Сюжет произведения 13 подвиг геракла. Тринадцатый подвиг Геракла

«13 подвиг Геракла» краткое содержание для читательского дневника напомнит о событиях в рассказе.

«13 подвиг Геракла» очень краткое содержание

Тринадцатый подвиг Геракла - рассказ, написанный в 1964 году Фазилем Искандером.

Повествование ведётся от первого лица - ученика пятого класса.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Математику удаётся установить на уроках «образцовую тишину», он заинтриговал своих воспитанников тем, что он никогда не повышал голоса, не заставлял заниматься, не грозился вызвать родителей в школу. Его главным оружием был юмор. Если ученик как либо провинился, Харлампий Диогенович шутил над ним, и весь класс не мог удержаться от смеха..

Когда приходило время писать контрольные, все писали своим умом и не списывали, так как знали, что Харлампий Диогенович сразу вычислит обманщика и вдобавок еще и засмеет.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не выполнив домашнего задания, со страхом ждет урока. В начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Мальчик решает воспользоваться случаем и предлагает проводить их в 5-«А» класс. По дороге он убеждает врача, что лучше начать делать уколы с их класса. Таким образом он хотел дождаться окончания урока.

Когда во время вакцинации одному из учеников класса стало плохо, то наш герой решает вызвать «скорую помощь». Но медсестра приводит мальчика в чувство. После ухода медсестры и доктора Харлампий Диогенович вызывает нашего героя к доске, но тот не справляется с задачей. Мудрый учитель рассказывает классу о 12 подвигах Геракла и говорит, что сейчас был совершён 13. Но Геракл совершал свои подвиги из храбрости, а этот подвиг мальчик совершил из-за своей трусости.

Герой «стал серьёзнее относиться к домашним заданиям» и задумался о природе смеха. Он понял, что смех помогает бороться с ложью, фальшью, обманом; понял, что «слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого». То есть любой человек может оказаться в смешном положении, но плохо не понимать, что ты смешон, быть глупым. Герой благодарен учителю: он смехом «закалял наши лукавые детские души и приучал относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»

«Все математики, с которыми мне приходилось встречаться в школе и после школы, были людьми неряшливыми, слабохарактерными и довольно гениальными».

А вот один математик в нашей школе отличался от всех других. Он не был ни слабохарактерным, ни тем более неряшливым.

«Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек». Появился он в нашем классе с нового учебного года...

Он сразу же установил в нашем классе образцовую тишину. Тишина стояла такая жуткая, что иногда директор испуганно распахивал дверь, потому что не мог понять, на месте мы или сбежали на стадион.

Стадион находился рядом со школьным двором...»

Дети часто сбегали на стадион, что очень раздражало директора школы. Но только не с уроков математики!

Учитель умеет тонко высмеять провинившегося ученика. Никто не хочет оказаться объектом его остроумия.

Он «властно и спокойно держал класс в руках... Списывать у него было почти бесполезно, потому что он сразу узнавал списанную работу и начинал высмеивать ее...

Ученик, отступающий от школьных правил, — не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек. Вернее, не просто смешной, на это, пожалуй, многие согласились бы, но какой-то обидно смешной. Смешной, не понимающий, что он смешной, или догадывающийся об этом последним...

Весь класс над тобой смеется. Все смеются против одного».

Однажды объектом высмеивания оказывается и герой-рассказчик. Он не сумел решить домашнюю задачу. И отмахнулся: наверное, в учебнике ответ неправильный!

«Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его Адольф Комаров. Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом.

Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был».

Адольф задачу решил. Герою становится все более неуютно. Но вдруг в класс заглядывает медсестра. В школе делают прививки против тифа. Уж лучше прививки, чем быть высмеянным со своей нерешенной задачей!

«Уколов я не боялся, потому что мне делали массу уколов от малярии, а это самые противные из всех существующих уколов».

Но белые халаты ищут пятый «А». Мальчик учится в пятом «Б».

— Можно, я им покажу, где пятый «А»? — сказал я, обнаглев от страха.

Этот класс был в одном из флигелей при школьном дворе, и докторша в самом деле могла запутаться...»

Врач говорит, что классу «Б» уколы будут делать на следующем уроке. Мальчик, в надежде избежать позора на уроке математики, выдумывает, что класс «Б» на следующем уроке организованно идет в музей.

Доктор и медсестра решают идти в пятый «Б» . Многие дети боятся уколов, особенно Алик Комаров.

«С каждой минутой он делался все строже и бледней. Он не отрываясь смотрел на докторскую иглу...

Спина его от напряжения была твердая, как доска...»

Алик чуть не упал в обморок во время укола. Рассказчик же, прозванный врачами «малярик», ведет себя героически.

Но вот процедура закончена.

— Откройте окно, — сказал Харлампий Диогенович, занимая свое место. Он хотел, чтобы с запахом лекарства из класса вышел дух больничной свободы.

— Как известно, Геракл совершил двенадцать подвигов... — сказал он. — Один молодой человек захотел исправить греческую мифологию.

И совершил тринадцатый подвиг...

Мы сразу по его голосу поняли, до чего это был фальшивый и никудышный подвиг, потому что, если бы Гераклу понадобилось совершить тринадцать подвигов, он бы сам их совершил, а раз он остановился на двенадцати, значит, так оно и надо было и нечего было лезть со своими поправками.

— Геракл совершал свои подвиги как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости...»

Хитрец все-таки вызван к доске. В домашней задаче речь идет об артиллерийском снаряде.

— Артиллерийский снаряд... — бормочет школьник.

Харлампий Диогенович высмеивает его:

— Вы проглотили снаряд? Тогда попросите военрука, чтобы он вас разминировал...

Весь класс смеялся.

«Смеялся Сахаров, стараясь во время смеха не переставать быть отличником. Смеялся даже Шурик Авдеенко, самый мрачный человек нашего класса, которого я же спас от неминуемой двойки.

Смеялся Комаров, который, хоть и зовется теперь Аликом, а как был, так и остался Адольфом».

«С тех пор я стал серьезней относиться к домашним заданиям... Позже я заметил, что почти все люди боятся показаться смешными. Особенно боятся показаться смешными женщины и поэты...

Конечно, слишком бояться выглядеть смешным не очень умно, но куда хуже совсем не бояться этого ».

Год издания рассказа: 1964

Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла» написан в 1964 году. Произведение входит в повесть «Школьный вальс, или Энергия стыда» и во многом является автобиографическим. Рассказ наряду со всей повестью занимает достойное место среди читателей и заслуженно включен в школьную программу.

Рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» краткое содержание

В начале рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла» читать можем о том, что все учителя математики, с которыми был знаком рассказчик, не обладали особой аккуратностью и, несмотря на всю свою гениальность, были довольно таки слабохарактерными людьми. Но вот однажды в школе появился новый учитель. Звали его Харлампий Диогенович и по происхождению он, как и Пифагор, был греком. С первых же дней работы он смог завоевать авторитет у своих учеников. На его уроках в классе стояла такая тишина, что иногда директор заходил проверить, не сбежали ли дети с урока на стадион.

А на стадион ученики сбегали часто. Причиной был сторож дядя Вася, которого дети любили злить своим появлением. Руководство школы даже писало жалобу директору стадиона, чтобы его перенесли в какое-нибудь другое место, чтобы не мешать учебному процессу. Но жалоба не была услышана. Единственное, что предприняло руководство стадиона – это замена деревянного забора на каменный.

Часто ученики шли на стадион, прогуливая уроки пения. Но никакой сторож дядя Вася не мог заставить детей сбежать с урока математики. Уважение к учителю было настолько сильное, что как только Харлампий Диогенович заходил в класс, там воцарялась тишина, которая длилась до конца урока. Иногда учитель разбавлял атмосферу на уроке какой-нибудь остроумной шуткой.

Например, если ученик опоздал на урок на несколько секунд и в дверях столкнулся с Харлампием Диогеновичем, учитель не кричал и не сердился. Он уважительным жестом предлагал опоздавшему зайти в класс, как бы намекая на то, что пропускает вперед какую-то важную персону. И когда ученик неловко заходит в кабинет, преподаватель, оглашая, что же это за важная особа пожаловала, говорил что-то остроумное. Например:

— Принц Уэльский!

Все дети начинали смеяться. Они понятия не имели, кто же такой этот Принц Уэльский, но точно знали, что опоздавший им не является.

Харлампий Диогенович был небольшого роста, всегда аккуратно одет и достаточно спокоен. Даже во время контрольных работ он не ходил по классу, а спокойно сидел за своим столом и что-то читал. И, несмотря на отсутствие контроля, ученики крайне редко списывали. Они знали, что такую работу учитель сразу же заметит и высмеет перед всем классом.

Главной особенностью Харлампия Диогеновича было умение выставить ученика смешным перед всеми. Он не кричал, не вызывал родителей в школу, не злился на тех, кто у кого плохие оценки или плохое поведение на уроке. Он выставлял их в смешном виде перед одноклассниками. И когда все начинали смеяться с такого ученика, ему становилось стыдно без лишних криков и нравоучений.

Однажды и главному персонажу рассказа выпала такая участь – стать смешным перед своими же друзьями. Мальчик не выполнил домашнее задание. Точнее он пробовал решить задачу про артиллерийский снаряд, но получившийся ответ не сошелся с тем, что был в самом задачнике. Когда ученик пришел в школу, он спросил у одноклассника-футболиста, получилось ли у него решить эту задачу. И, услышав, что у того ответ тоже не сошелся с тем, что в книге, они решили, что ошибка именно в учебнике и пошли играть в футбол. Перед самим уроком мальчик спросил у отличника Сахарова, справился ли он с домашним заданием, и тот дал утвердительный ответ.

Тут прозвенел звонок и в класс вошел Харлампий Диогенович. Главный герой очень боялся, что учитель почувствует его волнение и вызовет его к доске. Он сел на свое место. Его соседом по парте был Адольф Комаров, который из-за войны стеснялся своего имени и просил всех называть его Аликом. Но дети все равно иногда дразнили его Гитлером.

Далее в рассказ Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла» рассказывается о том, как Харлампий Диогенович начинает урок. В классе отсутствовал дежурный ученик и учитель ждал, пока староста вытрет доску и уже хотел начинать урок, когда в класс вошла медсестра. Она спросила, в этом ли кабинете находится 5-А класс. Харлампий Диогенович резко ответил им, что здесь сидит 5-Б. Он понимал, что медсестра хочет сделать прививки, но очень не хотел, чтобы сорвался урок. Медсестра и доктор вышли. Поскольку главный герой сидел недалеко от дверей, он спросил у учителя, может ли он быстро выйти и показать доктору, где 5-А класс. Тот отпустил ученика.

Мальчик радостно вышел из класса и побежал за докторами. Догнав женщин, он спросил, будут ли в его классе делать уколы. Ему ответили, что в 5-Б медработники придут на следующем уроке. Но ученик соврал, сказав, что как раз на следующем уроке весь их класс направляется в библиотеку. Тогда доктор и медсестра решили вернуться и сделать прививки ученикам 5-А класса. Мальчик обрадовался. Он с детства страдал от малярии, перенес много уколов и уже не боялся их.

Они вернулись в класс. Возле доски стоял Шурик Авдеенко и пытался решить задачу про артиллерийский снаряд. Доктор объявила, что они с медсестрой сейчас всему классу будут делать прививки от тифа. К врачам решили вызывать детей по списку из журнала. Первым должен был пойти Авдеенко, который только что сел за парту. В то время Алик Комаров с ужасом ждал своей очереди. Главный герой пытался его успокоить, но мальчик панически боялся уколов.

Когда пришла пора делать укол Комарову, он шел к доктору, как на каторгу. Как только укол был сделан, мальчик внезапно побелел и потерял сознание. В классе все испугались. Доктор усадила Алика на стул, подсунула под нос мальчику флакончик, и он пришел в себя. На свое место мальчик возвращался уже уверенно и деловито, как будто и не умирал несколько минут назад.

Когда главному герою сделали укол, он даже и не почувствовал. Доктор похвалила мальчика за смелость и отправила на место. Еще позже всем ученикам были сделаны уколы, доктора попрощались и вышли из кабинета.

Далее в произведении «13 подвиг Геракла» читать можем о том, что Харлампий Диогенович попросил открыть окно, чтобы избавиться от запаха лекарств в классе. Он сел за стол, достал четки и стал перебирать одна за другой бусины из них. Ученики знали, что в такие моменты он рассказывает нечто очень интересное и поучительное.

Он начал свой рассказ с того, что согласно древнегреческой мифологии было совершенно . Но вот сейчас появился человек, решивший совершить тринадцатый подвиг героя. Только во Геракл совершил все подвиги из храбрости, а этот молодой человек – из трусости. В рассказе Искандера подвиг Геракла, конечно, имел метафорическое значение, поскольку всем известно, что древнегреческий герой совершил всего двенадцать подвигов.

Далее в рассказе «Тринадцатый подвиг Геракла» кратком содержании вы узнаете, что главный герой заподозрил что-то неладное. Харлампий Диогенович вызвал мальчика к доске и попросил решить домашнюю задачу. Долго главный герой думал, как ему выйти из этой ситуации, и в то же время мальчику становилось ужасно стыдно. Он стоял у доски и не мог сказать ничего, кроме фразы «артиллерийский снаряд». Учитель спросил, не проглотил ли он часом это снаряд, о котором так долго говорит. Мальчик растерялся и сказал, что проглотил.

«Тринадцатый подвиг Геракла» главные герои рассказа Фазилия Искандера

«13 подвиг Геракла» главные герои

  • Рассказчик — главный герой, ученик 5-Б класса
  • Харлампий Диогенович — учитель математики
  • Шурик Авдеенко — учится плохо. Когда учитель смеется над ним, называя «черным лебедем», Авдеенко «сидит, яростно наклонившись над тетрадью, показывая мощные усилия ума и воли, брошенные на решение задачи». У него угрюмое загорелое лицо, он длинный и нескладный. Шурик даже не радуется, когда ему наконец делают укол. Рассказчик называет его «самым мрачным человеком нашего класса».
  • Алик Комаров — больше всего боится уколов. Алика на самом деле зовут Адольф, но началась война, мальчика стали дразнить, и он на тетради написал «Алик». Он «тихий и скромный ученик». Рассказчик говорит о нем: «Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался еще тише. У него была такая дурацкая привычка - держать руки на промокашке, от которой я его никак не мог отучить». Во время того, как Алику делают укол, у него на лице выступают веснушки. Он рыжеватый, и рассказчик думает о том, что мальчика, наверное, дразнили бы рыжим, если бы в классе не было настоящего рыжего.
  • Сахаров - отличник. Даже во время смеха он старается не перестать быть отличником. Рассказчик говорит о нем так: «- Правильный, - кивает он мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту же минуту возненавидел за благополучие» .

Каждый герой этого рассказа запоминается надолго, потому что автор выделяет главные, основные черты внешности и характера героя, и делает на них акцент, подчеркивая несколько раз угрюмость Авдеенко, благополучие Сахарова и скромность и незаметность Алика.

«13 подвиг Геракла» характеристика главного героя

Главный герой рассказа - шустрый, озорной и лукавый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.
К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником, подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает момент. когда класс смеётся над главным героем.
Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков и фал в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебнике неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.
Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учителю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснежным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», т>т же придумав себе оправдание. Затем он соврал врачу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусинами своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло какой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказчик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.
В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам».
Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника, а от имени человека, ставшего уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Характеристика учителя

Учитель математики — «<…> был один математик в нашей школе, который отличался от всех других. <…>
Звали его Харлампий Диогенович. Как и Пифагор, он был по происхождению грек».
Главное оружие Харлампия Диогеновича — это делать человека смешным, воспитывать смехом. Никто не хочет быть смешным.
Учитель перед всем классом открыл то, что главный герой таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего. Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. «Долгожданный звонок, как погребальный колокол, продрался сквозь хохот всего класса».

Рассказ «13 подвиг Геракла» Искандера был написан и опубликован в 1964 году. Главными героями книги являются пятиклассники грузинской школы, которым предстоит делать выбор между дружбой и предательством, честью и бесчестьем, достоинством и трусостью.

Главные герои

Рассказчик – главный герой, ученик 5-«Б» класса.

Харлампий Диогенович – учитель математики, аккуратный, требовательный, строгий педагог.

Другие персонажи

Сахаров – прилежный ученик, отличник.

Адольф Комаров (Алик) – сосед по парте главного героя, тихий, неприметный мальчик.

Шурик Авдеенко – один из самых слабых учеников в классе.

С началом нового учебного года в школе появился новый учитель математики – Харлампий Диогенович, « по происхождению грек ». Он выгодно отличался от своих коллег опрятным внешним видом и сильным, волевым характером.

С первого урока ему удалось установить в « классе образцовую тишину ». Строгая дисциплина достигалась учителем не наказаниями или угрозами – ему удавалось так тонко и остроумно подшучивать над нарушителем спокойствия, что тот становился настоящим посмешищем. В такой роли частенько выступал Шурик Авдеенко – откровенно слабый ученик, и большой любитель списывать.

Главное оружие математика – « это делать человека смешным ». Ученик, который не хотел учиться, был в его глазах не просто смешон, но обидно смешон. Дети это понимали, и всегда старались тщательно готовиться по его предмету.

Главный герой – рассказчик – также не избежал участи оказаться в роли смешного человека. Ему никак не давалась « какая-то запутанная и глупая » задача про артиллерийский снаряд. Уже перед уроком герой узнал, что задачу успешно решил не только отличник Сахаров, но даже его тихий и неприметный сосед по парте – Адольф Комаров или Алик, как он любил себя называть.

Мальчик с трудом сдерживает волнение – он совершенно не подготовлен к уроку. Надежда на спасение появляется в виде доктора и медсестры, которые должны были привить класс от тифа. Они ищут 5-«А», и герой просит разрешения провести медиков к кабинету параллельного класса, располагавшегося « в одном из флигелей при школьном дворе ».

По дороге он убеждает доктора начать вакцинацию с их класса, чтобы тем самым сорвать урок математики. Ему это удается, и в 5-«Б» начинают делать прививки от тифа. От страха Алик заметно бледнеет, и сразу после укола падает в обморок.

Герой собирается бежать за «скорой», но медсестра быстро приводит Алика в чувство. До конца урока остается совсем немного времени, и Харлампий Диогенович, перебирая в руках желтые четки, принимается рассуждать о двенадцати подвигах Геракла и некоем молодом человеке, решившем совершить тринадцатый подвиг мифического героя, но не из храбрости, а из трусости.

Герой чувствует, « что в воздухе запахло какой-то опасностью » – его вызывают к доске решить заданную на дом задачу, и он позорится перед всем классом.

Повзрослев, герой понял, что учитель математики своими насмешками закалял « лукавые детские души », и приучал своих учеников относиться к себе с изрядной долей юмора.

Заключение

Своим произведением Фазиль Искандер хотел донести до детей и подростков простую мысль – нужно работать над своими слабостями, бороться с ними, чтобы в дальнейшем не вошли в привычку.

Краткий пересказ «13 подвиг Геракла» будет особенно полезен для читательского дневника. После его ознакомления рекомендуем прочесть рассказ полностью.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 1421.

В продолжение темы:
Место для тату

Многие люди привыкли ассоциировать ягоды с малиной или клубникой, но такую особенную ягоду, как слива, частенько забывают. К чему снятся сливы во сне? Как утверждает сонник,...

Новые статьи
/
Популярные