к затяжной и теплой осени. Обилие паутины - к ясной и морозной зиме. Хорошая погода - к дождливому «старому бабьему лету».

  • 29 августа - Спожинки, Третий Спас (Нерукотворный)

Много орехов к Третьему Спасу - к обилию хлебов в следующем году. Хорошая погода на Спожинки - к короткой зиме и ранней весне. Если журавли улетели на юг до Орехового Спаса, то на Покров ждите мороз.

  • 30 августа - Мирон Ветрогон

Хорошая погода - к ранней весне. Золотистые рассвет и закат, утренний туман и обилие росы - к теплой погоде. Если на Мирона порывистый ветер, погода будет тихой. Кроваво-красный восход - к ветрам.

  • 31 августа - Флор и Лавр

Низко плывущие облака на Флора (Фрола) и Лавра - к ненастной погоде. Если воздух свеж и прозрачен, жди ненастья. Жаркий, но пасмурный день на Флора - к дождю.


Август - богатая пора, посему свадьба в этом месяце в целом благоприятна

В целом для создания семьи подходит весь август. Последний месяц лета - самый благоприятный в году для заключения брачного союза. Считается, что жениться в августе нужно тем, кто хочет стабильности в семье и крепкого союза душ жениха и невесты. Это не только любовные, но и партнёрские, дружеские отношения, что порой гораздо важнее скоротечной страсти.

Благоприятные и неблагоприятные дни для бракосочетания в 2019 году

Август 2019 года, как утверждают астрологи, окажется страстной порой и одновременно станет этапом принятия и духовной зрелости. В этот период может родиться не просто крепкая семья, но и действительно прочные отношения между возлюбленными: такие союзы будут построены не на одной лишь любви, но также на абсолютном доверии, общих целях, интересах, взглядах и принципах обоих партнёров.

Более того, дети, зачатые в конце лета, будут одарены незаурядными способностями и мудростью.

  • Благоприятные даты для свадьбы в августе 2019: 5, 6, 9, 11, 14, 15, 18, 23.
  • Неудачные даты для свадьбы в августе 2019: 17, 19, 20, 24, 27–31.

Если следовать религиозным постулатам, то во второй половине месяца от венчаний и свадебных торжеств стоит отказаться. Период держания Успенского поста начинается с 14 августа и длится до 27 числа, кроме того, 19 августа православные отмечают Преображение Господне.

Последний месяц лета богат на приметы и обряды. Каждая из них проверена веками и помогает определить те или иные действия на каждый день.

В продолжение темы:
Уголовные

Как гласит мудрое высказывание: «Все гениальное – просто!». Это можно сказать об удивительном, оригинальном и легком десерте, для которого понадобится шоколадка и слоеное...

Новые статьи
/
Популярные